Научная статья на тему 'Механизм разработки кадастра туристских ресурсов: организационная специфика'

Механизм разработки кадастра туристских ресурсов: организационная специфика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / КАДАСТР ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / TOURIST RESOURCES / INVENTORY OF TOURIST RESOURCES / ORGANISATIONAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубакова Наталья Николаевна

Рассматривается организационная специфика разработки кадастров туристских ресурсов. Дается определение организационного механизма, выделяется субъектный состав участников процесса разработки кадастров, а также формулируются основные требования к процессу формирования кадастров туристских ресурсов. Также приводится пример использования предлагаемого автором организационного механизма на примере развития кадастрового учета туристских ресурсов в Волгоградской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience shows that successful development of the tourist complex of the country and the expansion of tourist services export demand realisation of an active policy in the field of tourist resources systematisation. The organisation of this process is a difficult theoretical and practical problem, which has not been solved yet in Russian conditions. As the organisational mechanism of tourist resources inventory development does not have a universal character, there is a necessity of revealing its features with reference to Russia. The main requirements for the implementation of these relationships between the participants of organisational mechanism are: 1.. Exclusion of duplication of certain actions by individual actors in the development of tourist resources inventory. 2.. Free exchange of information that will enhance the speed of tourist resources inventory development and provide an independent crosscheck of the actions of all participants. 3.. Involvement of the widest possible range of people in the process of inventory development, helping to identify the potential of individual tourist resources and to create a unique offer of tourist resources. 4.. An interdisciplinary approach to the development of tourist resources inventories using the experience and knowledge in such areas as geography, economics, cultural studies, marketing and PR, history, land management, etc. The organisational mechanism of tourist resources inventory development should be considered as a management tool providing regulations of relations between the basic participants of the economic process. One of the major roles in this process belongs to the state customer, whose basic function consists in specification and coordination of the work results with enforcement authorities of the Russian Federation subjects and other interested persons. The organisational mechanism of tourist resources inventory development integrates all persons interested in the development of the tourist industry, and also provides their effective interaction at various stages of the process of inventory development. Mechanism realisation is expedient for carrying it out within the target programmes, and also during realisation of territorial strategic development.

Текст научной работы на тему «Механизм разработки кадастра туристских ресурсов: организационная специфика»

Н.Н. Зубакова

МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ КАДАСТРА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА

Рассматривается организационная специфика разработки кадастров туристских ресурсов. Дается определение организационного механизма, выделяется субъектный состав участников процесса разработки кадастров, а также формулируются основные требования к процессу формирования кадастров туристских ресурсов. Также приводится пример использования предлагаемого автором организационного механизма на примере развития кадастрового учета туристских ресурсов в Волгоградской области.

Ключевые слова: туристские ресурсы; кадастр туристских ресурсов; организационный механизм.

Международный опыт свидетельствует о том, что успешное развитие туристского комплекса страны и расширение экспорта туристских услуг требуют реализации активной политики в области систематизации туристских ресурсов. Организация данного процесса является сложной теоретико-практической проблемой, до сих пор не получившей разрешения в российских условиях. Поскольку организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов не носит универсального характера и определяется спецификой правового поля функционирования органов, ответственных за кадастровый учет в том или ином государстве, возникает необходимость выявления его особенностей применительно к российской действительности.

Отметим, что механизм может быть описан как «система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности» [1]. В таком случае организационный механизм - совокупность процедур и правил объединения людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Более узким является понятие организационного механизма управления -совокупности процедур принятия управленческих решений [2. С. 67].

Также при рассмотрении сущности организационного механизма необходимо остановиться на точке зрения, согласно которой организационный механизм понимается как совокупность организаций, учреждений, органов, звеньев управленческой цепи, отдельных индивидов, которые с помощью различных средств, рычагов, методов соединены друг с другом и образуют сложную структуру управленческих отношений [3].

В экономической литературе отмечается, что организационные механизмы обеспечивают взаимодействие процессов функционирования и развития экономических систем и отражают специфические особенности данных конкретных систем [4. С. 3].

Неотъемлемыми элементами организационного механизма являются обратные связи, позволяющие осуществлять корректировку исходных установок (принципов) и ресурсные составляющие. Введение обратных связей позволяет сделать организационный механизм адаптивным по отношению к трансформирующейся рыночной среде. В случае с разработкой кадастров туристских ресурсов трансформационные процессы в экономике, а также временные изменения приводят к необходимости периодического пересмотра не только содержания кадастров, но и задач их формирования. В частности, в современных условиях возрастает роль рационального и экологического природопользования,

что требует пересмотра потенциально допустимых нагрузок на те или иные виды туристских ресурсов.

Организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов должен рассматриваться также как инструмент управления, обеспечивающий регулирование отношений между основными участниками экономического процесса. Формирование правил взаимодействия участников процесса разработки кадастров туристских ресурсов должно предполагать их «открытость», которая проявляется в том, что к разработке кадастров привлекаются как основные потребители туристских ресурсов, так и субъекты туристского рынка.

Таким образом, организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов должен удовлетворять следующим принципам:

- системность (целостность) процесса разработки кадастров, обеспечивающая высокий уровень адаптивности к динамично изменяющейся внешней среде;

- единые условия кадастрового учета для всех территориальных образований региона независимо от их размера и географического расположения;

- заинтересованность ключевых участников процесса разработки кадастров в качественном развитии сферы туризма;

- поддержание процессов самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля в ходе разработки кадастров туристских ресурсов.

Следовательно, организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов может пониматься как совокупность процедур и правил распределения полномочий участников процесса разработки кадастров, а также координации движения информационных потоков между данными субъектами в ходе их формирования и наполнения.

В процессе рассмотрения организационного механизма разработки кадастров туристских ресурсов ключевым вопросом, определяющим эффективность всего процесса, является отбор лиц, ответственных за разработку кадастра. Традиционно российские регионы имеют в структуре органов власти подразделения, ответственные за развитие туризма, в то же время в большинстве случаев они не обладают необходимым ресурсным потенциалом и квалификацией для разработки полноценных систем кадастрового учета.

В связи с этим возникает необходимость подбора независимой организации-исполнителя, которая по своим квалификационным требованиям отвечает задаче разработки кадастра туристских ресурсов.

Согласно рекомендациям, заложенным в Федеральной целевой программе «Создание автоматизирован-

ной системы ведения государственного земельного кадастра» [5], при разработке кадастра для выполнения необходимых видов работ целесообразно привлекать организации, расположенные непосредственно в облас-

тях, районах и городах проведения соответствующей оценки, что позволит повысить оперативность сопровождения технических и программных средств системы, а также повысит качество выполняемых работ.

Рис. 1. Организационный механизм разработки кадастра туристских ресурсов

В таких условиях функции государственного заказчика приобретают особую роль, заключающуюся в уточнении и согласовании с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с иными заинтересованными лицами результатов проводимых работ. Контроль над выполнением мероприятий по разработке кадастра туристских ресурсов, по своей сути, представляет

собой универсальную процедуру, которая может быть осуществлена в порядке, установленном для контроля реализации федеральных целевых программ.

Таким образом, организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов формируется под воздействием субъектного состава рынка туристских ресурсов и его инфраструктуры.

Схема данного механизма представлена на рис. 1. является достаточно прозрачной. Между тем в российских

Структура взаимосвязей между основными участниками условиях данные взаимосвязи часто нарушаются, что ведет

процесса формирования кадастров туристских ресурсов к снижению эффективности организационного процесса.

Рис. 2. Организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов в Волгоградской области

В связи с этим можно сформулировать основные требования к реализации данных взаимосвязей:

1. Исключение дублирования определенных действий отдельными участниками процесса разработки кадастров туристских ресурсов.

2. Свободный информационный обмен, позволяющий повысить скорость разработки кадастров туристских ресурсов, а также обеспечить независимый перекрестный контроль за действиями всех участников.

3. Вовлечение максимально широкого круга лиц в процесс разработки кадастров туристских ресурсов,

позволяющее наиболее точно выявить потенциал отдельных туристских ресурсов и сформировать уникальные предложения туристских ресурсов.

4. Междисциплинарный подход к разработке кадастров туристских ресурсов путем использования опыта и знаний таких областей, как география, экономика, культуроведение, маркетинг и PR, история, землеустройство и т. д.

Таким образом, может быть достигнут необходимый уровень качества разрабатываемых кадастров туристских ресурсов, широкое общественное признание и

вовлеченность субъектов региональной экономики в развитие туристской отрасли территории.

Апробация предложенного организационного механизма разработки кадастров туристских ресурсов осуществлена автором на примере Волгоградской области (рис. 2).

В число организаций, вовлекаемых в процесс разработки кадастра туристских ресурсов, предложено включить:

- администрацию Волгоградской области;

- координационный совет при администрации Волгоградской области;

- комитет экономики администрации Волгоградской области;

- организацию-подрядчик;

- вузы региона;

- ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области;

- туристские организации Волгоградской области;

- специализированные организации в области информационных технологий;

- специализированные организации в области маркетинговых, социологических исследований, кадастровые инженеры, организации технической инвентаризации.

На этапе разработки кадастра туристских ресурсов требуется вовлечение большого числа организаций, что налагает на организацию-подрядчика дополнительные обязанности по координации этого взаимодействия.

В качестве альтернативного проекта передаче формирования кадастра туристских ресурсов организации-подрядчику необходимо остановиться на случае, когда формированием кадастра занимается координационный совет по туризму при администрации региона. Однако, на наш взгляд, подобный вариант обладает существенным недостатком, связанным с практическим отсутствием у координационного совета опыта и знаний в области механизмов кадастрового учета.

Таким образом, организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов интегрирует всех лиц, заинтересованных в развитии туристской индустрии, а также обеспечивает их эффективное взаимодействие на различных этапах процесса разработки кадастра туристских ресурсов. Реализацию механизма целесообразно осуществлять в рамках целевых программ, а также в ходе реализации документов стратегического развития территориальных образований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Симагин В.И. и др. Методология формирования интегрированного реестра хозяйствующих субъектов АПК федеральной собственности для

автоматизации их учета, анализа и оценки деятельности // Сетевой научно-методический электронный журнал «Агрожурнал МГАУ». 2009. Режим доступа: http://agromagazine.msau.ru

2. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007. С. 67.

3. Алиуллов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и

право. 2005. № 3. С. 97-102.

4. Тридед А.Н. Концепция построения организационно-экономического механизма формирования стратегии развития предприятия // Комму-

нальное хозяйство городов. 2001. № 28. С. 3-9.

5. Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». 2009. Режим

доступа: http://www.chuvsu.ru/~sanyomix/land/kadastr.htm

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 24 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.