Научная статья на тему 'Роль традиции в эстетическом воспитании современных дизайнеров'

Роль традиции в эстетическом воспитании современных дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
767
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СИНКРЕТИЧНОСТЬ / ВКУС / TRADITIONAL NATIONAL ART / ARTISTIC PERCEPTION / AESTHETIC EDUCATION / ARTISTIC CREATION / SYNTHESIS AND CONJOINT / AND / SENSE OF STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амиржанова Аина Шугаевна

В статье нашли свое отражение суть и содержание традиционного народного искусства, его роль и функции. Автор затрагивает проблему актуальности изучения и использования основ традиционного народного искусства в эстетическом воспитании и развитии художественного восприятия у будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Амиржанова Аина Шугаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of tradition in the aesthetic education of modern art designers

In this article shows the essence and summary of traditional national art, its role and function. The author considers the problem of study and use of foundation of traditional national art in the aesthetic education and development it of the future designers.

Текст научной работы на тему «Роль традиции в эстетическом воспитании современных дизайнеров»

УДК 7.011.26:74 д. ш. АМИРЖАНОВА

Омский государственный институт сервиса

РОЛЬ ТРАДИЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДИЗАЙНЕРОВ__________________________________

В статье нашли свое отражение суть и содержание традиционного народного искусства, его роль и функции. Автор затрагивает проблему актуальности изучения и использования основ традиционного народного искусства в эстетическом воспитании и развитии художественного восприятия у будущих дизайнеров.

Ключевые слова: традиционное народное искусство, художественное восприятие, эстетическое воспитание, художественное творчество, синкретичность, вкус.

Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все прибывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информаций. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народную эстетику.

Знакомство с чертами народного традиционного искусства способствует решению актуальных задач, стоящих перед высшей школой в области эстетического воспитания будущих дизайнеров — расширение и развитие у студентов художественных представлений, духовных потребностей, творческого воображения, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса.

У современной эстетической науки большая биография. Однако народное традиционное искусство возникло задолго до возникновения самой эстетической науки и профессионального искусства. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном традиционном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Искусство традиционных народных промыслов, народных мастеров — источник и образец для художников, кладезь накопленного веками художественного опыта народа, а главное — пример бесконечной доброты и заботы о людях. Созданное народом искусство — огромное национальное достояние, не утратившее своей художественной ценности и сегодня.

Народное искусство, сущность и природа которого глубоко гуманны, связывает художественную личность с природой, культурой и средой. Являясь частью духовной культуры, оно направлено на создание условий для развития художественного восприятия каждого студента, для раскрытия его та-

ланта. Знание художественных ценностей, созданных народом, — действенное средство формирования художественно-творческих способностей, активности и развития декоративного и художественного восприятия.

По нашему мнению, народное искусство — наиболее наглядный и яркий образец одухотворенности труда и его тесной связи с творческим началом. Именно таким и призван быть человеческий труд — творческим. Он должен осуществляться по законам красоты, в нем должно воплощаться эстетическое начало. И самый верный путь, предохраняющий народного мастера от ошибок и заблуждений, — это обращение к принципам народной традиции, эстетики и их использование в трудовой деятельности.

Стимулирующее, конструктивное влияние народного искусства, его основных принципов, художественного опыта способствует развитию художественного восприятия личности и придает подлинные эстетические достоинства продуктам его труда [1].

С трактовкой общего стиля народного искусства тесно связано понимание его красоты, эстетического идеала. Как справедливо подчеркивал В. М. Василенко, понятие красоты в искусстве любой нации является краеугольным. Если подходить к этому немаловажному вопросу конкретно-исторически, то необходимо отметить, что для русской народной эстетики характерно не только повышенное чувство целесообразности формы, сильного ритма и колорита, но и такое интересное качество, как тенденция к преображению природы. Чувство природы, ее красоты у русского крестьянина было не только созерцательно-эстетизированным, но и включало элемент борьбы. Например, крестьянин умел выбирать оптимально-выигрышное место для постановки деревянных строений, найти выигрышный силуэт для демонстрации объемно-пластических форм декора, т. е. тем самым преобразовать предметно-пространственную среду для достижения гармонии [2].

На наш взгляд, путь эстетического воспитания личности с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам.

Во-первых, потому, что он позволяет воспитать у будущих дизайнеров определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей и всегда создавал вещи нужные, бытовые. Но вот прошло время, и некоторые из них утратили свою функцию, как это случилось со многими

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

произведениями народного искусства. И вдруг эти вещи с огромной силой обнаружили свою вторую функцию, сейчас основную для нас — эстетическую. Человек создавал вещи не только нужные, полезные, но красивые, выразительные. В самой близкой ему среде, в мире вещей, он был художником. Мы и сегодня живем в мире вещей, и по-прежнему это самый близкий нам мир. И, пожалуй, теперь гораздо труднее быть в нем художниками, потому что среда изменяется гораздо быстрее, чем перестраивается психология. Современный предметный мир не только изменяется качественно, он растет вместе с ростом наших потребностей. И он не должен быть хаосом. Поэтому в организации предметов, окружающих нас, и в целом среды необходим развитый эстетический вкус. Поэтому каждый дизайнер обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, в развитии художественного восприятия личности просто неоценима.

Во-вторых, произведения традиционного народного искусства могут сыграть важную роль в развитии художественной культуры, в формировании эстетического вкуса к восприятию произведений «большого» искусства. Действительно, прикладное искусство своеобразно использует выразительные средства архитектуры, скульптуры, графики и живописи. Например, если рассмотреть столбчатую прялку — ассоциация с архитектурой возникает как самая первая; несомненно, и мастером руководило желание сделать прялку как чудесный резной теремок. В некоторых видах народного искусства — в гончарстве, в резьбе по дереву, камню, кости — сильнее всего звучит скульптурное, пластическое начало. Скульптурную форму дополняет живописный орнамент. В росписных изделиях основную роль играют контур, рисунок, силуэт — средства графики. Цвет играет здесь прикладную роль. А в лаковой миниатюре можно увидеть сложные цветовые вариации, наложения одного цвета на другой, богатство тональных отношений. Здесь преобладает живописное начало, хотя графическое звучание также ощущается [3].

По нашему мнению, творческая позиция народного художника, будь то ткачиха или гончар, представляет собой особое отношение к миру и реальному ощущению жизни. Народный художник не мыслит о мире в общих логических понятиях, но глубоко и конкретно воспринимает пространство, время, бесконечность, движение в своем мировосприятии. Именно об этом говорят создаваемые им произведения. «Передавая через тканый орнамент, лепку, резьбу художественно моделированное движение, наполняющее мир как движение жизни, народный мастер раскрывает важнейшие качества своего мироощущения. Это ощущение всегда наполнено динамикой, не всегда проявленной фигуративно или графически, а скорее внутренним подвижным, нередко экспрессивным состоянием — отсюда готовность к сложным перевоплощениям, к освоению новых ритмов, созданию или интерпретации образов» [1].

Важнейшее сущностное качество традиционной народной культуры — ее синкретичность, т. е. изначальная слитность с материальной стороной бытия и соединение этих двух позиций в художественном образе. Создаваемый в народном искусстве образный язык несет в себе древние формы синкретизма, поэтому так часто в простых утилитарных пред-

метах можно встретить изображение «модели мира». Народный художник создает такую модель, воплощая в ней самое главное в своем мироощущении — силы природы, космогоническое единство мира, землю и все живущее на ней. Эти модели примитивны и грандиозны одновременно. Поразительна каждая такая модель и тем, что сами создатели ее растворены в ней как часть природы. Вот почему нет в народном искусстве ярко выявленного личностного начала. Произведение народного мастера принимает качество одухотворенности, очеловечивания. «Здесь происходит переход от застывшего ремесла, главная черта которого «сделанность», к живому образу. Предмет как бы замещает человека, живущего в гармонии и единстве с миром. Человек не противопоставляет себя миру, как в древних языческих культурах, так и в мироощущении народного мастера. Весь мир цельно, нераздельно воплощен в монолите народного произведения искусства, которое и есть модель этого мира» [1].

Взятое отдельно произведение народного мастера, например, гончарный сосуд, содержит в себе колоссальный потенциальный пространственный размах. Можно представить себе глиняный кувшин в пространстве большого зала, там он будет держать и организовывать пространство вокруг себя. Но поставленный в ряд с себе подобными, он как бы теряет свое монументальное начало и становится частью ряда вещей. Один и тот же предмет, воспринимаемый в отдельности как монолитный символ, несущий в себе богатейшие выразительные возможности, в сочетании с другими предметами народного искусства как бы переходит в свою противоположность. Здесь в какой-то степени выявляется диалектическое противоречие между духовным началом, воплощенным в предмете народного творчества, и характером его утилитарного использования в обыденной жизни [2].

Таким образом, важнейшая черта духовной сущности традиционного народного искусства, выявляющая его глубокую органичность, — одухотворение материала, пробуждение его к жизни особой гармонией реальных ощущений конкретных действий, а также мифологических и эмпирических представлений.

Мир вещей, окружающих человека, наполнен глубоким пониманием материала: дерева, ткани, глины, металла и т. д. Здесь накопилась народная мудрость знания материала, технологии его обработки, отработанное чувство формы, выявление текстуры, декора, использование цвета или полный отказ от него. Это ощущение особых качеств и свойств материала, их универсальности. Вещь должна быть удобной, прочной и красивой. Хотя последнее относится к особой категории в традиционном народном искусстве — это не только яркое украшение, какая-то особенность отделки. Красота, в народном понимании, может быть заключена в простоте и логике формы, удобной для использования. Например, бессмысленно было бы украшать резным или расписным узором бочку, соху, плуг или косу. Эти вещи самодостаточны, они равны сами себе. Их красота и выразительность в них самих, в конструкции, где нет ничего лишнего, и потому они несут свое совершенство на равных с предметами, пышно покрытыми узорочьем. Они также утилитарны, осмыслены с пользой для бытия: прялка, валек, дуга, нарядные сани, одежда, посуда [2].

Рассматривая прекрасные произведения народного творчества, нельзя не отметь всю глубину, самобытность, выразительность русского народного ис-

кусства, выработанные на протяжении его многовековой истории. Самой важной чертой, на наш взгляд, следует признать необычайное чувство реальности, сочетаемое с задачами декоративно-орнаментального характера, с неисчерпаемой фантазией. Жизнелюбие, мажорность, праздничность народного искусства способны поражать воображение и формировать такие качества личности, как мотивация учения, познания и выработки художественного восприятия.

Изучение традиционного народного искусства помогает будущим дизайнерам постичь красоту труда, т. к. «они сами участвуют в создании эстетически выразительных, декоративных изделий и получают удовлетворение от результатов своей деятельности» [4].

«Самую идею произведения, — как отмечал М. С. Каган, — его главную мысль люди могут воспринять органично только тогда, когда они постигают ее в процессе переживания, а не чисто рассудочно, не с умом. Именно потому так велика роль искусства в деле воспитания людей. Если это подлинное искусство, а не ремесленная подделка под искусство, оно воздействует на сознание человека не дидактически, не назидательно, но подобно самой жизни, заставляя себя переживать и тем самым обогащая практический жизненный опыт человека новым опытом жизни в искусстве» [5].

В наши дни к мотивам русского народного творчества обращаются и современные дизайнеры. Использование элементов русского фольклора и характерных русских народных узоров в одежде вписывается в более широкое направление — «этностиль» с заимствованными деталями и предметами одежды у различных этнических групп мира, а также использование славянских мотивов восточной Европы. Интерес к богатой традиционной русской культуре присутствовал на подиумах мира давно.

«Русское» влияние на европейский костюм началось ещё в XVIII столетии. С тех пор, время от времени, оно будоражит Европу. Разумеется, для зарубежных дизайнеров, Россия — это экзотика, в их коллекциях отражено скорее впечатление от растиражированных туристических штампов: матрешки, кокошники, муфты, платки. Здесь нет и намека на глубокое исследование основ национальной русской культуры. Мы же, имея прекрасные образцы традиционного народного творчества, которые щедро представлены в музеях России, к сожалению, мало интересуемся нашей историей и традицией. Изумительные вышивки, в том числе золотом и серебром, прекрасные кружева, великолепное ткачество — все это могло бы послужить прекрасной базой для развития национальной темы в моде. Некоторые отечественные дизайнеры достаточно интересно обыгрывают это в своих коллекциях одежды, отталкиваясь именно от традиций. Другие идут по пути зарубежных модельеров, беря за источник вдохновения сувениры с арбатских ларьков.

Увлечение русской темой в Европе в XX веке началось в 1909 году, сразу после первого Дягилевского сезона. Французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован этим великолепием, и мотивы русской народной одежды зазвучали в его новых моделях, представленных публике в 1910— 1914 году в Париже. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. После революции, с притоком эмигрантов из России, любовь ко всему русскому имела массовое распространение.

Еще один элемент русского народного костюма, теперь уже неотделимый от моды периода ар деко, — головной убор, напоминающий северный кокошник. Он полюбился русским придворным дамам еще в середине XIX века после возвращения стилизованного народного платья в придворный костюм. Впоследствии, в конце XVIII столетия, когда в России возник интерес к народному творчеству, многие художники, такие как Васнецов, Врубель, Репин, Нестеров и другие, уже занимались возрождением национальных традиций. Это было время русского ренессанса. Очень популярны в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н. Гончаровой и М. Ларионовым для балетов Дягилева. Также были чрезвычайно модными воротники-стойки, называемые «боярскими воротниками». Редкая женщина того времени не имела пальто в «русском стиле». Кроме того, из кафешантанов пришло повальное увлечение цыганскими — русскими шалями. После революции художник Н. Ла-манова, до этого одевавшая императорский двор, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на традиционном национальном костюме. Эта коллекция разрабатывалась для известной выставки Art Decoratifs в 1925 году в Париже, где получила золотую медаль. Европа в то время упивалась любовью ко всему русскому, и это только сыграло на руку дизайнеру, ведь в то время в России не было в продаже практически никаких тканей, наряды для этой коллекции были исполнены из рушников, мешковины, скатертей. Ей помогали скульптор В. Мухина и крупный специалист по украинским вышивкам Е. Прибыльская [6].

Веками, а не десятилетиями, измеряется жизнь древнейших сюжетов традиционного народного искусства. Но ускоряются темпы общественного развития, быстрее развивается сознание народа, искусство все активнее обращается к реальной действительности. Закономерности развития традиций продолжают действовать и по сей день, они нередко выносят из современной жизни принципиально новые элементы и свойства. «Современный мастер бережёт традицию и, видоизменяя её, сохраняет многие лучшие её стороны...» [7]. В наше время традиционное искусство приобретает новые варианты воплощения. Разрушение социальной памяти ведёт к падению культуры, к потере этносом своего места в исторической цепи. Поэтому необходимо актуализировать социальную память. В таких условиях роль художника-интерпретатора становится очень важной. В современной творческой практике часто можно встретиться с интерпретацией художественного произведения, принадлежавшего прошлой культуре, и при этом не только с произведением как таковым, но и с традицией его истолкования. В декоративном искусстве интерпретация художественного произведения возникает тогда, когда имеет место оригинальное видение произведения национального, на основе образно-смысловой трактовки и как результат — это содержательная, интеллектуальная и эмоциональная окраска, стилевая неповторимость, осуществляемая творческой индивидуальностью художника. Художник-интерпретатор является выразителем современной социально-эстетической потребности, но он может, обгоняя своё время, художественно выражать ту традицию отечественного искусства, которая ещё не оформилась, а как бы с трудом пробивается на поверхность.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

Создавать что-то новое на основе традиций, формировавшихся веками, особенно сложно. Но всегда есть заинтересованные люди, способные сплотить вокруг себя сильный коллектив и решить сложные задачи.

Омская школа дизайна в этом смысле не стала исключением. За прошедшее время усилиями преподавателей кафедры «Дизайн костюма» и студентов ОГИС было создано множество замечательных коллекций, уже отмеченных престижными наградами всероссийских и международных конкурсов. Погружение в мир народного творчества происходит на втором курсе. Помимо теоретических предметов, оно включает работу с творческим источником в качестве которого могут сложить — орнамент, роспись, декор и т.д., т.е. обращение к национальному костюму, разработке эскизов, выполнение проекта в материале, что впоследствии может послужить хорошей базой для создания коллекции. Яркий пример — коллекция Ольги Бояркиной «Свадьба в Малиновке» 2010 г.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что традиционное народное искусство является одним из составляющих единого образовательного процесса высшей школы искусства и остается для них притягательным и востребованным. Особенность народного искусства в том, что оно никогда не теряет связи с жизнью, остаётся современным всем эпохам, ведь в основе его такие категории, как наследие, преемственность, традиция, коммуникация. Именно эти понятия продолжают действовать и по сей день, помогая будущим дизайнерам выражать нынешние социально-эстетические потребности.

Библиографический список

1. Художественная культура и развитие личности: проблема долгосрочного планирования / Ю. У. Фохт-Бабушкин [др.] ; отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин ; АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. — М. : Наука, 1987. — 222 с.

2. Василенко, В. М. Народное искусство / В. М. Василенко // Избранные труды о народном творчестве. — М., 1974. — 240 с.

3. Беляева, Г. Г. Роспись по дереву в Омской области / Г. Г. Беляева // Фольклор и этнография народов Западной Сибири. — Томск, 1990. — С. 26 — 30.

4. Беляева, Г. Г. Традиционная культура и формы ее художественного воплощения / Г. Г. Беляева // Локальные культурно-исторические исследования. Теория и практика. — Омск, 1998. - С. 67-82.

5. Каган, М. С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе / М. С. Каган. — Л. : Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1984. — 32 с.

6. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна / С. О. Хан-Магомедов. — М. : Галарт, 1995. — 423 с.

7. Рождественская, С. Б. Русская народная художественная

традиция в современном обществе : архитектура, декор и художественные промыслы / С. Б. Рождественская. — М. :

Наука, 1981. — 207 с.

АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн костюма». Адрес для переписки: aina71@bk.ru

Статья поступила в редакцию 04.09.2012 г.

© А. Ш. Амиржанова

Книжная полка

История тела. В 3 т. Т. 1. От Ренессанса до эпохи Просвещения / пер. с франц. - М. : Новое литературное обозрение, 2012. - 480 с. - ISBN 978-5-4448-0014-0.

Трехтомная «История тела», написанная французскими, британскими и американскими антропологами и историками культуры, всесторонне рассматривает телесные практики Европы — от Ренессанса до нашего времени. Как менялось отношение к телу на протяжении веков, как рассматривали тело религия, медицина, народная культура, искусство; как телу следовало вести себя и манифестировать себя; какие социальные и сексуальные практики поощрялись, а какие были под запретом; чем тело монарха отличалось от тела простолюдина — обо всем этом рассказывает большое исследование под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина и Жоржа Вигарелло. Первый том посвящен истории тела от Ренессанса до эпохи Просвещения и описывает становление европейского образа «современного» тела. История тела здесь рассматривается в разных аспектах: тело и религия, тело и общество, тело и сексуальность, тело и медицина, тело и игра, тело и власть.

Историческая память в культуре эпохи Возрождения / Под ред. Л. М. Брагина. - М. : Росспэн, 2012. - 335 с. - ISBN 978-5-8243-1667-4.

Сборник междисциплинарного профиля основан на материалах одноименной международной конференции, организованной Комиссией по культуре Возрождения в октябре 2008 г. В статьях сборника специалисты, изучающие различные аспекты культуры эпохи Возрождения в разных странах Европы, рассматривают проблемы исторической памяти как одну из главных особенностей типа культуры этого времени. Освещается характер освоения ее деятелями многообразных культурных традиций Античности и Средневековья, рассматриваются творческая переработка этих традиций и собственный вклад гуманистов, учёных, мастеров искусства Ренессанса в осмысление истории, их масштабные достижения в формировании новых методов познания в науке и философии, в развитии нового художественного стиля в изобразительном искусстве и архитектуре, в литературе и музыке. Книга иллюстрирована работами мастеров искусства XV — XVI вв. Для историков культуры, литературоведов, искусствоведов, философов, а также широкого круга читателей, интересующихся культурой эпохи Возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.