Научная статья на тему 'Методика развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла'

Методика развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕЧЬ / ОБЩЕНИЕ / ДИСКУССИЯ / ТЕКСТ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безенкова Татьяна Александровна

В данной статье рассматриваются основные методы, формы и средства развития культуры речи студентов в процессе изучения дисциплин культурологического цикла, а также раскрывается содержание работы по совершенствованию культуры речи во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла»

7) Особенностью процесса формирования аспектных речевых навыков и коммуникативных умений на этапе предвузовской подготовки иностранных курсантов военно-инженерных вузов России является комплексность обучения.

8) При обучении иностранных курсантов русскому языку необходимо руководствоваться следующими принципами обучения: профессиональной значимости, профессиональной направленности обучения; прочности и сознательности усвоения учебного материала; языковой системности; минимизации материала; наглядности обучения.

9) Обучение военной лексике курсантов дальнего зарубежья невозможно без целенаправленной, систематической работы со словарями, цель которой - сформировать у иностранных учащихся потребность и умение пользоваться различными словарями (толковым, фразеологическим, иностранных слов, синонимов, антонимов и др.).

10) В военном вузе необходим систематический контроль качества подготовки иностранных курсантов, т. к. он приучает их к самостоятельности, побуждает старательно готовиться к занятиям, сознательно усваивать военное дело.

УДК 378

Т. А. Безенкова

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни приводит к необходимости повышения общей культуры выпускников высшей школы. Составной частью этой культуры является и культура речи. Она представляет собой ту область духовной культуры, которая связана с применением языка, в том числе качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. В этой связи возникает вопрос, какими средствами можно развивать и совершенствовать культуру речи. Педагогический опыт высшей школы показывает, что в данном процессе большую роль играют дисциплины культурологического цикла. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования к ним относятся «Культурология», «Мировая художественная культура», «Эстетика», «Этика», «История мировых религий», а

также различного рода спецкурсы и спецсеминары по проблемам культуры и искусства.

Методика развития культуры речи в процессе изучения дисциплин культурологического цикла в Магнитогорском государственном университете потребовала реализации комплекса педагогических условий, который должен включать в себя:

1) ориентацию преподавателя на выработку у студентов навыков анализа текста и создания собственного речевого произведения;

2) создание положительной мотивации у студентов к процессу развития культуры речи;

3) активное вовлечение студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения;

4) расширение среды образцового речевого общения студентов на основе разнообразия форм воспитательной работы во внеучебное время.

Так, ориентация преподавателя на выработку у студентов навыков анализа текста и создания собственного речевого произведения вбирает в себя систему упражнений, которая выстраивается в три этапа. Первый из них — это аналитическая работа с текстом, где на основе его анализа формируются основные коммуникативные умения. Содержанием работы здесь является определение основной мысли высказывания, анализ композиционного оформления текста, составление плана, вопросов к тексту. Для совершенствования умений работать с текстом чрезвычайно важны следующие виды упражнений: поиск основной информации текста (оглавление отдельных фрагментов текста, составление плана текста, определение «смысловых вех» и др.), написание заключения о содержании текста, отыскивание участков текста, содержащих основную мысль и т. д.

На семинарских занятиях по курсу «Культурология» для анализа работ известных культурологов можно использовать такие тексты, как «Что такое культура?» К. Клакхона, «Что такое культурология?» Л. А. Уайта, «Фундаментальные характеристики культуры» Дж. Мердока, «Типология культур» М. Мида, «О культуре массовой и немассовой» А, Б. Гофмана и др. Кроме теоретических работ возможно анализирование и художественных текстов различных эпох, где студенты могут использовать лингвоэстетический, лингв осемантический, композиционный и сравнительный анализ произведений. Например, в процессе знакомства со средневековой архитектурой студентам Магнитогорского государственного университета предлагалось выполнить лингвоэстетический анализ стихотворений австрийского поэта Р, М. Рильке, посвященных французской средневековой готике («Шартр», «Кафедральный собор», «Портал», «Окно-роза», «Капитель», «Собор Парижской Богоматери»), Суть данного вида анализа состоит в выявлении художественных средств, с помощью которых воссоздан поэтический образ готического средневековья.

Для развития коммуникативного и эстетического компонентов культуры речи в процессе занятий по дисциплинам культурологического цикла использовались различные виды и жанры словесного творчества: отрывки из художественной авторской прозы, притчи, афоризмы, анекдоты, стихотворения, а также целые произведения. Например, для развития лаконизма и динамизма речи педагогическая практика подсказала обратиться к таким жанрам фольклора и литературы как притча и басня. Примером может служить обращение к басням Эзопа при изучении темы «Античная литература».

Следующим этапом развития культуры речи было обучение студентов созданию вторичных текстов. В основе этой работы лежит восприятие и анализ культурологического текста для решения соответствующих специальных задач: студенты, интерпретируя прочитанный текст, фиксируют результаты проведенного анализа в виде нового текста - аннотации, конспекта, тезисов, реферата, рецензии. Создание вторичного текста позволяет студентам правильно воспринять текст, раскрыть коммуникативное намерение автора, понять его замысел, осознать основные положения и выводы. Так, в процессе освоения дисциплины «Культурология» студенты учились писать аннотации и рецензии на такие работы, как «Социодинамика культуры» А. Моля, «Культура и взрыв» Ю. Лотмана, «Упадок и возрождение культуры» А. Швейцера, «Миф о Сизифе» А. Камю, «Мировоззрение и образование» С. Гессена, «О толерантности» В. Лекторского.

И, наконец, третьим этапом работы над совершенствованием текстовой деятельности является подготовка студентов к самостоятельному созданию текстов на заданную тему. На данном этапе целесообразно использовать такие формы работы, как заочная экскурсия, телепередача, путешествие. При этом студенты имеют возможность создавать речевые произведения в жанре эссе, этюд, письмо, интервью, сказка, рассказ, творческий потрет и др. Так, при изучении темы «Древний Египет» в курсе «Мировая художественная культура», студентам предлагалось составить текст заочной экскурсии в Долину царей, текст ведущего телепередачи, посвященной архитектурным памятникам Луксора и Карнака, написать сочинение на тему «Мое необычное путешествие по Древнему Египту».

Создание положительной мотивации у студентов к процессу развития культуры речи направлено на вовлечение эмоциональной сферы личности студента в процессе обучения посредством использования аудиовизуальных средств. Они включают в себя репродукции, слайды, видеофильмы, компакт-диски с записями музыкальных произведений, а также медиапроектор, ШФ-проигрыватель, музыкальный центр и др. Перечисленные средства становятся неотъемлемой частью современного занятия и оказывают большое эмоциональное воздействие на студентов, В методике преподавания дисциплин культурологического цикла аудиовизуальные средс-

тва служат одной из главных возможностей подкрепления теоретических знаний при помощи звукового и зрительного образов. Кроме того, они вносят эмоциональную составляющую, способствуют сочувсгвованию и сопереживанию, создают особую атмосферу на занятии, располагают к диалогу. На занятиях по «Культурологии» и «Мировой художественной культуре» студенты получают возможность познакомиться с художественными, научно-популярными фильмами, раскрывающими образ эпохи, экранизациями художественных произведений, изучали творчество композиторов, писателей, художников по фильмам. Так, при изучении русской культуры им предлагались фильмы «Третьяковка - дар бесценный», «Великий храм России», «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга», «Царицыно. Императрица и зодчий». При изучении зарубежной культуры - экранизация комедии Ж, Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», видеофильмы «И. С. Бах», из цикла «Приглашение к музыке», «Франция. XIX век», «Великие чудеса света», «Всемирная история живописи» и др.

Использование видеофильмов и произведений живописи способствует активизации речевой деятельности на семинарских занятиях, развитию речевых умений и навыков. Студенты учатся высказываться о своих чувствах, ассоциациях, эмоциях, образах, что способствует, в первую очередь, развитию коммуникативного и эстетического компонентов культуры речи.

Активное вовлечение студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения предполагает использование дискуссии как одной из основных форм реализации данного педагогического условия. Так, в процессе изучения «Культурологии» возможно проведение дискуссий по следующим темам Государственного образовательного стандарта: «Элитарная и массовая культура», «Культура и глобальные проблемы современности», «Культура и природа», «Типология культур», «Культура и общество», «Инкультурация и социализация», «Язык и символы культуры», «Культурные ценности и нормы» и др.

Примером дискуссии может служить семинарское занятие по теме «Массовая культура: добро или зло?». Цель такого занятия состоит, во-первых, в углублении, расширении знаний о массовой и элитарной культуре, полученных на лекции в обобщенной форме, а, во-вторых, в развитии коммуникативно-компетентной личности. Его задачами являются:

- во-первых, выяснение разных точек зрения на современную массовую культуру ее состояние и влияние на человека;

- во-вторых, воспитание у студентов культуры речевого поведения во время дискуссии;

- в-третьих, стимулирование к речевой активности.

Дискуссия по данной теме может быть проведена по технике «аквариума». В данном случае студентам предлагается объединиться в группы по 5-6 человек, которые располагаются по кругу. Перед началом дискуссии

регламентируется время, отведенное для выработки определенной точки зрения. Каждой группе преподаватель ставит проблему, касающуюся вопросов массовой культуры. Затем участники проблемной группы выбирают своего представителя, который будет защищать общественное мнение в ходе дискуссии. Остальным участникам не разрешается вступать в дискуссию, но позволяется давать указания своему представителю с помощью записок или тайм-аута, который используется для консультации.

В ходе подготовки дискуссии целесообразно обратить внимание не только на содержание, которое касалось освещения современного состояния, проблем культуры, но и на технологию проведения, которая включает в себя следующие этапы: выбор аудитории, разработка процедуры дискуссии, продумывание способов налаживания контакта между участниками и определение тактики поведения руководителя. Следует особо подчеркнуть, что студентам заранее предлагаются правила дискуссии, которые позволяют подготовиться к ведению дискуссии, мобилизуют выбор тактики поведения в ней, учат учитывать достоинства и быть терпимыми к недостаткам оппонентов. Правила не дают участникам возможности превратить дискуссию в светскую беседу и способствуют развитию этического компонента культуры речи.

Наконец, большую роль для развития культуры речи играет расширение среды образцового речевого общения студентов на основе разнообразия форм воспитательной работы во внеучебное время.

Анализ организации внеучебной деятельности по дисциплинам культурологического цикла показал, что она включает в себя разнообразные мероприятия, основанные на различных формах общения, среди которых вечера культуры, конкурсы ораторов и чтецов, творческие встречи, фестивали, смотры и др. Например, при Центре эстетического воспитания Магнитогорского государственного университета действуют такие объединения, как «Школа культоргов», клубы любителей поэзии, музыки, театра, художественного слова.

Одной из ярких форм работы является «Школа культоргов», где на занятиях студенты получают возможность общаться с представителями культуры и искусства г. Магнитогорска и других городов России. Большим успехом пользовались встречи студентов с режиссером из г. Санкт-Петербурга Л. Эренбургом, актерахми Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина - участниками спектакля «Гроза», Засл. арт. России, художественным руководителем Магнитогорской государственной хоровой капеллы им. С. Г. Эйдинова Н. П. Ивановой, доцентом Магнитогорской государственной консерватории О. Сагадеевым, фольклористом, автором книги «За Уралушкой огонечек горит» А. Серовым, поэтом, членом Союза писателей России Ю. Ильясовым и др.

Проведение таких встреч позволяет студентам, во-первых, общаться с людьми, которые обладают высокой культурой речи, что само по себе немаловажно, а во-вторых, здесь в наибольшей степени студенты могут проявить свое умение вести беседу, задавать вопросы, анализировать те или иные явления культуры. Кроме того, культорги групп получают задание написать отзыв о встрече, статью в газету «Мой университет», а также поделиться своими впечатлениями в группе.

Следующей формой внеучебной работы по развитию культуры речи является литературно-музыкальная гостиная «Созвучие», которая действует при Центре эстетического воспитания МаГУ.

Литературно-музыкальная гостиная - форма для образовательного учреждения далеко не новая. Она разработана и описана в педагогической литературе: в методических пособиях, в периодических изданиях мы обнаруживаем многочисленные сценарии литературно-музыкальных вечеров. Особенностью данной формы является организация непрерывно действующей речевой практики. Рассмотрим основные компоненты работы.

Первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе - эстетического мировоззрения.

Вторым, неотделимым от эстетического компонента, является нравственный компонент. Весь «литературный материал», который студенты «пропускают через себя», нравственно ориентирован, основан на высших человеческих ценностях. Обращаясь к лучшим творениям мирового искусства, студенты осваивают такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом приобретается опыт сопричастности, со-чувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Развивается эмоциональная сфера личности.

Нравственное и эстетическое воплощается в слове. Поэтому стержнем нашей работы является общение со словом.

По мере приобретения опыта участники становятся все более самостоятельными и уверенными в своих силах (могут взять на себя роль ведущего, самостоятельно провести репетицию). Результатом работы является поэтический спектакль, литературно-музыкальная композиция. Длительная подготовка к спектаклю (в течение нескольких месяцев) позволяет студентам «вжиться» в литературный материал, прочувствовать его. Таким образом, «Литературно-музыкальная гостиная» — одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства.

Среди результатов деятельности «Литературно-музыкальной гостиной» можно выделить следующие:

- во-первых, формирование языковой компетентности студента, языкового чутья и бережного отношения к слову;

— во-вторых, развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование культуры речи студента;

- в-третьих, освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;

— в-четвертых, приобретение опыта публичного выступления;

- в-пятых, расширение и углубление представления студентов о личности писателя, композитора, о той эпохе, в которой они жили и творили.

Примерами могут служить литературно-музыкальные композиции «Пушкин и Глинка», «Духовная литература и духовная музыка», «Нравственный мир библейских легенд», «Достоевский и музыка», «Русский романс XIX века, «Фет. Поэт-музыкант», «Бунин и Рахманинов», «Другие берега Владимира Набокова», «Любви старинные туманы» (романтическая лирика М. Цветаевой) и др.

Обеспечение данного комплекса педагогических условий создает реальные возможности для развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла.

УДК 811.512.157

Ф. В. Ядрихинская

СТРУКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ В ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ - ОЛОНХО (НА ПРИМЕРЕ ОЛОНХО «НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ», «КЫЫС ДЭБИЛИЙЭ»)

Определение как второстепенный член предложения, выраженный отдельным словом или словосочетанием, характеризует с той или другой стороны любой член предложения. Определения в якутском языке бывают двух видов. Одно из них характеризует определяемое по признаку, составляющему свойство самого определяемого, другое-гю признаку принадлежности определению [2, с. 46].

Особенностью определения как члена предложения, является то, что оно являясь будучи зависимым членом предложения, во-первых, имеет строго закрепленное место: всегда стоит перед своим определяемым, и, во-вторых, образует с определяемым тесное смысловое единство и принимает общий словоизменительный, а иногда и словообразовательный аффикс. Поэтому сочетание определения и определяемого в якутском языке приходится рассматривать как целостное определительное словосочетание, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.