Научная статья на тему 'Методика оценки сформированности профессиональных компетенций в рамках компетентностного подхода в обучении физике студентов технического вуза'

Методика оценки сформированности профессиональных компетенций в рамках компетентностного подхода в обучении физике студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / КОЭФФИЦИЕНТ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ / COMPETENCIONAL APPROACH IN EDUCATION / COEFFICIENT OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE / LEVELS OF ASSIMILATING KNOWLEDGE AND ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толчина С. И.

В работе проанализирована целесообразность использования компетентностного подхода в обучении студентов технического вуза, предложена современная методика оценки сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATION METHOD OF GENERATING PROFESSIONAL COMPETENCE IN COMPETENCIONAL APPROACH IN TECHNOLOGICAL STUDENT''S PHYSICAL EDUCATION

An appropriateness of using competencional approach in technological student''s education and a modern method of estimation of future specialists'' professional competencies formation are investigated in this work.

Текст научной работы на тему «Методика оценки сформированности профессиональных компетенций в рамках компетентностного подхода в обучении физике студентов технического вуза»

и умений, высокого уровня самостоятельности и ответственности определять индивидуальный путь освоения учебной дисциплины.

Преподаватель организует совместную деятельность: консультирует, оказывает помощь в постановке проблемы, определении цели, подборе методов работы; осуществляет текущий и итоговый контроль. В качестве форм отчетности применяются

Библиографический список

микропреподавание (на лекциях и практических занятиях), письменные отчеты и т.д. На экзамене тема индивидуального исследования становится одним из вопросов билета.

Такая система работы преподавателя, как показывает наш опыт, позволяет построить более гибкий, вариативный образовательный процесс; сделать процесс учения для студентов личностно-значимым и более мотивированным.

1. Петрунева, РМ. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. - 2011. - № 5.

2. Сазонов, Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 4.

3. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

4. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982.

5. Педагогическая энциклопедия. - М., 1999. - Т.2.

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). -

М., 1998.

7. Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. - СПб., 1999.

8. Гончарова, Е.В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров / Е.В. Гончарова, РМ. Чумичева // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 2.

9. Ребрин, О.И. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология / О.И. Ребрин, И.И. Шолина, А.М. Сысков // Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов шестой межд. конф. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 1.

10. Пруель, Н.А. Институциональные проблемы интеграции отечественных вузов в Европейское образовательное пространство // Социальные проблемы. - 2008. - № 1.

11. Елманова, В.К. Высшее образование за рубежом. - М., 1989.

12. Гребнев Л. Об организации высшего технического образования в США / Л. Гребнев, В. Попов // Высшее образование в России. - 2004. - № 11.

13. Дмитриев, Г.Д. Анатомия американского университета. - М., 2010.

14. Стариченко, Б.Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3.

15. [Э/р]. - Р/д: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2011_4_12.pdf.

16. Тюрина, А.Д. Импортирование зарубежных образцов и практик в сферу образования России // Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. - 2008. - № 6. - Т. 14. - Сер. Философия. Социология. Право.

Bibliography

1. Petruneva, R.M. Individualjno-orientirovannaya organizaciya uchebnogo processa: illyuzii i realjnostj // Vihsshee obrazovanie v Rossii. -2011. - № 5.

2. Sazonov, B.A. Individualjno-orientirovannaya organizaciya uchebnogo processa kak uslovie modernizacii vihsshego obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 4.

3. Unt, I .Eh. Individualizaciya i differenciaciya obucheniya. - M., 1990.

4. Kirsanov, A.A. Individualizaciya uchebnoyj deyateljnosti kak pedagogicheskaya problema. - Kazanj, 1982.

5. Pedagogicheskaya ehnciklopediya. - M., 1999. - T.2.

6. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya KhKhI veka (v poiskakh praktiko-orientirovannihkh obrazovateljnihkh koncepciyj). - M., 1998.

7. Tryapicihna, A.P Teoriya proektirovaniya obrazovateljnihkh programm // Peterburgskaya shkola. Teoriya i praktika formirovaniya mnogovariantnoyj obrazovateljnoyj sistemih. - SPb., 1999.

8. Goncharova, E.V. Organizaciya individualjnoyj obrazovateljnoyj traektorii obucheniya bakalavrov / E.V. Goncharova, R.M. Chumicheva // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2012. - № 2.

9. Rebrin, O.I. Smeshannoe obuchenie kak innovacionnaya obrazovateljnaya tekhnologiya / O.I. Rebrin, I.I. Sholina, A.M. Sihskov // Novihe obrazovateljnihe tekhnologii v vuze: sbornik materialov shestoyj mezhd. konf. - Ekaterinburg, 2009. - Ch. 1.

10. Pruelj, N.A. Institucionaljnihe problemih integracii otechestvennihkh vuzov v Evropeyjskoe obrazovateljnoe prostranstvo // Socialjnihe problemih. - 2008. - № 1.

11. Elmanova, V.K. Vihsshee obrazovanie za rubezhom. - M., 1989.

12. Grebnev L. Ob organizacii vihsshego tekhnicheskogo obrazovaniya v SShA / L. Grebnev, V. Popov // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2004. - № 11.

13. Dmitriev, G.D. Anatomiya amerikanskogo universiteta. - M., 2010.

14. Starichenko, B.E. Sinkhronnaya i asinkhronnaya organizaciya uchebnogo processa v vuze na osnove informacionno-tekhnologicheskoyj modeli obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 3.

15. [Eh/r]. - R/d: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2011_4_12.pdf.

16. Tyurina, A.D. Importirovanie zarubezhnihkh obrazcov i praktik v sferu obrazovaniya Rossii // Nauchnihe Vedomosti Belgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2008. - № 6. - T. 14. - Ser. Filosofiya. Sociologiya. Pravo.

Статья поступила в редакцию 19.05.14

УДК 378.14.015.62

Tolchina S.I. THE ESTIMATION METHOD OF GENERATING PROFESSIONAL COMPETENCE IN COMPETENCIONAL APPROACH IN TECHNOLOGICAL STUDENT'S PHYSICAL EDUCATION. An appropriateness of using competencional approach in technological student's education and a modern method of estimation of future specialists' professional competencies formation are investigated in this work.

Key words: competencional approach in education, coefficient of formation of professional competence, levels of assimilating knowledge and ability.

С.И. Толчина, канд. пед. наук, доц. каф. физики, методов контроля и диагностики Тюменского гос. нефтегазового университета, г. Тюмень, E-mail: tsi777@rambler.ru

11З

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В работе проанализирована целесообразность использования компетентностного подхода в обучении студентов технического вуза, предложена современная методика оценки сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: компетентностный подход в обучении, коэффициент сформированности профессиональных компетенций, уровни усвоения знаний и умений.

Изменение современного общества, высокие темпы его развития, внедрение принципиально новых технологий, поставили профессиональное образование перед необходимостью всестороннего анализа теории и практики, оценки состояния профессиональной подготовки студентов, развитием основных принципов образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года (Постановление правительства российской федерации от 04 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»).

В настоящее время многие специалисты отмечают, что в любой области должна осуществляться подготовка специалиста на новой концептуальной основе в рамках компетентного подхода. Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества.

Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Широкое распространение понятия «компетентностный подход» в образовании объясняется желанием подчеркнуть использование прогрессивных инновационных технологий и современных методов обучения. Несмотря на возрастающую популярность самого понятия, до сих пор нет общепринятого определения, не найдена точка отсчета, относительно которой можно оценивать различные подходы в определении и использовании данного термина [1].

Формирование профессиональных компетенций при обучении студентов технического вуза обусловлено объективной потребностью профессионального образования в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, обладающего профессиональными компетенциями, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. На современном рынке труда к выпускнику системы высшего профессионального образования работодатели предъявляют ряд требований: свободное владение своей профессией и умение ориентироваться в смежных областях профессиональной деятельности, способность к эффективной работе по специальности (направлению) на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту.

Для формирования такого специалиста необходимо качественное образование, которое в настоящее время связывают не столько с усвоением знаний, сколько с умением приобретать новые знания, с формированием профессиональной компетентности, поэтому в современной педагогической науке интенсивно развивается и реализуется компетентностный подход.

В соответствии с данным подходом содержание образования модернизируется и представляется как система компетенций и компетентностей, интегрирующая совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, умений, знаний для решения профессиональных задач.

Общеобразовательные программы предлагают готовность выпускников к профессиональной деятельности в соответствии с уровнем приобретенных компетенций. Согласно классификации инженерной деятельности, от инженера требуется готовность к ведению комплексной инженерной деятельности и решению сложных инженерных задач, поэтому профессиональные компетенции должны стать необходимым компонентом результата обучения профессии. В содержание образования включаются предметы, формирующие компетентности будущей профессиональной деятельности, имеющие междисциплинарный, интегрированный характер, что позволяет готовить выпускников к инженерной деятельности в меняющихся условиях профессиональной среды. Профессиональные компетенции будущего инженера являются одними из составляющих в структуре деятельности специалиста.

Компетентностный подход в инженерном образовании предлагает выделение и формулирование формируемых в образовании компетентностей. На основе ФГОС ВПО можно выделить перечень профессиональных компетенций инженера по различным направлениям.

Приобретенные обучаемыми профессиональные компетенции, могут быть оценены через результаты обучения.

В настоящее время существуют разные методики оценки степени сформированности компетенций будущего специалиста [2; 3; 4; 5 и др.].

В своей педагогической практике мы считаем целесообразным использовать следующую методику, в основу которой заложены исследования В.П. Симонова, Е.Г. Черненко, Б.С. Блума, В.П. Беспалько, А.В. Усовой, М.В. Потаповой и И.С. Карасовой.

В соответствии с целями Блума можно выделить основные уровни усвоения знаний и умений:

I. Уровень распознавания понятия, явления, и т.д.

II. Уровень запоминания и воспроизведения элементов знания.

III. Уровень понимания.

IV. Уровень алгоритмических предписаний.

V. Уровень «переноса» знаний.

Если соотнести эти 5 уровней знаний и умений с рядом нечетных (1:3:5:7:9) чисел, то первый уровень знаний и умений будет соответствовать самому низкому уровню сформирован-ность профессиональной компетенции, а все пять уровней -самому высокому (100% или 100 баллов). Можно представить эту последовательность в процентах или баллах:

I. уровень - 4% или 4 балла

II. уровень - 12% или 12 баллов знаниевый компонент

III. уровень - 20 % или 20 баллов

IV. уровень - 28 % или 28 баллов умениевый компонент

V. уровень - 36 % или 36 баллов владениевый компонент

Эта шкала является порядковой, ранговой. Примем первый

уровень (4 балла) за нулевой. Тогда можно составить шкалу требований к усвоению знаний и умений:

- высокий уровень требований, когда оценку «отлично» мы поставим студенту за выполнение заданий всех пяти уровней;

- средний уровень требований, когда оценку «отлично» мы поставим студенту за выполнение заданий с первого по четвертый уровни;

- низкий уровень требований, когда оценку «отлично» можно поставить за выполнение заданий с первого по третий уровни.

На сегодняшний день «владениевый» компонент (уровень переноса знаний), на наш взгляд, нуждается в особом внимании, так как на этом уровне должны реализовываться межпредметные связи дисциплин общего и профессионального циклов.

К = 1 -—-, где rrij - число признаков вида деятельности,

N 7П

которые усвоил i-тый студент, m - общее число признаков, N - число студентов.

Согласно описанной методике, коэффициент сформированности профессиональной компетенции имеет обобщенный характер и на среднем уровне требований к результатам обучения не должен превышать 0,7.

Приведем пример одного из заданий, которое может быть использовано для оценки сформированности профессиональных компетенции будущего инженера на среднем уровне сложности после изучения раздела «Термодинамика» курса «Общая физика».

1. Назовите явление постепенного нагревания металлической ложки, опущенной в горячий чай (первый уровень усвоения знаний).

2. Запишите определение этого явления (второй уровень усвоения знаний).

3. Укажите связь этого явления с другими (третий уровень усвоения знаний).

4. Объясните это явление на основе научной теории (четвертый уровень усвоения знаний).

Описанная выше методика может быть использована для оценки сформированности профессиональных компетенций при обучении любой дисциплине студентов вузов.

Библиографический список

1. Взятышева, В.Ф. Профессиональное образование в системе компетентностного подхода. - М., 2004.

2. Аскеров, Э.М. Автоматизация многокритериального оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 2010.

3. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. - М., 1977.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

5. Симонов, В.П. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность // Педагогика. - 1994. - № 4.

Bibliography

1. Vzyatihsheva, V.F. Professionaljnoe obrazovanie v sisteme kompetentnostnogo podkhoda. - M., 2004.

2. Askerov, Eh.M. Avtomatizaciya mnogokriterialjnogo ocenivaniya urovnya sformirovannosti professionaljnihkh kompetenciyj buduthikh specialistov: avtoref. dis. ... kand. tekhn. nauk. - M., 2010.

3. Grabarj, M.I. Primenenie matematicheskoyj statistiki v pedagogicheskikh issledovaniyakh / M.I. Grabarj, K.A. Krasnyanskaya. - M., 1977.

4. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.

5. Simonov, V.P. Obrazovateljnihyj minimum: izmerenie, dostovernostj, nadezhnostj // Pedagogika. - 1994. - № 4.

Статья поступила в редакцию 15.05.14

УДК 37.032

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SugatovaA.S. THE MODEL OF FORMATION OF A PERSOANAL PROFESSIONAL INTEREST AMONG YOUNGER SECURITY WORKERS IN PRIVATE SECURITY AGENCY IN THE PROCESS OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRANING. The article is connected with particular features of constructing the model of formation the professional interest of private security agencies employees within the framework of preparation for service and combat. The criteria and maturity levels are presented.

Key words: professional interest, process of preparation for service and combat, pedagogical system, pedagogical interaction, pedagogical terms, model of professional interest formation.

А.С. Сугатова, психолог ГПП и МПО ОК ОВО по г. Барнаулу - филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю, г. Барнаул, E-mail: sugatovaas@list.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В ПРОЦЕССЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье представлены особенности конструирования модели формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в рамках организации морально-психологической подготовки. Репрезентованы критерии и уровни сформированности профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны.

Ключевые слова: профессиональный интерес, процесс служебно-боевой подготовки, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, педагогические условия, модель формирования профессионального интереса.

В.П. Беспалько, анализируя эту систему, отмечает, что чаще всего педагоги для оценки результатов обучения выбирают средний уровень требований, выделяя задания пятого уровня как задания повышенной сложности, оценивающееся отдельно. Если следовать этой тенденции, то коэффициент эффективности обучения можно определить по формуле:

^ 0г64тт1 — 0,36 П2 — 0Дбп3

'! - количество студентов, освоивших четыре уровня знании.

количество студентов, освоивших три уровня знаний ТХЭ- количество студентов, освоивших два уровня знаний. Коэффициент сформированности профессиональной компетенции можно рассчитать по формуле: Кк=0,04Ку1+0,12Ку2+0,20Ку3+0,28Ку4, где Ку1 - коэффициент успешности выполнения задания по распознаванию понятия, явления и т.д. (первый уровень знаний и умений), Ку2 - коэффициент успешности выполнения задания по запоминанию и воспроизведению элементов знания (второй уровень знаний и умений), Ку3 - коэффициент успешности выполнения задания на понимание явления (третий уровень знаний и умений), Ку4 - коэффициент успешности выполнения задания на применение алгоритмических предписаний.

Коэффициент успешности выполнения задания может быть рассчитан по формуле А.В. Усовой:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.