Научная статья на тему 'Экономические аспекты функционирования и развития физической культуры и спортав структуре сферы услуг Республики Таджикистан'

Экономические аспекты функционирования и развития физической культуры и спортав структуре сферы услуг Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ УСЛУГИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидова М.Х.

В статье рассматриваются вопросы развитие рынка физкультурно-спортивных услуг. Выявлены основные экономические аспекты, факторы и условия, определяющие экономическое и социальное развитие физической культуры и спорта. Дана оценка современного состояния сферы физической культуры и спорта, а также обеспеченности регионов страны спортивными сооружениями. Предложены меры по развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты функционирования и развития физической культуры и спортав структуре сферы услуг Республики Таджикистан»

УДК 330.338

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СТРУКТУРЕ СФЕРЫ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

М.Х. Саидова

Таджикский государственный университет коммерции, Душанбе, Таджикистан Для связи с автором: Saidova-60@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы развитие рынка физкультурно-спортивных услуг. Выявлены основные экономические аспекты, факторы и условия, определяющие экономическое и социальное развитие физической культуры и спорта. Дана оценка современного состояния сферы физической культуры и спорта, а также обеспеченности регионов страны спортивными сооружениями. Предложены меры по развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта в республике. Ключевые слова: экономические аспекты, физическая культура и спорт, физкультурно-спортивные услуги, уровни развития и обеспеченности, развитие предпринимательства и инфраструктуры.

ECONOMIC ASPECTS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN THE STRUCTURE OF SERVICES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN M.H. Saidova

Tajik State University of Commerce, Dushanbe, Tajikistan Abstract:

This article deals with the development of the market of fitness and sports services. The basic economic aspects, factors and conditions that determine the economic and social development of physical culture and sports. The current status of the sphere of physical culture and sports, as well as of the regions of the country sports facilities. The measures for the development of entrepreneurship in the sphere of physical culture and sports in the country

Key words: economic aspects, physical culture and sports, sports and sports facilities, the level of development and security, enterprise development and infrastructure.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики роль сферы услуг и её звеньев возрастает на основе объективных факторов её влияния на формирование и развитие субъектов рынка. Поэтому в исследовании теоретических вопросов формирования рынка необходимо рассматривать сущность, роль, место и влияние физической культуры и спорта как составных элементов сферы услуг в формировании и развитии рыночной экономики и рыночных отношений. Другими словами, формирование рыночных отношений, движение к рынку будут зависеть от степени и уровня развития и обеспеченности инфраструктуры, в частности - физической культуры и спорта. Однако стратегической задачей для сферы услуг является сохранение стабильности на рынке услуг без ухудшения положения с обслуживани-

ем населения. Важно, чтобы параллельно с уже существующими предприятиями по обслуживанию населения формировались новые, создавая конкуренцию действующим и наращивая объем оказываемых услуг.

Экономический анализ результатов функционирования народного хозяйства свидетельствует об улучшении основных показателей работы почти во всех отраслях и сферах экономики Таджикистана.

Развитие экономики Республики Таджикистан требует соответствующего обеспечения общими условиями ее нормального функционирования, что предполагает дальнейшее развитие всех отраслей экономики, в частности физической культуры и спорта как составного элемента сферы услуг, способного полностью удовлетворить спрос населения в физкультурно-спортивных

услугах на необходимом качественном уровне. Системный анализ показывает, что фактор развитости физической культуры и спорта постепенно занимает все более важное место среди основных факторов и условий, определяющих экономическое и социальное развитие республики, а также размещение производительных сил как в стране в целом, так и в ее отдельных регионах.

Анализ экономического потенциала физической культуры и спорта республики производится на основе основных показателей развития в Республике Таджикистан за 2008-2013 гг. Это позволит достаточно объективно оценить существующую степень развития отрасли «Физическая культура и спорт» и степень обеспеченности республики (таблица 1). Как видно из таблицы 1, за анализируемый период наблюдается увеличение общего количества спортивных сооружений в 1,32 раза. При этом единовременная пропускная способность спор-

Таблица 1 - Основные показатели развития отрасли «' за 2008-2013 гг.

тивных сооружений возросла в 1,7 раза, штатное количество физкультурных работников — в 1,52 раза, число коллективов физкультуры — в 1,4 раза, а также численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности — в 1,56 раза.

Другим важным показателем, характеризующим уровень развития отрасли физической культуры и спорта, является стоимость основных фондов. Динамика изменения основных фондов отрасли «Физическая культура и спорт» Республики Таджикистан приведена в таблице 2. Как видно из таблицы 2, в 2013 г. по сравнению с 2008 г. введение в действие основных фондов возросло в 4,14 раза, в целом в республике возросло в 3,07 раза, капитальные вложения — в 1,33 раза, непроизводственное назначение — в 2,55 раза, финансирование из государственного бюджета — в 2,39 раза, только финансирование за счет других организаций уменьшилось на 6,7%.

зкультура и спорт» в Республике Таджикистан

Наименование показателей 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 г. к 2008 г.

Количество спортивных сооружений, всего в том числе: 5719 5927 6389 6597 6868 7564 1,32 раза

стадионы с трибунами на 1500 и более 94 95 98 127 149 164 1,74 раза

плоскостные спортивные сооружения 6040 6098 6541 7030 7869 8795 1,45 раза

Количество спортивных залов, всего 1041 1044 1049 1064 1385 1893 1,81 раза

плавательные бассейны 40 42 45 53 59 64 1,6 раза

другие спортивные сооружения 442 497 511 554 693 769 1,73 раза

Единовременная пропускная способность спортивных сооружений, чел. 491052 532740 586732 679409 768341 836785 1,7 раза

Количество физкультурно-оздоровительных центров предприятий, учреждений, организаций 49 52 55 79 132 289 5,89 раза

Штатные физкультурные работники, всего чел. 5693 5727 6127 6893 7769 8698 1,52 раза

Число коллективов физкультуры, спортивных клубов, всего 4080 4241 4610 4986 5472 5743 1,4 раза

Численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, всего чел. 437409 468936 547944 591389 638727 683799 1,56 раза

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан - Душанбе: АСПРТ, 2014. - 546 с.

Таблица 2 - Динамика стоимости основных фондов отрасли «Физическая культура и спорт» Республики Таджикистан за 2008-2013 годы (тыс. сомони)

Наименование показателей 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 г. к 2008 г.

Введено в действие основных фондов 970087 2696108 2119240 2371535 3842026 4019025 4,14 раза

По республике 7114,89 21534,65 1590438 1590438 1978165 21902,28 3,07 раза

Капитальные вложения 4341444 38976 4669365 4988319 4540213 5796846 1,33 раза

Непроизводственного назначения 1167783 1417898 1871382 2323403 2055068 2983092 2,55 раза

По источникам финансирования: государственный бюджет 1014998 1219324 1677370 2490034 2018488 2425985 2,39 раза

Другие организации 3111335 2398205 2635144 2041884 2094667 2903015 93,30

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан - Душанбе: АСПРТ, 2014. - 546 с.

Важно отметить, что после проведения анализа основных фондов, нами также изучена структура основных фондов отрасли «Физическая культура и спорт» по регионам Республики Таджикистан за 2008-2013 гг., которая показана в таблице 3. Как видно из таблицы 3, за рассматриваемый период произошли существенные изменения в общей структуре основных фондов. Если в 2008 году наибольший удельный вес в общей структуре основных фондов имела Хатлонская область (55,07%), то к 2013 году картина изменилась, и Согдийская область имеет наибольшую долю (57,71%). При этом наблюдается увеличение доли основных фондов г. Душанбе (с 2,84% до 8,06%), РРП (с 3,41% до 8,87%), а также уменьшение доли ГБАО (с 1,72% до 1,62%) и Хатлонской области (с 55,07% до 23,74%). В целом эти изменения произошли под влиянием различных факторов.

В целом проведенный анализ показывает, что произошедшие изменения характеризуют неравномерные изменения в структуре основных фондов в Республике Таджикистан. Одним из важных аспектов при проведении анализа функционирования физической культуры

и спорта в Республике Таджикистан является изучение реализации услуг, оказываемых населению. В таблице 4 приведена динамика реализации услуг физической культуры и спорта в республике за 2008-2013 годы. Как видно из таблицы 4, за рассматриваемый период объем оказываемых физкультурно-спортивных услуг в республике в 2013 году по сравнению с 2008 годом возрос в 2,38 раза, в Согдийской области возрос в 3,27 раза, в Хатлон-ской области — в 2,73 раза, в г. Душанбе — в 2,17 раза, в районах республиканского подчинения — в 1,77 раза, в ГБАО — в 2,0 раза. Кроме того, нами проведен анализ структуры оказываемых физкультурно-спортивных услуг субъектами различных видов собственности в Республике Таджикистан за 2000-2013 гг. (таблица 5).

Как видно из таблицы 5, за рассматриваемый период наблюдаются изменения в структуре оказываемых населению республики физкультурно-спортивных услуг. Если в 2000 году в общей структуре наибольший удельный вес имели субъекты государственной собственности (51,44 %) и наименьший вес — субъекты

Таблица 3 - Структура основных фондов отрасли «Физическая культура и спорт» Республики Таджикистан за 2008-2013 гг. (%)

Регионы 2008 2009 2010 2011 2012 2013

По республике 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

В Согдийской области 36,96 37,84 39,24 37,12 57,75 57,71

В Хатлонской области 55,07 49,54 35,65 36,84 23,89 23,74

В г. Душанбе 2,84 5,30 10,82 11,84 8,66 8,06

В районах республиканского подчинения 3,41 5,75 11,55 11,84 7,97 8,87

В ГБАО 1,72 1,57 2,74 2,36 1,73 1,62

Таблица 4 - Динамика оказания услуг физической культуры и спорта в Республике Таджикистан за 2008-2013 гг. (тыс. сомони)

Регионы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 г. к 2008 г.

В Республике Таджикистан 4011,0 4635,3 5374,5 6773,2 8661,6 9558,5 2,38 раза

В Согдийской области 835,1 1153,7 1381,3 2035,2 2497,8 2734,1 3,27 раза

В Хатлонской области 695,5 789,6 819,2 985,0 1425,0 1653,9 2,73 раза

В г. Душанбе 1899,3 2055,0 2531,3 2866,6 3754,4 4129,4 2,17 раза

В районах республиканского подчинения 550,3 606,3 611,0 840,0 923,4 979,3 1,77 раза

В ГБАО 30,8 30,6 31,7 46,4 61,0 61,8 2,0 раза

Источник: рассчитано на основе сборника «Платные услуги населению Республики Таджикистан». - Душанбе : АСПРТ, 2014. - С. 405.

Таблица 5 - Структура оказываемых физкультурно-спортивных услуг субъектами различных видов собственности в Республике Таджикистан

Таблица 5 - Структура оказываемых физкультурно-спортивных услуг субъектами различных видов собственности в Республике Таджикистан

Годы Общая сумма реализованных физкультурно-спортивных услуг, % Доля субъектов государственной собственности, % Доля субъектов негосударственной собственности, % Доля частных собственников, %

2000 100,00 51,44 45,90 2,66

2012 100,00 21,25 46,78 31,97

2013 100,00 22,89 44,54 32,57

Источник: рассчитано на основе сборника «Платные услуги населению Республики Таджикистан». - Душанбе : АСПРТ, 2014. - С. 405.

Таблица 6 - Обеспеченность населения регионов Республики Таджикистан физкультурно-спортивными сооружениями в 2013 году

Регионы Уровень обеспеченности населения регионов, %

Согдийская область 60,94

Хатлонская область 38,47

г. Душанбе 49,71

ГБАО 25,19

РРП 21,14

Республика Таджикистан 39,09

частной собственности (2,66%), то в 2013 году, соответственно, их доля составляет 22,89% и 32,57%. Отсюда можно сформулировать вывод о том, что за рассматриваемый период в республике доля услуг, оказываемых субъектами частной собственности, в общей структуре физкультурно-спортивных услуг резко возросла. Это свидетельствует о том, что в стране созданы необходимые условия для формирования многоукладной экономики, и в перспективе эта тенденция будет сохраняться. В процессе исследования на основе использования утвержденных норм и нормативов нами было уделено особое внимание оценке фактического уровня обеспеченности территорий различными физкультурно-спортивными сооружениями (залы, бассейны, плоскостные сооружения). При этом следует выделить норматив обеспеченности и единовременной пропускной способности для каждого типа физкультурно-спортивных сооружений. Используя эти нормативы, можно рассчитать потребность в сооружениях для конкретного региона (сельского населенного пункта, города, района) с учетом территориальных особенностей плотности расселения населения[5]. Используя предложенную методику, мы рассчитали обеспеченность населения регионов Республики Таджикистан физкультурно-спортивными сооружениями (таблица 6).

Как видно из таблицы 6, в соответствии с социальными нормами обеспеченность населения страны физкультурно-спортивными сооружениями имеет разный уровень и колеблется от 21,14 % до 60,94 %. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень обеспеченности населения страны физкультурно-спортивными сооружениями не отвечает утвержденным социальным нормам и нормативам. В результате проведенных исследований нами установлено, что существуют нижеследующие основные факты в развитии физической культу-

ры и спорта на этапе формирования рыночных отношений:

— в настоящее время в республике физической культурой и спортом занимается около 15-20 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира данный показатель составляет 60%;

— в условиях переходной экономики произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах: повышение стоимости физкультурно-спортивных услуг сделало учреждения физической культуры и спорта недоступными для населения;

— единовременная пропускная способность сети физкультурно-спортивных и оздоровительных сооружений составляет 36% к нормативной обеспеченности;

— нормативно-правовая база отрасли не позволяет осуществлять права каждого гражданина Республики Таджикистан на занятия физической культурой и спортом;

— по некоторым видам спорта в Республике Таджикистан отсутствуют современные технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к участию в Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Поэтому с целью преодоления негативных явлений считаем целесообразным разработать Концепцию развития физической культуры и спорта в Республике Таджикистан.

Кроме того, результаты проведенного анализа позволили нам выделить нижеследующие перспективы развития системы оказания физкультурно-спортивных услуг в Республике Таджикистан:

— во-первых, следует отметить дальнейшее ускоренное развитие системы платных услуг, оказываемых физкультурно-спортивными организациями различных видов собственности. В связи с этим изменяется структура потребительных расходов населения страны за счет увеличения

в них доли платных услуг. Отрасль «Физическая культура и спорт» при отсутствии средств финансирования из государственного бюджета пытается выжить в рыночных условиях, предоставляя различные виды платных услуг населению, предприятиям и организациям;

- во-вторых, на основе комплексного анализа установлено, что имеются значительные перспективы роста объемов спортивного туризма, санаторно-курортных услуг за счет создания всесторонне развитой индустрии услуг отдыха, за счет строительства новых и модернизации в соответствии с современными требованиями действующих спортивных сооружений комплексного типа, гостиниц и комплексов для туристов и отдыхающих, санаторно-курортных учреждений, домов и баз отдыха, пансионатов;

- в третьих, происходят радикальные сдвиги в структуре оказываемых физкультурно-спортивных услуг. С увеличением потребностей населения возрастает доля новых видов услуг, таких как предоставление «комплект-инвентаря», его эксплуатация, «аренда спортивного сооружения» и др.;

- в четвертых, дальнейшее расширение, появление новых потребностей и высвобождение рабочей силы из производственного сектора

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Галкин, В. В. Экономика и управление физической культурой и спортом / В. В. Галкин // Ростов н/ Д : Феникс, 2006. - 44 с.

2. Кузин, В. В. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : Учебное пособие для студ. вузов / В. В. Кузин, М. И. Золотов. - М. : Академия. -2004. - 432 с.

3. Саидова, М. Х. Вопросы обеспечения устойчивого развития экономических отношений сферы физи-

BIBLIOGRAPHY

1. Galkin, V. V. Economy and management of physical culture and sports // Rostov on Don, Phoenix. - 2006. - 44 р.

2. Kuzin Vladimir, gold, MI Management and economics

of Physical Culture and Sports: // Tutorial for students. universities. - M . : Academy. - 2004. - 432 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Saidova, M. H. Questions sustainable development

создают условия для притока ее в сферу услуг и в отрасль «Физическая культура и спорт», что расширит долю оказываемых услуг в экономике страны.

С другой стороны, становление рыночных механизмов хозяйствования в отрасли «Физическая культура и спорт» сопряжено с формированием системы новых отношений. На наш взгляд, ускоренное формирование и развитие системы оказания физкультурно-спортивных услуг способствует решению проблемы занятости, улучшению состояния здоровья населения, а также решению существующих социально-экономических диспропорций в экономике. Важно заметить, что развитие предпринимательства в сфере физической культуры и спорта создает благоприятную среду для привлечения свободных денежных средств населения Республики Таджикистан и, следовательно, повышения его благосостояния и уровня жизни. В целом на основе вышеприведенного анализа можно сформулировать вывод о том, что хотя экономическим аспектам функционирования и развития физической культуры и спорта в Республике Таджикистан уделяется должное внимание, однако они требуют совершенствования с учетом требований рыночной экономики.

ческой культуры и спорта в Республике Таджикистан / М. Х. Саидова // Польша. Научный журнал «Деньги и Связь». - 2013. - № 3 (60). - С. 176-182.

4. Саидова, М. Х. Совершенствование механизма государственной поддержки инновационного предпринимательства в сфере услуг Республики Таджикистан / М. Х. Саидова // Вестник ТНУ. - 2013. - № 2/6 (120). - С.145-153.

5. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. -М.: Изд.центр»Академия», 2009. -С .86 .

of economic relations sphere of physical culture and sports in the Republic of Tajikistan. // Poland. Scientific journal "Money and Communication." -2013. - №3 (60). - Р.176-182. 4. Saidova, M.H. Improving the mechanism for state support of innovative entrepreneurship in the services sector of the Republic of Tajikistan // Bulletin TNU, 2013. - №2 / 6 (120). - Р.145-153.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Саидова Мунавар Хамидовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания Таджикского государственного университета коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.