Научная статья на тему 'Методика подбора цветового тона в дизайне'

Методика подбора цветового тона в дизайне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1495
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ЦВЕТ В ДИЗАЙНЕ / ТЕОРИЯ ЦВЕТОТИПОВ И.ИТТЕНА / МЕТОДИКА ПОДБОРА ЦВЕТОВОГО ТОНА / «КВАДРАТ Я. РОМАНОВОЙ» / THE THEORY I. ITTEN / «SQUARE J. ROMANOVA» / DESIGN / COLOR / METHODS OF SELECTION OF HUE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романова Яна Андреевна, Быстрова Татьяна Юрьевна

В статье предложена авторская методика определения цветового тона, разработанная на основе теории И. Иттена и А. Г. Манселла и анализа современных рекомендаций по цветоведению. Использование методики дизайнерами делает более обоснованным подбор оттенка цвета или сочетания цветов, в том числе с учетом особенностей исходного состояния объекта. Это, в свою очередь, облегчает профессиональные коммуникации с заказчиками и потребителями дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF SELECTION COLOR TONES DESIGN

In the article the author‘s method of determining the hue, inspired by the theory of J. Itten and A. Munsell. The author used the analysis of current recommendations on color science. When using the technique of designers make more informed selection of shades of color or combination of colors, including taking into account the characteristics of the initial state of the object. This facilitates professional communication with customers and consumers of design.

Текст научной работы на тему «Методика подбора цветового тона в дизайне»

УДК 747.017.4

РОМАНОВА Я. А. БЫСТРОВА Т. Ю.

Методика подбора цветового тона в дизайне

Романова

Яна

Андреевна

дизайнер имиджа, Студия стиля «Floriti»

e-mail:

romanovaya79@mail.ru

Быстрова

Татьяна

Юрьевна

доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры института

«УралНИИпроект РААСН» e-mail: taby27@yandex.ru

В статье предложена авторская методика определения цветового тона, разработанная на основе теории И. Иттена и А. Г Манселла и анализа современных рекомендаций по цветоведению. Использование методики дизайнерами делает более обоснованным подбор оттенка цвета или сочетания цветов, в том числе с учетом особенностей исходного состояния объекта. Это, в свою очередь, облегчает профессиональные коммуникации с заказчиками и потребителями дизайна.

Ключевые слова: дизайн, цвет в дизайне, теория цветотипов И. Иттена, методика подбора цветового тона, «Квадрат Я. Романовой».

ROMANOVA Y. A.

BYSTROVA T. Y.

METHOD OF SELECTION COLOR TONES DESIGN

In the article the author's method of determining the hue, inspired by the theory of J. Itten and A. Munsell. The author used the analysis of current recommendations on color science. When using the technique of designers make more informed selection of shades of color or combination of colors, including taking into account the characteristics of the initial state of the object. This facilitates professional communication with customers and consumers of design.

Keywords: design, color, the theory I. Itten, methods of selection of hue, «Square J. Romanova».

В настоящее время предметно-вещественная и коммуникативная среда обитания человека, в особенности в городском пространстве, насыщена сверх всякой меры. Стремясь достичь привлечения внимания к товарам, рекламе, упаковке и пр., дизайнеры буквально «кричат» образами, компоновкой и цветом: «Посмотрите сюда!». Адаптивные возможности человека тоже почти безграничны, и самые яркие решения, в конце концов, приедаются. Поэтому в условиях избытка визуальной информации современному дизайнеру необходимо не просто «раскрашивать» предметы и тексты, но максимально точно использовать возможности цвета. Это означает умение быстро и адекватно осуществить выбор того или иного цветового сочетания либо оттенка цвета. Разрабатываемая нами методика помогает профессионалам быстрее справиться с этой задачей.

Цвет — один из важнейших инструментов дизайна, активно изучаемый учеными и художниками начиная со Средних веков. Однако, несмотря на достаточное количество публикаций, связанных с описанием характеристик цвета, существует ряд сложностей в понимании природы

цвета и его восприятии человеком, приводящии к механическому выполнению дизайнерами рекомендации по подбору цветов. Примером такого, лишенного объяснения и достаточно произвольного совета, может служить следующая цитата: «В коттеджах и особняках, где живет небольшая семья, гостиная используется, в основном, для приема гостей и вечернего отдыха. Поэтому ее можно решить в насыщенных тонах, которые способствуют праздничному, приподнятому настроению. Это могут быть синие, пурпурные или фиолетовые цвета» [4].

В данной рекомендации спорными являются следующие моменты:

• утверждение о том, что синие цвета могут создать праздничное и приподнятое настроение — ведь, согласно психологам, синий умиротворяет и успокаивает;

• фраза о насыщенных тонах в отсутствии иллюстрации, поясняющей, как они выглядят или как образуются;

• формулировка о «...синих, пурпурных или фиолетовых цветах», не дающая возможности увидеть и перенести в интерьер эти цвета, поскольку они представляют собой только название цветового тона.

© Романова Я. А., Быстрова Т. Ю., 2013

91

Иллюстрация 1. Цветовая система А. Г. Манселла. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ %D6 %E2 %E5 %F2 %EE%E2 %E0 %FF_%F1%E 8 %F1 %F2 %E5 %EC%E0_%CC%E0 %ED%F1 %E5 %EB%EB%E0

Согласимся, реализовать на практике данную рекомендацию довольно трудно. В ней слишком много произвольных моментов либо пунктов, которые могут быть интерпретированы субъективно. Как верно отмечает А. Зайцев, «словесные обозначения различных цветовых ощущений весьма приблизительно определяют цвет. Слова для цветовых обозначений представляют тысячи названий, среди которых можно встретить и такие, например: «брусничный цвет», «сливяно-черный», «цвет слоновой кости» и т. п. Но даже и этим, претендующим на большую конкретность обозначениям могут соответствовать в действительности десятки различных тонов. Что же касается родовых названий, таких как «красный», «синий», «голубой», «зеленый» и т. д., то они для более точного описания вообще не пригодны, так как каждому из них может соответствовать практически неисчерпаемое число цветовых тонов» [7, 59]. Общие названия цветов, какими бы ассоциативно-четкими они не выглядели, не в состоянии привести к точным действиям дизайнера, в особенности когда речь идет о взаимопонимании с заказчиком или потребителем.

Кроме того, весьма несовершенна и человеческая память на цвет. Сравнительно легко запоминается родовой цвет, но его разновидность по тону, светлоте и насыщенности запомнить очень трудно даже на короткое время. На практике же бывает очень часто нужным как можно точнее сохранить в памяти оттенок цвета.

Профессионалам свойственно алгоритмизировать свои действия. Простые советы воспринимаются ими как однозначное указание, не требующее индивидуализации. В итоге поверхностный взгляд дизайнера может увести от гармоничных и даже безопасных решений. В случае с упаковкой, логотипом, имиджем, представляющим собой элементы дизайна коммуникаций, искаженная информация, передаваемая цветом, может привести к неверному пониманию качеств объекта-носителя, препятствовать обратной связи и т. п.

Возвращаясь к достаточно типичному для источников по использованию цвета примеру, подчеркнем, что речь идет о конкретной характеристике цвета — насыщенности. От того, как дизайнер представит «фиолетовый

и пурпурный», зависит цветовая среда дома и состояние его обитателей. Эта ситуация хорошо демонстрирует важность точного обозначения (называния), объединения и фиксации динамических изменений основных характеристик цвета, используемого в дизайне.

Отсюда целью данной работы является формирование методической основы, обеспечивающей обоснованный (и более эффективный) подбор дизайнером необходимого цвета или оттенка цвета с учетом его динамических характеристик.

Важнейшими источниками разработки методики являются труды немецкого дизайнера Иоханнеса Иттена (1888-1967) [3] и американского художника Альберта Генри Манселла (1858-1918) [6]. Оба этих автора занимались преподаванием дисциплин, связанных с цветом, и, стараясь, чтобы их подход был максимально прикладным, предложили классификации, не утратившие актуальности до сегодняшнего дня. Кроме того, нами используются разработки Н. Г. Найденской, Е. В. Но-вокщеновой, И. А. Трубецковой [2], специалистов, разработавших методику работы с цветом в имиджелогии, где точный выбор цвета, на наш взгляд, наиболее ответственен и сложен.

Как известно, И. Иттен является автором широко используемой в персональной стилистике и имиджелогии сезонной теории цветотипов, впервые использованной на рубеже 1920-1930-х гг. компанией Color me beautiful (США) и часто называемой «Четыре времени года». Наблюдая за своими учениками в школе Bauhaus, И. Иттен пришел к выводу о том, что между внешностью человека, его характером и цветами, которые он выбирает, существует прямая взаимосвязь. Это важное положение получило широкое признание в профессиональных кругах и сегодня активно используется не только в дизайне имиджа, но также и в дизайне интерьера [5]. Цветовой круг И. Иттена в виде отдельного напечатанного двухслойного диска, дающий возможность определить динамические решения, широко применяется не только в дизайне, но и в других сферах эстетической деятельности, связанных с цветом (фотография, графический дизайн, дизайн интерьера, стилистика и т. д.).

Тем не менее, на наш взгляд, указанными взаимосвязями внешности и цветовых предпочтений, замеченных И. Иттеном, не исчерпывается логика подбора цвета для конкретного человека или продукта дизайна.

Дальнейшее развитие этой теории, разрабатываемой многими зарубежными специалистами (К. Джексон,

А. Флюссер и др.), не дает четкого и понятного инструментария для решения практических вопросов, связанных с выбором того или иного цвета или сочетания цветов. Часто это делается сознательно, в качестве маркетингового хода, чтобы заинтересовать и подтолкнуть к покупке услуги или продукта (например, посещения курсов или приобретения цветовой палитры).

Вклад Альберта Генри Манселла в цветоведение заключается в том, что он предлагает для обозначения оттенков выделять три характеристики цвета. Это цветовой тон (hue), насыщенность (hroma) и светлота (value) (Иллюстрация 1).

К основным достоинствам разработки А. Г. Манселла можно отнести ее наглядность, четкое выделение совокупности основных признаков цвета. Созданное им единое, визуально понятное цветовое пространство, объединившее характеристики цвета, позволяет «увидеть» человеку, не обладающему специальным образованием в области цветоведения, тот или иной оттенок цвета. К недостаткам этой системы можно отнести отсутствие такой характеристики, как температура цвета. Тем не ме-

нее подход А. Г. Манселла практически ориентирован, инструментален.

По мере развития теории и практики цветоведения начальные понятия видоизменялись. Например, в книге В. Хендерсон, П. Хеншоу «Цвет и стиль» [1] возникает терминологическое расхождение, связанное, скорее всего, с переводом текста. Светлота переводится в этом источнике как «яркость» («глубина») цвета. Неточность состоит в том, что по сути это два различных признака цвета, и светлый цвет может быть как ярким, так и приглушенным. Следовательно, заменить один признак другим невозможно.

Кроме того, у авторов нет единства в критериях выделения тех или иных групп (названий колоритов). Если посмотреть на примеры (фото из книги «Цвет и стиль», Иллюстрация 2), то видно, что в одних случаях за основу типологии берется светлота и светлотный контраст («светлый колорит», «контрастный колорит»), в других — температура («теплый колорит», «холодный колорит»). В системе А. Г. Манселла все три признака цвета одновременно участвуют в его определении.

Вернемся к признаку «температура» цвета. В цвето-ведении принято условно делить цветовой круг на «теплую» (красный, оранжевый, желтый) и «холодную» (зеленый, синий, фиолетовый) части. На Иллюстрации 2 среди других также представлены теплый и холодный колориты внешности.

Жесткое деление не всегда оправдывает себя. Концепция Р. Арнхейма, основной смысл которой заключается в том, что любой цвет может быть и теплым и холодным [8], открывает широкие возможности при работе с природным колоритом внешности человека, решением дизайнерских и имиджевых задач.

При этом «температурная» характеристика цвета — одна из самых сложных и нестабильных с точки зрения измерения и восприятия. Это создает повод для дискуссий среди теоретиков и практиков. «...Вполне справедливо считать, что примесь теплого цвета к холодному делает его лишь теплее, но не теплым», — отмечает, к примеру, А. Зайцев [7, 83]. От ответа на вопрос зависит более широкое представление о цветовой гармонии, определяющее подбор оттенков и сочетаний. Поэтому представляется важным показать в методике изменение «температуры» цвета.

Отметим использование отдельных характеристик цвета в инструментах профессионалов. Например, при колористическом анализе внешности человека дизайнерами, стилистами, имиджмейкерами используется такой инструмент, как «Шкала контрастности по светлоте» (Иллюстрация 3), демонстрирующая три основных варианта.

При работе выделение светлоты на ахроматической шкале оправдано (для простоты и четкости восприятия именно светлоты), но, демонстрируя и выбирая цвета для клиента, лучше демонстрировать изменение светлоты вместе с другими характеристиками, так как они неразрывны (например, выбирая светло-розовую ткань) и воспринимаются целостно. Это означает, что наряду с дифференцированными шкалами могут существовать более синтетичные.

Итак, ключевой задачей при поиске оттенков цвета, подчеркивающих природный колорит человека или участвующих в оформлении гармоничного дизайнерского решения (интерьера, продукта), является создание наглядной и простой системы работы с четырьмя признаками цвета — цветовой тон, насыщенность, светлота, температура. В ряде случаев возможен и учет фактуры, но мы пока оставляем этот признак в стороне.

Светлый колорит Теплый колорит Контрастный колорит

Глубокий колорит Холодный колорит Мягкий колорит

Иллюстрация 2. Цветовые колориты внешности [1]

Иллюстрация 3. Шкала контрастности по светлоте. Разработка студии Alfa Image

Предложенная авторская таблица-матрица (Иллюстрация 4) позволяет увидеть изменение трех признаков цвета в динамике. По горизонтали видно изменение цвета от светлого к темному тону. По вертикали — изменение цвета от чистого к приглушенному тону. Диагонали показывают движение от холодного к теплому тону.

Такая таблица, в свою очередь, является основой для создания практичного инструмента по определению характеристик цвета — «Квадрата Я. Романовой». Он состоит из пяти карточек, показывающих изменение разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, пурпурный — по А. Манселлу). Возможно, впоследствии он будет дополнен ахроматическим черным и белым цветами.

Сверху на карточки крепятся подвижные карточки с «окошками», позволяющие выделять из всей таблицы изменения необходимых признаков того или иного цвета.

Предлагаемый инструмент позволит дизайнеру вести с клиентом или заказчиком разговор о цвете внутри единой системы координат, что позволит значительно увеличить эффективность этого общения. «Квадрат» является необходимым посредником между обсуждением и постановкой задачи или желаемого впечатления и выбором материалов для практического решения поставленной задачи (например, текстильных материалов, бумаги, красок).

На карточках, составляющих основу, центральный квадрат представляет максимально насыщенный цветовой тон (в примерах использован красный, всего будет 5) средней светлоты или тот самый «чистый» цвет, который обычно называют. По системе А. Г. Манселла, это цвет, имеющий показатель 5R 4/ 14. По направлениям вправо и влево изменяется светлота цвета. При добав-

Иллюстрация 4. Одна из таблиц-матриц «Квадрата Я. Романовой»

Иллюстрация 5. Изменение светлоты

и насыщенности цвета (на основу наложен лист с «окнами», позволяющими проследить трансформацию именно этого признака)

Иллюстрация 7. Изменение светлоты и насыщенности (на основу наложен лист

с «окнами»)

Иллюстрация 6. Изменение «температуры» цвета (на основу наложен лист с «окнами», позволяющими проследить трансформацию именно этого признака)

Иллюстрация 8. Изменение «температуры» цвета (на основу наложен лист с «окнами», показывающими холодные и теплые тона)

лении в правой части «Квадрата» черного цвета происходит уменьшение светлоты, т. е. исходный цвет становится темным или темнеет. Двигаясь в левую сторону, добавляя белый цвет, мы наблюдаем увеличение светлоты, т. е. исходный цвет светлеет.

Как видно из примера, изменение светлоты кардинально изменяет эмоционально-психологические, пространственные и другие характеристики цвета. Например, розовый, красный и бордовый могут восприниматься как различные в эмоционально-психологическом отношении, связанные с разными возрастными и социокультурными контекстами, имеющие разную символику и т. п.

В нашей таблице приведен один вариант тона в сторону осветления и в сторону затемнения. Однако при необходимости можно легко добавить промежуточные варианты в обе стороны.

Двигаясь от центрального цветового квадрата вверх и / или вниз, можно проследить изменение насыщенности цвета (Иллюстрация 5). Двигаясь вниз и смешивая насыщенный красный с серым цветом, мы видим уменьшение насыщенности. Можно сказать, что цвет стал приглушенным.

Двигаясь вверх и смешивая исходный красный с белым или черным цветом (квадрат поделен пополам для каждого из вариантов), мы видим, что насыщенность не изменяется. Даже профессионалу порой важно понять и показать, что при добавлении черного и / или белого светлота изменяется, а насыщенность нет. Этот признак важен при любом выборе цвета, и в дизайне имиджа в частности. Проводя колористический анализ внешности клиента с помощью тканевых тестеров, имиджмейкер выявляет особенности внешности и говорит о «чистом» или «приглушенном» колорите внешности и выборе гармонирующих с ней оттенков того или иного цвета.

Следующий шаг — движение по малому квадрату, выделенному зеленой чертой. Используя исходный центральный цветовой квадрат и образованные от него изменения цвета по светлоте и насыщенности, соединяем их вместе, добавляя характеристику «теплота — холодность». В приведенном примере к светлому и приглушенному красному добавляем желтый, тем самым получая светлый приглушенный теплый красный.

Способ применения «Квадрата Я. Романовой»

Для примера рассмотрим поиск рекомендаций по выбору оттенка красного цвета для интерьерных решений. Оттолкнемся от существующих советов и попробуем конкретизировать и скорректировать их.

Авторы одной из статей сообщают: «Красный цвет имеет высокую энергетику, это цвет страсти, темперамента и романтики. Красный используется чаще в квартире или комнате, где проживает пара. Красный цвет стимулирует аппетит, поэтому хорошо его использовать в столовых или на кухне, особенно, если кухня маленькая. Придает торжественности. <...> Не получил широкого распространения в коридорах или вестибюлях» [9]. Как видим, здесь беспорядочно перечисляются символическое значение красного цвета, культурные традиции, связанные с ним, а также ничем не обоснованные сентенции типа «стимулирует аппетит, поэтому хорошо использовать на кухне» (хочется задать уточняющий вопрос

о том, всем ли обладателям кухонь так уж необходимо стимулировать аппетит?).

Следующей размещена характеристика глубокого красно-коричневого, бордового цвета. «Это женский цвет. Он теплый, в интерьере бордового цвета можно успокоиться, он располагает гостеприимством. Интерьер в таком цвете помогает расслабиться, но не дает уснуть, поэтому широко используется в гостиных или библиотеке. Хорошо использовать красно-коричневый или бордовый в кабинете (теплый или холодный оттенок), он настроит на спокойную работу, при этом не будет клонить в сон» [9].

Если не обратить внимания на стилевые огрехи, то первый упоминающийся признак самого цвета (а не его культурно-символических значений) — это светлота.

Поставим задачу выбрать цвет стен для окраски кухни небольшой площади в квартире для семейной пары.

В начале работы на основную таблицу красного цвета накладываем лист с «окошками», показывающий изменения светлоты и насыщенности (Иллюстрация 7). Учитывая площадь кухни (предположим, небольшая) и площадь использования цвета (окраска стен), а также длительность контакта обитателей квартиры с активным, «темпераментным» цветом, выбираем красный тон в сторону осветления.

Далее накладываем на основу лист с «окнами», показывающий изменение температуры и насыщенности цвета (Иллюстрация 8). Уже определившись со светлотой, выбираем из двух возможных светлых вариантов, теплого и холодного. Если предположить, что кухня находится на южной стороне, т. е. достаточно освещена, то предпочтительней будет холодный вариант светлого красного цвета.

Заключение

В результате проведенных действий выбор цвета становится логичным, обоснованным. В соответствии с ним можно определить и остальные составляющие цветового решения интерьера.

Список использованной литературы

1 Хендерсон В., Хеншоу П. Цвет и стиль. М., 2006.

2 Найденская Н. Г., Новокщено-ва Е. В., Трубецкова И. А. 100 % цвета : справочник цветосочета-ний. М., 2004.

3 Иттен И. Искусство цвета. М., 2001.

4 Дизайн интерьера. Подбор цветов в интерьере [Электронный ресурс]. URL: http://artrecordstudio. ru / index.php / kak-vybrat-tsveta-v-interere (дата обращения:

20.08.2013).

5 Bon Cadeau. Инетернет-магазин

эксклюзивных подарков и VIP-украшений. Философия цвета в интерьере [Электронный ресурс]. URL: http://www.bon-

cadeau.ru / interesting / filosofija-tsveta-interera (дата обращения:

20.08.2013).

6 Цветовая система Манселла [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki / %D6 %E2 %E5 %F2 %EE%E2 %E0 %FF_%F1 %E8 %F1 %F2 %E5 %EC%E0_%CC%E0 %ED%F1 %E5 %EB%EB%E0 (дата обращения:

20.08.2013).

7 Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986.

8 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Электронный ресурс] / сокр. пер. с англ.

В. Н. Самохина ; общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. М., 1974. URL: http: //philosophy.ru / library / arnh eim / arnheim.html (дата обращения: 20.08.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Строительство, интерьер, ремонт. Как выбрать цвет для интерьера. URL: http://paintmaster.ru/kak-vybrat-cvet-dlya-interera.php (дата обращения: 20.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.