Научная статья на тему 'Место физической культуры в жизни человека'

Место физической культуры в жизни человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL EDUCATION / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капленко Ольга Михайловна

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION ROLE IN HUMAN LIFE

Physical education was introduced to meet the need of the society in proper physical training of the coming generation and adult population, for them to feel fit and ready to work. A new understanding of the essence of physical education results from its influence on the spiritual development of a person as one of the effective means of intellectual, moral and aesthetic education.

Текст научной работы на тему «Место физической культуры в жизни человека»

МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Ольга Михайловна Капленко

Сибирская государственная геодезическая академия. 630108, г. Новосибирск, ул.

Плахотного 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, e-mail: o-m-

kaplenko@yandex.ru

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, развитие личности.

PHYSICAL EDUCATION ROLE IN HUMAN LIFE Olga M. Kaplenko

Senior lecturer, Department of Physical Education, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, e-mail: o-m-kaplenko@yandex.ru

Physical education was introduced to meet the need of the society in proper physical training of the coming generation and adult population, for them to feel fit and ready to work. A new understanding of the essence of physical education results from its influence on the spiritual development of a person as one of the effective means of intellectual, moral and aesthetic education.

Key words: physical education, personality development.

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практически практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И, если нет особой надобности, доказывать огромное значение занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание двигательных качеств, то их влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Лучшим доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена. Но прежде чем обратиться к его характеристике рассмотрим понятие ценности в его социологическом и философском значении.

Ценность- это понятие, которое получило широкое распространение при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, в какой осваиваются эти ценности. Поэтому, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в достояние каждой личности.

К общественным ценностям физической культуры мы относим: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогической технологии, мобилизационные и интенционные (интенция-направленность сознания, мышления на какой либо предмет, намерение, цель) ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки , закаливания и здорового образа жизни.

К ценностям двигательного характера можно отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической культуры мы понимаем различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки - все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной тренировки.

К группе интенционных ценностей относятся и социальнопсихологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций на занятия физическими упражнениями.

В известной книге «7навыков высокоэффективных людей» ее автор Стивен Кови рассматривает жизнь человека с четырёх позиций или четырёх измерений

- физического, духовного, интеллектуального, социально-эмоционального. Эти измерения являются как бы "фундаментом", основой для дальнейшего возведения "стен" - сторон нашей жизни. Ведь от того, каким будет этот фундамент, зависит и качество " здания" под названием "человек ".

Физическое - упражнения, питание, управление стрессовыми ситуациями позитивный настрой. Социально-эмоциональное- служение, сопереживание, синергия, внутренняя безопасность. Интеллектуальное - письмо, чтение, воображение планирование. Духовное - прояснение ценностей и приверженность им, учёба, медитация. «Конечно это не единственное

определение» - пишет С. Кови, - но большинство жизненных философий прямо или косвенно отталкиваются именно от этих измерений, хотя называться они могут иначе.

Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время способность анализировать свои успехи и неудачи (интеллектуальное), коммуникабельность, желание быть лучшим (социальное).

Рассмотрим немного подробнее сочетание всех этих сторон жизни человека. Для этого возьмем студента ВУЗа.

Связь физической культуры с интеллектуальным измерением (к интеллектуальному измерению относиться: письмо, чтение, воображение, планирование).

Начнем с планирования и письма. Часто на вопрос: «Занимаетесь ли вы дополнительно физкультурой?» студенты отвечают отрицательно, ссылаясь на отсутствие времени. Однако, лишь единицы и даже на старших курсах, планируют свое время, имеют ежедневники или хотя бы блокнот, в которых расписывают свое время. А ведь если правильно распределить свое время, расставить приоритеты, то хотя бы по 30 минут в день можно выделять для физических упражнений. Ведение «Рабочей тетради самоконтроля» позволит студенту следить за изменениями, происходящими при выполнении физической нагрузки. Изменения эти очень разнообразны. Например: для сердечнососудистой системы - частота сердечных сокращений - чем реже пульс, тем выше тренированность, выше выносливость. Для поддержания пропорциональной, красивой фигуры - весо-ростовой показатель. И другие тесты для определения силы, координации, гибкости, т.е. всех физических качеств. Записав в дневник исходные данные можно сравнить через какое-то время результат самостоятельных занятий или в секциях. А когда виден результат, изменение в лучшую сторону, появляется удовлетворение и желание продолжить работу.

Кроме вышесказанного к интеллектуальному измерению относиться знание анатомо- морфологических и социально-биологических основ, физиологии человека, знания по здоровому образу жизни, психофизиологические основы учебного труда и т.д. Все эти темы рассматриваются в теоретическом разделе кафедр физической культуры.

Эмоциональный интеллект - еще один вид интеллекта, ставший сейчас очень востребованным. В этом убежден американский психолог Дэниел Гоулман, первый заговоривший об исключительной важности эмоционального интеллекта. Не секрет, что современная жизнь диктует свои требования. И требования эти относятся не только к академическим знаниям. Из двух одинаково подготовленных людей (спортсменов, студентов, специалистов) преимущество может оказаться у того, кто ярче, эмоциональней покажет себя, кто с вдохновением будет представлять свое выступление, будь то соревнование или ответ у доски. Нужно принять как данность: наиболее преуспевают сегодня в профессии те, кто умеет управлять своими эмоциями и эмоциями других. Эмоциональный интеллект - это энтузиазм, оптимизм, порыв при выполнении

любого дела. Без этого даже самая хорошая идея может остаться незамеченной. Ниже приведены 5 базовых и самых важных для профессиональной жизни качеств, которые выделяет Дэниел Гоулман.

1. САМОСОЗНАНИЕ: всегда осознавать свои чувства и использовать свои склонности для принятия правильного решения. Реально оценивать себя и в полной мере верить в себя.

2. САМООБЛАДАНИЕ: управлять своими эмоциями таким образом, чтобы они облегчили вам работу, а не мешали ей. Быть ответственным и уметь отказаться от немедленного вознаграждения ради достижения более отдалённой цели. Уметь быстро восстанавливаться после эмоциональных потрясений.

3. МОТИВАЦИЯ: использовать свои самые глубинные желания в

качестве компаса, который указывает путь к цели, помогает брать на себя инициативу, действовать более эффективно и упорно идти вперед, несмотря на разочарования и возможные неудачи.

4. ЭМПАТИЯ: чувствовать в унисон с окружающими, уметь сопереживать им, встать на их точку рения и поддерживать гармоничные отношения с самыми разными людьми.

5. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ: владеть своими эмоциями во

взаимоотношениях с людьми и проявлять проницательность в оценке ситуаций и тонкостей человеческих отношений. Быть тактичным. Использовать свои способности, чтобы убеждать, направлять, согласовывать позиции и сглаживать противоречия, чтобы налаживать сотрудничество и воодушевлять коллег.

Связь физической культуры с духовным измерением (прояснение ценностей, приверженность им, учеба, медитация). Здесь хочется сказать о том, как мы видим работу преподавателя физической культуры. Его задачи. Почему именно преподавателя? Да потому что именно он воплощает в жизнь ту цель и задачи, поставленные государством, Министерством образования и здравоохранения и другими вышестоящими инстанциями. Именно преподаватель несет в большей мере ответственность за их воплощение в жизнь.

Именно он должен помочь прояснить ценности, определить миссию, помочь правильно выбрать цель, применить на практике все то, что узнал студент. Но какие бы задачи не ставил перед собой преподаватель, естественно, без участия в этом второй стороны, т.е. учащихся задачи решены не будут. Здесь вступает в силу принцип взаимодействия, взаимозависимости. И так, давайте посмотрим, какие же задачи ставятся перед преподавателем, что он должен донести до своих учеников:

- Укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству здорового населения и сохранению генофонда страны;

- Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности со стремлением к достижению ее физического совершенства;

- Удовлетворение потребностей общества в людях, физически подготовленных к современному производству, к выполнению патриотического долга по защите Родины;

- Интернациональное воспитание граждан страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между народами.

Цель же педагогической деятельности преподавателя физической культуры

- формирование физической культуры личности.

Физическое измерение - (упражнения, питание, управление стрессовыми ситуациями, позитивный настрой) - предусматривает эффективную заботу о своем физическом состоянии: употреблении правильной пищи, обеспечение достаточного отдыха, регулярные физические упражнения.

Когда мы говорим о регулярных физических упражнениях, то речь идет о выделении от 3 до 6 часов в неделю- т.е. минимум 30 минут в день ежедневно. Можно выполнять полноценную программу физических упражнений у себя дома. Такая программа должна развивать в нашем теле выносливость, гибкость и силу.

Питание, а вернее сказать правильное питание, порой кажется чем-то нереальным, когда речь заходит о питании студентов. Хорошо питаться - значит сделать самые выгодные инвестиции в обеспечение собственного здоровья на долгие годы. Качественное питание сохраняет оптимальное здоровье и увеличивает потенциальные возможности физической и умственной деятельности.

Социально-эмоциональное измерение (служение, сопереживание, синергия, внутренняя безопасность) не требует специальных затрат времени, как требуют другие измерения. Мы его осуществляем в процессе, каждодневного взаимодействия с другими людьми. Оно, как бы, присутствует внутри каждого измерения.

Как видим, все эти четыре составляющие тесно и неразрывно связаны между собой. И физическое измерение не является автономным, а работает только во взаимодействии с другими измерениями. Физическая культура - это не только "махание руками и ногами", это взаимозависимая, находящаяся в неразрывном контакте с другими сферами жизни человека структура.

Являясь относительно самостоятельным видом культуры, физическая культура имеет свои специфические функции, выражающие в конкретной форме её социальное бытиё как социально необходимой деятельности, ее способностью удовлетворять запросы личности и общества в физическом совершенствовании людей всех возрастов и любого социального положения.

Разносторонние интересы занимающихся физкультурой людей положительно сказываются на характере досуга, который у них значительно богаче и содержательней. Кроме того, 69,2% людей, занимающихся

физкультурой, постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у нефизкультурников этот показатель равен 44 %. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Чем активней человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия

делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

© О.М. Капленко, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.