Научная статья на тему 'Развитие полифонического мышления в классе фортепиано детской музыкальной школы'

Развитие полифонического мышления в классе фортепиано детской музыкальной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2397
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Осипова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие полифонического мышления в классе фортепиано детской музыкальной школы»

этой системы, как известно, лежит культура музицирования по нотам. Результатом такого образования является узкая специализированное, некоторая «односторонность» в музыкальном

отношении выпускников вышеназванных учебных заведений. Многие из них являются блестящими виртуозами, но при этом не обладают качествами универсальности, не могут применить себя в других формах музицирования.

Возможно систематические занятия с использованием методов импровизации, начиная с младших классов музыкальной школы, способны разбудить в учащихся их «дремлющее» творческое начало, воспитать качества универсальности, сделать учебновоспитательный процесс более притягательным, ненавязчивым, жизненным.

И. М. Осипова

Развитие полифонического мышления в классе фортепиано

детской музыкальной школы

Развитие полифонического мышления в классе фортепиано яв -ляется одним из сложных разделов музыкального воспитания. Приобщение к миру полифонической музыки - одно из условий гармоничного развития учащегося. Изучение полифонии - одна из труднейших проблем музыкальной педагогики. Немалые затруднения вызывает постижение специфических особенностей полифонической музыки, но еще больше сложностей возникает в сфере исполнительства.

Мы рассматриваем этапы изучения полифонии как единый связный процесс с последовательно нарастающей сложностью. Проследили путь ученика-пианиста в мире полифонии начиная с первого класса музыкальной школы, заканчивая выпускной программой. Изучение музыкально- педагогической литературы, наблюдения над практикой работы преподавателей детской музыкальной школы (ДМШ) и собственный педагогический опыт приводит к убеждению, что полифоническое мышление нужно развивать, начиная с первых лет обучения игре на фортепиано. Основная задача для педагога - научить мыслить ученика, привить самостоятельное исполнение полифонической музыки, показать красоту и богатство полифонических пластов.

Развитие полифонического мышления неотъемлемо связано с развитием полифонического слуха. Полифонический слух сказывается в способности дифференцированно воспринимать и оперировать в музыкально-исполнительском процессе несколькими

275

самостоятельными, автономно развивающимися звуковыми линиями. Однако неверно было бы полагать, что «полифоническое ухо» тренируется лишь при соприкосновении музыканта с собственно полифоническими структурами. Практически оно оказывается необходимым всюду, где в фактурных образованиях наличествуют хотя бы два контрапунктирующих элемента. Начальные годы обучения в детской музыкальной школе оказывают такое глубокое воздействие на ученика, что период этот уже с давних времен справедливо считается решающим самым ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно на этом этапе воспитывается интерес и любовь к музыке, следовательно и к музыке полифонической. Лучшей путеводной нитью в мире музыки для ребенка является песня. Именно она дает возможность педагогу заинтересовать ученика музыкой, найти с ним общий язык. Ученик охотно поет знакомые песни, с интересом слушает пьески, которые играет ему педагог и угадывает их музыкальный характер. Считаем, что полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, и осваивать ее следует с начального этапа обучения игре на фортепиано. Мелодии детских и народных песен в легчайшем одноголосном переложении для фортепиано - самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для начинающих. Но уже здесь тщательный подбор художественных образов имеет огромнейшее значение для музыкальных успехов ученика: песни следует выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью, с четко выраженной кульминацией. Затем постепенно привлекаются и чисто инструментальные мелодии.

Таким образом, с первых шагов в центр внимания ученика ставится мелодия, которую он сначала выразительно поет, а затем учится так же выразительно «петь» на фортепиано. Немаловажным достоинством педагога является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, чтобы вызвать в ученике живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и творческое воображение. Можно, например, придумать какую-либо словесную иллюстрацию на тему, близкую содержанию пьесы, связывая ее одновременно с тем, что входит в круг интересов ученика, или рассказать что-то о композиторе. Самостоятельное определение учеником характера пьесы должно стать предметом постоянной заботы педагога. Для развития этой способности следует систематически к каждому уроку давать соответствующие задания. Без такого навыка ученику позднее очень трудно будет войти в мир сложной полифонической музыки и понять ее своеобразный язык. Полифонический репертуар для начинающих составляет легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию.

276

Для развития навыков исполнения полифонии на начальном этапе обучения можно использовать в работе следующие музыкальные сборники: Б. Милич «Маленькому пианисту», О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью», Л.И. Ройзман, В.А. Натансон «Юный пианист», М. Соколов «Маленький пианист», С. Ляховицкая, Л. Баренбойм «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих».

Чтобы ребенку было легче осваивать навыки игры подголосоч -ной полифонии, можно повышать интерес с помощью творческих заданий: 1) определить тональность произведения, 2) подобрать до конца нижний голос, 3) один голос играть, а другой спеть, 4) сочинить продолжение верхнего голоса.

Активное и заинтересованное отношение ученика к полифонической музыке зависит от метода работы педагога, от его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, таких как, например, имитация.

Изучение легких полифонических произведений эпохи барокко составляет большую часть работы над полифонией. Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох.

Не только на ранних этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более сложных произведений, необходимо добиваться то -го, чтобы ученик с самого начала обучения научился слышать требуемое полифоническое сочетание, чтобы слуховое внимание ученика переключалось с одного голоса на другой, выделяя лишь отдельные, наиболее выразительные моменты. Разрыв между слышанием и двигательным воплощением отрицательно влияет на музыкальное развитие ученика. Нередко он обнаруживается и у продвинутых учеников при исполнении сложной полифонии. Для предотвращения этой опасности необходимо воспитывать полифо -ническое слышание с первых шагов обучения, продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности, и неуклонно учить пользованию простыми и рациональными способами работы над полифонией.

Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является музыкальное наследие И.С.Баха. Если первокласснику привили интерес к полифонии, то, встретившись с произведениями Баха, он не сможет остаться к ним равнодушным, хотя бы потому, что безучастное исполнение ему просто неведомо. Не будет преувеличением сказать, что пьесы из «Нотной книжки Анны Магдалены Бах», маленькие прелюдии и фуги, инвенции и симфонии, - все эти

277

произведения знакомы каждому школьнику, обучающемуся на фортепиано. В сборник «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» вошли маленькие шедевры, которые представляют собой небольшие танцевальные пьесы-полонезы, менуэты, марши. Благодаря этим пьесам мы приобщаем ученика к творчеству великого композитора, вводим в «мир его музыки». Эти сочинения - 'первая ступень на пути к «полифоническому Парнасу»', врата к изучению всего творчества И.С.Баха. Бесспорно, пьесы эти - настоящие маленькие шедевры. На них учащийся многому учится: у ребенка воспитывается полифоническое мышление, развивается чувство стиля, формы. Очень полезно рассказать ребенку о том, что две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» - это своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И.С. Баха. Сюда вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. Эти пьесы, как собственно, так и чужие, написаны в тетради рукой самого И.С. Баха, иногда - его женой Анны Магдалены Бах, встречаются также страницы, написанные детским подчерком кого- либо из сыновей Баха. Тетрадь эта как бы «ходила» по дому Баха из рук в руки. Любой из членов семьи мог оставить в ней свою запись, но и каждый мог пользоваться ею, играть по ней. Дети, что помладше, могли в ней найти пьесы несложные и небольшие; те, которые повзрослее и приобрели изрядное мастерство, могли приступить к Сюитам и Партитам. Изменяющийся подчерк тех, кто участвовал в записи этих книжек, свидетельствуют, что сопутствовали эти тетради баховской семье долгие годы и даже десятилетия.

Изучение полифонических произведений И.С.Баха начинается с самого главного - раскрытия содержания пьесы до того, как ученик начнет разбирать ее. Педагог на уроке несколько раз играет пьесу, подчеркивая в своем исполнении ее художественное своеобразие, затем тут же добивается от ученика выполнения тех задач, над которыми ему предстоит продолжить работу дома. Без такого детального разъяснения задавать произведение Баха на этом этапе обучения нецелесообразно.

Полифонический способ изложения, художественные образы полифонических произведений, их музыкальный язык должны стать для учащегося привычными и понятными. Мы считаем, что полифоническое мышление способно развиваться только при заинтересо -ванной работе ученика и педагога в целом. Без желания ученика постигать основы полифонии даже самая продолжительная, тщательная работа педагога не принесет ожидаемого результата. В этих условиях возрастает роль творческой активности педагога, его репертуарных и методических поисков. Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения

278

игре на фортепиано, стимулирования активного, заинтересованного отношения к полифонической музыке, исполнительски овладевать всем разнообразием полифонических пластов фортепианной лите -ратуры, развивать художественный вкус.

К сожалению, слишком часто еще в стенах ДМШ у детей гаснет первоначальный импульс заинтересованности к полифонической музыке и желание ее музицировать. Это может быть продиктовано современной культурой, воспитанием, отношением современного человека к миру музыки. Чаще всего, когда возникают музыкальные проблемы, дети пытаются обойти их, не прилагая больших усилий для исправления ситуации. Вместе с тем со стороны родителей учеников встает преграда непонимания требований педагога при разрешении проблемных вопросов. Время ХХ1 в. имеет многочисленные новшества в мире современных технологий, они и сказываются на заинтересованность детей в большей степени, нежели музыкальное образование.

Т. К. Гулина

Скрипичное творчество А. Вивальди и его освоение в системе дополнительного образования

Наследие Антонио Вивальди признано одним из величайших достижений эпохи барокко, которую также называют баховской эпо -хой в честь великого современника А. Вивальди - И.С. Баха. Ныне творчество А. Вивальди занимает видное место в концертах старинной музыки. Однако долгие годы оно было забыто и не звучало на концертной эстраде.

А. Вивальди внес весомый вклад в самые различные области музыкального искусства своего времени. Однако наиболее значительные его достижения связаны с развитием инструментального, прежде всего скрипичного концерта. В этом жанре он по количественным показателям далеко превзошел не только своих современников, но и всех, когда-либо писавших для скрипки.

В творчестве А. Вивальди концерт впервые обрел законченную форму, реализовавшую скрытые возможности жанра. Это особенно заметно в трактовке сольного начала. У А. Вивальди выступления солистов рождены неограниченным полетом фантазии; в свободном, порой импровизационном изложении их партий раскрывается виртуозная природа инструментов. Соответственно возрастают масштабы оркестровых ритурнелей и вся форма приобретает совершенно новый динамичный характер, подчеркнутый функциональной четкостью гармоний и резко акцентированной ритмикой.

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.