Научная статья на тему 'Технология международной социальной коммуникации в образовании как научное понятие педагогического знания'

Технология международной социальной коммуникации в образовании как научное понятие педагогического знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / INTERNATIONAL COOPERATION / TECHNOLOGY OF INTERNATIONAL SOCIAL COMMUNICATION IN EDUCATION / COMMUNICATIVE PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Татьяна Павловна

Статья рассматривает технологию международной социальной коммуникации в образовании как совокупность средств и методов построения международной деятельности образовательных учреждений, в которой все действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Информационной базой для разработки таких технологий во многом служат коммуникативные практики международной социальной коммуникации, которые формируются на различных уровнях учебного, научно-исследовательского и других процессов учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF INTERNATIONAL SOCIAL COMMUNICATION IN EDUCATION AS A TERM OF PEDAGOGICAL STUDIES

The article considers the technology of international social communication in education as a complex of means and methods for developing international activity in educational institutions, where all actions are structured in a certain frame of sequence and integrity, the fulfillment involves achieving required results and has a predictable character. Communicative practices of international social communication mainly serve as information base for the development of such technologies; these practices emerge from different levels of educational, research and other processes of an educational institution.

Текст научной работы на тему «Технология международной социальной коммуникации в образовании как научное понятие педагогического знания»

ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОМ МУН И КАШИ

В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Международное взаимодействие, технология международной социальной коммуникации в образовании, коммуникативные практики.

Статья рассматривает технологию международной социальной коммуникации в образовании как совокупность средств и методов построения международной деятельности образовательных учреждений, в которой все действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Информационной базой для разработки таких технологий во многом служат коммуникативные практики международной социальной коммуникации, которые формируются на различных уровнях учебного, научно-исследовательского и других процессов учебного заведения.

Т.P. Glukhova

Technology of international social communication in education

AS A TERM OF PEDAGOGICAL STUDIES

International cooperation, technology of international social communication in education, communicative practices.

The article considers the technology of international social communication in education as a complex of means and methods for developing international activity in educational institutions, where all actions are structured in a certain frame of sequence and integrity, the fulfillment involves achieving required results and has a predictable character. Communicative practices of international social communication mainly serve as information base for the development of such technologies; these practices emerge from different levels of educational, research and other processes of an educational institution.

Статья предлагает результаты теоретического исследования, целью которого послужила необходимость выделения, объяснения и описания нового для педагогической науки термина «технология международной социальной коммуникации в образовании». Постановка данной исследовательской цели определила и научную новизну, заключающуюся во введении нового понятия, раскрывающего представление о процессах международной социальной коммуникации, закономерностях международного обмена и межкультурного взаимодействия в образовании.

Система образования заимствовала понятие «технология» из производственной сферы, где его высокая эффективность была практически и теоретически доказана. Технологии стали неотъемлемой частью современного производства, а технологический подход предстал «как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель

высокого профессионализма деятельности» [Селевко, 2005, с. 21]. Г.К. Селевко, автор целого ряда работ по использованию технологий в образовании, пишет, что технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, в результате чего породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами [Там же].

Наиболее общая, метапредметная трактовка понятия «технология» состоит в том, что она представляет научно и / или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей [Там же].

Социальная технология, по Ф.И. Шаркову, это «специфическое и стандартное оперативное средство деятельности социолога-практика в сфере управления, представляющее собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приёмов, направленных на определение или преобразование социального объекта, достижение заданного результата» [Шарков, 2010, с. 672].

Педагогическая (образовательная) технология как педагогическая категория обладает большой степенью обобщённости. Г.К. Селевко предлагает рассматривать её как систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам [Селевко, 2005, с. 24]. Существуют и другие трактовки понятия «педагогическая технология». В соответствии с целями данной научной работы предлагаем в качестве одного из наиболее удачных определений следующее: педагогическая технология — «это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер» [Сальникова, 2010, с. 7].

Применение технологического подхода в образовательном пространстве возможно и к такому сложному, активно развивающемуся социальному процессу учебных заведений, как международное взаимодействие. Для того чтобы обеспечить успешность данного направления, предлагается технологизация международной деятельности посредством разработки и внедрения технологий международной социальной коммуникации, которые могли бы превратить международную деятельность учебного заведения в своего рода производственно-технологический процесс, гарантирующий запланированный результат.

Технология международной социальной коммуникации может рассматриваться как педагогическая категория и разновидность педагогических (образовательных) технологий. На основе анализа различных подходов к определению педагогической (образовательной) технологии [Сальникова, 2010. с. 7; Селевко, 2005, с. 21-24; Современный словарь по педагогике, 2001, с. 783-789] выработано следующее объяснение понятия «технология международной социальной коммуникации в образовании» — это совокупность средств и методов построения международной деятельности образовательного учреждения, в которой все входящие в неё действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Такая технология есть организационно-методический инструментарий процесса международной социальной коммуникации в образовании.

Существенными характеристиками технологий международной социальной коммуникации как педагогической категории и разновидности педагогических

технологий (по Г.К. Селевко) являются системность, научность, структурированность и управляемость.

Исследования международной социальной коммуникации относятся к проблемам социокоммуникативного знания, специфика и популярность которых выходит далеко за рамки узкого круга специалистов-коммуникологов. Как социальный процесс коммуникация пронизывает все грани общества, заполняет собой все социальные группы и жизнь каждого отдельно взятого индивидуума. «Проблемами коммуникации, как известно, занимаются разные науки и научные направления, например, психологи считают, что коммуникация — это психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), установление и развитие контактов между людьми в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают смысловой аспект социального взаимодействия, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка» [Глухова, 2012, с. 230-231]. Для педагогической науки, изучающей сущность развития и формирования человеческой личности, закономерности воспитания человека, общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов [Современный словарь по педагогике, 2001, с. 572], также актуальными являются научные поиски в сфере социальной коммуникации, поскольку без передачи и восприятия информации, без общения и взаимодействия людей невозможно всё то, что исследует и где присутствует педагогика.

Коммуникация — это не только процесс передачи информации от одного социального субъекта к другому, но и процесс конструирования новых смыслов, интерпретаций, а также механизм создания новых норм и правил жизнедеятельности [Коммуникативные практики в современном обществе, 2008, с. 6]. Такое понимание коммуникации способствует развитию тенденции более многостороннего рассмотрения отношений между людьми, их взаимодействию и сотрудничеству, а также более глубокому пониманию личности в социуме. С одной стороны, такая широта понятия затрудняет взаимопонимание, с другой — придаёт масштабность социо-коммуникативным исследованиям, стимулирует их разнообразие. Теория социальных коммуникаций, какой мы её знаем сегодня, переживает стремительное развитие, в связи с чем появляются новые определения, которые нуждаются в тщательном критическом анализе. Это касается и такого понятия, как «международная социальная коммуникация».

Если социальная коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств [Гнатюк, 2010, с. 17], то международную социальную коммуникацию можно определить «как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного, группового и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств, где средой взаимодействия является международное социальное пространство, а взаимосвязи осуществляются между представителями разных стран» [Глухова, 2012, с. 44].

Важнейшим информационным источником и необходимым условием разработки эффективных технологий международной социальной коммуникации являются коммуникативные практики. Термин «коммуникативные практики» появился относительно недавно и «отражает определённую парадигмальную трансформацию в изучении природы социальной коммуникации» [Зотов, Лысенко, 2010, с. 53].

Феномен коммуникативных практик относится в большей степени к зоне повседневности — к тому, что кажется привычным, рутинным. Именно в повседневной коммуникации рождаются будущие социальные нормы, позволяющие обнаружить назревающие, пока невидимые социальные перемены и предпочтения. Коммуникация в практическом её измерении рождает будущее. И поэтому она становится особо ценным объектом для исследователя, который получает возможность увидеть, зафиксировать и подвергнуть анализу эту новацию [Коммуникативные практики в современном обществе, 2008, с. 6].

Коммуникативные практики, как поясняют в своей статье В.В. Зотов и В.А. Лысенко, являются видом социальных практик [Зотов, Лысенко, 2010]. Социальные практики — это различные упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности, которые раскрывают человеку возможности состояться в том или ином социальном качестве, иметь определённую статусно-ролевую позицию. Социальные практики представляют основные способы деятельности, познания, общения, возможные в определённой культуре и в определённый момент времени. Отсюда вытекает, что «коммуникативные практики — это упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности, направленной на передачу / приём социально значимой информации. Коммуникативные практики — это также постоянное воспроизводство систем коммуникаций различного уровня» [Зотов, Лысенко, 2010, с. 54]. Коммуникация как социальное явление внешне не видна. Она обнаруживает себя лишь в действии — она наблюдается как действие. Посредством коммуникативных практик индивид подбирает действия, обеспечивающие адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации, репрезентирует систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в конкретной коммуникативной среде.

Коммуникативные практики, реализуемые в профессиональной и повседневной деятельности международного общения, представляют интерес не только как безграничный предмет анализа, требующий ежедневного осмысления, но и как полигон освоения новых технологий международной социальной коммуникации образовательных учреждений. Актуальность исследования коммуникативных практик в этой сфере, несомненно, возрастает в условиях интернационализации образования и связанной с ней усиливающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг.

Для систем высшего образования наиболее распространенным примером коммуникативных практик международной социальной коммуникации является деятельность, направленная на поиск международных контактов, развитие международного сотрудничества, академическую мобильность студентов, обмен преподавателями и учёными. В качестве благоприятных и перспективных коммуникативных практик международного взаимодействия в данной статье предлагается четыре направления: обучение на протяжении всей жизни, дистанционное Интернет-обучение, межвузовская интернатура, образовательный туризм.

Обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) можно рассматривать в качестве новой образовательной концепции конца XX в., вызвавшей широкую поддержку в научной и образовательной среде. Обучение на протяжении всей жизни начинается с раннего детства и может продолжаться вплоть до позднего пенсионного возраста. Оно включает официальное образование (formal learning): образование, получаемое на разных возрастных этапах в образовательных учреждениях, таких как детский сад, школа, профессиональное училище, техникум, колледж, высшее учебное заведение, центр подготовки и переподготовки кадров и др.; неофициальное обучение (nonformal learning): приобретение опыта непосредственно на рабочем месте; неформальное обучение (informal learning): знания, умения и

навыки, приобретаемые в семье и ближайшем окружении индивида [Lifelong Learning..., 2003, с. XVII]. Обучение на протяжении жизни предполагает воспитание социально активной личности, способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда, требованиям работодателя и быстро растущим объёмам информации.

Второе направление — это развитие дистанционного Интернет-обучения и новых информационных технологий, которые дают возможность, наряду с традиционной образовательной деятельностью, осуществлять и специфические функции. В решении проблем фундаментального образования: интегрировать научные направления, создавать междисциплинарные курсы, формировать новые образовательные программы. В организации совместных научно-образовательных программ: создавать совместные научные лаборатории и кафедры, осуществлять коллективные научные проекты, осуществлять программы подготовки и переподготовки кадров в условиях непрерывного образования. Такие программы предполагают доступ к образовательным ресурсам, возможность создания вариативных образовательных программ различного уровня по самому широкому спектру направлений и специализаций, получение образования на протяжении всей жизни.

Межвузовская интернатура как дополнительная и добровольная учебно-прак-тическая или научно-исследовательская стажировка в виде осуществления будущими выпускниками высших учебных заведений профессиональной деятельности на специализированном предприятии или в ином учебном заведении ещё не закрепилась на российском рынке и находится в стадии активного развития. В контексте международного взаимодействия межвузовские интернатуры представляют собой вид чрезвычайно перспективных социальных коммуникаций, получающих достойную поддержку как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Примером таких социальных коммуникаций в образовании могут служить краткосрочные интернатуры, научно-практические студенческие семинары или инструктажи по определённому виду деятельности, проводимые вузами-партнёрами разных стран. Участники интернатуры получают теоретико-практическую базу, напрямую выходят в иное социокультурное пространство, взаимодействуют с представителями иных культур. Программа такой интернатуры может содержать ряд лекционно-практических курсов; тренинги; выполнение заданий педагогической, научно-исследовательской, социальной и других видов учебных практик, а также туда входят задания для научно-исследовательской работы; посещение профильных учреждений; организация и проведение совместных мероприятий со студентами принимающего вуза; участие в конференциях, форумах, семинарах; проведение круглых столов и многое другое.

Образовательный туризм в качестве образовательной деятельности и коммуникативной практики — явление новое и заслуживает особого внимания. Если ещё несколько лет назад такой вид туризма рассматривался немногими, то сегодня в свете современной динамики развития общемировой экономики и международных отношений число школьников, учащихся среднего профессионального звена, студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, растёт, а «постоянное увеличение продаж обучающих туров при повышении цен на них и появление новых направлений говорят о перспективе развития образовательного туризма» [Абдуразакова, 2010, с. 162].

JI.C. Данилова определяет образовательный туризм как «разновидность туризма, когда получение образования и обучение являются главной целью поездки [Данилова, 2010]. Такая поездка может включать общеобразовательные туры, обу-

чающие туры для взрослых, поездки студентов в языковые школы, школьные экскурсии и мероприятия по программам обмена».

Научный вывод. Педагогическое знание, развиваясь в тесной взаимосвязи с общей теорией коммуникации, расширяется и обогащается посредством выявления и изучения новых понятий, категорий и закономерностей. Технология международной социальной коммуникации в образовании может рассматриваться как совокупность средств и методов построения международной деятельности образовательных учреждений, в которой все входящие в неё действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Коммуникативные практики международной социальной коммуникации в образовании, формируясь на микроуровне учебного, научно-исследовательского и других процессов учебного заведения, постепенно конструируют новые смыслы международного взаимодействия, формируют новые макроструктуры и макропроцессы, создавая тем самым обширную базу для дизайна технологий международной социальной коммуникации и обеспечивая поступательное движение образовательного учреждения в условиях усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг.

Библиографический список

1. Абдуразакова Я.М. Современный международный туризм: Тенденции и перспективы // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2010. № 2. С. 159-165.

2. Глухова Т.П. Методические и методологические основы подготовки магистров по программе «Международная социальная коммуникация в образовании» // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 229-231.

3. Глухова Т.П. Теоретические аспекты формирования понятия «международная социальная коммуникация» // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 42—48.

4. Гнатюк O.JI. Основы теории коммуникации: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 256 с.

5. Данилова JLС. Оценка развития образовательного туризма// Известия ИГЭА. 2010. № 3 (71). С. 85-88.

6. Зотов В.В., Лысенко В.А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 53—55.

7. Коммуникативные практики в современном обществе: сб. ст. / под. ред. В.В. Васильковой, И.Д. Демидовой. СПб.: Скифия принт, 2008. 344 с.

8. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. Т.П. Сальникова. М.: Сфера, 2010. 128 с.

9. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.

10. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.

Н.Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М.: Дашков и К°, 2010. 768 с.

12. Lifelong Learning in the Global Knowledge Economy: Challenges for Developing Countries. A World Bank Report. Washington, D. C.: The World Bank, 2003. 141 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.