Научная статья на тему 'Методические рекомендации педагогу музыкальной школы по использованию образовательных технологий в процессе обучения игре на фортепиано'

Методические рекомендации педагогу музыкальной школы по использованию образовательных технологий в процессе обучения игре на фортепиано Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2612
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каишаури Э.Г.

В статье даны методические рекомендации для работы педагогов в музыкальной школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article methodical recommendations for teachers in the music school, taking into account age and individual peculiarities of students.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации педагогу музыкальной школы по использованию образовательных технологий в процессе обучения игре на фортепиано»

УДК 371

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Э.Г. Каишаури

Белгородский государственный институт искусств и культуры е-таП:е1егу-83@таП.ги

В статье даны методические рекомендации для работы педагогов в музыкальной школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Ключевые слова: музыкальное образование, методические рекомендации, образовательные технологии, возрастной аспект, индивидуальный подход в обучении.

Обучение в музыкальной школе имеет свою специфику и вносит свои коррективы в психологическую картину каждого обучающегося. Это связано, прежде всего, с неудовлетворенностью, свойственной творческим личностям, повышенными нагрузками физического и психологического характера, связанными с большой эмоциональной отдачей в процессе исполнительства и многообразием видов музыкальной деятельности. «... Серьезно изменились условия интеллектуального развития современного ребенка; увеличился объем информации, воспринимаемой детьми, сократились сроки формы его получения.....» (Д.И. Фельдштейн)1.

Личность человека представляет собой с одной стороны уникальную структуру, которая возникает в результате взаимодействия всех характеристик индивида на уровне синтеза, а это значит глубокое взаимопроникновение всех составляющих данного процесса и их взаимовлияние, и, как итог возникают характеристики с новыми свойствами. В то же время с другой стороны личность - это структура, которая изменяется в результате адаптации к систематически изменяющейся среде, но формируется она в большей степени под воздействием реакции окружающих на ее поведение. Подобной позиции придерживались известные ученые Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, К. Левин, А. Маслоу, Г. Олпорт и др. Среди отечественных ученых стоит выделить Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович и др.

Личность педагога-музыканта в современном образовании - это личность носителя культуры и ее творца, преемника и создателя педагогического опыта. При этом позиция личности педагога рассматривается как система всех интеллектуальных, волевых эмоционально-оценочных отношений к педагогической деятельности. В таблице приводимой ниже, представлены необходимые компетенции педагога-музыканта и их соотношение с современными требованиями подготовки учащихся.

1 Фельдштейн Д.И. Уровни развития личности в онтогенезе // Психология развития человека как личности. Избранные труды в 2 томах. Т.1. М. Воронеж, 2005. С. 124, 125.

Ключевые компетенции педагога-музыканта Современные направления подготовки обучающихся ДМШ и ДШИ

Ценностно-смысловые компетенции: умение свободно ориентироваться в пространстве музыкального искусства, способность к выявлению и оценке необходимых для профессиональной деятельности направлений музыки, ее стилей, видов и жанров, а также отдельных произведений, высокий уровень отзывчивости на образное содержание собственно музыкального звука. развитие эстетического опыта.

общекультурные компетенции: уровень общей культуры педагога-музыканта, широта его взглядов, глубина и разнообразие интересов, способность соотносить образы в разных видах искусства, ориентироваться в общем историческом движении культуры, видеть актуальные для того или иного времени виды искусства и понимать их взаимосвязь с общим течением культуры. развитие эстетического опыта; взаимодействие различных видов искусства.

учебно-познавательные компетенции: выработанная на раннем этапе образовательного процесса потребность в ежедневном труде, в упорных занятиях по освоению музыкального материала и совершенствованию навыков владения музыкальным инструментом развитие эстетического опыта; взаимодействие различных видов искусства; сотворчество педагога и обучающихся.

информационные компетенции: весь спектр направлений, связанных с поиском и усвоением профессиональной информации, включая разнообразные нотные, аудио- и видеоматериалы, а также непосредственное восприятие звучащей музыки в концерте. развитие эстетического опыта,

коммуникативные компетенции: развитая способность творческого общения в процессе совместного музицирования. сотворчество педагога и учащихся; игровое моделирование.

социально-трудовые компетенции: наличие не только способности и потребности в ежедневном труде, в постоянном стремлении к продуктивному художественному творчеству. сотворчество педагога и учащихся; игровое моделирование.

компетенции личностного самосовершенствования: совершенствование исполнительского, артистического, педагогического мастерства. развитие эстетического опыта; сотворчество педагога и учащихся; игровое моделирование.

Из данной таблицы следует, что в музыкальной школе необходимо создание единой, педагогически организованной музыкальной среды, где внутри нее самой, а также под ее воздействием происходит развитие перечисленных направлений музыкального образования.

Известно, что музыкальная среда, являясь частью культурной среды в целом, может стать очень влиятельной силой, оказывающей влияние на формирование человека, на сложение его эстетического опыта. А важность эстетического опыта в жизни человека отмечали В.И. Зинченко, Н.И. Киященко, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Топоров и др.

Сформированная музыкальная среда оказывает свое влияние на все составляющие музыкальности обучающегося: исполнительское творчество, сотворчество ученика и педагога, и, возможно, в некоторой степени и на композиторское творчество (у одаренных детей). Здесь стоит отметить, что музыкальное исполнительство собственно само собой уже являет часть существования музыкальной среды, одновременно являясь и условием ее существования. Ведь создателями музыкальной среды являются непосредственно ее субъекты: педагог-дирижер хора - обучающийся и пр. И вот от того, какими личностными качествами обладают субъекты музыкальной среды, такой и будет собственно среда, ведь она впитывает в себя эмоции и мысли исполнителей, их отношение к исполняемому произведению, к слушателям, и весь их эстетический опыт.

Каждый обучающийся должен четко осознавать, что работа над музыкальным произведением - это процесс вживания в мир музыкально-эмоциональных образов. Необходимо, чтобы воспитанник с помощью педагога сумел воплотить в исполнении произведения свой художественный замысел.

Основные требования к воспитаннику:

- содержательность, правдивость, искренность;

- совершенное техническое мастерство.

В ходе занятий педагог должен научить воспитанника глубоко проникать в художественный замысел произведения на основе вдумчивого изучения нотного текста, научить раскрывать слушателям идейно-эмоциональное содержание произведения. Педагог обязан посвятить воспитанника в стилевые, жанровые особенности произведения, познакомить ребенка с исторической эпохой, в которой жил и творил композитор. В этой работе важно добиться у обучающегося эмоционального отклика, иначе исполнение произведения не будет искренним. Педагогу стоит помнить и том, что ни в коем случае нельзя скептически воспринимать самостоятельный замысел произведения у ребенка. И если у ребенка не развито воображение, педагогу не стоит делать быстрые выводы. Чтобы пробудить это воображение, надо выбрать и сыграть наиболее яркие произведения, доступные его сознанию, образно раскрывать средства, которыми пользуется композитор, чтобы донести содержание произведения до слушателя. В этом случае необходимо систематически играть и разбирать как можно больше произведений.

Основываясь на принципе учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации их деятельности, изучив уровень актуального развития, интеллектуальности и социального воспитания детей, подростков и юношей, каждый педагог должен понимать, что эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования отстают от возрастных возможностей учащихся.

Индивидуальный подход требует глубокого изучения внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них знаний, умений и навыков, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы формы содержание, и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. Соответственно с этим принципом должны учитываться характер, темперамент, способности и интересы, мысли, и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать и их половозрастные особенности, о чем говорит развивающаяся отрасль - гендерная педагогика.

Вот почему работа над одним и тем же произведением с разными детьми протекает по-разному, для каждого ребенка выбирается индивидуальный путь, раскрывающий творческие возможности ребенка. Тем не менее, в работе педагога-музыканта существует немало особенностей при работе с детьми, и к ним можно отнести ряд общих требований в работе над музыкальными произведениями. Эти требования, кстати, наиболее полно отражают пути развития юного музыканта.

Итак, в работе над музыкальным произведением целесообразно выделить 4 этапа:

I этап предварительного ознакомления. Это охват произведения в целом, общее впечатление от прослушивания произведения.

II этап работы по « кускам» или процесс разбора.

III этап целостного оформления произведения.

IV этап эстрадной готовности.

Естественно, такое распределение весьма условно, ведь границы перехода из одного этапа в следующий сливаются, иногда время какого-либо этапного процесса затягивается. К сожалению, бывает и так, что произведение не доводится до этапа эстрадной готовности, т.е. остается на уровне учебного, классного материала.

Представим описание работы над каждым этапом более подробно.

Итак, главная задача I этапа состоит в том, чтобы воспитанник мог охватить общий план произведения, не боялся текста. Стадия ознакомления - чтение с листа. Важно начальное ознакомление с пьесой сочетать с музыкально-теоретическим анализом. Ведь, прежде чем играть, обучающемуся надо осознать анализ формы произведения:

- на какие части делится;

- услышать и, по возможности, рассказать о характере каждой из частей;

- произвести мелодический и (в старших классах) гармонический анализ;

- обнаружить технические трудности.

Здесь же необходимо проверить нотный текст, вместе произвести все уточнения до момента игры. Эта стадия не должна продолжаться более 1-2 уроков.

Затем возможен переход к следующей стадии работы над произведением.

II этап. Работа над текстом.

Это:

- ноты

- ритм

- аппликатура

- динамика (p, mp, mf, f, ff, pp, crescendo, diminuendo)

- штрихи

Здесь важно не спешить, а изучать произведение медленно, чтобы успевать следить за всем. Кстати, Э. Гилельс советовал все медленные произведения играть еще медленнее, а Г. Нейгауз - с преувеличенными оттенками. Такая медленная работа

позволит пианисту добиться тщательности во всех деталях, проверить все интонации, проследить удобное положение руки, при котором нужно добиться определенного звукоизвлечения.

Случается, что при разборе многие ученики делают ошибки в нотах, необходимо сразу же обратить внимание и устранить их, нередко проблемы возникают и с ритмом. Первое, на что следует обратить внимание в этом случае -добиться точного текста. А. Рубинштейн отмечал: «Сначала должны быть слышны все ноты...», «Вымыть тело перед тем, как украшать...»2

Прежде всего, следует обратить внимание на мелодию. В работе над произведением требуется понять и почувствовать характер мелодии, характерный тембр, все нюансы, организовать ее ритмически, услышать фразировку, кульминации. Основа мелодии - пение. Поэтому играть мелодию нужно на одном дыхании. Но это еще не все. Надо уяснить членение, осознать основные точки - «кульминационные точки» (К.Н. Игумнов) и распределять дыхание, чтобы оно велось к этой точке. Каждый воспитанник должен научиться слушать звук и соединять его с последующим. Уметь дослушивать долгий звук. Не забывать прослушивать широкие интервалы и соединять далекие звуки.

Очень важен звуковой контроль и в мелизмах. Нужно объяснить обучающимся, что украшения следует играть легко, в полклавиши, не садиться на первую ноту. Особенности интонирования выражены в скрытой полифонии. Услышать двухголосие в одноголосной мелодии, изучить тембровую окраску.

Очень важно уметь научить ребенка хорошо исполнять аккомпанемент, чтобы он не мешал мелодии. В младших классах простейшие требования - играть мелодию ярко, аккомпанемент - тихо. Так как аккомпанемент - гармоническая и ритмическая опора мелодии, необходимо уделить внимание линии баса. На этом этапе совершается и преодоление технических трудностей, неудобств, освобождение от напряжения, большая активация пальцев, работа над пассажами.

III этап. Этап целостного оформления

На этом этапе обобщения происходит доведение произведения до эстрадной готовности. Здесь необходимо проигрывать произведение полностью, но быть осторожным с маленькими детьми, т.к. есть опасность «заболтать» произведение. Решая важную задачу исполнения, следует стремиться охватить всю форму, и постараться проследить все построения. Возможно, следует прислушаться к совету некоторых пианистов, советующих играть произведение несколько раз до конца.

Каждый обучающийся с детских лет должен научиться слушать свое исполнение в мельчайших деталях и направлять слух и сознание на то, как у него получается и что. Путем соответствующих вопросов педагог старается привлечь внимание, если ребенок не понимает (неожиданные замедления, нелогичная динамика и пр.), чтобы научился осознавать. На этом этапе требуется исполнение наизусть. Обычно у детей происходит непроизвольное запоминание текста, специально приходится учить только полифонию и кантилену. Но когда произведение выучено наизусть, необходимо закрепить его в памяти. Как же проверить? Определим некоторые из способов, позволяющие выявить слабые места:

- самое эффективное средство - играть на память очень медленно (А.Н. Есипова предлагала на каждую ноту - 3 шага; К. Сен-Санс: «Сначала играете медленно, потом еще медленнее и потом совсем медленно»);

2 Баренбойм Л.А. Антон Рубинштейн. Жизнь. Артистический путь,творчество, музыкально общественная деятельность / Л.А. Баренбойм. Л.: Музгиз, 1957. Т.1. 455 с.

- еще один способ - попросить ученика сыграть 2 такта, а следующие 2 такта -про себя;

- можно играть с нарочитым количеством остановок;

- разбить на куски, проигрывать вразброс.

Такие методы работы позволят точно знать и педагогу и обучающемуся, насколько последний уверен в знании произведения.

IV этап. Стадия эстрадной готовности

На данном этапе обучающемуся обязательно надо объяснить, что концерт - это праздник, где ученик может получить громадное удовлетворение от проделанной работы, радость свободно донести до слушателя всю красоту музыкального произведения. Важно, чтобы обучающийся знал, что ответственность перед аудиторией, композиторским замыслом, педагогом обязывают исполнителя. Вот почему и педагог и обучающийся испытывают огромную ответственность за качественное исполнение.

Безусловно, в обязанности педагога входит хорошо подготовить ученика к этому событию, а иначе у ребенка может возникнуть постоянный страх перед эстрадой. Педагог, учитывая индивидуальные, психологические особенности своих воспитанников, «взращивая» в них уверенность, должен в классе создавать атмосферу публичного исполнения. Важно знать, что психологические трудности (боязнь аудитории, страх ошибиться и пр.) больше всего влияет на технику исполнения. Поэтому на педагоге лежит огромная ответственность по устранению всевозможных нежелательных неожиданностей. Здесь необходимо развивать быстроту реакции, находчивость, творческую инициативу. Педагогу стоит активно мобилизовать внимание ученика на музыку, чтобы донести ее до слушателя и перед выступлением не загружать ребенка мелкими замечаниями (особенно по поводу аппликатуры).

Стоит знать, что в день концерта не стоит много заниматься и нужно исключить все физические нагрузки, не менять в этот день привычный режим. Для успешных выступлений, конечно, огромную роль играет опыт выступлений на эстраде, и, конечно, чтобы преодолеть боязнь, психологические неудобства необходимо как можно чаще принимать участие в концертах.

Для создания в музыкальной школе комфортной музыкально-образовательной среды, хотелось бы обратить внимание на технологию обучения в сотрудничестве. Главная идея технологии - учиться вместе. Здесь основным является право ученика на ошибку. То есть, если ученик ошибается, это не значит «плохо», это значит, что есть над чем работать, нужна дополнительная практика и большая тренировка, чтобы добиться искомого результата. Рассмотрим на рисунке основные этапы технологии сотрудничества:

I ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

II ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

III ОБЩЕНИЕ

IV КОНТАКТ

Рис.1. Этапы технологии сотрудничества

Составными компонентами данной технологии являются:

1. Готовность помещения (эстетизация среды). Очень важно, в какой обстановке проходят занятия музыкой. Это должно быть комфортное помещение и по температурному режиму и по общей комфортности (светлые тона стен, цветы, хорошо настроенный инструмент и пр.).

2. Психологическая готовность обучающихся: готовность работать с любым преподавателем, доброжелательные отношения, ответственность за себя и других (за весь музыкальный коллектив), мотивация к обучению.

3. Оценивание индивидуальных результатов и результаты группы в целом.

4. Контроль за активностью работы каждого обучающегося и работой в группе.

5. Формирование двух целей: познавательной и социальной.

6. Ненавязчивый контроль педагога.

В данной технологии есть три основополагающие принципа работы:

1. «Награды»;

2. Индивидуальная (персональная) ответственность;

3. Равные возможности для достижения успеха.

Необходимой составляющей данной технологии являются три типа взаимозависимости. 1. Зависимость от единой цели; 2. Зависимость от источника информации (указаний педагога); 3. Зависимость от формы поощрения (каждый получает одинаковую отметку-либо все поощряются одинаково, либо никто не поощряется никак).

Схематично мы можем представить, каким образом достигается цель при обучении по технологии в сотрудничестве:

Знание личностных особенностей Открытое четное

и доверие общение

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ

Понимание и поддержка Конструктивное

разрешение конфликтов

Рис.2. Достижение цели при обучении по технологии сотрудничества

Естественно, перед педагогом возникает вопрос: как обучить сотрудничеству. И здесь можно посоветовать следующее:

1. Помогите обучающемуся осознать, зачем нужен тот или иной навык;

2. Помогите понять обучающемуся, из чего это умение (навык) состоит;

3. Больше практических занятий;

4. Убедитесь, что каждый обучающийся получает информацию о том, правильно ли он выполняет задания по овладению навыком (умением);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стимулируйте обучающегося во время практических заданий;

6. Создайте ситуацию успешности;

7. Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Структура занятия в рамках технологии сотрудничества заключается в следующем:

1. Учебно-воспитательная задача занятия;

2. Планирование занятия;

3. Объем материала;

4. Поощрение.

Описывая методы, используемые в рамках данной технологии, особо хотелось бы отметить те из них, которые, на наш взгляд, дают большую результативность.

Метод «Учимся вместе». Создаются группы из обучающихся разного уровня способностей, которые распределяют задания по уровням сложности между собой. Обязательно педагогом учитывается вклад каждого по его способностям и оценивается то, как в группе умеют слушать друг друга, эмоциональный климат группы, и только потом результат.

Например, цель занятия - раскрытие идейно-художественного содержания хоровой миниатюры С. В. Рахманинова «Весенние воды». На данном занятии применяется целостный анализ. В ходе занятия учащиеся должны ответить на проблемный вопрос «С какими надеждами связывает композитор приход весны?». Каждая группа получает задание по одному виду целостного анализа, выполнению творческой работы (эссе и рисунок). После слушания группа представляет результаты работы, а остальные участвуют в обсуждении анализов и оценивают работу группы. Затем обучающиеся представляют свои ответы. Например, обучающийся отмечает, что звучит в произведении призывная, восклицательная интонация. «. Ритм то ровный, то пунктирный. Темп умеренно быстрый, с движением. Звуковедение волнообразное, а штрихи связные. Произведение написано в мажоре».

Во второй группе каждый из ребят раскрывает то средство, которое он анализировал: «Жанр произведения - хоровая миниатюра», «Поет детский хор в сопровождении фортепиано» и пр. Ну а другие обучающиеся представляют схему формы произведения. Можно дать задание - выполнить эскизы карандашом.

Затем педагог плавно подводит обучающихся к дискуссии, где ребята приходят к выводу: «Весна для композитора - время надежд на пробуждение не только природы, но чувств и сил человека, веры в себя». Таким образом, обучающиеся без особого труда определяют эстетику творчества композитора (романтизм) и вполне могут продолжить исследование по темам, поднятым в ходе дискуссии: «Русский романтизм и творчество С. Рахманинова», «С. Рахманинов -композитор и пианист».

Удачной находкой признается многими педагогами и такой метод как «Портфель ученика». Когда обучающиеся заканчивают работу над тем или иным произведением, им предлагается отобрать в свои «личные дела» работы, выполненные самостоятельно. В структуре «Портфеля.» основной составляющей является целостный анализ музыкального произведения. Этот метод, по нашему мнению особенно эффективен для тех, кто не всегда согласен с оценкой учителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что описанные нами методы, так же как и ряд других методов, способствуют активизации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, повышают мотивацию к занятиям музыкой за счет выполнения работ, интересных для самих обучающихся.

С помощью описанных методов, которые относятся к разряду активных методов обучения, можно достаточно эффективно решать целый ряд проблем, трудно решаемых при традиционном обучении:

1) воспитывать системное мышление учащегося, а не только познавательные, мотивы и интересы;

2) формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, а также учить коллективной мыслительной и практической работе;

3) воспитывать ответственное отношение к делу.

Список литературы

1. Баренбойм Л.А. Антон Рубинштейн. Жизнь. Артистический путь, творчество, музыкально общественная деятельность / Л.А. Баренбойм. - Л.: Музгиз, 1957. - Т.1. - 455 с.

2. Фельдштейн Д.И. Уровни развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Психология развития человека как личности. Избранные труды в 2 томах. Т.1. - М. - Воронеж, 2005. - С. 124, 125.

GUIDELINES THE TEACHER OF THE MUSIC SCHOOL ON THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LEARNING TO PLAY THE PIANO

E.G. Kaishauri

Belgorod state Institute of arts and culture е-mail: etery-83@mail.ru

In the article methodical recommendations for teachers in the music school, taking into account age and individual peculiarities of students.

Keywords: music education, guidance, educational technology, age-specific, individualized approach to learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.