Нечаева Елена Станиславовна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
DEVELOPMENT OF THE MARKETING APPROACH IN MANAGEMENT HUMAN RESOURCES OF THE ORGANISATION: INTERNAL MARKETING
E.S. Nechaeva
The marketing approach in management of human resources of the organisation is focused on the relation to the personnel as to the internal client or the potential client. Prevalence of external marketing of the personnel is connected with active development of recruiting and problems of attraction of the personnel. Internal marketing should be guided by stability and personnel development in interests of the organisation and the personnel as client. Development of the practical marketing approach which is based on strategy of segmentation of the personnel on internal labour market of the organisation, and also application of BCG matrix in management of human resources is offered.
Keywords: personnel marketing, work market segmentation, motivation.
Nechaeva Elena Stanislavovna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК [338.487:338.33]-048.57-047.43
МЕТОДИКА ПОЗИЦИОННО-РАНГОВОЙ ОЦЕНКИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ
Т.А. Танкиева, И.Ю. Пономарева, М.В. Пономарева
В статье излагается разработанная авторами методика оценки туристической привлекательности территорий на основе позиционно-рангового подхода к объектам туризма, генерирующим, реализующим и локализующим туристический поток.
Ключевые слова: методика оценки туристического потенциала территории, туристская деятельность, туристский потенциал
Одним из способов диверсификации экономики в современном мире является развитие туризма. Так в Российской Федерации действуют государственные программы «Развитие культуры и туризма» на 2013 -2020 годы и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». В связи с этим возникают задачи оценки туристического потенциала как отдельных территорий, так и надтерритори-альных образований различного уровня.
При оценке туристического потенциала возникает ряд проблем, связанных с разнообразием туристических и инфраструктурных объектов, находящихся на территории, с отсутствием надежных источников или невозможностью получения точных сведений по некоторым характеристикам,
с трудностью выбора конкретных показателей, разнородностью единиц измерения различных показателей, сложными взаимосвязями между отдельными компонентами рекреационно-туристического потенциала и т. п.
В настоящее время, несмотря на научную проработанность отдельных аспектов оценивания территорий [1-7], отсутствует универсальная комплексная методика оценки туристско-рекреационного потенциала, позволяющая переходить от оценки территории к выработке управленческих и экономических решений.
Целью долгосрочных целевых программ развития туризма, принятых регионами РФ, является увеличение турпотока, который в свою очередь должен способствовать привлечению дополнительных инвестиций, пополнению бюджета, увеличению занятости населения и пр. С точки зрения выработки управленческих решений, комплексная методика оценки туристско-рекреационного потенциала территориального образования должна решать следующие задачи:
• показывать туристский потенциал территории;
• указывать на перспективные направления развития туризма в регионе;
• давать выход на определенные показатели турпотока - величину, структуру посетителей и т. п.
Генераторами турпотока являются историко-культурные, спортивные, развлекательные, природно-рекреационные, деловые и прочие объекты, а также мероприятия событийного характера. Данные объекты характеризует туристический поток, который они привлекают в настоящее время, а также потенциальный турпоток, который они могут генерировать. Так как именно эта категория объектов привлекает туристов, то наличие и позиционное ранжирование данных туробъектов и мероприятий является основной оценкой муниципальных образований, как территорий туристской привлекательности.
Объектам или событиям, привлекающим поток, сопутствует туристическая инфраструктура, включающая средства размещения, индустрию питания, сувенирное производство и прочее, и территориальная инфраструктура (муниципальная, районная, областная и т. д.), включающая транспорт, связь, логистику и пр., т. е. то, что обслуживает, принимает, или пропускает турпо-ток, влияя, таким образом, на его величину и характеристики (например, на время пребывания туриста). Экономическая, политическая и прочая среда также являются факторами, влияющими на турпоток. Ограничивающими факторами могут быть экологические, санитарные и другие требования.
Потенциальными потребителями туруслуг можно считать людей, получивших информацию об объектах или событиях, представляющих для них интерес.
Таким образом, методика оценки туристической привлекательности и состояния территорий должна учитывать иерархию компонентов [8]:
• уровень 1 - объекты и события, привлекающие турпоток (генерирующий компонент);
• уровень 2 - сопутствующие и ограничивающие факторы (реализующие компонент);
• уровень 3 - информационная среда (локализующий компонент).
В предложенной методике компоненты трех уровней и критерии их оценки учитываются в зависимости от качественного и количественного влияния на турпоток (табл. 1). Так, например, объект мирового культурного наследия или всемирно известный объект может генерировать поток на порядок выше, чем объект культурного наследия страны; объект культурного наследия страны - выше чем, объект культурного наследия регионального масштаба и т.д.
Таблица 1
Пример ранжирования объектов и событий, генерирующих турпоток
Ранг Кол-во разрядов ранга Потенциальная характеристика Турпоток, тыс. чел.- дней за год
I (первые позиции в записи) 00 Объект/событие мировой известности (мирового значения) 1 000 и выше
II (последующие позиции в записи) 00 Объект/событие ограниченной мировой известности (например, среди стран СНГ, европейская известность) 500-1 000
III 00 Объект/событие известности (значения) на уровне страны 100-500
IV 00 Объект/событие на уровне макрорегионов (больше, чем область) 10-100
V 00 Объект/событие областного значения 1-10
VI (самые последние позиции в записи) 00 Объект/событие местного значения до 1
Позиционное ранжирование позволяет учесть структуру туристического потока (местные туристы, граждане РФ, иностранные туристы), генерируемого объектами разного ранга, что проиллюстрировано рисунком.
Количество разрядов для каждого ранга подбирается таким образом, чтобы ранг не переполнялся.
В обобщенном виде методика оценки территорий с помощью пози-ционно-разрядного ранжирования состоит из нижеперечисленных взаимосвязанных этапов.
Этап 1. Для каждого муниципального образования (МО) составляется матрица компонентов первого уровня (табл. 2). Оценочная шкала для ранжирования объектов может заполняться для получения текущего состо-
яния на основе статистических данных по конкретным объектам туристической привлекательности и с помощью «экспертного метода» для оценки потенциальной привлекательности. В зависимости от задачи исследования может использоваться как количественный способ оценки (по числу объектов, генерирующих турпотоки конкретной величины и структуры), так качественный (по наличию таких объектов).
Структура турпотока, генерируемого объектами I, III и Vранга
Таблица 2
Пример оценки муниципального образования (генерирующий компонент)
I II III IV V VI
1 2 3 4 5 6 7
Исторические объекты + +
Архитектурные объекты, ансамбли, панорамы + +
Музеи +
Парки, ботанические объекты + +
Объекты индустрии развлечений +
Объекты религиозного культа + +
Спортивные объекты + +
1 2 3 4 5 6 7
Уникальные природные объекты +
Природные объекты охотничьего назначения +
Санаторно-курортные, лечебные +
Базы отдыха +
Объекты образовательного туризма +
Итого 00 01 00 00 07 09
Запись разрядами рейтинга туристической привлекательности муниципального образования, приведенного в таблице 2, будет выглядеть следующим образом:
ранг / II IIIIV V VI значение 00 01 00 00 07 09
Этап 2. Составление предварительного рейтинга, путем ранжирование территориальных образований по полученным на этапе 1 оценкам. Пример рейтинга муниципальных образований может выглядеть следующим образом:
МО № 1 00 0100 0110 32; МО №2 00 00 02 15 24 21; МО № 3 00 00 02 02 46 34,
где МО № 1 имеет самый высокий рейтинг, так как за счет объекта второго ранга может генерировать гораздо больший турпоток, чем МО № 2 и МО № 3. Рейтинг МО № 2 выше, чем рейтинг МО № 3, так как при одинаковом наличии объектов III ранга (известности/значения на уровне страны) у МО № 2 большее количество объектов IV ранга (известности/значения на уровне макрорегионов).
Этап 3. Составление матриц реализующего и локализующего компонента региона. При анализе локализующего и реализующего компонента должна использоваться та же шкала, что и для объектов, генерирующих турпоток (по пропускной способности турпотока или по объему охвата аудитории). Для детальной оценки региона и разработки управленческих решений матрицы могут составляться для конкретных объектов, генерирующих турпоток (например, при анализе территории на уровне области -для объектов I - IV ранга). Ранговый подход к информационному сопровождению требует, чтобы объекты, привлекающие туристов, имели информационную поддержку не ниже соответствующего ранга.
Этап 4. Составление итогового рейтинга территорий с учетом накладываемых ограничений и возможностей, и выработка управленческих решений.
Таким образом, матрица объектов, привлекающих турпоток, является основной. К ней для оценки возможностей добавляются матрицы ранжирования инфраструктурных объектов, информационного сопровождения и пр.
Предложенный метод на основе позиционно-разрядного ранжирования компонентов, генерирующих, реализующих и локализующих турпоток имеет следующие достоинства:
• простота методики оценки;
• возможность использования как количественных, так и качественных параметров;
• возможность проведения как реальной (по фактическому турпото-ку), так и потенциальной оценки (например, имеются уникальные объекты, но по каким-то причинам неизвестные, непопулярные в современных условиях);
• позволяет определить направление и возможности увеличения турпотока (как сравнивая реальную и потенциальную оценку, так и оценивая возможность перевода объектов или событий в следующий ранг путем устранений выявленных ограничений реализующего и локализующего компонентов);
• возможность оценивать по различным срезам - природные, культурно-исторические, событийные и пр., переходить от объектов к определенным видам туризма [9];
• возможность добавлять необходимое количество ограничений, (например, экологические, санитарные и др. требования) к объему турпотока;
• возможность перехода от оценки отдельных муниципальных образований к более крупным территориальным образованиям путем сложения оценок внутри ранга. В этом случае количество разрядов для ранга при необходимости можно увеличить.
Список литературы
1. Бутко И.И., Рубаник А.Н., Ситников В.А. Железнодорожные туры в России и в мире: монография. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. 328 с.
2. Войтюк М.М. Организация сельского туризма: практические рекомендации по организации альтернативной занятости сельского населения. М.: Росинформагротех, 2010. 120 с.
3. Кокина Ю.В. Методологические основы оценки территориально-рекреационных систем // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика: сборник научных статей. Смоленск: Универсум, 2011. С. 351-355.
4. Людвиг Л.П. Развитие регионального туризма на основе стратегии управления туристскими ресурсами: дис.канд. экон. наук. Иркутск, 2006. 168с.
5. Ситников С. В. Рекреационный потенциал Кировской области: анализ, оценка, перспективы использования: автореф. дис. канд. геогр. наук. Пермь, 2006. 18 с.
6. Сушева Н. И. Методика балльной оценки районов Пермской области в плане туристской привлекательности // Развитие профессионального гостеприимства в РФ: проблемы и решения. Региональный аспект: материалы Всерос. науч.-практ. конференции, Пермь, 29-30 апреля 2004 г. Пермь, 2004. С. 63-72.
7. Саранча М.А., Рысин И.И. Рекреационный потенциал Удмуртской Республики: географический анализ и оценка с использованием геоинформационных технологий. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. 184 с.
8. Туристический бизнес: основы организации / И.И. Бутко [и др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 384 с.
9. Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 78-83.
Танкиева Тамара Ахметовна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Пономарева Ирина Юрьевна, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Пономарева Марина Владимировна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE METHODOLOGY OF THE POSITIONAL-RANK ESTIMATION OF TOURISTIC
ATTRACTION OF TERRITORIES
T.A. Tankieva, I.Y. Ponomareva, M.V. Ponomareva
The methodology of the estimation of touristic attraction of territories on the basis of the positional-rank approach to the touristic objects, which generate, realize and localize tourist flow, developed by the authors, is presented in the article.
Key words: the methodology of the estimation of touristic potential of the territory, tourist activity, touristic potential.
Tankieva Tamara Ahmetovna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Ponomareva Irina Yurevna, candidate of technical science, docent, manager of department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Ponomareva Marina Vladimirovna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University