Научная статья на тему 'Методическая система учителя по оцениванию речевых и языковых компетенций учащегося'

Методическая система учителя по оцениванию речевых и языковых компетенций учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетина Светлана Владимировна

В условиях модернизации образования в России для реализации задач образовательной политики особую актуальность приобретает наличие методической системы учителя, направленной на достижение высокого уровня профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Стремление учителя к непрерывному образованию и постоянному пополнению дефицита знаний являются основными признаками правильно функционирующей методической системы. Наличие у учителя иностранного языка сформированной методической системы является показателем результативности его деятельности. В качестве системообразующего компонента методической системы современного учителя иностранного языка автор предлагает оценочную деятельность. Обучение иностранному языку не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Правильное функционирование методической системы позволяет учителю устанавливать действительный уровень владения иностранным языком на основе анализа результатов оценивания, а также умение своевременно вносить соответствующие коррективы в организацию образовательного процесса. Активное использование оценочного компонента методической системы формирует представление учителя о том, насколько учащиеся усвоили языковой материал, овладели видами речевой деятельности, а также позволяет планировать процесс обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тетина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’ methodical system of speech and language competences evaluation of student

The availability of a teacher's methodical system becomes particularly topical in conditions of modernization of Russian education for the realization of the objectives of education policy aimed at achieving a high level of professional activity in the educational-training process. The desire of teachers to continuous learning and constant replenishment lack of knowledge are the main signs of properly functioning methodical system. Foreign language teachers have formed a methodical system is an indicator of the impact of its activities. As a pivotal component in methodic system of modern foreign language teachers, the author offers assessment activities. Learning a foreign language cannot be complete without a regular and objective information on the how to digest the material students as they apply their knowledge to solve practical problems. The proper functioning of the methodical system allows the teacher to establish a valid language level on the basis of the analysis of the results of the evaluation, as well as the ability to make timely adjustments in the organization of educational process. Active use of the evaluation component of the methodical system generates a representation of teachers about how much students have learned the language material, captured views of speech activities, as well as allows you to plan the process of learning a foreign the language.

Текст научной работы на тему «Методическая система учителя по оцениванию речевых и языковых компетенций учащегося»

с. В. Тетина

ММетодическая система учителя по оцениванию речевыми языкдвъх компетенций.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 372.881.1+371.26

Методическая система учителя по оцениванию речевых и языковых компетенций учащегося

С. В. Тетина

Teacher' methodical system of speech and language competences evaluation of student

S. V. Tetina

Аннотация. В условиях модернизации образования в России для реализации задач образовательной политики особую актуальность приобретает наличие методической системы учителя, направленной на достижение высокого уровня профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Стремление учителя к непрерывному образованию и постоянному пополнению дефицита знаний являются основными признаками правильно функционирующей методической системы. Наличие у учителя иностранного языка сформированной методической системы является показателем результативности его деятельности. В качестве системообразующего компонента методической системы современного учителя иностранного языка автор предлагает оценочную деятельность. Обучение иностранному языку не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач.

Правильное функционирование методической системы позволяет учителю устанавл и-вать действительный уровень владения иностранным языком на основе анализа результатов оценивания, а также умение своевременно вносить соответствующие коррективы в организацию образовательного процесса. Активное использование оценочного компонента методической системы формирует представление учителя о том, насколько учащиеся усвоили языковой материал, овладели видами речевой деятельности, а также позволяет планировать процесс обучения иностранному языку.

Abstract. The availability of a teacher's methodical system becomes particularly topical in conditions of modernization of Russian education for the realization of the objectives of education policy aimed at achieving a high level of professional activity in the educational-training process.

The desire of teachers to continuous learning and constant replenishment lack of knowledge are the main signs of properly functioning methodical system. Foreign language teachers have formed a methodical system is an indicator of the impact of its activities. As a pivotal component in methodic system of modern foreign language teachers, the author offers assessment activities. Learning a foreign language cannot be complete without a regular and objective information on the how to digest the material students as they apply their knowledge to solve practical problems.

The proper functioning of the methodical system allows the teacher to establish a valid language level on the basis of the analysis of the results of the evaluation, as well as the ability to make timely adjustments in the organization of educational process. Active use of the evaluation component of the methodical system generates a representation of teachers about how much students have learned the language material, captured views of speech activities, as well as allows you to plan the process of learning a foreign the language.

Ключевые слова: учитель, методическая система учителя, оценочная деятельность, языковые и речевые компетенции.

Keywords: teacher, methodical system of teacher, evaluation activity, language and speech competence.

Методическая система учителя важная составляющая его профессиональной деятельности. Обратимся к понятию «методическая система учителя» и рассмотрим ее компоненты. Методическая система представляет собой своеобразное структурное образование, в качестве элементов которого выступают цели, методы, формы и средства обучения. Методическая система «персонифицирована, неповторима, инерционна ив то же время динамична, поскольку обогащается профессиональным и жизненным опытом учителя» [1, с. 62]. В современной практике образования особое внимание уделяется развитию личности обучающего, в соответствии с этим методическая система обогащается новыми компонентами такими как «результат обучения и учет индивидуальности обучающихся» [2, с. 10]. В состав методической системы включены методы, формы и средства, которые используются при осуществлении ведущих функций учебного процесса (планирование, осуществление, контроль и т. п.) и нацелены на достижение планируемых результатов обучения. В рамках данной статьи рассмотрим контроль как один из ведущих компонентов методической системы учителя на примере иноязычного образования. Контроль уровня сфор-мированности иноязычной коммуникации становится наиболее важной задачей в преддверии обязательного экзамена по иностранным языкам. Попробуем разобраться «что такое контроль», а также «кому и зачем нужно оценивание», и «какое оно современное оценивание».

Термин «контроль» используется в узком значении как этап (часть) урока, во время которого осуществляется проверка, например, домашнего или выполненного в классе задания. Термин «контроль» также употребляется и в случае контроля со стороны учителя как способе управления образовательным процессом, учебной деятельностью учащихся. В широкой трактовке данный термин включает в себя надсмотр, проверку, оценку, измерение, управление.

Контроль как составная часть образовательного процесса необходим для установления уровня владения иностранным языком, насколько учащиеся продвинулись в изучении иностранного языка [3]. Контроль является основным источником информации о том, что происходит в учебном процессе, контроль по-

могает учителю проверить «уровень овладения способами действия при анализе языковых явлений, степень овладения видами речевой деятельности» [4, с. 7]. Особое значение при рассмотрении контроля придается единству его собственно контролирующей и обучающей функций. Суть этого единства заключается в том, что «содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер», синтезировать ранее усвоенный материал и приобретенные умения, обеспечивать их повторение и закрепление [5].

Совершенно очевидно, что в становлении индивидуальной методической системы учителя иностранного языка большую роль играет позиция самого учителя к оценочной деятельности. Оценочная деятельность учителя направлена на выявление достижения планируемых результатов и осуществляется на основе правильно подобранного контроля. Предлагаем рассмотреть три вида контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль - самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, призван обеспечивать своевременную обратную связь и способствовать улучшению учебного процесса. Текущий контроль обнародует все функции контроля в обучении иностранному языку: проверочная, оценочная, стимулирующая и др.

Промежуточный контроль преследует цель проверки усвоения целого раздела (юнита) изученного материала.

Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения или по завершении освоения курса иностранного языка. Итоговый контроль направлен на выявление достигнутого уровня обученности, определение степени сформированности иноязычной коммуникативной компетентности учащихся. Итоговый контроль предназначен для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый уровень обученности в различных видах иноязычной речевой деятельности по завершению определенного этапа обучения. При итоговом контроле доминирует оценочная функция.

Прежде чем перейдем к более подробному рассмотрению видов контроля, отметим, что для правильного функционирования методической системы учителя иностранного языка, необходимо понимать задачи контроля в ино-

с. В Тетина

ММетодическая система учителя по оцениванию речевыми языковых компетенции...

язычном образовании на различных этапах и уровнях обучения.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Иногда контроль данного вида помогает учителю выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала. При выполнении учащимися лексических и грамматических упражнений и речевых задач к учителю поступает информация, т. е. показатели качества действий обучаемых. На основании этих показателей принимаются оперативные решения по коррекции процесса обучения. Е. М. Товма считает, «такой контроль, не прерывая процесса обучения, не нарушая его логической структуры, предоставляет в распоряжение учителя возможность соответствующим образом управлять обучением, вносить необходимые изменения в свою деятельность и деятельность учащихся [6, с. 3]. Основной задачей текущего контроля является регулярное управление учебной деятельностью учащихся и их корректировка. Поскольку этот вид контроля будет осуществляться в процессе становления речевых умений, то основным объектом контроля будет степень сформированно-сти языковых компетенций. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо одного вида речевой деятельности. Текущий контроль необходим для проверки первичного усвоения лексических единиц, грамматических явлений и др. Учитель не отводит специального времени на уроке для текущего контроля, контроль происходит в процессе обучения. Текущий контроль позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Важными задачами текущего контроля являются стимулирование регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Промежуточный контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам («юнитам»). Данный вид контроля проверяет овладения учащимися определенных знаний в результате изучения достаточно большого объема материала.

Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть или семестр. Промежуточный контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами. Поэтому уместно утверждать, что объектом контроля в этом случае будут речевые умения.

Итоговый контроль является интегрирующим контролем, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к итоговому контролю происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала.

У учащихся проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Итоговый контроль определяет соответствие проверяемых речевых и языковых компетенций, тому или иному уровню обучения, заданным параметрам, предусмотренный программой.

Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме.

Проверка всех видов речевой деятельности обусловлена тем, что данная проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом.

Поэтому, можно сделать вывод, что итоговый контроль - это контроль степени овладения учащимися коммуникативной компетенцией на том или ином уровне.

В образовательном процессе и в методической системе учителя контроль как органический компонент выполняет определенные функции. Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны. В отечественных методических публикациях выделяются следующие функции контроля:

- собственно контролирующая (проверочная);

- оценочная;

- обучающая;

- управляющая (управленческая) и, в частности, корректирующая;

- диагностирующая (диагностическая);

- предупредительная, стимулирующая и мотивирующая;

- обобщающая;

- развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая.

В методической системе учителя иностранного языка, как ранее уже отмечали, контроль и его функции играют важную роль в оценивании достижений планируемых результатов. Остановимся лишь на некоторых из них подробнее.

Проверочная функция осуществляет проверку достижений определенного уровня усвоений иноязычных компетенций. В общедидактическом плане структура контроля предполагает функционирование обратной связи, без которой невозможно обеспечить регулирование и корре-гирование этого процесса, проектирование и конкретизацию новых целей обучения. Данная функция позволяет учителю управлять образовательным процессом, действовать осмысленно и системно.

Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется мотив изучения иностранного языка. Именно от оценочной функции во многом зависит психолого-педагогическое воздействие на учеников. Не вызывает сомнения тот факт, что любая деятельность на уроке нуждается в оценке. Совершим небольшой исторический экскурс. В 1918 году отменили балльную систему отметок, и перевод из класса в класс осуществлялся по решению педсовета (постановление Наркомпроса «Об отмене отметок»). В 1935 году вводится пятибалльная вербальная система отметок («очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»). Данная система отметок утверждена постановлением СНК СССР И ЦК ВКП (б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе». И только в 1944 году постановлением СНК РСФСР» О введении цифровой 5-балльной системы успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» были дополнены вербальные отметки цифровыми.

Здесь следует обратиться к эволюции вопроса оценивания: от отметки к оценке, от оценки к оцениванию. Отметка - это количественное выражение оценки и в традиционной школьной шкале имеются следующие отметки: «два», «три», «четыре», «пять». Оценка - это результат любого процесса оценивания. Оценивание -

это измерение уровня образовательных достижений, процесс стремления к положительному результату, например, в изучении иностранного языка. Современное оценивание в иноязычном образовании отходит от субъективного и приближается к субъективно-объективному, переходит от формально-языкового к содержательно-критериальному, стремится к сочетанию внутренней и внешней экспертизе. Современное оценивание должно быть гибким, много инструментальным, понятным, психологически комфортным, двухсоставным: суммативным и формативным. Главным инструментом оценочного арсенала современного учителя иностранного языка является балльно-рейтинговое оценивание. Критериально и нормативно ориентированное оценивание помогает и учителю, и ученику.

Диагностирующая функция проявляется в способности произвести диагностику обучен-ности, определить существенный уровень владения учащимися иноязычными компетенциями на конкретном этапе или уровне обучения, обнаружив тем самым «успешность или неуспешность учения, и в зависимости от обнаружения результатов строить дальнейшую обучающую деятельность» [7]. Особенно проявляется данная контролирующая функция в иностранном языке. При контроле сформированно-сти языковых навыков диагностическая функция работает на устранение ошибок. При контроле же речевых умений основное внимание учителя направляется на акт общения и решения коммуникативной задачи. Ошибки в этом случае рассматриваются дополнительными критериями оценивания, например, критерии оценивания языкового оформления речи. Овладение иностранным языком - процесс формирования у учащихся иноязычных компетенций и достижение определенного уровня владения языком в терминах Совета Европы (А2 - пороговый, В1 - допороговый и В2 - продвинутый пороговый).

В ходе процесса обучения изменяется уровень языка: либо осуществляется положительная динамика, либо обнаруживается отрицательный результат. Именно во втором случае необходим контроль, который выявляет эти проблемы, устраняет причину возникновения проблем и одновременно диагностировать трудности, испытываемые учащимся. Диагностическая функ-

с. В Тетина

Методическая система учителя по оцениванию речевыми языковых компетенций...

ция контроля реализуется в ходе всего образовательного процесса усвоения языкового материала и развития речевых умений на всех этапах и уровнях обучения. «В содержание диагностической функции входит не только установление фактора успешности/неуспешности в обучении, но и анализа причин, приведших к этому факту». Диагностическая функция контроля помогает своевременно корректировать эффективность избранной методики обучения иностранному языку. Ценность диагностического контроля заключается в том, что помогает сопоставлять результаты достижения учащихся. Таким образом, диагностирующая функция контроля направляет деятельность учителя на выявление и измерение достижений и недостатков в обучении иностранному языку.

Развивающая функция контроля заключается в том, что способствует развитию личности учащихся, способствует формированию его познавательных способностей. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. Контроль способствует развитию интеллекта учащихся, совершенствует культуру логику и культуру мышления. При контроле учащимся необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщать, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого. Особенно усиливается развивающая функция контроля в процессе решения определенных мыслительных операций.

Для правильного функционирования методической системы учителя иностранного языка, необходимо понимать, на какие категории участников образовательных отношений направлен контроль.

Начнем с учителя, для которого функция контроля неотъемлемая часть методической системы. Учитель использует контроль для определения подготовки учащегося на определенном этапе и уровне обучения, отслеживает прогресс в обучении и корректирует индивидуальную траекторию учащегося, мотивирует учащихся. Контроль также необходим учителю для осуществления мониторинга эффективности образовательной программы по предмету «Иностранный язык». Результат контроля позволяет обеспечить связь между учителем, учеником и родителями.

Обратим внимание на контроль с позиции ученика. Для учащихся контроль необходим для оценивания результатов своей учебной деятельности, корректировки собственной учебной деятельности и дальнейшего развития. Контроль указывает ученикам на их проблемы или пробелы в знаниях, и ориентирует учащихся на их устранение. Контроль школьникам необходим для развития умения самооценки, взаимооценки и рефлексии.

И наконец, зачем нужен контроль родителям учащихся? Прежде всего, получать объективные доказательства уровня обученности учащихся, отслеживать прогресс в обучении, обеспечить своему ребенку поддержку в процессе обучения. Контроль родителям также необходим для установления обратной связи с учителями.

Понимание преобразований в современном иноязычном оценивании способствует развитию индивидуальной методической системы учителя иностранного языка.

Современное оценивание в иноязычном образовании должно быть гибким, много инструментальным, понятным, психологически комфортным. Для достижения результатов в иноязычном образовании при коммуникативно-когнитивном подходе необходимо в полной мере использовать современную технологию оценивания.

При этом очень важно использовать дихотомическую (верно/неверно) и аналитическую (критерии) шкалы оценивания, например, при оценивании таких видов речевой деятельности как говорение или письмо, наиболее целесообразно использовать аналитическую шкалу. Ведь очень важно учитывать решение коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам.

А вот для оценивания лексико-граммати-ческих умений наиболее правильный вариант использования дихотомической шкалы.

В данной статье мы рассмотрели контроль (оценивание) как один из компонентов методической системы учителя, который помимо прямых задач по оцениванию решает и попутные, не планируемые специально, а обусловленные самой логикой оценочных процедур, мотивирует учителя к саморазвитию, совершенствованию по управлению педагогическим процессом.

Библиографический список:

1. Поздняк С. Н. Проектирование содержания методической подготовки учителя географии в контексте требований компетентностного подхода / С. Н. Поздняк // Педагогическое образование. - 2009.- № 3.- С. 60-67.

2. Саранцев Г. И. Методика обучения математике: методология и теория : учеб. пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика») / Г. И. Саранцев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 292 с.

3. Никитенко З. Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: учебное пособие / З. Н. Никитенко. - М. : Прометей, 2013. - 288 с.

4. Гулеватая О. Н. Оценка и контроль учебных достижений учащихся в условиях введения ФГОС основного общего образования / О. Н. Гулеватая // Русский язык в школе. - 2016. - № 3. - С. 7-9.

5. Зимняя И. А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления / И. А. Зимняя, И. И. Китросская, К. А. Мичурина // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 8. -С. 47-53.

6. Товма Е. Л. Текущий контроль в процессе обучения иностранным языками способы его осуществления / Е. Л. Товма // Объекты и формы контроля при обучении иностранным языкам : сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 223. - М., 1989. - С. 3-14.

7. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. - М. : ТетраСистемс, 2011. - 304 с.

References:

1. Pozdnyak S. N. Projection of content of the methodical training of the geography teacher in the context of the requirements of the competence approach [Proektirovanie soderzhanija metodi-

cheskoj podgotovki uchitelja geografii v kontekste trebovanij kompetentnostnogo podhoda], 2009, No. 3, pp. 60-67.

2. Sarantsev G. I. Methodology of teaching mathematics: methodology and theory: for students of higher educational institutions in the direction of "Pedagogical Education" (profile "Mathematics") [Metodika obuchenija ma-tematike: metodologija i teorija: ucheb.posobie dlja studentov bakalavriata vysshih uchebnyh zavedenij po napravleniju Pedagogicheskoe obrazovanie (profil' Matematika)], Kazan: Center of Innovative Technologies, 2012. 292 p.

3. Nikitenko Z. N. Technique of mastering a foreign language at the initial stage of school education: textbook [Metodika ovladenija inostrannym jazykom na nachal'noj stupeni shkol'nogo obra-zovanija: uchebnoe posobie], 2013. 288 p.

4. Gulevataya O. N. Evaluation and control of educational achievements of students in the context of the introduction of Federal state educational standard of preschool education [Ocenka i kontrol' uchebnyh dostizhenij uchashhihsja v uslovijah vvedenija FGOS], Russian language at school, 2016, No. 3, pp. 7-9.

5. Zimnyaya I. A. Current control as a component of speech activity and the levels of its formation [Samokontrol' kak komponent rechevoj dejatel'nosti i urovni ego stanovlenija], 2012, No. 8, pp. 47-53.

6. Tovma E. L. Current control in the process of teaching foreign languages ways of its implementation [Tekushhij kontrol' v processe obuchenija inostrannym jazykami sposoby ego osushhestvlenija], Collection of scientific works of the Moscow State Pedagogical University, Issue, 223.1989, pp. 3-14.

7. Konysheva A. V. Modern methods of teaching English [Sovremennye metody obuchenija an-glijskomu jazyku], 2011. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.