Научная статья на тему 'Методика расчета норматива бюджетного финансирования учреждений профессионального образования на основе нормативного и нормированного ресурсного обеспечения'

Методика расчета норматива бюджетного финансирования учреждений профессионального образования на основе нормативного и нормированного ресурсного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1214
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / НОРМА И НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / SPECIFICATION OF BUDGET FINANCING / NORM AND SPECIFICATIONS OF MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Химин Евгений Борисович

Предлагается к рассмотрению, по актуальному в данное время вопросу нормативного финансирования, методика расчета норматива бюджетного финансирования на основе нормированного и нормативного подхода на примере отдельно взятого государственного бюджетного учреждения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Химин Евгений Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of account of the budget financing specification of vocational training establishments on the basis of the normative and normalized resource maintenance

The technique of account of the budget financing specification is offered to consideration, on urgent in the given time to the question of normative financing, on the basis of the normalized and normative approach on an example of separately taken state budget establishment of vocational training.

Текст научной работы на тему «Методика расчета норматива бюджетного финансирования учреждений профессионального образования на основе нормативного и нормированного ресурсного обеспечения»

УДК 377.12

Е. Б. Химин

МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМАТИВА БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНОГО И НОРМИРОВАННОГО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Предлагается к рассмотрению, по актуальному в данное время вопросу нормативного финансирования, методика расчета норматива бюджетного финансирования на основе нормированного и нормативного подхода на примере отдельно взятого государственного бюджетного учреждения профессионального образования.

Ключевые слова: норматив бюджетного финансирования, норма и нормативы обеспечения.

В основу нормированного и нормативного подхода положен принцип соответствия элементов образовательного процесса и их инновационного содержания существующим и необходимым ресурсам, без которых достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в профессиональном образовании невозможно.

В соответствии с данным подходом выбор всех видов ресурсов направлен, прежде всего, на эффективную реализацию как традиционных, так и новых требований к элементам государственных образовательных стандартов, включая цели и задачи, содержание и деятельность в его разнообразных уровнях подготовки.

Использование соответствующих норм и нормативов должно гарантировать планируемый результат. В этой связи рассматриваемый нами подход определяет систему норм и нормативов, направленных на реализацию стандартов нового поколения по видам организационных ресурсов (материально-техническим, финансово-экономическим кадрам, информационно-методическим, человеческим ресурсам и т. д.). Данная классификация требований определяется и реализуется на трех уровнях: на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях.

Нам представляется более перспективным подходить к решению задачи с таких позиций: просчитывать удельные показатели затрат на основе утвержденных норм и нормативов, по оптимальному числу составляющих целевых назначений использования средств, а затем на основе полученных данных определять значения норматива бюджетного финансирования в целом.

Нами предлагается методика расчета норматива бюджетного финансирования на основе нормированного и нормативного подхода на примере отдельно взятого государственного бюджетного учреждения профессионального образования.

Норматив бюджетного финансирования учреждения -это суммарная нормативная стоимость затрат на реализацию государственных образовательных стандартов, социальные гарантии, на содержание имущественного ком -плекса учреждения, прочие расходы и расходы капитального характера на основе утвержденных норм и нормативов в расчете на одного обучающегося (студента, учащегося).

Исходя из принципов расчета общего норматива бюджетного финансирования государственного бюджетного учреждения профессионального образования, в об-

щем виде алгоритм расчета может быть представлен следующей математической формулой:

Лобщ = ^ Лг.с + Лсоц + Ли. к. + Лп.р. + Лкап.

і=1

Обозначения:

Лобщ - общий норматив бюджетного финансирования, необходимого для оказания бюджетных услуг в і-учреждении, на основании государственного задания, утвержденного учредителем;

Лг.с - норматив бюджетного финансирования, необходимого для реализации і-го государственного образовательного стандарта;

Лсоц - норматив бюджетного финансирования на социальные выплаты (стипендиальный фонд, социальные выплаты сиротам, расходы на дополнительное образование и т. д.);

Ли.к - норматив бюджетного финансирования на содержание имущественного комплекса (заработная плата административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, обеспечение материалами административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала, текущий ремонт оборудования, зданий и сооружений и т. д.);

Лп.р - норматив бюджетного финансирования на прочие расходы (повышение квалификации, уплату госпошлин, лицензий, налогов и сборов и т. д.);

Лкап - норматив бюджетного финансирования на капитальные расходы (объем денежных средств на капитальный ремонт зданий и сооружений, приобретение и ремонт оборудования);

і = 1 - индекс, соответствующий бюджетной услуге, входящей в государственное задание.

Составляющие общего норматива бюджетного финансирования рассчитываются следующим образом.

Расчет норматива бюджетного финансирования, необходимого для реализации і-го государственного образовательного стандарта:

Лг.с = (Лз.р ■ Крі ■ Кн.т ■ Ксоц.н ■ 0>і + Лм.о- <21і ) ■ Кі ■ Еі. (1)

Обозначения:

Л з.р - норматив бюджетного финансирования на фонд заработной платы на і-ю бюджетную услугу на одного учащегося по і-му государственному образовательному стандарту;

Крі - коэффициент районный к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате (30 % + 30 % = 60 %, или 1,6);

Кн.т - коэффициент увеличения тарифного фонда на величину доплат и надбавок (не может превышать 25 % для бюджетных учреждений = 1,25);

Ксоц.н - коэффициент, учитывающий уплату единого социального налога (26,2 % ЕСН);

Л м. о - норматив на материальное обеспечение і-й бюджетной услуги на одного учащегося (норматив материального обеспечения по обучению і-й специальности/профессии в соответствии с і-м государственным образовательным стандартом);

Qi, Q1i - расчетные коэффициенты, учитывающие географическое положение учреждений (для г. Красноярска = 1);

Кі - количество потребителей услуги (количество обучающихся);

Еі - повышающий коэффициент, отражающий региональную политику в части формирования сети учреждений профессионального образования (может быть больше или равен 1).

Расчет норматива бюджетного финансирования на фонд заработной платы на і-ю бюджетную услугу на одного учащегося по і-му государственному образовательному стандарту:

Лз.р = Лз.р.п + Л*з.р.м. (1.1)

Обозначения:

Лз.р.п - норматив бюджетного финансирования на заработную плату преподавателей і-й бюджетной услуги на одного учащегося по і-му государственному образовательному стандарту;

Л*з.р.м - норматив бюджетного финансирования на заработную плату мастеров производственного обучения і-й услуги на одного учащегося по і-му государственному образовательному стандарту.

Расчет норматива бюджетного финансирования на заработную плату преподавателей:

Лз.р.п = X (^/18 ■ Р/25 ■ 12) ■ Оі. (1.1.1)

і=1

Обозначения:

^ - количество педагогических часов на группу;

18 (часов) - количество педагогических часов на ставку;

Р - ставка заработной платы, соответствующая среднему разряду ЕТС по і-му учреждению преподавателей;

25 - количество учащихся в группе;

12 - количество месяцев в году;

Оі - количество групп по і-й бюджетной услуге по і-му государственному образовательному стандарту;

і = 1 - индекс, соответствующий бюджетной услуге, входящей в государственное задание по і-му государственному образовательному стандарту.

Расчет норматива бюджетного финансирования на заработную плату мастеров производственного обучения:

Л*з.р.м = X (М/25 ■ Кс.п ■ 12) ■ Оі. (1.1.2)

і=1

Обозначения:

М - ставка заработной платы, соответствующая среднему разряду ЕТС по і-му учреждению мастеров производственного обучения;

.Кс.п - коэффициент сложности специальности/профессии (в зависимости от сложности специальности/профессии коэффициент равен 1 или 2);

25 - количество учащихся в группе;

12 - количество месяцев в году;

О/ - количество групп по /-й бюджетной услуге;

/ = 1 - индекс, соответствующий бюджетной услуге, входящей в государственное задание по /-му государственному образовательному стандарту.

Расчет норматива на материальное обеспечение /й бюджетной услуги:

Лм.о = X (Лм.о.общ + Лм.о.теор + Лм.о.пр) • О/. (1.2)

/=1

Обозначения:

Лм.о.общ - норматив бюджетного финансирования на материальное обеспечение общеобразовательных предметов /-й услуги на одного учащегося (норматив материального обеспечения общеобразовательных предметов по обучению /-й специальности/профессии в соответствии с /-м государственным образовательным стандартом);

Лм.о.теор - норматив бюджетного финансирования на материальное обеспечение теоретической подготовки производственного обучения /-й услуги на одного учащегося (норматив материального обеспечения теоретической подготовки производственного обучения по /-й специальности/профессии в соответствии с /-м государственным образовательным стандартом);

Лм.о.пр - норматив бюджетного финансирования на материальное обеспечение производственного обучения /-й услуги на одного учащегося (норматив материального обеспечения производственного обучения по /-й специальности/профессии в соответствии с /-м государственным образовательным стандартом);

О/ - количество студентов (учащихся) по /-й бюджетной услуге;

/ = 1 - индекс, соответствующий бюджетной услуге, входящей в государственное задание по /-му государственному образовательному стандарту.

Расчет норматива бюджетного финансирования на материальное обеспечение общеобразовательных предметов:

Лм.о.общ = X Лф.с.общ /25. (12.1)

/=1

Обозначения:

Лф.с.общ - норматив бюджетного финансирования на материальное обеспечение общеобразовательного предмета /-й услуги на одного учащегося (норматив материального обеспечения общеобразовательного предмета по обучению по /-й специальности/профессии в соответствии с /-м государственным образовательным стандартом).

Расчет норматива бюджетного финансирования на материальное обеспечение теоретической подготовки производственного обучения:

Лм.о.теор = X Лф.с.теор /25. (12.2)

/=1

* только для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Обозначения:

Лф.с.теор - норматив бюджетного финансирования на материальное обеспечение теоретической подготовки производственного обучения по одному предмету і-услуги на одного учащегося (норматив материального обеспечения теоретической подготовки производственного обучения по одному предмету по і-й специальности/профессии в соответствии с і-м государственным образовательным стандартом).

Расчет норматива бюджетного финансирования на материальное обеспечение производственного обучения:

Лм.о.пр = X Лф.с.пр /25. (1.2.3)

і=1

Обозначения:

Лф.с.пр - норматив бюджетного финансирования на материальное обеспечение производственного обучения по одному предмету і-й услуги на одного учащегося (норматив материального обеспечения производственного обучения по одному предмету по і-специальности/про-фессии в соответствии і-м государственным образовательным стандартом);

25 - количество учащихся в группе.

Расчет норматива бюджетного финансирования на социальные выплаты:

Лсоц = (Лст ■ К1і) + (Лсоц.в ■ К2і) + (Л**пит ■ К3і). (2)

Обозначения:

Лст - норматив бюджетного финансирования, необходимого для выплаты стипендии на одного студента (учащегося) (устанавливается соответствующим законом);

Лсоц.в - норматив бюджетного финансирования, необходимого для социальных выплат на одного студента (учащегося), попадающего в определенную категорию (устанавливается соответствующим законом);

Л** пит - норматив бюджетного финансирования, необходимого для обеспечения горячим питанием на одного учащегося (устанавливается соответствующим законом);

К1і, К2і, К3і - количество потребителей услуги.

Расчет норматива бюджетного финансирования на содержание имущественного комплекса:

Ли.к = Лз.р.а + Лк.р + Лмат + Лт.р. (3)

Обозначения:

Лз.р.а - норматив бюджетного финансирования на заработную плату административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала;

Лк.р - норматив бюджетного финансирования, необходимого для обеспечения коммунальными услугами здания (-ий) или сооружения (-ий), находящихся на балансе і-го учреждения (расчет производится на основе утверждаемых тарифов на очередной календарный год);

Лмат - норматив бюджетного финансирования, необходимого для обеспечения материалами административно-хозяйственного персонала для выполнения своих функциональных обязанностей (расходов по каждой группе профессий);

Лт. р - норматив бюджетного финансирования, необходимого для нормального функционирования имуще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственного комплекса, находящегося на балансе /-го учреждения (устанавливается исходя из утвержденных норм эксплуатации оборудования, зданий, сооружений).

Расчет норматива бюджетного финансирования на заработную плату административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала:

Лз.р.а = А • 01 + Н• 02. (3.1)

Обозначения:

А - ставка заработной платы, соответствующая среднему разряду ЕТС по /-му учреждению административного персонала;

01 - количество административного персонала, определенное исходя из нормы обеспечения функционирования /-го учреждения на основании утвержденного типового штатного расписания;

Н - ставка заработной платы, соответствующая среднему разряду ЕТС по /-му учреждению вспомогательного и обслуживающего персонала;

02 - количество вспомогательного и обслуживающего персонала, определенное исходя из утвержденных норм обеспечения функционирования /-го учреждения.

Расчет норматива бюджетного финансирования на прочие расходы:

Лп.р = Лн.с + Ллиц + Лин. (4)

Обозначения:

Лп.р - норматив бюджетного финансирования, необходимого для уплаты налогов и сборов (определяется исходя из потребности для выполнения государственного задания /-го учреждения на очередной финансовый год);

Ллиц - норматив бюджетного финансирования, необходимого для получения лицензий, аккредитации учебного заведения и т. д.; определяется исходя из потребности для выполнения государственного задания /-го учреждения на очередной финансовый год на основании утвержденных госрасценок (норм) в соответствии с действующим законодательством;

Лин - норматив бюджетного финансирования, необходимого для уплаты иных расходов; определяется исходя из потребности для выполнения государственного задания /-го учреждения на очередной финансовый год.

Расчет норматива бюджетного финансирования на капитальные расходы:

Лкап = Лк.р + Лоб. (5)

Обозначения:

Лк.р - норматив бюджетного финансирования, необходимого для проведения капитального ремонта зданий, сооружений и оборудования (определяется исходя из норм эксплуатации зданий, сооружений и оборудования для выполнения государственного задания / -го учреждения на очередной финансовый год;

Лоб - норматив бюджетного финансирования, необходимого для приобретения оборудования для обеспечения учебно-производственного обучения одной группы по /-й бюджетной услуге по /-му государственному образовательному стандарту; определяется исходя из утвер-

** только для учреждений начального профессионального образования.

жденных норм эксплуатации оборудования и (или) для выполнения государственного задания i-го учреждения на очередной финансовый год.

Далее покажем на основе каких нормативов рассчитывается каждая из составляющих общего норматива бюджетного финансирования государственного бюджетного учреждения профессионального образования.

1. Лг.с - норматив бюджетного финансирования, необходимого на выполнение i-го государственного образовательного стандарта рассчитывается на основе:

- требований государственных стандартов профессионального образования к квалификационному уровню специальностей и профессий;

- стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги в учреждениях профессионального образования, рассчитанной по средневзвешенному разряду ETC работников УПО;

- нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат (надтарифного фонда);

- норм регионального законодательства, устанавливающих повышение на 25 % окладов и тарифных ставок специалистам, работающим на селе;

- норм и нормативов расходов на обеспечение учебного процесса (приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров и т. д.).

2. Лсоц - норматив бюджетного финансирования на социальные выплаты (стипендиальный фонд, социальные выплаты сиротам, питание - для НПО, расходы на дополнительное образование и т. д.) рассчитывается на основе норм обеспечения студентов (учащихся) социальными услугами, установленными нормативно-законодательными актами федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

3. Ли. к - норматив бюджетного финансирования на содержание имущественного комплекса (заработная плата административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, обеспечение материалами административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонал, текущий ремонт оборудования, зданий и сооружений и т. д.) рассчитывается на основе:

- расчета фонда оплаты труда административноуправленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала, определенного на основе утвержденных типовых штатов исходя из характера и сложности труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками и на основании утвержденных норм на обслуживание зданий, сооружений;

- нормативов потребления коммунальных услуг (отопления, снабжения горячей и холодной водой, электро-энергей), утвержденных нормативно-правовыми актами;

- нормативов расходов материалов (моющих средств, электротехнических и сантехнических материалов и т. д.) на содержание имущественного комплекса образовательного учреждения;

- нормативов обеспечения материалами (канцелярскими, расходными материалами для оргтехники и т. д.), для функционирования образовательного учреждения как юридического лица;

- норм эксплуатации зданий, строений, оборудования, утвержденных нормативными актами (техническими регламентами).

4. Лп.р - норматив бюджетного финансирования на прочие расходы (повышение квалификации, уплату госпошлин, лицензий, налогов и сборов и т. д.) рассчитывается на основе норм отчислений на уплату налогов, сборов и других обязательных выплат, утвержденных нормативно-законодательными актами.

5. Лкап - норматив бюджетного финансирования на капитальные расходы (объем денежных средств на капитальный ремонт зданий, сооружений, приобретение и ремонт оборудования) рассчитывается на основе норм, утвержденных с учетом нормативных сроков эксплуатации зданий, сооружений, оборудования.

Остановимся более подробно на методике расчета норматива бюджетного финансирования, необходимого для реализации і-го государственного образовательного стандарта.

В общем виде алгоритм расчета был представлен математической формулой (1).

Структура фонда заработной платы определяется по формуле

(Лз.р = Лз.р.п + Л*з.р.м) ■ Крі ■ Кн.т ■ Ксоц.н ■ Qi.

При расчете Лз.р используются следующие нормативные документы.

1. Примерные образовательная программа и учебный план. На основе учебного плана рассчитывается количество педагогических ставок и учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения.

2. Единая тарифная сетка, утверждаемая Правительством Российской Федерации.

3. Статистические данные для определения средневзвешенного разряда оплаты труда по группам персонала работников учреждений начального профессионального образования.

На уровнях сводного бюджетного планирования определение минимальных расходов по выплате заработной платы возможно только на основе анализа динамики фактического удельного расхода по данному целевому направлению использования средств. Поэтому достигнутый на момент нормирования уровень затрат выступает здесь в качестве базисной величины и корректируется в соответствии с прогнозируемым уровнем динамики. При этом в базисную величину норматива оплаты труда входят заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения (тарифная и надтарифная части), рассчитанная по средневзвешенному разряду ЕТС работников УПО; начисления на заработную плату; компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию, на медицинское обследование педагогических работников.

В состав тарифной части заработной платы включается:

- оплата преподавателей и мастеров производственного обучения по штатному расписанию и по тарификации в соответствии с квалификационным разрядом ЕТС с учетом ее повышения за условия труда (работу в сельской местности, работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, в лицеях и т. п.);

- повышение ставок (окладов) за работу в учреждениях для детей с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении;

- оплата за превышение нормы часов;

- доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т. п.;

- прочие постоянные выплаты.

Надтарифная часть заработной платы выполняет стимулирующую функцию, в ее состав включаются различные поощрительные и стимулирующие надбавки и доплаты, компенсирующие повышенные затраты труда работ -ника. Доплаты и надбавки такого характера устанавливаются в процентах от тарифной части. К ним относятся:

- доплаты за выполнение функций, не входящих в круг прямых обязанностей работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и т. п.);

- выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (поощрения, вознаграждения, доплаты за качество, интенсивность и напряженность труда, за экономию финансовых средств и т. п.);

- прочие надбавки и доплаты.

В норматив бюджетного финансирования на материальное обеспечение /-й бюджетной услуги на одного учащегося (норматив бюджетного финансирования материального обеспечения по обучению /-й специальности/ профессии) в соответствии с /-м государственным образовательным стандартом включаются учебные расходы, которые складываются из натуральных норм, рассчитанных на основе отчетно-статистического метода и связанных с приобретением учебных пособий, письменных и чертежных принадлежностей, материалов для учебных и лабораторных занятий; производственным обучением; производственной практикой; учебными экскурсиями; разработкой, изданием и приобретением учебных программ, бланков учебной документации; приобретением книг, учебной и другой литературы для библиотек, подпиской и приобретением периодических изданий, комплектованием библиотечных фондов, включая доставку; другими расходами.

Многообразие видов затрат на материальное обеспечение /-й бюджетной услуги на одного учащегося (норматив материального обеспечения по обучению /-й специальности/профессии) в соответствии с /-м государственным образовательным стандартом, а также зависимость уровней каждого из них от влияния собственной системы структурообразующих факторов не позволяют использовать в данной области нормирования какие-либо расчетно-аналитические методы. Определение размерности бюджетных норм и нормативов здесь, как в индивидуальном, так и в сводном планировании, может вестись только на базе анализа фактической динамики количественных затрат и достигнутого ими уровня к моменту работ по определению норматива бюджетного финансирования. Поэтому лучше использовать при их нормировании отчетно-статистический метод, который не может существенно сказаться на качестве нормирования всей совокупности затрат в финансовом выражении.

Важным моментом работы по созданию норматива бюджетного финансирования учреждения является вы-

бор ориентиров при расчете их размерности, т. е. величины предусматриваемых ими расходов. К настоящему времени существуют три возможных подхода к определению стоимости образовательных услуг. Расчет может осуществляться:

- по фактическим затратам, в результате чего выявляется фактическая себестоимость обучения;

- по плановым затратам, в результате чего определяется плановая себестоимость;

- на основе действующих нормативных показателей, в результате чего рассчитывается нормативная себестоимость обучения.

В условиях стабильной экономики предпочтительными являются расчеты нормативной себестоимости образования (математическая модель которой была показана выше), поскольку именно они позволяют определить общественно необходимый уровень затрат на профессиональное образование. Однако в период мирового финансового кризиса, в условиях экономической нестабильности и инфляции, что характерно в настоящее время для всех регионов России, расчеты нормативной себестоимости обучения приобретают несколько иной смысл. Ограниченность финансовых возможностей федерального, региональных и местных бюджетов, рост цен и тарифов на потребляемые образовательными учреждениями ресурсы и услуги практически исключают возможность прямого использования получаемых в результате нормативных расчетов данных в практике финансового планирования и взаиморасчетов. Вместе с тем, проведение нормативных расчетов стоимости обучения, в отличие от расчетов плановой себестоимости обучения и в современных сложных экономических условиях, не утрачивает смысла. Результаты таких расчетов обеспечивают сопоставление показателей реально необходимых и фактически покрываемых бюджетом затрат, вооружают широкую общественность, руководителей учреждений профессионального образования, органы власти, государственного управления и местного самоуправления наглядной информацией о том разрыве в финансировании, который необходимо устранить в целях обеспечения нормальных условий для работы системы профессионального образования и выполнения государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Представленный метод способен обеспечить не только качественное нормирование затрат, но и создает условия для продуктивного диалога инвестора, потребителей бюджетных ресурсов (образовательных услуг) и учреждения профессионального образования в процессе согласования нормативных показателей.

Созданные в определенных исторических условиях точные и оптимальные бюджетные нормы и нормативы, даже в условиях вполне стабильного развития экономики, в силу ряда причин не могут длительное время отвечать своему назначению. Научно-технический прогресс и изменение экономической ситуации обусловливает большую динамичность как потребностей профессионального образования, так и финансовых возможностей государства, а это, в свою очередь, вызывает необходимость пересмотра бюджетных норм и нормативов.

Вместе с тем динамичность в данном случае, конечно же, не означает непрерывной изменчивости бюджетных норм и нормативов. Это, безусловно, динамика дискретного типа, когда каждая бюджетная норма и норматив на протяжении какого-либо индивидуального в каждом конкретном случае отрезка времени остаются неизменными, стабильными.

Более того, стабильность норм и нормативов на всем протяжении установленного срока их действия - важное условие эффективности нормирования, так как чрезмерно частое изменение норм и нормативов (например, в процессе исполнения бюджета) приводит к неустойчивости условий хозяйствования и неизбежно нарушает баланс в экономической системе в профессиональном образовании.

E. B. Khimin

TECHNIQUE OF ACCOUNT OF THE BUDGET FINANCING SPECIFICATION OF VOCATIONAL TRAINING ESTABLISHMENTS ON THE BASIS OF THE NORMATIVE AND NORMALIZED RESOURCE MAINTENANCE

The technique of account of the budget financing specification is offered to consideration, on urgent in the given time to the question of normative financing, on the basis of the normalized and normative approach on an example of separately taken state budget establishment of vocational training.

Keywords: specification of budget financing, norm and specifications of maintenance.

© Xumuh Е. E., 2009

УДК 377.12

Г. П. Беляков, Е. Б. Химин

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы организации и обеспечения государственных образовательных стандартов на основе нормативного и нормированного подхода в государственных бюджетных учреждениях профессионального образования в целях обеспечения единой образовательной политики на всей территории России.

Ключевые слова: государственные образовательные стандарты, нормы и нормативы обеспечения.

Действующая в Российской Федерации система контроля и обеспечения качества профессионального образования основана на периодическом применении к каждому учреждению триады последовательных процедур: лицензирования, аттестации, аккредитации. Процедура лицензирования, которой должна предшествовать юридическая регистрация организуемого учебного заведения в качестве некоммерческой организации, заключается в проверке и подтверждении соответствия его материально-технической базы, учебной инфраструктуры и персонала совокупности требований, выполнение которых определено государством как условие предоставления права на образовательную деятельность. Прохождение этой процедуры не означает, однако, одновременной автоматической оценки качества образования согласно действующим государственным стандартам. До тех пор, пока учебное заведение, обладающее лицензией на право ведения образовательной деятельности, не получит подтверждения своего соответствия государственным стандартам в форме аттестации с последующей аккредитацией, оно не имеет права выдавать дипломы государственного

образца, а присваиваемые им квалификации рассматриваются в России в качестве частных квалификаций, не имеющих официально признанного статуса.

В существующих квалиметрических технологиях качество образования часто оценивается по показателям, которые проще всего измерить и сосчитать, но которые тем самым меньше всего отражают качество сложной социальной системы профессионального образования -не как простой услуги, а как общекультурной ценности, имеющей особую миссию, особые задачи, особые приоритеты. Измерение качества сложной системы требует системного подхода. Если попытаться разложить систему на составляющие, оценить каждый компонент, а затем собрать эти оценки в одну, общего представления о системе и оценки целостного ее восприятия не получится. Материальная и информационная база, квалификация кадрового состава, объем финансирования и т. п. -безусловно, важные для обеспечения качества образования показатели. Но это только необходимые компоненты, способствующие при должном управлении и организации образовательного процесса в определенной сре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.