Научная статья на тему 'Методика формирования у курсантов вузов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки'

Методика формирования у курсантов вузов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ К СЛАЖЕННЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS / CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / TECHNIQUE / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водолазский Александр Владиленович

Важнейшим требованием к начинающим сотрудникам системы МВД является быстрая адаптация к реальным условиям служебной деятельности. Это в значительной степени обусловливается наличием способности эффективно участвовать в коллективных действиях. Указанная способность базируется на социально-психологической подготовленности молодого сотрудника к поведению в коллективе, к профессиональному общению, к совместным действиям при выполнении профессиональных обязанностей; на навыках взаимодействия с коллегами и руководством и др. Практика показывает, что именно со способностью к слаженным совместным действиям, объединяющей вышеназванные и ряд других качеств, связаны основные трудности профессионализации молодых сотрудников МВД в начале их служебной деятельности. Следовательно, развитию данной способности необходимо уделять целенаправленное внимание в процессе профессиональной подготовки курсантов. Значительным педагогическим потенциалом для решения названной задачи обладает процесс физического воспитания и, в частности, направленное использование спортивных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Водолазский Александр Владиленович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION TECHNIQUE OF ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS IN THE COURSE OF CADETS’ PHYSICAL TRAINING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The major requirement to the beginning employees of system of the Ministry of Internal Affairs is rapid adaptation to real conditions of office activity. This is substantially caused by ability to participate effectively in collective actions. The specified ability is based on social and psychological readiness of the young employee to behavior in group, to professional communication, to joint actions when performing professional duties, to interaction with colleagues and the administration, etc. Practice shows that the main difficulties in professionalizing young police officers at the beginning of their office activity are connected with the ability to harmonious joint actions uniting the above-mentioned and some other traits. Therefore, development of this ability needs purposeful attention in the course of cadets’ vocational training. Process of physical training and, in particular, the directed application of sports games has the considerable pedagogical potential for the solution of the called task.

Текст научной работы на тему «Методика формирования у курсантов вузов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки»

УДК 796.015 ББК 75.1 В 62

А.В. Водолазский

Преподаватель кафедры деятельности МВД в особых условиях ФГБОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России»; E-mail: snkhazova@ gmail.com

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД СПОСОБНОСТИ К СЛАЖЕННЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

( Рецензирована )

Аннотация. Важнейшим требованием к начинающим сотрудникам системы МВД является быстрая адаптация к реальным условиям служебной деятельности. Это в значительной степени обусловливается наличием способности эффективно участвовать в коллективных действиях. Указанная способность базируется на социально-психологической подготовленности молодого сотрудника к поведению в коллективе, к профессиональному общению, к совместным действиям при выполнении профессиональных обязанностей; на навыках взаимодействия с коллегами и руководством и др. Практика показывает, что именно со способностью к слаженным совместным действиям, объединяющей вышеназванные и ряд других качеств, связаны основные трудности профессионализации молодых сотрудников МВД в начале их служебной деятельности. Следовательно, развитию данной способности необходимо уделять целенаправленное внимание в процессе профессиональной подготовки курсантов. Значительным педагогическим потенциалом для решения названной задачи обладает процесс физического воспитания и, в частности, направленное использование спортивных игр.

Ключевые слова: способность к слаженным совместным действиям, курсанты вузов МВД, методика, физическая подготовка.

A.V. Vodolazsky

Lecturer of the Department of Activity of the Ministry of Internal Affairs in Special Conditions, the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; E-mail: snkhazova@gmail.com

FORMATION TECHNIQUE OF ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS IN THE COURSE OF CADETS' PHYSICAL TRAINING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Abstract. The major requirement to the beginning employees of system of the Ministry of Internal Affairs is rapid adaptation to real conditions of office activity. This is substantially caused by ability to participate effectively in collective actions. The specified ability is based on social and psychological readiness of the young employee to behavior in group, to professional communication, to joint actions when performing professional duties, to interaction with colleagues and the

administration, etc. Practice shows that the main difficulties in professionalizing young police officers at the beginning of their office activity are connected with the ability to harmonious joint actions uniting the above-mentioned and some other traits. Therefore, development of this ability needs purposeful attention in the course of cadets' vocational training. Process of physical training and, in particular, the directed application of sports games has the considerable pedagogical potential for the solution of the called task.

Keywords: ability to harmonious joint actions, cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs, technique, physical training.

Введение. Способность к слаженным совместным действиям (СССД) определяется исследователями как одно из важных профессиональных качеств сотрудника МВД. Она обеспечивает эффективное участие сотрудника в решении коллективных служебных задач благодаря входящим в ее состав качествам: способности и готовности работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива; способности определять собственные задачи в коллективных действиях, быстро выбирать наиболее оптимальные способы и средства решения задач; способности предвидеть результаты коллективных действий и вклад в них собственных действий и готовности к ответственности за коллективные действия [1; 2 и др.]. Серьезный вклад в формирование данной способности у курсантов вузов МВД может внести процесс физической подготовки при условии реализации адекватных данной задаче средств, методов, форм организации педагогического процесса [3-5 и др.].

В числе специфических задач физической подготовки как для курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, так и для личного состава различных воинских частей МВД называются: формирование и развитие навыков коллективных действий, воспитание сплоченности коллективов, формирование навыков коллективного взаимодействия [1-3; 6 и др.]. В зависимости от конкретных воспитательных задач в качестве

комплексного средства целесообразно использовать разные виды спорта. В данном контексте формированию у курсантов способности к слаженным совместным действиям будут способствовать занятия спортивными играми (баскетболом, волейболом, регби, хоккеем, футболом и др.). Именно спортивные игры оказывают наиболее позитивное воздействие на формирование взаимоотношений в курсантском коллективе, развитие взаимной ответственности и взаимопомощи [5, 6 и др.]. При этом в настоящее время нами не обнаружено научных работ, в которых раскрываются содержательные и методические основы использования потенциала спортивных игр в целях формирования у курсантов МВД способностей к слаженным совместным действиям. В связи с вышесказанным целью нашего исследования стала разработка методики формирования способности к слаженным совместным действиям у курсантов вузов МВД в процессе физической подготовки.

Цели, задачи, методы исследования. Целью проведенного исследования стало выявление содержательных и процессуальных составляющих методики формирования у курсантов вузов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки с использованием футбола в качестве основного средства. Достижение заявленной цели осуществлялось с применением метода теоретического анализа научной литературы, нормативных документов, практики организации

физической подготовки в военных вузах.

Результаты исследования. Как

следует из названия, методика нацелена на формирование у курсантов вузов МВД способностей к слаженным совместным действиям. Задачи методики конкретизируют цель через определение таких взаимосвязанных направлений педагогической деятельности, как 1) формирование, развитие, совершенствование личностных качеств, входящих в состав способности к слаженным совместным действиям и 2) актуализация индивидуально-психологических, физических и групповых факторов формирования данной способности. Заметим, что в данном случае физические факторы выступают как сопутствующие. Они не определяют напрямую содержания педагогических воздействий, связанных с формированием СССД, однако обусловливают эффективность двигательной деятельности, в которой формируется СССД.

Сопоставление содержания и факторов формирования способностей к слаженным совместным действиям [3; 7-8 и др.] позволило выделить направленность педагогических воздействий, в комплексе ориентированных на достижение поставленной цели. В качестве педагогических воздействий личностно-ориентированной направленности выделены следующие:

- развитие чувства долга (обеспечивает формирование способности и готовности работать в команде);

- развитие коллективизма, включая формирование ценностного отношения к членам коллектива, ориентации на групповые цели и интересы, мотивации к решению коллективных задач (детерминирует развитие способности и готовности работать в команде, готовности к ответственности за коллективные действия);

- развитие коммуникативных способностей и навыков (ориентировано на формирование способности

и готовности работать в команде, способности согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива);

- развитие психологической гибкости и эмоциональной уравновешенности, эмпатии (детерминирует развитие всех компонентов СССД);

- формирование навыков работы в группе (обеспечивает формирование всех компонентов СССД);

- формирование ценностного отношения к членам коллектива, мотивации к решению коллективных задач, ориентации на групповые цели и интересы (содействует формированию способности согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива, способности определять собственные задачи в коллективных действиях);

- воспитание дисциплинированности и чувства долга (ориентировано на формирование способности согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива, готовности к ответственности за коллективные действия);

- выработка четкости действий (обеспечивает формирование способности согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива, способности быстро выбирать оптимальные способы и средства решения задач);

- формирование антиципации (содействует формированию способности определять собственные задачи в коллективных действиях, способности быстро выбирать оптимальные способы и средства решения задач, способности предвидеть результаты коллективных действий и вклад в них собственных действий);

- развитие переключаемости и распределяемости внимания (детерминирует развитие способности определять собственные задачи в коллективных действиях, способности быстро выбирать оптимальные способы и средства решения задач);

- развитие творческого мышления, в частности, способности

выбирать оптимальные вариант решения из множества (ориентировано на формирование способности определять собственные задачи в коллективных действиях, способности быстро выбирать оптимальные способы и средства решения задач);

- развитие быстроты (оперативности) мышления, а именно: способности быстро принимать решения в условиях дефицита времени (содействует формированию способности быстро выбирать оптимальные способы и средства решения задач, способности предвидеть результаты коллективных действий и вклад в них собственных действий);

- формирование и развитие двигательных качеств: быстроты (в условиях динамичной изменчивости направления движения), координации, выносливости (общей и скоростной), гибкости (как фактора качественного реагирования на изменение траектории движений) осуществляется в коллективной двигательной деятельности как условии формирования СССД.

Кол лективно -ориентированные по направленности педагогические воздействия включают:

- формулирование единых целей деятельности (ориентировано на формирование способности и готовности работать в команде, способности согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива, готовности к ответственности за коллективные действия);

- обеспечение благоприятного морально-психологического климата, формирование психологической совместимости (содействует формированию способности и готовности работать в команде, способности согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива, готовности к ответственности за коллективные действия);

- выработку и внедрение норм культуры взаимоотношений (детерминирует развитие способности и готовности работать в команде,

способности согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива, готовности к ответственности за коллективные действия);

- обеспечение слаженности коллектива (обеспечивает формирование способности и готовности работать в команде, способности определять собственные задачи в коллективных действиях, готовности к ответственности за коллективные действия);

- развитие психологической совместимости и профессионального взаимопонимания (ориентировано на формирование всех компонентов СССД);

- формирование опыта совместных коллективных действий (содействует формированию всех компонентов СССД).

Реализация методики в соответствии с рекомендациями (регламентом) относительно последовательности овладения курсантами содержанием физического воспитания, а также с учебными программами дисциплины «Физическая культура (физическая подготовка)» может осуществляться на первом -третьем курсах обучения; методические этапы при этом совпадут с годами обучения.

Первый этап (1 курс обучения) - учебно-теоретический. Он нацелен на обеспечение теоретической, мотивационной, действенной основы для формирования у курсантов личностных способностей к слаженным совместным действиям. Задачами этапа выступают: 1) освоение курсантами теоретических знаний в области СССД и факторов ее формирования; 2) становление у курсантов мотивации к формированию и саморазвитию СССД в процессе физической подготовки; 3) формирование у занимающихся основ личностной способности к слаженным совместным действиям в процессе коллективной двигательной деятельности.

Второй этап (второй курс обучения) - учебно-методический.

Ориентирован на формирование у курсантов методических умений и навыков, связанных с организацией процесса становления способности к слаженным совместным действиям у подчиненных в рамках физической подготовки. На этом этапе решаются следующие задачи: 1) совершенствование личностной способности к слаженным совместным действиям в процессе коллективной деятельности; 2) формирование методических знаний по организации физической подготовки военнослужащих, ориентированной на становление у них способностей к слаженным совместным действиям; 3) формирование организационно-методических умений, связанных с организацией физической подготовки военнослужащих, ориентированной на становление у них способностей к слаженным совместным действиям.

Третий этап (третий курс обучения) - практический, который подразделяется на учебно-практическую (в рамках процесса физической подготовки) и собственно-практическую (в рамках производственной практики) части. Его целью является закрепление сформированных знаний и умений, мотивов и установок, связанных с индивидуально-личностной способностью к слаженным совместным действиям и ее формированием у подчиненных. Его задачи: 1) совершенствование индивидуально-личностной способности к слаженным совместным действиям в процессе коллективной деятельности; 2) реализация и закрепление методических умений по организации процесса физической подготовки, направленного на формирование у подчиненных способностей к слаженным совместным действиям; 3) практическая реализация сформированной способности к слаженным совместным действиям при выполнении профессиональных задач и к формированию данной способности у подчиненных при

организации процесса их физической подготовки.

Для решения вышеуказанных методических задач нами ориентировочно определена совокупность форм, методов и содержания физической подготовки курсантов. К ним относятся:

1. Беседы и встречи со специалистами, ориентированные на разъяснение значимости СССД в контексте гражданственности, патриотизма и военного профессионализма.

2. Лекции и беседы о значимости воспитания, самовоспитания и перевоспитания качеств и способностей, входящих в состав СССД; о значимости разных видов физкультурно-спортивной деятельности для формирования СССД; о способах и методах самовоспитания СССД.

3. Организационные моменты, посвященные вопросам текущих и перспективных коллективных задач по формированию СССД.

4. Иерархическая совокупность учебно-тренировочных задач, связанных с организацией взаимодействия, коллективной деятельности, характеризующихся постепенным усложнением содержания и условий выполнения.

5. Тренировочные и соревновательные занятия футболом во время досуга; коллективные физкультурно-спортивные мероприятия.

6. Тренинги создания коллективных взаимоотношений, здорового морально-психологического климата в спортивном коллективе; рефлексивные тренинги, обсуждения и беседы по вопросам стоящих задач, связанных с освоением содержания ФП, и качества их решения.

7. Проведение мониторинга коллективных мнений и настроений, сложившихся в коллективе взаимоотношений с целью дальнейшего учета в образовательном процессе; диагностические методы изучения личности, группы, коллектива.

8. Совместное создание традиций слаженных совместных действий в процессе физической подготовки, ориентированное на формирование спортивного коллектива.

Заключение. Мы полагаем, что реализация разработанной методики позволит эффективно решать задачу формирования у курсантов МВД способности к слаженным совместным действиям средствами физической культуры и спорта. При

этом мы отдаем отчет в том, что для ее применения и, следовательно, проверки эффективности необходима разработка критериально-диагностического инструментария, а также конкретной программы педагогической деятельности, а именно - программы занятий спортивными играми (футболом) в процессе физической подготовки. Указанному аспекту исследования будет посвящена наша дальнейшая работа.

Примечания:

1. Быков О.А. Воспитание коллективизма у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 26 с.

2. Уткин С.И. Формирование боевой готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 25 с.

3. Ахматгатин А.А. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической культуры курсанта образовательного учреждения МВД России // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2013. № 1(80). С. 282-290.

4. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 431 с.

5. Наставление по физической подготовке во внутренних войсках МВД России: приказ Министра внутренних дел РФ от 1 июля 2005 г. № 395. URL: http:// base.garant.ru/1356923/

6. Сивак А.Н., Андреев Ю.Ю. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 133-136.

7. Профессиональная адаптация выпускников вузов МВД как фактор становления сотрудника / JI.H. Караваев, Е.А. Антилогова, В.О. Скиданов [и др.]. URL: http://refereed.ru/ref_e43fd4f9fba8e66258d9f5de0c7e9dc5.html

8. Солдатов П.А. Профессиональная социализация курсантов в образовательном процессе вузов внутренних войск МВД России: на примере учебной дисциплины «Физическая подготовка»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2015. 25 с.

References:

1. Bykov О.А. The formation of collectivism of cadets of higher schools of internal troops of the Russian Interior Ministry in the process of education: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2012. 26 pp.

2. Utkin S.I. Formation of readiness of cadets of higher schools of the Russian Interior Ministry to act in extreme situations: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2004. 25 pp.

3. Akhmatgatin A.A. Theoretical aspects of professional and applied physical culture of the cadet of educational institution of the Russian MIA // Proceedings of the Nizhny Novgorod State Technical University of R.E. Alekseev. No. 1, 2013. (80). P. 282-290.

4. Physical culture and physical education: a textbook for university students, cadets and students of educational institutions of higher vocational education of the Russian Interior Ministry / I.S. Barchukov, Yu.N. Nazarov, S.S. Egorov [et al.]. M.: UNITY-DANA, 2012. 431 pp.

5. Manual on physical training in Internal Forces of Russia: Order of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation of July 1, 2005. No. 395. URL: http://base.garant.ru/1356923/

6. Sivak A.N., Andreev Yu.Yu. Technology of application of means of physical training and sports for the development of positive interpersonal relationships among cadets of higher schools of MIA of Russia // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2012. No. 4 (86). P. 133-136.

7. Professional adaptation of graduates of MIA as a factor in the formation of an employee / L.N. Karavaev, E.A. Antilogova, V.O. Skidanov [et al.]. URL: http:// refereed.ru/ref_e43fd4f9fba8e66258d9f5de0c7e9dc5.html

8. Soldatov P.A. Professional socialization of cadets in the educational process of higher schools of the Russian MIA: based on the discipline of "Physical training": Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2015. 25 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.