Научная статья на тему 'Методические аспекты бюджетно-налогового регулирования развития экономики'

Методические аспекты бюджетно-налогового регулирования развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1111
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ТРАНСФЕРТЫ / СОВОКУПНЫЙ СПРОС / FISCAL POLICY / TAXES / GOVERNMENT SPENDING / TRANSFERS / AGGREGATE DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селимова Д.Д.

Рассмотрены методические аспекты бюджетно-налогового регулирования развития экономики, приведена классификация инструментов бюджетно-налоговой политики и особенности каждого из них, представлена взаимосвязь государственных расходов, налогов, трансфертов с совокупным спросом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF FISCAL REGULATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Methodical aspects of fiscal regulation of economic development are considered, a classification of fiscal policy tools and features of each of them is given, the interrelation of government spending, taxes, transfers with aggregate demand is presented

Текст научной работы на тему «Методические аспекты бюджетно-налогового регулирования развития экономики»

ФИНАНСЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК: 338.2 ББК 65

Селимова Д.Д. - аспирантка, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Selimova D.D. - postgraduate student, Dagestan State University of National Economy

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

METHODICAL ASPECTS OF FISCAL REGULATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Рассмотрены методические аспекты бюджетно-налогового регулирования развития экономики, приведена классификация инструментов бюджетно-налоговой политики и особенности каждого из них, представлена взаимосвязь государственных расходов, налогов, трансфертов с совокупным спросом.

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, налоги, государственные расходы, трансферты, совокупный спрос.

Methodical aspects of fiscal regulation of economic development are considered, a classification of fiscal policy tools and features of each of them is given, the interrelation of government spending, taxes, transfers with aggregate demand is presented.

Keywords: fiscal policy, taxes, government spending, transfers, aggregate demand.

За годы рыночных реформ в некоторых российских регионах наблюдается не только косвенное воздействие на экономические процессы через формирование эффективной инфраструктуры и институциональной базы, но и прямую поддержку определенных видов деятельности, представляющих наибольший интерес с позиций мультипликативного воздействия на сопряженные производства [1, c. 83]. Суть государственной региональной политики заключается в создании условий для устойчивого, динамичного и сбалансированного социально-экономического развития России и ее субъектов [3, c.25]. Рыночная экономика предполагает, что государство пользуется и инструментами косвенного воздействия, в частности, бюджетно-налоговой политикой (БНП), как способами регулирования развития экономики. Можно выделить следующие инструменты бюджетно-налоговой политики государства: налоги, взимаемые с субъектов хозяйствования, государственные расходы на осуществление тех или

иных программ и трансферты. Необходимо отметить, что использование инструментов бюджетно-налоговой политики государства зависит от фазы цикла, в которой находится экономика, а также соответствующего ей вида бюджетно-налоговой политики.

Существует классификация методов налогово-бюджетной политики, согласно которой бюджетно-налоговая политика может быть дискреционной (гибкой) и недискреционной (автоматической) [4, с. 43]. Механизм реализации каждого из данных видов налогово-бюджетной политики стоит рассмотреть более детально.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика, в первую очередь, преследует определенные цели, такие как: регулировка объёмов производства, уровня занятости, темпов инфляции и экономического роста. Исходя из этих целей, подбираются методы регулирования с использованием налогов и государственных расходов. Принимаемые меры влияют и на совокупный спрос в масштабах национальной экономики, и на совокупное предложение. Таким образом, с точки зрения кейнсианского подхода дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой инструмент непосредственного воздействия на совокупные расходы.

Альтернативным решением является недискреционная бюджетно-налоговая политика, предполагающая автоматическую коррекцию налоговых поступлений в государственный бюджет с помощью предусмотренных стабилизаторов экономики. При изменении объёмов производства национальной экономики данные стабилизаторы задействуются автоматически и не требуют специальных действий правительства по корректировке экономической политики. Такими стабилизаторами могут выступать государственные трансферты, система участия в прибылях, прогрессивная система налогообложения.

У данной схемы также есть свои недостатки. Главный из них -принципиальная реактивность системы. Стабилизаторы могут сглаживать следствия циклических колебаний, однако не могут устранить их причину.

В идеале государство должно включать в свою политику большое разнообразие мер, средств и методов экономического влияния. Применяться они должны на основе сознательного подхода к национальной экономике, с осознанием как целей, которые предполагается достичь, так и свойств применяемых методов. Среди целей государственного вмешательства, решаемых методами экономического влияния через бюджетно-налоговую политику, можно выделить общий рост национальной экономики, корректировка инфляционных процессов, фиксация предельного уровня безработицы, перераспределение доходов различных социальных слоёв и достижение стабильного экономического равновесия.

Согласно работам Флоринской М.В [8, с. 150-154], Шулейко О.Л. [9, с. 86-95]- Бирюкова Н.П. [2, с. 67-72]- главным орудием государства при реализации бюджетно-налоговой политики являются расходы и доходы государственного бюджета, а именно: - государственные расходы;

- налоги;

- трансферты.

Каждый из данных инструментов имеет собственную сферу применения и специфические эффекты.

Рассмотрим в первую очередь трансферты (адресные выплаты). Их первый и непосредственный эффект выражается в повышении потребительского спроса, поскольку при увеличении социальных выплат доход семьи, хозяйства или организации растёт при сохранении прежнего уровня затрат. Если получателем трансферта выступает фирма или иная коммерческая организация, то с высокой вероятностью она инвестирует полученные от государства средства в расширение производства и, возможно, в дальнейшие инвестиции. Уменьшение выплат, наоборот, ведёт к снижению совокупного спроса в масштабах национальной экономики.

Налоги представляют собой пример, зеркально противоположный трансфертам и по непосредственной сути, и по влиянию на экономические процессы. При повышении применяемых ставок налогов сокращается совокупный спрос (поскольку он привязан к возможному доходу). Компании, испытывающие сокращение прибыли, менее склонны делать инвестиции. При снижении ставок налогов у потребителей и производителей высвобождаются дополнительные средства, что имеет противоположный эффект.

Государственные расходы (в частности, закупки) приводят к росту совокупного спроса.

Данные инструменты могут применяться с различными тактическими целями в разнообразных фазах экономического цикла, имея одну стратегическую цель, заключающуюся в стабилизации экономики.

Реализация бюджетно-налоговой политики имеет и свои проблемные стороны. Среди проблем, прямо вытекающих из сути данной политики, стоит выделить централизацию её проведения и бюджетно-налоговую направленность.

Первый фактор приводит к тому, что региональные бюджеты становятся всё более зависимыми от политики федерального центра. Второй ограничивает её применение исключительно экономическими методами.

Однако стоит отметить, что государственные финансы являются одной из основ саморегуляции социальных систем, инструмент воздействия государства на процессы в национальной экономике, социальные и экономические условия жизни общества. Альтернативы данным методам в рыночном обществе не существует. Государственное макроэкономическое регулирование нуждается в постоянной обратной связи, в роли которой выступают зависимости между показателями эффективности бюджетно-налоговой политики и макроэкономическими динамическими процессами [7, с. 38].

Стоит отметить и сильные стороны бюджетно-налоговой политики:

1. Мультипликативный эффект влияния на экономику при

применении того или иного инструмента БНП.

2. Сглаживание циклических колебаний экономики благодаря автоматическим стабилизаторам.

3. Оперативное влияние проводимых решений на экономику (короткий внешний временной лаг).

Будучи инструментами, предназначенными для реализации одной и той же цели, меры бюджетно-налоговой политики тесно между собой связаны, а действие любой из них интерферирует с действиями других принимаемых мер.

Каждый инструмент бюджетно-налоговой политики оказывает комплексное воздействие на экономические процессы. Поэтому методы воздействия БНП на экономику можно разделить на прямые и косвенные, в зависимости от характера воздействия выбранного инструмента.

В число прямых методов принято включать использование государственных расходов в целях бюджетного регулирования. Данные расходы необходимы государству уже по той причине, что оно существует и выполняет свои функции. Другая цель государственных расходов - воспроизводство текущих экономических и социальных отношений в конкретном государстве в конкретный период времени (что может быть обусловлено как идеологическими, так и прагматико-экономическими соображениями).

Существует общепринятая классификация государственных расходов:

- социально-культурные;

- экономические и народно-хозяйственные;

- военные;

- управленческие.

В реальности государственные расходы реализуются через финансово-бюджетную систему. Их элементы находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, что образует своеобразную целостность, в которой иерархический принцип сочетается со связями более сложного порядка.

Разделение бюджетных расходов и доходов по территориальному признаку происходит согласно бюджетному устройству страны. Как правило, в федеративных государствах существует разделение между доходно-расходными полномочиями центра, субъектов федерации и местного самоуправления.

Среди факторов, определяющих объём и структуру государственных расходов, выделяют не только государственную политику, но и общий уровень экономического развития, благосостояние населения и соотношение государственного и частного секторов экономики.

Важность государственных расходов в функционировании экономики трудно переоценить, поскольку являются одним из ключевых факторов воспроизводства социальных и экономических отношений, а также необходимы для коррекции, дополнения, а в экстремальных

случаях и замены рыночных механизмов, дающих по некоторым причинам сбои. Государственные расходы облегчают передачу сигналов в рамках рыночной обратной связи. С их помощью можно оказывать на субъекты рынка направленное координирующее влияние. Государственные расходы смягчают расслоение социальных групп, которое неизбежно при рыночном хозяйстве и при недостаточном запасе стабильности способно стать негативным фактором развития общественной ситуации.

Проблема низкого качества государственных программ сказывается на эффективности реализации государственной политики России в соответствующих сферах регулирования и расходов федерального бюджета [5, с. 138]. Финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджете для дальнейшего направления на определённые социально-экономические цели в рамках действующей БНП, в основном формируются из налоговых поступлений. Налоги выполняют не только мобилизационную функцию, обеспечивающую поступление средств в государственный бюджет для нужд государства и осуществление БНП в области государственных расходов. Они также имеют эффект косвенной реализации БНП путём воздействия на потребительский спрос и на финансовые возможности производителей различных товаров и услуг.

Данные функции (общественное назначение и влияние на воспроизводственные процессы) определяют сущность налогов как экономической категории.

Один из показателей оптимально работающей налоговой системы - её эффективность в плане реализации дискреционной БНП, имеющей целью стабилизацию и развитие экономики страны. Для этого налоговая система располагает целым набором инструментов-надстроек (налоговыми ставками, налоговыми льготами, способами налогообложения и т.д.), которые в совокупности представляют собой налоговый механизм.

В задачи государства входит прогнозирование и планирование налоговых поступления в бюджеты разных уровней на основе научно обоснованной системы расчётов. Одна из функций такой системы заключается в оценке налогового потенциала конкретных регионов, с целью разработки путей его предполагаемого развития и, соответственно, формирования налогового потенциала.

При планировании на региональном уровне необходимо проанализировать все аспекты ситуации не только в налогообложении, но и в текущем состоянии социально-экономического развития региона, и в перспективах его ближайшего развития на основе прогнозных оценок. Каждый регион является сложным социально-экономическим комплексом с системой взаимозависимостей в производственной и социальной сфере. В идеале эта зависимость должна работать на более полное использование ресурсов региона, его трудового и интеллектуального потенциала и, соответственно, удовлетворению потребностей населения [6, с. 156].

Инструменты воздействия на экономику отличаются как по своим методам и целям, так и по эффективности в разных условиях. Однако можно выделить базовые инструменты. К ним относятся государственные расходы и налоги, которые действуют постоянно и определяют уровень совокупных расходов, объёма национального производства, занятость населения и другие параметры экономики государства.

В структуре государственных расходов заметное место занимают трансфертные платежи. Под этим термином подразумевается система экономических и политических мер и программ, цель которых - выплата средств населению в денежной форме. Трансфертные платежи осуществляются путём перераспределения средств через государственный бюджет. В первую очередь адресатами трансфертных платежей являются нуждающиеся (живущие за чертой бедности). Также получателями платежей могут выступать пенсионеры, работники, получающие пособие по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям, получатели процентов по государственному долгу. Источником трансфертных платежей является налогообложение: подоходный налог, отчисления в фонды социального страхования. Менее важную роль играет частная благотворительность и другие источники, не имеющие жёсткой регламентации.

Как видно из вышесказанного, суть трансфертных платежей заключается в перераспределении суммарного дохода в пользу менее обеспеченной части населения, что способствует сокращению доходов более обеспеченной части, и, соответственно, к снижению потребительских расходов данной части, а также уменьшению объёмов их сбережений.

По сравнению с другими государственными расходами трансфертные платежи имеют меньшее значение мультипликатора, поскольку их часть сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей исчисляется путём умножения мультипликатора государственных расходов на предельную способность к потреблению. Данный вид платежей подразумевает, что они направляются определённым группам населения и таким образом изменяют величину личного дохода представителей данных групп. Это оказывает эффект на совокупный спрос в масштабах экономики государства: адресаты трансфертных платежей таким образом начинают подучать больший доход и, соответственно, способны нести более крупные расходы (при условии неизменности налогообложения). Далее, на рисунке 1 представлены инструменты и методы социально-экономического регулирования государства.

В заключение стоит сделать вывод, что сама по себе бюджетно-налоговая политика является лишь одним из инструментов регулирования экономической жизни страны. Роль бюджетно-налоговой политики в реализации политики государства крайне велика. Но, как любой узконаправленный инструмент, она имеет свои сильные и слабые стороны. Основные методы бюджетно-налоговой политики - изменение налогообложения и регуляция трансфертных платежей.

Корректное применение методов бюджетно-налоговой политики может позитивно сказаться на состоянии экономики в целом и помочь достичь задекларированных бюджетно-налоговой политикой целей. Инструменты бюджетно-налоговой политики следует рассматривать в комплексе из-за их постоянной органичной взаимосвязи.

Концепция социаль разви >но-экономического тия РФ

Социально-экономи ческая политика в РФ

Бюджетно-налоговая политика

Инструменты

государсг венные расходы

трансферт ы

Экономические инструменты

Методы

обшрственн ыеработы

— занятость

трансферты

измененияв наложив правовом

Результат

увеличение государствен ных

снижение налоговых ставок

Г

Финансовый механизм

политика государств

енных расходов

политика государств енных доходов

Денежно-кредитный механизм

Рисунок 1. Инструменты и методы социально-экономического регулирования государства

1. Абдулманапов, С.Г., Курбанова, У.А., Заманова, Г.М. Проблемы стимулирования развития горных территорий Республики Дагестан // Эффективное развитие горных территорий России. Горный форум -2016: Материалы международной научно-практической конференции. ГАОУ ВПО "Дагестанский государственный институт народного хозяйства", 2016. с. 432.

2. Бирюкова Н.П. Совершенствование инструментов бюджетно-налоговой политики // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. Изд-во: Орловский государственный университет экономики и торговли (Орел). 2017, № 6. с. 411.

3. Абдулманапов, С.Г., Курбанова, У.А., Заманова, Г.М. Проблемы стимулирования развития горных территорий Республики Дагестан // Эффективное развитие горных территорий России. Горный форум -2016: Материалы международной научно-практической конференции. ГАОУ ВПО "Дагестанский государственный институт народного хозяйства", 2016. с. 432.

4. Бирюкова Н.П. Совершенствование инструментов бюджетно-налоговой политики // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. Изд-во: Орловский государственный университет экономики и торговли (Орел). 2017, № 6. с. 411.

5. Гираев, В.К. Фискальная политика государства на региональном уровне: сущность, принципы и задачи // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2015. - №1. - С. 135.

6. Гитиятулин, Ш. Н., Астахова, Н. А. Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика // Поиск (Волгоград). Изд-во: Волгоградский филиал Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета. Волгоград. 2016, № 2. с. 67.

7. Кузнецова, Е.К., Хаиров, Б.Г. Программно-целевой подход в бюджетном процессе: новые возможности или новые риски // Фундаментальные исследования- 2016 - №10-1 - С. 233.

8. Тюрина, Ю.Г. Методологические и практические проблемы оценки налогового потенциала региона // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. Изд-во: Оренбургский государственный аграрный университет (Оренбург). 2013, № 6. с. 249.

9. Флоринская, М.В., Флоринский, О.С. Состояния бюджетно-налоговой политики и связанных с ней проблем социально-экономического развития // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2015 - №10. - с. 111.

10. Флоринская, М.В. Модернизация инструментов бюджетно-налоговой политики с целью обеспечения устойчивого экономического развития территорий // Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. Изд-во: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования и науки «Учебный центр «Магистр» (Кисловодск). 2017, № 3. с. 226.

11.Шулейко, О.Л. Налоговые расходы как инструмент бюджетно-налоговой политики // Белорусский экономический журнал. - 2014 -№ 3 (68). - с. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.