Научная статья на тему 'Механизмы стандартизации как способ повышения эффективности образования'

Механизмы стандартизации как способ повышения эффективности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДОКУМЕНТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА / СТАНДАРТ / ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атопшева Наталья Сергеевна

Современное общество сейчас невозможно представить без образования. Оно присутствует в нашем мире каждый день и идет с нами по жизни. Поколение XXI века стремиться получить высококвалифицированное образование и подходит к этому вопросу с большой серьезностью: выбирают вузы, ориентируясь не только на его громкое имя или его престижность, но и так же обращают внимание на содержание программ, перечень направлений подготовки, лабораторную базу вуза, а также профессорско-преподавательский состав. Уже с четырех месяцев жизни человек начинает получать первоступенчатое образование. Для этого созданы специальные сборники мультипликационных фильмов, сериалов, где герои учат детей считать, распознавать цвета, закладывают основы грамоты, этикета и общения, ориентирования в пространстве, помогают находить общий язык с разными людьми, заводить знакомства. Существует большое множество разнообразных развивающих игр, где ребенок может проявить свой талант, остроумие, навыки, которые он получил ранее. Все это помогает современному ребенку постигать сложный мир через простые вещи. Образование помогает в жизни, когда человек эрудирован, начитан, умет работать с группой людей, вести себя в обществе, ему будет легче достигать определенных высот. Стандартизация образования является средством преодоления кризиса отсутствия взаимной адаптации общества и образования. Она диктует глобальные тенденции в реформировании профессионального образования во всем мире. В статье рассматриваются этапы развития стандартизации системы образования, ее влияние на воспитание и воспитание российского общества. Предмет, указанный в этой статье, не является новым и достаточно обсуждается в научных кругах, сообществе преподавателей и общественности. Я, как автор данной статьи, ссылаюсь на эту тему только для того, чтобы заполнить свои собственные пробелы в процессе понимания принципов работы в соответствии с новыми подходами к образованию, вызванными объективными причинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы стандартизации как способ повышения эффективности образования»

МЕХАНИЗМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Атопшева Наталья Сергеевна, преподаватель e-mail: nata_aaa@mail.ru Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г.Княгинино, Россия

Современное общество сейчас невозможно представить без образования. Оно присутствует в нашем мире каждый день и идет с нами по жизни. Поколение XXI века стремиться получить высококвалифицированное образование и подходит к этому вопросу с большой серьезностью: выбирают вузы, ориентируясь не только на его громкое имя или его престижность, но и так же обращают внимание на содержание программ, перечень направлений подготовки, лабораторную базу вуза, а также профессорско-преподавательский состав.

Уже с четырех месяцев жизни человек начинает получать первосту-пенчатое образование. Для этого созданы специальные сборники мультипликационных фильмов, сериалов, где герои учат детей считать, распознавать цвета, закладывают основы грамоты, этикета и общения, ориентирования в пространстве, помогают находить общий язык с разными людьми, заводить знакомства. Существует большое множество разнообразных развивающих игр, где ребенок может проявить свой талант, остроумие, навыки, которые он получил ранее. Все это помогает современному ребенку постигать сложный мир через простые вещи.

Образование помогает в жизни, когда человек эрудирован, начитан, умет работать с группой людей, вести себя в обществе, ему будет легче достигать определенных высот.

Стандартизация образования является средством преодоления кризиса отсутствия взаимной адаптации общества и образования. Она диктует глобальные тенденции в реформировании профессионального образования во всем мире.

В статье рассматриваются этапы развития стандартизации системы образования, ее влияние на воспитание и воспитание российского общества.

Предмет, указанный в этой статье, не является новым и достаточно обсуждается в научных кругах, сообществе преподавателей и общественности. Я, как автор данной статьи, ссылаюсь на эту тему только для того, чтобы заполнить свои собственные пробелы в процессе понимания принципов работы в соответствии с новыми подходами к образованию, вызванными объективными причинами.

Ключевые слова: высшее образование, государство, государственный образовательный стандарт, документы, законодательство, качество, образование, общество, образовательной сферой, образовательная сис-

тема, образовательные программы, стандартизация, система, стандарт, требования.

Процесс присоединения Российской Федерации к мировой системе культуры привел к рассмотрению требований рынка образовательных услуг в отношении международной образовательной практики, где текущие тенденции в развитии содержания образования напрямую зависят от стандартизации, которая сопровождает создание единого образовательного пространства в стране, что обеспечивает единый уровень образования для студентов, обучающихся в различных типах учебных заведений (государственных, муниципальных, негосударственных). Кроме того, стандартизация позволит России объединить систему образования в соответствии с европейскими и мировыми системами. Принимая во внимание, что научно-технический прогресс не стоит на месте, обществу необходимо принять все последние тенденции в сфере образовательных услуг, поэтому «старая система доставки информации, модель образования, работающая как фабрика, должна полностью исчезнуть» [2].

Современное образование, как подчеркнул известный преподаватель Е.А. Ямбург, «передают ценности культуры следующему поколению и научат их жить в быстро меняющемся мире» [16], то есть образование становится не просто процессом «передачи знаний» от учителя к ученику, как это было в случае традиционная система образования, мировоззрение стало меняться с Российской Федерацией в мировое экономическое пространство.

В соответствии со статьей 2 162-ФЗ «стандартизация - это деятельность по разработке (поддержанию), одобрению, изменению (обновлению), изменению, публикации и применению документов стандартизации и других видов деятельности, направленных на обеспечение упорядоченности в отношении объектов стандартизации» [15]. Это определение предполагает, что стандартизация в сфере образования устанавливает единые требования к результатам деятельности в одном и том же типе учебных заведений, что не исключает разнообразных способов их достижения.

Одной из целей стандартизации является «продвижение социально-экономического развития Российской Федерации». 3 162-фз эта цель определяется созданием системы нормативной документации, которая определяет прогрессивные требования к качеству и уровню образования, а также обеспечения правильного использования документации и контроля за выполнением этих требований.В 1992 г. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». вводит понятие «государственный образовательный стандарт», впервые прописаны требования, относящиеся к содержанию образовательных программ и к уровню подготовки выпускников школ и вузов.

А.А. Андреева подчеркивает, что слово «стандартное» российское общество рассматривает как символ объединения и отвержения изменчивости.

Он отмечает, что общество не понимает значения идентичности понятия «стандартизации» и человеческих отношений с образовательной сферой, поскольку такие отношения должны подтвердить ценность человека с уникальной индивидуальностью. [1].

Такой исход событий мешает понять общественности цели стандартизации

образования и, следовательно, затрудняет процесс перехода из количественных показателей в качественные.

Эдуард Дмитриевич Днепров отмечает, что проект поправок, устраняющих концепцию «национально-регионального компонента» государственных образовательных стандартов в законодательстве и заменяя ее «региональным компонентом», сделал значительный шаг назад - к унитаризму в образовании (ст. 7, п. 1; ст. 29, п. 2е). Такая же ситуация просматривалась и в базисном учебном плане, утвержденном Министерством образования в 1993 году. К 1996 году стандартизация образования, которая усилила его влияние, вызвала резонанс в педагогическом обществе, такое сопротивление привело к забастовкам и протестам сотрудников системы образования.

В результате выше изложенного материала, статья 7 Закона, содержащая требования к образовательным стандартам:

- исключила целевой блок из стандартов;

- заменила требования к основному содержанию основных образовательных программ на «минимальные требования», то есть тем же традиционным списком предметов. В результате стандарт стал регулярным набором тематических программ;

- предельно допустимая аудиторная нагрузка исчезла, что совсем не соответствует концепции максимальной нагрузки в целом;

- исчезли требования к условиям учебного процесса.

Трехмерность федерального компонента образовательного стандарта,

согласно Е.Д. Днепрову, «уже вскоре оказалась явно недостаточной, неадекватной для нужд образовательной практики или для разработки законодательства об образовании [7]. Поэтому, когда в 1996 году был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», произошел перелом узкой законодательной нормы и частичное возвращение к первоначальному плану Закона Российской Федерации «Об образовании» [8]. В пункте 2 статьи 5 вузовского закона вновь были указаны «требования к обязательному минимальному содержанию» и «условия для их реализации». Таким образом, возвращаясь к истокам, этот закон предпринял два значительных шага в толковании образовательного стандарта, вновь обратив внимание на условия реализации образовательных программ и требований, введенных к их обязательному минимуму,

что больше не позволяло уменьшить это минимум до банального перечня предметных тем.

В период с 1994 по 1998 года российское общество получало образование в соответствии со стандартами первого поколения, которые были разработаны и введены в действие согласно Закону «Об образовании» (Рис 1).

ГОС НПО

ГОС СПО

ГОС ВПО

Рисунок 1 - Первое поколение образовательных стандартов

Особенность государственных образовательных стандартов первого поколения заключалась в том то, что они содержали не только нормы к уровню подготовки выпускников в профессиональной сфере, но и общие условия, развивающие личность будущих специалистов, такой подход способствовал формулированию требований к результатам обучения и определил текущую тенденцию, характерную для многих мировых образовательных систем.

В 2000 году в образовательной системе России вводятся ГОС ВПО, ГОС СПО и ГОС НПО второго поколения.

Проанализировав ГОС второго поколения можно отметить положительные стороны данных нормативов, которые содержали: учет тарифно-квалификационных характеристик Министерства труда России в формировании требований к выпускникам образовательных программ; согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, которые выполняют роль работодателей; одновременная разработка ГОС для всех уровней ВПО, включая магистратуру, что повысило адаптивность документов и их внедрение на практике; разработка стандартов для расширенных областей обучения дипломированных специалистов в области техники и технологий.

Основой любого стандарта является стандартная концепция, разработанная и согласованная с потребителем, и стратегия стандартизации, которая отвечает на вопросы - что, почему, как и при каких условиях можно стандартизировать. Соответственно, специфика стратегий стандартизации определяется во многом этнокультурными и социально-экономическими условиями развития страны. На сегодняшний день существует три поколе-

ния государственных образовательных стандартов. Переход на третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) связан с принятием Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в отношении изменений в концепции и структуре государственного образовательного стандарта» от 01.12.2007 № 309-ФЗ, который утвердил новую структуру государственного образовательного стандарта (Рис 2.) [12].

Таким образом, можно констатировать появление в российском образовательном пространстве системы стандартизации высшего профессионального образования. В Российской Федерации образовательные стандарты разрабатываются учебными и методическими объединениями. Эти ассоциации объединяют экспертов из университетов в соответствующих областях исследований на основе конкурса, организованного Министерством образования и науки. Таким образом, стандарты можно рассматривать как профессионально открытый контракт для обеспечения качества образования. Время этого контракта ограничено, поскольку любые стандарты не являются вечными. Стандарты постоянно переопределяются и создаются по мере появления новых «полей» профессиональной деятельности и исследований. Стандарты высшего образования подчиняются профессиональному доверию, подкрепленным системами управления качеством образования.

По мере вхождения в Болонский процесс, Россия претерпела ряд изменений в принятии различных стандартов. Как известно, сегодня в России действует стандарт третьего поколения (Рис. 3).

Несмотря на то, что государственные образовательные стандарты как первого, так и второго поколения значительно расширили академическую свободу высших учебных заведений в формировании образовательных программ, они не полностью изменили культуру проектирования содержания высшего образования. Потому что, во-первых, они сохранили ориентацию на информационную модель высшего профессионального образования, в которой основной упор делается на формирование перечня дисциплин, их сферы охвата и содержания, а не на требования к уровню овладения учебным материалом.

Во-вторых, они не преодолели разрыв между развивающейся экономикой страны и отдельными регионами при разработке университетского компонента, который обеспечивает подготовку специалиста для конкретного потребителя. Кроме того, они не были «хорошо интегрированы» в европейскую образовательную практику и не представляли студенческую мобильность в учебном процессе, когда студент мог свободно выбирать свою индивидуальную программу обучения и учебы в других специализированных университетах и даже за рубежом без потери времени, переучивание дисциплин в его университете и т. д.

Особым результатом стало принятие решения Правления Министерства образования и науки России от 1 февраля 2007 года по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и постепенном переходе на высшее профессиональное образование, принимая во внимание требования рынка труда и международные тенденции в развитии высшего образования».

Федеральные государственные образовательные стандарты были призваны стать стандартами нового поколения, обеспечив дальнейшее разви-

тие высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда (Рис.4). _

разработка пакета стандартов в областях как совокупности образовательных программ для бакалавров, специалистов и магистров, объединенных на основе общности их фундаментальной части

выраженный характер компетентности

создание новой формы расчета труда в виде кредитных единиц (кредитов) вместо почасовых эквивалентов.

обоснование требований к результатам освоения базовых образовательных программ (результатов обучения) в форме компетенций

отсутствие компонентной структуры (федеральной, национально-региональной, университетской) с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений с точки зрения разработки базовых образовательных программ;

Рисунок 4 - Отличительные особенности ФГОС ВПО

В проектах этих стандартов используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в области высшего образования [13].

ФГОС-3 уделяет основное внимание созданию образовательных программ, предусматривающих различные специализации, учитывающих способности и интересы учащихся и, наконец, включенную подготовку, то есть способность осваивать эти программы по частям, включая смену учебных заведений. Отсюда и модульный принцип построения программ. Они будут состоять из блочных модулей, которые могут быть расположены в другом порядке, формируя индивидуальный путь обучения.

В целях обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать "прозрачными" в максимально возможной степени сопоставимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных циклов обучения (бакалавриат и магистратура), введения единых систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм оформления приобретаемой квалификации, академических квалификаций, взаимного признания, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д.

Предлагаю некоторые шаги, которые будут способствовать установлению договорных отношений при разработке стандартов высшего образования:

1. Процессы стандартизации должны сопровождаться постоянным диалогом по стандартам и поиском консенсуса по этому вопросу в рамках

профессионального сообщества. Эффективное внедрение стандартов образования и предоставление на их основе качества обучения студентов в университете невозможны без внедрения идей, встроенных в стандарты и взаимодействия с профессиональным сообществом.

2. Диалог по стандартам должен сопровождаться разработкой новых методов управления качеством образования. Предоставление образовательных стандартов включает широкий спектр мероприятий по оценке, оценке и отчетности. Методы и технологии для оценки качества образования обновляются в соответствии с новым пониманием и обновлением стандартов образования.

3. Системы управления качеством образования на основе стандартов должны включать четкие критерии оценки результатов обучения на уровне успеваемости учащихся. Без этого продуктивные дискуссии о высших учебных заведениях невозможны.

4. Стандарты с едиными критериями оценки качества образования должны обеспечивать разнообразие контента, технологий и методов обучения, что позволит выявить факторы, которые влияют на достижение самых высоких образовательных результатов. В этом случае стандарты также будут сосредоточены на позитивных изменениях в системе образования.

5. Процессы оценки качества образования на основе стандартов должны быть отражены в официальных документах, описывающих уровни достижений учащихся и способы их оценки. Эти документы следует рассматривать как рабочие документы - рекомендации по доработке стандартов, но не сами по себе.

Сегодня развивающийся потенциал образовательных стандартов становится все более важным, обеспечивая развитие системы образования перед лицом меняющихся потребностей личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в области образования.

В настоящее время стандарт должен быть:

1. инструментом организации и координации системы образования, служить руководством для его развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности для новых целей и ценностей образования;

2. средством обеспечения единства и непрерывности отдельных уровней образования в условиях перехода к системе непрерывного образования;

3. фактором, определяющим взаимосвязь субъектов образовательной системы (студентов, их семей, учителей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства, и общества - с другой;

4. одно из руководящих принципов создания современной образовательной инфраструктуры.

В то же время новая версия стандарта должна создать условия для более эффективного осуществления традиционных функций стандартов в качестве средства регулирования деятельности системы образования.

В заключение можно отметить, что мониторинг образовательных стандартов должен непосредственно поддерживать работу педагогов, делая цели образования и стандарты более ясными.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают в качестве важнейшего нормативного правового акта России, устанавливая систему норм и правил, которые являются обязательными для исполнения в любом учебном заведении, реализующем основные образовательные программы.

Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном и образовательном уровнях заменяются в соответствии с документом федеральным государственным образовательным стандартом, который будет включать требования к результатам освоения основных образовательных программ, реализуемых учебным заведением.

В то же время реализация программ высшего профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, независимо установленных университетами федерального уровня, перечень которых утвержден Президентом Российской Федерации. В то же время остается право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также способность органов образования влиять на его содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

Основное различие между уровнями образования второго и третьего поколений должно быть их ориентацией на результат образования. Образовательные результаты, которые по существу являются целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется учебный процесс. Цели отражают потребности индивида, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Важной особенностью развития образования в наше время является его глобальный характер. Эта особенность отражает существование интеграционных процессов в современном мире, интенсивное взаимодействие между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран относится к категории мировых приоритетов.

Таким образом, государственные образовательные стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенный набор наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.

Список литературы

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

2. Бауэрс Р. О школах и образовании / Букенгем Дж. Что дальше? Путеводитель по будущему, составленный специалистами: Прогнозы 50 самых влиятельных экспертов Америки. — М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011. — С. 37—44.

3. Блинов В. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации / В. Блинов / / Высшее образование в РоссииN 1. - С. 44-50

4. Девисилов в области безопасности в структуре новых образовательных стандартов высшего образования / / / Стандарты и мониторинг в образованииN 5. - С. 37-41. - Биб-лиогр.: с.назв.)

6. Девисилов высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы структуры и содержания / / / Высшее образование сегодняN 9. - С. 18-22. -Библиогр.: с.назв.)

7. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.

8. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании "

9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. . - М.: Просвещение, 20с. -(Стандарты второго поколения)

10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. . - М.: Просвещение, 20с. -(Стандарты второго поколения)

11. К вопросу о государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения / / / Юридическое образование и наука N 2., стр. 3.

12. Федеральный закон №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.12.2007 г.. [Электронный ресурс]. / URL:http://mon.gov.ru/dok/fgos/ .- [дата обращения 30.04. 2018].

13. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года

14. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ

15. Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06.2015 N 162-ФЗ

16. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000. - 351 с.

Atopsheva Natalia Sergeevna, teacher (e-mail: nata_aaa@mail.ru)

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia

MECHANISMS OF STANDARDIZATION AS A METHOD OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION

Annotation. Modern society is now impossible to imagine without education. It is present in our world every day and goes with us through life. The generation of the XXI century strives to get a highly qualified education and approaches this issue with great seriousness: they choose universities, not only focusing on its great name or its prestige, but also pay attention to the content of the programs, the list of training directions, the laboratory base university, as well as faculty.

From the age of four months of life a person begins to receive first-grade education. For this purpose, special collections of multiplayer films and series have been created, where heroes teach children to count, learn colors, lay down the basics of reading and writing, et-

iquette and communication, orientation in space, help to find a common language with different people, make acquaintances. There is a large variety of different-developing games where the child can show his talent, wit, skills that he received earlier. All this helps an up-to-date child to comprehend a complex world through simple things. Education helps in life, when a person is erudite, well-read, able to work with a group of people, to behave in society, it will be easier for him to reach certain heights. Standardization of education is a means of overcoming the crisis of the lack of mutual adaptation of society and education. It dictates global trends in the reform of vocational education throughout the world.

The article examines the stages in the development of the standardization of the education system, its impact on the upbringing and upbringing of the Russian society. The subject matter specified in this article is not new and is sufficiently discussed in the scientific community, the community of teachers and the public. I, as the author of this article, refer to this topic only in order to fill my own gaps in the process of understanding the principles of work in accordance with the new approaches to education caused by objective reasons.

Keywords: higher education, state, state educational standard, documents, legislation, quality, education, society, educational sphere, educational system, educational programs, standardization, system, standard, requirements.

УДК 339.162.3

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РК Аубакирова Ботагоз Булатбековна, студент (e-mail: botka1997.14@mail.ru) Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козы-

баева, г. Петропавлоск, Казахстан Горковенко Людмила Александровна, кандидат экономических наук Директор ЧОУ «Информационные технологии» (e-mail: itpetro@mail.ru) Протасова Ольга Владимировна, старший преподаватель (e-mail: protasovaov@mail.ru) Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козыбаева, г.Петропавлоск, Казахстан

В статье говорится о важности электронных государственных закупок в Республике Казахстан. Эффективная система государственных закупок повышает возможности государства в регулировании бизнеса, создавая формы воздействия системы государственных заказов на экономику, стимулирующие ее развитие. Государственные закупки позволяют производить закупки с большей прозрачностью и сохранением конкуренции между потенциальных поставщиков. Все операции проводимые на веб-портале электронных государственных закупок сопровождает единый оператор - АО «Центр электронной коммерции».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.