Научная статья на тему 'Методические и методологические основы подготовки магистров по программе «Международная социальная коммуникация в образовании»'

Методические и методологические основы подготовки магистров по программе «Международная социальная коммуникация в образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL (HUMAN) COMMUNICATION / INTERNATIONAL SOCIAL (HUMAN) COMMUNICATION / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MASTER PROGRAM / COMPETENCE APPROACH / THEORY OF COMMUNICATION / TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Т. П.

Статья рассматривает методическую и методологическую составляющие основной образовательной программы подготовки магистров педагогического образования «Международная социальная коммуникация в образовании», разработанную в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и региональными потребностями общества в работниках образовательных учреждений, подготовленных к работе в международном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухова Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL AND METHODOLOGICAL GROUNDS OF THE MASTER PROGRAM «INTERNATIONAL SOCIAL COMMUNICATION IN EDUCATION»

The article considers methodical and methodological components of the higher education program «International Social Communication in Education» training for Master Degree in Education. It has been worked out in compliance with the federal state education standards of higher professional education and regional demands of society for educators, prepared to work in the international educational area.

Текст научной работы на тему «Методические и методологические основы подготовки магистров по программе «Международная социальная коммуникация в образовании»»

УДК 378

Glukhova T.P. METHODICAL AND METHODOLOGICAL GROUNDS OF THE MASTER PROGRAM «INTERNATIONAL SOCIAL COMMUNICATION IN EDUCATION». The article considers methodical and methodological components of the higher education program «International Social Communication in Education» training for Master Degree in Education. It has been worked out in compliance with the federal state education standards of higher professional education and regional demands of society for educators, prepared to work in the international educational area.

Key words: master program, competence approach, theory of communication, social (human) communication, international social (human) communication, types of professional activity.

Т.П. Гпухова, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: tglukhova777@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО ПРОГРАММЕ «МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

Статья рассматривает методическую и методологическую составляющие основной образовательной программы подготовки магистров педагогического образования «Международная социальная коммуникация в образовании», разработанную в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и региональными потребностями общества в работниках образовательных учреждений, подготовленных к работе в международном образовательном пространстве.

Ключевые слова: магистерская программа, компетентностный подход, теория коммуникации, социальная коммуникация, международная социальная коммуникация, виды профессиональной деятельности.

Действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, основанные на компетентностном подходе и системе зачётных единиц, с одной стороны, и региональные потребности в учителях и преподавателях, подготовленных к работе в международном образовательном пространстве, с другой стороны, побудили Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайскую государственную педагогическую академию» открыть программу магистерской подготовки «Международная социальная коммуникация в образовании».

Актуальность реализации данной магистерской программы не вызывает сомнений. Глобальное сближение народов и миграция населения привели к тому, что международное сотрудничество, поиск контактов для международного обмена и участие в международных проектах начали занимать особо значимую нишу в развитии образовательных учреждений. Данные процессы повлияли на все уровни образования и постепенно становятся нормой развития всех учебных заведений. В российских вузах отчётливо прослеживается необходимость введения международного измерения, позволяющего определить их вклад в развитие международного образовательного пространства, их успешность в подготовке выпускников, готовых работать в межкультурной среде. Школьные и студенческие обмены, международные конференции, участие воспитателей, учителей, преподавателей и исследователей в международных академических программах и инновационных педагогических проектах ведут к новой деятельности внутри учебного заведения, междисциплинарному взаимодействию, кооперации между сотрудниками и созданию среды открытого образования. В таком глобальном контексте введение международного измерения предполагает появление у образовательных учреждений новых стратегий развития, нового видения осуществления учебной, воспитательной и исследовательской деятельности, где «международ-ность» выступает в качестве одного из приоритетных направлений и указывает на необходимость модернизации учебно-воспитательных и административных систем.

Для успешной реализации таких видов деятельности требуются специалисты с соответствующими теоретическими знаниями, профессиональными компетенциями и практическими умениями. Однако, как показывает опыт, в копилке педагогических вузов недостаточно образовательных программ, предлагающих именно такой профиль, в связи с чем, уместно говорить о настоятельной потребности в разработке и открытии новых направлений для укомплектования системы образования необхо-

димыми специалистами и подготовки своевременных научнопрактических ответов на запросы глобализирующегося общества. Магистерская программа «Международная социальная коммуникация в образовании» преследует именно эту цель, поскольку предполагает развитие профессиональных компетенций магистров педагогического образования, ориентирующихся в международной образовательной среде, обладающих фундаментальной научной базой, владеющих методологией научного исследования, современными информационными технологиями, приёмами и способами межкультурной коммуникации, готовых к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в области международной социальной коммуникации в образовании и науке.

Магистр по направлению подготовки «Педагогическое образование» и образовательной программой «Международная социальная коммуникация в образовании», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [1], готовится к следующим видам профессиональной деятельности.

В области педагогической деятельности:

1) изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений всех уровней профессионального образования и проектирования на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

2) организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнёрами в межкультурной среде, в том числе с иностранными партнёрами; поиск новых социальных партнёров, включение во взаимодействие с социальными партнёрами обучающихся;

3) использование имеющихся возможностей международной образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;

4) анализ отечественных и зарубежных направлений и методов обучения в условиях интернационализации образования, их отбор и внедрение в учебный процесс;

5) использование глубоких теоретических и практических знаний в области международной социальной коммуникации в образовании;

6) осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

В области научно-исследовательской деятельности:

1) анализ, систематизация и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в сфере международной социальной коммуникации в образовании путём применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

2) проектирование, организация, реализация и оценка научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

3) организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнёрами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнёров при решении актуальных исследовательских задач;

4) использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

5) осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе.

В области управленческой деятельности:

1) изучение состояния потенциала управляемой системы и её макро- и микроокружения путём использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

2) исследование, проектирование, организация и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

3) организация взаимодействия с коллегами и социальными партнёрами, в том числе иностранными, поиск новых социальных партнёров при решении актуальных управленческих задач;

4) использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей её обогащения и развития для обеспечения качества управления.

В области проектной деятельности:

1) проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса; проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

В области методической деятельности:

1) изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

2) исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;

3) организация взаимодействия с коллегами и социальными партнёрами, в том числе иностранными, поиск новых социальных партнёров при решении актуальных научно-методических задач;

4) использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения педагогов.

В области культурно-просветительской деятельности:

1) изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

2) создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

3) использование современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации (СМИ) для решения культурно-просветительских задач [1].

Фундаментальную подготовку обеспечивают дисциплины общенаучного цикла: базовая часть - «Современные проблемы науки и образования: Образование в многонациональном мире», «Методология и методы научного исследования», вариативная часть - «Философия образования и науки», «Психология социальных коммуникаций», «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»; курсы по выбору студента - «Практическая фонетика английского языка» / «Основы коммуникации на иностранном языке».

Профессиональный цикл представлен следующими дисциплинами: базовая часть - «Инновационные процессы в образо-

вании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Педагогика и психология профильной и высшей школы», «Деловой иностранный язык: Практическая грамматика английского языка»; вариативная часть - «Межкультур-ная коммуникация и международный культурный обмен», «Технологии международной коммуникации в образовании и науке», «Правовое обеспечение международного сотрудничества», «Методология научного исследования в международной практике», «Основы социального менеджмента», «Кросскультурный аспект управления образовательными системами», «Межкультурная медиация». Курсы по выбору: «Управление инновационными процессами в образовательном учреждении» / «Психология управления», «Мотивационно-коммуникативный тренинг» / «Ком-муникативно-компетентностный тренинг», «Практический курс английского языка» / «Иностранный язык в профессиональной коммуникации».

Практика и научно-исследовательская работа осуществляются посредством педагогической, научно-исследовательской, научно-педагогической практик и научно-исследовательской работы. Магистранты выполняют исследования в области международной социальной коммуникации, работают над магистерской диссертацией под руководством ведущих профессоров и доцентов кафедр Института психологии и педагогики, научные интересы и разработки которых связаны с теоретическими, а главное, практическими аспектами социализации личности в поликультурном обществе, его адаптации в международной образовательной среде.

Содержание дисциплин по программе «Международная социальная коммуникация в образовании» находит отражение в итоговой государственной аттестации, которая является заключительным этапом оценки качества освоения магистрантом программы подготовки и даёт объективную оценку наличию у выпускника углубленной фундаментальной профессиональной подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Практической сферой применения знаний и компетенций, приобретённых в период обучения по данной магистерской программе, является работа, связанная с международным социальным взаимодействием в социально ориентированных организациях, учебных заведениях любого уровня и научно-исследовательских учреждениях. Выпускники смогут работать в качестве организаторов, координаторов, менеджеров международного и межкультурного взаимодействия, исследователей, методистов, проектировщиков, учителей и преподавателей, поддерживающих и развивающих межкультурную социальную коммуникацию, международный образовательный и культурный обмен, ориентирующихся в международном образовательном пространстве.

Вышеизложенные методические основы подготовки магистров по программе «Международная социальная коммуникация в образовании» требуют соответствующей методологической научной платформы, позволяющей эффективно реализовывать поставленные цели, в качестве которой предложено использование педагогики в тандеме с теорией социальной коммуникации. Социальная коммуникация является не только предметом научного исследования целого ряда социогуманитарных наук, но и направлением профессиональной деятельности в сфере образования. В таком контексте изучение и исследование международной составляющей социальной коммуникации может быть направлено, как на формирование и развитие у работников образования практических навыков по общению в международном пространстве, так и на фундаментальные исследования в различных областях педагогики, психологии и теории коммуникации.

Международная социальная коммуникация в русле предлагаемой образовательной программы рассматривается как межотраслевой предмет исследования общей теории коммуникации и педагогики. Коммуникация, как социальный процесс, пронизывает все грани общества, заполняет собой все социальные группы и жизнь каждого отдельно взятого индивидуума. Актуальность и перспективность этого явления наглядно демонстрируется наличием значительного количества научных изданий в современной зарубежной и отечественной литературе, изучающих и освещающих вопросы теории коммуникации. Проблемами коммуникации, как известно, занимаются разные науки и научные направления, например, психологи считают, что коммуникация это психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), установление и развитие контактов между людьми

в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают смысловой аспект социального взаимодействия, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка.

Многоаспектность научного понимания коммуникации отмечают многие исследователи. О.Л. Гнатюк в учебном пособии «Основы теории коммуникации» [2] изложила одно из наиболее широких и универсальных определений коммуникации, способное объяснить её сущность в живой природе (биокоммуникация), в обществе (социальная коммуникация или социокоммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации) - это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира, обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). О.Л. Гнатюк рассматривает теорию коммуникации как гуманитарно-социальную коммуникологию, которая возникла на стыке целого ряда социогуманитарных и технических наук, в результате чего имеет межотраслевой предмет исследования и характеризуется методологическим плюрализмом, без которого невозможно приращение междисциплинарного коммуникативного знания. Предметом исследования коммуникологии служит социальная коммуникация, означающая «осознанный или неосознанный, с намерениями или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутри-личностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях» [2, с. 21-23, 192].

С позиций гуманитарно-социальной коммуникологии международную социальную коммуникацию можно рассматривать как составную часть социальной коммуникации. Если социальная коммуникация - это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межлич-

Библиографический список

ностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств [2, с. 17], то особенностью предмета исследования социальной коммуникации с уточняющим определением «международная» является то, что средой, в которой рассматриваются процессы передачи и восприятия информации, является международное социальное пространство.

Для педагогической науки, изучающей сущность развития и формирования человеческой личности, закономерности воспитания человека, общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов [3, с. 572], актуальными являются научные поиски в сфере социальной коммуникации, поскольку без передачи и восприятия информации, без общения и взаимодействия людей невозможно всё то, что исследует педагогика. Следовательно, педагогическое знание, развиваясь в тесной взаимосвязи с общей теорией коммуникации, будет расширено и обогащено посредством изучения научных данных и выявленных закономерностей о процессах международной социальной коммуникации в образовании.

Выделение и активное развитие различных форм международного сотрудничества в сфере образования, связанных с масштабной глобализацией общества, послужили причиной разработки новой магистерской программы «Международная социальная коммуникация в образовании», уровня сочетающего практико-ориентированную подготовку с фундаментальными научными исследованиями. Такое сочетание предполагает пополнение науки педагогики и теории коммуникации новыми научными находками и интересными данными в области международной и межкультурной коммуникации, а также подготовку высококвалифицированных специалистов с теоретическими знаниями, практическими умениями и профессиональными компетенциями для работы в международном образовательном пространстве.

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 № 35 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)» [Э/р]. - Р/д: http//umd.udsu.ш/FGOS_VPO/050100.htm

2. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. - М., 2010.

3. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн., 2001.

В^юдгарЬ|у

1. Рпкаг Ministerstva obrazovaniya i паик RF ot 14 yanvarya 2010 № 35 «ОЬ и^егеЬ^епп i ^^епп V deyjstvie federaljnogo gosudarstvennogo

obrazovateljnogo standarta vihsshego professionaljnogo obrazovaniya ро napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie

(к/аПАкаауа фере^) «тад^г»)» [ЕЬ|/г]. - R/d: http//umd.udsu.ru/FGOs_VpO/050100.htm

2. Gnatyuk, О±. Osnovih teorii коттиткасп: исЬюЬ. posobie. - М., 2010.

3. Sovremennihyj slovarj ро pedagogike / sost. Е^. Rapacevich. - Мп., 2001.

Статья поступила в редакцию 20.03.12

УДК 159+616.8(075) Chuhrova M. G, Ermolaeva A. У NTERNET ADDICTION AS A VARIANT OF ADDICTIVE BEHAVIOR. This article analyzes the main features of Internet addiction, and some personal characteristics of Internet addicts are treated influences the direction of correction.

Key words: nternet addiction, addictive behavior of the person.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБУ ВПО НГПУ;

А.В. Ермолаева, аспирант ФГБУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ВАРИАНТ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье анализируются основные признаки интернет-зависимости и некоторые личностные особенности интернет-зависимых лиц, рассматриваются направления коррекционных воздействий.

Ключевые слова: интернет-зависимость, аддиктивное поведение личности.

Проблема аддиктивного поведения в целом в настоящее время является одной из интереснейших, и еще в 1991 г. Ц.П. Короленко отмечал, что в основе аддиктивных расстройств могут лежать общие механизмы, которые объясняют возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому. Важнейшей характеристикой аддиктивного поведения является стремление к уходу от реальной жизни и насущных проблем с помощью таких видов деятельности, которые помогают сделать более комфортным свое базовое психическое состояние.

Проблема интернет-аддикции часто упоминается в СМИ, однако в силу своей новизны изучена не глубоко. Эта поведенческая зависимость не включена ни в один из существующих официальных списков заболеваний (МКБ-10, DSM -IV). В настоящее время ведутся дебаты по поводу включения ее в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года. Кроме того, в России 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.