Научная статья на тему 'Механизменный подход как базис объяснительной парадигмы в социальной науке'

Механизменный подход как базис объяснительной парадигмы в социальной науке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
КРИЗИС СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ / CRISIS OF SOCIAL SCIENCE / ОПИСАТЕЛЬНАЯ И ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / DESCRIPTIVE AND EXPLANATORY PARADIGM / МЕХАНИЗМЕННЫЙ ПОДХОД / MECHANISMAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Розанов Филипп Иванович

В статье анализируется кризис социальной науки, обусловленный переходом от описательной к объяснительной парадигме. Обосновывается необходимость разработки интердисциплинарного механизменного подхода, как базиса объяснительной парадигмы в социальной науке, и формулируются его основные принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMAL APPROACH AS A BASIS OF THE EXPLANATORY PARADIGM IN SOCIAL SCIENCE

The article is analyzing the crisis of social science, caused by the transition from descriptive to explanatory paradigm. Substantiates the need for interdisciplinary mechanismal approaches, as the basis of explanatory paradigms in social science, and formulated his basic principles.

Текст научной работы на тему «Механизменный подход как базис объяснительной парадигмы в социальной науке»

УДК 009+111

МЕХАНИЗМЕННЫЙ ПОДХОД КАК БАЗИС ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ НАУКЕ

Ф.И. Розанов

Братский государственный университет, филиал в г. Усть-Илимске, Усть-Илимск

firoz@yandex.ru

В статье анализируется кризис социальной науки, обусловленный переходом от описательной к объяснительной парадигме. Обосновывается необходимость разработки интердисциплинарного механизменного подхода, как базиса объяснительной парадигмы в социальной науке, и формулируются его основные принципы.

Ключевые слова: кризис социальной науки, описательная и объяснительная парадигма, меха-низменный подход.

Многие современные ученые пишут о том, что социальная наука находится в кризисе. Причем речь идет не только о кризисе истории, социологии, культурологии или других специальных дисциплин, но и о кризисе всего социально-гуманитарного знания в целом. Четкого понимания причин и истоков кризисного состояния нет, но осознание неизбежности кардинальных

перемен присутствует практически у всех 1

ученых .

Процессы глобализации, колоссальная роль научно-технологических достижений и их влияние на социально-исторические процессы, появление новых экономических, политических и социальных форм организации общества, возрастающая нелинейность и непредсказуемость социальных процессов 1 Козлова Н.Н. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация // Социологические исследования. — 1995. — № 11. С. 12-22.

— современная социальная наука не может предложить адекватного объяснения происходящим переменам. Одновременно с этим от социальных наук требуется все большая практичность, способность не только выявлять причины происходящих социальных явлений и процессов, но и эффективно предсказывать их развитие, управлять ими и требования к современному социальному знанию начинают приближаться к естественнонаучным. Можно даже говорить о назревшей потребности в «социальной инженерии».

За время своего существования естествознание пережило уже несколько научных революций, как локальных, так и глобальных. В это же время социальные науки практически не испытали революционных потрясений своих теоретико-методологических основ, а те изменения в социально-гуманитарном мировоззрении, которые мы наблюдаем, явились в основ-

ном следствием естественнонаучных достижений (кибернетика, синергетика, системный подход и т.п.) и оказали на общественные науки косвенное, побочное влияние. С нашей точки зрения причина стагнации теоретико-методологического развития и сущность общего кризиса социально-гуманитарного знания заключается в несостоятельности описательной парадигмы, в рамках которой возникла и развивалась социальная наука, и ее неизбежном переходе к объяснительной парадигме, присущей естественнонаучному знанию.

Парадигмальный кризис социальной науки: от описания к объяснению

В настоящее время науку принято делить на две большие категории: естественные науки и гуманитарные, или общественные науки. Наиболее распространено разделение гуманитарных и естественных наук по методам исследования и по предмету изучения, когда науки, изучающие природу, относятся к естественным наукам, а науки, изучающие человека и все с ним связанное, относятся к гуманитарным2. Не существует также однозначного представления о различии и тождественности гуманитарных и общественных наук. Поскольку гуманитарные науки включают в себя отрасли знания, не изучающие общество напрямую, например, психологию, лингвистику и т.д., то мы остановимся на точке зрения, согласно которой гуманитарные науки шире по предметному полю исследования, чем общественные науки, и включают их в себя.

2 Сноу Ч.П. Две культуры. — М.: Прогресс, 1973. - С. 20.

Насколько правомерно разделение естественных и гуманитарных наук по предмету исследования, в чем принципиальное отличие между природой и обществом и должны ли они изучаться принципиально по-разному? Если мы исходим из материалистических позиций, то для нас является фактом, что человек представляет собой часть природы и созданное им общественное устройство является эволюционным развитием животных сообществ. Поэтому, какую бы сторону человеческой жизни мы ни изучали, в том числе и вопросы социального устройства, мы изучаем Природу. Следовательно, обособление социального и природного, естественного в гуманитарных науках не только ничем не оправдано, но и попросту невозможно. Разделение гуманитарных и естественных наук по методу исследования также не корректно, поскольку общество — такая же естественная природная система, как и физические, химические или биологические системы, и методология их исследования, хотя и должна иметь свою специфику, не может принципиально отличаться. Ярким свидетельством этого является все большее проникновение естественнонаучной методологии в гуманитарные науки в виде статистики, математических моделей, эмпирических методов и т. д.3

В естествознании каждая научная отрасль — физика, химия, биология, астрономия и прочие — является метатеоретиче-ским базисом для описания исследуемой сферы реальности и представляет собой обобщающую парадигму для дочерних специальных дисциплин. Общество — это целостная система, в которой в принципе

3 Фейнберг К.Л. Две культуры. Интуиции и логика в науке в искусстве. — Врязино: Изд. «Век»,

2004. — С. 12.

нельзя четко выделить экономическую, политическую, культурную, историческую и другие составляющие. Это означает, что должна быть одна фундаментальная базовая теория социальности, обобщающая остальные социально-гуманитарные дисциплины как частные направления, изучающие специфические аспекты и стороны социальной реальности. Однако в настоящее время социальная сфера реальности описывается множеством разнородных дисциплин, не только не имеющих обобщающей метатеории, но даже не имеющих единого теоретико-методологического базиса. Естественные науки развиваются по пути интеграции, теоретического обобщения и создания в конечном итоге единой теоретико-методологической парадигмы (например, единой теории поля в физике)4. В гуманитарных же науках мы наблюдаем прямо противоположную тенденцию, количество теорий, концепций, трактовок с каждым годом все растет, эти модели плохо согласуются друг с другом, каждый из авторов стремится выделиться, обособиться из общего поля социально-гуманитарного знания.

Анализ приведенных выше проблем социальной науки заставляет сделать парадоксальный вывод о том, что в современной форме социально-гуманитарное знание гораздо больше имеет общего с искусством, чем с наукой. Принципиальное расхождение естественных и гуманитарных наук кроется не в предмете исследования и не в методах исследования, а в целях, базовой установке на познание окружающего мира. Естественные науки с самого своего возникновения были ориентированы

4 Greene B.R. The Elegant Universe: Superstrings, Hidden Dimensions, and the Quest for the Ultimate Theory. - New York: WW Norton & Co. Inc., 1999.

на объяснение наблюдаемых явлений природы, на раскрытие их причин, их движущих сил и на поиск закономерностей, т.е. развивались в рамках объяснительной парадигмы. Социально-историческое знание изначально ставило себе целью подробно, красочно, интересно, а зачастую еще и полезно (исходя из социально-политической конъюнктуры) запечатлеть социально-исторические события прошлого и настоящего, т.е. развивалось в рамках описательной парадигмы. Не случайно в западной научной традиции, делящей дисциплины на science and arts, социальные науки часто относят именно к arts — искусствам.

Однако с течением времени к социальному знанию предъявляются все более жесткие научные требования, что и определяет сущность кризиса современной социальной науки, заключающегося в переходе от описательной парадигмы, свойственной искусству, к объяснительной парадигме наук о природе.

Знания и представления об обществе берут свое начало в мифологических и религиозных представлениях, которые изначально были порождением описательной формы мировосприятия. Огюст Конт, в свою очередь, изначально рассматривал социологию как одну из фундаментальных наук, наравне с физикой, химией или биологией, которая должна соответствовать универсальным критериям позитивного естествознания с его идеалами точности, логичности, экспериментальной проверяемости положений5.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что, несмотря на свою очевидную фундаментальность, проблематика исследования механизмов социального

5 Конт О. Общий обзор позитивизма. М.: Книжный дом «Либроком», 2011. — С. 17.

взаимодействия до настоящего времени не раскрыта. Естественные науки формировались на основе философской традиции материализма, изначально нацеленной на поиск фундаментальных основ бытия, и удовлетворения практических потребностей человечества, что подразумевает необходимость нахождения четких и однозначных представлений, законов, формул. В то же время социально-гуманитарное знание формировалось в первую очередь на основе искусств, истории и идеалистической философии. Однако целью всех социальных дисциплин, если они претендуют на действительно научный статус, должно стать выявление внутренних фундаментальных механизмов зарождения, развития и функционирования социальности как специфической сферы природной реальности и закономерного этапа в развитии материи.

Сущность парадигмального кризиса социального знания и попытки его преодоления

Объяснительная парадигма — это нацеленность на раскрытие внутренних механизмов природных явлений и процессов, т.е. установление объективных законов природы, под которыми понимаются четкие, однозначные, проверяемые, формально описываемые и количественно определяемые причинно-следственные связи. В свою очередь описательная парадигма является важной частью человеческой культуры, составляя сущность художественного мировосприятия и мироощущения. Однако существование социальной науки в рамках описательной парадигмы невозможно, поскольку описание, хотя и является важной стороной познания, не может

раскрыть истинной сущности или ключевых характеризующих признаков наблюдаемого процесса или явления, т.к. очевидные и бросающиеся в глаза признаки, даже если мы их наблюдаем регулярно, могут не иметь принципиальной важности, в то время как ключевые характеристики или причины могут быть скрыты от наблюдателя.

В настоящее время социальные науки не способны предложить картину перспектив и закономерностей социально-исторического развития, что сами представители гуманитарного знания пытаются объяснить сложностью человеческого общества, непредсказуемостью воли отдельных людей, высокой степенью неопределенности и случайности социальных процессов. Только исследование фундаментальных механизмов социального взаимодействия и законов социально-исторического развития может обеспечить переход социальной науки к объяснительной парадигме, которая даст необходимую точность, позволит сконструировать адекватные модели социальной реальности, дать методологические основания для прогнозирования и управления, стать основой социальной инженерии.

Человек является по своей природе частью животного мира. Однако сформировавшиеся в процессе эволюции особенности головного мозга создали условия для зарождения и развития психической системы, являющейся главным отличительным признаком homo sapiens. Именно психика позволила людям развивать коммуникационные навыки, овладеть технологиями, создать культуру, как способ накопления и передачи социального опыта между поколениями, что и привело в перспективе к развитию общества. Все эти

процессы являются следствием действия естественных законов природы на физиологическом, биологической и социальном уровнях реальности и являются столь же естественными и столь же определенными, как и все остальные природные законы, действующие во Вселенной. В выявлении фундаментальных механизмов функционирования и развития социальных систем и состоит истинная сущность и цель социального знания.

В целом переход социальных наук к объяснительной парадигме осуществляется по нескольким направлениям. Хронологически самым первым и самым успешным направлением интеграции социального знания в объяснительную парадигму стали многочисленные попытки упорядочить известные социальные явления, ввести периодизацию исторического процесса и классифицировать известные формы социального устройства по определенным признакам. При этом цивилилизационный подход в основном старался выделить базовые уникальные классификационные признаки, а формационный подход делал упор на выявление внутренних причин социально-исторического развития и его закономерных этапов6.

Другим направлением интеграции социальной науки в объяснительную парадигму естествознания стали попытки применить формальные методы к описанию социальных процессов и явлений и использовать в социальных науках в той или иной форме математический аппарат. В первую очередь стали применяться различные статистические методы, а затем началась разработка и специализированных методов

6 Философия истории: Учеб. пособие / под ред. проф. А.С. Панарина. — М.: Гардарики, 1999. — С. 248.

математического анализа и моделирования социальных процессов, основанных на использовании компьютерных технологий. Важным шагом к научности стало также использование методологии экспериментальных исследований как основы объективного познания сначала в социологии и в социальной психологии, а затем и в других общественных науках.

Наиболее четко объяснительной парадигме в ее естественнонаучном понимании соответствует направление в социальной мысли, ставящее своей целью раскрытие природных факторов в социально-историческом развитии. Среди наиболее значимых теорий можно выделить теории географического детерминизма и геополитические теории, которые пытаются объяснить социально-исторические процессы естественными причинами: теорию этногенеза Л.Н. Гумилева, концепцию ноосферы В.И. Вернадского и ряд других. Однако наибольшее значение имеют современные социальные теории микроуровня, сделавшие центром своего изучения сферу социального взаимодействия, такие как понимающая социология М. Вебера, теория социального обмена, символический интерак-ционизм и другие.

Изучением непосредственно механизмов социального взаимодействия занимается социология среднего уровня и микросоциология, традиционно тесно связанная с бихевиоризмом и поведенческой психологией в целом. Аналитическая социология прямо провозгласила своей целью поиск и исследование механизмов социального взаимодействия. Однако она фактически занимается их описанием, не раскрывая глубинной природы социальных процессов, что усугубляется узкой социологической специализацией данного направления, не

обращающегося к опыту других социальных наук и тем более естественно-научного знания. Исследование психологических оснований социальности является в этом смысле более перспективным направлением, поскольку механизм — это всегда нечто фундаментальное, основополагающее, элементарное. Соответственно исследование механизмов социального взаимодействия должно быть основано на исследовании элементарного межакторного взаимодействия и его внутренних психологических истоках, где и берет свое начало социальность. Наиболее перспективна в этом плане упоминавшаяся выше теория социального обмена, особенно в первоначальной интерпретации Дж. Хоманса.

Какой должна быть социальная «механика»?

Любое объяснение в науке — это всегда объяснение механизма, поскольку подразумевает ответ на вопросы: почему, по какой причине это произошло, как развивается процесс, в какой последовательности проходят его стадии, к каким последствиям это приведет?

В гуманитарных науках попытки осмыслить социальное и человеческое бытие с точки зрения их механизменно-го устройства традиционно воспринимаются в штыки. Истоки этого лежат в отторжении представителями социально-гуманитарного знания материалистического подхода к исследованию социальности. Под влиянием эйфории от успехов физики механицизм стал фактически прямым копированием принципов устройства физического мира на социально-историческую реальность, в силу чего неизбежно оказался редукционным и поверх-

ностным. Однако социальный уровень материи является высшим, поэтому перенос законов физического мира на сферу социального изначально был упрощением и сведением сложных социальных законов к гораздо более примитивным и простым физическим законам7.

Ошибочность механицизма была обусловлена молодостью самой науки и отсутствием четких представлений о специфике социально-исторического процесса. Однако базовая познавательная установка, лежащая в его основе, актуальна и сейчас. Все уровни организации материи являются последовательными стадиями развития Вселенной и возникают благодаря действию одних и тех же законов природы. Развитие социальных систем определяют те же самые законы природы, что и во всех остальных сферах реальности, и исследование социальной сферы должно основываться на тех же самых принципах, что и исследование биологического, химического и физического уровней реальности. Вопрос заключается в том, что такое социальный механизм и какова специфика механизменно-го подхода применительно к социальной реальности.

В настоящее время в научной методологии не существует четкого определения понятия механизм применительно к исследованию природы. Изданный в 1999 году РАН словарь русского языка дает следующие определения понятию механизм [от греч. — машина, орудие]8:

7 Философия естествознания: ретроспективный взгляд / РАН. Ин-т философии; отв. ред. Ю.В. Сачков. — М., 2000.

8 Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евге-ньевой. — 4-е изд. М.: Полиграфресурсы, 1999. — Т. 2. — С. 215.

1. Совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения; устройство машины, прибора, аппарата и т.п. Машина, приспособление для чего-либо.

2. Внутреннее устройство, система чего-либо, например государственный механизм.

3. Совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т. п. явление, например механизм мышления, механизм кровоснабжения мозга, механизм химической реакции.

Понятие механизма по своему смысловому значению ближе всего к понятию процесса, однако определение механизма как процесса будет являться смысловой тавтологией. Поэтому рациональнее определять механизм как некую характеристику процесса, его более четкую структурную, функциональную и причинно-следственную модель. Мы можем сформулировать следующее определение: механизм — последовательное, закономерно упорядоченное взаимодействие элементов системы, лежащее в основе какого-либо процесса, приводящего к переходу системы в новое состояние.

Именно раскрытие механизмов является сущностью научного метода и целью научного познания. В физике исследование фундаментальных сил, взаимодействий, процессов всегда требует формирования целостной, поэтапной картины, раскрывающей последовательную смену состояний исследуемого объекта, объясняющей порядок смены состояний, их причинно-следственную связь, выявление общих закономерностей протекания данных процессов в различных условиях и при различных переменных. Химические процессы изначально понимаются как последовательная смена состояний

вещества. В биологии, изучающей строение и функционирование живых организмов, раскрытие процессуальности в деятельности физиологических и биологических систем является основой научного исследования. Говорим ли мы об эволюции в целом, о филогенетическом или онтогенетическом развитии биологического существа, или о каком-либо физиологическом процессе, — в каждом из этих случаев речь идет о создании модели последовательного взаимодействия физиологических, генетических структур организма и факторов внешней среды, которые определяют протекание биологического процесса. Те же принципы ме-ханизменного подхода составляют сущность объяснительной парадигмы в геологии, экологии, физиологии, психологии и любой другой естественной науке.

Одновременно следует отметить, что особенную важность для всех естественных наук представляет выявление носителя взаимодействия, той субстанции, с помощью которой осуществляется взаимодействие элементов исследуемой системы. Именно в объяснении фундаментальных механизмов, раскрытии определяющих взаимодействий и выявлении их специфического носителя и заключается сущность механизменного подхода. Можно выделить совокупность определяющих требований к механизменному подходу как базису объяснительной парадигмы естественно-научного знания:

1) определение элементов, составляющих исследуемую систему;

2) определение взаимосвязей элементов;

3) раскрытие причинно-следственной цепи, в результате которой данное явление последовательно реализуется;

4) выявление носителя взаимодействия;

5) описание алгоритма взаимодействия;

6) раскрытие закона, лежащего в основе взаимодействия;

7) определение нового качественного состояния, в которое перешла система в результате данного процесса.

Таким образом, для перехода социальной науки к объяснительной парадигме она должна принять в качестве своей методологической основы механизменный подход, что требует от нее решения ряда фундаментальных теоретических проблем. Необходимо определиться с природой социальных элементов, их спецификой, базовыми характеристиками, их формами, видами, основаниями классификации, базовыми системными свойствами. Необходимо исследование базовых законов, лежащих в основе социального взаимодействия, социальных сил, определяющих характер взаимодействия, его виды, формы, его интенсивность. Должны быть раскрыты базовые законы природы, определяющие социально-историческое развитие социальных систем. Требуется четко определить алгоритмы социальных взаимодействий, закономерностей и механизмов смены этапов социально-исторического развития на всех уровнях социальной реальности, от межличностного до глобально-исторического. Должен быть выявлен специфический универсальный носитель социального взаимодействия. Необходимо раскрытие фундаментальных механизмов функционирования и развития социальных систем, позволяющее не только описать прошедшие этапы социально-исторического развития, но и объяснить и прогнозировать новые качественные состояния социума.

Механизменный подход возможен исключительно в случае решения всех обо-

значенных проблем в совокупности, в их синергетичном взаимодополнении, что возможно только при условии создания в социальном знании единого теоретико-методологического основания. Все же современные социальные теории и концепции практически не связаны друг с другом и не только не стремятся найти общие теоретико-методологические основания, но всячески подчеркивают свою уникаль-ность9.

С нашей точки зрения, проблема раскрытия механизмов социального взаимодействия не может быть решена исключительно в рамках социально-гуманитарного знания в силу недостаточности определяющей ее описательной и, в большой степени, антропоцентричной парадигмы. В то же время и естественно-научный подход в чистом виде не содержит в себе необходимых теоретико-методологических оснований для решения данной проблемы и не учитывает специфику социальной реальности.

Исследования фундаментальных механизмов социального взаимодействия, раскрывающие их природу, должны носить междисциплинарный характер и, помимо социальных наук, базироваться на биологии, этологии, психологии, нейрофизиологии, генетике, физике и других науках. Таким образом, в своем конечном виде, обобщающая теория социума, безусловно, должна быть системной и носить даже не междисциплинарный, а интердисциплинарных характер, что еще раз убеждает нас в том, что путь к созданию такой теории должен проходить именно

9 Семенов Е.В. Современное состояние и новая роль гуманитарных и социальных наук / / Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. — С. 7.

через онтологию, как изначально системный и интердисциплинарный раздел философии.

Литература

Козлова Н.Н. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация / Н.Н. Козлова, Н.М. Смирнова // Социологические исследования. — 1995. — № 11. — С. 12-22.

Конт О. Общий обзор позитивизма / О. Конт; перевод с французского И. А. Шапиро; под ред. Э.Л. Радлова. — Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «Либроком», 2011. — 296 с.

Семенов Е.В. Современное состояние и новая роль гуманитарных и социальных наук / Е.В. Семенов // Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. — С. 5—12.

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Ев-геньевой. — 4-е изд. — М.: Полиграфресурсы, — 1999. — Т. 2 — 736 с.

Сноу Ч.П. Две культуры / Ч.П. Сноу. — М.: Прогресс, 1973. - 144 с.

Фейнберг КЛ. Две культуры. Интуиции и логика в науке в искусстве / К.Л. Фейнберг. — Вря-зино: Век, 2004. — 251 с.

Философия естествознания: ретроспективный взгляд / РАН. Ин-т философии; отв. ред. Ю.В. Сачков. — М., 2000. — 290 с.

Философия истории: Учеб. Пособие / под ред. проф. А.С. Панарина. — М.: Гардарики, 1999. — 432 с.

Greene B.R. The Elegant Universe: Super-strings, Hidden Dimensions, and the Quest for the Ultimate Theory / B.R. Greene. — New York: WW Norton & Co. Inc., 1999. — 448 p.

Lehrer J. To answer our most fundamental questions, science needs to find a place for the arts. The Future of Science...Is Art? / J. Lehrer. Периодическое электронное издание «SEED-MAGAZINE» [электронный ресурс]. — January 16, 2008. — URL: http://seedmagazine.com/con-tent/article/the_future_of_science_is_art

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.