Научная статья на тему 'Место «1С: Университет» среди информационных технологий'

Место «1С: Университет» среди информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4575
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"1С: УНИВЕРСИТЕТ" / АДАПТАЦИЯ / ВНУТРЕННИЕ ДОКУМЕНТЫ / ВХОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСХОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ / ИТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / "1C: UNIVERSITY" / ADAPTATION / INTERNAL DOCUMENTS / INCOMING DOCUMENTS / DOCUMENT FLOW / INFORMATION / INFORMATIZATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / OUTGOING DOCUMENTS / IT TECHNOLOGIES / SOFTWARE PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Генералов Иван Георгиевич, Алексеева Любовь Анатольевна

Сложившиеся реалии современных условий заставляют руководителей любой экономической системы внедрять и адаптировать современные технологии управления. Внедрение информационных технологий является одним из важнейших факторов экономического роста и наиболее перспективным инструментом повышения производительности труда. Современные информационные технологии основаны на использовании современных компьютерных и сетевых средств. Современные условия диктуют переход на автоматизированное осуществление функций аудитора, что значительно экономит его трудовые затраты и время. Осуществление автоматизированного аудита базируется на обширном программном обеспечении, постоянно обновляющемся и совершенствующемся во времени. В образовательном процессе используется целый ряд программных продуктов: офисные программы, справочно-правовые системы, бухгалтерские программы, программы финансового анализа, специальное программное обеспечение аудиторской деятельности. Однако из целого ряда программных продуктов особо выделяется «1С: Университет», который способствует совершенствованию документооборота в образовательной организации. Данный программный продукт позволяет: управлять студенческим составом, организовывать и проводить приемные кампании, планировать учебный процесс, рассчитывать учебную нагрузку преподавателей, проводить мониторинг учебного процесса и т. д. Компания «1С» кроме программного продукта «1С: Университет» предлагает сейчас более 15 специализированных решений, которые направлены на повышение эффективности деятельности учебного заведения и автоматизации указанных бизнес-процессов вуза: «1С: Документооборот 8», «1С: Государственные и муниципальные закупки 8», «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8», «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8», «1С: Библиотека», «1С-Битрикс: Управление сайтом», «1С: Электронное обучение» и др. При внедрении программного продукта следует учитывать, что его нужно еще и адаптировать к условиям организации, что значительно затрудняет использование программного продукта в экономической системе. В статье выявлены основные преимущества и недостатки «1С: Университет» Также обоснована актуальность использования программного продукта «1С: Университет» в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Генералов Иван Георгиевич, Алексеева Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE «1C: UNIVERSITY» AMONG THE INFORMATION TECHNOLOGIES

The developed realities of modern conditions dictate to heads of any economic system to introduce and adapt modern technologies of management. Introduction of information technologies are one of the most important factors of economic growth and the most perspective instrument of increase of labor productivity application is. Modern information technologies are based on use of modern computer and network means. Modern conditions dictate transition to the automated implementation of functions of the auditor that considerably saves labor expenses and the auditor's time. Implementation of the automated audit is based on the extensive software which is constantly updated and improved in time. In educational process a number of software products is used: office programs, legal-reference systems, accounting programs, programs of the financial analysis, special software of auditor activity. However from a number of software products it is especially allocated «1C: University» which promotes improvement of document flow in the educational organization. This software product allows: to operate student's structure, to organize and carry out reception campaigns, to plan educational process, to count an academic load of teachers, to carry out monitoring of educational process etc. The 1C company except the software product «1C: The university» proposes now more than 15 specialized solutions which are directed on increase of efficiency of activity of educational institution and automation of the specified business processes of higher education institution: «1C: Document flow 8», «1C: Government and municipal procurements 8», «1C: Accounts department of the budgetary institution 8», «1C: Salary and shots of the budgetary institution 8», «1C: Library», «1C-Bitriks: Management of the site», «1C: Electronic training», etc. At introduction of the software product it is necessary to consider that it it is necessary also to adapt for conditions of the organization that considerably complicates use of the software product in economic system. In article the main advantages and shortcomings «1C are revealed: University» relevance of use of the software product «1C is Also proved: University» in educational process.

Текст научной работы на тему «Место «1С: Университет» среди информационных технологий»

management at all levels of the hierarchy. The modern level of development of production and economy to achieve the goal of ensuring food security of the country requires in-depth knowledge in management, professional approach to this problem. In the article the questions of effective management of the economy. With transition to market relations approaches to management techniques have changed dramatically.

In terms of the change of ownership and business environment put forward the needs and requirements of consumers, the knowledge of their priorities and the ability to adapt to market requirements. Market economy, which is characterized by the increasing complexity of socio-economic relations, implementation of scientific and technical achievements and transition to innovative way of development-intensive forms of management, involves replacing traditional methods of scientific management based on knowledge management, marketing, and initiative and enterprise. The author characterizes the labor resources of the Nizhny Novgorod region, efficiently-professional staff of managers, because the success of any organization is determined by the level of qualification of its employees, degree of cohesion of the team working on one idea and end result. Stops on the role of the personality of the head of the agricultural organization, which is the driving force that determines the vector of development of economy together with the rural area where it is located.

Management issues are considered in the article on the basis of the analysis of efficiency of activity of agricultural organizations in the Knyaginino district, advanced farm «Pokrovskaya Sloboda», which functions in the same conditions with other companies, but has better results. The article raised issues of material incentives for workers. Proposals focused on the development of domestic agricultural production in terms of sanctions.

Keywords: food security, system management, investments, salaries, team, production, promotion, agriculture, new technologies, subsidies from the budgets, regulation

УДК 004.01; 331

МЕСТО «1С: УНИВЕРСИТЕТ» СРЕДИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2015

И. Г. Генералов, преподаватель кафедры «Экономика и статистика», аспирант Л. А. Алексеева, студентка 4 курса экономического факультета Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Сложившиеся реалии современных условий заставляют руководителей любой экономической системы внедрять и адаптировать современные технологии управления. Внедрение информационных технологий является одним из важнейших факторов экономического роста и наиболее перспективным инструментом повышения производительности труда.

Современные информационные технологии основаны на использовании современных компьютерных и сетевых средств.

Современные условия диктуют переход на автоматизированное осуществление функций аудитора, что значительно экономит его трудовые затраты и время. Осуществление автоматизированного аудита базируется на обширном программном обеспечении, постоянно обновляющемся и совершенствующемся во времени.

В образовательном процессе используется целый ряд программных продуктов: офисные программы, спра-вочно-правовые системы, бухгалтерские программы, программы финансового анализа, специальное программное обеспечение аудиторской деятельности. Однако из целого ряда программных продуктов особо выделяется «1С: Университет», который способствует совершенствованию документооборота в образовательной организации. Данный программный продукт позволяет: управлять студенческим составом, организовывать и проводить приемные кампании, планировать учебный процесс, рассчитывать учебную нагрузку преподавателей, проводить мониторинг учебного процесса и т. д.

Компания «1С» кроме программного продукта «1С: Университет» предлагает сейчас более 15 специализированных решений, которые направлены на повышение эффективности деятельности учебного заведения и автоматизации указанных бизнес-процессов вуза: «1С: Документооборот 8», «1С: Государственные и муниципальные закупки 8», «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8», «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8», «1С: Библиотека», «1С-Битрикс: Управление сайтом», «1С: Электронное обучение» и др.

При внедрении программного продукта следует учитывать, что его нужно еще и адаптировать к условиям организации, что значительно затрудняет использование программного продукта в экономической системе.

В статье выявлены основные преимущества и недостатки «1С: Университет» Также обоснована актуальность использования программного продукта «1С: Университет» в образовательном процессе.

Ключевые слова: «1С: Университет», адаптация, внутренние документы, входящие документы, документооборот, информация, информатизация, информационные технологии, исходящие документы, ИТ-технологии, программный продукт.

В современном мире информационные технологии занимают особое место. Сегодня практически любое производственное предприятие оборудовано вычислительной техникой и современными информационными системами, позволяющими оперативно и грамотно решать экономические задачи различной сложности и эффективно поддерживать его функционирование. Большим преимуществом организаций является наличие мощной информационной системы, успешно решающей обширный круг задач по планированию и контролю процесса деятельности предприятия [1, с. 86].

Информационные технологии необходимы обществу для ускорения получения и использования необходимой информации при осуществлении любой деятельности [2, с. 380; 3, 4].

Под информационной технологией следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

Цель применения информационных технологий - снижение трудоемкости использования информационных ресурсов.

Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, системной связи науки и образования [2, с. 381]. Информатизация образования, обусловленная глобальными изменениями и, в первую очередь, зарождением и развитием информационного общества, позволяет решить главную задачу - повышение качества образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий. Формирование в образовательном процессе умений работать с электронными средствами обработки и передачи информации способствует удовлетворению информационной потребности, развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и адекватному использованию информационных ресурсов в различных сферах человеческой деятельности [5, с. 860].

Одной из наиболее важных составляющих процесса использования информационных ресурсов общества является информационная технология. Информационные технологии в современное время играют огромную роль в жизни любого человека. Они помогают развиваться самым разным сферам деятельности человека. Даже самые простые операции на современных предприятиях рекомендуется проводить

с помощью компьютеризированных систем. Особенный вклад информационные технологии внесли в сферу образования, где были полностью компьютеризированы все учебные заведения, что в итоге позволяет в значительной степени облегчить процесс обучения и образования. Так же применение информационных технологий в бухгалтерском учете занимает немаловажную роль. С помощью информационных технологий современный человек имеет практически мгновенный доступ к любой необходимой информации [2, с. 380].

В современных условиях одним из важнейших факторов экономического роста и наиболее перспективным инструментом повышения производительности труда является применение информационных технологий (ИТ) [9, с. 31].

Новая методологическая основа требует внедрения в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий. Поставленным целям соответствуют такие новые педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению. Данные цели педагогических технологий можно реализовывать на базе современных информационных технологий.

Ключевые направления развития ИТ-отрасли и условия, необходимые для ее развития, обозначены в утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2036-р от 1 ноября 2013 г. «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-20 годы и на перспективу до 2025 года» [10].

Современные информационные технологии основаны на использовании современных компьютерных и сетевых средств. Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Современные информационные технологии предполагают использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)» [11, с. 136].

Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей, как на локальном уровне, так и глобальном [12, с. 572].

Для обеспечения качества предоставляемых услуг аудиторские компании должны реализовывать функции разработки процедур, документов, учетных форм, соответствующих действующим аудиторским стандартам, а также определять уровень существенности, аудиторский риск, величину выборки. Однако даже выделение в штате аудиторской фирмы сотрудника, занимающегося исключительно данными вопросами, не поможет решить проблемы связанные с обработкой большого объема данных, а также заполнения большого числа документов при планировании, проведении аудита и анализе полученных данных. В связи с этим, так или иначе, возникают вопросы автоматизации осуществляемых рутинных процедур аудита [13, с. 385].

Программное обеспечение автоматизированного аудита основано на двух видах программ - это пакетные и целевые программы.

Пакетные программы - это комплекс программ общего назначения. Данные программы обеспечивают выполнение широкого круга функций обработки, анализа данных, а также подготовку и печать отчетов.

Целевые программы предназначены для выполнения аудиторских заданий в определенных ситуациях. Данные программы составляются аудиторами либо организацией-клиентом по согласованию с аудиторской фирмой.

При проведении автоматизированного аудита используются следующие группы программ:

- офисные программы;

- справочно-правовые системы;

- бухгалтерские программы;

- программы финансового анализа;

- специальное программное обеспечение аудиторской деятельности.

Офисные программы представлены табличными процессорами, системами управления базами данных, а также текстовыми процессорами [14, с. 230].

В целях вычисления выборки в аудиторских расчетах используются статистические методы. Функции регрессионного анализа, анализа временных ря-

дов, сглаживания реализованы в табличных процессорах, таких как «MS Excel», «Gnumeric», «LibreOffice Calc» и другие, что объясняет их широкое использование в аудите.

Важное применение в анализе учебных процессов находит и программный продукт SPSS позволяющий проводить корреляционный анализ, в том числе спортивных показателей студентов [21].

Также информационные продукты находят отражение и в разработках информационных систем по применению бально-рейтинговой оценки студентов

[22], а в отдельных случаях могут применяться также и для учета оценки оценочных средств в университете

[23].

Однако, в случае более серьезных расчетов, в аудите используются специализированные статистические пакеты общего назначения, реализующие набор различных статистических методов, позволяющих выполнять обмен с наиболее распространенными системами управления базами данных (СУБД). Данные пакеты имеют также возможность графического представления, удобный для пользователей интерфейс. Наиболее распространенными из них являются «Statistica», «SPSS Statistics», «STADIA». [13, с. 386].

Справочно-правовые системы (СПС) необходимы в процессе осуществления аудита в качестве правовой поддержки и источника правовой информации аудитора. СПС представляет собой систему юридически обработанной и оперативно обновляющейся правовой информации в сочетании с поисковыми и иными сервисными программными инструментами.

Справочно-правовые системы (СПС), функционирующие в России, представлены следующими группами:

- негосударственные СПС массового тиражирования;

- малотиражные негосударственные СПС;

- государственные СПС.

Негосударственные СПС массового тиражирования представлены такими известными СПС, как «КонсультантПлюс» (АО «КонсультантПлюс), «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»), «Кодекс» (ЗАО «Информационная компания «Кодекс»). Данная группа, пожалуй, является наиболее распространенной и применяемой из всех вышеуказанных.

Малотиражные негосударственные СПС представлены СПС «ЮСИС» (юридическое информационное агентство INTRALEX), «Юристконсульт», «Референт II» и др.

Государственные СПС представлены СПС «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ), НТЦ «Система» [13, с. 387].

Бухгалтерские программы при проведении автоматизированного аудита служат объектом проверки.

Так, проверяется правильность и законность используемой в процессе учета программы и ее применение (проверка алгоритмов). Представителями здесь являются «1С» (серия программ «1С: Бухгалтерия»), «АйТи» (семейство «БОСС»), «Атлант - Информ» (серия «Аккорд»), «Галактика - Парус» (серия программ «Галактика» и «Парус»), «ДИЦ» («Турбо - бухгалтер») и многие другие.

Программы финансового анализа используются в аудите для оценки финансового состояния предприятия на настоящий момент и тенденций его развития на перспективу. На основе данных программ разрабатываются прогнозы развития бизнеса клиента, что позволяет ему предпринять наиболее выгодные стратегические управленческие решения и осуществить оценку привлекательности того или иного проекта.

Представителями данных программ являются «Audit Expert», «ФинЭкАнализ», «Ваш финансовый аналитик» и др.

Специальное программное обеспечение аудиторской деятельности разрабатывается аудиторскими организациями для осуществления различных аудиторских задач. Существует три подхода к организации данных программ:

- первый подход содержит в себе наибольший риск, здесь используется набор текстов (рабочих таблиц), сводящихся к выбору ответа «да/нет» (тестовый режим), бухгалтерская же информация клиента игнорируется;

- второй подход требует значительного времени на ввод бухгалтерской информации клиента, программа ориентирована на первичную бухгалтерскую информацию синтетического и аналитического уровня;

- третий подход объединяет в себе предыдущие подходы [13, с. 387].

Современные условия диктуют переход на автоматизированное осуществление функций аудитора, что значительно экономит трудовые затраты и время аудитора. Осуществление автоматизированного аудита базируется на обширном программном обеспечении, постоянно обновляющемся и совершенствующемся во времени. Все рассмотренные выше специальные аудиторские программы разработаны российскими компаниями и широко применяются в настоящее время.

В настоящее время вузы внедряют автоматизированные информационные системы - прикладные решения, предназначенные для управления образовательным процессом [6, с. 25].

Необходимость автоматизации процессов учета и управления в вузе очевидна и ее успешная практика постоянно расширяется. Однако так же достаточно много встречается провальных попыток построения

автоматизированных информационных систем в вузах. Ещё более распространенным является неполноценное, во многом непродуманное использование различных программных решений автоматизации процессов учета и управления в вузах.

Процессы автоматизации в вузах является особенно сложным и не отработанными в сферах обеспечения учебного процесса и общего управления. Спецификой вузов является всестороннее регулирование документооборота, что осложняет работу типовых, массовых программных решений. Программные решения для вузов вынуждены либо поддерживать громоздкие и сложные механизмы универсальных пользовательских настроек, либо быть жестко подстроены под функционал, задачи и специфику конкретного учреждения, отдельных его подразделений [7, с. 105].

Несмотря на значительное число различных подходов к решению проблемы автоматизации управления образовательной деятельностью вуза с целью повышения качества образования, особую актуальность приобретает вопрос формирования единой информационной системы управления вузом на основе программных продуктов фирмы «1С». Конфигурация «1С: Университет» представляет собой автоматизированную информационную систему, предназначенную для решения задач управления образовательным процессом в вузе по следующим направлениям: планирование учебного процесса; организация и проведение приемной кампании; расчет и распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава; управленческая деятельность учебно-методических отделов и деканатов.

Учебный процесс является основным компонентом образовательной деятельности вуза. Административное обеспечение учебного процесса и ведение делопроизводства в вузе осуществляется деканатами факультетов. Делопроизводство деканата направленно на документационное обеспечение управления учебным процессом и поддержку взаимодействия различных подразделений вуза (администрации, учебно -методического управления, бухгалтерии и другие) [6, с. 25-26].

В соответствии с ГОСТ Р51141-98 под документооборотом в вузе будем понимать движение документов между различными субъектами образовательного процесса с момента создания документов или их получения до завершения исполнения или отправки [8].

Основными документами, сопровождающими учебный процесс вуза, являются приказы, докладные записки, указания, протоколы и т. п. В них фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности

субъектов образовательного процесса. В организации документооборота учебного процесса вуза принимают участие его различные подразделения [9, с. 26].

В деканате формируются докладные по организационным вопросам, контингенту студентов и вносятся изменения в соответствии с приказами в книгу движения контингента, в карточки студентов, в базу данных и т. д. Сотрудники деканата получают приказы из отдела кадров по личному составу, организуют хранение личных карточек студентов, регистрируют документы, подготавливают книги протоколов, сдают документы в архив и т. д.

Каждый семестр в университете проводится контроль знаний студентов - экзаменационная сессия. В деканате готовятся экзаменационные ведомости, которые затем передаются преподавателям. После завершения контроля ведомости сдаются в деканат, где регистрируются результаты, выявляются студенты-задолжники. При прохождении студентами практики

на предприятии деканат готовит письма, в которых указываются фамилия, имя, отчество студента, его успеваемость, ставятся подпись и печать. Эти бумаги передаются на предприятие. Заключительным этапом обучения является защита выпускных работ.

В деканате готовят книги протоколов и руководящие документы для государственной экзаменационной комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии заполняются на защите выпускных работ, после завершения которой студентам выписываются дипломы, распечатываются вкладыши к дипломам с последующей передачей в отдел кадров для выдачи выпускникам. В деканате подготавливаются акты выдачи дипломов, в которых указывается, под каким номером и кому был выдан диплом. Учебные карточки и зачетные книжки после обработки сдаются в архив.

На факультете документооборот входящих, исходящих и внутренних документов осуществляется в несколько стадий (таблица 1).

Таблица 1 - Стадии документооборота на факультете

Входящие документы

Стадии прохождения документов Источник поступления документов

Прием и первичная обработка, предварительное рассмотрение, регистрация, рассмотрение руководителем, доставка в деканат, контроль исполнения Администрация вуза, общий отдел (канцелярия), учебный отдел

Внутренние документы

Стадии прохождения документов Источник поступления документов

Составление и согласование проекта, создание документа, визирование проекта документа, подписание, регистрация, тиражирование и доставка документа исполнителям, контроль исполнения Деканат, кафедры, учебный отдел, подразделения университета

Исходящие документы

Стадии прохождения документов Получатель документов

Составление и согласование проекта документа, создание и подписание документа, регистрация, отправка документа адресату Администрация вуза, учебный отдел, деканат, кафедры факультета, подразделения университета

В процессе деятельности факультета создается большое количество служебных документов, которые распределяются в соответствии с номенклатурой дел. Кафедры получают и создают документы, хранят учебные планы, протоколы заседаний и планы работы кафедры и т. д. В отделе кадров создаются приказы по личному составу, регистрируется выдача дипломов, справок, документов, осуществляется хранение личных дел и т. д. Большая часть документов в вузе проходит через учебный отдел, где проводится их регистрация, тиражирование и распространение по различным подразделениям вуза. Учебный отдел контролирует учебный процесс, ведет учет контингента студентов, направляет в деканат и на кафедры докумен-

ты, требующие предоставления отчетности, и т. д. Таким образом, документационное обеспечение управления учебным процессом имеет сложную структуру и со-стоит из нескольких взаимосвязанных подсистем, выполняющих определенные функции в рамках делопроизводства вуза.

Программный продукт «1С: Университет» предназначен для автоматизации деятельности вуза по следующим направлениям: управление студенческим составом, организация и проведение приемной кампании, планирование учебного процесса, расчет учебной нагрузки, мониторинг учебного процесса, выпуск студентов и трудоустройство выпускников и т. д.

При работе с конфигурацией «1С: Университет» сотрудникам факультетов необходимо использовать следующие объекты: справочник «Физические лица» и документы «Приказы», «Учебный план», «Аттестационная ведомость», «Диплом». Справочник «Физические лица» позволяет хранить информацию о преподавателях, студентах и абитуриентах. При работе с документами можно создавать приказы различного типа: «Приказ на практику», «Приказ о назначении стипендии» и др. Документ «Учебный план» позволяет создавать учебные планы для различных направлений подготовки с возможностью закрепления дисциплин за кафедрами факультета. Документ «Аттестационная ведомость» содержит информацию об итогах различных аттестаций студентов, проведенных в рамках учебного процесса. Документ «Диплом» позволяет создавать дипломы специалиста, бакалавра, магистра и академические справки.

Информационные базы данных содержат набор учетных данных. При заполнении объектов конфигурации «1С: Университет » пользователь вносит информацию, используя соответствующие вкладки. Например, при создании объекта «Учебный план» необходимо заполнить следующие вкладки: «График учебного процесса», «Дисциплины», «Периоды контроля», «Результаты освоения программы» [6, с. 28].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что конфигурация «1С: Университет» на этапе внедрения в вуз требует адаптации к конкретным условиям и особенностям образовательной и управленческой деятельности. В широком смысле под адаптацией понимают приспособление системы к изменению условий. Под адаптацией автоматизированной системы организационного управления учебным процессом будем понимать процесс формирования банка данных по документообороту вуза, накопления и использования информации для оптимального принятия управленческих решений в изменяющихся условиях [6, с. 29].

Фирма «1С» является одним из лидеров российской 1Т-индустрии. Программные продукты, «1С» широко распространены в России и с успехом применяются в других странах мира; платформа «1С» с интересом применяется в разных сферах деятельности. Высокая производительность разработки на «1С» позволяет в течение небольшого срока времени реализовать применяемые проекты [15, с. 352].

Программные продукты, разработанные и распространяемые фирмой «1С», получают заслуженное признание у профессионалов и широко применяются на предприятиях различных организационно-правовых форм, занимающихся разнообразными видами экономической и производственной деятельности. В связи с этим актуально изучение обучающимся вузов программных продуктов «1С» [16, с. 226].

В настоящий момент компанией «1С» наряду с программным продуктом «1С: Университет» предлагается более 15 специализированных решений, направленных на повышение эффективности деятельности учебного заведения и автоматизации указанных бизнес-процессов вуза: «1С: Документооборот 8», «1С: Государственные и муниципальные закупки 8», «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8», «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8», «1С: Библиотека», «1С-Битрикс: Управление сайтом», «1С: Электронное обучение» и др.

Фирма «1С» предлагает модель персонализированного внедрения прикладного решения «1С: Университет».

«1С: Университет» - продукт, который представляет собой эффективное решение для того, чтобы автоматизировать управленческую деятельность в вузах, представляющих профессиональное образование.

Это приложение позволяет полностью автоматизировать процесс хранения, учета, обработки и анализа данных об основных процессах вуза: поступление, оплата за обучение, обучение, выпуск и последующее трудоустройство дипломированных специалистов, управленческая деятельность деканатов и методических отделов, распределение нагрузки на профессорско-преподавательский состав учреждения [17, с. 65].

Достоинством применения программных продуктов «1С» является простота в освоении и существовании множества программ-помощников и книг для обучения; системные требования не высоки для установки и работы на компьютере с продуктом «1С»; обеспечивает качественное ведение учета, надежна и удобна в эксплуатации; программные продукты относительно доступны для пользования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За достоинствами всегда следуют и недостатки.

Например, одним из недостатков применения программных продуктов «1С» является то, что вузы не всегда успевают за выпускаемыми новыми версиями для обновления компьютеров, требуется новый цикл затрат на внедрение: покупка системы, лицензий и сопутствующего прикладного программного обеспечения.

Многие предприятия, несмотря на выпускаемые обновления версии, продолжают работать со старыми версиями. Причинами является то, что старые версии остаются более удобными, более привычными и более подходящими для работы предприятия. На обновление программ требуется множество затрат, в которые дополнительно входит обучение сотрудников с новой версией программы [15, с. 353].

Фирма «1С» и ее партнеры франчайзи представляют на рынок большое количество программных продуктов системы «1С: Предприятие 8». Эти про-

граммы (конфигурации, решения) предназначены для автоматизации управления и учета на предприятиях различных отраслей, видов деятельности и типов финансирования [18].

Для управления крупным вузом, в составе которого большое количество подразделений и структур, следует создать единое информационное пространство, позволяющее обеспечить надежное хранение всей информации вуза без дублирования, с возможностью быстрого и удобного доступа к ней.

Считается, что «1С: Университет» - это оптимальное решение по созданию гибкой комплексной автоматизированной системы управления университетом. Он охватывает все уровни деятельности основных подразделений учреждения высшего профессионального образования и интегрируется с типовыми решениями фирмы «1С» [19, с. 109].

Возможности, которыми обладает «1С: Университет»:

- интеграция системы с функционирующими в вузе программными средствами;

- использование средств и технологий обработки конфиденциальной информации и персональных данных;

- определение организационной структуры вуза (факультетов, кафедр и структурных подразделений);

- настройка ролей и прав доступа пользователей, разграничение доступа к данным на уровне записи;

- работа приемной комиссии;

- планирование учебного процесса. Анализ экзаменационной сессии. Учет платных услуг;

- расчет и распределение нагрузки. Работа с приказами;

- загрузка данных из АИС ФБС и механизмы интеграции с ФИС ЕГЭ.

«1С: Университет» с учетом вышепредставлен-ных возможностей отвечает задачам создания комплексной автоматизированной системы управления университетом [11].

Данный программный продукт представляет собой эффективное решение для того, чтобы автоматизировать управленческую деятельность в ВУЗах, в рамках профессионального образования.

Например данный программный продукт нашел применение в разработке информационной службы учебного отдела [24].

Это приложение позволяет полностью автоматизировать процесс хранения, учета, обработки и анализа данных об основных процессах ВУЗа: поступление, оплата за обучение, обучение, выпуск и последующее трудоустройство дипломированных специалистов, управленческая деятельность деканатов и методических отделов. В программе «1С: Университет»

предусматривается поддержка различной системы подготовки (бакалавры, магистры, специалисты) на уровне учебной документации и планов государственного образца об успешном окончани учебного заведения.

Ключевые особенности программного продукта «1С: Университет»:

- «1С: Университет» - это автоматизация учебного процесса, снижение трудоемкости его сопровождения процессов;

- продукт позволяет формализовать процесс, упрощает поиск информации, индивидуализирует обучение, является платформой для создания информационной базы, также дает возможность проводить часть занятий в дистанционном режиме.

В конечном итоге, «1С: Университет» способствует повышению качества учебного процесса, а в целом выпускника [19, с. 110].

Внедрение системы «1С: Университет ПРОФ» способствует значительному упрощению работы подразделений вуза, а также резкому росту эффективности. К важным результатам следует также отнести сокращение временных издержек, которые возникают при ручной обработке больших объемов данных. Однако нужно отметить, что для того, чтобы иметь максимальную отдачу от автоматизации по всем протекающим в вузе бизнес-процессам необходимо решение совместных задач, и в этот процесс должны включаться все сотрудники: как руководители структурных подразделений, так и рядовые исполнители.

Управление образовательным процессом имеет сложную структуру, и документооборот реализует иерархическую структуру взаимодействия различных подразделений вуза. При внедрении средств автоматизации в вузы необходимо учитывать особенности до-кументационного обеспечения управления и структуры конкретного образовательного учреждения. Адаптация программных продуктов фирмы «1С», в том числе и конфигурации «1С: Университет», происходит по определенному алгоритму и требует не только следовать внутренней логике порядка делопроизводства конкретного вуза, но и соизмерять свою деятельность с процессом формирования банка данных по документообороту вуза, накопления и использования информации для оптимального принятия управленческих решений в изменяющихся условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Татарникова К. В. Разработка модуля конвертации нормативно-справочной информации из БИР-системы «1Т-Предприятие» в комплекс «1С: Предприятие 8.2 Бухгалтерский учет» (на примере ЗАО «ТЭП-Холдинг») [Текст] // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 86-90.

2. Макарова Л. М., Коробкова О. В. Эволюция применяемых информационных технологий в бухгалтерском учете [Текст] / Молодой ученый. 2014. № 1. С.380-383.

4. Иванов А. А. Интеграционный аспект стратегического и оперативного контроллинга затрат промышленной организации [Текст] / автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2013.

5. Тангиров Х. Э., Абдусаломов Т. Т. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников [Текст] / Молодой ученый. 2014. № 2. С. 860-864.

6. Андреев В. В., Герова Н. В. Адаптация автоматизированной системы организационного управления учебным процессом на основе анализа управления документацией высшего учебного заведения [Текст] / Менеджмент образования. 2013. С. 25-29.

7. Правосудов Р. Н. Развитие решений на платформе «1С: Предприятие 8» для автоматизации вуза [Текст] / Сборник научных трудов: «Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса» Часть 2, Москва, 3-4 февраля 2015.С. 318.

8. ГОСТ Р 51141 -98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М. : Госстандарт России, 1998.

9. Чистов Д. В., Андреев И. А., Порохина И. Ю. Источники для подготовки сертифицированных специалистов по конфигурированию на платформе «1С: Предприятие». [Текст] / Сборник научных трудов: «Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса» Часть 1, Москва, 3-4 февраля 2015. С. 618.

10. Распоряжение правительства РФ № 2036-р от 1 ноября 2013 г. «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-20 годы и на перспективу до 2025 года».

11. Малышева Т. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе [Текст] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф., Уфа, 2013. С. 135-138.

12. Шапиева М. С. Использование информационных технологий при обучении в системе образования вуза [Текст] / Молодой ученый. 2014. № 5. С.572-574.

13. Макарова Л. М., Скворцова Ю. Н. Оценка современных программных продуктов автоматизации аудиторской деятельности [Текст] / Молодой ученый. 2014. № 1. С. 385-389.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

14. Яснев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике [Текст] / Методическое пособие. 2007. С. 439.

15. Рабаданова Р. М., Рамазанова О. Л. Использование программных продуктов «1С» в написании дипломных работ. [Текст] / Сборник научных трудов: «Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса» Часть 1, Москва, 3-4 февраля 2015. С. 618.

16. Зотикова О. Н., Ливадина С. П. Использование программных продуктов фирмы «1С» в образовательном процессе обучающихся по направлению подготовки «Экономика». [Текст] / Сборник научных трудов: «Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса» Часть 1, Москва, 3-4 февраля 2015. С. 618.

17. Беляева М. В. Автоматизация вуза с использованием технологий «1С» [Текст] / Сборник научных трудов: «Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса» Часть - 2, Москва, 3-4 февраля 2015. С. 318.

18. Фирма «1С» (сайт) URL www.1c.ru (дата обращения: 4.04.2015).

19. Романова А. А., Голяков С. М., Жафярова Ф. С. Перспективы развития современного образования с помощью информационных технологий. [Текст] / Сборник научных трудов: «Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса» Часть 2, Москва, 3-4 февраля 2015. С. 318.

20. 1С: отраслевые и специализированные решения фирмы «1С» (сайт) URL http://solutions.1c.ru /catalog/university (дата обращения: 6.04.2015).

21. Широкова Н. А., Баженов Р. И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015. № 6 (18). 25 с.

22. Баженов Р. И., Баженова Н. Г. Белов И. В., Кардаш А. С. О разработке информационной системы оценки учебных достижений студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 73-85.

23. Баженов Р. И., Мохно Д. Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 24.

24. Наделяева Е. В., Баженов Р. И. Разработка информационной системы учебного отдела учреждения начального профессионального образования // Современная техника и технологии. 2014. № 12 (40). С. 23-31.

PLACE «1C: UNIVERSITY» AMONG THE INFORMATION TECHNOLOGIES

© 2015

I. G. Generalov, lecturer of the chair «Economics and statistics», postgraduate student

L. A. Alexeeva, student

Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Annotation. The developed realities of modern conditions dictate to heads of any economic system to introduce and adapt modern technologies of management. Introduction of information technologies are one of the most important factors of economic growth and the most perspective instrument of increase of labor productivity application is.

Modern information technologies are based on use of modern computer and network means.

Modern conditions dictate transition to the automated implementation of functions of the auditor that considerably saves labor expenses and the auditor's time. Implementation of the automated audit is based on the extensive software which is constantly updated and improved in time.

In educational process a number of software products is used: office programs, legal-reference systems, accounting programs, programs of the financial analysis, special software of auditor activity. However from a number of software products it is especially allocated «1C: University» which promotes improvement of document flow in the educational organization. This software product allows: to operate student's structure, to organize and carry out reception campaigns, to plan educational process, to count an academic load of teachers, to carry out monitoring of educational process etc.

The 1C company except the software product «1C: The university» proposes now more than 15 specialized solutions which are directed on increase of efficiency of activity of educational institution and automation of the specified business processes of higher education institution: «1C: Document flow 8», «1C: Government and municipal procurements 8», «1C: Accounts department of the budgetary institution 8», «1C: Salary and shots of the budgetary institution 8», «1C: Library», «1C-Bitriks: Management of the site», «1C: Electronic training», etc.

At introduction of the software product it is necessary to consider that it it is necessary also to adapt for conditions of the organization that considerably complicates use of the software product in economic system.

In article the main advantages and shortcomings «1C are revealed: University» relevance of use of the software product «1C is Also proved: University» in educational process.

Keywords: «1C: University», adaptation, internal documents, incoming documents, document flow, information, informatization, information technologies, outgoing documents, IT technologies, software product.

УДК 338.436:62

РОЛЬ ОТРАСЛИ СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

© 2015

В. В. Губин, старший лаборант Центра экономических исследований

Одесской национальной академии пищевых технологий, Одесса (Украина)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности, которыми характеризуется развитие сельхозмашиностроения Украины в настоящее время. Приведены возможные негативные последствия стагнации развития отечественного сельхозмашиностроения и замещения его импортом. Сельхозмашиностроение Украины представлено как сфера, которой под силу предоставить агропромышленному комплексу Украины новый импульс развития.

Ключевые слова: парк сельскохозяйственной техники, сельхозмашиностроение, экономическая политика, импорт, специализация, развитие, интеграция, производство.

Введение. Развитое сельскохозяйственное машиностроение является индикатором развития АПК любой страны. Высокая механизация труда является залогом роста объемов и качества изготовленной сельхозпродукции. В то же время неполная обеспеченность отрасли необходимым количеством сельскохозяйственной техники является серьезным барьером для развития сельского хозяйства [6]. Украина обладает уникальным аграрным потенциалом - будучи одним из крупнейших зерносеющих и зерноперерабатывающих регионов мира. Будущее сельского хозяйства Украины - в использовании

высокопроизводительных и высокорентабельных технологий, которые, в свою очередь, являются основой для достижения конкурентоспособности украинского продовольствия.

Целью исследования является совершенствование и разработка теоретико-методических и практических аспектов формирования организационно-экономического механизма инженерно-технического обеспечения аграрных предприятий.

Анализ последних публикаций. Исследований, связанных с изучением различных вопросов инженерно-технического обеспечения аграрных предприятий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.