УДК 338.2
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
С.С. РЯБИКОВА
Брянская государственная сельскохозяйственная академия
Основными элементами стратегического управления являются: миссия, цели, система их достижения (сформулированная стратегия), среда функционирования, а также процессы осуществления и контроля стратегического управления.
Стратегическое управление невозможно представить без сформулированной миссии. Миссией предприятия является: удовлетворение спроса потребителей в качественной продукции, выпускаемой ОАО «Брянскпиво» (пиво, солод, безалкогольные напитки). В разное время миссия звучала следующим образом: «Вкус и традиции»; «Брянское пиво -живое пиво». В настоящее время самым распространенным лозунговым вариантом миссии является: «Брянскпиво - русские традиции». Этот вариант отображен и на этикетках продукции.
Стратегическая задача ОАО «Брянскпиво» - увеличить свою долю на рынке г. Брянска и Брянской области к 2008 году довести её до 25%. Данная задача важна, так как местный рынок для всех мелких, средних, да и крупных заводов-производителей является важнейшим рынком. Среда функционирования предприятия затрагивает следующие ее компоненты: макроокружение, непосредственное окружение и внутренняя среда. Так, в макросреде целесообразно выделить следующие факторы:
- политической и правовой сфер (закон «Об ограничении рекламы пива, запрет на распитие пива в общественных местах);
- социально-демографической сферы (рост уровня доходов граждан);
- технологической сферы (классическая технология производства на ОАО «Брянскпиво»);
- экономической сферы (курс доллара, рост акцизов);
- экологической сферы (соблюдение законодательства о защите окружающей среды).
Среди факторов непосредственного окружения самыми существенными для ОАО «Брянскпиво» являются конкурентная среда (основными операторами брянского рынка пива являются: Baltic Beverages Holding, Sunlnbew, Белорусские производители) и рынки сбыта продукции (основной - Брянск, потенциальные и дополнительные - Центральный федеральный округ).
Анализ внутренней среды ОАО «Брянскпиво» предполагает следующие аспекты:
корпоративный, маркетинговый, производственный, финансовый, кадровый.
В реализации стратегии принимают участие все ведущие службы предприятия:
- отдел маркетинга разрабатывает программу увеличения объемов продаж (на основе прогнозов экспертов отрасли, изучения рынка сбыта и пр.);
- технические службы предлагают возможности увеличения объемов производства (что подвергнуть реконструкции, что - техническому перевооружению и т.д.), а также варианты осуществления строительно-монтажных работ различными организациями, возможных поставщиков оборудования;
- финансовые службы параллельно и совместно с работой технических специалистов разрабатывают программы и сроки финансирования, бюджеты, подготавливают документацию для банков, инвесторов, акционеров;
- постоянное согласование действий с руководством, а на заключительном этапе - доведение результатов работы до руководителей и, как следствие, принятие решения о конечном проекте осуществления работ: заключение договоров о покупке оборудовании, выполнении работ.
3,000 2,500 2,000 1,500 1.000 0,500 0,000
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
■^Суммарные индексы экономичности аппарата управления ^Суммарные индексы результативности управления с-Суммарные индексы эффективности управления
Рис. 1. Оценка эффективности системы стратегического управления.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что систему управления в ОАО «Брянск-пиво» можно назвать стратегической. В организации есть миссия, стратегические цели,
определены основные направления развития и принимаются конкретные тактические и оперативные шаги для реализации стратегии. Однако последним этапом стратегического управления является оценка и контроль стратегического управления (оценка проведена с помощью методики суммарно-индексной оценки управления (рисунок 1).
Оценка стратегического управления позволила сделать вывод о том, что за период 2002-2006 гг. его эффективность повысилась. Об этом свидетельствует рост суммарных индексов эффективности системы управления, а также снижение индексов экономичности и возрастание индексов результативности.
BASIC ELEMENTS OF STRATEGIC MANAGEMENT IN ENTERPRISES
S.S. RYABIKOVA The Bryansk state agricultural academy SUMMARY
Basic elements of strategic management are mission, aims, system of its achievement (formulated strategy), environment of functioning, processes of realization and control in strategic management.