Научная статья на тему 'Методика проведенияимитационно-деловой игры при обучении переводу'

Методика проведенияимитационно-деловой игры при обучении переводу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННО-ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поршнева Е. Р., Панова А. Н.

Представлена методика проведения имитационно-деловой игры как средства активизации профессиональных компетенций будущих специалистов в области перевода. Разъясняются критерии выбора тематики, текстовых материалов и формата проведения подобного мероприятия на примере ряда игр, состоявшихся на переводческом факультете НГЛУ им. Н. А. Добролюбова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поршнева Е. Р., Панова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведенияимитационно-деловой игры при обучении переводу»

УДК 81 '25:378.02

Е.Р. Поршнева, А.Н. Панова

Нижегородский государственный лингвистический университет

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИМИТАЦИОННО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕВОДУ

Представлена методика проведения имитационно-деловой игры как средства активизации профессиональных компетенций будущих специалистов в области перевода. Разъясняются критерии выбора тематики, текстовых материалов и формата проведения подобного мероприятия на примере ряда игр, состоявшихся на переводческом факультете НГЛУ им. Н. А. Добролюбова.

Ключевые слова: имитационно-деловая игра, профессиональный контекст, межкультурная ситуация, профессиональная компетенция.

Требования к уровню подготовки переводчика, его профессиональным компетенциям и личностным качествам, уровню эрудиции неуклонно повышаются, тем самым ориентируя преподавателей высшей школы на применение более современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Одним из таких подходов, отвечающих новой образовательной парадигме, является контекстно-компетентностный подход, разработанный А.А. Вербицким [1]. Особенностью данного подхода является то, что «наряду с дидактически преобразованным содержанием соответствующих научных дисциплин в контекстном обучении добавляется и другой источник - будущая профессиональная деятельность. Она представлена в виде модели деятельности специалиста: описания системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей» [2, с. 7]. Контекстно-компетентностный подход предполагает широкое использование методов активного обучения и игровых технологий, которые могут существенно оптимизировать процесс подготовки будущих специалистов-переводчиков.

Анализ специфики переводческой деятельности и изучение типологии игр позволили выявить, что никакая отдельно взятая игра, будь то ролевая, имитационная или деловая, не позволяет в полной мере задействовать профессиональные компетенции будущих переводчиков. В связи с этим на переводческом факультете НГЛУ была разработана и апробирована игра особого типа, объединяющая элементы всех вышеперечисленных видов игр: имитационно-деловая игра (ИДИ) «Международная дискуссия», в которой реализуется профессиональная деятельность специалистов в области устного перевода. Ролевой компонент в ней отводится участникам, представляющим ино-

язычные культуры. Имитационный компонент представлен в имитации реального события, а профессиональные (деловые) задачи выполняют студенты-переводчики. Ориентируясь на мотивы обучения, данная игра позволяет активизировать профессиональные компетенции студентов, удовлетворить их потребность в приобретении профессионального опыта, в осознании профессиональных переводческих функций.

Игра должна быть построена так, чтобы создаваемая в ней межкультурная ситуация представляла собой не только профессиональный контекст, но и своеобразную образовательную среду, позволяющую осуществить основную учебную цель: развитие и совершенствование основных переводческих компетенций. По форме это может быть: конференция, семинар, форум, брифинг, пресс-конференция, видеоконференция, сессия какой-либо организации, круглый стол и т.п. Главное, что в имитационно-деловой игре имитируется реальное событие международного уровня и моделируются реальные переводческие задачи.

По правилам нашей игры имитируемое событие всегда происходит в России и языком-посредником является русский язык. Вторым условием является то, что приглашаемые в качестве участников дискуссии носители языка выступают только на своем родном языке, не владеют языками других участников и могут общаться между собой только с помощью переводчиков. Чаще всего - это дискуссии между представителями России, франкоязычных и немецкоязычных стран. Так, нами были разработаны сценарии международных дискуссий между представителями России, Франции, Канады, Австрии и Германии: встреча «Исторические уроки Второй мировой войны» (ноябрь 2009 г.), международный молодежный форум «Мир без разграничительных линий» (ноябрь 2010 г.), международный круглый стол «Проблемы защиты интеллектуальной собственности в XXI веке» (ноябрь 2011 г.).

Как видно из названий мероприятий, мы отбираем события и темы исходя из их актуальности и значимости для подготовки специалиста-переводчика, реальности, масштаба, международной значимости, соответствия тематике курса практического перевода и интересам студентов. При этом мы руководствуемся официальным календарем мероприятий ведущих международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОИС, ОБСЕ и др. Поясним это на конкретных примерах.

Так, в ноябре 2009 года внимание всех мировых средств массовой информации было приковано к 20-летнему юбилею падения Берлинской стены. Пересмотр итогов Второй мировой войны - это один из вызовов, с которым столкнулась Россия и мировое сообщество в первое десятилетие ХХ1 века, поэтому встреча «Исторические уроки Второй мировой войны»1, в которой

1 Для подготовки игры мы использовали информацию официального сайта Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - www.osce.org.ru., официального сайта ООН - www.un.org., страницы Совета Безопасности ООН -

приняли участие представители Германии, Австрии, Франции и России, имела не только образовательное, воспитательное, но и глубокое нравственное значение. Мероприятие завершилось подписанием на трех языках обращения участников дискуссии к международному сообществу, ко всем тем, кому дорог мир на Земле.

В поисках актуального события для проведения следующей игры мы вновь обратились к календарю мероприятий ООН, доступному по адресу www.un.org/ru/events/observances/days, в котором 2010 год (с 12 августа 2010 г. по 11 августа 2011 г.) провозглашался Международным Годом моло-дежи1. Нами было решено провести, в рамках года молодежи, Международный молодежный форум «Мир без разграничительных линий». Основными темами форума стали вопросы, касающиеся молодежной политики, - движения, партии, объединения молодых людей из разных стран. Кроме того, обсуждались и вопросы безвизового режима между Россией и Европой, студенческой мобильности и обмена информацией, которые особенно актуальны в свете саммита лидеров трех стран - Германии, Франции и России, прошедшего во французском городе Довиле 19 октября 2010 г. Следует также отметить, что мы зарегистрировали форум в официальном Календаре мероприятий ООН, где все желающие могут узнать о том, что происходит в мире в рамках проведения Года молодежи в разных уголках мира.

День, выбранный нами для проведения следующего мероприятия (11 ноября 2011 г.), был объявлен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 г. «Всемирным днем науки за мир и развитие» и «... является ежегодным мероприятием, которое отмечается во всем мире, чтобы напомнить об обязательствах, принятых на Всемирной конференции по науке ЮНЕСКО-МСНС. (Будапешт, 1999 г.)»2. В рамках Международной недели науки, учитывая предпочтения студентов, мы провели круглый стол «Проблемы защиты интеллектуальной собственности в XXI веке». Внимание научной общественности, студентов и преподавателей на тот момент привлек факт новых обвинений политиков Германии в плагиате, что также объясняло выбор тематики нашего круглого стола. Вопросы, обсуждаемые в ходе мероприятия, касались защиты авторских прав и интеллектуальной собственности в повсе-

http://www.un.org/ru/sc/, раздела «Берлинская стена» на официальном сайте Берлина -www.berlin.de/mauer/index.ru.

1 Эта инициатива Организации Объединенных Наций под лозунгом «Диалог и взаимопонимание» имеет целью продвижение идеалов мира, уважения к правам человека и солидарности между людьми разных поколений, культур, религий и цивилизаций.

2 Генеральная Ассамблея ООН еще в 1988 году постановила провозгласить Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября.

дневной жизни, в учебной и научной деятельности; авторских прав и интеллектуальной собственности в развитии творческой и инновационной деятельности; политики в области защиты интеллектуальной собственности в Австрии, Германии, Франции и России.

Помимо выступлений и дискуссий в ходе круглого стола состоялся просмотр презентации на тему «Формы борьбы с плагиатом», представлен доклад студента юридического отделения переводческого факультета о правовых аспектах защиты информации. Студентам было предложено разработать и направить плакаты и информационно-пропагандистские материалы, посвященные Международному дню интеллектуальной собственности, на сайт веб-галереи ВОИС.

Формат документов и подготовленных сообщений иноязычных участников напрямую зависит от темы мероприятия. Так, форум «Мир без разграничительных линий» касался молодежной тематики, и его участники - стажеры из Австрии, Германии и Франции - делились своими собственными знаниями и идеями о студенческом академическом обмене, мобильности, стажировках и грантах, безвизовом въезде в европейские страны и т.д. Присутствующие в зале студенты задавали вопросы, вступали в дискуссию, вынуждая немало «попотеть» работающих переводчиков.

Встреча «Исторические уроки Второй мировой войны», напротив, проходила в более официальной, формальной обстановке. Приглашенные гости играли роли «высокопоставленных лиц» - комиссара Евросоюза по внешним связям, представителя Министерства культуры Земли Берлин, представителя Совета по европейским делам Евросоюза, члена исполнительного комитета ОБСЕ. В этом случае для выступлений использовались официальные документы, в частности: заявление участников российско-германского круглого стола «Старые и новые барьеры в современном мире: к 20-летию падения Берлинской стены», резолюция ПА ОБСЕ «Воссоединение разделенной Европы» (автор г-н Роберто Баттелли, Словения, 03.07.2009) и другие аутентичные документы.

Актуальная для студентов тема «Проблемы защиты интеллектуальной собственности в XXI веке» была проиллюстрирована презентациями и докладами, выполненными как преподавателями из НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, так и приглашенными преподавателями и студентами из Университетов Экс-ен-Прованс (Франция), Вены, Инсбрука (Австрия). В рамках круглого стола происходил «обмен опытом» в данной сфере. Преподаватели из разных стран подготовили и представили сообщения о том, как происходит борьба с плагиатом в европейских вузах, какие критерии устанавливаются для научных студенческих и аспирантских работ, какие изменения вносятся в законодательство по данной проблеме.

Необходимо подчеркнуть, что все участники имитационно-деловой игры опираются на аутентичные актуальные документы. В зависимости от имитируемого события участник дискуссии либо играет роль (например: представителя МИДа, посольства, международной организации . ), и тогда он воспроизводит реальное выступление выбранного им персонажа, либо выступает с собственным сообщением, выражая личностное отношение к обсуждаемой проблеме. Работая перед публикой, студенты начинают осознавать всю долю переводческой ответственности за каждое сказанное слово и испытывают большое эмоциональное напряжение.

Не менее важным для проведения игры является предшествующий этап. Перед игрой преподаватели перевода организуют подготовительную работу, в которую вовлекаются практически все студенты старших курсов. Студенты, работая в командах, осуществляют поиск материала по заданной тематике, проводят подбор и изучение необходимой литературы, предварительные терминологические исследования, готовят необходимый глоссарий. Анализируя большой объем информации - как текстовой, так и аудиовизуальной, будущие переводчики совершенствуют не только умения пользоваться словарями, справочной документацией, использовать компьютерные технологии, работать с текстами различных жанров, но и создавать атмосферу согласованной деятельности и сотрудничества. Актуальность, реальность и важность тематики игры побуждают их расширять свой информационный запас новыми экстралингвистическими знаниями.

Основное требование к сценарию игры заключается в его «прописанно-сти» под задачи переводчика. Сценарий выстраивается таким образом, чтобы в игре было задействовано как можно больше видов устной переводческой деятельности. Во время игры переводчики работают в командах («французской» и «немецкой») и выполняют различные виды устного последовательного перевода: перевод монологический речи на родной язык, реферативный перевод на иностранный язык, перевод текста видеопрезентации (перевод с листа), двухсторонний перевод вопросов и ответов выступающих. Непреложным также является использование в качестве анонсирующей, рекламной, декларативной, постановляющей, иллюстративной документации только аутентичных текстов.

Привлечение к игре носителей языка является обязательным условием, отличающим нашу имитационно-деловую игру от подобных моделирующих игр. Благодаря их участию мы выполняем одну из самых сложных задач в обучении языкам - формирование межкультурной компетенции. Для переводчика это «установка на адресата сообщения, это умение предотвращать или компенсировать не(до)понимание сторон межкультурного общения и способствовать их взаимодействию» [3, с. 95]. Только «проживание» реаль-

ного «межкультурного диалога» может способствовать выявлению и осознанию специфики национального менталитета, пониманию особенностей речевого поведения, выражения, традиций общения представителей родной и иноязычной культур, а значит, развитию межкультурной компетенции будущего переводчика, который вынужден в такой ситуации строить свою речь, учитывая восприятие ее представителем другой культуры.

Зачастую приглашенные носители языка предпочитают выступать от своего имени, тем самым эмоционально окрашивая свое выступление. Тогда на первый план выходит личность выступающего и его собственное отношение к событию. Этот момент игры очень «тонкий» для переводчика, игра «выходит за грань» игры, и создается ситуация реального выступления и общения. Так, игра позволяет будущим переводчикам окунуться в «живой» материал, без которого невозможно почувствовать себя переводчиком. Как подчеркивает И.С. Алексеева, «переводчику жизненно необходим навык восприятия индивидуальных особенностей произношения, голоса, дефектов речи, диалектальных окрасок, темперамента и много другого. Среди этого другого наталкиваешься на самые неожиданные черты, которые осложняют восприятие» [4, с. 131].

В процессе проведения имитационно-деловой игры особое внимание уделяется работе с аудиторией. Раздавая зрителям составленные заранее задания, нацеленные на формирование комплексного представления о трудностях, с которыми переводчик сталкивается в реальной ситуации, мы стараемся максимально вовлечь аудиторию в процесс игры, превратить слушателей из «пассивных» в «активных» участников процесса.

Так, студентам младших курсов предлагаются задания на концентрацию внимания. Например: извлечь/записать основную информацию из выступлений участников мероприятия. Вопросы могут касаться конкретной информации (Кто? Когда? Где? Почему? и т.п.). При этом особенно ценится точное воспроизведение дат, цифр, названий, имен. В качестве задания на преодоление психологического барьера студентам предлагается задавать участникам уточняющие вопросы, высказывать свое мнение, делать уточнение перед микрофоном (на любом рабочем языке) в отведенное регламентом время.

Студентам старшего этапа предлагается роль экспертов, которые должны оценить работу своих коллег: владение речевыми нормами родного языка, точность в передаче информации на родном и иностранных языках, умение работать в команде, дикцию и т.п.

Послеигровой этап имитационно-деловой игры не менее важен, так как связан с послеигровой рефлексией, с анализом итогов переводческой работы. Этот этап может проводиться преподавателем как в виде групповой дискуссии с

участием носителя иностранного языка, так и в виде индивидуального дебри-финга (разбора полетов) с использованием видеозаписи. Получить конструктивную обратную связь и информацию о достоинствах и недостатках проведенной игры помогает послеигровое анкетирование участников команд и зрителей.

Анализ результатов анкетирования, которое мы проводим после окончания каждой игры, позволяет сделать вывод о том, что студенты особенно высоко оценивают приобретаемый опыт и осознание своих возможностей в переводческой деятельности. Отвечая на вопрос о практической ценности имитационно-деловой игры, студенты отмечают: Максимально приближенные к реальности условия работы; Возможность выступать перед широкой публикой, переводить настоящее выступление; Возможность смоделировать реальную ситуацию деятельности переводчика. Практическая ценность круглого стола заключалась в том, что была создана реальная ситуация, в которой мы смогли почувствовать себя настоящими переводчиками. Это позволило нам понять, над чем необходимо работать.

Имитационно-деловая игра позволяет в течение короткого времени смоделировать все аспекты профессиональной деятельности, радикально сокращая время накопления профессионального опыта, формируя у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике. Кроме того, данная игра способствует формированию профессиональных компетенций, которые возможно формировать только на практике, в реальных условиях. Студенты получают представление о правилах и нормах работы на международных встречах и дискуссиях. При переводе учебных текстов или выступлений товарищей по группе в аудитории не возникает подобная полезная стрессовая обстановка, что не позволяет студентам психологически подготовиться к будущей рабочей ситуации.

Однако сама по себе имитационно-деловая игра едва ли способна привнести существенные изменения в образовательный процесс. По нашему мнению, образовательный результат будет зависеть от того, каким образом имитационная игра встроена в образовательный процесс, как выглядит образовательный модуль, разработанный на базе данной обучающей технологии. Эффективный результат она даст при определенной цикличности подготовки, разработки, проведения и обсуждения результатов.

В заключение хотелось бы отметить, что высокая результативность и образовательная эффективность имитационно-деловой игры обеспечивается благодаря привлечению к её подготовке и разработке всех преподавателей, задействованных в профессиональной подготовке будущих специалистов, их взаимопонимание и взаимопомощь. Для этого необходим особый эмоциональный климат в коллективе, поощрение инициативности, внутренний обмен идеями, возможности саморазвития для всех. Это возможно только

в организации, признающей ценность наличия у преподавателя метакомпе-тенций, включающих коммуникативную, интерактивную и игротехническую компетенции.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - URL: http://www.voppsy.ru/contents/c875.htm (дата обращения: 15.02.2013).

2. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2010. - 176 с.

3. Поршнева Е.Р. Базовая лингвистическая подготовка переводчика: монография. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002. -148 с.

4. Алексеева И.С. Профессиональное обучение переводчика: учеб. пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. - СПб.: Союз, 2001. - 288 с.

Получено 20.03.2013

E.R. Porshneva, A.N. Panova

BUSINESS SIMULATION GAME METHODOLOGY IN TEACHING TRANSLATION SKILLS

The article presents a business simulation game methodology as means of enhancing professional competences of future specialists in translation/interpreting. The criteria for selecting topics, texts and a format of such activities are clarified basing on some games which have been held at the Linguistics University of Nizhny Novgorod, School of Translation & Interpreting.

Keywords: business simulation game, professional context, intercultural situation, professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.