Научная статья на тему 'Методика проведения семинарского занятия в системе современного образования'

Методика проведения семинарского занятия в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9844
1101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения семинарского занятия в системе современного образования»

© Ю.В. Филатова, 2007

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Филатова

Современная технология обучения сегодня не способна подготовить специалистов с конкурентоспособным уровнем квалификации, поэтому «технологическая» реформа вузовского образования является составляющей частью процесса модернизации высшей школы.

Новые педагогические технологии должны: гибко реагировать на меняющиеся потребности рынка труда и корректировать модель специалиста; обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их освоения в зависимости от способностей и интересов студентов. Идеи отечественной педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного образования, деятельностный подход к обучению, идеи «опытного учения», диалога как основы человеческого сознания и общения, а также технологии опережающего обучения, развития критического мышления, проектного обучения, группового взаимодействия, технологии тестирования, информационные и коммуникационные, технологии модульно-рейтингового обучения наиболее приемлемы сегодня.

Такая дидактическая модель, как «модульно-рейтинговая технология обучения», широко применяется в высшей школе. Модуль -это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Рейтинг - индивидуальный суммарный индекс студента, устанавливаемый в виде баллов, на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля.

В основу модульно-рейтинговой технологии положены следующие принципы:

- расчленение материала на небольшие дозы;

- отход от коллективного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов;

- изменение роли и функции преподавателя в учебном процессе, превращение его в преподавателя-консультанта;

- отход от традиционных форм контроля знаний и внедрение рейтинговой системы оценок, в которой резко возрастает роль текущего, обобщающего и итогового контроля. Модульно-рейтинговая технология использует свои элементы в контексте педагогики сотрудничества. Это гуманизирует педагогический процесс.

В состав модулей включены, кроме лекционных занятий, индивидуальные задания студентам, которые должны быть выполнены к семинарскому занятию этого модуля. Семинарские занятия предполагаются в каждом модуле, выполняя функцию рубежного контроля знаний, а также позволяя в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного внимания студентов.

Формирование навыков самостоятельного, критического мышления студентов - одна из главных задач, которая продиктована общими целями современного образования. Мониторинг внедрения современных форм и методов обучения в учебный процесс показал, что стремление к рациональному соотношению традиционных и современных педагогических технологий, основанных на теории и практике личностно-ориентированного обучения, нацелено на поиск методов и форм обучения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность студентов.

Одной из форм практической деятельности, в рамках которой решается поставленная задача, является семинарское занятие. Сама по себе семинарская форма занятий (с лат. semmarшm означает «рассадник, посев знаний») известна очень давно, с древнегреческих и римских времен. Как активная форма обучения, семинар выполняет особую фун-

кцию - способствует формированию постоянно-привычного состояния размышления, поиска, сосредоточенности.

Классификация видов семинарских занятий такова:

1) семинары, связанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением;

2) семинары, не зависимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;

3) практические семинары. Цель их проведения - отработка конкретных навыков. Суммируя основные виды семинаров в современной высшей школе, упоминая три классических типа семинаров (просеминар, собственно семинар и спецсеминар), И.О. Загашев и С.И. Заир-Бек указывают на три основных вида собственно семинаров: «...семинар, имеющий своей целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически связанный с ним; семинар, предназначенный для основательной проработки наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы; семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для их углубленной проработки».

При выборе формы семинарского занятия прежде всего определяется его цель: конкретно-учебная в пределах одного занятия и более отдаленная, стратегическая - в смысле формирования необходимых личностных качеств будущего специалиста, среди них, несомненно, способность к критическому мышлению.

К настоящему времени методика проведения семинарских занятий достаточно разработана. По методике проведения семинарское занятие представляет собой обсуждение, дискуссию, ориентированные как на творческий характер студента с четкой и убедительной ар-

гументацией, так и на приобретение более совершенных знаний. Они помогают проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов.

Среди всего разнообразия существующих сегодня методик (семинар-круглый стол, семинар-дискуссия, семинар-беседа, семинар-пресс-конференция и др.) хотелось бы выделить две наиболее распространенные.

Первую методику условно можно было бы назвать обучающей, традиционной, ориентированной на преподавателя. Согласно данной методике, одни студенты, приходя на семинар, готовят рефераты, доклады, другие -их слушают. Преподаватель пытается активизировать аудиторию, организовать дискуссию.

В основе изложенной методики лежит следующая схема (см. рис. 1).

Одним из условий проведения подобного семинара является желание самого студента подготовиться к занятию. Принято считать, что если студент пришел в университет, то он однозначно заинтересован участвовать во всех формах учебы. В действительности все не так просто. Преподаватель стимулирует учебу студента приближением итоговой аттестации - зачета или экзамена.

Слабые звенья этой методики:

- преподаватель должен хорошо представлять, что нужно знать студенту по предмету (а в условиях меняющейся социальной действительности это очень сложно);

- студент должен быть уверен, что, не овладев этими знаниями, он не сможет работать по специальности.

Оптимальной данная методика будет:

- в условиях стабильного развития общества;

- при наличии четко известных потребностей практики;

Рис. 1. Схема традиционной методики, ориентированной на преподавателя

- для подготовки магистров (условия этой подготовки допускают некоторый отрыв знаний от реальности).

Наиболее распространенной сегодня методикой проведения семинарского занятия является индивидуально-ориентированная схема «вопрос - ответ». Основной ее недостаток - невозможность, точнее затруднение, вызвать широкую проблемную дискуссию, которая бы охватывала всех студентов. Но даже если это и удается, то при проведении дискуссии по-прежнему остается неясным уровень подготовленности конкретного студента. В методологическом плане преодоление подобной ситуации может быть решено путем проведения устного краткого опроса (либо письменного тестирования) всей студенческой аудитории. Темп проведения таких мероприятий должен быть высоким, что сразу же позволяет настроиться студентам на активную работу. Методика предварительного контрольного опроса исключает возможность искажения и трансформации знаний (в результате домашней подготовки) студента, что позволяет преподавателю сразу выделять ошибки, акцентировать на них внимание и провести необходимую коррекцию.

Возрастает интерес ко второй методике, которую условно можно назвать тренирующей, инновационной, ориентированной на обучаемого. Формы ее разнообразны. Выделим лишь некоторые:

1) организационно-деятельная игра - имитационная модель, в которой воспроизводится настоящая деятельность. Проведение таких игр помогает активизировать творческий потенциал учащихся, выработать у них умение анализировать сложные социальные процессы, привить навыки коллективной работы над конкретной проблемой;

2) мозговая атака. Для обсуждения конкретной проблемы создаются малые группы, представляющие «генераторов идей», которые выдвигают идеи по данной проблематике, и «критиков», которые анализируют предложенные идеи;

3) творческие работы;

4) тестирование. Цель тестирования - познание учащимися и студентами самих себя, своих возможностей, раскрытие своих способностей и творческого потенциала. Методика тестирования позволяет в ряде случаев заменить контрольные формы проверки знаний, помочь студентам определить ближайшие и отдаленные цели работы над собственным самосовершенствованием. В основу второй методики положена следующая схема (см. рис. 2).

Студент стимулирует себя сам - он на каждом этапе проверяет собственные силы, способности, возможности.

Слабые звенья этой методики:

- преподаватель должен быть готов ко всяким неожиданностям, даже к тому, что он может что-то не знать;

- студент должен испытывать доверие к преподавателю, чтобы раскрыть в процессе обучения свои «слабые стороны». Оптимальной данная методика будет:

- в условиях нестабильного общества;

- при постоянно меняющихся потребностях практики;

- для подготовки бакалавров (условия этой подготовки требуют постоянного соотнесения знаний с реальностью).

Таким образом, выбор оптимального

варианта методики проведения семинарского занятия определяется многими факторами: спецификой предмета, потребностями подготовки конкретных специалистов, возможностями преподавателя и готовностью студента.

Рис. 2. Схема инновационной методики, ориентированной на обучение

118

Ю.В. Филатова. Методика проведения семинарского занятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.