Научная статья на тему 'Аспекты фискальной политики государства'

Аспекты фискальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6209
1095
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СПАД ПРОИЗВОДСТВА / UNEMPLOYMENT / ECONOMIC GROWTH / FISCAL POLICY / GOVERNMENT REGULATION OF THE ECONOMY / DECLINE IN PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрахим Мустафа Али

В статье исследуется понятие фискальной политики, раскрывается сущность государственного регулирования социально-экономического развития как процесса включения государства в экономическую сферу общества посредством бюджетно-налоговой политики. Даются определения видов фискальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF FISCAL POLICY OF THE STATE

In the article explores the concept of fiscal policy, the essence of state regulation of social and economic development as a process of inclusion of the state in the economic sphere of society through of fiscal policy. Defines types of fiscal policy.

Текст научной работы на тему «Аспекты фискальной политики государства»

УДК 366.143 М.А. Ибрахим

Mustafa Ibrahim

АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье исследуется понятие фискальной политики, раскрывается сущность государственного регулирования социально-экономического развития как процесса включения государства в экономическую сферу общества посредством бюджетно-налоговой политики. Даются определения видов фискальной политики.

Ключевые слова: безработица, экономический рост, фискальная политика, государственное регулирование экономики, спад производства.

ASPECTS OF FISCAL POLICY OF THE STATE

Annotation. In the article explores the concept of fiscal policy, the essence of state regulation of social and economic development as a process of inclusion of the state in the economic sphere of society through offiscal policy. Defines types offiscal policy. Keywords: unemployment, economic growth, fiscal policy, government regulation of the economy, the decline in production.

Фискальная политика государства - это важнейшая, если не самая главная часть общей политики государства. По сути, в условиях рыночных отношений, именно фискальная политика определяет направление и темпы развития народного хозяйства. Если экономика государства пробуксовывает, то в первую очередь необходимо проанализировать налоговую систему как основу фискальной политики государства.

Фискальная политика государства призвана, не просто формировать государственный бюджет, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества в целом, но и быть справедливой. Основной принцип фискальной политики должен быть таковым - чем больше доходы, тем больше платежей в бюджет, а не облагать нищих непомерными налогами и, при этом, брать с богатых минимум. К сожалению, такой подход часто существует в системе налогообложения государств, в том числе и в России. А это, как правило, помимо недовольства многих граждан, вызывает и застой, и стагнацию в экономике.

Посредством государственного бюджета и фискальной политики, т.е. с помощью различных манипуляций с государственными расходами и налогообложением государство способно изменить очень многое в экономке. Например, можно поменять отраслевую структуру народного хозяйства, создать лучшие условия для развития производства, занятости населения, снизить инфляцию и многое иное. Но в России все не так. Несмотря на понимание многих проблем в экономике, фискальная политика российского государства не меняется уже давно. Всем ясно что современная ситуация в налоговой системе не способствует развитию экономики, не стимулирует внутренний спрос, без которого народное хозяйство России развиваться не будет. Определим, кому выгодна такая ситуация с применением фискальной политики в России в ее существующем виде: нескольким добывающим корпорациям и банкам. Вот почему в России создаются новые банки очень часто, при финансовой поддержке Правительства. Ситуация при этом в реальном производстве упадническая. В настоящее время, если не считать ряд отраслей монополистов, экономика реального сектора едва ли считается конкурентоспобной на рынке. Существующая сегодня фискальная политика в России выгодна лишь отдельным юридическим и физическим лицам, но не экономике в целом и, тем более,не большинству граждан России. Экономика - это не наличие денег (деньги - это всего лишь посредник, соединяющий всех производителей при обмене своим трудом), а работа реального производства, являющаяся истинным богатством государства. Можно иметь много денег (особенно бумажных) и быть нищим, а

© Ибрахим М.А., 2016

можно быть богатым без денег, имея свое производство. Большими вливаниями денег в банки экономику не поднять.

В теории фискальной политики выделяют два основных подхода:

- дискреционная фискальная политика - сознательное регулирование налогообложения и государственных расходов с целью повысить объемы производства, занятость населения, совокупный спрос и так далее, за счет увеличения расходов и дефицита бюджета при снижении налогов. А в период подъема этот дефицит гасится;

не дискреционная фискальная политика - использование автоматических стабилизаторов. Например, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом налоговые ставки действуют достаточно долго, не меняя своих величин. Но данная схема хороша только в том случае, если и сами налоги и их ставки построены правильно, направлены на стимулирование экономики, совокупного спроса и так далее, а не просто, как ныне в России, только по фискальному принципу [2].

Фискальная политика - это основа влияния государства на свою экономику, и от того, насколько правильно и справедливо Правительство этим пользуется, зависит, собственно, как жизнь государства, так всех его граждан. Увы, настоящее положение экономики России показывает, что в этом вопросе Правительство пока не на высоте. Фискальная политика подразделяется на автоматическую и дискреционную. И та и другая могут быть сдерживающей или стимулирующей. Стимулирующая политика - необходима при возникновении экономического спада, направлена на борьбу с безработицей, а также на увеличение спроса на отечественные товары. Нередко в качестве инструмента стимулирующей политики применяется снижение налоговых ставок. Сдерживающая политика - это эффективное средство при перегреве экономики, основная ее цель - снижение инфляции. В таком случае действия, предпринимаемые правительством, противоположны тем, которые рекомендованы при стимулирующей политике: налоги повышаются, объемы госзакупок уменьшаются. Кроме дискреционной фискальной политики существует автоматическая фискальная политика. Автоматиче-скаяфискальная политика опирается на действие стабилизирующих факторов, встроенных в экономику и не нуждается в особом управлении.

Достоинства дискреционной фискальной политики: мультипликативный эффект - это совокупное воздействие инструментов, которое позволяет сбалансировать состояние всех отраслей экономики; отсутствие задержки (так называемого внешнего лага). Это означает, что изменения вступают в силу сразу же после принятия соответствующих законов, меры дискреционной политики обычно настолько эффективны, что первые результаты заметны по прошествии незначительного периода времени. Чистой дискреционной политики в современной экономике не существует, а значит, она также опирается на действие встроенных стабилизаторов. Это значительный плюс, так как при незначительных колебаниях экономики не требуется специальных мер, в ситуации циклического изменения все подъемы и спады стабилизируются без участия законодательной власти.

Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной. Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели - преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада [2].

Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики. Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, след-

ствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость. Но в то же время страна, являющаяся торговым партнером, переживает стремительный рост экономики. В результате происходит настолько быстрое увеличение совокупного спроса, что возникает инфляция.

На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено. И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий. Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ.

В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы. Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское Правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику. В качестве примера можно привести использование плоской ставки налога на доходы физических лиц. Но в некоторых случаях эффективность системы снижается по причине непродуктивности администрирования и применения законодательства о налогах и сборах.

В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика - это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля.

В современных условиях государственное регулирование экономики решает различные задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ (государственного регулирования экономики) определяются характером и составом экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Для достижения желаемых целей государство проводит фискальную политику. Бюджетно-налоговая политика - это инициатива Правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью достижение естественной безработицы, обеспечение рабочих мест для населения и решение экономических проблем страны. Она является частью финансовой политики, важной составной частью экономической политики государства и инструментом государственного регулирования экономики. В условиях циклического развития экономики для каждой фазы цикла будут присущи свои цели и задачи, свой инструментарий и методы регулирования.

В период экономического спада, зачастую, проводят стимулирующую политику, целью которой является повышение инвестиционной активности как внутри государства, так и для привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, через увеличение государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса, для увеличения совокупного выпуска. Во-вторых, через норму банковского процента, которая не должна быть слишком высокой, чтобы предприниматели могли брать кредиты. В третьих, через регулируемую ставку налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос путем снижения налогов.

Совершенно иные мероприятия проводятся в период начинающегося подъема экономики, порой переходящего в кризис перепроизводства. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (ре-стрикционная) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов(сокращение государственных закупок), уменьшение выплат трансфертов, увеличение налогов, это позволяет снизить уровень инфляции спроса ценой роста безработицы и спада производства. Всестороннее изучение этого аспекта, а также компетентное использование механиз-

мов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Грамотно спланированная и последовательно проводимая бюджетно- налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов. Необходимо учесть тот факт, что эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно- кредитной политики.

Государственное регулирование подразумевает использование набора инструментов, способствующих реализации наиболее выгодной государству политики, т.е. это, по сути, действие налогового механизма. Итак, механизм реализации фискальной функции налогов проявляется в процедуре изъятия определенной части доходов налогоплательщиков, что достигается при условии добровольной уплаты налогоплательщиком необходимой исчисленной суммы. В ином случае соответствующие органы вынуждены применять принудительные меры изъятия налогов с целью соблюдения принципа полноты и своевременности формирования доходной части государственного бюджета.

Регулирующая роль налогов предполагает не прямое снижение налогового бремени, а преимущественно создание логической цепочки, связывающей налогообложение с результатами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в целях стимулирования и расширения налогооблагаемой базы [1].

Недостатки фискальной политики:

при применении мер фискальной политики в первую очередь проявляется эффект вытеснения. Этот термин обозначает, что в период спада экономики значительно увеличивается расходование бюджетных средств. Как результат происходит повышение процентных ставок;

- внутренний лаг. Этот термин схож с внешним лагом и обозначает задержку во времени между моментом, в который вмешательство в экономические процессысо стороны государства стало необходимостью, и моментом, когда было принято соответствующее решение;

- сложности с расчетом величины изменения экономических инструментов. Для принятия эффективного решения требуется взвешенный анализ ситуации и точный расчет, которые не всегда возможны. В любом случае на одной из стадий стабилизации экономики с помощью фискальной политики возникает дефицит бюджета. Он может быть выражено в минимальной степени, но присутствует обязательно.

Таким образом, фискальная дискреционная политика - это законодательное регулирование колебаний экономики, которое направлено, в первую очередь, на стабилизацию и по возможности безубыточное прохождение кризисных периодов экономики. А под фискальной политикой понимается использование государственных расходов в целях воздействия на макроэкономические условия. Фискальная политика предполагает манипулирование доходной и расходной частями государственного бюджета в целях обеспечения устойчивости экономики. Действенными методами реализации фискальной политики являются законодательно установленные нормы, направленные на создание условий для эффективности развития экономики.

Библиографический список

1. Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы. / Л. А. Бур-мистрова // Вестник Университета. - 2012. - № 3. - С. 73-78.

2. Колмогорова, Ю. В. Фискальная политика как способ государственного регулирования экономики / Ю. В. Колмогорова, П. К. Глоба, Д. Ф. Исламутдинова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О. Н. Широкова. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 242-244.

3. Курмаев, П. Ю. Практические аспекты реформирования организационной модели государственного регулирования / П. Ю. Курмаев // Перспективы науки и образования. - Вып. №6. - 2013. - С. 219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.