Научная статья на тему 'Местное управление в условиях начала Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области)'

Местное управление в условиях начала Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
510
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / 1941–1945 ГГ / МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОБЛИСПОЛКОМ / ОБКОМ ВКП (Б) / МОБИЛИЗАЦИЯ / ЭВАКУАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / 1941–1945 YEARS / PROVINCIAL COMMITTEE OF THE CPSU (B) / THE GREAT PATRIOTIC WAR / LOCAL GOVERNMENT / PENZA REGION / EXECUTIVE COMMITTEE / MOBILIZATION / EMERGENCY MANAGEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппов П. И.

В статье рассматриваются изменения, затронувшие систему местного управления, на начальном этапе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В процессе анализа опубликованных источников и архивных документов автор приходит к выводу о формировании действенной и эффективной управленческой модели, основанной на опыте периода «военного коммунизма» и выстроенной по принципам жёсткой централизации и персонификации властных полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local Government in the conditions of the Great Patriotic War beginning (based on the materials of the Penza region)

The changes that have touched the system of local government at the initial stage of the Great Patriotic War 1941–1945 are considered in the article. In the course of the analysis of the published sources and archival documents the author comes to the conclusion about formation of the effective and efficient management model, based on the experience of the period of “military communism” and built on the principles of rigid centralization and personification of authority.

Текст научной работы на тему «Местное управление в условиях начала Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94 (47)

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© П. и. ФИЛИППОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра новейшей истории России и краеведения e-mail: paulyus666@rambler.ru

Филиппов П. И. - Местное управление в условиях начала Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 1079-1084. - В статье рассматриваются изменения, затронувшие систему местного управления, на начальном этапе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В процессе анализа опубликованных источников и архивных документов автор приходит к выводу о формировании действенной и эффективной управленческой модели, основанной на опыте периода «военного коммунизма» и выстроенной по принципам жёсткой централизации и персонификации властных полномочий.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, 1941-1945 гг., местное управление, Пензенская область, облисполком, обком ВКП (б), мобилизация, эвакуация, чрезвычайные органы управления.

Philippov P. I. - Local Government in the conditions of the Great Patriotic War beginning (based on the materials of the Penza region) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 1079-1084. - The changes that have touched the system of local government at the initial stage of the Great Patriotic War 1941-1945 are considered in the article. In the course of the analysis of the published sources and archival documents the author comes to the conclusion about formation of the effective and efficient management model, based on the experience of the period of “military communism” and built on the principles of rigid centralization and personification of authority.

Keywords: the Great Patriotic War, 1941-1945 years, local government, Penza region, Executive Committee, Provincial Committee of the CPSU (b), mobilization, emergency management agencies.

Формально перестройка управления страной на военный лад началась с момента публикации Указа Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», согласно которому в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где их не было, высшему командованию войсковых соединений [1]. Военные власти получили самые широкие полномочия: привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ и пр.; устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений; производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных организаций, так и у отдельных граждан; регулировать время работы предприятий, а также деятельность торгующих предприятий. Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия были обязаны оказывать полное со-

действие военным властям, беспрекословно исполнять все требования и распоряжения [1].

В районах, где военное положение не было объявлено, система управления значительным изменениям не подвергалась, однако суровые военные реалии не могли не оказать серьёзного воздействия на содержание и методы деятельности местных советов. Проведение сессий было существенно затруднено, прекратилась плановая работа депутатов среди населения, деятельность постоянных комиссий была приостановлена. С другой стороны значительно возросла роль исполнительно-распорядительных органов (исполкомов). И, как следствие усиления централизации управления, произошло полное сращивание государственных и партийных структур. Была резко ограничена коллегиальность рассмотрения вопросов, многие функции исполкомов выполнялись единолично их руководителями и руководителями отделов [2. С. 260].

Следует отметить, что начавшаяся война стала полной неожиданностью для местного руководства. информация о вероломном нападении фашистской Германии прозвучала из радиоприемника. Вме-

сте с рядовыми советскими гражданами выступление В. М. Молотова слушала и местная партийносоветская элита. Однако безвластия не наступило, напротив, даже на уровне районного звена управления, обращает на себя внимание достаточно чёткая работа исполнительных комитетов. В частности, совещание заведующих отделами Кузнецкого горисполкома, руководителей Госбанка, Горсберкассы, городской пожарной команды, руководителей коммунальных предприятий города было созвано сразу же после выступления заместителя Председателя Совнаркома и наркома иностранных дел В. М. Молотова. Все службы получили задание об усилении охраны (особенно городского водопровода, ТЭЦ и ряда других объектов). В горисполкоме было установлено круглосуточное дежурство ответственных работников.

Вечером 22 июня 1941 г. на местах была получена телеграмма за № «М-1» о проведении мобилизационных мероприятий. На внеочередном заседании горисполкома содержание последних правительственных распоряжений было доведено до всех представителей исполнительной власти г. кузнецка.

утром следующего дня вновь состоялось совещание по вопросам усиления охраны: теперь речь шла

о предприятиях и артелях города. и только вечером 23 июня непосредственно тексты Указов Президиума ВС СССР «О мобилизации военнообязанных...» и «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» стали предметом обсуждения городских властей [3. Л. 5]. В некоторых СМИ тексты указов были опубликованы только 24 июня [4].

Аналогично ситуация развивалась и в посёлке Земетчино, где 22 июня в два часа дня состоялось «экстренное совещание с райпартактивом, посвящённое выступлению по радио заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и народного комиссара иностранных дел т. Молотова и событиям германского нападения на наши границы».

На территории Пензенской области военное положение не вводилось, но ситуация была достаточно сложной: ближайший к Пензе регион, подпадавший под действие известного указа - Рязанская область [4].

Делу сплочения народа и власти перед лицом нависшей угрозы способствовало повсеместное проведение митингов уже 22 июня 1941г. В г. Пензе 22 и 23 июня прошли многолюдные митинги практически на всех предприятиях и в учреждениях. Сборные и агитационные пункты в районах области были подготовлены и открыты строго в соответствии с распоряжениями партии и правительства [5. С. 168]. На предприятиях и учреждениях г. Кузнецка 22-23 июня было организовано 118 митингов, «которые проходили с большим политическим подъёмом, выражая ненависть к врагу и свою готовность идти в бой за родину, за Великого Сталина» [3. Л. 5.]. Чаще всего для организации митингов на предприятия и в организации направлялись работники партаппарата. Так, в Земетченском районе 18 сотрудников райкома были направлены в сельсоветы для проведения митингов. Только вечером 22 июня в районе было организовано

35 митингов с участием 10672 человек. В г. Нижнем Ломове на митинге вечером 22 июня присутствовало до 6000 горожан [3. Л. 2, 7].

На волне патриотического подъёма за период с 22 июня по 10 июля в Пензенской области было подано свыше 5000 заявлений о добровольном вступлении в ряды РККА, в том числе по г. Пензе порядка 2100 заявлений [5. С. 168].

Как отмечается в архивных документах, «с момента объявления войны выступлений антисоветского характера не было», повсеместно отмечалось «огромное воодушевление», массовое стремление отправиться на фронт добровольцами. В отчетах и донесениях о проведении мобилизации указывалось и на «исключительную трезвость» призванных. Вместе с тем, фиксировались «отдельные ненормальности» в торговле, которые выражались в большом спросе на соль и спички. В связи с появлением паники на потребительском рынке депутаты Кузнецкого городского совета получили задание «организации повседневной связи с избирателями». [3. С. 5, 8].

Важнейшим направлением организационнополитической работы советского и партийного актива с первых часов войны стало проведение мобилизации. По Указу Президиума Верховного Совета СССР первым днем мобилизации был объявлено 23 июня 1941 г. Призыву в РККА подлежали военнообязанные 1905-1918 гг. рождения. Ранним утром 23 июня представители местных властей были направлены в сельсоветы с мобилизационными пакетами и остались там для проведения соответствующей работы. Необходимо отметить, что с первых часов войны ответственные работники райсоветов и партийных комитетов выехали в села для «проведения политико-массовой разъяснительной работы и оказания практической помощи колхозам и сельсоветам в перестройке работы соответственно военному времени». [3. Л. 4].

В районных центрах создаются призывные пункты. Так, в посёлке Земетчино было организовано три призывных пункта, под которые были выделены помещения клуба «Комсомолец», железнодорожного клуба и средней школы № 1. «На призывные пункты выделены 20 человек агитаторов, помещения художественно оформлены, организованы буфеты и ларьки с продуктами питания и товарами первой необходимости», «при мобилизационных пунктах играет духовой оркестр, организован стол справок. Предоставлены патефон, шашки, шахматы, художественная литература» - материалы архивных фондов позволяют констатировать, что серьёзных нареканий организация мобилизационной кампании у населения не вызывала. Силами агитаторов с военнообязанными проводились политинформации по сводкам Генерального штаба РККА. Так, в Нижнеломовском районе по данным на 1 июля 1941 г. было проведено 276 бесед, дано 6 концертов силами дома культуры и областного колхозносовхозного театра [3. Л. 4, 7].

Тщательность и педантичность в организации мобилизационных мероприятий и их политикомассового оформления выступает косвенным свиде-

тельством в пользу определённой психологической реакции местного руководства на происходившее (рассматривалось как разовая единичная кампания). Вместе с тем, формулировки вопросов, задаваемых военнообязанными, говорили об обратном: в словах скрывалось скрытое сомнение в возможности отразить агрессию в кратчайшие сроки. Так, в Нижнеломов-ском районе были зафиксированы следующие вопросы: «Какова техническая оснащённость и количественный состав Германской армии, военно-морского флота и авиации?»; «Какова позиция Японии, Турции и других по отношению к СССР?»; « Какое значение имел для СССР пакт о ненападении с Германией?»; «Каково положение трудящихся в странах, занятых Германией и их политико-моральное состояние?»; «Кто помогает в войне Германии, и кто помогает СССР?»; «Почему Румыния допустила германские войска на свою территорию?»; «Как германский народ реагирует на поведение Гитлера?» [495. Л. 4].

Переломным моментом в деле перестройки политического управления на военный лад стало директивное письмо ЦК ВКП (б) и СНК СССР, поступившее руководству области 29 июня 1941 г. Страна узнала об оккупации большей части Литвы, Латвии, Брестской, Белостокской, Вилейской областей Белоруссии, и это была лишь часть правды: о падении Минска уже на шестой день войны в письме не сообщалось.

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) обязал все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать все силы на разгром врага. Вся деятельность тыловых районов концентрировалась на обеспечении интересов фронта, а у трудящихся не должно было остаться ни тени сомнения в необходимости выполнения своих обязательств перед государством: «со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, шпионами» и пр. призывалось вести самую беспощадную борьбу [6. С. 48].

Фактически, речь шла о реальной возможности последующего отступления и оккупации огромной территории, а, следовательно, в письме содержался план действий на случай вынужденного отхода: «не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы» [6. С. 48.]. Что нельзя было вывезти, необходимо было уничтожать, а в занятых противником районах создавать партизанские отряды, диверсионные группы, подпольные партийные ячейки и явочные квартиры.

Обращение к низовым партийным структурам было предельно откровенным и шокирующим. Только

1 июля бюро Пензенского обкома ВКП (б) вынесло дублирующее постановление с призывом к неуклонному исполнению директив ЦК и Совнаркома, с требованием быстро и решительно перестроить всю работу на военный лад.

Основными направлениями деятельности местных властей по выполнению требований партии и правительства в постановлении бюро были названы: проведение мобилизации; организация поставок в РККА автомашин, тракторов, повозок и конского поголовья; обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта; подготовка всех лечебных учреждений к приёму раненных; повышение производительности труда; обеспечение охраны заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи [5. С. 166-167].

А вот за повторением формулировки «покончить с благодушием и беспечностью» скрывалось главное противоречие начального этапа войны: отсутствие достоверной и полной информации о событиях на советско-германском фронте.

С целью установления железной военной дисциплины партийные и государственные органы провели ряд рейдов по проверке охраны железных дорог, промышленных предприятий, электростанций и других важнейших объектов. Среди населения усилилась пропаганда оборонных знаний: работу по разъяснению текущего момента вели агитационно-пропагандистские группы, создаваемые при райкомах партии. Одна из таких групп численностью до 300 человек действовала при Заводском РК ВКП (б) г. Пензы. Агитаторы-партийцы доводили до населения очередные задачи, выдвигаемые военной обстановкой, мобилизуя трудящихся на их решение [7. С. 16].

Партийный аппарат играл определяющую роль в жизни страны. Трудно отыскать хотя бы одно мало-мальски значительное событие, которое ускользнуло бы от внимания ЦК ВКП (б) - этого поистине всесильного органа управления, принявшего за годы войны 9971 постановление - в среднем 7 на каждый день военного лихолетья. Но все же без преувеличения можно отметить гигантскую организационную и военно-мобилизационную работу, проделанную партийными комитетами. В первые шесть месяцев войны только на фронт было направлено около 8,8 тысяч членов ЦК ВКП (б), секретарей ЦК компартий союзных республик, краевых, областных, городских и районных комитетов, ответственных работников партаппарата, слушателей высших партийных учебных заведений [8. С. 20].

В Пензенской области в течение июля - декабря

1941 г. в связи с уходом на фронт сменилось свыше 900 секретарей первичных парторганизаций, партбюро и парткомов и более половины их численного состава [7. С. 18]. Вся острота проблемы предстоящей смены кадров в связи с мобилизацией стала очевидной уже в первые дни войны. Так, в Нижнеломовском районе по состоянию на 1 июля 1941 г. из руководящего состава Исполкома райсовета с его отделами из 15 человек - 12 были военнообязанными, из них шестеро попадали под Указ о мобилизации и два работника уже были призваны; из 83 председателей колхозов -29 человек призывного возраста, в РККА было призвано 3 человека; из 25 председателей сельских советов - 15 человек призывного возраста. Все они долж-

ны были подготовить себе замену на случай отправки на фронт [3. Л. 3]. В этих условиях обком и райкомы ВКП (б) провели большую работу по приёму в ряды партии, восстановлению сети первичных партийных организаций, перераспределению коммунистов, их направлению на ответственные участки работы. Уже в 1942 г. количество первичных партийных организаций в области увеличилось с 1330 до 1436, в основном за счёт восстановления колхозных и сельских территориальных организаций, а также роста партийных организаций промышленных предприятий [7. С. 17]. Во многих отношениях подобные изменения отвечали общей тенденции к централизации управления и формированию жёсткой управленческой вертикали. Нередко в выборные органы осуществлялась кооптация партийных работников. Особое внимание партия уделила охвату политико-массовой работой сельских тружеников, колхозного крестьянства.

Перестройка деятельности партийных структур вызвала окончательное свёртывание и до этого достаточно формализованных демократических принципов управления. Нарушение уставных норм относилось прежде всего к высшим эшелонам власти. Так, в годы войны не состоялось ни одного съезда ВКП (б). Не проводились и пленумы ЦК, за исключением единственного - 27 января 1944 г., который признал правильным уже принятое ранее политбюро ЦК ВКП (б) решение заменить старый государственный гимн «Интернационал» новым - «Союз нерушимый республик свободных», а «Интернационал» сохранить как гимн ВКП (б) [8. С. 21].

Партийные комитеты в краях, областях, городах и районах также перешли на чрезвычайные методы управления, почти полностью сконцентрировав в своих руках все административно-хозяйственные функции.Так, 27 октября 1941 г. в Пензе, как и в ряде других городов прифронтовой полосы, на основании постановления ГКО СССР от 22 октября 1941 г. был создан городской комитет обороны, в руках которого сосредоточилась вся власть в регионе - государственная, партийная и военная. Показательно, что председателем местного ГКО стал первый секретарь обкома ВКП (б) А. Ф. Кабанов. В обязательном порядке в ГКО входили председатель областного Совета и начальник местного управления НКВд. В целях быстрейшего обеспечения выпуска оборонной продукции на крупные предприятия были посланы парторги ЦК ВКП (б), наделенные особыми полномочиями и подотчётные Центральному Комитету партии [7. С. 17].

К числу основных направлений деятельности партийно-государственного управления в Пензенской области на начальном этапе Великой Отечественной войны следует отнести: проведение мобилизации, мероприятий по усилению охраны инфраструктуры городов, возведение оборонительных укреплений, размещение раненных и эвакуированных граждан, трудоустройство семей фронтовиков, подготовка резервов для армии, материальное и продовольственное снабжение фронта, организация работы промышленности (в том числе, строительство производственных

помещений для эвакуированных в тыловые районы предприятий).

делом первостепенной важности для партийносоветского актива становится приём и размещение эвакуированного населения и предприятий из Москвы, Ленинграда, Киева, Полтавы, Запорожья, Харькова, Сум, Литвы, Белоруссии, позднее из Орла и Курска. Уже к 1 августа 1941 г. в населённых пунктах Пензенской области было устроено 68145 человек, кроме того, в г. Пензе - ещё порядка 15000 эвакуированных граждан в основном из Москвы и прифронтовых областей. Свыше 52 % от числа эвакуированных составляли дети [9. Л. 67]. А всего в общей сложности в течение 1941 -

1942 гг. в область было эвакуировано 124300 человек, в том числе 54200 детей [7. С. 19].

Отсутствие достоверной информации о времени приезда и числа пассажиров в эшелонах, прибывавших на станции области, стремительный рост беженцев из угрожаемых районов порождали управленческую неразбериху и проблемы с трудоустройством эвакуированных и обеспечением их одеждой и обувью.

Так, своим решением № 918 в августе 1941 г. пензенский облисполком признал постановку на учёт эвакуированного населения неудовлетворительной. Переселенческим отделом от горисполкомов было получено не более 60 % списков на эвакуированных, при составлении списков допускались нарушения, эшелоны направлялись в районы области без указаний облисполкома, без учёта возможностей для размещения людей, и даже без предварительного информирования местных властей о прибытии состава [9. Л. 88, 108]. Согласно решению облисполкома за № 1002 от 8 сентября 1941 г. были предупреждены о строжайшей ответственности председатели Телегинского и Лопатин-ского райисполкомов за бездействие в плане создания условий для эвакуированного населения. Взрослое население, занятое на сельскохозяйственных работах в этих районах, не получало необходимых продуктов питания, кроме 1 кг хлеба в сутки (часто недоброкачественного); не было обеспечено обувью и одеждой («многие не имеют обуви и ходят на работу босяком»); имелись случаи «разбазаривания» продовольственных фондов, выделенных для эвакуированных, среди работников совхозов; нередко эвакуированное население встречало грубое отношение со стороны руководителей сельсоветов и правлений колхозов. На заседании облисполкома действия районных властей были подвергнуты жесточайшей критике, было решено установить строгий контроль за распределением продовольственных и промтоварных фондов для эвакуированных, а райисполкомы были обязали систематически заслушивать на своих заседаниях отчёты председателей сельских советов, правлений колхозов о состоянии бытовых условий эвакуированных, их обслуживании и трудоустройстве, а также о состоянии детских учреждений [9. Л. 128-128 об.].

Наряду с военными мобилизациями проводилось привлечение рабочей силы на строительство предприятий, угольные и торфяные разработки, строительство аэродромов, железных и шоссейных дорог.

Одновременно с первых дней войны проводилась работа по изъятию («отбору») для нужд РККА автотранспорта, лошадей, повозок и конской упряжи. Всего в 1941-1943 гг. из Пензенской области в действующую армию было направлено 2692 автомашины, 497 тракторов, 80 тракторных прицепов, 27 799 лошадей, 7167 повозок и упряжи [7. С. 26].

В конце октября 1941 г., когда линия фронта оказалась в угрожающей близости к Пензе, начинается сооружение оборонительного рубежа, имевшего стратегическое значение для Юго-Западного фронта. Значительная часть трудоспособного населения была мобилизована на рытьё противотанковых рвов, окопов, траншей. Только Пензенская городская партийная организация смогла привлечь к строительным работам свыше 23 тысяч человек. В частности, с 31 октября только что созданный Пензенский педагогический институт получил задание вывести студентов на строительство оборонительных укреплений. Первоначально здесь работало 185 человек, и первый участок был своевременно сдан представителям власти. Однако в связи с наступившими морозами положение резко ухудшилось: многие студенты из-за постоянной физической напряжённости, бытовой неустроенности, теряя надежду приступить к учёбе, покидали институт. К концу ноября на оборонительных сооружениях работало лишь 108, а в декабре - 70 человек.

Подобная ситуация складывалась не только по пединституту, но и по другим организациям и предприятиям города и района. Бюро Южного РК ВКП (б) в ноябре-декабре четырежды рассматривало вопрос о тяжёлом положении дел на оборонительной трассе, требуя принятия чрезвычайных мер и безусловного выполнения заданий от коллектива пединститута. Студенты вуза работали на возведении оборонительных укреплений до 17 декабря 1941 г.[10. С. 187].

Партийным и советским органам предстояло провести сложнейшую организационную работу по размещению на территории региона десятков промышленных предприятий, эвакуированных из угрожаемых районов страны. Ситуацию осложняло отсутствие необходимых производственных площадей и подготовленных кадров, оборудование металлургических и машиностроительных заводов размещалось нередко на базе предприятий пищевой промышленности. Так, в кратчайшие сроки и в тяжелейших условиях суровой зимы 1941-1942 гг. произвели свою первую продукцию арматурный (бывший 2-й механический) завод, литейно-механический (бывший завод Крахмалотре-ста), машиностроительный (бывшая бисквитная фабрика), Пензтекстильмаш (бывший спиртоводочный завод) [5. С. 182].

Война диктовала и новые условия распределения трудовых ресурсов. Постановлением СНК СССР № 1893 от 23 июля 1941 г. облисполкомам предоставлялось право переводить в обязательном порядке рабочих и служащих, освобождающихся в связи с сокращением штатов, консервацией строительства и т. п., на работу в другие учреждения, предприятия и строительства, независимо от их ведомственной принадлеж-

ности и территориального распоряжения. За отказ от перевода на другую работу в порядке, предусмотренном указанным постановлением СНК СССР, виновные подлежали судебной ответственности по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., как за самовольный уход с рабочего места [11. Л. 267].

О сверхцентрализации системы управления в стране в целом и в каждом регионе в отдельности свидетельствуют документы о распределении военных заказов не только для государственной промышленности, но и для колхозов, для предприятий промысловой кооперации. В частности, Постановлением № 577 от 18 августа 1941 г. СНК РСФСР установил на 1941 г. для Наркомторга РСФСР, Центросоюза и Нарком-пищепрома РСФСР, как минимальное, задание на заготовку солено-маринованных грибов в количестве 25 тыс. тонн, сухих белых грибов 585 тыс. тонн, дикорастущих плодов 79 тыс. тонн и ягод 39,2 тыс. тонн, с распределением по заготовителям, областям, краям и АССР. Облисполкомам было предписано установить повседневное наблюдение за выполнением установленных заданий, оказывая практическую помощь заготовителям в организации заготовок и переработке грибов, дикорастущих плодов и ягод [12. Л. 13.].

Таким образом, общей тенденцией в развитии местного управления, явственно сформировавшейся уже в первые месяцы войны, можно назвать сверхцентрализацию властной вертикали, утверждение чрезвычайных методов, вызванных сложной обстановкой на фронте. Требование «повседневного контроля» предполагало укрепление принципов командно-административной модели, возвращение к опыту политики «военного коммунизма». В этих условиях центр властных полномочий смещается к исполнительно-распорядительным органам, а в системе ВКП (б) - система Советов усиливается партийное влияние. Логика перестройки местного управления на военный лад предопределила появление новых органов - Городских комитетов обороны, сосредоточивших в своих руках всю полноту власти и подотчётных соответствующим центральным структурам. Огромное значение в этих условиях приобретает персонификация властных полномочий, когда функции исполкомов, комитетов или их отделов исполнялись исключительно руководящим составом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президиума Верховного Совета СССР о военном положении [Электронный ресурс]. Режим доступа: kadis.ru>texts/mdex.phtml?id=20286.

2. Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

3. ГАПО. Ф. р-2038. Оп. 1. Д. 495.

4. Комсомольская правда. 1941. 24 июня.

5. Пензенский край. 1917-1977 гг.: Документы и материалы. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1982.

6. Директива № 624 СНК СССР и ЦК ВКП (б) организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. //

Великая Отечественная война. 50 лет. Приложение к календарю дат и событий. М., 1991. Вып. I. С. 48-49.

7. Пензенская область в годы Великой Отечественной войны. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1985.

8. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военноисторические очерки. Книга четвертая. Народ и война. М.: Наука, 1999.

9. ГАПО. Ф. р-2038. Оп. 1. Д. 496.

10. Сухова О. А. Пензенский учительский и педагогический институты в годы Великой Отечественной войны: аспекты повседневной истории // Исторические записки. Международный сборник научных трудов. Пенза: ПГПУ, ГУМНИЦ, 2010. Вып. 14. С. 186-193.

11. ГАПО. Ф. р-2038. Оп. 1. Д. 428.

12. ГАПО. Ф. р-2038. Оп. 1. Д. 429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.