Научная статья на тему 'Методика оценки тренировочной среды спортсмена с позиции экопсихологического подхода'

Методика оценки тренировочной среды спортсмена с позиции экопсихологического подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТИП / СПОРТСМЕН / ТРЕНИРОВОЧНАЯ СРЕДА / INTERACTION / TYPE / ATHLETE / TRAINING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселова Полина Алексеевна

В статье рассмотрена методика, позволяющая определить типы экопсихологического взаимодействия спортсменов с тремя компонентами тренировочной среды (пространственно-предметным, коммуникативным, технологическим). Приведено описание методики. Оценка надежности методики свидетельствует о возможности использования её в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веселова Полина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF ESTIMATION OF THE TRAINING ENVIRONMENT OF THE ATHLETE FROM THE POSITION OF THE ECOPICHOLOGICAL APPROACH

In the article the technique allowing to define types of ecopsychological interaction of sportsmen with three components of the training environment (spatially-subjective, communicative, technological) is considered. The description of the technique is given. Evaluation of the reliability of the methodology indicates the possibility of using it in practice.

Текст научной работы на тему «Методика оценки тренировочной среды спортсмена с позиции экопсихологического подхода»

_ПСИХОДИАГНОСТИКА_

PSYCHODIAGNOSTS

УДК 159.9.072

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ СРЕДЫ СПОРТСМЕНА С ПОЗИЦИИ ЭКОПСИХОДОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© П. А. Веселова

Веселова Полина Алексеевна психолог

тренер сборной команды по бадминтону ФГАОУ ВО СНИУ им. академика С.П. Королёва, педагог специальных дисциплин (психологии) ФГБУ ПОО ГУОР г. Самара e-mail: pol-veselova@yandex.ru

В статье рассмотрена метолика, позволяющая оп-релелить типы экопсихологического взаимолействия спортсменов с тремя компонентами тренировочной срелы (пространственно-прелметным, коммуникативным, технологическим). Привелено описание метоли-ки. Оценка належности метолики свилетельствует о возможности использования её в практической лея-тельности.

Ключевые слова: взаимодействие, тип, спортсмен, тренировочная среда.

В течение всей жизни человек подвергается постоянному воздействию большого спектра факторов окружающей среды. Окружающая среда, как правило, рассматривается как объект взаимодействия с живыми организмами (животным, человеком и т. д.). Понятие среды тесно связано с проблемами «социальной экологии». По мнению югославского ученого Д. Ж. Марковича, социальная экология есть составная часть «экологии человека», изучающей «влияние среды на человека и человека на среду...» [6]. Субъект, отстаивая свою «жизненную среду» вступает в ряд взаимодействий с живой и не живой природой.

Изучением понятия взаимодействия на различных этапах своего развития и становления занимались многие науки: философия, социология, психология. В литературе, посвящённой данной проблеме, отмечается, что само понятие «взаимодействие», у истоков своего толкования, относилось к философским категориям. Струк-

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 2 (20)

П. А. ВЕСЕЛОВА

Методика оценки тренировочной срелы спортсмена с позииии экопсихологического полхола

туру общества в целом, человеческое поведение, сознание определяется при взаимодействии людей между собой и миром. Вступая в определенные типы взаимодействия с окружающим миром, человек реализует себя в обществе. «Существенным условием успешного взаимодействия как в обществе в целом, так и в спорте является взаимопонимание» [2, с. 205]. Отсутствие взаимопонимания и адекватной оценки тренировочной среды приводит к нарушению взаимодействия, а подчас и к конфликтам, проигрышам, травмам и, в итоге, к завершению карьеры.

Таким образом, актуальность исследования и создание методики состоит в необходимости установления типов взаимодействия между спортсменом и его окружающей средой (тренировочной), выявить нарушения взаимодействий, возможность анализировать и корректировать нарушения, а также возможность установить взаимосвязь с успешностью спортсмена.

В настоящее время в современной психологии, отечественными психологами выделяется перспективность экопсихологического подхода, который базируется на изучении, в общем окружающей среды человека, и в частности, образовательной (В. И. Панов «Психодидактическая модель», В. В. Рубцов «Коммуникативно-ориентированная модель», В. А. Ясвин «Эколого-личностная модель», И. В. Равич-Щербо «Психогенетичекая модель» и др.) [5, с. 62—72].

В. И. Панов дает следующее определение образовательной среды: «система образовательных условий, которые необходимы для практической реализации данной образовательной технологии и миссии данного образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных (социально-психологических) взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов дея-тельностей, необходимых для социализации обучающегося в соответствии с возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами обучающихся» [4, с. 97].

Анализ структуры взаимодействия личности с позиции экопсихологи-ческого подхода составляет трехкомпонентную модель [4]:

1) пространственно-предметный компонент (помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т. п.);

2) коммуникативный компонент (способы межличностного взаимодействия);

3) технологический компонент (совокупность технологий, методов и содержание какой-либо деятельности).

Так как объектом исследования для разработки методики диагностики является спортсмен и его окружающая среда, то под «тренировочной средой» спортсмена мы понимаем совокупность различных социальных условий: пространственно-предметных, коммуникативных, технологических; влияющих на формирование психологических, физиологических, духовных возможностей личности спортсмена.

Методика диагностики «Типов взаимодействия с тренировочной средой» является преемственной методике «Типы взаимодействия с образовательной средой» А. В. Капцова, Е. И. Колесниковой [3].

Описание разработанной методики

В рассмотренной трехкомпонентной структуре взаимодействия личности содержатся психодиагностические конструкты, которые составляют основу психодиагностического инструментария. При помощи диагностического инструментария можно дифференцировать типы экопсихологического взаимодействия:

1. Субъект-объектный тип, в котором тренировочная среда выступает в качестве объекта восприятия, анализа, проектирования, оценки окружающей (тренировочной) среды, ее компонентов и субъектов со стороны спортсмена (возможно совместно с тренером). Тренировочная ситуация актуализирует у спортсмена его способности по преобразованию тренировочной среды в соответствии со своими целями, что естественно приводит к изменению самой этой ситуации. Поэтому активность спортсмена в этом случае обретает надситуативный характер репродуктивного типа.

2. Субъект-обособленный тип, в котором происходит взаимодействие спортсменов, отстаивающих свою цель без учета мнения и желаний других. Данный тип взаимодействия называется в конфликтологии конкуренцией (соперничеством, противоборством и т. д.). В свою очередь, для спортивной деятельности конкуренция является ведущим фактором достижения целей. Чаще всего, у спортсменов наблюдается отрицательное отношение к совместному проведению деятельности и досуга. В предлагаемой типологии главным фактором мотивации успешности выступает наличие внутреннего мотива достижения успеха, что приводит к высокой активности и жесткости в отстаивании своей позиции.

3. Субъект-нормативный тип взаимодействия характеризуется у спортсмена наличием, в основном индивидуальных целей при внешнеорганизован-ной мотивации, к которой относятся такие причины, как требования тренера и администрации к организации тренировочного процесса, нормативные акты, положения о соревнованиях, соблюдение правил техники безопасности и т. п.

4. Субъект-совместный тип взаимодействия, характеризуемый конструктивным взаимодействием спортсменов с учетом установок тренера и команды, способов действия, психических состояний. В предлагаемой типологии мотива достижения цели выступает как психологический механизмам: подражание и заражение. Данные психологические механизмы являются ведущими в учебно-тренировочной среде. Особенно ярко данный тип должен быть выражен в командных видах спорта.

5. Субъект-порождающий тип взаимодействия характеризуется не только наличием общей цели взаимодействия, но и внутренней мотивацией спортсмена на такое изменение своих индивидуальных мотивов, ценностей, интересов, личностных качеств, которые необходимы для совместной деятельности. В результате чего происходит идентификации с командой (тренер, массажист, сокомандники, и т. д.) после освоения и выполнения совместно - распределенного действия.

Методика для оценки тренировочной среды спортсмена с позиции экопсихологического подхода представляет собой анкету, состоящую из 30 пунктов и диагностирующую типы взаимодействия спортсмена с тремя компонентами тренировочной среды (пространственно-предметную, коммуникативную и технологическую). В методике предлагается испытуемым выбрать описание

П. А. ВЕСЕЛОВА

Метолика оценки тренировочной срелы спортсмена с позииии экопсихологического полхола

своего восприятия процесса взаимодействия с элементами тренировочной среды (приложение).

К каждому пункту методики испытуемому необходимо выбрать один из 5 ответов, соответствующих типу экопсихологического взаимодействия, закодированных цифрами [3]:

1 — субъект-объектный тип («затрудняюсь ответить, т. к. никогда об этом не задумывался»);

2 — субъект-обособленный тип («не отвечает моим требованиям. Была бы возможность, я многое бы изменил»);

3 — субъект-нормативный тип («соответствует всем требованиям (как и должно быть»);

4 — субъект-совместный тип («вызывает положительные эмоции, способствует достижению мною поставленных целей»);

5 — субъект-порождающий тип («радует меня, побуждает работать над собой и развиваться»).

В методике используется шкала наименований, поэтому обработка результатов анкетирования заключается в вычислении относительной частоты встречаемости каждого экопсихологического типа взаимодействия как по отдельному испытуемому, так и по видам спорта (командные или одиночные), разряду, половым различиям, возрасту в каждом компоненте среды.

Таблица 1

Ключ к методике оценки тренировочной среды

Компонент Номера пунктов методики

Пространственно-предметный 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28

Коммуникативный 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29

Технологический 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30

Анализ результатов и интерпретация производится по каждому компоненту, подсчитывается частота встречаемости типов взаимодействия, данные суммируются, и рассчитывается процентное соотношение.

Анализ полученных результатов исследования

Психометрическое исследование разработанной методики осуществлялось на выборке студентов-спортсменов профессионально занимающихся спортом и получающих среднее специальное профессиональное образование. В исследовании приняли участие 33 студента-спортсмена в возрасте 17-20 лет. Выборка состояла из спортсменов как командных видов спорта, представляющих футбол, синхронное фигурное катание, академическая гребля «четверки», так и индивидуальных видов спорта (дзюдо, тхэквондо, конный спорт, гребля на байдарках и каноэ «К-1» и «С-1», лыжные гонки, велоспорт, фехтование, греко-римская борьба).

После ознакомления и применения методики была проведена обработка результатов тестирования, сделан качественный, количественный и частотный анализ результатов.

Таблица 2

Относительное количество типов взаимодействия в компонентах тренировочной среды (в %)

ППК КК ТК

Субъект-объектный 26 13 13

Субъект-обособленный 19 11 7,5

Субъект-нормативный 28 24 27

Субъект-совместный 16 26 27

Субъект-порождающий 12 25 25

Из таблицы 2 видно, что в пространственно-предметном компоненте преобладает субъект-нормативный тип взаимодействия. Можно предположить, что для спортсменов, имеющиеся спортивные сооружения и их оформление являются нормой, соответствуют требованиям к организации тренировочного процесса. Для них значимо то, что есть место, где можно тренироваться и достигать поставленных целей с учетом установок тренера. Либо, можно предположить, что ярко выраженный субъект-нормативный тип способствует уходу от искреннего ответа испытуемых. И тогда, субъект-нормативный тип будет выступать как завуалированная шкала лжи. Данные предположения требуют более подробного анализа и находятся на стадии изучения.

В коммуникативном компоненте преобладает субъект-совместный тип. Данный тип характеризуется конструктивным взаимодействием спортсменов с членами команды с учетом психических состояний. Можно сделать вывод о том, что спортсмены достаточно общительны, и для них важно быть частью команды, внутри своих спортивных групп. Совместная работа вызывает положительные эмоции и способствует достижению значимых целей.

В технологическом компоненте (т. е. программа тренировки, содержание и методы, а также организация учебно-тренировочного процесса) преобладает субъект-нормативный и субъект-совместный тип. Можно сделать вывод о том, что для спортсменов организация тренировки, ее содержание и методы является нормой, то есть так, как и должно быть. При этом не менее важна совместная работа с тренером, поддержание контакта, эмпатия со стороны тренера, точность и содержательность команд исходящих от тренера, наглядность изучаемых приемов и дополнительные пособия и рекомендации.

Для определения надежности методики и качества формулировки вопросов мы использовали формулу а-Кронбаха [1]:

г

а = -

г -

,0

(1),

П. А. ВЕСЕЛОВА

Метолика оценки тренировочной срелы спортсмена с позиции экопсихологического полхола

где а - коэффициент Кронбаха г - колличество заданий теста

I - дисперсия по ¡-му пункту теста ^х - дисперсия суммарных баллов по всему тесту

При расчетах использовался статистический пакет БТАТКТГСА. Данные представлены в таблице 3

Таблица 3

Коэффициент надежности альфа Кронбаха

Компонент тренировочной среды Альфа Кронбаха Средняя межпозиц. корр.

Пространственно-предметный 0,8 0,3

Коммуникативный 0,7 0,2

Технологический 0,7 0,3

Надежность хорошего теста должна быть не менее 0,6. Из таблицы 4 следует, что надежность по трем компонентам составляет — 0,8; 0,7; 0,7. Можно сделать вывод, что методика диагностики «Типы взаимодействия со спортивной средой» надежна. Средняя межпозиционная корреляция составляет — 0,3; 0,2; 0,3. Эти данные свидетельствуют о качественной формулировки вопросов.

Выводы

1. Разработана методика оценки типов взаимодействия компонентов тренировочной среды для спортсменов позволяет глубоко исследовать механизмы взаимодействия спортсмена с тренером и окружающей его средой, что позволяет проследить динамику процесса достижения успеха спортсменом и возможность регулировать психологический климат как в команде, так и при личностных взаимоотношениях.

2. Оценка надежности и качественно сформулированные вопросы диагностики компонентов тренировочной среды позволяют рекомендовать разработанную методику для практического использования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов. Санкт-Петербург : Питер, 2006. 351 с.

2. Ильин Е. П. Психология спорта. Санкт-Петербург : Питер, 2012. 352 с.

3. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Методика оценки образовательной среды учреждения с позиции экопсихологического подхода // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 2 (18). С. 34—40.

4. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 352 с.

5. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. Москва : Наука, 2004. 197 с.

6. Электронная библиотека Twirpx [Электронный ресурс]. URL: http:// www.twirpx.com/file/146634/ (дата обращения: 19.12.16).

REFERENCES

1. Burlachuk L. F. Psihodiagnostika: Uchebnik dlja vuzov [Psychodiagnostics: A Textbook for High Schools]. St. Petersburg: Piter, 2006. 351 p. (in Russian).

2. Il'in E. P. Psihologija sporta [Sports Psychology]. St. Petersburg: Piter, 2012. 352 p. (in Russian).

3. Kapcov A. V., Kolesnikova E. I. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Psychology Series]. 2015. No. 2 (18). Pp. 34-40. (in Russian).

4. Panov V. I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teorija i praktika [Psychodidactics of educational systems: theory and practice.]. St. Petersburg: Piter, 2007. 352 p. (in Russian).

5. Panov V. I. Jekologicheskaja psihologija: Opyt postroenija metodologii [Ecological psychology: Experience in constructing a methodology]. Moscow : Nauka, 2004. 197 p. (in Russian).

6. Jelektronnaja biblioteka Twirpx [Twirpx Electronic Library]. Available at: http:// www.twirpx.com/file/146634/ (accessed : 19.12.16). (in Russian).

METHODOLOGY OF ESTIMATION OF THE TRAINING ENVIRONMENT OF THE ATHLETE FROM THE POSITION OF THE ECOPICHOLOGICAL APPROACH

P. Veselova

In the article the technique allowing to define types of ecopsychological interaction of sportsmen with three components of the training environment (spatially-subjective, communicative, technological) is considered. The description of the technique is given. Evaluation of the reliability of the methodology indicates the possibility of using it in practice.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: interaction, type, athlete, training environment.

П. А. ВЕСЕЛОВА

Метолика оценки тренировочной срелы спортсмена с позиции экопсихологического полхола

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики диагностики «Типы взаимодействия с тренировочной средой»

Просим высказать свои впечатления о спортивной школе (клубе), в ко-торой(ом) Вы тренируетесь, поставив в бланке ответов цифру:

1 — затрудняюсь ответить, т. к. никогда об этом не задумывался;

2 — не отвечает моим требованиям. Была бы возможность, я многое бы изменил;

3 — соответствует всем требованиям (как и должно быть);

4 - вызывает положительные эмоции, способствует достижению мною поставленных целей;

5 — радует меня, побуждает работать над собой и развиваться

Мое восприятие:

1. ... архитектуры здания спортивного комплекса

2. ... спортсменов моей тренировочной группы

3. . организации соревновательного процесса

4. . спортивных залов

5. . тренеров, ведущих у нас тренировки

6. . доступность изложения тренировочных заданий тренером

7. ... официального сайта спортивной школы (клуба)

8. ... директора спортивной школы

9. ... требований тренера

10. .раздевалка, ее внешний вид и оснащение

11. .присутствие тренера на соревнованиях

12. ... увлекательности проведения тренировок

13. .оформление коридоров, досок объявлений, в спортивном комплексе благоустройство зон отдыха (цветы, растения, диваны для ожиданий и т. п.)

14. .присутствие большого количества зрителей на соревнованиях

15. . качества изученных технических приемов, элементов предыдущих лет обучения

16. .зон Памяти (музей, стенды выпускников, фотографии именитых спортсменов спортивной школы (клуба) и т. п.)

17. .сотрудников спортивного комплекса, с которыми приходиться общаться (вахтер, гардеробщица, уборщица и др.)

18. .соревнования всероссийского масштаба

19. . тренажерный зал спортивного комплекса

20. .врач спортивной школы (учреждения)

21. .требовательности тренера на тренировках и соревнованиях

22. .открытые спортивные площадки (поле для игровых видов спорта, открытые спорт-площадки, стадионы и т. д.)

23. .взаимоотношения в моей тренировочной группе

24. .дополнительных пособий для тренировок

25. .библиотечного обеспечения (газетные вырезки об именитых спортсменах, каталоги т. п.)

26. .стиль общения тренера с воспитанниками

27. ...наглядности элементов, показанных тренером, макетов, образцов, фильмов, сопровождающих изучение сложных технических приемов

28. .тренажерный зал (оснащенность зала, современные тренажеры, исправность оборудования, наличие специальных тренажеров адаптированных для вида спорта.)

29. .взаимоотношения со спортсменами на тренировке, соревнованиях и т. д.

30. .отношение тренера к тренировочному процессу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.