Научная статья на тему 'Разработанность проблемы стандартизации образования в современных условиях: отечественный и зарубежный опыт'

Разработанность проблемы стандартизации образования в современных условиях: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1432
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ / ФГОС / EDUCATION / STANDARD / STANDARDIZATION / STATE EDUCATIONAL STANDARD / UNIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варакута Алена Александровна

В статье представлен обзор публикаций отечественных и зарубежных авторов за последние 10 лет по проблеме стандартизации образования. Выделены актуальные вопросы, амбивалентные тенденции, современные концепции и научные подходы к решению проблемы стандартизации образования, в том числе: понятийный аппарат; современные социокультурные условия стандартизации; обоснование необходимости стандартизации и её роль в современных условиях; история развития стандартизации; зарубежный опыт стандартизации в образовании; критические отзывы о содержании современных образовательных стандартов; проблема соотношения стандартизации и индивидуализации, вариативности образования; проблема влияния стандартизации на деятельность и творчество педагога; проблемные аспекты стандартизации воспитательной работы; анализ стандартизации как особого вида деятельности вуза; методология стандартизации и архитектоника стандартов. Проблема стандартизации оценочных процедур выделена как требующая дополнительного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Extent of Investigation of Education Standardization Problems in Modern Conditions: the Domestic and Foreign Experience

In this article the author analyzes the publications of Russian and foreign scientists on the problem of education standardization published over the last 6 years. The author identifies the topical issues of standardization, ambivalent trends, modern concepts and scientific approaches to solving the problem of standardization in education including: basic terms and definitions; modern socio-cultural conditions of standardization; the rationale of standardization and its role in modern conditions; the history of the development of standardization; foreign experience of standardization in education; critical reviews about the content of modern educational standards; the problem of correlation between standardization and individualization of education, the variability of education; the problem of the impact of standardization on the activities and creativity of the teacher; problematic aspects of standardization of educational work; the analysis of standardization as a special type of activity of the University; methodology of standardization and architectonics of standards. The problem of standardization of the assessment procedures is identified as requiring additional research.

Текст научной работы на тему «Разработанность проблемы стандартизации образования в современных условиях: отечественный и зарубежный опыт»

НАУЧНЫЙ ОБЗОР

УДК 378+37.0

Варакута Алена Александровна

Аспирант кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, varakutaa@mail.ru, Новосибирск

РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье представлен обзор публикаций отечественных и зарубежных авторов за последние 10 лет по проблеме стандартизации образования. Выделены актуальные вопросы, амбивалентные тенденции, современные концепции и научные подходы к решению проблемы стандартизации образования, в том числе: понятийный аппарат; современные социокультурные условия стандартизации; обоснование необходимости стандартизации и её роль в современных условиях; история развития стандартизации; зарубежный опыт стандартизации в образовании; критические отзывы о содержании современных образовательных стандартов; проблема соотношения стандартизации и индивидуализации, вариативности образования; проблема влияния стандартизации на деятельность и творчество педагога; проблемные аспекты стандартизации воспитательной работы; анализ стандартизации как особого вида деятельности вуза; методология стандартизации и архитектоника стандартов. Проблема стандартизации оценочных процедур выделена как требующая дополнительного исследования.

Ключевые слова: норматив, образование, стандарт, стандартизация, унификация, ФГОС.

На протяжении последних двадцати лет происходят изменения в образовательной политике России, изменяется нормативно-законодательная база, осуществляется стандартизация образования. Стандартизация образования неоднозначно воспринимается как педагогическим сообществом, так и общественностью в целом и вызывает многочисленные дискуссии. Связано это с тем противоречием, что в современных социокультурных условиях стандартизация неизбежна, в то же время она определяет жесткую регуляцию и противоречит гуманистическому характеру образования.

Особенно болезненно и с большим количеством нареканий стандартизация воспринимается в педагогической профессии в силу ее творческого, гуманистического и массового характера.

Степень разработанности проблемы стандартизации образования в современных условиях, существующие концепции и подходы к решению проблемы можно исследовать путем анализа современных научных публикаций российских и зарубежных авторов.

Цель статьи - обзор современных научных публикаций отечественных и зарубеж-

ных авторов по проблеме стандартизации образования, исследование современных концепций и научных подходов к решению проблемы, определение актуальных проблемных аспектов и тенденций.

Сегодня под стандартизацией (нормированием) образования понимают «закрепление целевых установок государственной образовательной политики, перевод их в соответствующие системы образовательных норм и стандартов, которые по своей функции являются регуляторами воспроизводства качества образования, а внутри образовательного пространства - качества человека и качества общественного интеллекта» [27, с. 185].

Понятийный аппарат стандартизации образования рассматривается в работах Е. В. Андриенко, Л. Ф. Матрониной, О. Х. Мирошниковой, Н. Ф. Радионовой, С. В. Ривкиной, Е. В. Сапкуловой, А. И. Су-бетто. Анализ англоязычных терминов, которые входят в понятийное поле стандартизации образования, приводится в работах О. Х. Мирошниковой [16, с. 72].

Изначально проблема стандартизации раскрывается в работах Э. Тоффлера. В

1970 г. он писал, что общество движется к диалектическому отрицанию стандартизации и «конец стандартизации уже близок», еще до 2000 г. образовательные системы многих стран «решительно порвут с массовым производством педагогики прошлого и пойдут вперед, в эру образовательного разнообразия, основанную на освободительной мощи новых машин» [29, с. 296-300]. В настоящее время мы видим, что индивидуализация обучения действительно развивается, но параллельно стандартизации, а не заменяя ее. В 2006 г. Э. Тоффлер и Х. Тоффлер заключают, что «на сегодняшний день в способе мышления Европейского союза доминируют ключевые принципы стандартизации» [28, с. 496].

Социокультурные аспекты стандартизации образования рассматриваются в работах Е. А. Александровой, Е. В. Ан-дриенко, В. П. Беспалько, А. А. Варакуты, Л. Ф. Матрониной, О. Х. Мирошниковой, В. П. Панасюк, Г. Ф. Ручкиной, И. В. Ро-манковой, Е. В. Сапкуловой, В. В. Строева, Э. Тоффлера, А. М. Фофанова и др.

Современные социокультурные изменения в обществе связаны с глобализацион-ными процессами, которые затрагивают политическую, экономическую, социальную сферу деятельности государств и образование [7, с. 20]. Неизбежным следствием глобализации [3, с. 33] и информатизации является стандартизация.

В настоящее время стандартизация проявляется не только в хозяйственно-экономической сфере и в социокультурном пространстве в форме социальных стандартов (стереотипов) массового общества, но и оказывает влияние на личность человека, рождается массовый стандартизированный человек [13, с. 65; 14, с. 37-38; 15, с. 23].

На формирование концептуально-методологических оснований стандартизации в образовании существенное влияние оказывают процессы глобализации, Болонский процесс и Копенгагенский процесс во взаимосвязи с национальными стратегиями социально-экономического развития каждой из стран [19, с. 23].

Распространение стандартизации на систему образования означает признание ее экономических характеристик, образование

стало рассматриваться не только как культурный феномен, но и как важная экономическая отрасль, обеспечивающая воспроизводство трудовых ресурсов [23, с. 96].

В настоящее время стандартизация образования развивается как в глобальном масштабе, так и на уровне государства, региона и отдельной образовательной организации [7, с. 20] и по своему объему, охвату объектов «превзошла все разумные пределы» [20, с. 30].

Необходимость стандартизации в образовании определена в работах Е. В. Андри-енко, Л. Ф. Матрониной, О. Х. Мирошни-ковой, В. П. Панасюка, И. В. Романковой, Г. Ф. Ручкиной, Е. В. Сапкуловой, А. М. Фофанова.

Стандартизация образования в условиях глобализации неизбежна и необходима, так как обеспечивает:

для государства и общества:

- уровень и качество образования (Закон об образовании в РФ);

- повышение уровня безопасности, конкурентоспособность образовательных услуг, возможность взаимозаменяемости средств и их информационной совместимости, разработку систем классификации [3, с. 33];

- определение национальных квалификационных рамок [11, с. 30];

- своеобразный «универсальный язык» международного общения [14, с. 38; 15, с. 23-24];

- консолидацию общественных интересов в части формулирования единой ценностной системы общества [22, с 92; 23, с. 96];

- решение стратегических задач совершенствования содержания и технологий образования [15, с. 25];

- инструментарий, с помощью которого в условиях разнообразия социальных систем возможно управление знаниями [9, с. 191-192; 10, с. 210];

- компенсацию стремительного роста разнообразия образовательных систем в условиях проведения реформ [20, с. 30];

- формирование и функционирование системы образования как организованной целостности [15, с. 24] - целостности образовательного пространства, характеризующегося как пространство разнообразия [9, с. 191-192; 10, с. 210];

для образовательной организации:

- статистически гарантированный нормативный результат [23, с. 96-98]; одинаковый уровень решения типовых задач [23, с. 95]; качественную тождественность процесса [13, с. 64];

- порядок, стабильность системы; качественную определенность организованной целостности [13, с. 65-66; 14, с. 37];

- определение границ полномочий и ответственности субъектов образовательного процесса [23, с. 95-98];

- унифицикацию критериев оценки [16, с. 70-71], качество фондов оценочных средств [8, с. 66-70];

для обучающегося:

- открытый, публичный характер образования [16, с. 70-71];

- равные возможности обучающимся в образовательном пространстве как пространстве «единства разнообразия» [10, с. 210].

История развития стандартизации в образовании рассматривается в работах О. Х. Мирошниковой, В. П. Панасюка, Н. Ф. Радионовой, И. В. Романковой, С. В. Ривкиной.

Начало стандартизации в образовании связывается с развитием общественного института аккредитации образовательных программ и учреждений в системе образования США и датируется концом XIX века [19, с. 22-23], в России - с компетент-ностным подходом, зародившимся в США в 70-е гг. ХХ в. [16, с. 69].

Термин «стандарт» в сфере образования стал использоваться сравнительно недавно [21, с. 28], хотя процессы нормирования и регламентирования деятельности образовательных организаций присутствовали в системах образования различных стран задолго до этого. Традиционными нормативными документами при этом были учебные планы и программы, предписания по проведению итоговой аттестации учащихся [21, с. 28].

В России впервые государственные образовательные стандарты были введены в 1992 г. законом об образовании взамен существовавшей ранее административно-командной системы, безоговорочно «спускавшей» сверху вниз жесткие регламенты образовательного процесса [21, с. 29].

Внедрение государственных образовательных стандартов в других странах на-

чалось примерно в это же время (в США -в 1989 году [16, с. 70], в Англии и Уэльсе - в 1988 году, в Голландии - в 1987 году [21, с. 28]).

Зарубежный опыт стандартизации в образовании исследовался Х. М. Ивановым, О. Х. Мирошниковой, В. В Строевым.

Любые изменения в образовательных стандартах, в процессах стандартизации вызывают многочисленные дискуссии и противоречивые (зачастую негативные) оценки, потому что затрагивают интересы всех сторон, формирующих образовательный заказ. Эта тенденция имеет глобальный характер.

К примеру, в США процесс внедрения национальных образовательных стандартов сопровождался дискуссиями и критикой, и до сих пор результаты этого процесса анализируются и обсуждаются. Имеются положительные отзывы, например, «формирование образовательных навыков XXI века», «основная движущая сила в образовании сегодня», «наиболее объективный способ оценки достижений учащихся». Отрицательные отзывы связаны с содержанием образования, регламентируемом стандартами, и «моральными издержками» - моральной нагрузкой на преподавателя, давлением с целью получения более высоких результатов, обеспокоенностью преподавателей возможным изменением нормативов [16, с. 74-75]. Положительные и отрицательные отзывы такого же характера присутствуют в обсуждениях стандартизации образования в России.

Неоднозначно оценивается педагогической общественностью содержание образовательных стандартов и влияние нормативов на педагогическую деятельность. По итогам исследования восприятия изменений образовательных стандартов американскими учителями выделено три группы учителей. Первая группа - принимают стандарты, рассматривают их как путь к достижению цели. Вторая группа - считают, что стандарты посягают на их самостоятельность, подрывают методические подходы, используемые в их образовательных учреждениях. Третья группа - категорически не принимают стандарты, сопротивляются их внедрению, вплоть до ухода из профессии; считают, что необходимость соблюдения нормативных требований создает идеологический конфликт, они чувствуют себя ущемленными [32, с. 456-458].

Имеются дискуссии о недостаточности стандартизации, необходимости усиления каких-либо ее аспектов.

Недостаточная нормированность образования не отвечает современным потребностям студентов. В Великобритании студенты, выбирая дисциплины для изучения, не всегда могут оценить содержание осваиваемой образовательной программы в соотношении с другими или с эталонной, типовой; а выпускник не может быть уверен в том, что его учебные достижения и полученная степень равноценна степени, присваиваемой другим учебным заведением [33]. Причиной этого является отсутствие в образовательной системе Великобритании государственных стандартов (стандартизованных учебных планов и каких-либо требований к структуре образовательных программ) и отсутствие стандартизации квалификаций и степеней, присваиваемых разными образовательными учреждениями, каждый вуз сам несет ответственность за аккредитацию своих дипломов.

Отсутствие государственных (национальных) образовательных стандартов ведет к разному содержанию образования и уровню подготовки обучающихся. Содержание американских стандартов штатов может сильно отличаться по спорным вопросам, таким как эволюционная теория, в некоторых штатах на сегодняшний день действуют «слабые» стандарты [34, с. 59-65], потому что в США образовательные стандарты разрабатываются и утверждаются в каждом штате на основе политических процессов, а не научно-образовательными организациями. И хотя в настоящее время разработаны национальные образовательные стандарты, они не принимаются штатами в полном объеме, поскольку имеют статус рекомендаций.

Исследование опыта стандартизации образования в других странах позволяет выявить актуальные тенденции и идеи.

Несмотря на то что Европейский союз предпринимает меры для развития международных стандартов и создания побудительных причин для стран участниц внедрения этих стандартов, страны-участницы тщательно отстаивают свои позиции [25, с. 12-14].

Академическая автономия и различная миссия не препятствуют достижению стандартизации в качестве обучения, признанию неко-

торых общих качеств выпускников [25, с. 12].

Успехи от внедрения стандартов значительно выше при наличии практики обмена опытом между коллегами, совместного обсуждения педагогами принципов принятия профессиональных решений [16, с. 75].

Критический анализ содержания современных российских образовательных стандартов содержится в работах Е. В. Ан-дриенко, В. П. Беспалько, М. Л. Левицкого, А. И. Субетто.

С процессами стандартизации и содержанием стандартов связываются процесс деинтеллектуализации российского общества [27, с. 188] и снижение фундаментальности высшего образования [2, с. 13-14]. Высказываются мнения, что новый стандарт (ФГОС ОО) ничего в образовании личности улучшить не сможет [4, с. 21] и только усложнит имеющиеся проблемы [12, с. 2-3].

Проблема соотношения стандартизации и индивидуализации, вариативности образования отражена в работах Е. В. Ан-дриенко, Т. В. Живокоренцевой.

Современное понимание цели высшего образования акцентирует не только высокий уровень овладения профессиональной деятельностью, но и соответствие стандартам и объективным требованиям. Профессиональная компетентность все чаще трактуется как способность решать наиболее типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных условиях деятельности. Для подготовки студентов к решению таких задач необходима индивидуализация образования [3, с. 33].

Стандартизация и вариативность образования способствуют социализации и индивидуализации обучающихся [9, с. 192; 10, с. 210].

Влияние стандартизации на деятельность педагога рассматривается в работах Е. А. Александровой, Е. В. Андриен-ко, Н. П. Несговоровой, В. П. Панасюка, И. В. Романковой, В. Г. Савельева.

Важной характеристикой подлинного профессионализма является сохранение творческого аспекта педагогической деятельности при постоянно повышающихся требованиях нормативности [2, с. 20], которые сужают поле свободы образовательного учреждения, педагога, обучающихся в реализации педагогического творчества, само-

развития [19, с. 22].

В настоящее время нормативно-законодательная база, образовательные стандарты и требования очень быстро меняются. В таких условиях педагогу трудно адаптироваться и перестроиться на новые образовательные задачи [2, с. 22-23].

Педагоги с разным стажем по-разному оценивают значимость требований ФГОС для своей профессиональной деятельности и уровень собственных знаний, навыков и умений, необходимых для реализации требований ФГОС [17, с. 342-344].

Проблемы стандартизации воспитательной работы рассматриваются в работах Е. А. Александровой, Т. А. Ромм, Т. В. Сафоновой.

Стандарт воспитания может дополнять процесс профессиональной подготовки будущего педагога как воспитателя [22, с. 92-93] и может стать элементом воспитательной стратегии, если стандарт связан не с жестким регулированием воспитательной работы, а с созданием условий, способных обеспечить организацию воспитательного процесса [22, с. 92-93].

Стандартизация воспитательной деятельности должна учитывать «нормативную» (объективированную) и «интерпретатив-ную» (субъективную) компоненты воспитания [22, с. 92], отражать региональный заказ к образованию и реализовать педагогический потенциал этнопсихологии и этнопеда-гогики [24, с. 84].

В настоящее время в воспитательной деятельности присутствует формализованность и одинаковость, вместо требуемой вариативности и инаковости, потому что субъект в школе коллективный [1, с. 283-285].

Стандартизация как особый вид деятельности вуза рассматривается в работах Е. А. Цапко.

Нормативные документы вуза (стандарты):

- являются инструментом упорядочения, ресурсосбережения, рациональной организации процессов образовательной и научной деятельности [30, с. 74; 31, с. 101-102];

- аккумулируют накопленный опыт решения постоянно возникающих задач и проблем в виде оптимального алгоритма, адаптированного к реальным условиям осуществления образовательного процесса,

гармонизированного с нормативной базой [30, с. 74];

- помогают обеспечить единое представление о деятельности организации у всех ее сотрудников; способствуют правильному пониманию и выполнению требований ФГОС [30, с. 74].

Методология стандартизации исследована в работах Л. Ф. Матрониной, В. П. Па-насюка, И. В. Романковой, Е. В. Сапкуловой, в том числе теоретико-методологическая база методологии стандартизации [18, с. 9-12; 26, с. 78], назначение стандартов и роль стандартизации, принципы стандартизации [15, с. 23, 18, с. 10], основания решения вопроса о создании научной базы разработки стандартов качества в сфере образования [18, с. 10], функции и характеристики стандартов [18, с. 13; 19, с. 24-26].

Вопросы архитектоники стандартов, их эстетической составляющей (особенности восприятия субъектом, сочетание пользы и красоты) рассматриваются Л. Ф. Матро-ниной [13, с. 66; 14, с. 38-40].

Отдельно следует выделить проблему оценки результатов обучения в условиях стандартизации и стандартизации оценочных процедур. Самым масштабным примером развития оценочных процедур в условиях стандартизации и глобализации в российской системе образования является процедура единого государственного экзамена [5, с. 187-188; 6, с. 30]. Система оценки качества образования России активно развивается, внедряется система Всероссийских проверочных работ, в сфере высшего образования в экспериментальном режиме проводится независимая оценка знаний студентов в рамках промежуточной аттестации и оценка результатов освоения программ по базовым учебным дисциплинам, а также разрабатываются и внедряются процедуры независимой оценки профессиональных квалификаций. Поэтому проблемы оценки результатов обучения не теряют своей актуальности.

И хотя в настоящее время исследуются различные аспекты оценки результатов обучения и независимой оценки качества образования, проблема оценки результатов обучения с позиции ее реализации в условиях стандартизации образования недостаточно раскрыта и требует дополнительного иссле-

научный обзор

дования.

В целом на основании анализа разработанности проблемы стандартизации образования в современных условиях с учетом отечественного и зарубежного опыта мы выделяем следующие аспекты стандартизации образования, активно исследуемые в настоящее время. Во-первых, современные социально-культурные условия и процессы, формирующие концептуально-методологические основания стандартизации образования. Во-вторых, усиление конфликтных отношений между стандартизацией и индивидуализацией образования [3, с. 33-34], определяющее новые требования к профессиональной под-

готовке студентов. В-третьих, противоречие между нормативной заданностью профессиональной деятельности педагога и педагогическим творчеством [2, с. 20], определяющее новые требования к педагогической деятельности. В-четвертых, необходимость учета нормативного и интерпретативного компонентов воспитания [22, с. 92], влияющих на формирование воспитательной стратегии образовательной организации. В-пятых, развитие стандартизации как особого вида деятельности вуза [30, с. 72-74], определяющее новые подходы к управлению образовательной и научной деятельностью образовательной организации.

Библиографический список

1. Александрова Е. А. Социокультурные условия и факторы вариативной педагогической деятельности в ситуации стандартизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3, № 3. - С. 282-286.

2. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 188 с.

3. Андриенко Е. В. Влияние глобализации на региональную стратегию развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 5. - С. 31-34.

4. Беспалько В. П. Размышления с видом на стандартизацию. Реплика // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 20-24.

5. Варакута А. А. Гуманизация образования и системы педагогической оценки в историческом аспекте // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. - М.: Перо, 2016. - С. 175-186.

6. Варакута А. А. Проблема педагогической системы оценки: традиции и новации // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 3 (43). -С. 21-31.

7. Варакута А. А. Стандартизация профессиональной подготовки студентов вуза в динамике социально-культурных изменений // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 4 (44). -С. 20-28.

8. Ефремова Н. Ф. Стандартизация как условие обеспечения качества фондов оценочных средств вузов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. - № 2-1. - С. 66-70.

9. Живокоренцева Т. В. Вариативность обра-

зования: проблемное поле современных интерпретаций // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. -№ 4. - С. 187-194.

10. Живокоренцева Т. В. Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixi. - 2012. -№ 4. - С. 205-216.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Иванов Х. М. Развитие процессов национальной стандартизации обучения в европейском пространстве высшего образования // Государственное управление. Электронный вестник. -2011. - № 27. - С. 26-31.

12. Левицкий М. Л. Проблемы стандартизации в образовании // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 1. - С. 2-5.

13. Матронина Л. Ф. Перспективы стандартизации и дестандартизации в информационном обществе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2008. - № 129. - С. 64-68.

14. Матронина Л. Ф. Стандарты и красота: организованность versus органичность // Российский технологический журнал. - 2014. -№ 1 (2). - С. 36-41.

15. Матронина Л. Ф., Ручкина Г. Ф. Стандартизация образования в информационную эпоху. Методологический анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 4. -С. 21-25.

16. Мирошникова О. Х. Образование, основанное на стандартах // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - № 2 (10). - С. 68-79.

17. Несговорова Н. П., Савельев В. Г. Стандартизация образования и готовность педагогов

к реализации ФГОС ОО: перспективы, проблемы, риски // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 338-346.

18. Панасюк В. П. Многоуровневая междисциплинарная методология и концепция стандартизации в сфере образования // Ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников: сб. науч. ст. / под науч. ред. В. А. Мелехина, С. И. Назаровой. - СПб., 2014. - С. 7-15.

19. Панасюк В. П., Романкова И. В. Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения // Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 22-26.

20. Панасюк В. П., Романкова И. В., Фофанов А. М. Проблемы и потенциал применения профессионального стандарта педагога как новой реальности // Человек и образование. - 2015. -№ 4 (45). - С. 29-32.

21. Радионова Н. Ф., Ривкина С. В. Стандартизация высшего педагогического образования в России как непрерывный процесс его обновления // Вестник ТОГИРРО. - 2015. - № 1 (31). - С. 28-31.

22. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 89-93.

23. Сапкулова Е. В. О стандартизации системы общего образования // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. -№ 3-1 (55). - С. 95-99.

24. Сафонова Т. В. Стандартизация образовательной деятельности: проблемы, поиски, решения // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2014. -№ 3-3. - С. 83-87.

25. Строев В. В. Оценка качества образования: мониторинг результатов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. -

№ 57. - С. 11-14.

26. Субетто А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 75-87.

27. Субетто А. И. Нормирование и стандартизация образования как фактор качества государственной образовательной политики // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - № 2 (27). - С. 184-188.

28. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь / пер. с англ. М. Султановой; под общ. ред. А. Александровой. - М.: АСТ: Профиз-дат, 2008. - 569 с.

29. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ACT, 2004. - 557 с.

30. Цапко Е. А. Развитие стандартизации как вида деятельности вуза // Стандарты и качество. - 2011. - № 2. - С. 72-74.

31. Цапко Е. А. Унификация как метод модернизации учебного процесса университета // Стандарты и качество. - 2013. - № 10. - С. 100-102.

32. Alison G. Dover, Nick Henning, Ruchi Agarwal-Rangnath. Reclaiming agency: Justice-oriented social studies teachers respond to changing curricular standards // Teaching and Teacher Education. - 2016. - № 59. - С. 457-467. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.016

33. Gill Wyness. Could universities learn from free schools on standardised assessment? [Электронный ресурс] // The Guardian. - 2012. - 21 ноября. - URL: http:// https://www.theguardian. com/higher-education-network/blog/2012/nov/21/ university-exams-assessment-accreditation-regulation (дата обращения: 06.03.2017).

34. Elizabeth Watts, Georgy S. Levit, Uwe HoBfeld Science standards: The foundation of evolution education in the United State // Perspectives in Science. - 2016. - Vol. 10. - С. 59-65. DOI: https://doi.org/10.10167j.pisc.2016.08.004

Поступила в редакцию 09.03.2017

Varakuta Alena Aleksandrovna

Graduate student of the chair of Pedagogy and Psychology of the Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, varakutaa@mail.ru, Novosibirsk

THE EXTENT OF INVESTIGATION OF EDUCATION STANDARDIZATION PROBLEMS IN MODERN CONDITIONS: THE DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Abstract. In this article the author analyzes the publications of Russian and foreign scientists on the problem of education standardization published over the last 6 years. The author identifies the

_НАУЧНЫЙ ОБЗОР_

topical issues of standardization, ambivalent trends, modern concepts and scientific approaches to solving the problem of standardization in education including: basic terms and definitions; modern socio-cultural conditions of standardization; the rationale of standardization and its role in modern conditions; the history of the development of standardization; foreign experience of standardization in education; critical reviews about the content of modern educational standards; the problem of correlation between standardization and individualization of education, the variability of education; the problem of the impact of standardization on the activities and creativity of the teacher; problematic aspects of standardization of educational work; the analysis of standardization as a special type of activity of the University; methodology of standardization and architectonics of standards. The problem of standardization of the assessment procedures is identified as requiring additional research.

Keywords: education, standard, standardization, state educational standard, unification.

References

1. Aleksandrova E. A., 2014. Social and Cultural Conditions and Factors of Variative Educational Work in Situation of Education Standardization. Izvestiya of Saratov University. Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 3, pp. 282-286. (In Russ., abstract in Eng.).

2. Andrienko, E. V., 2014. Teaching professionalism. Novosibirsk: NSPU Publ., 188 p.

3. Andrienko, E. V., 2013. Influence of globalization on regional strategy of development of the higher education. Siberian Pedagogical Journal, 5, pp. 31-34. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Bespalko, V. P., 2011. Reflections with a view to standardization. Remark. Education, 5, pp. 20-24. (in Russ.)

5. Varakuta, A. A., 2016. Humanization of education and system of assessment of student's performance in the historical aspect. Humanization of educational space. Moscow: Feather Publ., pp. 175-186. (In Russ.)

6. Varakuta, A. A., 2016. The problem of educational assessment system: traditional and innovative approaches. Journal of pedagogical innovations, 3 (43), pp. 21-31. (In Russ., abstract in Eng.).

7. Varakuta, A. A., 2016. Standardization of degree courses within the dynamics of socio-cultural change. Journal of pedagogical innovations, 4 (44), pp. 20-28. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Efremova, N. F., 2016. Standardization as a condition for ensuring quality of funds evaluation tools of universities. International journal of applied and fundamental research, 2-1, pp. 66-70. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Zhivokorenceva, T. V., 2012. Variability in education: problematic sphere of modern interpretations. Vestnik of Irkutsk state linguistic University, 4, pp. 187-194 (In Russ., abstract in Eng.)

10. Zhivokorenceva, T. V., 2012. Theoretical, methodological, social and cultural aspects of variety of education. Scientific and pedagogical magazine of Eastern Siberia Magister Dixi, 4, pp. 205-216.

(In Russ., abstract in Eng.)

11. Ivanov, K. M., 2011. The development of national standardization of education in the European higher education area. E-journal. Public Administration, 27, pp. 26-31. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Levickij, M. L., 2015. Problems of standardization in education. Professional education. Capital, 1, pp. 2-5. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Matronina, L. F., 2008. Prospects of standardization and destandardization in the information society. Scientific Bulletin of Moscow state technical University of civil aviation, 129, pp. 64-68. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Matronina, L. F., 2014. Standards and beauty: versus organization organically. Russian technology Journal, 1 (2), pp. 36-41. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Matronina, L. F., Ruchkina, G. F., 2012. Standardization of education in the information age. Methodological analysis. Alma mater, 4, pp. 21-25. (In Russ.)

16. Miroshnikova, O. H., 2015. Standards-based education. Lifelong education: the XXI century, 2 (10), pp. 68-79. (In Russ., abstract in Eng.)

17. Nesgovorova, N. P., Savelev, V. G., 2015. Standardization of education and readiness teachers to implement GEF LEO: prospects, problems, risks. Modern problems of science and education, 3, pp. 338-346. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Panasiuk, V. P., 2014. Multilevel interdisciplinary methodology and concept of standardization in education area. Development of professional standards for the teaching staff: key ideas, approaches and mechanisms (for experts in general and vocational education). Collection of scientific articles. St. Petersburg, pp. 7-15. (In Russ., abstract in Eng.)

19. Panasiuk, V. P., Romankova, I. V., 2012. Modern trends in standardization of vocational training quality. Man and education, 2, pp. 22-26. (In Russ., abstract in Eng.)

20. Panasiuk, V. P., Romankova, I. V., Fofanov, A. M., 2015. Problems and potential for implementa-

tion of teacher's professional standard as a new reality. Man and education, 4 (45), pp. 29-32. (In Russ., abstract in Eng.)

21. Radionova, N. F., Rivkina, S. V., 2015. Standardization higher pedagogical education in Russia as a continuous process it is updated. Bulletin of the Tyumen Oblast State Institute for the development of regional education, 1 (31), pp. 28-31. (In Russ., abstract in Eng.)

22. Romm, T. A., 2013. Education standardization in the higher professional pedagogical education. Siberian Pedagogical Journal, 5, pp. 89-93. (In Russ., abstract in Eng.)

23. Sapkulova, E. V., 2013. On standardization of the General education system. Bulletin of Kemerovo State University, 3-1 (55), pp. 95-99. (in Russ., abstract in Eng.)

24. Safonova, T. V., 2014. Standardization of educational activities: problems and solutions. Bulletin of Udmurt University. The Series Of Philosophy. Psychology. Pedagogy, 3-3, pp. 83-87. (In Russ., abstract in Eng.)

25. Stroev, V. V., 2008. Educational quality evaluation: monitoring of results. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 57, pp. 11-14. (In Russ., abstract in Eng.)

26. Subetto, A. I., 2008. Conceptual Theoretical Basis of Solving the Problem of Quality of Education in Russia. Siberian Pedagogical Journal, 1, pp. 75-87. (In Russ., abstract in Eng.)

27. Subetto, A. I., 2013. Regulation and standardization of education as a factor in the quality

of public education policy. Terra Humana, 2 (27), pp. 184-188. (In Russ.)

28. Toffler, Alvin, Toffler, Heidi, 2008. Revolutionary wealth: how it will be created and how it will change our lives. Moscow: AST Publ., 569 p. (In Russ.)

29. Toffler, Alvin, 2004. Future Shock. Moscow: AST, 557 p. (In Russ.)

30. Tsapko, E. A., 2011. Development of standardization of activity of the University. Standards and Quality, 2, pp. 72-74. (In Russ.)

31. Tsapko, E. A., 2013. Standardization as a method of modernization of the educational process of the University. Standards and Quality, 10, pp. 100-102. (In Russ.)

32. Alison G. Dover, Nick Henning, Ruchi Agar-wal-Rangnath, 2016. Reclaiming agency: Justice-oriented social studies teachers respond to changing curricular standards. Teaching and Teacher Education, 59, pp. 457-467. DOI: https://doi.org/10.1016/). tate.2016.07.016

33. Gill Wyness, 2012. Could universities learn from free schools on standardized assessment? The Guardian, 21 Nov [online]. Available at: http:// https:// www.theguardian.com/higher-education-network/ blog/2012/nov/21/university-exams-assessment-ac-creditation-regulation (accessed 06 March 2017).

34. Elizabeth Watts, Georgy S. Levit, Uwe HoBfeld, 2016. Science standards: The foundation of evolution education in the United State. Perspectives in Science, 10, pp. 59-65. DOI: https://doi. org/10.1016/j.pisc.2016.08.004

Submitted 09.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.