Научная статья на тему 'Методика проведения SWOT-анализа в условиях ОАО «Брянскпиво» г. Брянска'

Методика проведения SWOT-анализа в условиях ОАО «Брянскпиво» г. Брянска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2532
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения SWOT-анализа в условиях ОАО «Брянскпиво» г. Брянска»

УДК 339.1

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ ОАО «БРЯНСКПИВО» Г. БРЯНСКА *

С.С. РЯБИКОВА Брянская государственная сельскохозяйственная академия

ВВЕДЕНИЕ

SWOT-анализ позволяет на основании собранных данных о внешних и внутренних факторах компании провести ревизию ее возможностей и задач, которые предстоит решить. Он помогает выяснить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы со стороны внешнего окружения.

Проведение SWOT-анализа ОАО «Брянскпиво» позволило обобщить результаты исследований среды функционирования.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Основными этапами анализа является:

1) выявление сильных и слабых сторон;

2) выявление возможностей и угроз;

3) составление полей стратегий на пересечении факторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Результаты анализа по первому этапу выглядят следующим образом. Сильные стороны (S, strengths):

- новый квалифицированный управленческий персонал;

- разработка новых сортов пива;

- относительно дешевый труд;

- удачное расположение предприятия;

- устойчивое финансовое положение;

- высокая стоимость основных фондов в силу их уникальности;

- рекламная поддержка новых торговых марок в местах продаж (мерчандайзинг). Слабые стороны (W, weakness):

- слабая мотивация, низкая производственная культура;

- нестабильность качества продукции;

* - научный руководитель - Светлана Валерьевна Ворочай, кандидат экономических наук, доцент

- нестабильность качества продукции;

- технологическая отсталость;

- несовершенный процесс сбыта продукции.

Проведение SWOT-анализа предполагает также выявление возможностей и угроз со стороны окружения предприятия.

Возможности (О, opportunities):

- большая ёмкость рынков соседних регионов в ценовой нише ОАО «Брянскпи-

во»;

- положительный имидж предприятия в регионе;

- экономическая стабилизация в стране;

- рост благосостояния населения;

- упрощение экономического взаимодействия с Белоруссией;

- возможность использования новых технологий;

- свободные ресурсы: управленческий персонал среднего звена и производственные площади.

Угрозы (Т, threats):

- жесткая конкуренция на рынке;

- повышение НДС и акцизов;

- монополия поставщиков;

- технологическая отсталость от конкурентов;

- негативное отношение общественности и исполнительной власти к рекламе пива и распитию напитка.

Завершающим этапом SWOT-анализа является создание полей альтернативных стратегий. Схема образования этих полей представлена на рисунке 1.

Возможности (О) Угрозы (Т)

Сильные стороны (S) Поле стратегий SO: использовать сильные стороны и возможности для достижения цели Поле стратегий ST: использовать сильные стороны для отражения (избегания) угроз

Слабые стороны (W) Поле стратегий WO: использовать возможности для минимизации влияния слабых сторон Поле стратегий WT: предотвращать кризис фирмы вследствие действия угроз среды и слабостей фирмы

Рис. 1. Поля альтернативных стратегий

Для ОАО «Брянскпиво» поля альтернативных стратегий выглядят следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1

Поля альтернативных стратегий ОАО «Брянскпиво»

Поле стратегий SO 1. Освоение сегмента «дешевое пиво» в соседних регионах 2. Возможность получения кредитов из банков на закупку оборудования под залог основных фондов 3. Разработка и осуществление маркетинговой стратегии освоения новых рынков сбыта 4. Реконструкция производства Поле стратегий ST 1. Более полное и эффективное использование управленческих кадров для ослабления влияния угроз 2. Усиление контроля стандартов качества для поддержания его уровня 3. Активная политика продвижения товара, направленная на массовый сегмент населения

Поле стратегий WO 1. Выявление новых рыночных ниш и быстрое их освоение 2. Постоянный мониторинг рынка пива, отыскание и налаживание длительного сотрудничества с поставщиками, установление контроля над ними 3. Разработка новых более рентабельных сортов с целью снижения риска от увеличения цены пива за счет роста налогов и акцизов 4. После принятия закона о запрещении рекламы пива в СМИ реклама в местах продаж будет работать Поле стратегий WT 1. Улучшение «управляемости» организацией с целью сделать ее более мобильной в конкурентной борьбе 2. Постоянный контроль качества продукции и достижение его стабильности как опоры в конкурентной борьбе 3. Проведение модернизации оборудования с целью обеспечения более высокого качества производства пива 4. «Раскрутка» новых торговых марок для привлечения потребителей

В результате проведения качественного SWOT-анализа были выявлены основные направления, на которые ОАО «Брянскпиво» следует направить усилия в ближайшее время.

Наиболее актуальными, осуществимыми и вместе с тем затратными будут решения в области реконструкции и модернизации производственного оборудования. Эти мероприятия позволят одновременно увеличить объемы производства и улучшить качество продукции. Однако в этом случае появляется проблема реализации произведенной продукции. Здесь основные усилия будут направлены на усиление «управляемости» ОАО «Брянскпиво», в том числе активизация маркетинговой и финансовой деятельности. Таким образом, несмотря на то, что образованы четыре поля стратегий, все-таки они отражают единую систему действий по усилению конкурентных преимуществ ОАО «Брянскпиво».

Однако в завершение данного анализа следует упомянуть о некоторых специфических аспектах именно пивной отрасли.

В России, по оценкам экспертов, рынок пива продолжает развиваться, и объем продаж увеличится приблизительно еще на 20-25 %. На прошедшем 6 апреля 2007 года Втором Всероссийском совещании «Концепция взаимодействия бизнеса и власти. Развитие

социально-экономического партнерства в пивоваренной отрасли» было отмечено, что пивоваренная отрасль в последние годы внесла значительный вклад в развитие экономики страны и её регионов и является в настоящее время определяющим фактором для становления ряда смежных отраслей промышленности и профильных секторов сельского хозяйства. К тому же пивоваренная продукция является устойчивой альтернативой крепким алкогольным напиткам и суррогатам и характеризуется как основополагающий фактор для формирования сбалансированной структуры потребления алкоголя в России.

Вместе с тем, в отрасли существует комплекс проблем, которые имеют значительное влияние на перспективы её развития. К ним относятся, в первую очередь, недостатки в законодательной сфере, регулирующей производство и оборот пивоваренной продукции, а также достаточно низкая культура потребления пива в России. В совокупности эти недостатки влияют на формирование у определенной части населения негативного отношения к пиву и его производителям, что зачастую используется в целях проведения законодательных инициатив, направленных на принятие в отношении отрасли жесткого государственного регулирования.

Так, вклад в разрешение этих противоречий пытается внести «Союз пивоваров России». В рамках его деятельности осуществляется разработка закона «О пиве» (в данный момент уже существует в форме проекта), а также совместно с производителями пивобе-залкогольной продукции идет активная социально-экономическая работа. Главным документом, подтверждающим эту деятельность, является Социальный отчет пивоваренной отрасли.

Поэтому выявленные основные стратегии развития ОАО «Брянскпиво» должны носить социальную направленность в части разрешения или, в худшем случае, уклонения от основных проблем в рамках отдельно взятого предприятия.

THE METHOD OF CARRING OUT SWOT-ANALISIS IN CONDITIONS OF JSC «BRYANSKBEER» (BRYANSK)

S.S. RYABIKOVA The Bryansk state agricultural academy SUMMARY

SWOT-analysis allows on the basis of collected datas about external and internal factors of company's environment to carry out audit of its opportunities and tasks comed to solve. It helps to find out company's strengths and weaknesses and moreover opportunities and treats from the external environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.