Научная статья на тему 'Педагогические условия развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла'

Педагогические условия развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / РЕЧЬ / ОБЩЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ДИСКУССИЯ / ТЕКСТ / SPEECH STANDARDS / SPEECH / COMMUNICATION / MOTIVATION / DISCUSSION / TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безенкова Татьяна Александровна

Обосновываются педагогические условия развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла. Рассматриваются пути их реализации. Указаны основные методы, формы и средства работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of university students speech developing in the process of culture subjects studying

Pedagogical conditions of university students speech developing in the process of culture subjects studying are discussed. The ways of its realization are considered. The basic methods, forms and the operating means are indicated.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Т.А. БЕЗЕНКОВА (Магнитогорск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Обосновываются педагогические условия развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла. Рассматриваются пути их реализации. Указаны основные методы, формы и средства работы.

Ключевые слова: культура речи, речь, общение, мотивация, дискуссия, текст.

В настоящее время развитие культуры речи студентов вуза является одной из важных и актуальных проблем педагогики высшей школы. Значимость данной проблемы обусловлена целым рядом факторов:

1) речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие личности; умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности как социального феномена;

2) направленность современного образования на гуманизацию и гуманитаризацию предполагает развитие личности обучаемого, язык же является одним из главных инструментов развития личности;

3) значительное снижение уровня культуры речи общества.

Для успешного развития культуры речи студентов в процессе изучения дисциплин культурологического цикла необходима реализация комплекса педагогических условий.

В качестве первого условия считаем целесообразным выделить создание положительной мотивации развития культуры речи студентов.

Теоретико-экспериментальное исследование показало, что развитие культуры речи студентов в процессе изучения дисциплин культурологического цикла возможно посредством активизации мотивации, т.к. она - непременное условие любой деятельности, ибо любая деятельность полимотивированна, т.е. определяется потребностями, целями, стремлениями, интересами, эмоциями.

Анализ научной литературы и обобщение педагогического опыта позволили выявить основные пути создания положительной мотивации развития культуры речи у студентов в процессе изучения дисциплин культурологического цикла. Первым из них выступает создание в группе благоприятного психологического климата. Данное положение обосновано тем, что на формирование и развитие мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства, определяя модальность и силу мотива. Чтобы получить сильную мотивацию, деятельность должна сопровождаться преимущественно положительными эмоциями. Формированию глубоких мотивов учения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру обучаемого, оптимистический настрой и педагога, и обучаемых - все, что определяет эмоциональный комфорт участников образовательного процесса.

Таким образом, благоприятный эмоциональный климат регулирует, прежде всего, коммуникативную сторону обучения. Деловое сотрудничество и сотворчество педагогов и студентов создают атмосферу доверия и благожелательности, товарищества и взаимопомощи. Психологически комфортный режим учебного труда способствует более глубокой личностной вовлеченности студентов в учебный процесс, более полному раскрытию их коммуникативных возможностей и способностей, актуализации их коммуникативного опыта.

© Безенкова Т.А., 2009

Еще одним аспектом формирования положительной мотивации является стимулирование рефлексивных процессов, обеспечивающих осознание студентами личной значимости речевых знаний и умений.

По мнению А. В. Хуторского [1], от-рефлексированное знание как личностное приращение ученика включает в себя совокупность следующих компонентов: «знаю что», «знаю как», «знаю зачем», «знаю я». Для стимулирования рефлексивных процессов, направленных на осознание студентами личной значимости речевых знаний и умений, мы использовали такие приемы, как самоанализ, самооценка, взаимоанализ и взаимооценка.

Самоанализ и оценка собственной речи способствуют развитию умений студента оценивать свою речь с точки зрения ее культуры. Данные приемы могут стать сильным мотивирующим фактором, с помощью которого возникает установка на самообразование в области культуры речи, формируются его цель и задачи. В то же время для того, чтобы понять собственный опыт, необходимо всматриваться в опыт других и соотносить его с собственным. В связи с этим на занятиях нами использовались приемы взаимоанализа и взаимооценки речи студентов.

Вторым педагогическим условием в нашем исследовании является вовлечение студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения. Его реализация становится возможной при активном использовании дискуссионных форм в процессе обучения и воспитания студентов, таких как диспут, спор, дебаты и др.

Мы согласны с мнением исследователей Ю.Б. Алешкиной, Ю.Н. Емельянова, В.С. Лагуна, М.В. Коротковой, М.В. Кларина, Л.А. Петровской, Л.Г. Павловой в том, что в процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:

- моделировать реальные жизненные проблемы, в том числе и особенно сложные, когда коллективное мышление становится основой большинства решений;

- вырабатывать умение слушать и взаимодействовать с другими;

- приобретать умение отстаивать собственные взгляды;

- научиться говорить логично, убедительно, эмоционально, выразительно.

П. И. Пидкасистый развивает важную мысль о том, что учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает у обучаемых

умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему доказательств, с другой - учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту»[2].

В современной педагогике выделяются дискуссии следующих видов: дискуссия-диспут, конференция, прогрессивная дискуссия, дискуссия-соревнование, методика «вопрос - ответ», процедура «Обсуждение вполголоса», методика клиники, методика «лабиринта», методика эстафеты, свободно «плавающая» дискуссия. Групповая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. В процессе дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе обучаемый получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Студентам предлагалось участие в дискуссиях на занятиях по культурологии и мировой художественной культуре: «С чего начинается культура?», «Ценности современного мира», «Массовая культура: добро или зло?», «Что значит жить по совести», «Поведение и культура» и др.

Следующим условием эффективного развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла мы рассматриваем ориентацию преподавателя на выработку у студентов навыков анализа текста и создания собственного речевого произведения.

Понятие «текст» в последние годы приобрело немалую популярность. Проблемами текста занимаются такие науки, как лингвистика, психолингвистика, философия, психология, литературоведение, культурология, искусствоведение и др. Отечественными и зарубежными учеными предложен целый ряд определений текста. Так, по мнению В.П. Белянина, текст представляет собой «основную единицу коммуникации, способ сохранения и передачи информации, форму существования культуры, определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д.» [3]. Текст, в частности художественный, является не

только продуктом речевой деятельности, но и феноменом культуры, т.к. он живет в «большом времени» [4].

Основу развития культуры речи составляет существующее в сознании человека представление о речевом идеале, образце, в соответствии с которым и развивается нормативная богатая речь. Подлинными речевыми образцами для студентов являются художественные тексты, которые следует рассматривать как произведения искусства, где образцом выступает прежде всего повествование самого автора.

В рамках нашего исследования использовались следующие методы и приемы работы с текстом: лингвоэстетический, сло-варно - стилистический, сопоставительный анализ художественных текстов разных эпох, риторический анализ текста, составление семантического поля текста, вычленение оценочного компонента в тексте, анализ художественных концептов текста и др. Не менее важной в рамках реализации данного условия является работа по созданию студентами собственного текста в различных жанрах, таких как обзор, рецензия, эссе, отзыв, очерк, интервью, репортаж, аннотация, статья, реферат, курсовая работа, дипломная работа, дневниковые записи, конспект, доклад, выступление в ходе дискуссии, этимологический этюд, искусствоведческий текст.

Например, студентам предлагалось выполнить следующие задания:

- реферирование журналов по культуре и искусству;

- написание рецензии на статью культурологической направленности;

- написание отзыва на фильм, спектакль, концерт, выставку;

- составление текста заочной экскурсии;

- ведение дневника эстетических впечатлений;

- составление вопросов для интервью с деятелями культуры и искусства.

Последним условием в нашем исследовании выступает расширение среды образцового речевого общения на основе разнообразия форм воспитательной работы во внеучебное время.

Исследователь Э.Г. Туманова очень точно отмечает, что внеаудиторная работа является основой формирования личности в условиях высшей школы, «формой расширения образовательного пространства, своеобразным тренингом по использова-

нию гаммы студенческих знаний не только в конкретной области, но и на стыке наук» [5: 177], а также расширения сферы общения «студент - преподаватель», «студент - студент».

Внеучебная деятельность в вузе представляет собой организованные и разнообразные виды, формы работы образовательного и воспитательного характера, прово-димые со студентами после занятий. К основным видам внеаудиторной работы с организацией речевого общения относятся сеть творческих кружков (художественного слова, театральный, кукольный театр), клубы по интересам (литературная гостиная) , проведение конкурсов (ораторов, чтецов древнерусских текстов), праздников (день славянской письменности), диспутов и дискуссий по проблемам культуры.

Внедрение комплекса вышеперечисленных условий позволяет осуществлять развитие культуры речи студентов в процессе изучения дисциплин культурологического цикла и, что не менее важно, помогает повысить качество усвоения данных дисциплин.

Литература

1. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения / А.В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкаси-стого. М.: Пед. о-во России, 2003.

3. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В.П. Белянин. М., 1988.

4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979.

5. Туманова, Э.Г. Гуманитарное пространство в современном вузе / Э.Г. Туманова// Педагогический процесс как культурная деятельность: материалы и тез. докл. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. (29 окт. - 3 нояб. 2002 г.). Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2002. Т. 1.

Pedagogical conditions of university students speech developing in the process of culture subjects studying

Pedagogical conditions of university students speech developing in the process of culture subjects studying are discussed. The ways of its realization are considered. The basic methods, forms and the operating means are indicated.

Key words: speech standards, speech, communication, motivation, discussion, text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.