Научная статья на тему 'Факторы формирования у молодых сотрудников МВД способности к слаженным совместным действиям'

Факторы формирования у молодых сотрудников МВД способности к слаженным совместным действиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАЖЕННОСТЬ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАНЯТИЯ ФУТБОЛОМ / COHERENCE OF JOINT ACTION / PERSONAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL FACTORS / PHYSICAL TRAINING / PLAYING FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водолазский Александр Владленович, Хазова Снежана Александровна

Авторы рассматривают факторы, влияющие на достижение высокой результативности в деятельности молодых сотрудников МВД. Отмечают, что выявление таких факторов и создание условий для развития способностей к слаженным совместным действиям являются актуальной задачей как профессионального образования, так и организации профессиональной деятельности в подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Водолазский Александр Владленович, Хазова Снежана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors of formation of young employees of the Ministry of Internal Affairs to well organized and mutual actions

The authors consider the factors influencing achievement of high productivity of activity of young police officers. Note that identification of such factors and creation of conditions for development of abilities to harmonious joint actions are an actual problem of both professional education, and the organization of professional activity in divisions.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования у молодых сотрудников МВД способности к слаженным совместным действиям»

Водолазский Александр Владленович

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки

Краснодарского университета МВД России (e-mail: Vodolazskiy81@mail.ru)

Хазова Снежана Александровна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета (e-mail: snkhazova@gmail.cov)

Факторы формирования у молодых сотрудников МВД способности к слаженным совместным действиям

Авторы рассматривают факторы, влияющие на достижение высокой результативности в деятельности молодых сотрудников МВД. Отмечают, что выявление таких факторов и создание условий для развития способностей к слаженным совместным действиям являются актуальной задачей как профессионального образования, так и организации профессиональной деятельности в подразделениях.

Ключевые слова: слаженность совместных действий, личностно-психологические факторы, организационно-педагогические факторы, физическая подготовка, занятия футболом.

A.V. Vodolazskiy, Senior Lecturer of the Chair of Tactical and Special Training of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Vodolazskiy81@mail.ru;

S.A. Hazova, Doctor of Pedagogics, Assistant Professor, Professor of the Chair of Theoretical Bases of Physical Education of the Adygei State University; e-mail: snkhazova@gmail.cov

The factors of formation of young employees of the Ministry of Internal Affairs to well organized and mutual actions

The authors consider the factors influencing achievement of high productivity of activity of young police officers. Note that identification of such factors and creation of conditions for development of abilities to harmonious joint actions are an actual problem of both professional education, and the organization of professional activity in divisions.

Key words: coherence of joint action, personal-psychological factors, organizational-pedagogical factors, physical training, playing football.

Устойчивая позиция, международный авторитет любого государства во многом определяется тем, насколько качественно оно способно обеспечить безопасность своих граждан, в том числе внутри страны. Защита правопорядка, обеспечение физической, морально-психологической, экономической и пр. безопасности личности и общества - ключевая функция подразделений системы МВД. Эффективность реализации данной функции в определяющей степени зависит от профессионализма сотрудников МВД.

К важнейшим качествам сотрудников МВД, характеризующим их высокую профессиональную подготовленность, относится способность к слаженным совместным

действиям. Об этом, в частности, свидетель-ствуетсодержаниетребований,предъявляемых Министерством внутренних дел к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел, среди которых - умение согласовывать свои действия с действиями других лиц [1 и др.]. Анализ публикаций в средствах массовой информации свидетельствует о том, что профессионализм подразделений МВД определяется по слаженности их действий как в период учений, так и во время выполнения боевых операций.

В свою очередь, сплоченность служебных коллективов, проявляющаяся в продуктивности совместной профессиональной деятельности, является индикатором благоприятного социально-психологического климата в под-

223

разделении и показателем эффективности морально-психологического обеспечения в целом [2]. Можно предположить, что личностно-психологические характеристики членов коллектива, с одной стороны, и совокупность внешних (по сути, психолого-педагогических) воздействий, с другой стороны, определяют степень сплоченности коллектива.

При этом важно заметить, что формирование коллектива (в том числе, служебного) происходит поступательно, постепенно и осуществляется в форме взаимовлияния личности и группы. Данный процесс сопровождается (и обусловливается) изменением как групповых характеристик (постановка, осознание, принятие общих целей, возникновение взаимопонимания, выработка общих стратегий и тактик деятельности и пр.), так и индивидуальных личностных качеств, необходимых для восприятия себя как члена коллектива и формирования соответствующих стилей поведения [3 и др.].

Слаженность совместных действий, таким образом, можно рассматривать как один из признаков сформированности служебного коллектива, а также как результат его формирования. В таком случае очевидно, что высокий индивидуальный уровень развития способности к слаженным совместным действиям в значительной степени зависит от наличия и объема у субъекта труда опыта практического взаимодействия с коллегами: «Эффективность совместной служебной деятельности во многом определяется навыками групповой работы, профессионального взаимопонимания, что составляет основу слаженности коллективов» [4, с. 7].

В данной области нам видится проблема молодых сотрудников МВД: отсутствие у них необходимого практического опыта не позволяет им максимально эффективно действовать в реальной обстановке как членам служебного коллектива. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного с целью определения наиболее проблемного содержания деятельности, профессиональных трудностей начинающих сотрудников МВД, связанных с недостаточным развитием у них профессиональных способностей. В опросе принимали участие сами молодые сотрудники МВД (до 2 лет службы, 32 чел.), их более опытные коллеги (35 чел.) и начальствующий состав (15 чел.); базой исследования выступи-

ло ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Респондентам предлагалось ознакомиться с перечнем профессионально важных способностей и умений и ответить на вопрос о том, какие из этих способностей являются наиболее слабо развитыми у молодых сотрудников МВД по сравнению с их более опытными коллегами. Выяснилось, что наибольшие трудности у молодых сотрудников МВД вызывает именно слаженность совместных действий при проведении специальной операции, а основной причиной видится недостаточный опыт участия в реальных профессиональных действиях.

Таким образом, представляется важным определить те внутренние и внешние (лич-ностно-психологические и организационно-педагогические) факторы, учет и актуализация которых позволит эффективно, в сжатые сроки обеспечить развитие способности к слаженным совместным действиям у молодых сотрудников МВД. Это поможет им быстрее адаптироваться к условиям реальной профессиональной деятельности, более результативно (продуктивно) действовать при решении практических задач.

Проведенный теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили определить основные личностные характеристики, выступающие внутренними факторами эффективности участия сотрудников МВД в совместных действиях (экспертами (7 чел.) выступали сотрудники МВД со сроком службы более 10 лет, согласованность их мнений составила 86,4%). К ним относятся:

способность согласовывать свои действия с действиями других членов подразделения (экспертами определялся «положительный» вклад испытуемого в совместное решение задач: важно, чтобы его действия соответствовали действиям коллег с точки зрения достижения стратегических целей, чтобы он адекватно реагировал на изменение ситуации, без разъяснений помогал коллегам и т.п.) -зависит от сформированности антиципации, от степени взаимопонимания в коллективе и опыта групповой работы;

способность эффективно взаимодействовать с другими членами подразделения (экспертами оценивалось качество совместного решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач) - зависит от сформирован-

224

ности коллективистских качеств, от межличностных отношений в коллективе;

способность выбирать оптимальные способы решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач (экспертами оценивалось, насколько выбранные испытуемыми способы выполнения заданий адекватны самим задачам, насколько они эргономичны, насколько качественно при этом решены задачи) - зависит от сформированности аналитических и прогностических способностей;

способность быстро переключать внимание с одной задачи на другую (экспертами оценивалась «плотность заданий» - по количеству выполненных заданий в единицу времени) -очевидно, зависит от развитости характеристик внимания (переключаемость).

Вышесказанное позволяет выделить в контексте определения организационно-педагогических факторов два взаимосвязанных и взаимообусловленных направления работы с целью обеспечения слаженности совместных действий подразделений МВД.

1. Работа с коллективом:

расширение области коллективной деятельности для обеспечения развития взаимопонимания членов коллектива;

создание благоприятного морально-психологического климата;

организация коллективной аналитической и проектировочной деятельности.

2. Работа с членами коллектива: развитие навыков переключения внимания; развитие антиципации, перцептивных способностей;

развитие коллективизма, ценностного отношения к членам коллектива и к решению совместных задач.

Эффективная организация вышеназванных видов деятельности возможна в процессе физической подготовки, поскольку «воспитание сплоченности и развитие навыков в коллективных действиях» является одной из специальных задач данного процесса [5]. При этом в качестве комплексного средства решения всех задач, возникающих в процессе развития у молодых сотрудников МВД способностей к слаженным совместным действиям, целесообразно и необходимо, на наш взгляд, использовать потенциал игровых видов спорта, в частности футбола. Наше мнение основывается на анализе сущности данного вида спорта; ключевыми его харак-

теристиками в контексте нашей проблематики выступают:

коллективный характер спортивной деятельности;

зависимость результата игры как от профессионализма отдельных игроков, так и (возможно, даже в большей степени) от так называемой «сыгранности» - сработанности игроков, согласованности их действий;

обусловленность стабильно высоких результатов взаимопониманием игроков, их дисциплинированностью, бесконфликтностью общения, способностью договориться;

большая значимость для устойчивых качественных результатов эффективного взаимодействия игроков по сравнению с их индивидуальным вкладом и др. [6; 7; 8 и др.].

Для обеспечения целенаправленного воздействия в процессе физической подготовки на приведенные выше способности, являющиеся личностно-психологическими факторами становления согласованности совместных действий, необходима также, по нашему мнению, организация специальной коллективной теоретической, аналитической и проектировочной деятельности сотрудников подразделений МВД. В данном контексте представляется важной реализация следующего содержания деятельности:

теоретической - изучение, анализ, обсуждение вопросов, связанных с психологией игровых видов спорта, особенностями спортивного коллектива, понятием социально-психологического климата спортивной команды, сплоченности - совместимости - сыгранности и т.п.;

аналитической - коллективный анализ имитационных и реальных игровых ситуаций, обсуждение удач и ошибок игроков при осуществлении игрового взаимодействия, разбор действий каждого игрока после тренировочных занятий и соревнований с точки зрения успешности решения коллективных задач, вклада в успех или неудачу команды;

проективной - коллективный подбор способов правильных в конкретных игровых ситуациях действий, проигрывание проблемных игровых ситуаций теми членами команды, которые в них реально участвовали.

На наш взгляд, разработка и реализация целостной методики, включающей программу по физической подготовке с акцентированным спортивно-игровым компонентом (в частности,

225

с расширенным блоком занятий футболом) и предполагающей специальную организацию теоретической, аналитической и проективной деятельности, позволит комплексно реализо-

1. Требования, предъявляемые кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел: материалы Министерства внутренних дел Республики Тыва [Электронный ресурс]. URL: https://17.mvd.ru/slujba/ Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/ Informacija_dlja_kandidatov_na_sluzhbu_v

2. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Приложение № 1 к приказу МВД России от 11 февр. 2010 г. № 80. М., 2010.

3. Военная педагогика: учеб. для вузов / под ред. О.Ю.Ефремова. СПб., 2008.

4. Уткин С. И. Формирование боевой готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.

5. Наставление по физической подготовке во внутренних войсках МВД России [Электронный ресурс]: приказ Министра внутренних дел РФ от 1 июля 2005 г. № 395. URL: http://base.garant.ru/1356923/

6. Мальчиков А. В. Социально-психологические основы управления спортивной командой: учеб. пособие для студентов ИФК.Смо-ленск, 1997.

7. Неретин А. В. Формирование компетентности будущих тренеров в создании положительного социально-психологического климата в спортивных командах: автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2011.

8. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 2000.

вать выделенные направления работы, что обеспечит эффективное развитие у молодых сотрудников МВД способностей к слаженным совместным действиям.

1. Requirements to candidates entering the service in bodies of internal affairs: information of the Ministry of Internal Affairs of the Tyva Republic [Electronic resource]. URL: https://17. mvd.ru/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_ sluzhba/Informacija_dlja_kandidatov_na_ sluzhbu_v

2. Guide to the moral and psychological ensuring operational activity of internal affairs bodies of the Russian Federation. App. 1 to the order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Febr. 11, 2010. № 80. Moscow, 2010.

3. Military pedagogy: textbook for high schools / ed. by O.Yu. Efremov. St. Petersburg, 2008.

4. Utkin S.I. Formation of readiness of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia to activity in extreme situations: auth. abst. ... Master of Pedagogics. Moscow, 2004.

5. Instruction in physical training in the internal troops of the MIA of Russia [Electronic resource]: order of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation d.d. July 1, 2005 № 395. URL: http://base.garant.ru/1356923/

6. Malchikov A.V. Socio-psychological bases of management of a sports team: study aid for students of the IFC. Smolensk, 1997.

7. Neretin A.V. Formation of competence of future coaches in creating positive social-psychological climate in sports teams: auth. abstr.... Master of Pedagogics. Volgograd, 2011.

8. Hanin Yu.L. Psychology of communication in sport. Moscow, 2000.

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.