Научная статья на тему 'Методика повышения уровня специальной физической и технической подготовленности квалифицированных толкателей ядра'

Методика повышения уровня специальной физической и технической подготовленности квалифицированных толкателей ядра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1229
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОПРЯЖЁННЫЙ МЕТОД / ВРАЩАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ТОЛКАНИЯ ЯДРА / МЕЗОЦИКЛ ТРЕНИРОВКИ / SPECIAL PHYSICAL AND TECHNICAL PREPAREDNESS / ASSOCIATED METHOD / ROTATIONAL METHOD OF SHOT PUT / MESOCYCLE OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миллер Василий Иванович, Рубин Владимир Соломонович, Мачканова Елена Вячеславовна

В статье приведены результаты исследования по проблеме совершенствования специальной подготовленности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в толкании ядра вращательным способом. Предложена оригинальная методика, в которой разнонаправленные упражнения одновременно решают задачи тестирования, оценки и совершенствования специальной подготовленности квалифицированных толкателей ядра вращательным способом. Выявлено, что результат использования данной методики наиболее эффективен для спортсменов с высоким уровнем развития двигательно-координационных способностей. Представлены практические рекомендации по построению шестинедельного мезоцикла тренировки, способствующие повышению эффективности тренировочного процесса квалифицированных толкателей ядра вращательным способом, указаны направленность и задачи каждого недельного микроцикла подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миллер Василий Иванович, Рубин Владимир Соломонович, Мачканова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of improving the level of special physical and technical preparedness of elite shot putters

Results of the scientific research for improving the training process for rotational shot putters is presented in the article. The original methodology, in which the multi-directional exercises simultaneously solve the problems of testing, evaluation and perfection of specially trained highly skilled rotational shot putters has been proposed. It has been found that the result of using of this methodology is most effective for athletes with a high level of motor-coordination abilities. Practical recommendations for development of a six-week training mesocycle contributing to the improvement of efficiency of the training process for qualified rotational shot putters have been presented, the focus and purpose of each week microcycle of training have been indicated.

Текст научной работы на тему «Методика повышения уровня специальной физической и технической подготовленности квалифицированных толкателей ядра»

данных патологических изменениях противопоказан. Сравнение силовой подготовленности (как абсолютной, так и относительной) дзюдоистов одноимённых весовых групп при переходе из одной возрастной категории в другую, опираясь на t-критерий Стьюдента, показал недостоверность различий (p=0,01) во всех случаях. Данный факт подтверждает мнение о том, что силовые способности достаточно хорошо поддаются тренировочным воздействиям, как в молодом, так и зрелом возрасте. В этой связи можно сделать вывод, что включение упражнений на силу является обязательным условием подготовки дзюдо-истов-ветеранов.

ВЫВОДЫ

Проведённое исследование позволило определить специфику спортивной подготовки квалифицированных дзюдоистов-ветеранов (по отношению к борцам этапа высшего спортивного мастерства). Результаты этого и последующих исследований данного направления позволят сформулировать научно-обоснованную систему подготовки дзю-доистов-ветеранов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шахов, А.А. Здоровьесбережение занимающихся дзюдо и самбо на основе учета воздействий техники бросков на позвоночник I А. А. Шахов, В.В. Мелихов, О. С. Понарина II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 128-131.

REFERENCES

1. Shakhov, A.A. and Melikhov, V.V. and Ponarina O.S. (2010), “The Health Economy off Judo and Sambo Sportsmen’s on the Base of Accounting of the Techniques Influence To the Spine”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 128-131.

Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2013.

УДК 796.092

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА

Василий Иванович Миллер, преподаватель,

Владимир Соломонович Рубин, кандидат технических наук, профессор,

Елена Вячеславовна Мачканова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье приведены результаты исследования но проблеме совершенствования специальной подготовленности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в толкании ядра вращательным способом. Предложена оригинальная методика, в которой разнонаправленные упражнения одновременно решают задачи тестирования, оценки и совершенствования специальной подготовленности квалифицированных толкателей ядра вращательным способом. Выявлено, что результат использования данной методики наиболее эффективен для спортсменов с высоким уровнем развития двигательно-координационных способностей. Представлены практические рекомендации по построению шестинедельного мезоцикла тренировки, способствующие повышению эффективности тренировочного процесса квалифицированных толкателей ядра вращательным способом, указаны направленность и задачи каждого недельного микроцикла подготовки.

Ключевые слова: специальная технико-физическая подготовка, сопряжённый метод, вращательный способ толкания ядра, мезоцикл тренировки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p92-97 METHODS OF IMPROVING THE LEVEL OF SPECIAL PHYSICAL AND TECHNICAL PREPAREDNESS OF ELITE SHOT PUTTERS

Vasiliy Ivanovich Miller, the teacher,

Vladimir Solomonovich Rubin, the candidate of technical sciences, professor,

Elena Vyacheslavovna Machkanova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

Results of the scientific research for improving the training process for rotational shot putters is presented in the article. The original methodology, in which the multi-directional exercises simultaneously solve the problems of testing, evaluation and perfection of specially trained highly skilled rotational shot putters has been proposed. It has been found that the result of using of this methodology is most effective for athletes with a high level of motor-coordination abilities. Practical recommendations for development of a six-week training mesocycle contributing to the improvement of efficiency of the training process for qualified rotational shot putters have been presented, the focus and purpose of each week microcycle of training have been indicated.

Keywords: special physical and technical preparedness, associated method, rotational method of shot put, mesocycle of training.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ результатов сильнейших толкателей ядра мира за последние 10 лет показывает, что из 37 спортсменов 24 толкателя ядра используют вращательный способ. В то же время на чемпионатах России в последние годы данный способ используют только 23 спортсмена из 20-25. Существенные резервы роста результатов российских метателей мы видим в разработке современной методики тренировочного процесса в толкании ядра вращательным способом. Нами выявлено два основных направления в обучении толканию ядра вращательным способом. Первое применяется в основном в США, Канаде и отчасти в северной и западной Европе, когда этапу овладения техникой толкания ядра вращательным способом предшествует разучивание техники метания диска. Второе направление характерно для постсоветского пространства, центральной и восточной Европы, а также стран Азии, где в основу методики закладывается попытка переноса навыков из толкания ядра со скачка на технику вращательного способа.

Анализ видеоматериалов сильнейших толкателей ядра вращательным способом показывает существенные изменения в технике выполнения соревновательного упражнения, которые, в свою очередь, предъявляют новые, повышенные требования к уровню специальной физической подготовленности современных метателей. Согласно существующим представлениям совершенствование специальной подготовленности в спорте высших достижений должно носить интегральный характер. С учётом вышеизложенного мы провели исследование, в котором в качестве испытуемых принимали участие квалифицированные толкатели ядра со скачка и метатели диска.

Цель исследования - разработать методику построения мезоцикла тренировки квалифицированных толкателей ядра вращательным способом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования все спортсмены были разделены на две группы: 1-я группа - толкатели ядра со скачка; 2-я группа - метатели диска.

Далее было проведено педагогическое тестирование с целью определения исход-

ного уровня физической подготовленности спортсменов. Батарея тестов включала в себя стандартные упражнения, отражающие уровень собственно силовых, скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей метателей: жим штанги лежа, полуприсед со штангой, рывок штанги, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, бросок ядра снизу вперед, прыжок с поворотом вокруг своей оси, повороты ног в висе, прыжок в длину с одной ноги с поворотом, вращение на круге «Грация» на одной ноге. Полученные данные показали, что изначально первая группа в большей степени подготовлены в силовом плане, а вторая группа превалирует по уровню координационных способностей, обеспечивающих устойчивое положение тела спортсмена к моменту главной фазы вращательного движения.

Основу педагогического эксперимента составило применение разработанной методики технико-физической подготовки. Её основными средствами являлись упражнения преимущественно на мышечные группы, участвующие в толкании ядра вращательным способом. Предварительно спортсмены обучались технике выполнения упражнений-тестов, которые в основном шестинедельном эксперименте выполнялись с максимальной интенсивностью.

Несмотря на достоверные улучшения результатов во всех контрольных упражнениях (р<0,05) спортивный результат в толкании ядра вращательным способом у спортсменов 1-ой группы остался на уровне их результатов в толкании со скачка. При проведении эксперимента главной проблемой толкателей ядра со скачка было освоение техники вращательного движения. Для рационального применения методики совершенствования технико-физической подготовленности толкателей ядра вращательным способом необходимо либо заранее направленно повышать уровень координационной подготовленности, либо корректировать методику по продолжительности. Соответственно шестинедельного периода, который длился эксперимент, недостаточно для значительного сдвига в уровне технической подготовленности группы толкателей ядра при овладении вращательным способом.

При сравнении двух групп можно сделать вывод, что спортсмены второй группы превалировали в технических упражнениях. Как показали результаты исследования, это связано в первую очередь с более высоким уровнем развития их двигательнокоординационных способностей, а также схожестью структуры толкания ядра с поворота с метанием диска. В связи с этим разработка структуры мезоцикла подготовки основывалась на особенностях динамики уровня специальной технико-физической подготовленности 2-ой группы спортсменов - метателей диска (табл. 1).

Таблица 1

Динамика результатов контрольных тестов на протяжении эксперимента у метате-_____________________________________лей диска______________________________________

№ упр. Недели эксперимента

1 2 3 4 5 6

1 10,8±2,39 12,6±2,19 14,6±1,67 16,4±1,82 19,2±1,3 21,6±1,14

2 6,4±1,67 8,4±1,52 9,8±1,3 10,8±1,3 11,8±0,84 14,2±0,84

3 7,2±1,3 8,8±1,3 9,8±1,3 11,6±1,14 13,8±1,3 14,6±1,14

4 4,8±1,1 6,2±0,84 7,6±0,55 8±0,71 8,8±0,84 9,8±0,84

5 12,4±1,67 13,4±1,52 14,4±1,52 15,8±1,3 19±1,58 21±1,58

6 11±0,87 12,2±1,92 14,4±1,95 15,4±1,82 17,4±1,82 18±1,58

7 9,6±2,3 10,4±2,41 11,8±2,17 13±2,35 13,8±2,17 14,8±2,17

8 17,4±4,2 18,4±4,16 19,8±3,83 21,6±3,28 22,6±3,05 24±2,55

9 15,4±5,32 16,2±4,82 17,4±4,72 18,2±4,21 19±3,87 20,4±3,65

10 13,2±5,67 14,4±5,32 15,4±4,77 16,6±4,98 17,4±4,16 18,4±3,65

11 4,8±1,92 6±1,87 7±1,87 8,2±1,92 8±1,87 10,4±1,52

12 2±0,71 2,8±0,84 5,2±0,84 7±0,71 8,8±0,84 9,8±0,84

13 9,2±2,95 10,6±3,21 13,8±1,92 17±1,58 18±1,58 18,6±1,14

№ упр. Недели эксперимента

1 2 3 4 5 6

14 10,2±2,39 12,8±2,86 14,8±2,77 16,4±2,07 17,8±1,92 19,6±1,14

15 5±2 6,4±2,41 7,2±2,39 8,4±1,67 9,2±1,79 10,2±2,7

16 4,8±1,3 6,6±1,67 7,6±1,67 8,2±1,48 9±1,58 10±1,58

17 15,36±0,33 16,56±0,52 17,13±0,52 17,97±0,53 18,55±0,47 19,79±0,48

18 12,88±0,81 14,69±0,49 15,80±0,53 16,61±0,51 17,08±0,39 17,52±0,42

19 10,77±0,65 11,45±0,49 12,08±0,38 12,65±0,46 13,42±0,38 14,12±0,42

20 10,65±0,35 11,33±0,32 12,05±0,26 12,84±0,34 13,39±0,44 14,23±0,39

21 11,53±0,21 12,58±0,34 13,44±0,41 14,13±0,31 14,57±0,32 15,08±0,33

22 8,97±0,33 9,69±0,4 10,17±0,36 11,02±0,35 11,77±0,31 12,19±0,32

23 10,09±0,35 10,85±0,28 11,34±0,33 12,11±0,32 12,78±0,33 13,24±0,39

24 5,6±1,82 7±2 7,8±1,92 9,8±1,3 11±1,58 13±1,58

25 4,6±1,52 6,8±1,92 8,6±1,95 9,8±1,64 11,6±2,07 13±1,58

26 8,23±0,23 8,31±0,22 8,44±0,21 8,60±0,21 8,71±0,21 8,85±0,21

27 8,32±0,21 8,45±0,21 8,53±0,21 8,77±0,13 8,89±0,14 9,04±0,12

28 8,14±0,28 8,33±0,27 8,47±0,25 8,62±0,22 8,85±0,15 8,98±0,15

29 8,39±0,19 8,51±0,2 8,70±0,19 8,88±0,17 8,98±0,14 9,07±0,15

1 - махи ногами в стороны в положении лёжа; 2 - махи правой ногой из положения лёжа на спине с опорой на пятках и лопатках; 3 - махи левой ногой из положения лёжа на спине с опорой на пятках и лопатках; 4 - махи ногой из положения лёжа с поворотом; 5 - подъём на 1 ступень на левой ноге; 6 - подъём на 2 ступень на левой ноге; 7 - подъём на 3 ступень на левой ноге; 8 - подъём на 1 ступень на правой ноге; 9 - подъём на 2 ступень на правой ноге; 10 - подъём на 3 ступень на правой ноге; 11 - толчок штанги от груди на наклонной скамье; 12 - отталкивания руками в стойке на руках под углом 45°; 13 - махи правой ногой в упоре лёжа боком на левом локте и стопе; 14 - махи левой ногой в упоре лёжа боком на правом локте и стопе; 15 - махи в упоре лёжа на правой руке и левой ноге вниз лицом; 16 - махи в упоре лёжа на левой руке и правой ноге вниз лицом; 17 - толкание ядра 6 кг с поворота; 18 - толкание ядра 7 кг с поворота; 19 - толкание ядра 8 кг с поворота; 20 - броски ядра вперёд 9 кг; 21 - броски ядра назад 9 кг; 22 - броски ядра вперёд 10 кг; 23 - броски ядра назад 10 кг; 24 - махи правой ногой в упоре лёжа боком на правом локте и стопе; 25 - махи левой ногой в упоре лёжа боком на левом локте и стопе; 26 - тройной прыжок на 2-х ногах; 27 - тройной прыжок на левой ноге; 28 - тройной прыжок на правой ноге; 29 - тройной прыжок с ноги на ногу.

После шестинедельного эксперимента уровень специальной технико-физической подготовленности у 2-ой группы спортсменов вырос в большей степени, чем у испытуемых 1-ой группы (р<0,05). Соответственно, можно утверждать, что продолжительность мезоцикла подготовки, соответствующая длительности нашего эксперимента, обеспечивает более значительные сдвиги в организме спортсменов 2-ой группы. Таким образом, подтверждена эффективность первого направления в толкании ядра вращательным способом.

В связи с вышеизложенным, нами была определена следующая последовательность недельных микроциклов подготовки.

Первый микроцикл. Направленность - укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствование двигательно-координационных и скоростно-силовых способностей спортсменов, овладение элементами техники и ритмовой структурой соревновательного упражнения. Задачи: 1) совершенствовать основы двигательно-

координационных способностей (способность сохранять устойчивое положение тела при выполнении отдельных элементов техники соревновательного упражнения); 2) содействовать укреплению опорно-двигательного аппарата, с особым акцентом на укрепление кисти толкающей руки, совершенствованию скоростно-силовых и силовых способностей мышц нижних конечностей, туловища, верхних конечностей и пояса верхних конечностей в статодинамическом режиме; 3) начальное разучивание техники выполнения элементов соревновательного упражнения: работа левой ногой во входе в поворот, мах и

постановка правой, работа верхних и нижних конечностей в финальном усилии, выполнение движения вокруг левой стороны тела во входе в поворот и в финальном усилии, большее время воздействия на снаряд, толкание из более низкой позиции; 4) сформировать общую ритмовую структуру передачи усилий с нижних конечностей на верхние.

Второй микроцикл. Направленность - дальнейшее укрепление опорно-

двигательного аппарата, совершенствование двигательно-координационных и скоростносиловых способностей спортсменов, разучивание элементов техники. Задачи: 1) совершенствовать основы двигательно-координационных способностей с акцентом на способность сохранять равновесие; 2) содействовать укреплению опорно-двигательного аппарата и совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц туловища; 3) углублённое разучивание техники выполнения элементов соревновательного упражнения: работа левой ногой во входе в поворот, мах и постановка правой, работа верхних и нижних конечностей в финальном усилии, выполнение движения вокруг левой стороны тела во входе в поворот и в финальном усилии, большее время воздействия на снаряд. Разучивание техники выполнения элементов соревновательного упражнения: постановка левой ноги, работа правой ноги в финальном усилии, выполнение финального усилия из скрученного положения.

Третий микроцикл. Направленность - дальнейшее укрепление опорно-

двигательного аппарата, совершенствование двигательно-координационных и скоростносиловых способностей спортсменов, разучивание элементов техники. Задачи: 1) совершенствовать способность сохранять динамическое равновесие; 2) содействовать дальнейшему укреплению опорно-двигательного аппарата, совершенствованию скоростносиловых и силовых способностей мышц верхних и нижних конечностей, синхронизации работы верхних и нижних конечностей; 3) углублённое разучивание техники выполнения элементов соревновательного упражнения: работа левой ногой во входе в поворот, мах и постановка правой, постановка левой ноги, работа правой ноги в финальном усилии, выполнение движения вокруг левой стороны тела во входе в поворот и в финальном усилии, выполнение финального усилия из скрученного положения. Разучивание техники выполнения отталкивания левой ногой после входа в поворот и проталкивания правой в финальном усилии.

Четвёртый микроцикл. Направленность - дальнейшее укрепление опорнодвигательного аппарата, совершенствование двигательно-координационных и скоростносиловых способностей спортсменов, закрепление и совершенствование элементов техники. Задачи: 1) совершенствовать двигательно-координационные способности, уделяя особое внимание способности сохранять динамическое равновесие; 2) содействовать дальнейшему укреплению опорно-двигательного аппарата и совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц тела; 3) совершенствовать технику выполнения элементов соревновательного упражнения: работа левой ногой во входе в поворот, мах и постановка правой, постановка левой ноги, работа правой ноги в финальном усилии, выполнение движения вокруг левой стороны тела во входе в поворот и в финальном усилии, выполнение финального усилия из скрученного положения.

Пятый микроцикл. Направленность - дальнейшее укрепление опорнодвигательного аппарата, совершенствование двигательно-координационных и скоростносиловых способностей спортсменов, разучивание элементов техники. Задачи: 1) содействовать дальнейшему укреплению опорно-двигательного аппарата, совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц туловища и нижних конечностей в статодинамическом режиме; 2) углублённое разучивание техники выполнения элементов соревновательного упражнения: вращение и отталкивание левой ногой во входе в поворот; мах правой ногой и её последующая постановка; увеличение амплитуды движений в финальном усилии; финального усилия с акцентом на проталкивание правой ногой, вращение и отталкивание левой ногой во входе в поворот. Разучивание техники выполнения финаль-

ного усилия с акцентом на работу левой ноги в финальном усилии, увеличение силы воздействия кисти на снаряд. Особый акцент на совершенствование входа в поворот и обгона ногами плечевого пояса.

Шестой микроцикл. Направленность - дальнейшее укрепление опорнодвигательного аппарата, совершенствование двигательно-координационных и скоростносиловых способностей спортсменов, закрепление и совершенствование элементов техники. Задачи: 1) содействовать дальнейшему укреплению опорно-двигательного аппарата, совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц нижних и верхних конечностей и туловища; 2) совершенствование двигательно-координационных способностей; 3) закрепление и совершенствование техники выполнения элементов соревновательного упражнения.

Таким образом, сравнительный анализ двух направлений выявил преимущество 1го подхода в совершенствовании технико-физической подготовленности толкателей ядра вращательным способом. В то же время можно предположить, что наиболее эффективным будет являться подход, когда с самого начала предметом обучения станет техника толкания ядра вращательным способом.

Контактная информация: vasmiller@yandex.ru, machkanova@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2013.

УДК 378 КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ

Борис Алексеевич Михайлов, кандидат физико-математических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет,

Виктор Васильевич Трунин, кандидат биологических наук, профессор, Санкт-Петербургская государственная консерватория

Аннотация

Начало работы кафедр физического воспитания вузов по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, выдвинуло на первый план потребность и в новом методическом обеспечении разрабатываемых учебно-методических материалов на основе базовых принципов Болонского процесса: ориентация на результаты обучения, выраженных в виде компетенций и модульное построение образовательных программ. Кроме этого требуется и некоторое переосмысление уже привычных методик и понятий физической культуры в соответствии с компетентностным подходом, лежащим в основе образовательных стандартов третьего поколения, основу которых составляют понятия «компетенция» и «компетентность» и их соотношение друг с другом. В статье рассмотрены структурные вопросы профессионально-прикладной физической подготовки студентов с точки зрения компетентностного подхода.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, компетенции, командообразование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p97-100 COMPETENCE PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Boris Alekseevich Mikhailov, the candidate of physical and mathematical sciences, professor,

St.-Petersburg State University,

Victor Vasilievich Trunin, the candidate of biological sciences, professor, St.-Petersburg State Conservatory

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation

The beginning of work of physical training departments of higher education institutions according to the Federal state educational standard of the third generation, put in the forefront the need in new me-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.