Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке уровня развития рынка услуг физической культуры и спорта'

Методические подходы к оценке уровня развития рынка услуг физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / РЫНОК УСЛУГ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашхотов А.М.

Обоснована методика сравнительной оценки регионального развития рынка услуг физической культуры и спорта. Намечены основные подходы к проведению данной оценки. Классифицированы показатели, оценивающие данный рынок. Некоторые из показателей рассмотрены на примере развития рынка услуг физкультуры и спорта в Кабардино-Балкарской Республике. Приведен краткий обзор современного состояния данного рынка услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке уровня развития рынка услуг физической культуры и спорта»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЫНКАУСЛУГ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А. М. АШХОТОВ, старший преподаватель кафедры экономики и управления E-mail: azon01@mail.ru Институт экономики и управления, г. Пятигорск

Обоснована методика сравнительной оценки регионального развития рынка услуг физической культуры и спорта. Намечены основные подходы к проведению данной оценки. Классифицированы показатели, оценивающие данный рынок. Некоторые из показателей рассмотрены на примере развития рынка услуг физкультуры и спорта в Кабардино-Балкарской Республике. Приведен краткий обзор современного состояния данного рынка услуг.

Ключевые слова: услуги физической культуры и спорта, рынок услуг, методика оценки уровня развития рынка услуг.

Отечественная история рынка услуг физической культуры и спорта отражает исторические этапы развития сферы обслуживания в нашей стране. В постсоветский период экономическая и социальная сферы после коренной трансформации продолжают оставаться в числе основных социальных приоритетов, хотя реальные шаги со стороны государственных органов различного уровня начали делаться лишь в последнее десятилетие.

При этом деятельность в данном направлении встречает на своем пути существенные объективные трудности. Регионы Российской Федерации существенно отличаются между собой по количественному уровню показателей развития услуг физической культуры и спорта. Эта дифференциация сложилась исторически и стала следствием влияния множества самых различных факторов, в числе которых следует назвать:

1) традиционный уровень развития физической культуры и спорта в регионе, зависящий от уровня развития региональной инфраструктуры физкультуры и спорта, национальной специфики населения и других причин;

2) наличие знаменитых спортивных школ;

3) уровень внимания, которое уделяют региональные и муниципальные органы власти данному сектору сферы услуг. При сравнении регионов, характеризующихся различным уровнем развития рынка услуг физической культуры и спорта, возникает необходимость использования методики, которая бы позволила считать такие сопоставления корректными. В настоящее время таковых методик не имеется, а данных государственной статистики для проведения подобных оценок крайне недостаточно. Сведения Росстата в данной области очень скудны (статистический учет ведется по считанному количеству показателей), что существенно осложняет проведение любого количественного анализа.

По итогам проведенного анализа были определены факторы, учет которых позволит вывести единый интегральный показатель, соответствующий уровню развития данного рынка.

Этот показатель должен включать в себя как показатели массовой физической культуры, так и спорта высоких достижений, а также в целом отражать находящиеся с ним в определенной корреляционной зависимости оценки социальной жизни данного региона.

Указанный интегральный показатель должен включать в себя следующие блоки:

1) оценка уровня развития массовой физической культуры и спорта;

2) оценка достижений спорта высоких достижений в регионе;

3) общесоциальная обстановка в регионе (уровень развития социальной сферы), стимулирующая либо, напротив, препятствующая занятиям населения физической культурой и спортом.

Приведем некоторые показатели, по которым следует проводить интегральную оценку уровня развития физической культуры и спорта (табл. 1). Остановимся более подробно на данных показателях, параллельно иллюстрируя их данными по Кабардино-Балкарской Республике (КБР).

I. Развитие физической культуры и массового спорта. В республике растет численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом и по данным территориального органа государственной статистики по Кабар-

Таблица 1

Блоки и показатели, учитывающиеся при интегральной оценке уровня развития физической культуры и спорта в регионе

Номер блока Блок Номер группы показателей Группа показателей

I Развитие физической культуры и массового спорта 1 Развитие инфраструктуры физической культуры как оздоровительной системы

2 Развитие инфраструктуры спорта как зрелищной социально-экономической структуры

3 Развитие валеологи-ческой институциональной составляющей

4 Развитие профильной инфраструктуры в образовательных учреждениях

5 Развитие туристско-рекреационной базы в регионе

II Развитие спорта высоких достижений 1 Развитие системы воспитания профессиональных спортсменов

2 Функционирование соответствующей инфраструктуры спорта

III Социальные условия для развития рынка физической культуры и спорта в регионе 1 Уровень благосостояния населения региона

2 Развитие здравоохранения

3 Экономическая активность населения

4 Уровень социальной поддержки населения региона

5 Криминогенная обстановка в регионе

дино-Балкарской Республике (КБР), в 2008 г. достигла 103 тыс. чел., что составляет 11,5 % от общей численности населения (табл. 2). Однако этот рост существенно уступает аналогичному показателю в целом по Российской Федерации.

При этом если за 2004—2008 гг. доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом в КБР, выросла на 29,2% и составила 11,5%, то в целом по стране процесс шел более динамично — стехже 8,9до 15,9% (+78,7%).

Считается, что в целом по Российской Федерации данный показатель находится на уровне 12—16 %, в то время как в странах с развитой экономикой доля физкультурников и спортсменов может составлять 40—60 %.

В соседних субъектах Южного федерального округа (до выделения нового Северо-Кавказского федерального округа) доля услуг физической культуры и спорта варьировала в пределах от 0,1 до 5,2% (у республик Северная Осетия — Алания и Дагестан соответственно).

Статистические данные показывают, что сфера услуг физической культуры и спорта в КБР, как и в целом в Российской Федерации, является недостаточно развитой. Так, за весь 2008 г. на услуги физической культуры и спорта в стране каждый россиянин затратил всего 180 руб. По оценкам экспертов, с учетом значительного варьирования потребительских цен на данный вид услуги каждый соотечественник в течение года посетил плавательный бассейн 1—2 раза или не более одного раза воспользовался услугами тренажерного зала. Однако и эти данные являются преувеличенными, поскольку в них большая часть приходится на услуги, не имеющие отношения к оздоровлению и относящиеся к пассивным, например, посещение спортивных мероприятий в качестве зрителей.

Общий объем платных услуг физической культуры и спорта по Российской Федерации в 2008 г. составил 25,576 млрд руб. (табл. 3). Динамика данного показателя за последние годы впечатляет: по сравнению с 2000 г. он вырос в 11,4 раза, а в сравнении с 2007г. — на 17,6%; в сопоставимых ценах отмечается снижение последнего показателя на 1,1 % даже при росте потребительских цен на данный вид услуг на 21,0 % только за последний год. Доля услуг физкультуры и спорта среди платных услуг всех видов также растет: с 0,3 % в 1995 г. до 0,6 %на протяжении 2006—2008 гг.

Численность занимающихся в платных группах в 2008 г. по стране в целом составила2,293 млн чел., или 1,6 %от всего населения Российской Федера-

Таблица 2

Динамика численности лиц, систематически занимающихся физкультурой и спортом в Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республике

Страна, регион 2004 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г.к 2004 г., %

Всего, тыс. чел. Доля в общей численности населения,% Всего, тыс. чел. Доля в общей численности населения,% Всего, тыс. чел. Доля в общей численности населения,%

Российская Федерация 15 217 8,9 21 055 14,8 22 557 15,9 178,7

Кабардино-Балкарская Республика 80,3 8,9 99,0 11,0 103,0 11,5 129,2

Таблица 3

Динамика объема платных услуг физической культуры и спорта по субъектам Южного федерального округа, млн руб.

Страна, регион Год Соотношение, %

2000 2007 2008 2008 г. к 2000 г. 2008г.к2007г.

Российская Федерация 2 251 21 744 25 576 1 136,2 117,62

Южный федеральный округ (в субъектном составепо состояниюдо 19.01.2010) 159 2 627 3 573 2247,2 136,01

Республика Дагестан 10 1 654 2 287 22 870,0 138,27

Республика Ингушетия 0,3 - 0,1 33,3 -

Кабардино-Балкарская Республика 15 31 38 253,3 122,58

Карачаево-Черкесская Республика 2 30 79 3 950,0 263,33

Республика Северная Осетия — Алания 6 10 16 266,7 160,00

Ставропольский край 7 18 27 385,7 150,00

ции. В целом же в стране зафиксировано 22,557 млн чел., регулярно занимающихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах — это уже 15,9 %. Большая часть из них укрепляют свое здоровье в спортивных сооружениях организаций, в которых работают: таких физкультурников 93,4 %, или 21,068 млн чел.

В Кабардино-Балкарской Республике ежегодно проводятся свыше 100 массовых спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Много это или мало? Как относиться к данному количественному показателю? Как его оценить? С одной стороны, в республике проводятся ежегодные соревнования по горным видам спорта, два года подряд проходили международные турниры по шахматам, с другой, — эту статистику создают и массовые спортивные мероприятия узколокального уровня (например, муниципальные турниры дворовых команд). Положительное значение имеют соревновательные и зрелищные спортивные и физкультурные соревнования любого уровня, но при оценке, особенно сравнительной, возможно, ее некорректное проведение.

Все сказанное свидетельствует о необходимости раздельного учета спортивных соревнований различного уровня по категориям.

Учитывать деятельность инфраструктурной составляющей призван такой показатель, как ва-

леологическая институциональная составляющая, ориентированная на здоровый образ жизни. В нее могут входить: бани и сауны, научно-исследовательские институты, физкультурные диспансеры, предприятия, выпускающие спортивное оборудование и инвентарь, а также печатные и мультимедийные средства массовой информации, ориентированные и ориентирующие своих клиентов на ведение здорового образа жизни.

Особое внимание необходимо уделять развитию профильной инфраструктуры в образовательных учреждениях. Инфраструктура в образовательных учреждениях различного уровня, а также ведомственная инфраструктура являются неотъемлемой частью рынка физической культуры и спорта. Инфраструктура призвана создать условия не только для привлечения населения к занятиям физической культурой, но и может иметь непосредственный производственный результат в виде повышения производительности труда, улучшения морального климата на производстве, снижения цельнодневных простоев из-за больничных и т. д.

Туристско-рекреационная инфраструктура призвана способствовать развитию физической культуры и спорта и как смежная сфера оказывает влияние на степень функционирования данного рынка услуг и достижение конечного результата.

II. Развитие спорта высоких достижений. Улучшение достижений в профессиональном спорте невозможно без системы функционирования целой цепи по отбору, отсеву и подготовке профессиональных спортсменов на протяжении всего цикла, начиная от школьных спортивных секций и дворовых спортивных площадок до деятельности спортивных школ, детских школ олимпийского резерва и т. д.

Оптимальное развитие спорта высоких достижений невозможно без соответствующей инфраструктуры, куда следует отнести все институты, участвующие в подготовке спортсменов, в том числе и в подаче спорта как величайшего и захватывающего зрелища:

• спортивные сооружения;

• средства массовой информации, освещающие подготовку и проведение спортивных соревнований;

• врачи и инструкторы;

• институт тренеров;

• научно-исследовательские институты и центры, разрабатывающие программы по методике подготовки спортсменов;

• антидопинговые комитеты с соответствующей лабораторной базой;

• предприятия, выпускающие оборудование и спортивный инвентарь для спортсменов и др.

III. Социальные условия для развития физкультуры и спорта в регионе. По величине денежных доходов населения в 2008 г. КБР занимала 9-е место среди субъектов Южного федерального округа, превысив показатели республик Адыгея, Калмыкия и Ингушетия: 8 589,3 руб. в месяц (для сравнения: в среднем по Южному федеральному округу аналогичный показатель составил 10 874,1 руб. и по Российской Федерации — 14 939,2 руб.).

Тем не менее, по доле населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума республике за последние годы удалось подняться до 5-го места в Южном федеральном округе.

По степени развития услуг физической культуры и спорта Кабардино-Балкарская Республика с учетом динамики за последние годы в целом соответствует общефедеральным трендам, и кардинальное изменение ситуации возможно лишь при совместном активном действии органов государственной, региональной и муниципальных властей.

Сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда в структуре домашнего хозяйства на услуги отдыха и туризма россияне тратят суммы, сопоставимые с

расходами на алкоголь и табачные изделия: в2008г. — 2,5 и 2,3 % соответственно. При этом отмечаются существенные отличия по доле расходов, связанных с отдыхом, в зависимости от групп населения с различными уровнями располагаемых доходов (табл. 4).

Отмечается следующая тенденция. Чем выше располагаемый среднедушевой доход, тем меньшая доля в расходах данной категории населения Российской Федерации приходится на алкогольные напитки и табачные изделия, и тем большая — на отдых и туризм. Так, группа населения с наименьшим уровнем доходов тратит на отдых и туризм лишь 0,1 %, на здравоохранение — 2,2%, алкоголь и табак — 2,5 %, а группа с наибольшим уровнем доходов — соответственно 3,6, 2,9 и 1,9 %.

Характеристики социальной сферы региона оказывают непосредственное развитие на уровень развития как массовой физической культуры и спорта высоких достижений, так и на условия и уровень функционирования рынка соответствующих услуг.

Все изложенное преимущественно относилось к физической культуре и спорту, однако по большей части остается актуальным и для соответствующих видов услуг.

Данные понятия находятся в тесной, сложной и диалектичной связи и вовсе не равнозначны. Вероятно, что физическая культура и спорт охватывают большие масштабы и являются более емкой категорией, чем рынок услуг физической культуры и спорта. Ведь ни одна статистика не может учесть то количество граждан, которые занимаются самостоятельно физкультурой без посещения стадионов, спортплощадок, спортивных клубов и т. д. (бег в парках, самостоятельные занятия восточными гимнастиками: йогой, у-шу, китайской гимнасти-

Таблица 4

Структура потребительских расходов домашних хозяйств РФ на нужды медицины и отдыха по группам населения,

в процентах от всех расходов

Потребительские расходы Все домохозяйства в среднем Из них по группам населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов

С наименьшим уровнем доходов С наибольшим уровнем доходов

Услуги центров отдыха и туризм 2,5 0,1 3,6

Здравоохранение 2,9 2,2 2,9

Алкогольные напитки и табачные изделия 2,3 2,5 1,9

кой и т.д.). Отчасти именно исторической традицией можно объяснить отсутствие у российских граждан привычки при занятиях физкультурой пользоваться услугами соответствующей спортивной инфраструктуры, берущей свои корни еще в советскую эпоху, и колоссальную разницу между долей физкультурников в нашей стране и в развитых странах Запада.

Тем не менее, сознавая наличие более широкого круга людей, практикующих занятия физической культурой и спортом, упор в исследованиях предстоит сделать именно на рынке таковых услуг по следующим причинам:

1) имеющаяся статистическая информация при всей ее скудости и малой информативности охватывает именно этот сегмент, что совершенно понятно, поскольку статистически учесть самостоятельно занимающихся своим здоровьем дома или в иных условиях вне спортивной инфраструктуры практически невозможно, кроме, пожалуй, как с помощью метода выборочных опросов. Данная категория физкультурников выходит за рамки рыночной инфраструктуры, а потому и рыночной экономики в целом. Однако имеется положительный и в принципе потенциально измеримый эффект для общества от того, что человек занимается укреплением своего здоровья, не болеет, не пользуется больничными листами, услугами медицинских учреждений, а производительно трудится ит.д.;

2) государственным и региональным органам гораздо легче регулировать именно организован-

ный рынок, чем вмешиваться в частную жизнь граждан.

Итак, понимая, что реально протекающие процессы (преимущественно это имеет отношение к физической культуре и не может иметь отношения к спортивной ее составляющей) более масштабны, чем охваченные рынком услуг физической культуры и спорта. Тем не менее в исследованиях упор делается именно на последний — организованный сегмент физической культуры и спорта. Таким образом, именно организованные занятия физической культурой и спортом и могут служить объектом научных исследований.

На фоне краткого анализа российского и регионального (на примере Кабардино-Балкарской Республики) рынков услуг физической культуры и спорта предпринята попытка предложить некоторые методические подходы к оценке уровня развития рынка данного вида услуг: интегральный показатель, учитывающий комплекс параметров, их классификация по группам, вычленение организованного и неорганизованного сегментов и др.

Список литературы

1. Платное обслуживание населения в России. 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2009. 367 с.

2. Портал Правительства КБР. URL://http://www. pravitelstvokbr.ru/k-br/kbr_main.nsf/html.

3. Российский статистический ежегодник. 2009: статсб./ Росстат. М., 2009. 795 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.