Научная статья на тему 'Методический подход к расчету экономической эффективности внедрения на предприятии системы сертификации. Выбор индикаторов оценки эффективности'

Методический подход к расчету экономической эффективности внедрения на предприятии системы сертификации. Выбор индикаторов оценки эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к расчету экономической эффективности внедрения на предприятии системы сертификации. Выбор индикаторов оценки эффективности»

УДК 338.46

Т.И. Зворыкина д.э.н., профессор Институт региональных экономических исследований

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАСЧЕТУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ. ВЫБОР ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Экономическую целесообразность применения системы сертификации возможно рассмотреть на примере применения его на одном из предприятий сферы услуг, используя следующий методический подход.

В качестве объекта исследования повышения эффективности работы предприятия на основе внедрения системы сертификации было выбрано предприятие, оказывающее услуги _]-го вида (в соответствии с ОКУН)

Был проведен анализ затрат и выгод, связанных с внедрением системы, регламентирующего показатели качества.

Необходимый показатель при оценке эффективности внедрения системы - это прибыль.

Рд = ^ - 1д, где (1)

Рд - прибыль,

Жд - выгода от внедрения системы,

1д - затраты на внедрение (единовременные и текущие) системы.

Выгоды, связанные с качеством ^д), делятся на внутренние ^в) и внешние

^н)

= Wв + ^^

Внутренние выражаются в совершенствовании процесса оказываемой услуги, сокращении брака (числа возвратов, количества повторных операций по оказанию услуги) а, следовательно, в понижении расходов предприятия с повторным оказанием той же самой услуги, отсутствием штрафных санкций со стороны государственных контролирующих органов, потребительских организаций, судебных издержек.

Wв = + Wб

Внешние - связаны с увеличением выручки вследствие удовлетворенности потребителя, удержания старых клиентов, притока новых клиентов фирмы, получения заказов на обслуживание от государственных предприятий, общественных организаций, заключения долгосрочных договоров с поставщиками технологий, оборудования, материалов, а также возможного повышения стоимости услуги за гарантию качества.

Затраты на внедрение системы (повышение качества) можно разделить на две категории: издержки внедрения (единовременные затраты) и текущие издержки.

Под издержками, связанными с повышением качеством (затратами на качество) понимается совокупность затрат, вызванных требованием достижения или поддержания определенного уровня качества на предприятии, т.е. обусловлены необходимостью проведения мероприятий по предотвращению и исправлению ошибок внутри и вне предприятия, планомерным контролем качества, выполнением внешних и внутренних менеджерских функций в данной области.

1в = 1Е + 1Т , где (2)

IЕ - единовременные затраты на внедрение системы,

1Т - текущие затраты на внедрение системы (переменная величина, имеющая тенденцию к уменьшению с течением времени).

Единовременные затраты: затраты на маркетинговые исследования, связанные с изучением и определением факторов в обслуживании, особенно привлекательных для потенциальных клиентов фирмы; затраты на разработку новых документов, затраты на проведение процедур сертификации и категорирования (1Е).

Текущие издержки(1Т) оценить сложно (на разных предприятиях это различные затраты). Эти затраты относятся к текущим затратам, возникающим при

функционировании предприятия (затраты на рекламу, новое оборудование, новые технологии, обучение персонала). Формула (1) примет вид:

Рв = + Жб + Жн-(IЕ + 1Т ) (3)

Выгода, получаемая от внедрения системы возможна при: увеличении стоимости оказания услуги за счет повышения качества; увеличение количества заказов за счет приобретения услугой каких-либо новых качеств, привлекательных для заказчиков. Тогда, выгода от внедрения стандарта может быть выражена следующим образом:

К =^ * N , где (4)

J=1

SJ - стоимость оказания 1-ой услуги, к - количество услуг,

NJ - прирост количества заказов на выполнение 1-ой услуги после введения на предприятии системы, имеющей тенденцию к увеличению с течением времени,

0 < NJ > 0 .

Подставляя в формулу (3) выражение (4), получаем следующее выражение для расчета прибыли:

Рд = Кш + Кб +£i *NJ)-(1е + 1т) (5)

J=1

Рассмотрим текущие затраты предприятия. Введение на предприятии системы сертификации приводит к повышению качества услуг, и, следовательно, текущие затраты могут быть снижены за счет снижения штрафных санкций, судебных издержек, издержек на устранение брака, Таким образом, текущие издержки можно представить, как: !т = 1 о -(/5 +1 р ), где (6)

10 - текущие издержки, связанные с работой предприятия, 18 - издержки на штрафные санкции, судебные издержки, 1Р - издержки на устранение брака.

Формула (5) принимает следующий вид:

к

Рд = Кш + Кб + £ ( *NJ)- { + [0 -(I + 1р)]} (7)

J=1

Характер возможного изменения числа заказов, не связанный с увеличением цены на услугу, а зависящий только от характеристик показателей качества, выражаемый

функциональными зависимостями FJ (а, в,ц...у), уточняет формулу (7)следующим образом:

Pq = W + W6 +±(Sj *Nj *Fj(a,P,r,...v))-[IE +[/0-(( + IP)]}, где (8)

j=1

FJ (a, P,r\...v) - функция, характеризующая прирост заказов в зависимости от изменения показателей качества (а, в,П..)оказания услуги j-го вида

Можно привести пример учета издержек и выгоды от внедрения стандарта на предприятии по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники

Прибыль будем рассчитывать по формуле:

Pq = Wш + W6 +± (Sj * Nj * Fj (£))-(( + IT ), где (9)

j=1

% - любой показатель качества выполнения услуги, установление которого приводит к увеличению числа заказов.

В качестве примера рассмотрим прибыль, получаемую предприятием за счет изменения только одного параметра качества при внедрении системы сертификации на услуги, оказываемые при ремонте бытовой техники, в частности показатель - увеличение гарантийного срока. Примем условно, что предприятие работает в соответствии с требованиями к качеству, заложенными в стандарте, т. е. отсутствуют затраты на переоборудование, обучение, и пр., т.е.

IT = 0

Было выяснено, что при изменении гарантии на отремонтированную технику, прирост числа заказов подчиняется экспоненциальной закону:

F(tj )= 1 - егде

tj - гарантийный срок на J-ю услугу

а - интенсивность прироста заказов, а = Const

При условии, что IT = 0, издержки, связанные с качеством, учитывая формулу (2), можно представить в виде:

IQ = IE = Ic + IR

IC - издержки на внедрение системы и применение стандартов

IR - издержки на рекламу

Тогда, прибыль будет определяться по формуле:

Рд = Кш + Кб +±SJ *NJ *(1 -еа)-(( + 1К) (10)

J=1

-ат

Прирост заказов происходит при £ Таким образом, представленные этапы внедрения системы и применения стандартов на услуги позволяют исследовать и экономически обосновать необходимость его разработки по формуле (8), а также произвести расчет для конкретной услуги и конкретного параметра по формуле (10).

Для того, чтобы данный методический подход приобрел для предприятия доступную форму, применимую в реальных условиях, необходимо разработать методику расчета экономической эффективности, содержащую количественные значения показателей, удобные для расчетов.

Пользуясь методикой расчета экономической эффективности от внедрения региональной системы, предприятие может реально оценить целесообразность получения сертификата соответствия.

<1

УДК 338.46

Т.И. Зворыкина, С.А. Морозовене, П.В. Фокин Институт региональных экономических исследований

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ БЫТОВЫХ УСЛУГ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Процесс внедрения и применения системы сертификации является многоплановым и сложным. Его отличительной чертой является обратная связь. Управленческие решения по внедрению системы должны опираться на знание текущей ситуации, понимание того, как принятые меры на ситуацию повлияли и насколько настоящее положение дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.