Научная статья на тему 'Методика оценки культуры партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия'

Методика оценки культуры партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ / PARTNERSHIP / METHODS OF EVALUATION OF PARTNERSHIP CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

Представлены результаты поиска исходных оснований для проектирования методики оценки партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия. Актуальность разработки данной методики определяется отсутствием подобного инструментария на фоне его востребованности в профилактике проблем современного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the results of the search for the original grounds for the evaluation of partnership in prevention of children’s distress. The urgency of development of this technique is determined by the lack of tools, while it is relevant due to the necessity of interaction of various subjects in prevention of the problems of modern childhood.

Текст научной работы на тему «Методика оценки культуры партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия»

известия вгпу. педагогические науки

6. Pogozhina I.N., Pankratova A.A. Jeksperi-mental'noe issledovanie vlijanija lichnostnyh osoben-nostej kommunikatora na ubeditel'nost' argumentacii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologija. 2005. № 4. S. 43-48.

7. Hizanishvili D.V. Osobennosti kognitivnogo podhoda k argumentacii: aspekty modelirovanija // Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser.3. Obshhestvennye nauki. Ekaterinburg. 2014. № 4(134). S. 155-163.

Argumentation as a logical action and its implications in general education

The article deals with the essence of argumentation as a rational way of mental action for objective evidence of certain positions - the thesis with logically interrelated arguments in the communication process. Argumentation structure consists of a thesis, arguments, forms of communication between them and the conclusion. The author represents some important types and ways of learning material argumentation.

Key words: argumentation, argumentation structure, types and ways of arguments, importance of argumentation for general education.

(Статья поступила в редакцию 06.02.2017)

о. а. милькевич

(Соликамск)

методика оценки культуры партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия

Представлены результаты поиска исходных оснований для проектирования методики оценки партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия. Актуальность разработки данной методики определяется отсутствием подобного инструментария на фоне его востребованности в профилактике проблем современного детства.

Ключевые слова: партнерские отношения, методика оценки культуры партнерских отношений.

В последнее десятилетие в научных исследованиях в области социологии, культурологии, философии, педагогики довольно часто объектом изучения выступают категория

«партнерство» и разновидности партнерства (с учетом предметной области). Направленность педагогических исследований на рассмотрение данной категории определяется острой необходимостью решения актуальных проблем современного детства и нормативно-правовой базой педагогической и социально-педагогической деятельности, о чем речь шла в ранее опубликованных работах [10].

Системообразующим элементом разрабатываемой методики оценки партнерских отношений выступает культурологический подход. Соглашаясь с мнением В.П. Сергеевой [12], отметим, что данный подход является базовым в реализации сотрудничества учреждений образования и культуры. Несмотря на доминирование в современном образовании и научно-педагогических исследованиях ком-петентностного подхода, культурологический подход не утрачивает своей актуальности и ценности.

Г.И. Гайсина среди предпосылок актуализации культурологического подхода называет в том числе и «потребность в конкретных культуросодержащих проективных педагогических решениях, направленных на преодоление социокультурных проблем, проявившихся в сфере образования; разработку и начало функционирования культурных образовательных моделей» [5]. Данное замечание автора особенно актуально с позиции проводимого исследования, т. к. детское неблагополучие является не только социальной, но и педагогической проблемой, требующей своего эффективного решения с позиции значимости полноценного проживания детства ребенком как в актуальный момент развития, так и на последующих его этапах и в социальном функционировании в целом.

Подтверждение актуальности культурологического подхода мы находим в публикациях Л.Х. Гасановой, по мнению которой целью культурологического подхода «является познание окружающей действительности на основе ценностей культуры, на основе множественности и многоликости картин мира». Методологической основой этого подхода служат идея диалога культур (В.С. Библер), теория культуросообразности (А.ф. Дистерверг) и др. [7].

Обозначенные авторские позиции в понимании значимости и сущности культурологического подхода позволяют утверждать, что

О Милькевич О.А., 2017

- ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРО

именно культура определяет содержание, формы и способы взаимодействия людей; само взаимодействие, подчиненное определенной социально и культурно значимой цели, становится определенной культурой как совокупностью традиций совместной деятельности, ценностей и установок, моделей деятельности людей.

Определяя культурологический подход как системообразующий при разработке методики оценки партнерских отношений, согласимся с позицией В.Л. Бенина. Автор, ссылаясь на исследования Е.В. Бондаревской, Г.И. Гайсиной, Н.Б. Крыловой и др., подчеркивает значимость культурологического подхода как методологического основания педагогики. В.Л. Бенин отмечает: «Культурологический подход позволяет рассмотреть формирование компентентности будущего специалиста с позиций культуры. он предполагает рассмотрение феномена культуры как содержательной основы существования человека в совокупности его сознания и принципов жизнедеятельности... Разница заключается в акцентах: в компетентностном подходе подчеркивается подчиненность знаний умениям, приоритет личного опыта, связанного с отношением к содержанию компетентности и объекту ее приложения. в культурологической концепции содержание образования включает знания, способы деятельности, опыт деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру» [2, с. 93].

Учитывая представленный в педагогической теории и практике опыт решения проблемы детского неблагополучия посредством взаимодействия различных типов учреждений, организаций (В.Г. Бочарова, Л.Я. Олифе-ренко, Г.И. Репринцева, В.Д. Семенов и др.), социально-культурное партнерство мы рассматриваем как механизм профилактики детского неблагополучия. Анализ научной литературы (Е.Н. Абузярова, Н.А. Лаптинская, Е.А. Чефонова и др.) позволил сформулировать следующее:

1. Партнерство есть исторически обусловленная форма отношений между членами общества, между людьми и структурами власти, общественными структурами и др., позволяющая решать сложные социально и личностно значимые задачи.

2. Партнерство представляет собой определенный способ деятельности каждого из его субъектов, подчиненный общей цели, характеризующийся совокупностью ценностей, норм, мотивов деятельности.

ССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ -

3. социально-культурное партнерство может характеризоваться как определенная культура отношений и одновременно условие трансляции определенной совокупности культурных норм и ценностей (см. п. 1).

учитывая сложность и многомерность рассматриваемой проблемы, следует подчеркнуть неоднозначность результата социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Непосредственным результатом социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия является культура партнерских отношений. Отсроченным социальным результатом является понимание ценности детства как особой социальной группы, требующей заботы и помощи, признание ценности и норм социально-культурного партнерства. Отсроченным социальным эффектом является включенность новых специалистов, организаций и учреждений в систему социально-культурного партнерства, идентификация учреждений образования, культуры и др. как институтов профилактики детского неблагополучия, распространение традиций успешного воспитания и социализации подрастающего поколения.

Н.Г. Веселова отмечает, что культура партнерских отношений «строится на взаимосвязи и взаимообусловленности культур субъектов партнерских отношений» и включает в себя «определенные нормы, правила, средства достижения поставленных задач, механизмы воспроизводства норм и ценностей, которые позволяют социальным партнерам вести социальный диалог, заключать коллективные договора и соглашения» [4]. По мнению А.Н. Гала-гузова, «содержательной основой культурологического подхода и процесса его реализации являются культурные ценности и ценностные отношения, которые составляют ядро культуры» (Л.А. Беляева, И.ф. Исаев, В.А. Сласте-нин, Е.Н. Шиянов и др.) [6].

Учитывая определение понятия «культура», предложенное в словаре Б.М. Бим-Бада [3], культуру партнерских отношений мы определяем как характеристику партнерских отношений, базирующихся на взаимопомощи, взаимоподдержке, ориентации на достижение общей социально значимой цели на основании признания партнерами ценностей, норм и традиций друг друга. Данное определение позволяет выделить структурные компоненты, которые учтены при разработке методики оценки культуры партнерских отношений.

Цель методики - оценка уровня культуры партнерских отношений в решении соци-

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

ально значимой проблемы (в частности, в рамках реализации социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия).

Методика включает в себя методы сбора информации (опрос), количественной и качественной обработки информации, ее представления (таблично-графический метод).

Субъектами оценки партнерских отношений выступают работники культуры и образования, которые в силу должностных обязанностей наиболее часто вступают во взаимодействие в профилактике детского неблагополучия (со стороны учреждений образования -педагоги-организаторы, зам. директоров по воспитательной работе, социальные педагоги; со стороны учреждений культуры - методисты, руководители детских объединений, руководители учреждений культуры).

Выведение средних оценок по итогам опроса производится в их процентном выражении, т. е. по отношению сделанных респондентами выборов вариантов ответов на вопросы к общему числу опрашиваемых в каждой категории респондентов. Число участвующих в опросе работников образования и работников культуры должно быть равным, что обеспечит сопоставимость средних оценок и позволит представить сводные результаты опроса в обобщенном виде.

следует подчеркнуть, что методик, направленных на оценку партнерских отношений, в педагогической литературе не представлено. Оценка партнерских отношений чаще представлена в экономических и психологических исследованиях и направлена на оценку либо экономического эффекта данного вида отношений, либо степени доверия партнеров друг к другу. С позиции педагогики значимой является разработка инструментария, позволяющего оценить культуру партнерских отношений как результат взаимодействия различных типов учреждений и специалистов в решении той или иной социально значимой проблемы. особенностью данной методики является ее относительная универсальность, т. е. возможность оценки культуры партнерских отношений без учета конкретной социально значимой проблемы, на решение которой направлены эти отношения. Кроме того, универсальность методики заключается в том, что она может быть основанием экспертной оценки культуры партнерских отношений и самооценки данного вида культуры. Это обусловлено сущ-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

ностью понятия «культура», которая может рассматриваться как характеристика личности или группы, своеобразная «надстройка» в характеристике личности или группы, базирующаяся на знании, принятии ценностей, понимании сущности того или иного явления, аспекта действительности или профессиональной деятельности и отраженная в поведении, характере отношений к некоторому объекту.

Методика оценки культуры партнерских отношений включает в себя несколько компонентов, значимых с позиции понимания сущности культуры как таковой, а также с учетом представленных в научной и методической литературе наработок, а именно:

- когнитивный компонент, критериями оценки которого выступают осознание социально значимого характера взаимодействия учреждений культуры и образования, понимание содержания социально-культурного партнерства, знание возможных направлений социально-культурного партнерства, его принципов, понимание партнерами границ ответственности каждой из сторон, знание механизмов развития и поддержания партнерских отношений;

- эмоционально-ценностный компонент, критериями оценки которого выступают проекция общечеловеческих ценностей в системе партнерских отношений, принятие субъектами взаимодействия ценностей, норм и традиций друг друга, направленность партнеров на принятие друг друга, признание ценностей каждой из сторон, взаимопомощь и взаимоподдержка в социально-культурном партнерстве, характеристика отношений партнеров (формализованность отношений, взаимный интерес к партнерству, стабильность отношений), стремление к развитию дальнейших отношений;

- технологический компонент, критериями оценки которого выступают владение субъектами взаимодействия формами и методами социально-культурного партнерства, владение способами проектирования совместных мероприятий, консолидация усилий, ресурсов партнеров в реализации совместных мероприятий, рефлексия и направленность действий партнеров на совершенствование совместной деятельности в достижении социально значимой цели, учет при проектировании и реализации совместных мероприятий специфики целевой направленности и традиций партнеров, готовность к проектированию новых форм,

- инновации в общем и профессиональном образовании -

сводные результаты опроса работников образования и культуры на предмет оценки культуры

партнерских отношений

Компоненты и их критерии Среднее значение оценок, % к числу опрошенных соответствующей категории респондентов Степень выраженности критерия, % от общего числа опрошенных

Работники образования Работники культуры

Когнитивный компонент

Осознание социально значимого характера взаимодействия учреждений культуры и образования: высокий уровень средний уровень низкий уровень

методов и средств развития и поддержания партнерских отношений.

Для получения наиболее объективной оценки результатов социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия целесообразно использование методики оценки культуры партнерских отношений в сочетании с ранее разработанными и описанными методикой оценки готовности к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия [9] и методикой оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия [10].

Сводные результаты опроса представляются в виде таблицы, что позволяет оценить уровень культуры партнерских отношений по мнению работников учреждений культуры, работников образования, дать общую оценку уровня культуры данного вида отношений с учетом степени выраженности компонентов и критериев оценки.

Каждый компонент культуры имеет определенные критерии оценки, выраженность которых оценивается респондентами в пределах шкал «высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень». При наличии 4-6 одинаковых оценок уровня выраженности того или иного критерия общая степень выраженности компонента оценивается по данному уровню (например, при оценке когнитивного компонента 4 критерия получили оценку «высокий уровень», следовательно, общий уровень выраженности когнитивного компонента культуры партнерских отношений - «высокий»).

Таким образом, представленная методика оценки культуры партнерских отношений базируется на понимании сущности и механизмов реализации культурологического подхода в социально-культурном партнерстве в профилактике детского неблагополучия. востре-

бованность данной методики определяется отсутствием инструментария оценки партнерских отношений в педагогической диагностике. Универсальный характер методики определяет возможность ее применения в оценке культуры партнерских отношений в решении различных социально и культурно значимых проблем. Одновременно выделенные в методике компоненты культуры партнерских отношений и критерии их оценки позволяют определить наиболее уязвимые аспекты партнерских отношений и скорректировать их посредством различных форм обучения специалистов, вступающих во взаимодействие.

список литературы

1. Абузярова Е.Н. Социально-культурное партнерство как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009.

2. Бенин В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики // Человек в мире культуры. 2015. Т. 3. С. 85-94.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 130.

4. Веселова Н.Г. Роль культуры социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.

5. Гайсина Г.И. Становление культурологического подхода как методологической основы педагогики // Психолого-педагогический журнал «Гау-деамус». 2002. Т. 2. № 2. С. 12-21.

6. Галагузов А.Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности// Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 45-50.

7. Гасанова Л.Х. Педагогическая культурология и ее роль в современной музыкальной педагогике // Преподаватель XXI век. 2013. Т. 1. № 2. С. 53-59.

известия вгпу. педагогические науки

8. Лаптинская H.A. Социально-культурное партнерство в учреждениях досуговой сферы // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-1. С. 193-195.

9. Милькевич O.A. Исследование готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-3 (52). С. 169-172.

10. Милькевич O.A. Методика оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1 (55).URL: http://research-joumal.

11. Милькевич O.A. Социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия: возможности и функции // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 527. С. 277-283.

12. Сергеева В.П. Проектирование инновационных технологий с обучающимися в условиях вуза: учеб.-метод. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2017.

13. Чефонова E.A. Социальное партнерство в социально-культурной сфере: контекст развития проектной деятельности в условиях муниципального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведе-ние: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 1 (156). С. 158-170.

14. Afanasiev V.V., Milkevich O.A., Sergeeva V.P., Ukolova L.I. Problem analysis of social and cultural partnership implementation in preventing children's ill-Being // Indian Journal of Science and Technology. Vol. 9 (44).

dejatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. № 4. S. 45-50.

7. Gasanova L.H. Pedagogicheskaja kul'turolo-gija i ee rol' v sovremennoj muzykal'noj pedagogi-ke // Prepodavatel' XXI vek. 2013. T. 1. № 2. S. 53-59.

8. Laptinskaja H.A. Social'no-kul'turnoe partner-stvo v uchrezhdenijah dosugovoj sfery // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2011. № 6-1.S. 193-195.

9. Mil'kevich O.A. Issledovanie gotovnosti specia-listov k social'no-kul'turnomu partnerstvu v profilak-tike detskogo neblagopoluchija // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 10-3 (52). S. 169-172.

10. Mil'kevich O.A. Metodika ocenki jeffektiv-nosti social'no-kul'turnogo partnerstva v profilaktike detskogo neblagopoluchija // Mezhdunarodnyj nauch-no-issledovatel'skij zhurnal. 2017. № 1 (55).URL: http://research-journal.

11. Mil'kevich O.A. Social'no-kul'turnoe part-nerstvo v profilaktike detskogo neblagopoluchija: vozmozhnosti i funkcii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2016. № 52-7. S. 277-283.

12. Sergeeva V.P. Proektirovanie innovacionnyh tehnologij s obuchajushhimisja v uslovijah vuza: ucheb.-metod. posobie. M.: UC «Perspektiva», 2017.

13. Chefonova E.A. Social'noe partnerstvo v social'no-kul'turnoj sfere: kontekst razvitija proektnoj dejatel'nosti v uslovijah municipal'nogo obrazovanija // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1: Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turolo-gija. 2015. № 1 (156). S. 158-170.

* * *

1. Abuzjarova E.N. Social'no-kul'turnoe partnerstvo kak faktor formirovanija imidzha uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija detej: dis. ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk, 2009.

2. Benin V.L. Kul'turologicheskij podhod kak sushhnost' metodologii gumanisticheskoj pedagogiki // Chelovek v mire kul'tury. 2015. T. 3. S. 85-94.

3. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij jenciklo-pedicheskij slovar'. M., 2008. S. 130.

4. Veselova N.G. Rol' kul'tury social'nogo partnerstva v regulirovanii social'no-trudovyh otnoshe-nij: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. M., 2004.

5. Gajsina G.I. Stanovlenie kul'turologichesko-go podhoda kak metodologicheskoj osnovy peda-gogiki // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus». 2002. T. 2. № 2. S. 12-21.

6. Galaguzov A.N. Kul'turologicheskij podhod kak metodologicheskoe osnovanie obrazovatel'noj

Methods of evaluation of cultural partnership in prevention of children's distress

The article deals with the results of the search for the original grounds for the evaluation of partnership in prevention of children's distress. The urgency of development of this technique is determined by the lack of tools, while it is relevant due to the necessity of interaction of various subjects in prevention of the problems of modern childhood.

Key words: partnership, methods of evaluation of partnership culture.

(Статья поступила в редакцию 17.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.