Научная статья на тему 'Состояние потребностно-мотивационной сферы учащихся старших классов'

Состояние потребностно-мотивационной сферы учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / УЧАЩИЕСЯ / PUPILS / СТАРШИЕ КЛАССЫ / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / SPORTS AND ACTIVITY COMPONENT / ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / NEED AND MOTIVATIONAL SPHERES / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / PHYSICAL CULTURE / SENIOR CLASSES / FITNESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Ирина Геннадьевна, Хорошева Татьяна Анатольевна

Физкультурно-деятельностный компонент физической культуры личности отражает состояние потребностно-мотивационной сферы личности, включенность в спортивно-оздоровительную и в инструкторскую деятельность. Уровень мотивации к занятиям физической культурой оказывает влияние на включенность в физкультурно-спортивную деятельность учащихся. Практически все дети, так или иначе, должны быть заняты освоением физической культуры. Анализируя подробнее ответы на вопросы анкеты мотивации, нами было выявлено, что успех в жизни скорее зависит от человеческих качеств, чем от внешности. Для активизации мотивов к занятиям физической культурой у учащихся необходима реализация системы домашних заданий по физической культуре, физическое развитие и двигательная подготовленность школьников должны быть достаточными для активной жизнедеятельности, родители должны принимать участие в физкультурном образовании детей, школьников; программный материал должен быть распределен пропорционально на три урока, деятельное участие учителей в содержание действующей программы по физическому воспитанию школьников. Основные проблемы возникают в слабой материальной базе. Лучшая реализация основных направлений процесса физической культуры с развитием мотивационно-потребностной сферы прослеживается при деятельном подходе к данному процессу со стороны учителей физической культуры, родителей, администрации школ и администрации населенных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Ирина Геннадьевна, Хорошева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF NEED AND MOTIVATIONAL SPHERE OF PUPILS OF THE SENIOR CLASSES

The sports and activity component of physical culture of the person reflects a state of the need and motivational sphere of the person, an involvement in fitness and in instructor activity. Motivation level to occupations physical culture affects on an inclusiveness in sports activity of pupils. Practically all children, anyway, have to be busy with development of physical culture. Analyzing answers to questions of the questionnaire of motivation are more detailed, it was revealed that success in life depends on human qualities rather, than on appearance. Realization of system of homeworks for physical culture is necessary for activization of motives to occupations physical culture at pupils, physical development and motive readiness of school students have to sufficient for the fissile activity, parents have to share in sports education of children, school students; program material has to be distributed in proportion on three lessons, active participation of teachers in contents of the operating program for physical training of school students. The main problems arise in weak material resources. The best realization of the main directions of process of physical culture with development need and motivational spheres is traced at active approach to this process from teachers of physical culture, parents, administration of schools and administration of settlements.

Текст научной работы на тему «Состояние потребностно-мотивационной сферы учащихся старших классов»

педагогические науки

Сидорова Ирина Геннадьевна, Хорошева Татьяна Анатольевна СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ ...

УДК 371.7

СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ

© 2016

Сидорова Ирина Геннадьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Теория и методика спортивных дисциплин, адаптивная физическая культура и медико-биологические основы физического воспитания» Оренбургский государственный педагогический университет (460014, Россия, Оренбург, ул.Советская 19, e-mail: chak71@mail.ru) Хорошева Татьяна Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская 14, e-mail: tah@list.ru)

Аннотация. Физкультурно-деятельностный компонент физической культуры личности отражает состояние потребностно-мотивационной сферы личности, включенность в спортивно-оздоровительную и в инструкторскую деятельность. Уровень мотивации к занятиям физической культурой оказывает влияние на включенность в физ-культурно-спортивную деятельность учащихся. Практически все дети, так или иначе, должны быть заняты освоением физической культуры. Анализируя подробнее ответы на вопросы анкеты мотивации, нами было выявлено, что успех в жизни скорее зависит от человеческих качеств, чем от внешности. Для активизации мотивов к занятиям физической культурой у учащихся необходима реализация системы домашних заданий по физической культуре, физическое развитие и двигательная подготовленность школьников должны быть достаточными для активной жизнедеятельности, родители должны принимать участие в физкультурном образовании детей, школьников; программный материал должен быть распределен пропорционально на три урока, деятельное участие учителей в содержание действующей программы по физическому воспитанию школьников. Основные проблемы возникают в слабой материальной базе. Лучшая реализация основных направлений процесса физической культуры с развитием мотива-ционно-потребностной сферы прослеживается при деятельном подходе к данному процессу со стороны учителей физической культуры, родителей, администрации школ и администрации населенных пунктов.

Ключевые слова. Физическая культура, учащиеся, старшие классы, личность, физкультурно-деятельностный компонент, потребностно-мотивационная сфера, спортивно-оздоровительная деятельность, физической воспитание, тестирование.

CONDITION OF NEED AND MOTIVATIONAL SPHERE OF PUPILS OF THE SENIOR CLASSES

© 2016

Sidorova Irina Gennadievna, candidate of medical sciences, associate professor of Theory and techniques of sports disciplines, adaptive physical culture and medicobiological bases of physical training Orenburg state pedagogical university (460014, Ruusia, Orenburg, Sovetskaya St. 19, chak71@mail.ru) Horosheva Tatiana Anatolievna, Candidate of Biology, associate professor, head of department of physical training Tolyatti state university (445031, Ruusia,Tolyatti, Belorusskaya St. 14, tah@list.ru)

Abstract. The sports and activity component of physical culture of the person reflects a state of the need and motivational sphere of the person, an involvement in fitness and in instructor activity. Motivation level to occupations physical culture affects on an inclusiveness in sports activity of pupils. Practically all children, anyway, have to be busy with development of physical culture. Analyzing answers to questions of the questionnaire of motivation are more detailed, it was revealed that success in life depends on human qualities rather, than on appearance. Realization of system of homeworks for physical culture is necessary for activization of motives to occupations physical culture at pupils, physical development and motive readiness of school students have to sufficient for the fissile activity, parents have to share in sports education of children, school students; program material has to be distributed in proportion on three lessons, active participation of teachers in contents of the operating program for physical training of school students. The main problems arise in weak material resources. The best realization of the main directions of process of physical culture with development need and motivational spheres is traced at active approach to this process from teachers of physical culture, parents, administration of schools and administration of settlements.

Keywords. Physical culture, pupils, senior classes, person, sports and activity component, need and motivational spheres, fitness activity, physical education, testing.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания и спортивной работы является смещение акцентов в область образовательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности. Это является основой модернизации всей системы физкультурной и спортивной работы среди учащейся молодежи, что нашло отражение в государственных документах о состоянии и развитии физкультурной и спортивной деятельности в нашей стране [1]. Уровень потребностно-мотивацион-ной сферы и включенности в физкультурно-спортивную деятельность учащихся 9-х классов зависит от деятель-ностного подхода к обучению образовательного учреждения.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы, связанные с изучением потребностно-мотивационной сферы, нашли отражение во многих исследованиях [1, 2, 4, 6]. Новые установки в области организации физ-культурно-спортивной работы со школьниками актуализируют общепедагогические основы организации физкультурно-спортивной деятельности школьников. А обращение ученых к личностно развивающему потенциалу этой деятельности в научных публикациях последнего времени закономерно обусловливает в качестве одной из центральных научно-педагогических задач исследование организационно-педагогических условий формирования готовности школьников к физкультурно-спортивной деятельности. Как личностное качество, готовность обеспечивает успешное включение учащихся

217

Сидорова Ирина Геннадьевна, Хорошева Татьяна Анатольевна педагогические

СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ ... науки

в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность при наличии благоприятных организационно-педагогических условий, имеющих место в учебно-воспитательном процессе школы [2].

Физкультурно-деятельностный компонент физической культуры личности отражает состояние потреб-ностно-мотивационной сферы личности, включенность в спортивно-оздоровительную и в инструкторскую деятельность [4]. Структура физической культуры личности может быть представлена двигательным, аксиологическим, когнитивно-интеллектуальным и физкуль-турно-деятельностным компонентами [3].

Психологически самостоятельная деятельность представляет собой свободную по выбору, внутренне мотивированную деятельность. Такая деятельность предполагает выполнение обучающимися целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля их выполнения. При этом существенное значение имеет достигнутый личностью уровень самосознания и осмысление потребности в самоизменении (в физическом и, в целом, личностном самосовершенствовании) с помощью физкультурно-спортивной деятельности [5].

Физическая культура - способ комплексного становления личности (в самом широком смысле ее понимания и осмысления; как отражения культуры социума и его достижений, запечатленных в человеке) [4]. Так, уже вполне хрестоматийным стало рассмотрение физической культуры в качестве важнейшего элемента общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Формирование целей статьи. Изучение физкультур-но-деятельностного компонента физической культуры личности учащихся 9-х классов. Оценить состояние по-требностно-мотивационной сферы и включенности в физкультурно-спортивную деятельность учащихся 9-х классов Оренбургской области

Достижение целей исследования осуществлялось на основе использования теоретических и эмпирических методов исследования: теоретического анализа и обобщения, метод анкетирования, методов математико-ста-тистической обработки результатов.

Изложение основного материала исследования. В беседах с преподавателями и учителями физической культуры обсуждались вопросы целесообразности проведения данного исследования.

Основной направленностью методов психолого-педагогического тестирования явилось выявление и оценка уровня физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности. Для этого использовались следующие анкеты:

- состояние потребностно-мотивационной сферы: опросник диагностики мотивации школьника;

- включенность в физкультурно-спортивную деятельность школьника;

- диагностика состояния организации и реализации физической культуры в школе - опрос учителей физической культуры.

Исследование проводилось в средних образовательных школах Оренбургской области среди учащихся 9 классов и учителей физической культуры.

Основной целью педагогического исследования было выявление и оценка уровня физкультурно-дея-тельностного компонента физической культуры личности учащихся 9-х классов средних образовательных школ Оренбургской области.

В план проведения исследования входила разработка программы исследования состояния физической куль-218

туры личности «Физическое образование Оренбуржья» под руководством С.С.Коровина, П.П.Тиссена, а также областного комитета по физической культуре, спорту и туризму, областного отдела образования. В средних общеобразовательных школах проводилось тестирование различных сфер физической культуры личности школьников, в частности физкультурно-деятельностного компонента физической культуры, которое мы взяли в основу нашего исследования. Нами было проанкетировано 93 учащихся 9-х классов средних образовательных школ Оренбургской области.

Нами был проведен анализ анкетирования уровня мотивации и включенности в физкультурно-спортив-ную деятельность учащихся 9-х классов средних образовательных школ Оренбургской области.

Целью исследования показателя мотивации служило выявление мотивов и интересов деятельности связанной с повседневной и физкультурно-спортивной практикой, нами были выявлены следующие данные. У учащихся 9-х классов средний балл по опроснику мотивации составил 11,3 балла, в процентном соотношении это 53%, что соответствует «среднему» уровню и характеризует у школьников повышенный интерес к разнообразной двигательной активности, в особенности к новым формам физических упражнений. В большинстве считают физическую культуру источником здоровья.

При анализе уровня мотивации по разным школам нами было выявлено, что уровень мотивации составил 14 баллов, что соответствует 64,75% и «хорошему» уровню - оценка «хорошо» по пятибалльной системе.

Анализируя подробнее ответы на вопросы анкеты мотивации, нами было выявлено, что успех в жизни скорее зависит от человеческих качеств, чем от внешности определяют 85% учащихся, конечный результат в любом деле важен 87% учащимся, больше нравятся эмоциональные люди 100% учащимся, привлекает больше беседы и объяснения на уроках, чем сами физические упражнения у 25% учащихся, в неудачах повинны скорее обстоятельства, так считают 71% учащихся, занятия на открытом воздухе, в лесу нравятся больше, чем в спортивном зале 85% учащимся, считают себя уверенным человеком 96% учащихся и участвовать в обучении своих сверстников, помогая учителю физической культуры, гораздо интереснее - 85% учащимся, ради успеха могут рискнуть, даже если шансы не велики 85% учащихся Таким образом, учащиеся показали более выраженную мотивацию к занятиям физической культурой и направленности своей деятельности.

При анализе включенности в физкультурно-спортив-ную деятельность, нами было выявлено, что средний балл данного анкетирования у учащихся 9-х классов 57 баллов (69,5%), , отметка по пятибалльной системе - «хорошо».

Большинство учащихся посещают уроки физической культуры, хотя в 9-х классах отмечается тенденция к посещению только интересных уроков или их не посещению вообще, если это возможно (до 25%). При этом около 76% учащихся считают, что 3-х уроков физической культуры явно недостаточно при неудовлетворенности «задаваемой» на них физической нагрузкой.

Наличие теоретических уроков физической культуры отмечают 75% учащихся, что уроки физической культуры проводятся регулярно (за некоторым исключением) - 85% учащихся.

Самостоятельно занимаются физическими упражнениями 80% учащихся. Выполнение тренировочных заданий у учащихся 9-х классов сводится лишь к «стараниям» их выполнить или к «стараниям» их не выполнять вообще, потому что задания трудные и неинтересные, хотя школьники не «нагружаются» в должной мере (не устают после уроков). При этом неинтересность заданий отмечают 36% учащихся. В направленности детей на самостоятельные занятия преимущественные ответы составили до 2-4 разовых в неделю, при этом в зимнее АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

педагогические науки

Сидорова Ирина Геннадьевна, Хорошева Татьяна Анатольевна СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ ...

время активность в этом отношении снижается. Во время каникул примерно 62% учащихся все-таки занимаются спортом. О проведении походов и прогулок в зимнее время высказываются 50% учащихся.

Практически все дети, так или иначе, заняты освоением физической культуры. Успеваемость детей по физической культуре оценивают практически все дети на «хорошо» и «отлично». Продолжительность свободного времени преимущественно 3-4 часа. Учащиеся используют его в меньшей степени на просмотр программ о спорте, посещают соревнования, когда нет другого интересного дела, «болеют» за какую-нибудь команду. Литературу о спорте читают 40% специальную, но без явно выраженной направленности, хотя и 50% данные о спортивной деятельности получают из газет. 2-3 раза в четверть школьники обращаются за консультациями по вопросам в сфере физической культуры к учителю, при этом 68% учащихся удовлетворены консультациями учителя в вопросах спорта.

Необходимость занятий спортом отмечают 97% учащихся. Основной мотив занятий спортом - «хочу стать сильным и ловким», «делаю как все». В своем большинстве дети участвуют в различного рода спортивных соревнованиях и мероприятиях, хотя если и не участвует - то занят другим делом или хозяйством. Спортивно-массовые мероприятия проводятся до 4-5 раз в год (большинство ответов). Дети практически не выполняют дома гигиеническую гимнастику. В школе у учащихся 9-х классов не проводятся подвижные перемены. Детей интересуют занятия физическими упражнениями, при этом интерес к занятиям физической культурой повысило бы использование нетрадиционных видов спорта, улучшение условий занятий (современность), наличие разнообразного инвентаря, современный спортивный зал. К числу наиболее привлекательных видов спорта относятся: с/игры (волейбол, баскетбол, футбол), плавание, танцы, тяжелая атлетика, борьба, бокс. Занятия спортом учителя физической культурой отмечают 94% учащихся.

Нами был проведен также анализ опроса учителей физической культуры. При этом мы обратили внимание, что в СОШ реализована система домашних заданий по физической культуре; выражен интерес учащихся к занятиям физической культурой; учителя считают, что физическое развитие и двигательную подготовленность школьников достаточными для активной жизнедеятельности; родители принимают участие в физкультурном образовании детей; наблюдается тенденция к снижению заболеваний у школьников; программный материал распределен пропорционально на три урока; имеется деятельное участие учителей в содержание действующей программы по физическому воспитанию школьников; основные проблемы возникают в слабой материальной базе.

Таким образом, учащиеся 9-классов показывают удовлетворительный уровень включенности в физкуль-турно-спортивную деятельность, что связано с низкой используемость внеклассных форм организации и реализации физического образования, слабой мотивизиру-ющей составляющей образовательного процесса, отсутствием разнообразия видов физкультурно-спортивной деятельности, отсутствием деятельности учителей школ в отношении формирования у школьников направленности на самообразование в сфере физической культуры, слабым материально-техническим оснащением процесса физического образования, практически неиспользование иных (кроме заданных программой) видов физ-культурно-спортивной деятельности. Но в тоже время лучшая реализация основных направлений процесса физической культуры с развитием мотивационно-потреб-ностной сферы прослеживается при деятельном подходе к данному процессу со стороны учителей физической культуры, родителей, администрации школ и администрации населенных пунктов._

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Основными педагогическими условиями формирования (становления) физ-культурно-деятельностного компонента физической культуры личности являются: 1. Широкое использование в практике физического образования учащихся внеклассных форм организации и реализации физкуль-турно-спортивной деятельности; 2. Активизация самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности учащихся; З.Целенаправленность содержания физкультурно-спортивной деятельности на формирование по-требностно-мотивационной сферы личности.

Потребностно-мотивационная сфера является системообразующим фактором всех воспитательных воздействий (средств, методов, методик) и формируется в процессе социально-психологического, интеллектуального и двигательного (телесного) воспитания. Причем все виды воспитания должны осуществляться в единстве (в комплексе), так как личность представляет собой целостность и многомерность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Величко Е.Н. Состояние деятельностного компонента физической культуры личности младших школьников в Оренбургской области: дисс...канд.пед.наук: 13.00.04. Оренбург, 2015.

2. Гараева Е.А. Исследовательские задачи как средство развития образовательной мотивации старшеклассника: Дис. ... канд.пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2007. 216 с.

3. Зиновьев В.А. формирование готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортив-ной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород, 2006. 183 с.

4. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 69 с.

5. Коровин С.С., Тиссен П.П., Мишнаевкий Н.В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. 155 с.

6. Леушина М.Л. Значеие мотивационно-потреб-ностной сферы старшеклассников в педагогиченской системе формирования их готовности к здоровому образу жизни // Символ науки. 2016. №7. С. 114-117

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.