УДК 005:37.01:796.011
Коровин С.С.1, Акимов С.А.1, Глазина Т.А.2
1Оренбургский государственный педагогический университет 2Оренбургский государственный университет E-mail: sergey647@mail.ru
методические основы управления
физкультурным образованием в формировании физической культуры личности
Образовательная деятельность современной школы достаточно многогранная в отношении формирования личности и её культурологических характеристик.Эта деятельность сложна в текущих социально-экономических условиях, обуславливающих современный контингент учащихся, их физическое развитие, состояние материально-технической базы.
Все это обуславливает актуальность овладения учителем системы знаний и умений в сфере управления процессом физического образования.
Установлено, что процесс управления состоит из следующих этапов:
1. Сбор и обработка информации об объекте управленияфизического образования.
2. Диагноз его состояния и прогноз деятельности.
3. Установление цели физкультурно-спортивной деятельности.
4. Принятие управленческого решения.
5. Планирование процесса физического образования.
6. Разработка его содержания.
7. Организация физкультурно-спортивной деятельности в формировании физической культуры личности.
8. Контроль образовательной деятельности.
9. Сбор и обработка результатовобразовательной деятельности.
10. Коррекция цели и решения.
После анализа результатов образовательной деятельности на 9 этапе, коррекции цели на 10 этапе, цикл управления практически полностью повторяется, начиная с 4 этапа переходя на новый качественный уровень.
Выявление этапов управленческой деятельности учителя физической культуры позволит достигнуть оптимальный уровень формирования физической культуры личности учащихся.При этом главным фактором обеспечения качества управления является взаимодействие участников физического образования, их взаимопонимание, взаимосогласованность и взаимозаинтересованность.
Ключевые слова: методика, управление, физическая культура, образование, формирование, личность.
Образовательная деятельность современной школы достаточно многогранная в отношении формирования личности и её культурологических характеристик [13].
Эта деятельность сложна в текущих социально-экономических условиях, обуславливающих современный контингент учащихся,уровень физического развития; состояние материально-технической базы [5], [6].
Все это обуславливает актуальность овладения учителем системы знаний и умений всфере управления внутри школьным образо-ваниеми управленияпроцессом физического образования в целом.
Следует предположить, что овладение основами управленческой культуры позволит:
- понять достаточно сложный механизм деятельности школы;
- найти «свое место» в этой деятельности;
- определить наиболее эффективные способы своего участия в образовательном процессе;
- эффективнее реализовать содержание физического образования в достижении цели -формирования физической культуры личности (учитель - менеджер - управленец).
В философии понятие «управление» -определяют как свойство организованных систем, обеспечивающую сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы и цели (И.Т. Фролов, 1980) [9].
В классическом представлении структура управления социальными системами, которой является школа, и процесс физического образования может быть представлена следующем образом (рис. 1).
Определение управления в сфере физической культуры более утилитарно -это специально смоделированная деятельность, направленная на упорядоченность функционирования системы физического образования; процесса освоения физической культуры [1].
Таким образом, цель управления - оптимизация процесса физического образования; упорядоченность системы взаимодействия его субъектов по овладению физической культурой.
Объект управления физическим образованием - процесс формирования физической культуры личности.
Предмет управления - становление системы двигательных и личностных способностей и потребностей, отражающих физическую культуру личности учащихся.
Тем не менее, следует признать, что представленные определения касаются достаточно масштабных социальных систем, а в нашем случае - системы образования.
Но практическому учителю физического образования приходится иметь дело, как правило, с внутришкольным управлением, которое определяется как целенаправленное и сознательное взаимодействие субъектов физического образования для достижения оптимального результата [2], [3], [7], [8], [15].
Таким образом, уровни управления могут быть разными (М.Е. Дуранов, Ю.М. Чернец-кий, 1999):
- от государственного (политика государства: цели, программы, финансы, кадры и т. п.);
- на уровне региона (с учетом его особенности, создание школ и иных образовательных учреждений: клубов, ДЮСШ и т. п.);
- внутришкольное (управление образовательными процессами внутри школ: например физическое образование, спортивная подготовка и т. п.);
Рисунок 1. Общая структура управления социальными системами
- управление деятельностью (на уровне управления формированием отдельных качеств и личностных состояний личности: нравственности, физических качеств и т. п.) [10], [11], [14].
В связи с временными рамками управления - речь, прежде всего, идет о продолжительности управленческой деятельности, в практике физического образования следует выделить следующие его виды (В.И. Платонов, 1997):
- этапное управление; направлено на оптимизацию процесса физического образования в рамках учебного года;
- текущее управление; обеспечивает качество образовательной деятельности в рамках овладения содержанием одного раздела программы (ранее - учебной четверти);
- оперативное управление; направлено на оптимизацию процесса физического образования в рамках урока физической культуры, соревнования [4].
На основании обозначенного понятийно-категориального аппарата и, исходя из философских общенаучных и частнонаучных представлений, процесс управления состоит из этапов:
- сбор и обработка информации об объекте управления;
- диагноз состояния и прогноз деятельности;
- установление цели;
- принятие управленческого решения, направленного на реализацию цели;
- планирование деятельности;
- разработка содержания деятельности, направленного на достижение цели, реализацию программы, проекта и т. п.;
- организация деятельности - совокупность действий, ведущих к упорядоченности и согласованности частей целого;
- комплексный контроль деятельности;
- сбор и обработка результатов деятельности;
- коррекция цели, решения и далее - новый цикл управления.
Всю систему управления физическим образованием целесообразно представить следующим образом (табл. 1).
После анализа результатов образовательной деятельности на 9 этапе, коррекции цели на 10 этапе, цикл управления практически полностью повторяется, начиная с 4 этапа переходя на новый качественный уровень.
Коровин С.С.
Методические основы управления физкультурным образованием.
Таблица 1. Этапы и содержание управления физическим образованием
№ п/п Этапы Основные направления и содержание управленческой деятельности
1 2 3
1 Сбор и обработка информации об объекте управления физическим образованием 1. Выявление специфически образовательного учреждения: кадры и их компетентность; спортивные традиции школы; состояние материально-технической базы. 2. Определение отношения коллектива к физкультурно-спортивной деятельности. 3. Выявление места и роли физкультурно-спортивной деятельности в системе школьного образования. 4. Нахождение критериев оценки физкультурной работы в школе. 5. Сравнение выявленного состояния с должными параметрами. 6. Выявление особенностей взаимосвязи с родителями, спонсорами городского отдела образования. 7. Учет собранной информации.
2 Диагноз состояния объекта управления и прогноз деятельности 1. Разработка методик и критериев диагностики физической образованности. 2. Определение состояния физической образованности школьников (физическое развитие; двигательная подготовленность; теоретическая подготовленность; потребности, интересы, мотивация; состояние компонентов базовой структуры). 3. Выявление приоритетных направлений в использовании ценностей физической культуры.
3 Установление цели (предвосхищение результатов физкультурно-спортивной деятельности) 1. Согласование цели с коллегами и администрацией. 2. Установление взаимодействия с учащимися в целеполагании. 3. Определение частных задач, ведущих к реализации цели.
4 Принятие решения (совокупность мыслительных действий, определяющих нахождение проблемной ситуации, её перевод в задачу, формирование мотивов физкультурно-спортивной деятельности и гипотезы о способах её разрешения). 1. Формирование мотива физкультурно-спортивной деятельности. 2. Разработка гипотезы (моделей реализации решения). 3. Согласование решения с коллегами и администрацией. 4. Создание необходимых педагогических условий: материально-технических (инвентарь - гигиена); методических (собственная подготовленность; методические материалы); создание предпосылок для разработки содержания физкультурно-спортивной деятельности (первичный подбор методов, средств, форм организации, принципов). 3. Согласование решения с учащимися.
5 Планирование (предвидение того, как процесс физического образования будет развиваться во времени). 1. Разработка планов: - перспективного; - этапного; - краткосрочного. 2. Соблюдение основных требований к планированию: комплексность воздействий (обучение, воспитание, развитие); вариативность (изменяемость в связи новыми условиями); реальность; установление взаимосвязи внешних факторов (отношение школы, преподавателей, их мастерство, семья, среда) и внутренних факторов (подготовленность учащихся, их интересы, потребности, целевые установки, ценностные ориентации); преемственность планируемого; конкретность.
Продолжение таблицы 1
1 2 3
6 Разработка содержания деятельности (системная упорядоченность элементов и процессов, образующих предмет или явление). Содержание физкультурно-спортивной деятельности -система знаний, двигательных умений и навыков, опыта творческой ценностно-ориентированной деятельности, обеспечивающих формирование физической культуры личности. 1. Определение системы принципов регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность. 2. Подбор средств обуславливающих достижение цели. 3. Выбор методов, обеспечивающих использование средств. 4. Подбор форм организации физкультурно-спортивной деятельности, способствующих более эффективному усвоению содержания физкультурно-спортивной деятельности. 5. Обеспечение преемственности в подборе средств и мотивов физкультурно-спортивной деятельности. 6. Собственная готовность к реализации содержания.
7 Организация деятельности (совокупность действий по упорядочению и согласованности субъект -субъектной физкультурно-спортивной деятельности в обучении, воспитании и развитии личности). 1.Разъяснение целей и задач физического образования. 2.Формирование мотивации на физкультурно-спортивной деятельности. З.Обеспечение субъект-субъектных отношений в физкультурно-спортивной деятельности. 4.Координация деятельности всех участников физического образования (учителей физической культуры, административные школы, родителей). 5.Создание надлежащих санитарно-гигиенических и бытовых условий. 6.Подготовленность материально-технической базы. 7.Научно-методическая подготовленность (собственная). 8.Создание условий для полноценной реализации всех средств, методов и форм организации физического образования. 9.Подбор методов и частных методик регистрации и измерения состояния физической образованности (физической культуры).
8 Контроль образовательной деятельности 1.Уточнение методик диагностики и контроля. 2.Диагностика состояния физической культуры личности: теоретическая подготовленность; мотивы и потребности; двигательная подготовленность; функциональная подготовленность. 3.Диагностика качества взаимодействия участников физического образования. 4.Реализация всех требований контроля (комплексность, объективность, своевременность, системность). 5.Учет собранных данных контроля.
9 Сбор и обработка результатов образовательной деятельности. 1.Оценка: качества взаимодействия (всех участников); ценностных ориентаций; состояние физической культуры личности; процессов: обучения, воспитания и развития; самооценка преподавателя; материально-технической и методической готовности. 2.Сопоставление результатов исходного состояния физической образованности (физической культуры) с итоговым. 3.Учет собранных данных результатов образовательной деятельности.
10 Коррекция цели, планирования, содержания организации физкультурно-спортивной деятельности и физического образования.. 1. «Перевод» мотивов физкультурно-спортивной деятельности на цель. 2. Коррекция содержания физкультурно-спортивной деятельности. 3. Поиск новых технологий образования. 4. Установление необходимых взаимоотношений.
Методические основы управления физкультурным образованием...
Коровин С.С.
Выявленные этапы управленческой деятельности учителя физической культуры позволят достигнуть оптимального уровня формирования физической культуры личности учащихся.
При этом главным фактором обеспечения качества управления является взаимодействие участников физического образования, их взаи-
мопонимание, взаимосогласованность и взаимозаинтересованность [12].
Следует подчеркнуть, что независимо от вида управления образовательной деятельности все обозначенные этапы и основные их направления проявляются в полном или в сокра-щенномобъемеи необходимы к реализации.
4.12.2015
Список литературы:
1. Акимов, С.А. Формирование рефлексивной готовности бакалавров к профессиональной деятельности средствами физической культуры : монография / С.А. Акимов, С.С. Коровин - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2015. - 126 с.
2. Акимов, С.А. Формирование рефлексивной готовности бакалавров к профессиональной деятельности средствами физической культуры: автореф. дисс. ... канд. энц. наук / С.А. Акимов. - Магнитагорск, 2014. - 20 с.
3. Акимов С.А. Моделирование как системный подход к формированию педагогической культуры. // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014г.: в 11 частях. Часть 11. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 184с. С. 8 - 11 ISBN 978-5-9905667-7-4
4. Акимов С.А. Мотивация в профессиональной деятельности руководителей спортивных коллективов // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г.: в 9 частях. Часть 9. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 148с. С. 7 - 10 ISBN 978-5-906766-07-6
5. Акимов, А.И. Формирование педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.И. Акимов. - Магнитагорск, 2007. - 21 с.
6. ДурановМ.Е., ЧернецкийЮ.М. Общая педагогика. - Челябинск: ЮурГУ 1999. - 186 с.
7. ДурановМ.Е. Профессионально - педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. - Челябинск, ЧГАКИ, 2002. - 276 с..
8. БальсевичВ.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2007.- 207с.
9. ГлазинаТ.А. Развитие гуманистической направленности студентов в процессе физкультурного образования в вузе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т.А. Глазина. - Челябинск, 2009. -23 с.
10. КабышеваМ.И. Повышение предметной компетентности (на материале физической культуры студентов технического вуза) / М.И. Кабышева: автореферат. кандидата педагогических наук / Калининград, 2000. - 22 с.
11. КабышеваМ.И. Технологии профилактики профессионально-обусловленных деструкций студентов экономических специальностей / М.И. Кабышева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №2. С. 60-65.
12. Коровин С.С. ЗиамбетовВ.Ю. Педагогические условия формирования физической культуры личности: монография / Наука и этика: монография (Ю.К. Волков, В.А. Далингер, Т.В. Добровольская); под общ. ред. О.Н. Кирикова- Кн.6.-Воронеж, ВГПУ 2011.- С. 141-172.
13. Коровин С.С. Становление профессиональной позиции будущего педагога в образовательном процессе ВУЗа физической культуры. / С.С. Коровин // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. - С.170-175
14. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ // Российское образование. Федеральный образовательный портал. - Режим доступа: www.es-center.ru/juristy...zakon/92 - 31.01.2011
15. Программа по физической культуре для высших учебных заведений / Всесоюз. ком.по делам физ. культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР. - М.: ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1937. - 108 с.
16. Щербаков, В.Г. Примерная программа дисциплины «Физическая культура», рекомендованная для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки квалификации (степени) выпускника - бакалавр / В.Г. Щербаков. - М.: МГУП, 2010. - 12 с.
17. «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения» [Электронный ресурс]: Государственные стандарты. - Режим доступа: pandia.ru / text / 79 / 240 / 76520, php 07.12.2007 г.
Сведения об авторах:
Коровин Сергей Семенович, профессор кафедры ТиМСД, АФК и МБОФВ Института физической культуры и
спорта Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор 460000, г. Оренбург, пр. Форштадский,1, ауд. 222, тел.: (3532) 40-01-06, e-mail:kss5656@yandex.ru
Акимов Сергей Александрович, старший преподаватель кафедры ТиМСД, АФК и МБОФВ Института физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета 460000, г. Оренбург, пр. Форштадский, 1, ауд. 222, тел.: (3532) 40-01-06, e-mail: sergey647@mail.ru
Глазина Татьяна Анатольевна, доцент кафедры физического воспитания факультета прикладной биотехнологии и инженерии Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3017, тел.: (3532) 34-06-35, e-mail: anton_glazin@mail.ru