Научная статья на тему 'Метафорическая модель «Шоу-бизнес это монархия» в российском массмедийном дискурсе'

Метафорическая модель «Шоу-бизнес это монархия» в российском массмедийном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
516
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАРХИЯ / КОНЦЕПТ / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / ШОУ-ДИСКУРС / MONARCHY / CONCEPT / METAPHORICAL MODEL / CONCEPT METAPHOR / ENTERTAINMENT DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колтышева Светлана Яковлевна

Метафорический образ в шоу-бизнесе апеллирует к стереотипам и ассоциациям. Монархическая метафора оказалась популярной и востребованной в российском массмедийном пространстве вследствие жесткой конкуренции за лидирующее положение в этой сфере между основными соперниками (Киркоровым и Басковым). Данная статья посвящена когнитивному анализу метафорической монархической модели в российском массмедийном дискурсе, осмыслению популярности монархической метафоры и ее специфики в российском шоу-дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The metaphorical model Entertainment is a monarchy in Russian mass media discourse

The metaphorical image of Entertainment is full of stereotypes and associations. The monarchal metaphor turned to be popular, demanded in Russian mass media space because of tough competition for the leading position between the main rivals (Kirkorov and Baskov) in this sphere. This article deals with the cognitive analysis of metaphorical monarchal model in Russian mass media discourse, the analysis of monarchal metaphor popularity, its peculiarities in Russian entertainment discourse.

Текст научной работы на тему «Метафорическая модель «Шоу-бизнес это монархия» в российском массмедийном дискурсе»

УДК 81 ’37

ББК Ш100.3 ГСНТИ

С. Я. Колтышева

Челябинск, Россия МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «ШОУ-БИЗНЕС — ЭТО МОНАРХИЯ»

В РОССИЙСКОМ МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ Аннотация. Метафорический образ в шоу-бизнесе апеллирует к стереотипам и ассоциациям. Монархическая метафора оказалась популярной и востребованной в российском массмедийном пространстве вследствие жесткой конкуренции за лидирующее положение в этой сфере между основными соперниками (Киркоровым и Басковытм). Данная статья посвящена когнитивному анализу метафорической монархической модели в российском массмедийном дискурсе, осмыслению популярности монархической метафоры и ее специфики в российском шоу-дискурсе.

Ключевые слова: монархия; концепт; метафорическая модель; концептуальная метафора; шоу-дискурс.

16.21.51 Код ВАК 10.02.20

S. Y. Koltysheva

Chelyabinsk, Russia THE METAPHORICAL MODEL “ENTERTAINMENT IS A MONARCHY”

IN RUSSIAN MASS-MEDIA DISCOURSE Abstract. The metaphorical image of Entertainment is full of stereotypes and associations. The monarchal metaphor turned to be popular, demanded in Russian mass media space because of tough competition for the leading position between the main rivals (Kirkorov and Baskov) in this sphere. This article deals with the cognitive analysis of metaphorical monarchal model in Russian mass media discourse, the analysis of monarchal metaphor popularity, its peculiarities in Russian entertainment discourse.

Key words: monarchy; concept; metaphorical model; concept metaphor; entertainment discourse.__________________

Сведения об авторе: Колтышева Светлана Яковлевна, кандидат филологических наук, доцент кафедрыы делового иностранного языгка.

Место работыг: Челябинский государственныгй

университет.

Контактная информация: 454001, Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129.

e-mail: legend74@mail.ru.

About the author: Koltysheva Svetlana Yakovlevna, Candidate of Philology, Assistant Professor of the Chair of Business Foreign Language.

Place of employment: Chelyabinsk State University.

Россия — страна с глубокими корнями самодержавия, монархии. Исторически сложилось так, что царь для русского народа — это отец, батюшка, защитник, «помазанник божий», абсолютный авторитет. Великий русский историк

Н. М. Карамзин писал: «Самодержавие — палладиум России», — имея в виду храм, колыбель или хранилище Святых Даров. Один из первых русских революционеров-демократов, А. И. Герцен, назвал монархию «проклятием» своей родины, сравнив с библейским чудовищем Левиафаном, захватывающим все больше и больше земель [Елисеева 2010: 3]. Мы поддерживаем мысль А. П. Чудинова о том, что «...русскому народу на протяжении многих веков была свойственна вера в сильного правителя» [Чудинов 2003: 224]. У российского народа сложилась особая система ценностей и стереотипов, которая играет решающую роль в актуализации метафорических моделей как в политическом дискурсе, так и в шоу-дискурсе. Образ монархии противоречив и сложен. Именно в период расцвета абсолютной монархии Россия стала империей с мощным флотом и армией, сильной экономикой.

Несмотря на 70 лет социализма, переход страны к президентской республике глубинные, вековые монархические образы не только хранятся в сознании российского народа, но и часто эксплуатируются представителями СМИ при характеристике политических, экономических и культурных событий и фигур. Так же многогранен и сложен метафорический образ монархии в российском шоу-дискурсе. При развертыва-

© Колтышева С. Я., 2011

нии монархической модели шоу-бизнеса наблюдается фрагментарность метафорического структурирования, о которой говорят в своих работах Дж. Лакофф и М. Джонсон [Лакофф, Джонсон 2008: 89]. При характеристике представителей шоу-бизнеса из сферы-источника в сферу-мишень заимствуются такие черты монархов, как высокий статус, авторитет, властолюбие, самодовольство, высокие амбиции, но не благородность происхождения, не принадлежность к королевскому роду по крови. Проведем подробный анализ метафорической модели «Шоу-бизнес — это монархия».

Данная модель относится к числу наиболее продуктивных, детально структурированных, частотных (12,5 % в российском дискурсе) и востребованных в шоу-дискурсе. Структуру анализируемой модели образуют следующие фреймы: «Королевства», «Короли, королевский двор и подданные королевства», «Жизнь королевства» и «Исторические фигуры монархов».

1. Фрейм «Королевства»

Метафорически разные сферы, ниши шоу-бизнеса представляют различные королевства, управляемые королями. У каждого короля есть собственное королевство. Данный фрейм занимает третье место по частотности (23,8 %), продуктивности в настоящей модели. Его структуру образует слот «Разные королевства».

Слот 1.1. Разные королевства

Шоу-бизнес — это гиперкоролевство, в состав которого входят подкоролевства, представляющие отдельные ниши, ипостаси шоу-бизнеса. В каждой нише есть свой лидер, ко-

роль. Сколько королей — столько и отдельных королевств.

Как в итоге вы решили эту дилемму: не может же, быть в одном поп-королевстве двух поп-королей! [А. Гаспарян. mk.ru. 16.12. 2010]. Однако Яна, как говорят, отвергла унизительный торг, заявив поп-королю, что у него у самого в поп-королевстве не все ладно, а посему будущий жирный европиар и есть самый заслуженный гонорар за проект [А. Гаспарян. mk.ru. 16.12.2010].

В представленных выше примерах автор использует стилистические неологизмы поп-королевство, поп-короли, вызывая иронию у читателя. Такая сфера шоу-бизнеса, как популярная музыка, фигурально изображена поп-королевством, ведущие певцы — поп-королями. Фраза «...не может же, быть в одном поп-королевстве двух поп-королей!» говорит о жесткой конкуренции за лидирующие позиции в шоу-бизнесе, о том, что эта ниша занята.

К слову сказать, получить короля российской эстрады удалось и каналу „Россия-1“. Филипп участвует в новогоднем мюзикле „Морозко“ [А. Гаспарян. mk.ru. 16.12.2010]. Российская эстрада метафорически мыслится как королевство во главе с королем — Ф. Кирко-ровым. Высказывание обладает положительной коннотацией.

Ее называют королевой оперетты? Да она была просто королевой. Во всем. Друзья и близкие Татьяны Ивановны последние трогательные слова в ее адрес завершали одним: „Нам жаль нынешнее поколение, которое Шмыгу уже не застанет: это грандиозное явление, эталон красоты и вкуса“ [www.mk.ru. 05.02.2011]. Метафорическим королевством «Оперетта» правит королева, Татьяна Шмыга, которая десятилетия занимала лидирующую позицию в этой сфере, была вне конкуренции. Высказывание обладает положительной коннотацией.

...В прошлом году на „ЗД-Фесте“они чуть было не арестовали „короля гламура “ на пару с Зазой за нецензурные рулады, разлетавшиеся со сцены по всей округе [www.mk.ru.

03.07.2008]. Откровенные высказывания „короля гламура“ (С. Зверева) о коллегах по шоу-бизнесу и подробный „разбор полетов“ в новом выпуске „Музыкальных пристрастий“ [www.rian.ru. 30.04.2010]. Королевством гламура единолично правит Сергей Зверев. Большинство авторов СМИ отдают ему этот титул за деятельность в индустрии красоты и моды, а также за экстравагантную внешность. Он диктует стиль, тенденции в моде, шоу-бизнесе не только своей профессиональной деятельностью, но и внешним видом, поведением.

Королевство ремейков: кто с кем, где и что перепоет [А. Гаспарян. mk.ru. 16.12.2010]. Актуальным стало в российском шоу-бизнесе королевство ремейков (новая музыкальная обработка и исполнение уже существующих хи-

тов) в связи с дефицитом нового музыкального материала. Коннотативный фон высказывания пронизан иронией и негативным отношением автора к существующему явлению.

Король эпатажа (Б. Моисеев) с подкупающей открытостью рассказал Артуру Гас-паряну не только о личной жизни, сценическом образе, но и о творческих планах [www.rian.ru.

02.09.2010]. В шоу-бизнесе много неординарных, экстравагантных фигур, но самой эпатажной, шокирующей фигурой является Борис Моисеев, которому автор дает титул «короля эпатажа»: явление эпатажа в шоу-бизнесе метафорически представляется королевством.

Петросян создал собственное королевство кривых зеркал [http://netz.ru/video/tvripz/ 32944-russkie-sensacii-chyornyi-yumor-2010-satrip. html. 04.07.2010]. Адресант апеллирует к хорошо известному прецедентному феномену (ситуации) — сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал», намекая на название авторского шоу Е. Петросяна и закулисные интриги, происходящие вокруг шоу, в коллективе его артистов и среди конкурентов. Коннотативный фон фразы характеризуется отрицательным вектором.

Закулисная правда империи смеха

[http://netz.ru/video/tvripz/32944-russkie-sensacii-chyornyi-yumor-2010-satrip.html. 04.07.2010]. Эстрада юмора фигурально именуется «Империей смеха». Выражение закулисная правда свидетельствует о скрытости, непрозрачности, фальши этой сферы шоу-бизнеса. В данном примере наблюдается пересечение метафор, относящихся к разным сферам-источникам метафорической экспансии в сферу-мишень «Шоу-бизнес». Это сферы «Театр» и «Государство».

Метафоры, составляющие данный фрейм, актуализируют концепт королевство, эксплуатируя следующие структурные признаки: пространственные (пространство, ниша), социальные (власть, авторитет), физические (сила), эмоциональные (восхищение, эмпатия, антипатия, ирония) и концепт король, в структуре которого аккумулируются следующие черты: социальные (власть, авторитет), физические (сила), эмоциональные (восхищение, эмпатия, антипатия, ирония). Представленные во фрейме 1 метафорические высказывания обладают разнополярными коннотациями.

2. Фрейм «Короли, королевский двор и подданные королевства»

Самые популярные артисты отечественного шоу-бизнеса метафорически изображены в роли королей, королев, императриц. Их ближайшее окружение представлено в роли королевского двора. Зрители, поклонники, коллеги по сцене репрезентированы авторами СМИ в качестве подданных королевства. Анализируемый фрейм является самым частотным (46,7 %) и продуктивным в рассматриваемой модели. Структуру данного фрейма образуют следующие слоты: «Члены королевской се-

мьи», «Королевский двор», «Подданные королевства» и «Атрибуты королевской власти».

Слот 2.1. Члены королевской семьи

Авторы российских СМИ активно используют образ королей, королев, царей, императриц для характеристики ведущих представителей поп-индустрии. Члены их семей, в свою очередь, метафорически представляются членами королевских семей.

Алла Борисовна — снова Хозяйка, но не Судьбы, а шоу-бизнеса. Она его общепризнанная царица, королева, муза... Это ее территория, ее империя. При ней все атрибуты власти и личного верховенства. Может быть, самый забавный из них — личный железнодорожный вагон, в котором она разъезжает по стране. Лексемы царица, королева, хозяйка, относящиеся к героине текста, вербально признают ее власть, авторитет, лидирующие позиции в отечественном шоу-бизнесе. Адресант контекстуально закрепляет за А. Пугачевой власть и собственность (шоу-бизнес), используя фразы это ее территория, при ней все атрибуты власти и личного верховенства.

„К тому же я чаще общаюсь с поп-коро-левой“, — продолжал рассуждать о своем новом статусе поп-короля г-н Басков, что вызвало у некоторых несмышленых журналистов смущенный вопрос: „С которой из них? С Пугачевой или Ротару?“ Поп-Николай Первый на секунду опешил, а потом громко рассмеялся: „С обеими! Га-га-га! Вот такое у нас королевство — деревенька маленькая, а поп-королей до х...!“ [www.mk.ru. 01.02. 2009]. Высказывание проникнуто иронией, сарказмом за счет использования стилистических неологизмов поп-королева и поп-король. Автор создает симбиоз неологизма и аллюзивного антропонима в метафоре Поп-Николай Первый (адресация к Николаю Первому), при характеристике певца Николая Баскова вербально подвергая его критике за самоуверенность, напыщенность, самолюбование.

В этом свете было бы интересно узнать ваше мнение о Юрие Шевчуке, сцепившемся как-то с царем эстрады Филиппом Кирко-ровым [О. Кушанашвили. http://showbiz.mail.ru/ interviews/9447. 20.08.2008]. В Швеции есть король, в Дании, в Испании был, в Англии — королева. Они оба (Ф. Киркоров и Н. Басков) — царьки [А. Цикало. kp.ru. 04.01.2011]. Приведенные выше высказывания обладают русским национальным колоритом, создающимся лексемами царь, царьки. Эвфемизм царьки делает фразу ироничной, демонстрирует фальшь, игру во власть, острую конкуренцию между Н. Басковым и Ф. Киркоровым.

После неудачного четвертого брака Императрица призналась, что она замужем за сценой [www.mk.ru. 17.01.2011]. Адресант апеллирует к аллюзивному антропониму «Императрица» (Екатерина II), проводя параллели между

исторической фигурой — Императрицей Екатериной Второй — и Ириной Аллегровой за счет одного из самых известных ее хитов. Высказывание обладает положительной коннотацией в сочетании с иронией.

Алла на дне рождения у Кристины в этом году огорошила своим тостом, суть которого сводилась к тому, что Кристина — пока принцесса и обязательно станет королевой, но чуть позже, потому что „пока я королева“ [МК. № 297, 29.12.2006]. Дочь королевы российской эстрады, Аллы Пугачевой, Кристина Орбакайте метафорически предстает принцессой, которая в будущем станет королевой.

А если вспомнить еще эльфийскую королеву из первого полуфинала шведку Малену Эрнман, да присовокупить сюда нашу Анастасию Приходько, которая утюжит белый наряд, готовясь к финалу, выйдет самый настоящий парад голосящих на все лады невест, поддерживаемый попсовым запевом белоснежного принца из Греции Сакиса Ру-васа [mk.ru. 15.05.2009]. Однообразность, тривиальность сценических образов на Евровидении-2009 автор изображает в виде парада невест и белоснежного принца. Лексема невесты и атрибут белоснежный указывают на однообразие одежды артистов, ее цвет (белый).

Наследный принц нашей эстрады (М. Галкин) выбирает ПМЖ с говорящим названием поселок „Грязь“ [www.mk.ru. 17.04.

2009]. Метафорически М.Галкин репрезентирован принцем отечественной эстрады, потенциальным наследником авторитета, положения, занимаемого его покровительницей и гражданской женой, А. Пугачевой. Фраза обладает положительной коннотацией в сочетании с иронией.

Метафоры слота 2.1 актуализируют концепты король и царь, в структуре которых кумулируются социальные (власть, авторитет) и эмоциональные (восхищение, эмпатия, антипатия, ирония) признаки.

Слот 2.2. Королевский двор

Рядом с королевскими особами и членами их семьи всегда находится ближайшее окружение: придворные, художники, слуги, шуты. Подобное наблюдается и в отечественной музин-дустрии: у влиятельных особ всегда есть ближайшее окружение, ищущее защиты и покровительства своих господ. За счет метафорическому деления фигур шоу-бизнеса на королевских персон и придворных, слуг, шутов в этой сфере деятельности устанавливается четкая иерархия.

Все эти „пока“, „чуть позже“, „приглашаю на закат“ теперь страшно занимают всех, кто пристально следит за хрониками поп-двора Аллы Великой [МК. № 297, 29.12.2006]. Адресант иронически использует неологизм поп-двор и лексему хроники. Атрибут великая обладает следующими прагматическими смыслами: влиятельная, сильная, обладающая

большим авторитетом и популярностью.

Алла, конечно, царица. Но какая? Византийская? Эти интриги ее „мадридского двора“ — она ими и управляет и купается в них? [МК. № 297, 29.12.2006]. Лексема царица и атрибут византийская профилируют национальный признак (русский, византийский) у концепта царица. Автор высказывания апеллирует к хорошо известной прецедентной ситуации (интриги/тайны Мадридского двора), вызывая знакомые ассоциации у реципиента.

С тех пор поп-баронесса самозабвенно волочила на хрупких плечах тяжкий крест патронессы угловато-провинциального, как казалось многим, поп-воробья. Чирикает, и ладно [www.mk.ru. 26.02.2011]. В данном примере наблюдается использование стилистического неологизма поп-баронесса, характеризующего известного продюсера Екатерину фон Гечмен-Вальдек. Метафорой поп-баронесса автор не только подчеркивает ее позиции в российском шоу-бизнесе, но и намекает на ее сословную принадлежность, титул.

Дабы замять скользкий разговор, Басков двинулся было облобызать свою новую „фрейлину“ — пышногрудую Анну Семенович, которая и пела, и танцевала, и вела вечер [www.mk.ru. 01.02.2009]. А. Семенович метафорически предстает в роли фрейлины, особы из королевского двора, в то же время контекст наводит на мысль, что Н. Басков — это королевская особа, король шоу-бизнеса.

„Рождественские встречи“ Примадонны 90-х годов вспомнил и игриво обшутил официальный шут поп-двора Андрей Данилко в образе Верки Сердючки... [МК. № 285, 15.12. 2006]. Конечно, он (М. Галкин) по-своему „шут у трона королевы“, о чем она пела когда-то в „Ар-лекино“. Причем шут богатый [www.km.ru.

18.11.2010]. В самом низу иерархической лестницы находятся шуты и слуги. В приведенных примерах роль людей низкого положения, шутов отводится А. Данилко и М. Галкину. Во втором высказывании автор контекстуально подчеркивает, что этот шут — фигура привилегированная, приближенная к королевской особе (А. Пугачевой), употребляя метафору шут у трона королевы. Выражение шут богатый содержит смысловую оппозицию: с одной стороны,

М. Галкин — шут, с другой — его положение шута является завидным, престижным, он богат.

Церемониймейстером, разумеется, назначен действующий фаворит императрицы Максим Галкин [www.mk.ru. 17.04.2009]. М. Галкин метафорически репрезентирован в разных ипостасях шоу-бизнеса: то он шут, то — церемониймейстер, то — действующий фаворит императрицы. Такая вариативность ролей свидетельствует о неординарности данного деятеля, о разнополярном отношении к нему представителей СМИ, зрителей, коллег.

Придворный художник шоу-тусовок, Ни-кас Сафронов известен своей любовью к обнаженной женской натуре [МК № 37 (480),

20.09.2006]. Метафора придворный художник подчеркивает принадлежность героя высказывания к определенному социальному слою в сфере шоу-бизнеса. Шоу-тусовки фигурально уподобляются придворным балам.

Высказывания, составляющие данный слот, характеризуются разновекторными коннотациями, иронией, сарказмом. Авторы часто обращаются к гиперболам и литотам, чтобы вербально обозначить статус фигур шоу-бизнеса.

Слот 2.3. Подданные королевства

Помимо королевских особ и королевского двора в королевстве есть рядовые жители. Зрители, поклонники, представители шоу-бизнеса метафорически репрезентированы в роли подданных королевства. Они не так ярко выделяются, их роль не столь заметна.

Филиппу ничего уже не оставалось, как, наконец, занять место и продолжить со всей остальной поп-королевской ратью с принцами и регентами греться в лучах лучезарного светила... [www.mk.ru. 02.07.2011]. Ближайшее окружение Ф. Киркорова метафорически изображено в качестве поп-королев-ской рати, принцев, регентов. Сам Ф. Киркоров контекстуально наделяется титулом короля через атрибут королевская (рать). Роль лучезарного светила отведена Н. Баскову, вечному конкуренту Ф. Киркорова. Метафора лучезарное светило имплицирует известное прецедентное имя «Король-солнце» (Людовик XIV, король Франции), вызывая яркие, возвышенные ассоциации в сознании читателя.

После Кремля, где Алла прощалась с народом наедине, в день ее рождения, 15 апреля, к трону царицы потянутся уже вереницы подданных ее поющего королевства, чтобы устроить для именинницы большой праздничный концерт „С днем рождения, Алла“ в Лужниках [www.mk.ru. 17.04.2009]. Зрители, поклонники, коллеги А. Пугачевой репрезентированы в роли ее подданных, сама героиня высказывания предстает королевой «поющего королевства». Контекст обладает положительной коннотацией в сочетании с иронией.

В отличие от кремлевского „интима“, когда г-жа Пугачева прощалась с обожающим народом наедине, сегодня в гигантский Дворец спорта с поздравлениями прибудет развеселым табором звездное дворянство ее музыкального королевства — пляшущее и поющее [www.mk.ru. 17.04.2009].

Коллеги А. Пугачевой по цеху изображены развеселым табором, звездным дворянством. Лексемой дворянство автор подчеркивает сословность, иерархичность отечественного шоу-бизнеса.

Слот 2.4. Атрибуты королевской власти

Авторы СМИ часто наделяют иллюзорными атрибутами власти признанных королей и королев шоу-бизнеса.

И как это выпукло сейчас проявилось! Ведь милое дело — помочь бедняге свалиться с

закачавшегося под ним поп-трона и добить с криками „ату, его, ату!“? [mk.ru. 17.12.2010]. Выражение закачавшийся под ним поп-трон свидетельствует о шатком, неуверенном положении Ф. Киркорова в шоу-бизнесе. Метафора помочь бедняге свалиться с закачавшегося под ним поп-трона говорит об острой конкуренции и интригах против Ф. Киркорова. Несмотря на иронию, сарказм, которыми пронизано высказывание, автор сопереживает, сочувствует герою, используя лексему бедняга.

Итак, у нас два короля (Ф. Киркоров и Н. Басков), а трон один [А. Малахов. 04.01. 2011 ]. Оппозиция два короля — трон один указывает на острую конкуренцию, борьбу Ф. Киркорова и Н. Баскова за лидирующую позицию в российском шоу-бизнесе, которая метафорически представляется королевским троном.

Заканчивая серию публикаций о почти обезглавленном поп-короле, которому

пришлось аж полторы недели робко держать корону в руках, даже не помышляя водрузить ее на без пяти минут обритую голову, хочется напомнить Киркорову: кто такие женщины и с чем их едят [mk.ru. 17.12.

2010]. — Трон поп-короля закачался, но не рухнул, да? [mk.ru. 17.12.2010]. В представленных примерах выражения почти обезглавленный поп-король, робко держать корону в руках и трон поп-короля закачался свидетельствуют о тяжелом, шатком, униженном положении Ф. Киркорова в шоу-бизнесе, о потере им былой лидирующей позиции, метафорически представленной в виде короны и трона. Фразы обладают коннотациями с отрицательным вектором в сочетании с иронией.

Я думаю, что это — какая-то игра, они (Ф. Киркоров и Н. Басков) — хорошие актеры. И короны у них картонные, и мантии плюшевые [Валерия. 04.01.2011]. Выражения короны у них картонные и мантии плюшевые говорят о неком лицедействе, фарсе, игре во власть Ф. Киркоровым и Н. Басковым.

Видимо, предвосхищая государственное признание заслуг „золотого соловья “ нашей эстрады, мы на премии „МК“ ZD Awards 2008, когда вручали артисту вполне заслуженную награду в номинации „Шоу года“, заодно и короновали его. Водрузили, стало быть, на голову корону, а на плечи — мантию поп-короля [www.mk.ru. 01.02.2009]. Церемония вручения музыкальной награды Н. Баскову метафорически превратилась в церемонию коронации, а награды за лучшее шоу года стали атрибутами королевской власти — короной и мантией.

Символы королевской власти — корона, мантия, трон — концептуально характеризуют ведущие позиции в шоу-бизнесе, потеря этих атрибутов ассоциируется с потерей главенствующего положения.

3. Фрейм «Жизнь королевства»

События и интриги, происходящие в шоу-бизнесе, концептуально ассоциируются с жиз-

нью королевства. Рассматриваемый фрейм является одним из самых частотных (29,5 %) и продуктивных в монархической модели шоу-бизнеса. Структура данного фрейма формируется за счет следующих слотов: «Жизнь и правление королей» и «Дворцовые интриги».

Слот. 3.1. Жизнь и правление королей

Управление, влияние на шоу-бизнес, зрительный зал метафорически отождествляется с правлением, царствованием королей, признание заслуг в сфере шоу-бизнеса, утверждение преемника — с коронацией.

Алла, впрочем, не стала усугублять рецидив общественницы, назаседавшейся в Общественной палате, и быстро вернулась к своим традиционным обязанностям — женщины, которая поет о каверзах любви, и Примадонны, которая царствует на сцене [www.mk.ru.

17.04.2009]. Метафора царствует на сцене имеет следующий прагматический смысл: владеет, управляет зрительным залом. Фраза обладает положительной коннотацией.

Алла готовит коронацию [МК. № 297,

29.12.2006]. Официальное признание права своей дочери, К. Орбакайте, стать наследницей и преемницей главенствующего положения А. Пугачевой в шоу-бизнесе метафорически изображается как подготовка к коронации.

Коронация Баскова [www.mk.ru. 01.02. 2009]. Признание достижений Н. Баскова в музыкальной индустрии и награждение музыкальной премией ZD Awards — 2008 метафорически превратилось в коронацию.

Басков с радостью принял награду, спел новую самохвальную песню „Натуральный блондин, на всю страну я такой один!“ и произнес „тронную “ речь, из которой следовало, что он смиренно принимает „королев-ский“ титул из рук ведущего „ЗД“ Артура Гас-паряна, поскольку прежний поп-король у нас был „самозваный“, а теперь — „законно провозглашенный “...[www.mk.ru. 01.02.2009]. Торжественная благодарственная речь Н. Баскова метафорически репрезентирована как тронная речь. Высказывание пронизано иронией, сарказмом за счет использования автором прецедентного имени натуральный блондин (фраза из песни Н. Баскова), выражения королевский титул, атрибутов-антонимов самозваный — законно провозглашенный.

Царская свадьба Анны Ковальчук [Теленеделя. № 1 (561), 10.01.2011]. Богатая, роскошная освещаемая СМИ свадьба актрисы А. Ковальчук фигурально представлена как царская свадьба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В аэропорту „Пулково“ случился форменный королевский саммит: поп-король, прибывший в Северную столицу парой часов ранее, лично встречал королеву мировой оперы в VIP-секторе [www.mk.ru. 07.06.2010]. Встреча двух звезд, популярных не только в России, но и за рубежом, в аэропорту ассоциируется с королевским саммитом. Ф. Киркоров

предстает в роли поп-короля, А. Нетребко — в роли королевы мировой оперы. Фраза имеет положительный коннотативный фон в сочетании с иронией.

Слот 3.2. Дворцовые интриги

Интриги в отечественном шоу-бизнесе, смена лидирующих позиций, потеря зрительской любви, популярности метафорически характеризуются как дворцовые интриги, причем роль дворца отводится шоу-бизнесу.

На церемонии ZD Awards 2008 произошел дворцовый переворот [www.mk.ru. 01.02.2009]. Смена лидеров на отечественной сцене, признание заслуг Н. Баскова и награждение его премией ZD Awards — 2008, игнорирование заслуг Ф. Киркорова представлено как дворцовый переворот.

Тот азарт, животный восторг, с которым на всех углах орали и кричали, требовали свержения... [МК. № 25554, 27.01.2011]. Требование устранить, вытеснить Ф. Киркорова с главных концертных площадок, из телеэфиров, топ-рейтингов концептуально представлено в виде свержения правящего короля.

Он (Ф. Киркоров) пришел к ней (А. Пугачевой) стройным мальчиком с сияющими глазами, а ушел свергнутым королем [МК. № 294, 26.12.2005]. Расставание, развод с А. Пугачевой для Ф. Киркорова стал свержением, потерей прежнего положения в шоу-бизнесе. Журналисты метафорически ассоциируют его со свергнутым королем.

На „Корабле судьбы“ Басков вернул трон поп-короля Киркорову [www.mk.ru. 02.07.

2011]. Метафорически возращением трона поп-королю, Ф. Киркорову, воспринимается речь Н. Баскова на шоу «Корабль судьбы», в которой он признал за Ф. Киркоровым титул поп-короля, его статус в шоу-бизнесе.

4. Фрейм «Исторические фигуры монархов»

Реальные персонажи шоу-бизнеса концептуально отождествляются с реально существовавшими королевскими особами. Подобные корреляции позволяют авторам произвести метафорическое высвечивание или затемнение определенных качеств шоу-фигур. В составе анализируемой модели на данный фрейм приходится 2,85 % примеров; фрейм представлен слотом «Монархи в мировой истории».

Слот 4.1. Монархи в мировой истории

Апелляция представителей СМИ к реальным историческим персонажам — монархам — вполне оправдана: она вызывает яркие и знакомые ассоциации у читателя. Каждый монарх совершал добрые и жестокие, негативные поступки, вызывая к себе разнополярное отношение, так же как и поведение шоу-фигур вызывает противоречивые оценки.

Этаким Наполеончиком прошагал Коля Басков по сцене, собирая овации за заезженную шарманку [www.mk.ru. 10.08.2007]. Обращаясь к известному прецедентному имени (На-

полеон), автор профилирует следующие черты певца: внешние характеристики (маленький

рост, полная фигура), большие амбиции, властолюбие, самодовольство. Используя эвфемизм Наполеончик, адресант с иронией вербально подчеркивает иллюзорность, мелко-масштабность героя высказывания по сравнению с Наполеоном.

В глазах русской публики Дима (Билан), просто, Александр Македонский, завоевавший пол мира...[www.mk.ru. 11.07.2010]. Адресация к известному прецедентному имени выводит на первый план следующие характеристики героя высказывания: лидирующая позиция в шоу-бизнесе, армии поклонников, победа на конкурсе «Евровидение-2008», которая ассоциируется с завоеванием половины мира.

. Слог пугачевской поэзии сильно разбередил публике душу, когда Царица Всея Попсы представила в этом году новое свое сочинение на музыку Игоря Крутого „Приглашение на закат“ [А. Гаспарян // МК. № 297, 29.12. 2006]. Шоу-бизнес — это государство в государстве, и его подданным нужна «сильная рука» властителя или властительницы, заступника, справедливого судьи, царя-батюшки, царицы-матушки. В отечественном шоу-бизнесе эту роль великолепно исполняет А. Б. Пугачева. Автор апеллирует к прецедентному имени и прецедентной ситуации (Екатерина II в истории российского государства), подчеркивая высокий статус и авторитет героини текста. Используемая стилистическая фигура — сравнение — несомненно придает эмоционально-экспрессивную окраску высказыванию и вызывает хорошо известные носителям русского языка ассоциации.

Особенности развития настоящей модели в российском дискурсе тесно связанны с особенностями российского менталитета, культуры, вербализуемыми в русском языке. Как отмечают исследователи, «язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира» [Тер-Минасова 2008: 14]. По мнению многих лингвистов, в разные периоды развития общества существует «мода» на определенные метафоры: «Каждая историческая эпоха приносит новую систему концептуальных метафор. Периоды метафорических „бурь“ сменяются метафорическими „затишьями“, после которых начинается „извержение“ новых метафорических „вулканов“. В рамках каждой эпохи выделяются свои доминантные метафорические модели» [Будаев, Чудинов 2008: 9]. Актуализация тех или иных метафор имеет причинно-следственные связи. Такие выводы эмпирически подтверждаются настоящим исследованием. В период с декабря 2010 г. по март 2011 г. монархическая метафора была особенно актуальна, пребывала на «пике попу-

лярности» в российском шоу-дискурсе в связи с событиями, произошедшими в конце декабря 2010 г.: скандал М. Яблоковой, помощницы главного режиссера, с Ф. Киркоровым, избиение Ф. Киркоровым М.Яблоковой, досудебные разбирательства между ними, освещение данных событий в прессе и на телевидении. Эти события обострили состязание между Н. Басковым и Ф. Киркоровым, а также другими артистами, за «трон российского шоу-бизнеса».

В большинстве представленных высказываний авторы СМИ активно эксплуатируют гиперболизацию, вербально возвеличивая или высмеивая влиятельных представителей шоу-бизнеса. В то же время посредством другой стилистической фигуры, литоты, авторы намеренно принижают статус определенных арти-

стов. Высказывания, входящие в метафорическую модель «Шоу-бизнес — это монархия», обладают разнополярными коннотациями в сочетании с иронией.

ЛИТЕРАТУРА

Будаев Э. В., Чудинов А. П. Зарубежная политическая метафорология : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008.

Елисеева О. И. Российская монархия : моногр. — М.: Астрель, 2010.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем : моногр.— М.: ЛКИ, 2008.

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. для вузов. — М.: Слово, 2008.

Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003.

Статью рекомендует к публикации канд. филол. наук, доц. М. Б. Ворошилова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.