Научная статья на тему 'Исследование культуры партнерских отношений'

Исследование культуры партнерских отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ / PARTNERSHIP / PARTNERSHIP ASSESSMENT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

В статье представлены результаты исследования культуры партнерских отношений. Инструментарием для проведения исследования выступает авторская методика, включающая методы сбора, обработки и представления полученных результатов. Представленные в статье результаты и выводы позволяют определить направления подготовки специалистов-субъектов партнерских отношений в решении социально-значимых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of partnerships culture

The results of the research culture of partnership are presented. Tools for conducting research supports are the author’s technique, including methods of collection, processing and presentation of results. Presented in the article results and conclusions allow us to determine the direction of the training of specialists, the subjects of partnerships in solving social problems.

Текст научной работы на тему «Исследование культуры партнерских отношений»

УДК 371 ББК 74.00

О.А. Милькевич

исследование культуры

партнерских отношений

В статье представлены результаты исследования культуры партнерских отношений. Инструментарием для проведения исследования выступает авторская методика, включающая методы сбора, обработки и представления полученных результатов. Представленные в статье результаты и выводы позволяют определить направления подготовки специалистов-субъектов партнерских отношений в решении социально-значимых проблем.

Ключевые слова: партнерские отношения, методика оценки партнерских отношений.

O.A. Milkevich research of partnerships culture

The results of the research culture of partnership are presented. Tools for conducting research supports are the author's technique, including methods of collection, processing and presentation of results. Presented in the article results and conclusions allow us to determine the direction of the training of specialists, the subjects of partnerships in solving social problems.

Key words: partnership, partnership assessment methodology.

Изучение социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия посредством теоретического анализа и организации опытно-экспериментальной работы позволило решить ряд исследовательских задач, в том числе и задачу разработки инструментария оценки культуры партнерских отношений.

Исходными основаниями разработки методики оценки культуры партнерских отношений стали следующие теоретические положения.

Изучение работ Е.Н. Абузяровой [1], Н.А. Лаптинской [7], В.П. Сергеевой [9], Е.А. Чефоновой [10] и др. позволяют рассматривать партнерство как определенный способ деятельности каждого из его субъектов, соподчиненный общей цели, характеризующийся совокупностью ценностей, норм, мотивов деятельности. При этом социально-культурное партнерство может характеризоваться как определенная культура отношений и, одновременно, как условие трансляции определенной совокупности культурных норм и ценностей [8].

Системообразующим элементом разрабатываемой методики оценки партнер-

ских отношений выступает культурологический подход. Соглашаясь с мнением В.П. Сергеевой [9], отметим, что данный подход является базовым в реализации сотрудничества учреждений образования и культуры, обеспечивая формирование ценностного отношения к детству.

Несмотря на доминирование в современном образовании и научно-педагогических исследованиях компе-тентностного подхода, культурологический подход не утрачивает своей актуальности и ценности. Подтверждением являются публикации Г.И. Гайсиной, отмечающей актуальность культурологического подхода при решении социокультурных проблем [4]. В работах В.Л. Бенина [2], Л.Г. Гасановой [6] и др. раскрывается сущность культурологического подхода и механизмы его реализации.

Обозначенные авторские позиции позволяют утверждать, что именно культура определяет содержание, формы и способы взаимодействия людей; само взаимодействие, соподчиненное определенной социально и культурно значимой цели, становится определенной культурой как совокупностью традиций совместной деятельности, ценностей и

установок, моделей деятельности людей.

Учитывая определение понятия «культура», предложенное в словаре Б.М. Бим-Бада [3], а также авторские позиции Н.Г. Веселовой, А.Н. Галагузова [5] в понимании партнерских отношений, культуру партнерских отношений мы определяем как характеристику этих отношений, базирующихся на взаимопомощи, взаимоподдержке, ориентации на достижение общей социально значимой цели на основании признания партнерами ценностей, норм и традиций друг друга.

Представленные теоретические положения учтены при разработке методики оценки культуры партнерских отношений, цель которой - оценка уровня культуры партнерских отношений в решении социально-значимой проблемы.

Следует подчеркнуть, что методик, направленных на оценку партнерских отношений, в педагогической литературе практически не представлено. Оценка партнерских отношений чаще используется в экономических и психологических исследованиях и направлена либо на оценку экономического эффекта данного вида отношений, либо на оценку степени доверия партнеров друг к другу. С позиции педагогики значимой является разработка инструментария, позволяющего оценить культуру партнерских отношений как результата взаимодействия различных типов учреждений и специалистов в решении той или иной социально значимой проблемы. Особенностью данной методики является ее относительная универсальность, т.е. возможность оценки культуры партнерских отношений без учета конкретной социально значимой проблемы, на решение

которой направлены эти отношения.

Методика оценки культуры партнерских отношений включает в себя несколько блоков:

• когнитивный компонент, отражающий понимание субъектами взаимодействия цели, содержания, возможных направлений социально-культурного партнерства в решении той или иной проблемы;

• эмоционально-ценностный, отражающий принятие субъектами взаимодействия ценностей, норм и традиций друг друга в реализации профилактических мероприятий, направленность партнеров на принятие друг друга, взаимопомощь и взаимоподдержку;

• технологический компонент, характеризующий владение субъектами партнерских отношений формами и методами реализации социально-культурного партнерства, логикой его проектирования и реализации, готовность к творческой реализации задач партнерства.

В исследовании приняли участие 210 человек - практикующих специалистов учреждений образования и культуры севера Пермского края (детские сады, школы, музеи, библиотеки, Дворцы/ дома культуры, учреждения дополнительного образования, культурно-деловые центры), в т.ч. работников учреждений культуры - 105 чел., работников образования - 105 чел. Выбор специалистов базировался на основании их постоянного участия в силу их должностных обязанностей в реализации мероприятий по профилактике детского неблагополучия, а также в различных формах партнерства. Сводные результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.

Табл. 1. Сводные результаты опроса работников образования и культуры на предмет оценки культуры партнерских отношений

Компоненты культуры партнерских отношений Уровень проявления критерия соответствующей категории респондентов Уровень проявления критерия

Работники образования Работники культуры

1 2 3 4

Когнитивный компонент средний

Осознание социально-значимого высокий высокий высокий

характера взаимодеиствия учреждении культуры и образования

X

ф

3

о

X I-

о

X

о ^

ф

X

I-^

го с

ъ

¡5

X

го ш о

4 ф

5

о

Окончание таблицы 1

1 2 3 4

Понимание содержания социально- высокий средний высокий

культурного партнерства

Знание возможных направлений средний средний средний

социально-культурного партнерства

Знание о принципах социально- высокий средний средний

культурного партнерства

Понимание партнерами границ ответ- высокий высокий высокий

ственности каждой из сторон

Знания о механизмах развития и поддер- средний средний средний

жания партнерских отношений

Эмоционально-ценностный компонент средний

Проекция общечеловеческих ценностей высокий высокий высокий

в системе партнерских отношений

Принятие субъектами взаимодействия средний высокий средний

ценностей, норм и традиций друг друга

Направленность партнеров на принятие средний средний средний

друг друга, на совместную деятельность,

проявление инициативы

Проявление взаимопомощи средний средний средний

и взаимоподдержки в социально-

культурном партнерстве

Стремление к развитию дальнейшего средний средний средний

сотрудничества

Технологический компонент средний

Владение субъектами взаимодействия формами и методами социально- средний средний средний

культурного партнерства

Владение способами проектирования средний высокий средний

совместных мероприятий

Консолидация усилий, ресурсов средний средний средний

партнеров в реализации совместных

мероприятий

Рефлексия и направленность действий средний средний средний

партнеров на совершенствование со-

вместной деятельности в достижении

социально-значимой цели

Учет при проектировании и реализации совместных мероприятий специфики средний средний средний

целевой направленности и традиций

партнеров

Готовность к проектированию новых средний средний средний

форм, методов и средств развития

и поддержания партнерских отношений

Представленные в таблице обобщенные результаты проведенного исследования культуры партнерских отношений позволяют сформулировать следующее:

1. Общий уровень культуры партнерских отношений можно характеризовать как средний, т.е. опрошенные специалисты, выступая субъектами партнерских отношений, отмечают достаточ-

но сформированное понимание цели, содержания, возможных направлений социально-культурного партнерства в решении той или иной проблемы (в частности - в профилактике детского неблагополучия); демонстрируют принятие ценностей, норм и традиций друг друга в реализации профилактических мероприятий, взаимопомощь и взаимопод-

держку; владеют формами и методами реализации социально-культурного партнерства, логикой его проектирования и реализации, готовность к творческой реализации задач партнерства.

2. Высокий уровень осознания социально значимого характера взаимодействия учреждений культуры и образования, понимания партнерами границ ответственности каждой из сторон, проекции общечеловеческих ценностей в системе партнерских отношений у работников образования и культуры подтверждает гуманистически направленный характер их профессиональной деятельности, потенциальную готовность к участию в решении социально значимых проблем (в частности, проблемы детского неблагополучия) посредством взаимодействия с другими учреждениями, организациями и специалистами. Идентичные оценки специалистами других составляющих когнитивного, эмоционально-ценностного, технологического компонентов (средний уровень) свидетельствуют о недостаточно сформированном понимании механизмов реализации партнерских отношений в конкретных условиях.

Разница в уровне выраженности некоторых позиций у специалистов сферы образования и специалистов сферы культуры (уровень понимания содержания и принципов социально-культурного партнерства; уровень принятия субъектами взаимодействия ценностей, норм и традиций друг друга; владения способами проектирования совместных мероприятий) определяется различием целевой направленности их деятельности и профессиональной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщенные данные, представленные в табл. 1, не позволяют отследить численное выражение каждого критерия

и компонента в рамках статьи. Однако при обработке данных опроса выявлено наличие работников образования и культуры, отметивших низкий уровень культуры партнерских отношений.

Полученные результаты определяют перспективы дальнейшей разработки проблемы социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Так, значимой является разработка содержания обучения работников образования и культуры через систему курсов повышения квалификации, методических семинаров, совместных круглых столов, научно-практических конференций и др. форм с целью повышения уровня культуры партнерских отношений. Учет полученных данных по каждому компоненту культуры позволит оптимально подобрать методы и средства обучения. Кроме того, необходима разработка модели социально-культурного партнерства, учитывающей специфику и имеющей ресурсы конкретного учреждения, системы существующего взаимодействия учреждений и сложившихся традиций.

Таким образом, исследование культуры партнерских отношений - достаточно неразработанное направление педагогической диагностики с позиции инструментария и способов интерпретации результатов. Представленная методика оценки культуры партнерских отношений и полученные результаты позволяют приблизиться к пониманию сущности партнерских отношений, состоянию данного вида отношений в непосредственной практике взаимодействия учреждений и специалистов сферы образования и культуры, определить задачи дальнейшего развития партнерских отношений и подготовки специалистов к решению социально значимых проблем в рамках совместной деятельности.

Библиографический список

1. Абузярова, Е.Н. Социально-культурное партнерство как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Абузярова. - Челябинск, 2009. - 206 с.

2. Бенин, В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики [Текст] / В.Л. Бенин // Человек в мире культуры. - 2015. - Т. 3. - С. 85-94.

3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

X

ф

3

о

X I-

о

X S

О ф

X

I-^

го с

Z п.

X

го

о

ч ф

с;

о о

4. Гайсина, Г.И. Становление культурологического подхода как методологической основы педагогики [Текст] / Г.И. Гайсина // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2002. - Т. 2. -№ 2. - С. 12-21.

5. Галагузов, А.Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности [Текст] / А.Н. Галагузов // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 4. -С. 45-50.

6. Гасанова, Л.Х. Педагогическая культурология и ее роль в современной музыкальной педагогике [Текст] / Л.Х. Гасанова // Преподаватель XXI век. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 53-59.

7. Лаптинская, H.A. Социально-культурное партнерство в учреждениях досуговой сферы [Текст] / Н.А. Лаптинская // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6-1. - С. 193-195.

8. Милькевич, О.А. Социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия [Текст]: возможности и функции / О.А. Милькевич // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 277- 283.

9. Сергеева, В.П. Проектирование инновационных технологий с обучающимися в условиях вуза [Текст]: учебно-методическое пособие / В.П. Сергеева. - М.: Перспектива, 2017 - 252 с.

10. Чефонова, Е.А. Социальное партнерство в социально-культурной сфере: контекст развития проектной деятельности в условиях муниципального образования [Текст] / Е.А. Чефонова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2015. - № 1(156). - С. 158-170.

References

1. Abuzyarova E.N. Socio-cultural partnership as a factor in forming the image of the establishment of an further education of children. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2009. P. 206. [in Russian].

2. Benin V.L. Cultural approach is the essence of the methodology of humanistic pedagogy. Chelovek v mirekultury, 2015. T. 3. P. 85-94. [in Russian].

3. Bim-Bad BM Teaching encyclopedia. M .: Big Russian Encyclopedia, 2008. 528 p. [in Russian].

4. Gaysina G.I. Establishment of a cultural approach as a methodological basis of pedagogy. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus, 2002.T. 2. № 2. P. 12-21. [in Russian].

5. Galaguzov A.N. The culturological approach as a methodological basis of educational activities. Peda-gogicheskoie obrazovanie i nauka, 2011. № 4. P. 45-50. [in Russian].

6. Khasanova L.H. Educational culture and its role in modern music pedagogy. Prepodavatel XXI veka, 2013.T. 1. № 2. P. 53-59 [in Russian].

7. Laptinskaya H.A. The social and cultural partnership in the sphere of leisure facilities. Mir nauki, kultury, obrazovania, 2011. № 6-1. P. 193-195. [in Russian].

8. Milkevich O.A. The social and cultural partnership in the prevention of child distress: the features and functions. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania, 2016. № 52-7. P. 277- 283. [in Russian].

9. Sergeeva V.P. Design innovation with the students in a university. M .: UTs "Perspektiva", 2017. P. 252. [in Russian].

10. Chefonova E.A. Social partnership in the socio-cultural sphere: the context of project activity development in the context of the municipality. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Series 1: Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Culture Studies, 2015. № 1 (156). P. 158-170. [in Russian].

Сведения об авторах: Милькевич Оксана Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Соликамск, Российская Федерация. Ктай: miloka75@mail.ru

Information about the authors: Milkevich Oksana Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Perm State National Research University, Solikamsk, Russia. E-mail: miloka75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.