Научная статья на тему 'Механизмы управления в инновационной экономике'

Механизмы управления в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ДИНАМИКА / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиева Г.Ф.

управления или создания новой, с последующим встраиванием субъектов хозяйствования и в новую систему управления. Было выявлено, что формирование эффективной государственной инновационной политики ускоряет переход к инновационной экономике. Сделан вывод о том, что развитие инновационной деятельности является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики. Ключевые слова: инновационная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы управления в инновационной экономике»

механизмы управления в инновационной экономике

г. ф. галиева,

кандидат экономических наук, докторант кафедры экономической теории E-mail: GalievaGF@mail. ш Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Трансформационные сдвиги в экономике требуют реформирования системы управления, последующего встраивания субъектов хозяйствования в новую систему управления. Было выявлено, что формирование эффективной государственной инновационной политики ускоряет переход к инновационной экономике. Сделан вывод о том, что развитие инновационной деятельности является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, динамика, инновации, управление, субъект хозяйствования, информационные технологии.

Важнейшей составляющей формирования инновационной экономики выступает создание нового экономического механизма, обеспечивающего стимулирующее воздействие на сближение предприятий с отечественной наукой. Важная роль в этом механизме отводится различным формам поддержки инновационной деятельности по вертикали, начиная с государственного уровня вплоть до частных инвестиций, с целью стимулирования субъектов, производящих товары и услуги и занимающихся разработкой и внедрением инноваций [1, с. 9]. Формирование механизма взаимодействия науки с производством на основе комплексного подхода и использования объективных закономерностей рыночной ориентации производства и науки предполагает учет множества разнообразных факторов, воздействующих на процесс воспроизводства инноваций.

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей новой экономики, инновационного потенциала общества. Ин-

новационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом новой экономики, она, как «архимедовы рычаг и точка опоры», способна поднять экономику страны на очень высокий уровень [2, с. 89]. Исходя из такого понимания, инновационная инфраструктура представляется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.

Инновационная инфраструктура предопределяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования новой экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. По мнению автора, упомянутая совокупность должна содержать набор следующих свойств:

• распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности «под ключ»;

• универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта «под ключ» в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;

• профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;

• конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат. Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе развития инновационной деятельности и тем самым обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации — инвестиции — мониторинг конечных результатов — инвестиции и т. п.;

• высокий уровень научно-технического потенциала;

• кадровая обеспеченность, в первую очередь руководителями инновационных проектов, и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;

• финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);

• высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;

• гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры [3, с. 44].

Как показывают результаты выполненных автором исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений — инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи «под ключ» с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием [4, с. 96].

Остановимся на раскрытии содержания некоторых из перечисленных выше свойств инновационной инфраструктуры.

Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного и оперативного обновления выпускаемой инновационной продукции требуют придания первостепенного значения в инновационной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным «безбумажным» циклом: «проектирование — производство — контроль — реализация» [5, с. 84].

Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной «безбумажный» цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.

Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по мнению автора, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобра-

- 43

зований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе [6, с. 78]. В связи с этим представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационного обеспечения для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний. При этом надо исходить из следующего положения: субъектам инновационной деятельности нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, типов услуг. Создание на уровне регионов отраслей и предприятий подобной принципиально новой информационной структуры — автоматизированной интегрированной информационной системы, ориентированной на комплексное информационное обеспечение новой экономики, будет способствовать успешному решению важнейшей задачи инновационной экономики государства: обеспечению конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.

Становление новой экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для новой экономики, настоятельно требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой такого взаимодействия, на взгляд автора, должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала регионов, и региональные — с долевым финансированием государства и региона [7, с. 64].

44

Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию новой экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, по мнению автора, являются следующие:

1) разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования новой экономики;

2) разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона;

3) включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития;

4) организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.

Считаем необходимым особо остановиться на следующем положении. В условиях развития инновационной деятельности должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в новой экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому, очевидно, подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой [8, с. 35]. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требует разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу, по мнению автора, должны быть положены такие принципы:

• становление, развитие и самореализация творческой личности;

• постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;

• ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специа-

листов, системных менеджеров инновационной деятельности;

• рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров — не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;

• обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;

• создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;

• сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместная деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям. Инновационная практика требует оборотного

капитала. Получить этот оборотный капитал в современных условиях без специальных мер поддержки практически невозможно. Поэтому в настоящее время лишенное оборотного капитала отечественное производство инновационных услуг проигрывает лучшие (наукоемкие) проекты в стране зарубежным фирмам, использующим сбалансированный зарубежный рынок для получения требуемого оборотного капитала. Выполненные автором исследования, а также проведенный анализ передового отечественного и зарубежного опыта показывают, что в новой экономике с целью устранения упомянутого недостатка необходимо объединить под единым управлением инновационную и инвестиционную функции. Такое объединение будет способствовать повышению заинтересованности исполнителей в успешном осуществлении всех этапов единого инновационного цикла, которая может быть достигнута при ориентации всех исполнителей на конечный результат: ответственную сдачу инновационной продукции «под ключ» и участие в реализации и сопровождении созданных инновационных товаров и услуг.

Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования новой экономи-

ки в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире.

Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования, обеспечивающая главную составляющую развития — кадровую, должна быть срочно дополнена инновационной составляющей. Система высшего образования должна и может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны [9, с. 27].

Главное достоинство предлагаемого подхода заключается в том, что через такое развитие системы высшего образования можно эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки России, а также передовые результаты науки мирового сообщества при создании, реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.

В настоящее время развитие науки и превращение научных достижений в товар становится непременным условием создания предпосылок устойчивого социально-экономического развития. Высокие технологии — эта та сфера деятельности, активизируя которую страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку, насыщают внутренний, а затем и мировые рынки разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Сегодня, как свидетельствует мировой опыт, альтернативы инновационному пути развития нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевым фактором экономического роста, повышения эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятий.

Процесс формирования стратегии инновационного развития нашей страны вступил в решающую фазу. Исторический шанс, который дал нам мировой финансовый кризис, требует серьезной адаптации принятых ранее решений к динамике мирового хозяйства. Неизбежный акцент на максимально полной реализации технологических заделов в критически важных областях производства следует дополнить формированием системы институтов, обеспечивающих развитие конкурентных преимуществ российской экономики. Необходимость реализации этих преимуществ, пусть пока

- 45

еще не до конца сформированных, очевидна уже в среднесрочной перспективе.

Активное использование информационных технологий в экономической деятельности предопределило необходимость коренной трансформации систем управления экономическими структурами. Попытки примерить новые технологические возможности на старые бизнес-процессы и бизнес-процедуры не увенчались успехом. Управление экономическими структурами трансформируется из чисто функционального в сторону процессного, будет иметь в итоге процессно-функциональный характер, подкрепленный современными программными, компьютерными, сетевыми средствами и опирающийся на корпоративные информационные системы высокого класса, возможно, с элементами искусственного интеллекта.

Интенсивное развитие новых информационных технологий и глобализация экономики будут способствовать росту асимметрии между странами и регионами. Поскольку на глобальном рынке распределение доходов определяется уровнем прибыльности, сами экономические факторы станут воспроизводить и даже увеличивать социально-экономическое неравенство стран. В свою очередь, углубление неравенства приведет к сокращению удельных расходов на образование и здравоохранение, снижению качества жизни населения в отстающих регионах, росту уровня смертности и т. д. Все это может стать источником усиления нестабильности в мире.

Таким образом, с учетом снижения управляемости хозяйственных структур и сокращения экономического потенциала государства необходимо обеспечить консолидацию творческих сил общества и экономических ресурсов всех субъектов хозяйственной деятельности с целью разработки и реализации информационной политики, соответствующей условиям практической реализации модели устойчивого развития и перехода России к новой

экономике. Представляется, что ознакомление широкого круга специалистов с проблемами перехода России к новой экономике будет способствовать повышению взаимопонимания и взаимодействия общества и государственной власти, практическому решению разработки и реализации конкретных механизмов достижения перспективных целей.

Список литературы

1. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: учеб. пособие / под ред. В. Г. Зинова. Серия «Образовательные инновации». М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.

2. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

3. Инновационная политика: учебник / Л. П. Гон-чаренко, Ю. А. Арутюнов. М.: КНОРУС, 2009.

4. Инновационная экономика России: теоретико-методические основы и стратегические приоритеты. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

5. Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков: учеб. пособие / Серия «Образовательные инновации». М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.

6. Инновационный продукт: инструменты маркетинга: учеб. пособие / Серия «Образовательные инновации». М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.

7. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / Серия «Образовательные инновации», под ред. К. А. Хомкина. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.

8. Лапин Н. И. Основы инноватики // Теория и практика инноватики. М. : Логос, 2008.

9. Проблемы информационной экономики. Вып. VII // Стратегия инновационного развития российской экономики: сб. научных трудов. Под ред. Р. М. Нижегородцева. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008.

издательским дом

ФИНАНСЫ

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !

Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.