Научная статья на тему 'Реализация индивидуального подхода в формировании системы оценивания компетенций обучающихся'

Реализация индивидуального подхода в формировании системы оценивания компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНИВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева О.Ю.

В статье представлен опыт наблюдения и оценки формирования компетенций обучающихся. Проблема объективного оценивания сформированности компетенций будущих специалистов является одной из актуальных проблем современного образования. Данная проблема рассмотрена с позиций административноуправленческого аппарата, преподавателей, руководителей практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация индивидуального подхода в формировании системы оценивания компетенций обучающихся»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого обучающегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается обучающимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Таким образом, изменения системы оценивания в колледже будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.

Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого обучающегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.

© Кедровских Е.А., 2016

УДК 377.5

О.Ю. Ковалева

Заведующий отделением Колледж ИСТиС ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» г. Челябинск, Российская Федерация

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В статье представлен опыт наблюдения и оценки формирования компетенций обучающихся. Проблема объективного оценивания сформированности компетенций будущих специалистов является одной из актуальных проблем современного образования. Данная проблема рассмотрена с позиций административно-управленческого аппарата, преподавателей, руководителей практики.

Ключевые слова Компетенции, оценивание, личностно-ориетированный подход.

Компетенции - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентно способным на рынке труда, успешно профессионально самореализоваться. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и лабораторно-исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного раннее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателями или под его руководством.

Формирование системы оценивания компетенций обучающихся, связано с деятельностью преподавателя, и заключается в обеспечении соответствия методов обучения критериям оценивания полученным результатам. Особенностью компетентностно-ориентированной рабочей программы дисциплины, междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля (ПМ) является то, что в ней преподаватель должен сформулировать ожидаемые результаты освоения.

Согласно ФГОС СПО и международным документам в этой области можно выделить два метода оценивания компетенций:

— метод прямого оценивания (контрольные работы, тесты, курсовые работы, промежуточная и итоговая аттестации и т.д.), которые проводятся непосредственно в ходе образовательного процесса;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

— метод косвенного оценивания (бально-рейтинговая система, анкетирование, анализ учебных планов, опрос работодателей, показатели движения контингента, трудоустройство обучающихся и т.д.).

Исходя из вышесказанного, необходимо понимать, что речь идёт о системе индивидуального подхода в формировании и реализации индивидуального оценивания компетенций у обучающихся. Данная система должна быть направлена от оценивания для контроля к оцениванию для развития (корректирования результатов).

Система оценивания компетенций в укрупнённом виде содержит:

— компетенции как результат освоения основной профессиональной образовательной программы;

— образовательные технологии как способ их формирования;

— оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов освоения основной профессиональной образовательной программы;

— портфолио обучающегося (может быть паспорт компетенций);

— защита выпускной квалификационной работы.

При этом возникает трудность в оценке сформированности общих и профессиональных компетенций, а именно - соблюдение принципа объективности. Очевидно, что необходимо уйти от человеческого фактора, и измерить «долю», соответствующей конкретной общей компетенции (ОК) или профессиональной компетенции (ПК). В процессе измерения происходит сравнение существующего уровня каждого студента этим «долям».

На рисунке 1 представлена модель взаимодействия индивидуального оценивания компетенций обучающихся. Проблемой в этой модели является формирование индивидуального протокола оценки компетенций, формирование паспорта (укрупнение) общих и профессиональных компетенций на уровне административно-управленческого персонала - отсутствует способ измеримости.

Рисунок 1 - Модель взаимодействия оценивания компетенций обучающихся

На рисунке 2 представлена модель косвенного оценивания компетенций. Косвенным компонентом индивидуального оценивания ОК И ПК обучающихся является ведомость по дисциплине (МДК, ПМ), но

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

пока не создана программно-инструментальная обработка полученных результатов и не создана база образовательной статистики и средства доступа к ней различных категорий пользователей (экспертов, администрации, преподаватели).

ВЕДОМОСТЬ МОНИТОРИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ Сводный протокол компетенций обучающегося НЕТ

Перечень (сводный) формируемых компетенций Статистическая база данных НЕТ

Рисунок 2 - Модель косвенного оценивания компетенций

На рисунке 3 представлен фрагмент экзаменационной ведомости. Как мы можем видеть на примере ведомости, косвенный метод оценивания «освоил» и «не освоил» не может измерить ту или иную ОК и ПК. Следовательно, это остаётся проблемой в формировании индивидуальной системы оценивания компетенций.

Общне компетенции

* Ф.И.О.

студента м м м

с О с с о о

1 Абдрашитов Дали с Зайнуллович освоил освоил та. та. та- та-

2 В ав асов а Татьяна Игоревна ОСВОИЛ освоил та та. та. та.

3 Вайс Никита Сергеевич ОСВОИЛ освоил та та. та. та.

4 Галлгшов Рустам Фаилевич ОСЕОШ освоил та та. та. та.

5 Кандаков Дмитрий Андреевич ОСВОИЛ освоил та. та. та. та.

6 Метелёва Кри стан а Вячеславовна ОСВОИЛ освоил та та та та

OKI

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ок г

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективноетьи качество.

окз

Решать

проблемы. оцениватьриски и принимать решения б нестандартных ситуациях.

OK 4

Осуществлять поиск, анализ и опенку информации, необходимей для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития._

OK 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенстъованияпрофессжшальной деятельности.

ока

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребите-

Рисунок 3 - Экзаменационная ведомость (фрагмент)

Сравнивая представленные модели при оценке компетенций, следует отметить, что обязательна обратная связь, т.е. представление студенту развёрнутого отзыва (портфолио, паспорта компетенций) освоения им дисциплины (МДК, ПМ) с указанием конкретных рекомендаций. По полученным результатам мы сможем реально определить величину отклонения между полученным уровнем (замеренным) общих и профессиональных компетенций и ожидаемым, что и может позволить нам разработать план по коррекции для каждого обучающегося по его дальнейшему развитию и улучшению результатов освоения основной профессиональной образовательной программы. Список использованной литературы:

1. Борисов, П.П., Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования [Текст] //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 1. - С. 58 - 61.

2. Положение «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ТК ФГБОУ ВПО «ЮУрГу» (НИУ)» № 02-03 от 11мая 2014г. г. Челябинска

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

© Ковалева О.Ю., 2016

УДК 78.072.2-057.875

Ю. Л. Колесникова

доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты развития творческих способностей студентов, получающих музыкальное образование.

Ключевые слова

Музыкальные способности, творческий потенциал, исполнительская деятельность.

В современной научной и методической литературе, посвященной анализу проблемы развития творческих способностей личности, такие требования, как «развивать творческие способности», «учить самостоятельно мыслить», «воспитывать творческую личность» и т. п. есть ни что иное, как цели обучения, заданные в неявном виде. Современное обучение в большей степени направлено на развитие у учащихся исполнительских способностей. Творческий же потенциал личности, который зачастую формально предлагается «целенаправленно формировать в процессе обучения», представляет собой проявление самых различных параметров и свойств личности: особых качеств ума (наблюдательности, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, ставить новые задачи), особого состояния личности (радости создания нового, удивления, предвосхищения создаваемого продукта) и многого другого.

Творчество как процесс привлекало внимание исследователей всех эпох развития мировой культуры. Вместе с тем, существует парадоксальный факт - при огромном количестве литературы по теории творчества, данная проблема, и в частностиее педагогический аспект,остается одной из самых неразработанных. Так, известным психологом Я. А. Пономаревым выдвигается гипотеза, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм, взаимодействие, ведущее к развитию [3]. М. А. Михайлова в пособии для родителей и учителей связывает творчество с новизной, трактует его как антипод шаблонной, стереотипной деятельности, сущность которой заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций [1].

Новизна, возникающая в сфере идей творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. По мнению В. И. Петрушина, «субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда он нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов творчества студентов» [2, с. 111]. Объективная ценность признается за произведениями искусства, не имевшим аналога в истории культуры.

Традиционным считается представление о том, что длительное накопление опыта, знаний, навыков предшествует творческому акту, т. е. возможность перехода количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное, новое качество. Проблема заключается в том, что творческие способности развиваются в особой деятельности, направленной на поиск и усвоение разных способов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.