Научная статья на тему 'Метафора в педагогике: экскурс и перспективы'

Метафора в педагогике: экскурс и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2957
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METAPHOR / PEDAGOGIC METAPHOR / DIDACTIC METAPHOR / TRANSDISCIPLINARY KNOWLEDGE / МЕТАФОРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовалова Вега Вадимовна

Представлен экскурс использования метафоры в педагогике в конце ХХ – начале XXI века и обозначены их перспективы. Недостаточно востребованы возможности метафоры как методического инструмента для решения тех или иных образовательных задач. В связи с этим перспективным кажется осмысление педагогических возможностей метафоры на уровне технологий, методических шагов их использования. Дифференцированы наиболее используемые в публикациях термины «педагогическая метафора» (А. Ф. Закирова и др.) и «дидактическая метафора» (М. А. Ахметов, Э. А. Мусенова, Д. Трунов, А. А. Плигин, В. Е. Пугач, Е. Н. Дзятковская и др.). Определены функции метафор. Рассмотрена классификация дидактических метафор. Обсуждаются перспективные направления использования педагогической и дидактической метафоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHOR IN PEDAGOGY: EXCURSUS AND PERSPECTIVES

The article describes excursus of using of metaphor in pedagogy in the late 20th century – in the early 21st century and its perspectives. The capabilities of metaphor as methodological means for solving some educational problems are in low demand. In this regard the understanding of pedagogical capabilities of metaphor seems to be promising at the level of technologies, methodical steps of their using. The author of the article differentiates the most used terms “pedagogic metaphor” (A. F. Zakirova and others) and “didactic metaphor” (M. A. Akhmetov, Ye. A. Musenova, D. Trunov, A. A. Pligin, V. E. Pugach, E. N. Dzatkovskaya and others) in publications. The functions of metaphor are determined. The article considers the classification of didactic metaphors. It discusses promising directions of using of pedagogic and didactic metaphor. The object of the article is to describe demand and perspectives of using of pedagogic and didactic metaphors in pedagogy.

Текст научной работы на тему «Метафора в педагогике: экскурс и перспективы»

УДК 81

В. В. Пустовалова

МЕТАФОРА В ПЕДАГОГИКЕ: ЭКСКУРС И ПЕРСПЕКТИВЫ

Представлен экскурс использования метафоры в педагогике в конце ХХ - начале XXI века и обозначены их перспективы. Недостаточно востребованы возможности метафоры как методического инструмента для решения тех или иных образовательных задач. В связи с этим перспективным кажется осмысление педагогических возможностей метафоры на уровне технологий, методических шагов их использования. Дифференцированы наиболее используемые в публикациях термины «педагогическая метафора» (А. Ф. Закирова и др.) и «дидактическая метафора» (М. А. Ахметов, Э. А. Мусенова, Д. Трунов, А. А. Плигин, В. Е. Пугач, Е. Н. Дзят-ковская и др.). Определены функции метафор. Рассмотрена классификация дидактических метафор. Обсуждаются перспективные направления использования педагогической и дидактической метафоры.

Ключевые слова: метафора, педагогическая метафора, дидактическая метафора, трансдисциплинарные знания.

Обращение к педагогическим возможностям метафоры известно давно, с работ Аристотеля. Однако эта тема не теряет своей актуальности в наши дни. Более того, она становится одной из ключевых в мире сложностей, глобализации, поликультурных диалогов, взаимодействий разных наук и повышения интереса к трансдисциплинарным знаниям. Речь идет о метафорах не как средствах художественной выразительности, а о концептуальных метафорах - как «тележки» для переноса смыслов из мира взрослых в мир детства, из одной научной области в другую, из науки - в практику» (Н. П. Зинченко).

Использованию метафоры в современной педагогической практике посвящены труды: Ю. А. Веря-евой (роль метафор в педагогическом обучении школьным предметам), О. С. Булатовой, Ю. В. Сень-ко, О. Филипповой (метафоризация речи учителя), Э. А. Мусеновой, М. А. Ахметова (использование учебных и управляющих метафор как одно из условий успешного обучения ученика), С. Л. Мишла-новой, Н. П. Ивинских, Т. В. Пеньковой (концептуальная метафора в методическом дискурсе, сферы-мишени, сферы-источники в методическом дискурсе) и др. [1-6].

Когнитивной метафоре как средству концептуализации педагогического знания, «возможности смыслового расширения педагогического знания за счет метафоризации», педагогической метафоре посвящены работы А. Ф. Закировой [7, с. 17], когнитивным метафорам в педагогическом моделировании - Е. А. Лодатко [8].

М. А. Ахметов, Э. А. Мусенова, Д. Трунов, А. А. Плигин, В. Е. Пугач и др. рассматривают метафору как методический инструмент для объяснения нового материала, активизации наглядно-образного мышления с учетом ведущей модальности восприятия ребенка и др. [9-13].

Применению метафоры для решения конкретных образовательных задач посвящены работы

Е. Н. Дзятковской (как средство понимания сложных теоретических положений концепции устойчивого развития, базирующейся на теории систем), С. А. Хахаловой (метафора как педагогический инструмент развития прагматической компетенции магистров на примере анализа совокупности проявлений нравственной, этической, познавательной, регулятивной, эпистемической, метаязыковой функций метафор) и др. [14, 15].

Анализ современной литературы по использованию метафор в педагогике показывает, что становится все более востребованной познавательная/ когнитивная, эвристическая, этическая, морализирующая (Verpflichtung aufmoralische Werte) и мета-языковая функции метафоры [15]. Внимание привлекает и прагматическая роль метафоры в педагогической речи учителя, выражающаяся в ее способности оказывать влияние на восприятие учеником учебной информации, проявляя свои побудительные, аргументативные и эмотивные возможности (А. П. Чудинов, 2003).

Несмотря на большое количество исследований, до настоящего времени однозначное определение отсутствует.

Термин принадлежит Аристотелю, который обладание метафорическим мышлением, умение переносить смыслы с одного слова на другое называл признаком таланта подмечать сходство.

При лингвистическом подходе под метафорой понимают художественное средство, литературный прием, троп или механизм речи (лингвистический прием), в основе имеющий переносный смысл, исходящий из сходства, аналогии.

П. Рикёр отмечал, что метафора позволяет передавать не очевидную информацию, благодаря чему происходит более глубокое проникновение в реальность [16].

Согласно словарю аналитической психологии, метафора - это определение и изучение одного путем обращения к образу другого; используется как

сознательный литературный или терапевтический прием и всегда употреблялась сказителями и писателями, чтобы придать известную пикантность таинственному или «выразить невыразимое» [17].

В нейролингвистическом программировании метафора - это троп, употребление слов и выражений в переносном смысле, исходя из сходства, аналогии; сближение в речи двух предметов по сходству или контрасту [18].

В Оксфордском словаре по психологии метафора - это лингвистический прием, с помощью которого абстрактное понятие выражается посредством аналогии. Считается, что у метафоры нет никаких отличительных особенностей, что они, скорее, в той или иной степени нарушают буквальный смысл, и в результате такого нарушения возникают эмотивные и когнитивные эффекты [19].

Согласно электронному словарю «Академика», метафора - это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое таким образом его замещает [20].

В Большой советской энциклопедии приводится две точки зрения на метафору [20]. С одной стороны, это троп, основанный на принципе сходства. В основе метафоры - способность слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции. С другой стороны, метафорой называют употребление слова во вторичном значении, связанном с первичным по принципу сходства (хотя, скорее, это «метафоризация»).

Существующая разница в формулировке и понимании определения термина «метафора» может быть объяснена соотношением понятий «метафора» и «сравнение». Так, метафора и сравнение рассматриваются как различные понятия. Согласно К. И. Алексееву, «сравнение использует традиционную классификацию предметов, в то время как метафора - альтернативную», значит, при сравнении точно определяются признаки, критерии сравнения, а метафора не является сравнением в прямом смысле слова [21].

Метафора и сравнение рассматриваются как предельно близкие понятия. А. А. Плигин отмечает, что в широком смысле слова метафора «применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении. В зарубежной научной традиции (когнитивных науках, лингвистике, психотерапии) под метафорой понимают любую аналогию, в которой свойства одного объекта (процесса или явления) выражают через другой» [12].

Этим обосновывается понимание метафоры как «сокращенное редуцированное сравнение» [22, с. 142] и акцентирование, скорее, смещение приори-

тета в осмыслении сущности метафоры на сходство как результат сравнения: «Метафора заставляет нас обратить внимание на некоторое сходство „часто новое и неожиданное" между двумя и более предметами» [22, с. 172]. Располагает к этому и толкование типа, метафора - «оборот речи, употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения» [23].

От понимания учителем термина «метафора» зависят эффективность, диапазон работы с ней. Например, фрагмент урока биологии, посвященного работе легких человека, строится на метафоре: «легкие играют роль большой товарной станции, где поезда загружаются и разгружаются» (материал Р. Б. Соловьёва, учителя НП «Филипповская школа», г. Москва). Учитель может работать с ней по-разному. Один вариант - он ограничивает работу с метафорой наглядным сравнением: например, представляется фотография железнодорожной станции и текст «Главная задача легких - газообмен. Легкие отдают кислород в кровь, а из крови забирают углекислый газ. Углекислый газ мы потом выдохнем. Это отходы. А кровь разнесет кислород по всему телу. И в этом газообмене легкие играют роль большой товарной станции, где поезда загружаются и разгружаются».

При этом ограничении возможностей метафоры она не перестает быть открытой для осмысления и потенциальной для работы на уроке.

Другой вариант - учитель предлагает раскрыть метафору, наполнить конкретикой и детализировать, то есть развернуть метафору за счет углубления учеников в содержание тем базового и повышенного уровня: «Строение легких», «Значение дыхания», «Легкие. Легочное и тканевое дыхание» и др. Возникает необходимость в понимании методического инструментария, методики/технологии работы с учебным материалом на основе развернутой метафоры. Например, существует опасность использования только репродуктивной подачи материала, украшенного иллюстрацией метафоры, то есть картинкой или схемой реального объекта или явления, которые сочетаются с изображением метафоры. Если возвратиться к примеру о работе легких, то фотография товарной станции и схема легких предполагает предварительную и последующую работу учеников с учебным материалом на основе метафоры (например, что значит «А кровь разнесет кислород по всему телу?» - вагоны железной дороги?).

В чем преимущество объяснения учебного материала на основе метафоры? Согласно Р. Уфимце-ву: «Метафора проводит связь между двумя областями человеческого опыта, одна область представляется средствами другой» [24]. Две области человеческого опыта: одна область (товарная стан-

ция, поезда, железная дорога) является уже известной ученику, подсказывающей, прописывающей путь к неизвестному, новому и незнакомому (система работа легких).

Категории «сходство», «сравнение» как основа определения метафоры интересны в педагогике возможностью обращения к понятному, знакомому предмету и явлению и пр., оттолкнувшись от которого, ученик осознает, освоит новое, незнакомое.

Согласно Ю. Р. Валькман, возможен различный уровень когнитивности и метафоричности используемых метафор [25]. Он характеризует различие используемых когнитивных графических метафор через уровни (шкалу) когнитивности, метафоричности и подуровни - информативности, абстраги-рованности аспектов, отражаемых в графических образах.

Например, когнитивные графические метафоры типа фотографии, пиктограммы, условных обозначений и др., которые не связаны со звучанием слова, но выражают закрепленный смысл (дорожные знаки, олимпийская символика): «Новые знания (о местоположении чего-либо, свойствах изделия и т. п.) „пользователь графических образов", конечно, может получить, но это не познание какого-либо явления, процесса в глубинном смысле» [25].

Для сопоставления отметим, что есть и другой пример когнитивных графических метафор типа диаграммы Венна, круги Эйлера и др., «которые способствуют формированию принципиально новых знаний или инициируют адекватные когнитивные процессы» (Ю. Р. Валькман).

И, по-видимому, методическое обслуживание метафоры (поиск приемов и методов ее ввода в урок, работы с ней) зависит и от уровня когнитив-ности, метафоричности используемых метафор.

Роль учителя заключается в актуализации обращения учеников к глубинам аналогии метафоры, то есть к уровню ее когнитивности, метафоричности.

В публикациях о метафоре в педагогике встречаются, как правило, два понятия «педагогическая метафора» и «дидактическая метафора».

Попытаемся их дифференцировать. А. Ф. Заки-рова рассматривает проблему метафорического истолкования педагогических явлений, «возможности смыслового расширения педагогического знания за счет метафоризации» и доказывает, что педагогическая метафора «является неотъемлемым атрибутом интерпретации и смыслообразования, а ее изучение выходит за рамки лингвистики и литературоведения» [7].

А. Ф. Закирова в качестве примера педагогических метафор приводит выражения, метафорически характеризующие воспитание в различные социально-исторические эпохи. В данном случае пе-

дагогическая метафора рассматривается как характеристика профессиональной деятельности учителя, например, «педагогическая золушка», «педагогический батрак» у Я. Корчака; «защитное воспитание», «лечение красотой», «цветок воспитания», «Школа радости», «живой задачник» В. А. Сухом-линского и др. [7].

Е. Н. Дзятковская, М. А. Ахметов, Э. А. Мусенова, Д. Трунов, А. А. Плигин, В. Е. Пугач и др. рассматривают дидактическую метафору как прием, форму мышления ученика.

В книге «Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта» М. Клариным исследована метафора как «гносеологический инструмент, средство познания, в отличие от традиционного понимания метафоры как одного из средств поэтического мышления и языка» [26, с. 6].

Он отмечает, что развитие педагогической практики и смена научных парадигм в педагогике отражаются в изменении используемых базовых метафор, характеризующих обучение. Например, ассоциативный ряд метафоры «формирование» связан с производством, конвейером и характеризует обучение как технологию с заданным в производстве последовательным порядком, ведущим к обозначенному результату.

И как смена парадигмы образования, другие базовые метафоры, характеризующие обучение как поиск, через ассоциативный ряд обучения с естественным ростом, динамикой и др. [27, с. 34-39].

Педагогическая метафора - составная часть педагогического словаря учителя, характеризующая суть профессиональной деятельности учителя, которая практически не бывает статичной, она варьируется, обновляется.

Метафоры, закрепляющиеся в профессиональной речи учителя, отражают и «осуществляют» поиск образов-символов, характеризующих используемые технологии, методики, формы и др., расширение, развитие педагогических знаний за счет метафоризации. Например, «познавательная шалость» Ш. А. Амонашвили.

Осознает ли учитель педагогическую метафору (и себя в ней), использует ли ее потенциал или нет -все равно, она имеет место быть в педагогике.

Если метафора является отражением педагогического знания учителя, характеризующего его профессиональную деятельность, используемые парадигмы образования, подходы, методику и др., то речь идет о метафоре, принадлежащей к профессиональной концептосфере педагога (Д. С. Лихачев).

Понимая условность деления, отметим, что и педагогическая, и дидактическая метафоры относятся к образовательному процессу, но педагогическая метафора характеризует его с позиции педаго-

га (какие использует он технологии, реализуются им парадигмы образования), дидактическая метафора включена в образовательный процесс учителем как прием, метод, форма работы ученика. И, по-видимому, требуется понимание методических шагов учителя, которые позволят использовать метафору как прием, метод или форму.

Дифференциация и уточнение понятий «педагогическая метафора» и «дидактическая метафора» могут позволить выйти на формулировку показателей профессиональной компетентности учителя, в том числе в части проектирования методической канвы урока на основе метафоры, а также определить универсальные учебные действия ученика, связанные с метафорой как механизмом мышления.

Благодаря метафоризации педагогического знания создаются методологические базы. Свой набор педагогических метафор, которые закрепляют за собой дидактические и методические основания образования, есть практически у каждого выдающегося педагога разных исторических эпох. Методологической базой их можно назвать и в силу того, что последователи, опираясь на метафоры, раскрывают суть их опыта.

Интерес автора к дидактической метафоре вызван тем, что она рассматривается как один из механизмов познания ребенком мира, отражения вне-языковой действительности и позволяет прикоснуться к исследованию глубин процесса учения. Отталкиваясь от статьи А. Витковского «Дыхание и виноградная гроздь, или Что такое дидактическая метафора», определим, что дидактическая метафора - вид когнитивной метафоры, специально разработанный в учебных целях [28]. То есть познавательный и эвристический потенциал метафоры делает ее средством мышления и развития ученика в процессе образования. Теоретическому обоснованию использования дидактической метафоры в педагогике посвящены труды А. А. Плигина, М. А. Ахметова и др.

Впервые понятие «дидактическая метафора» употребил А. А. Плигин. Он же классифицировал ее разновидности, выделив иллюстративную, поясняющую и стратегическую.

Поясняющие метафоры основаны на структурном сходстве, изоморфизме, позволяющих в рамках логического пространства одного объекта подсказывать (создавать, прописывать) структуру логического пространства другого объекта, явления и пр. Например, в качестве поясняющей метафоры А. А. Плигин рассматривает объяснение правила Хунда - заполнения электронами атомных орбита-лей (квантовых ячеек): «Расселение электронов подобно расположению пассажиров в трамвае; когда новый человек входит в трамвай, он ищет свободные места, чтобы сесть. Обычно бывает несколько

возможностей, так как существуют двойные сиденья, где уже сидит один пассажир, и бывают пустые сиденья, где никто не сидит. Какое бы место вы выбрали в таком случае? Традиционный ответ -там, где двойное сиденье никем не занято! Вот так и электроны: сначала заполняют пустые орбитали, а уже после этого те, которые уже заняты одним электроном» [12].

Использование поясняющей дидактической метафоры А. Витковский основывает на продолжении «прямого» использования метафоры. То есть оформляется задание в конструкциях предложений типа: «Если (метафора, сравнение)..., то...». Например, если мы говорим, что преломление света -это вбегание человека в воду, то можем сразу предложить ученикам объяснить, почему свет, попав под углом в среду с иной оптической плотностью, изменил направление [28].

Новая сложная информация доступна за счет аналогии со знакомой информацией, обозначившимися многочисленными связями в подсознании ученика с имеющимися сведениями, фактами, опытом.

Возможный вариант поясняющей дидактической метафоры - это метафорные презентации, ин-фографические метафоры. Метафорная презентация представляют собой картинку или схему реального объекта или явления, сочетающихся с изображением метафоры, на основе которой построена подача учебного материала. Приведем примеры книг, творчества, посвященного переводу научных предметных знаний на язык детства за счет поясняющих метафор, архетипически значимых образов фольклора и т. п. На метафоричном объяснении основано творчество Ф. Кривина, метафорически адаптировавшего явления и законы грамматики, математики, физики, а также многие книги Татьяны Рик, основанные на олицетворении частей речи как членов большой семьи: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное и т. д. Аналогично введение в знания через сказочную метафору И. В. Вачкова благодаря образу Кляксича - И. П. Токмаковой.

Формируется технологии создания поясняющей дидактической метафоры, задающая последовательность применения ее на уроке (А. А. Пили-гин и др.).

Иллюстративные метафоры, по А. А. Пилигину, представляют собой «использование известных простых объектов или явлений в качестве примера иллюстрации сложного понятия или важного учебного содержания» (угол - развернутая книга). В свою очередь он делит их на визуальные, ауди-альные и кинестетические.

М. А. Ахметов, Э. А. Мусенова рассматривают в рамках техники управления учебной деятельнос-

ти ученика метафору как одно из условий успешного обучения, выделяя учебную, обучающую (которая в свою очередь рассматривается как дидактическая и воспитывающая) и управляющую метафоры.

Таким образом, использование метафоры в образовательном процессе вариативно:

- это языковое средство как основа лексико-се-мантической работы;

- языковое средство как основа метафорического мышления, благодаря которому появляются возможности не только глубинно освоить новый учебный материал, но и развить, углубить первона-

чальное его понимание и даже совершать открытия в новом содержании (А. А. Плигин, М. А. Ах-метов);

- «концептуальные метафоры сложных категорий, недоступных для понимания учащимися данной возрастной группы на теоретическом уровне, путем соединения научного контента с архетиче-скими матрицами (кодами) культуры» (Е. Н. Дзят-ковская).

Представляется, что все потенциальные возможности метафоры в педагогике еще не изучены. Это - открытая тема, требующая дальнейших исследований.

Список литературы

1. Веряева Ю. А. Роль метафор в организации педагогического дискурса на уроках математики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 39. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/rol-metafor-v-organizatsii-pedagogicheskogo-diskursa-na-urokah-matematiki (дата обращения: 11.02.2016).

2. Булатова О. С. Искусство современного урока. М.: Академия, 2006.

3. Сенько Ю. В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления // Педагогика. 1999. № 6. С. 49.

4. Филиппова О. Метафоризация речи учителя // Народное образование. 2000. № 8. С. 17.

5. Ахметов М. А., Мусенова Э. А. Техники управления учебной деятельностью учащихся // ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ЭЙДОС. URL: http://www. eidos.ru/journal/2008/0407.htm (дата обращения: 13.03.2016).

6. Мишланова С. Л., Ивинских Н. П., Пенькова Т. В. Концептуальная метафора в методическом дискурсе // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2010. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-metafora-v-metodicheskom-diskurse (дата обращения: 11.02.2016). Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-metafora-v-metodicheskom-diskurse#ixzz3zqMnjV40

7. Закирова А. Ф. Когнитивные метафоры как средство концептуализации педагогического знания // Вестник ТюмГУ. 2014. № 9. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-metafory-kak-sredstvo-kontseptualizatsii-pedagogicheskogo-znaniya (дата обращения: 08.02.2016). Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-metafory-kak-sredstvo-kontseptualizatsii-pedagogicheskogo-znaniya#ixzz3zYHg5gbK

8. Лодатко Е. А. Когнитивные метафоры и кластеризация в педагогическом моделировании // Вектор науки ТГУ. Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 146-150.

9. Ахметов М. А., Мусенова Э. А. Личностно ориентированное обучение химии. URL: http://www.maratakm.ru/loohim.htm (дата обращения: 03.03.2016).

10. Ахметов М. А. Развитие познавательной деятельности учащихся в личностно ориентированном обучении химии. URL: http://www. dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-uchashchikhsya-v-lichnostno-orientirovannom-obuchenii-khim (дата обращения: 13.03.2016).

11. Трунов Д. Использование метафор в психотерапевтической работе. URL: http://lacan.narod.ru/ind_met/Default_5.htm (дата обращения: 03.03.2016).

12. Плигин А. А. Метафора как способ пояснения важного учебного содержания и передачи познавательной стратегии // Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика / под ред. А. А. Плигина. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2005. С. 49-65.

13. Пугач В. Е. Метафора как категория дидактики. URL: http://kafmanedu.ru/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%8 0%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D 0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/#sthash.iP1LNkIB.dpuf (дата обращения: 03.03.2016).

14. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинар-ность. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.

15. Хахалова С. А. Метафора как педагогический инструмент // Вестник БГУ. 2014. № 1-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metafora-kak-pedagogicheskiy-instrument (дата обращения: 11.02.2016). Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/metafora-kak-pedagogicheskiy-instrument#ixzz3zpRdSSKQ

16. Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры: сборник. М., 1990.

17. Зеленский В. Словарь аналитической психологии. М., КОГИТО-ЦЕНТР, 2008. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/11/symbol/204 (дата обращения: 06.03.2016).

18. Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. АСТ, ВОСТОК-ЗАПАД, 2006. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/11/symbol/204 (дата обращения: 06.03.2016).

19. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. 2002. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/11/symbol/204 (дата обращения: 06.03.2016).

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)

20. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3053/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1% 84%D0%BE%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 06.03.2016).

21. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии. 1995. URL: http://www.hr-portal.ru/article/metafora-kak-obekt-issledovaniya-v-filosofii-i-psikhologii (дата обращения: 03.03.2016).

22. Арутюнова Н. Д., Журинская М. А. Теория метафоры: сборник. М.: Прогресс, 1990. 512 с.

23. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 928 с.

24. Уфимцев Р. Хвост ящерицы. Метафизика метафоры. 295 с. URL: http://www.metaphor.ru/docs/lizard_tail.pdf (дата обращения: 16.01.2016).

25. Валькман Ю. Р. Когнитивные графические метафоры: когда, зачем, почему и как мы их используем. URL: http://www.humans.ru/ humans/54138 (дата обращения: 16.01.2016)

26. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с. URL: http://psychlib.ru/inc/ absid.php?absid=57121 (дата обращения: 16.01.2016).

27. Кларин М. В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998. № 1. С. 34-39.

28. Витковский А. Дыхание виноградная гроздь, или Что такое дидактическая метафора. URL: http://ps.1september.ru/view_article. php?ID=201100913 (дата обращения: 03.03.2016).

Пустовалова В. В., кандидат педагогических наук, директор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальное автономное учреждение «Информационно-методический центр» г. Томска.

Ул. Матросова, 8, Томск, Россия, 634012. E-mail: vega_2005_11@mail.ru

Материал поступил в редакцию 29.03.2016.

V V Pustovalova METAPHOR IN PEDAGOGY: EXCURSUS AND PERSPECTIVES

The article describes excursus of using of metaphor in pedagogy in the late 20th century - in the early 21st century and its perspectives. The capabilities of metaphor as methodological means for solving some educational problems are in low demand. In this regard the understanding of pedagogical capabilities of metaphor seems to be promising at the level of technologies, methodical steps of their using. The author of the article differentiates the most used terms "pedagogic metaphor" (A. F. Zakirova and others) and "didactic metaphor" (M. A. Akhmetov, Ye. A. Musenova, D. Trunov, A. A. Pligin, V. E. Pugach, E. N. Dzatkovskaya and others) in publications. The functions of metaphor are determined. The article considers the classification of didactic metaphors. It discusses promising directions of using of pedagogic and didactic metaphor. The object of the article is to describe demand and perspectives of using of pedagogic and didactic metaphors in pedagogy.

Key words: metaphor, pedagogic metaphor, didactic metaphor, transdisciplinary knowledge.

References

1. Veryaeva Yu. A. Rol' metafor v organizatsii pedagogicheskogo diskursa na urokakh matematiki [The role of metaphors in organization of pedagogic discourse at Math lessons]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science, 2007, no. 39 (in Russin). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-metafor-v-organizatsii-pedagogicheskogo-diskursa-na-urokah-matematiki (accessed 11 February 2016).

2. Bulatova O. S. Iskusstvo sovremennogo uroka [The art of contemporary lesson]. Moscow, Akademiya Publ., 2006 (in Russian).

3. Sen'ko Yu. V. Gumanitarnoye opredeleniye stilya novogo pedagogicheskogo myshleniya [Humanistic definition of thinking of new pedagogical style]. Moscow, Pedagogika Publ., 1999. no. 6, p. 49 (in Russian).

4. Filippova O. Metaforizatsiyarechiuchitelya [Metaphorization of teacher's speech]. Moscow, Narodnoye obrazovaniye Publ., 2000, no. 8, p. 17 (in Russian).

5. Akhmetov M. A., Musenova E. A. Tekhniki upravleniya uchebnoy deyatel'nost'yu uchashchikhsya [The technique of administration of students class activity]. EYDOS, 2008 (in Russian). URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0407.htm (accessed 13 March 2016).

6. Mishlanova S. L., Ivinskikh N. P., Pen'kova T. V. Kontseptual'naya metafora v metodicheskom diskurse [Conceptual metaphor in methodical discurse]. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta- LGUBulletin, 2010, no. 3 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptualnaya-metafora-v-metodicheskom-diskurse (accessed 11 February 2010).

7. Zakirova A. F. Kognitivnyye metafory kak sredstvo kontseptualizatsii pedagogicheskogo znaniya [Cognitive metaphor as a means of conceptualization of pedagogical knowledge]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta - TyumGU Bulletin, 2014, no. 9 (in Russian). URL:http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-metafory-kak-sredstvo-kontseptualizatsii-pedagogicheskogo-znaniya (accessed 8 February 2016).

8. Lodatko E. A. Kognitivnye metafory i klasterizatsiya v pedagogicheskom modelirovanii [Cognitive metaphors and clusterization in pedagogical modelling]. Vektor nauki TGU. Pedagogika i psikhologiya - TGU Bulletin. Pegagogy and psychology, 2013, no. 3, pp. 146-150 (in Russian).

E. E. nycmoeanoea. Mema$opa e педагогике: экскурс u nepcneKmueu

9. Akhmetov M. A., Musenova E. A. Lichnostno orientirovannoye obucheniye khimii[Person-centered chemistry education] (in Russian). URL: http:// www.maratakm.ru/loohim.htm (accessed 3 March 2016).

10. Akhmetov M. A. Razvitiye poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsiya v lichnostno orientirovannom obuchenii khimii [The development of students cognitive activity in person-centered chemistry education] (in Russian). URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-uchashchikhsya-v-lichnostno-orientirovannom-obuchenii-khim (accessed 13 March 2016).

11. Trunov D. Ispol'zovaniye metaphor vpsikhoterapevticheskoyrabote [Using of metaphors in psychotherapeutic activity] (in Russian). URL: http:// lacan.narod.ru/ind_met/Default_5.htm. (accessed 3 March 2016).

12. Pligin A. A. Metafora kak sposob poyasneniya vazhnogo uchebnogo soderzhaniya iperedachipoznavatel'noy strategii [Metaphor as a means of important educational content explanation and cognitive strategy delivery]. Moscow, 2005. Pp. 49-65 (in Russian).

13. Pugach V. E. Metafora kak kategoriya didaktiki [Metaphor as a didactics category] (in Russian). URL: http://kafmanedu.ru/%D0%9C%D0%B5% D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0% BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%oB8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/#sthash.iP1LNkIB. dpuf (accessed 3 March 2016).

14. Dzyatkovskaya E. N. Obrazovaniye dlya ustoychivogo razvitiya v shkole. Kul'turnye kontsepty. "Zelenye aksiomy". Transdistsiplinarnost' [Education for sustainable development at school. Cultural concepts. "Green axioms". Transdisciplinarity: mongraph]. Moscow, Obrazovaniye i ekologiya Publ., 2015. 328 p. (in Russian).

15. Khakhalova S. A. Metafora kak pedagogicheskiy instrument [Metaphor as a pedagogical tool]. Vestnik Bryanskigo gosudarstvennogo universite-ta - BGU Bulletin, 2014, no. 1-2 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metafora-kak-pedagogicheskiy-instrument (accessed 11 February 2016).

16. Riker P. Metaforicheskiyprotsess kakpoznaniye, voobrazheniye i oshchushcheniye. Teoriya metafory: sbornik [Metaphoric process as cognition, imagination and sensation. The theory of metaphor: collection]. Moscow, 1990 (in Russian).

17. Zelenskiy V. Slovar' analiticheskoy psikhologii [Dictionary of analytic psychology]. Moscow, KOGITO-TSENTR Publ., 2008 (in Russian). URL: http://V0CABULARY.RU/DICTI0NARY/11/SYMB0L/204 (accessed 6 March 2016).

18. Il'inskiy S. Neyrolingvisticheskoye programmirovaniye [Neuro-Linguistic Programming]. AST, VOSTOK-ZAPAD Publ., 2006 (in Russian). URL: http://V0CABULARY.RU/DICTI0NARY/11/SYMB0L/204 (accessed 6 March 2016).

19. Reber A. Oksfordskiy tolkovyy slovar' po psikhologii [Oxford definition dictionary]. 2002. URL: http://VOCABULARY.RU/DICTIONARY/11/ SYMB0L/204 (accessed 6 March 2016).

20. Slovari i entsiklopedii na Akademike [Dictionaries and encyclopedias on Academic]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3053/%D0 %9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0 (accessed 6 March 2016).

21. Alekseev K. I . Metafora kak ob"ekt issledovaniya v filosofii i psikhologii [Metaphor as a target of research in philosophy and psychology]. 1995 (in Russian). URL: http://www.hr-portal.ru/article/metafora-kak-obekt-issledovaniya-v-filosofii-i-psikhologii (accessed 6 March 2016).

22. Arutyunova N. D., Zhurinskaya M. A. Teoriya metafory: sbornik [Metaphor theory: collection]. Moscow, Progress Publ., 1990. 512 p. (in Russian).

23. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [The Russian language dictionary]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1990. 928 p. (in Russian).

24. Ufimtsev R. Khvost yashcheritsy. Metafizika metafory [Lizard tail. Metaphor metaphysics]. 295 p. (in Russian). URL: http://www.metaphor.ru/docs/ lizard_tail.pdf (accessed 6 January 2016).

25. Val'kman Yu. R. Kognitivnye graficheskiye metafory: kogda, zachem, pochemu i kak my ikh ispol'zuem [Cognitive graphical metaphors: when, why, and how we use them] (in Russian). URL: http://www.humans.ru/humans/54138 (accessed 16 January 2016).

26. Klarin M. V. Innovatsii v obuchenii: metafory i modeli: analiz zarubezhnogo opyta [Innovations in education: metaphors and models: international practices evaluation]. Moscow, Nauka Publ., 1997. 223 p. (in Russian). URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=57121 (accessed 16 January 2016).

27. Klarin M. V. Metafory i tsennostnye orientatsii pedagogicheskogo soznaniya [Metaphors and value orientations of pedagogic consciousness]. Moscow, Pedagogika Publ., 1998, no. 1, pp. 34-39 (in Russian).

28. Vitkovskiy A. Dykhaniye vinogradnaya grozd' ili Chto takoye didakticheskaya metafora [Breath bunch of grapes or what is didactic metaphor] (in Russian). URL: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100913 (accessed 3 March 2016).

Pustovalova V. V.

Municipal Autonomous Institution Information-Methodical Centre of Tomsk.

Ul. Matrosova, 8, Tomsk, Russia, 634012.

E-mail: vega_2005_11@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.