Научная статья на тему 'Метод проектов как одно из эффективных средств развития художественного восприятия и совершенствования проектной деятельности студентов направления «Дизайн» посредством освоения основ традиционного народного искусства'

Метод проектов как одно из эффективных средств развития художественного восприятия и совершенствования проектной деятельности студентов направления «Дизайн» посредством освоения основ традиционного народного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕКОР / ФОРЭСКИЗ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TRADITIONAL FOLK ART / ARTISTIC PERCEPTION / PROJECT ACTIVITIES / DECOR / SKETCH / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачёва Галина Васильевна, Амиржанова Аина Шугаевна

В статье нашли свое отражение суть и содержание традиционного народного искусства. Авторы затрагивают проблему актуальности изучения и использования основ традиционного народного искусства в развитии художественного восприятия и совершенствования проектной деятельности у будущих дизайнеров. Авторы особо подчеркивают, что сведения по отдельным видам традиционного народного и декоративно-прикладного искусства необходимо излагать в определенной системе и последовательности, так как это взаимосвязано с формированием общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-занятия, где необходимо четко предусмотреть объем знаний и навыков, которые студенты должны усвоить на дисциплинах системообразующих и вспомогательных циклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачёва Галина Васильевна, Амиржанова Аина Шугаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of projects as one of effective tools of development of artistic perception and improvement student''s project activities «Design» direction by learning basis of traditional folk art

The method of projects as one of effective tools of development of artistic perception and improvement student's project activities «Design» direction by learning basis of traditional folk art This article contains the essence of the folk art. The authors consider problem of actuality learning and using traditional folk art's basic in development of artistic perception and improvement of future designers project activities. The authors pay attention to the information of individual kind of traditional folk, decorative and applied art. They say that these kinds of art must be presented in a certain system and sequence. The education process must contain of trainings parts. Students must receive knowledge and skills on these systematic training and auxiliary cycles.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как одно из эффективных средств развития художественного восприятия и совершенствования проектной деятельности студентов направления «Дизайн» посредством освоения основ традиционного народного искусства»

УДК 7.03/7.067.26

Г. В. ТОЛМАЧЁВА щ А. Ш. АМИРЖАНОВА "

Омский государственный институт сервиса

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ДИЗАЙН» ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА

В статье нашли свое отражение суть и содержание традиционного народного искусства. Авторы затрагивают проблему актуальности изучения и использования основ традиционного народного искусства в развитии художественного восприятия и совершенствования проектной деятельности у будущих дизайнеров. Авторы особо подчеркивают, что сведения по отдельным видам традиционного народного и декоративно-прикладного искусства необходимо излагать в определенной системе и последовательности, так как это взаимосвязано с формированием общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-занятия, где необходимо четко предусмотреть объем знаний и навыков, которые студенты должны усвоить на дисциплинах системообразующих и вспомогательных циклов.

Ключевые слова: традиционное народное искусство, художественное восприятие, проектная деятельность, декор, форэскиз, проектирование.

Изучение основ традиционного народного искусства является на сегодняшний день одной из актуальных проблем, особенно в связи со стремительным и необратимым процессом исчезновения.

Анализ особенностей художественного восприятия и специфики его формирования у студентов направления «Дизайн» на занятиях по спец-дисциплинам позволил выяснить, что развитие художественного восприятия на этих занятиях является основой для совершенствования проектной деятельности.

В систему обучения студентов направления «Дизайн» по плану учебного процесса входят дисциплины, составляющие национально-региональный компонент, и спецдисциплины: «История декоративно-прикладного искусства», «История костюма», «Проектирование в материале», «Дизайн-проектирование костюма», «Пропедевтика», «Академическая скульптура и пластическое моделирование». Из этого перечня необходимо выделить дисциплины системообразующего и вспомогательного циклов. Из перечня дисциплин к системообразующим в нашем исследовании относятся теоретические дисциплины, как «История костюма», «История декоративно-прикладного искусства» и художественно-проектная (1-я производственная) практика, поскольку данные теоретические дисциплины и 1-я производственная практика в большей мере от-

ражают проблему нашего исследования. Остальные спецдисциплины будут выступать в роли вспомогательных компонентов.

Так как выбранные нами учебные дисциплины выступают на равных, причем взаимодействуя между собой в ситуации, задаваемой системообразующей дисциплиной, необходимо уточнить связь между соединяемым материалом. В данном случае существует поэтапная связь, т. е. каждый компонент исполняет роль новой формы предъявления изучаемого материала. Характерно то, что между систематизирующим материалом устанавливается связь и зависимость, постепенно происходит перенос знаний из одной области в другую, моделируется система развития художественного восприятия студентов. Далее определяется последовательность изучаемого материала, которая диктуется программой системообразующих дисциплин.

Итак, для совершенствования методики развития художественного восприятия посредством освоения основ традиционного народного искусства требуется определенная система обучения. Главными целями разработанных учебных программ по дисциплинам «История костюма», «История декоративноприкладного искусства», художественно-проектной (1-й производственной) практике являются выявление сути и закономерности процесса развития традиционного народного и прикладного искусства

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

и их влияние на проектную деятельность студентов направления «Дизайн».

В результате студент получает определенные умения и навыки оперирования разнообразными фактологическими сведениями по истории развития традиционных промыслов народов, синхронными и диахронными сравнительными уровнями развития народного искусства, что позволяет развить способности к классификации и типологизации произведений народного творчества.

Студент, изучивший этот курс, должен:

— владеть знаниями о роли традиционного народного искусства в жизни общества;

— владеть знаниями о технологических особенностях традиционных промыслов и ремесел;

— иметь представление об особенностях генезиса, развития и роли художественных ремесел в отдельные историко-культурные периоды;

— обладать умениями характеризовать синхронное развитие прикладного искусства и русского народного костюма;

— уметь применить теоретические знания в практической работе, ориентироваться в выборе материала, в особенностях его обработки и использовании орнамента.

Учебный предмет «Пропедевтика», входящий в состав вспомогательного компонента, кроме изучения основных теоретических понятий композиции, также ориентирован на специфику композиции в костюме, обусловленную особенностями материала и способами его обработки. В композиционном решении при проектировании костюма учитываются композиционное единство и структурная целостность плоских и объемных элементов и соотношение их с формообразующими аспектами, пропорциональное соответствие центра композиции и соподчиненности деталей, обобщенность стилистического решения всех элементов.

Такая дисциплина, как «Академическая скульптура и пластическое моделирование», в нашем исследовании будет выступать в качестве сопутствующего к проектированию. В процессе разработки происходит поиск разнообразных решений элементов в формообразовании костюма. Модуль на эскизной стадии проекта может быть достаточно условным. Выполнение сложного объемного модуля помогает студенту увидеть организацию объемнопространственного решения проекта, найти оптимальное решение. Выполнение модуля дает возможность более полного представления об объекте и декоре, позволяет имитировать выбранный материал и использовать другие варианты декорирования.

На дисциплинах специального цикла «Проектирование в материале» студенты получают общие сведения об основных видах материала, их структуре, свойствах, узнают характеристику технологических процессов, знакомятся с разновидностями и приемами работы. Освоение содержания этой учебной дисциплины дает возможность формирования базовой основы знаний и умений, необходимых для выполнения проекта в материале.

Основными задачами, которые решаются в рамках предмета «Дизайн-проектирование костюма», являются нахождение масштабности; определение пластического характера в формообразовании, целесообразности и гармоничности ее внешней формы; установление зависимости формы изделия от функционального назначения; поиск органической связи декора с конструктивной основой костюма и т. д. В процессе работы на практических занятиях

по проектированию на каждом курсе осуществляются различные виды графических работ: эскизи-рование, которое связано с поисками художественно-пластического решения костюма; выполнение чертежа в определенном масштабе, необходимом для передачи реальных соотношений величин; светотеневая моделировка объемных форм в цвете (отмывка).

Для эффективности развития восприятия студентов и воплощения полученных впечатлений, представлений и знаний в практической проектной деятельности целесообразно выбрать такую форму, при которой производится процедура обобщения полученной информации, переноса и применения их в новых условиях, объединение теоретических знаний и их практической реализации. Например, студенты, подбирая теоретический материал в подготовке к семинарским занятиям по дисциплинам «История костюма», «История ДПИ» из разных информационных источников, проводя исследовательскую работу по изучению основ народного искусства и разрабатывая идеи на занятиях по пропедевтике, могут воспользоваться им при выполнении макета, а затем воплотить свой замысел на практических занятиях по материаловедению с учетом всех нюансов и этапов работы, «прожитых» на дисциплинах «История ДПИ», «Академическая скульптура и пластическое моделирование», «Дизайн-проектирование костюма» и на художественно-проектной (1-й производственной) практике.

Далее необходимо установить характер связи между соединяемым материалом дисциплин системообразующего и вспомогательного циклов. Так как обозначенные нами учебные дисциплины взаимодействуют между собой в ситуации, задаваемой системообразующим предметом, то в данном случае действует связь построения, т. е. каждый компонент исполняет роль новой формы предъявления изучаемого материала. В этом случае материал систематизируется, устанавливается связь и преемственность, происходит перенос знаний из одной области в другую, моделируется ситуация реального развития художественного восприятия у будущих дизайнеров. Например, на лекционных и семинарских занятиях по дисциплине системообразующего цикла «История костюма», «История ДПИ» студенты знакомятся с историей и особенностями традиционного народного искусства, изучают специфику орнамента, систему ее расположения и связь с предметами ремесленного производства и с костюмом. На занятиях по дисциплине вспомогательного цикла «Пропедевтика» происходит знакомство с композиционными решениями, их пропорциональное соотношение, ритмическое чередование и т. д. На учебной дисциплине «Дизайн-проектирование костюма» студенты выполняют зарисовки, фор-эскизы. На дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование» разрабатывают и выполняют макет костюма в соотношении с декором. На художественно-проектной (этнографо-ис-кусствоведческой полевой) практике выполняют зарисовки деревянной архитектуры в соотношении с декором и предметов прикладного и ремесленного характера и костюма.

По дисциплине «Проектирование в материале» студенты выполняют форэскиз костюма и в дальнейшем реализуют свой творческий потенциал в материале.

Для развития художественного восприятия студентов представляется метод предъявления изучае-

мого материала. Одним из эффективных средств в обучении дизайнеров, на наш взгляд, является метод проектов, поскольку он способствует не только совершенствованию учебной (проектной) деятельности студентов, но и развивает художественное восприятие. В то же время метод проектов способствует развитию познавательной активности обучающихся, формированию умений самостоятельно конструировать свои знания, совершенствованию умений ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Посредством метода проектов цель достигается через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, а также устанавливать причинно-следственные связи [1].

В процессе обучения преподаватель разрабатывает основную идею (тему) проекта, совместно с ведущими преподавателями организует практическую деятельность студентов на дисциплинах вспомогательного цикла и консультирует их. Учебный процесс реализуется в логике той деятельности, которую осуществляют обучающиеся. Успешность обучения определяется следующими условиями: преподаватель способствует проявлению у студентов познавательной и поисковой активности, поддерживает и поощряет использование студентами различных направлений поиска информации, различных способов выполнения заданий, консультирует студентов на всех этапах работы, участвует в организации подведения итогов промежуточных и завершающих этапов работы. Реализация метода проекта и исследовательского метода ведет к пере-осмысливанию позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, активной творческой деятельности студентов.

Проекты, которые студенты выполняют в процессе изучения дисциплин специального цикла, имеют следующие типологические признаки:

1. В данных проектах основополагающей является исследовательская, поисковая, творческая и проектная деятельность. Все эти виды деятельности предполагают стимулирование познавательной активности студентов и развитие художественного восприятия. Также они ориентированы на создание продуктов деятельности. Для таких проектов свойственно четкое определение частей и этапов работы.

2. Также суть проектов в том, что они носят межпредметный характер. Для их реализации необходимо объединить содержание дисциплин специального цикла: историю костюма; историю ДПИ; художественно-проектную практику; академическую скульптуру и пластическое моделирование; пропедевтику; дизайн-проектирование; проектирование в материале.

3. Необходимо координирование процесса обучения, т. е. при выполнении студентами задания в процессе занятий преподаватель участвует в учебном процессе в своем собственном статусе, направляет работу, организуя отдельные этапы деятельности и сохраняя консультирующие функции.

4. Продолжительность выполнения проектов может быть различной: от одного-двух лабораторнопрактических занятий (кратковременные упраж-

нения) до длительных проектов (продолжительные упражнения).

Под упражнениями мы понимаем планомерно организованное повторное выполнение действия с целью его усвоения. Упражнение лежит в основе приобретения тех или иных навыков и умений. Упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты учебного процесса — уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация либо одной из процедур наряду с объяснением, которые предшествуют упражнениям и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение освоения и закрепление, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращает его в умение или навык. Учебное задание — это вид поручения, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные действия. Некоторые задания требуют активизации знаний и действия, другие — актуализации ранее усвоенного материала. Но могут быть задания, реализующие обе функции.

Что касается проектов разной длительности, то им соответствуют задания, которые носят творческий характер и могут быть выполнены с большой долей самостоятельности студентов.

Приведем пример практического занятия в форме длительного проекта на четвертом курсе, которое предполагает взаимосвязь дисциплин системообразующего и вспомогательного циклов: история костюма, история ДПИ, пропедевтика, дизайн-проектирование, академическая скульптура и пластическое моделирование, проектирование в материале.

Тема проекта — «Выполнение проекта современного костюма с использованием элементов и конструкции традиционного народного искусства».

1. На лекционных занятиях по дисциплине системообразующего цикла «История костюма», «История ДПИ» студенты познакомились с историей и основными этапами развития художественных ремесел древних славян, с прикладным искусством Древней Руси и с декоративно-прикладным искусством России XVIII — XIX столетий. На лекционных и семинарских занятиях были раскрыты особенности традиционного народного искусства, систем расположения орнаментальных мотивов и выявлено характерное и существенное во внешней стилистике по основным его аспектам. Приводя примеры, преподаватель должен проанализировать конкретные произведения народных умельцев. Условием, обеспечивающим развитие художественного восприятия посредством изучения произведений традиционного народного и декоративно-прикладного искусства (на примере изделий ремесленного производства, русского народного костюма) и активизацию творческих исканий, является выбор существенного, характерного, типичного, индивидуального и умение в дальнейшем передать в практической работе особенности наблюдаемого объекта и его элементов. Во внеучебное время в качестве самостоятельной работы (СРС) студенты осуществляют поиск научно-теоретического материала, проводят исследовательскую работу, осуществляют описание и анализ образцов прикладного искусства.

2. На занятиях по пропедевтике подбирают варианты форматов, ритмического построения симметричной и асимметричной формы на основе ор-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

наментальных элементов традиционного народного искусства.

3. На практических занятиях по дизайн-проектированию костюма студенты изучают принципы взаимосвязи объемно-конструктивной основы костюма; особенности проектирования декора с применением техники «ажур»; варианты использования возможности присоединения дополнительных декоративных элементов к основному объему.

4. На лабораторно-практических занятиях по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование» студенты разрабатывают модуль костюма в соотношении с декоративными элементами и с имитацией фактуры материала. Техника исполнения: объемное конструирование из бумаги, прорезная техника.

5. На практических занятиях по художественно-проектной (1-й производственной) практике в процессе самостоятельной работы студенты осуществляли сбор материала по народному костюму и декоративно-прикладному искусству, копировали эти материалы в виде эскизов и зарисовок с передачей объема при помощи светотеневой моделировки, а также прилагали тексты для описания. Вместе с тем осуществляли сбор музейной коллекции, участвовали в разработке кафедрального фонда для дальнейшего художественного проектирования современной одежды.

6. На занятиях по дисциплине «Проектирование в материале» происходит актуализация темы проекта. В процессе беседы выясняется, что большинство студентов осознают важность задания, в котором им необходимо реализовать на практике не только свои умения и навыки работы с материалом, но и передать свои общие впечатления от изученных ранее образцов народного костюма и предметов прикладного характера. Также необходимо учесть выразительно-пластические элементы, найденные в предварительных учебных упражнениях на занятиях по спецдисциплинам. Определяются цели, задачи и этапы работы. Объектом работы является разработка проекта современного костюма в русле традиционного народного костюма. Применяемый материал свободный, т.е. будет зависеть от объемно-конструктивного решения. Техника исполнения также избирательна. В практической части в начале самостоятельной работы студенты подготавливают материал (определяют свойства и качество ткани), соответствующие инструменты, готовят рабочее место. Далее выполняют предварительный форэскиз основного проекта, затем готовят лекало и переносят его на рабочую поверхность и реализовывают свой замысел в материале. Проект начинают со сборки деталей, а затем, в зависимости от техники исполнения, используют различные приемы и инструменты [1].

После выполнения проекта сравнивают полученный результат с первоначальным замыслом (фор-эскизом), также применяют подлинные образцы народного традиционного искусства, делают выводы о ходе работы и подводят итоги.

Использование вышеперечисленных форм, методов и приемов способствует эффективному развитию художественного восприятия и совершенствованию проектной деятельности студентов, посредством освоения основ традиционного народного искусства. Также данная методика обучения позволяет своевременно накапливать материал, повышает темп формирования замысла, делает процесс обучения целенаправленным и продуктивным.

Практические занятия по дисциплинам вспомогательного цикла направлены на методически последовательную организацию учебного процесса, в результате которой студенты знакомятся с приемами работы различных материалов, направленные на более углубленное изучение пластики и выразительности элементов традиционного народного искусства, обеспечивающих грамотное решение разнообразных учебно-творческих задач.

В содержание дисциплины системообразующего цикла нами включена обязательная система самостоятельных заданий, направленных на более углубленное изучение теоретического материала на основе жизненных наблюдений и подготовку к выполнению будущей работы. Предлагаемые нами упражнения содержат устное описание и комментарий образцов прикладного народного искусства, показ результатов наблюдения и изучения через изображение:

— устное описание и комментарии включают в себя наблюдение реальных объектов традиционного народного искусства (экспозиция музея декоративно-прикладного искусства ОГИС), просмотр иллюстративного ряда, наблюдение за работой мастеров и т. д.;

— самостоятельные практические упражнения направлены на активизацию внимания и восприятия студентов в процессе проектной деятельности;

— письменный и устный анализ элементов традиционного народного искусства, используемый нами как средство усиления познавательной активности студентов, развивающее активность оценочного отношения, суждения.

Таким образом, главной целью представляемой нами методической системы является выявление специфических особенностей обучения студентов направления «Дизайн», определение характерных особенностей проекта, материала и составление оригинальных композиционно-пластических решений в русле традиционного народного искусства, направленных на развитие художественного восприятия и реализацию замысла в проектной деятельности. Для достижения выдвигаемой цели на занятиях по спецдисциплинам необходимо решение следующих задач:

— обеспечить на занятиях системообразующего цикла самостоятельные наблюдения, восприятие и анализ произведения традиционного народного и декоративно-прикладного искусства, в процессе которого усвоение новых теоретических знаний осуществляется как субъективное открытие студента с помощью преподавателя;

— научить выявлять особенность, характерное и уникальное в предметах прикладного искусства на основе совершенствования наблюдения, познания, ассоциативного мышления и изучения его внутреннего мира;

— сформировать у студентов способности выстраивать некоторые аналогии и закономерности развития конструкции, формы и элементов народного костюма;

— научить использовать выразительные и пластические возможности элементов народного искусства для передачи замысла;

— развивать умения и навыки работы с различными материалами в разной технике.

Библиографический список

1. Амиржанова, А. Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направле-

ния «Дизайн» : учеб. пособие / А. Ш. Амиржанова. — Омск : ОГИС, 2013. - 109 с.

ТОЛМАЧЁВА Галина Васильевна, заслуженный работник культуры РФ, профессор, заведующая кафедрой «Дизайн костюма», член Союза дизайнеров РФ, лауреат национальной премии в области индустрии моды.

АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн костюма».

Адрес для переписки: aina71@bk.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2013 г.

© Г. В. Толмачёва, А. Ш. Амиржанова

УДК 7204 Л. В. ЧУЙКО

Омский государственный технический университет

МОТИВ ВАЗОНА С РАСТЕНИЕМ В НАКЛАДНОЙ РЕЛЬЕФНОЙ РЕЗЬБЕ ЗАПАДНОСИБИРСКИХ НАЛИЧНИКОВ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX в.____________________________

В статье рассматриваются характерные для домовой резьбы городов Западной Сибири конца Х1Х—начала XX в. варианты классического декоративного мотива «вазон с растением», выполненные в технике рельефной резьбы.

Ключевые слова: домовая резьба, рельефная резьба, «вазон с растением».

Изображение вазона с растением было широко распространено в городской домовой резьбе как на европейских территориях России, так и в Западной Сибири — основной причиной здесь явилось влияние стилевой архитектурной декорации каменных зданий. Однако в деревянном зодчестве второй половины Х1Х — начала XX в. этот мотив соединился с древнерусской традицией растительного орнамента, и на основе классицистического источника сложились разнообразные варианты, свидетельствующие об огромном творческом потенциале народной городской культуры.

Самой простой разновидностью «вазы» были небольшие круглые и барельефные детали токарной работы, расположенные на карнизах и очельях наличников (рис. 1а — г).

Однако мастерам-резчикам был близок, скорее, тип изображения сюжетного, бытового характера, напоминавший о домашних горшках с цветущими растениями. Композиционное решение при этом везде было сходным — вазон располагался посередине, вертикальные побеги растения подчеркивали центральную ось, а по обе стороны от нее симметрично располагались изогнутые стебли и листья [1, с. 44]. Для таких динамичных и эмоциональных «картин» требовался большой формат, и они размещались на очельях и подоконных досках наличников, аттиках и межэтажных филенках.

Замечательный «вазон» с двумя ручками, с раскидистым растением украшает верхний щиток старинного тюменского наличника, датируемого 1854 г. Прямоугольный формат целиком заполнен стилизованными ветвями куста, на которых отчетливо различимы листья, бутоны и цветы (рис. 2); техника

глухой резьбы делает изображение особенно убедительным, а легкая желобчатая проработка деталей придает ему живописность.

На рубеже XIX — XX вв. глухая резьба в домовой резьбе повсеместно сменилась накладным рельефом, менее дорогим и более удобным в изготовлении; в Тюмени сложился ярко выраженный «скульптурный» вариант этой техники — как полагают исследователи, под влиянием богатой барочной резьбы Поволжья XVШ — XIX вв., традиционно украшавшей иконостасы. В свою очередь, домовая резьба Тюмени, старейшего русского города Сибири (основан в 1586), оказала определенное влияние на резной декор других городов.

При исполнении «вазона» в технике накладного рельефа тюменская традиция проявлялась в объемных формах, динамичной «скульптурной» проработке деталей и стремлении показать вазу «как настоящую» при совершенно условном изображении растения.

Характерный вариант такого рода, относящийся к началу XX в., зафиксирован в г. Ишиме Тюменской области. Здесь очевидно желание показать вазу «как живую», с выпуклым узорным боком и правильным эллипсом горловины, с пышным букетом из крупных листьев и бутонов на длинных стеблях. На простом гладком фоне эта цельная монументальная композиция выглядит особенно эффектно (рис. 3).

В домовой резьбе Барнаула встречаются убедительные примеры как сохранения, так и обновления традиционных признаков мотива. На аттике с фигурным карнизом, под сенью «занавеса с кистями», еще различимы очертания вазы-кубка на высокой ножке (рис. 4а). Ваза показана с большой достоверностью,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.