Научная статья на тему 'Внедрение методики нормативно-подушевого финансирования в сфере начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия)'

Внедрение методики нормативно-подушевого финансирования в сфере начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврильева Туяра Николаевна, Докторова Ольга Гавриль-евна

Раскрываются основные методологические подходы по переходу от сметного принципа финансирования учреждений социальных отраслей к нормативному принципу. Представлены методика расчета нормативов в сфере начального и среднего профессионального образования, а также последовательность действий и рекомендации по переходу на нормативное финансирование. Нормативное подушевое финансирование обеспечивает хозяйственную и финансовую самостоятельность учреждений бюджетной сферы наряду с усилением ответственности за качество предоставляемых услуг и эффективное использование ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврильева Туяра Николаевна, Докторова Ольга Гавриль-евна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение методики нормативно-подушевого финансирования в сфере начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия)»

Литература

1. Северо-Восток России: региональная экономика и управление/ Е.А. Борисов, E.H. Галичанин, В.А. Уваров, В.А. Штыров и др.; Под ред. Е.А. Борисова, В.А. Уварова. - М.: Финтрекс, 2006. - 624 с.

2. Управление риском в социально-экономических системах: концепция и методы ее реализации. Часть I // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИНИТИ. - 1995. - Вып. 11. - С. 3-35.

3. Горковенко СИ. Научное обеспечение социально-трудовой сферы региона с позиций системной технологии управления рисками И Наука и образование. - 2002.2. - С. 100-107.

4. Прангишвили И.В., Абрамова H.A., Спиридонов В.Ф. и др. Поиск подходов к решению проблем. - М.: СИНТЕГ, 1999. - 284 с.

5. Москвичев В В., Jlenuxuu A.M., Ноженкова Л.Ф. и др. Разработка ГИС «Безопасность региона»: вероятностные модели и экспертные системы для районирования территорий но риску чрезвычайных ситуаций // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИНИТИ, 2001. - Вып. 6. - С. 53-61.

6. Белов П.Г., Гражданкин А.И., Махутов H.A. Стандартизации и регламентация в сфере безопасности: реалии и перспективы // Стандарты и качество. -2004.2.-С. 26-33.

7. Могилевский В.Д. Введение в теорию управления безопасностью систем // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИНИТИ, 2001. -Вып. 4.-С. 215-236.

8. Горковенко СИ., Усов A.A. Использование системного подхода для решения практических задач обеспечения безопасности персонала в крупной горнопромышленной компании // Проблемы безопасности и чрезвычайные ситуации. - М.: ВИНИТИ, 2006. -№ 2.-С. 46-52.

9. Горковенко СИ. Экономические аспекты обеспечения безопасности в горнодобывающем комплексе Республики Саха (Якутия) // Материалы Международной научно-практич. конференции «Проблемы и перспективы комплексного освоения месторождений полезных ископаемых криолитозоны», 14-17 июня 2005 г., г. Якутск. - С. 190-194.

10. Отчет (итоговый) по государственному контракту (договору) № 220 от «5 »мая 2006 г. на выполнение прикладных НИОКР по проекту № 1.3.17. «Разработка Положения по комплексной оценке условий и охраны труда в организациях»/ Рук. проекта С.И. Горковенко. - 66 с.

11. Римашевская Н.М. О социальной доктрине России // Уровень жизни населения регионов России. - М.: ВЦУЖ, 2005. - № 8-9. - С. 63-93.

УДК 336.6:377:338

Внедрение методики нормативно-подушевого финансирования в сфере начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия)

Т.Н. Гаврильева, О.Г. Докторова

Раскрываются основные методологические подходы по переходу от сметного принципа финансирования учреждений социальных отраслей к нормативному принципу. Представлены методика расчета нормативов в сфере начального и среднего профессионального образования, а также последовательность действий и рекомендации по переходу на нормативное финансирование. Нормативное подушевое финансирование обеспечивает хозяйственную и финансовую самостоятельность учреждений бюджетной сферы наряду с усилением ответственности за качество предоставляемых услуг и эффективное использование ресурсов.

The present article describes the principal approaches to normative method ofpublic financing of social institutions. The reader can get acquainted to methodics of norm calculation in the sphere of initial and professional education, procedure and recommendations to skip to normative financing. The normative financing contributes to the economic and financial self-sufficiency of public institutions along side with the enlargement of responsibility for the service quality and the draft on funds.

ГАВРИЛЬЕВА Туяра Николаевна - к.э.н., зам. директора ИРЭ АН РС(Я); ДОКТОРОВА Олы-а Гавриль-евна - с.н.с. ИРЭ АН РС(Я).

Реализация Программы реформирования региональных финансов Республики Саха (Якутия) в 2005-2006 гг. заложила новую нормативно-правовую базу системы бюджетного планирования на уровне данного субъекта Российской Федерации. Одним из се основных результатов является переход от финансирования сложившейся бюджетной сети к финансированию бюджетных услуг.

В данном вопросе основными документами, принятыми Правительством РС (Я), являются: Постановление от 30 июня 2005 г. № 395 «О мерах по формированию системы управления бюджетными услугами»[1]; Постановление от 22 июня 2006 г. №272 «Об утверждении Порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и методика учета результатов оценки при формировании расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый гол»[2].

При переходе на нормативно-подушевое финансирование, являющееся одним из основных направлений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., угвержденной Постановлением Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22 мая 2004 г. № 249 [3], для всех субъектов РФ принципиально новыми являются такие аспекты, как:

- определение стоимости бюджетных услуг;

- прогнозирование потребности (континген-тов) предоставляемых бюджетных услуг.

При разработке методики расчета стоимости бюджетных услуг, предоставляемых учреждениями начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия), нами за основу были приняты «Предложения по расчетам нормативов финансирования учреждений СПО: подходы и методические рекомендации» под редакцией к.э.н. Н.Г. Типенко, подготовленные сектором «Финансирование социальной сферы» Центра фискальной политики Министерства финансов Российской Федерации [4].

Определение нормативов финансирования услуги в образовательных учреждениях НПО и СПО является одним из этапов реализации НПФ, исходя из стоимости образовательных программ. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств бюджетные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от

числа учащихся. В модели стоимость бюджетных услуг рассчитывается по видам образовательных программ. Учет различий в стоимости программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания [4].

В Методике расчета стоимости бюджетных услуг, предоставляемых учреждениями начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия), порядок расчета норматива финансирования услуги в учреждениях НПО и СПО, исходя из стоимости образовательных программ, в объеме затрат на оплату труда, строится из следующего:

1. Расчета нормативных затрат, производимых в разрезе программ:

- основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования (на базе основного или среднего общего образования) - в училищах (техникумах, лицеях, колледжах), так называемые программы базового уровня начального и среднего профессионального образования (БУ НПО, БУ СПО);

- основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования (на базе основного общего образования) повышенного уровня — в училищах (техникумах, лицеях, колледжах), так называемые программы повышенного уровня начального и среднего профессионального образования (ПУ НПО, ПУ СПО) [5].

2. Расчета нормативных затрат по программам БУ НПО, БУ СПО и ПУ НПО. ПУ СПО, определяемого по годам обучения на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

3. Норматива бюджетного финансирования НПО и СПО, как стандартной образовательной услуги, гарантированной конституционно, определяемой на основе следующих показателей:

- числа учебных часов на общую и профессиональную подготовку;

- нагрузки на одну ставку педагогического персонала;

- предельной наполняемости учебной группы;

- доли в общем фонде оплаты труда ФОТ непе-дагогического персонала - административно-управленческого, учебно-вспомогательного и прочего;

- средней ставки заработной платы.

4. Формулы расчета норматива в объеме затрат на оплату труда по реализации программ БУ НПО, БУ СПО и ПУ НПО, ПУ СПО по образовательным учреждениям на 1-го сту-

дента I курса в год:

36^40 12

ш_:______«1.1,15,

■fk-v-f)\

где

/ - индекс учреждения; /-индекс года обучения; 36 - максимальное количество часов по учебному плану в неделю на группу с учетом часов на экзамены, зачеты и консультации [6];

720 - учебная нагрузка на преподавателей (часов в год) [7];

40 - число недель продолжительности обучения в год [8];

к - коэффициент удорожания в зависимости от профиля обучения (табл. 1);

а/ - средневзвешенная ставка заработной платы педагогического персонала /-го учреждения по ETC;

1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

1,04 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;

р - коэффициент увеличения тарифной части на надтарифную (в общем объеме ФОТ) (табл. 2);

12 - количество месяцев в году; т - наполняемость классов (нормативная наполняемость - 25 чел. (наполняемость групп на этапах общей подготовки));

t] - коэффициент увеличения ФОТ педагогов на ФОТ административно-управленческого, учебно-вспомогательного и прочего персонала (табл. 2);

R - общий коэффициент удорожания от различных факторов, определяемый на основе табл. 3;

v, - коэффициент удорожания в зависимости от года обучения студента;

Р - коэффициент дорасчета ФОТ на прочие выплаты, в том числе северный проезд, субвенции на книгоиздательскую продукцию (табл. 1);

1,15 - коэффициент удорожания по программам ПУ НПО, ПУ СПО.

Общий коэффициент удорожания от различных факторов определяется путем перемножения поправочных коэффициентов в зависимости от:

- месторасположения образовательного учреждения: 1 - для городов и поселков городского типа, 1,25 - для села;

- региональных надбавок - районы Крайнего Севера;

- наличия факультативных занятий: 1,11 -оценка, исходя из 4 факультативных часов в неделю;

- деления учебных групп на подгруппы по лабораторным и практическим занятиям, учебным занятиям по физкультуре и другим дисциплинам, перечень которых определяется ОУ самостоятельно: оценивается по среднему количеству часов от деления на подгруппы: 1,5 - оценка, исходя из того, что 50% дисциплин требует деления на группы.

Коэффициенты удорожания на П-П/ курсах по отношению к I курсу рассчитаны с учетом:

- длительности обучения в год по общей и профессиональной подготовке,

- различной наполняемости групп (25 чел. в группах общей подготовки, 15 чел. в группах профессиональной подготовки),

Таблица 1

Коэффициенты удорожания в зависимости ог профиля обучения

Профили курсы Гуманитарный Социально-экономический, педагогический Педагогический Технический Естественнонаучный

I курс 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

II-IV курсы 1,00 1,00 1,19 1,20 1,27

Таблица 2

Значении некоторых коэффициентов, применяемых при расчете стоимости бюджетных услуг

ОУ НПО ОУ СПО

Р 1,33 1,25

Тарифная часть, % 75 80

Надтарифная часть, % 25 20

1 1,43 1,25

ФОТ педагогов, % 70 80

ФОТ прочего персонала, не преподающего часы*, % 30 20

Р 1,06 1,05

* Экспертная оценка.

Таблица 3 Коэффициенты удорожания от различных факторов

Факторы Коэффициенты

Месторасположения образовательного учреждения (село) 1 или 1,25

Региональные надбавки от 2,5 до 2,8 в зависимости от района

Факультативные занятия 1,11

Деление на подгруппы 1,5

- различного соотношения ФОТ педагогического и прочего персонала (50% ФОТ педагогов, 50% ФОТ прочего персонала, не преподающего часы).

Расчет величины норматива финансирования услуги, исходя из стоимости образовательных программ по специальностям. Расчет ФОТ по специальностям производится на основе расчетных значений ФОТ на 1 -го студента соответственно по курсам взвешенно на численность студентов, обучающихся по данной специальности в различных ОУ НПО и ОУ СПО РС (Я).

А'фог„ =1« , (2)

где а.

N.

N¡! - численность учащихся по s-й специальности в 1-м ОУ,

Ni - численность учащихся по 1-му ОУ. Расчет материальных затрат на обеспечение учебного процесса:

ли = Л^г,-р.> (3)

где р, - процентное соотношение расходов на материальные затраты от расчетного ФОТ по специальностям.

Расчет материальных затрат на содержание (капитальный и текущий ремонт) основных средств производится по всем ОУ НПО и ОУ СПО РС (Я) в среднем на 1-го студента (расходы не варьируются в зависимости от профиля и года обучения): — 2 Du¡0Ci

Nm«K=-l-, (4)

ZW

i

где DM30a - расходы на материальные затраты на содержание основных средств по 1-му учреждению НПО, СПО, согласно данным 2005 г. (ст. 225 КБК), N/ - численность учащихся в 1-м ОУ НПО и ОУ СПО РС (Я).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет затрат на ЖКУ производится по всем ОУ НПО и ОУ СПО РС(Я) в среднем на 1-го студента (расходы не варьируются в зависимости от профиля и года обучения):

ЫЖКУ = --, (5)

I.N, i

где Dxkí/, - расходы на ЖКУ по /-му учреждению НПО,СПО, согласно данным 2005 г. (ст. 223 КБК), N, - численность учащихся в 1-м ОУ НПО и ОУ СПО РС (Я).

Расчет стоимости бюджетной услуги на подготовку специалиста по специальности по годам обучения:

с, = X(Nwr, + NWl + N тек + N ЖКУ ). (6)

Расчет бюджетов учреждений НПО, СПО РС (Я) по нормативному методу.

Расчет бюджета ОУ НПО и ОУ СПО РС (Я) производится по контингентам (учащимся ОУ НПО, ОУ СПО) по годам обучения и специальностям rio следующей формуле:

B,=Z UC,„ NJ. (7)

На период перехода на нормативное финансирование ОУ НПО и ОУ СПО РС (Я) используются адаптационные коэффициенты. Итоговый расчет бюджета ОУ НПО и ОУ СПО РС (Я) на следующий финансовый год производится по формуле:

В = В. К . , (8)

про.' I адапт 7 V '

где Кадап„ - адаптационный коэффициент, устанавливаемый 1-му учреждению НПО и СПО РС (Я) на период перехода на нормативное финансирование.

При расчете стоимости бюджетных услуг в соответствии с представленной выше методикой необходимо провести следующие этапы работы:

1. Составление перечня учреждений НПО и СПО - бюджетополучателей средств бюджета субъекта РФ. Необходимо отметить, что в Республике Саха (Якутия) не все учреждения НПО и СПО, несмотря на наличие «профильного» ведомства - Министерства науки и профессионального образования РС (Я), находились в его подведомственной структуре и, соответственно, в структуре получателей бюджетных средств. Например, медицинские колледжи включены в подведомственную структуру Министерства здравоохранения РС (Я), что создавало определенные трудности в сборе информации.

2. Составление перечня профессий и специальностей, по которым проводится обучение в учреждениях НПО и СПО субъекта РФ. Исходной информационной базой этого этапа работ являются формы статистического отчета № 3 (профтех.) и СПО 2 НК. Перечни профессий и специальностей обязательно должны включать коды в соответствии с «Общероссийским классификатором профессий рабочих и служащих и тарифных разрядов» и соответствовать принятым на уровне субъекта РФ нормативно-правовым актам. Например, при расчете стоимости бюджетных услуг для учреждений НПО и СПО РС (Я) базовым документом являлось Постановление Правительства РС (Я) № 358 от 24 июня 2005 г. «О плане приема в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования на 2005/2006 учебный год» [9].

3. Базовый расчет расходов на ФОТ на подготовку 1-го студента I курса по специальностям

путем определения средневзвешенных значений расходов на количество студентов по образовательным учреждениям НПО и СПО соответственно.

4. Расчет материальных затрат по 2 видам:

- материальные затраты на содержание основных средств (ст. 225 КБК) - в среднем на 1-го учащегося по учреждениям НПО и СПО соответственно по фактическим данным предыдущего года. В расчете следует учесть только учебные площади, исключить площади общежитий и непрофильного, в том числе жилого фонда. Например, удельный вес площадей общежитий ОУ НПО РС (Я) составляет 25%, непрофильного, в том числе жилищного фонда -8%. Для учреждений НПО РС (Я) в условиях 2005 г. этот показатель составил 4584,03 руб. на 1-го учащегося, для учреждений СПО РС (Я) -2308,55 руб. на 1-го студента;

- прочие материальные затраты, рассчитываемые в виде процентного соотношения от фонда оплаты труда (ст. 221, 222, 224, 226, 241, 270, 300 КБК). В структуру данного вида материальных затрат не целесообразно включать расходы ст. 260 (социальная помощь), ст. 290 (прочие расходы, включающие стипендии учащимся и студентам), которые по своему содержанию не относятся к базовой бюджетной услуге в сфере образования и, следовательно, не должны входить в структуру финансового норматива. В расчете стоимости бюджетных услуг ввиду отсутствия стандартов качества бюджетных услуг, в которых достаточно подробно должны описываться условия обеспечения учебного процесса по отдельным специальностям, например, в соответствии с «Требованиями к материально-техническому обеспечению образовательного процесса но профессии начального профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом», были использованы фактические данные 2005 г. На их основе были уточнены значения долей расходов на материальные затраты на обеспечение учебного процесса по годам и профилям обучения. В случае принятия на уровне субъекта РФ стандартов качества бюджетных услуг материальные затраты на обеспечение учебного процесса можно вывести из структуры прочих расходов и учитывать в расчете стоимости бюджетных услуг в абсолютном выражении.

5. Расчет расходов на коммунальные услуги в среднем на 1-го студента, исходя из фактических данных предыдущего года. Ввиду существенной дифференциации условий размещения (каменное

или деревянное здание, центральное или автономное газовое отопление), при расчете стоимости бюджетных услуг можно учитывать фактически сложившиеся величины по конкретным учреждениям.

6. Расчет расходов на подготовку студентов I-IV курсов НПО и СПО с учетом индексации расчетного ФОТ на коэффициенты удорожания по профилям обучения и курсам, включением в расчет 2 видов расходов на материальные затраты, а также расходов на коммунальные услуги.

На основе стоимости бюджетных услуг НПО и СПО по специальностям, годам подготовки и укрупненным элементам затрат (данные расчеты были реализованы в стандарте EXCEL) можно провести расчет проектных бюджетов образовательных учреждений. Для образовательных учреждений РС (Я) были разработаны планировочные формы, позволяющие на основе индексации основных составляющих стоимости бюджетных услуг корректировать плановые объемы бюджетного финансирования на очередной финансовый год.

Бюджетное планирование при использовании данных форм существенно упрощается. Оно сводится к введению в столбцы «Контингент» прогнозных на следующий финансовый (учебный) год значений по количеству учащихся по курсам и специальностям, а также применению прогнозных коэффициентов удорожания к стоимости основных элементов затрат (индекс инфляции для материальных затрат, коэффициент роста заработной платы, а также коэффициент роста тарифов на коммунальные услуги).

Переход на НПФ создает предпосылки для оптимизации, как сложившейся бюджетной сети, так и штатов бюджетных учреждений. В рамках проекта были рассчитаны пределы оптимизации штатных расписаний учреждений НПО и СПО РС (Я). За основу были приняты методические материалы разработки «Показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ», которые в настоящее время доведены Администрацией Президента РФ до органов государственного управления всех субъектов РФ и являются основой постоянного мониторинга.

Для учреждений НПО и СПО среднее по РФ значение показателя «число учащихся на 1-го преподавателя по специальности» составляет 14 чел. С учетом этого значения, а также с применением для ряда учреждений в сфере культуры, народных промыслов и подготовки спортсменов высокой квалификации более низкого значения

НЛУКЛ И ОБРАЗОВАНИИ. 2007. №3 6. Зака! »276

данного показателя (5 учащихся на 1-го преподавателя) был произведен расчет «излишних ставок» педагогического персонала по образовательным учреждениям НПО и СПО. Они составили 321 и 656 ставок соответственно, или 40% и 42% от ставок педагогического персонала по утвержденным штатным расписаниям образовательных учреждений.

Необходимо отметить, что «излишние ставки» не должны ликвидироваться в безусловном порядке. Необходимо провести комплексный анализ качества предоставляемых бюджетных услуг и на его основе принимать решения по каждому учреждению в отдельности. В ряде случаев для малокомплектных образовательных учреждений этот показатель может быть ниже нормативного значения. Для некоторых учреждений достаточно увеличить набор учащихся и студентов.

Для предупреждения социальных рисков при переходе на НПФ необходимо предусмотреть механизмы «мягкого перехода». В целях нивелирования больших расхождений бюджетов образовательных учреждений, рассчитанных на основе нормативного метода, от фактических бюджетов можно ввести адаптационные коэффициенты. При расчете проектов бюджетов образовательных учреждений НПО и СПО РС (Я) интервал расхождений был установлен в пределах +/- 15%. Это позволило получить расчетные бюджеты в пределах фактических объемов финансирования.

Таким образом, переход на нормативно-подушевое финансирование по данной модели позволит перевести образовательные учреждения НПО и СПО без дополнительных финансовых расходов из бюджета субъекта РФ путем перс-распределения бюджетных средств между учреждениями. Согласно сложившейся практике, например, в сфере общего образования, адаптационные коэффициенты рекомендовано применять в течение последующих 3 лет, и в этот период проводить последовательную оптимизацию бюджетной сети.

Для учреждений, не имеющих резервов приведения своих расходов к нормативным значениям по объективным показателям (например, территориальная удаленность, низкая наполняемость), в модель расчета можно ввести:

- специальные коэффициенты на сложность подготовки (например, в сфере культуры, народных промыслов, высшего спортивного мастерства);

- показатель «численность условных обучающихся»;

- скорректированные коэффициенты, учитывающие удорожание от стоимости программ или от деления на группы;

- скорректированную нормативную наполняемость групп.

В части общих рекомендаций по совершенствованию финансовых механизмов в сфере НПО и СПО при переходе на НПФ предлагаем:

- провести инвентаризацию основных производственных фондов (переоценка основных производственных фондов), системы материально-технического обеспечения ОУ НПО и СПО (оценка имущественного комплекса) с выделением остаточной стоимости основных производственных фондов и основных средств;

- в соответствии со структурой органов государственного управления субъекта РФ перевести все образовательные учреждения НПО и СПО в ведение профильного ведомства (министерства или департамента образования);

- необходимо исключить непрофильный, в том числе жилищный фонд, из расходов на предоставление бюджетных услуг путем передачи данных объектов в муниципальный жилищный фонд, а также их приватизации и перевода на внебюджетное финансирование;

- в соответствии с методикой необходимо ввести ограничения на штатную численность прочего персонала в виде процентного соотношения от штатной численности педагогического персонала;

- предоставить большую свободу в ведении финансово-хозяйственной деятельности руководству образовательных учреждений НПО и СПО (право на самостоятельное формирование штатных расписаний, порядок и источники привлечения внебюджетного финансирования и т.д.), что должно найти отражение в уставных документах и типовых договорах на предоставление бюджетных услуг, заключаемых между бюджетными учреждениями и соответствующими органами государственного управления субъекта РФ.

При переходе на НПФ альтернативным механизмом организации бюджетного финансирования является перевод части учреждений НПО и СПО в форму автономных учреждений и получения ими средств на основе конкурса по государственному заказу на подготовку кадров.

При разработке региональных моделей расчета стоимости бюджетных услуг в сфере НПО и СПО и их практической апробации одним из перспективных направлений является разработка сквозной модели, объединяющей эти две ступени системы профессионального образования, с возмож-

ным включением в нее общего и среднего образования и высшего профессионального образования, относящихся в том числе к компетенции других уровней бюджетной системы - местных бюджетов и федерального бюджета соответственно.

Литература и источники

1. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 нюня 2005 г. № 395 «О мерах но формированию системы управления бюджетными услугами».

2. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2006 г. № 272 «Об утверждении Порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и методика учета результатов оценки при формировании расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

4. Предложения по расчетам нормативов финансирования учреждений среднего профессионального образования: подходы и методические рекомендации // Центр фискальной политики/ Под ред. Н.Г. Типен-ко. - М„ 2005.

5. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по профессиям рабочих в соответствии с государственными образовательными стандартами / Институт развития профессионального образования / Под ред. И.П. Смирнова. -М., 2004.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. №160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №>191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

8. Приказ Минобразования России от 21.11.2002 г. № 4055 «Об утверждении сроков обучения по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения для реализации профессиональной образовательной профаммы базового и повышенного уровня среднего профессионального образования».

9. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2005 г. № 358 «О плане приема в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования на 2005/2006 учебный год».

УДК 332: (61:368) (571.56)

Системы страхования здоровья в зарубежных странах*

В.Я. Егоров, А.Т. Набережная

Представлен зарубежный опыт модели платной медицины. Условия проведения реформы в начале 90-х годов представляют интерес в связи с введением системы обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия).

In clause it is presented the foreign experience of the non-tall-free medicine's model, the conditions of the holding in reforms at the beginning of 90-s are of interest in the connection with entering of the system of the obligatory medical insurance in the Republic of Sakha (Yakutia).

Конец XIX века ознаменовался появлением двух принципиально новых явлений в сфере здравоохранения: открытием возможности инду-

ЕГОРОВ Вячеслав Яковлевич - заслуженный врач РС(Я), гл. врач Государственного учреждения образования санаторий-профилакторий «Сосновый бор»; НАБЕРЕЖНАЯ Анна Тимофеевна - зав. сектором экономики социальной сферы ИРЭ АН РС(Я).

* Статья принята к печати 26 декабря 2006 г.

стриального подхода к оказанию медико-профилактических услуг в массовом порядке и возможностью привлечения дополнительных финансовых ресурсов через организацию медицинского страхования широких слоев населения, и, прежде всего, рабочих.

С точки зрения организационно-финансовых особенностей можно выделить следующие формы организации здравоохранения: страховую (бисмаркскую), национальную (бевсриджскую),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.