Научная статья на тему 'Медико-социальные и правовые аспекты оборота наркотических средств, подлежащих контролю в российской федерации'

Медико-социальные и правовые аспекты оборота наркотических средств, подлежащих контролю в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1329
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНВЕНЦИИ ООН ПО НАРКОТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ И ПСИХОТРОПНЫМ ВЕЩЕСТВАМ / DRUGS / PSYCHOTROPIC DRUGS / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION / UN CONVENTION ON DRUGS AND PSYCHOTROPIC DRUGS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Абрамов А. Ю., Косолапова Н. В.

В статье рассматриваются история становления и современное состояние международно-правового регулирования ле гального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Автором обосновывается вывод о том, что первостепенной задачей международных конвенций в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является обеспечение законных потребностей здравоохранения при одновременном противодействии включению опасных веществ в незаконный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Абрамов А. Ю., Косолапова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL, SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF THE CIRCULATION

The paper considers the formation and the present state of international legal regulation of narcotic and psychotropic drugs circulation. The authors prove the assertion that the problem ofensuring the needs of Public Health services alongside counteraction regarding dangerous substances illicit circulation has acquired paramount importance in international conventions for the control over narcotic and psychotropic substances circulation.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные и правовые аспекты оборота наркотических средств, подлежащих контролю в российской федерации»

(их около 400) не имеют общих подходов и методов к реабилитации и ресоциализации наркозависимых, отсутствует система преемственности между лечебным и реабилитационным процессами. Только четыре реабилитационных центра являются самостоятельными, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Проблему противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту необходимо

решать в тесном взаимодействии между заинтересованными органами исполнительной власти, общественными организациями, коммерческими структурами и др.

1По критериям ООН ко взрослому населению относятся люди в возрасте от 15 до 64 лет.

Поступила 18.04.2013

А. Ю. АБРАМОВ', Н. В. КОСОЛАПОВА2

медико-социальные и правовые аспекты оборота наркотических средств, подлежащих контролю в российской федерации

1Департамент здравоохранения г. Москвы, Россия, 127006, г. Москва, Оружейный переулок, 43;

2ФГБУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации,

Россия, 127254, Москва, ул. Добролюбова, 11, тел. 8 (495) 619 00 70. E-mail: gazheva@mednet.ru

В статье рассматриваются история становления и современное состояние международно-правового регулирования легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Автором обосновывается вывод о том, что первостепенной задачей международных конвенций в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является обеспечение законных потребностей здравоохранения при одновременном противодействии включению опасных веществ в незаконный оборот.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, международно-правовое регулирование, конвенции ООН по наркотическим средствам и психотропным веществам.

A. Y. ABRAMOV, N. V. KOSOLAPOVA2

MEDICAL, SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF THE CIRCULATION OF DRUGS SUBJECT TO CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

1 Department of health care of Moscow, Russia, 127006, Moscow, Oruzheiny lane, 43;

2federal research institute for health organization and informatics of the Ministry of health care of Russian Federation, Russia, 127254, Moscow, Dobrolubova str., 11, tel. 8 (495) 619 00 70. E-mail: gazheva@mednet.ru

The paper considers the formation and the present state of international legal regulation of narcotic and psychotropic drugs circulation. The authors prove the assertion that the problem ofensuring the needs of Public Health services alongside counteraction regarding dangerous substances illicit circulation has acquired paramount importance in international conventions for the control over narcotic and psychotropic substances circulation .

Key words: drugs, psychotropic drugs, international legal regulation, UN convention on drugs and psychotropic drugs.

В основе современного правового регулирования потребовало впоследствии разработки действенных и

оборота наркотических средств и психотропных ве- эффективных законов, регулирующих общественные

ществ в России находятся международно-правовые отношения в сфере оборота наркотических средств.

акты. Первые международно-правовые нормы, на- Изначально в странах-поставщиках (Китае и Индии)

правленные на запрещение неконтролируемого потре- были приняты законодательные акты, касающие-

бления и оборота наркотических средств, появились ся упорядочения оборота наркотических средств.

более ста лет назад. Из европейских стран первой в 1845 г. приняла закон

Необходимость правовой регламентации была о наркотиках Франция. В 1914 г. США поставили вне

обусловлена тем, что на рубеже XIX-XX вв. нарко- закона злоупотребление наркотическими средствами

тики из стран Восточной Азии стали широко распро- в виде продажи опиума в немедицинских целях (закон

страняться в странах Западной Европы и США, что Харрисона) [3].

Стоит заметить, что широкое использование в медицинской практике наркотические средства получили в период франко-прусской войны 1870-1871 гг., когда для обезболивания раненых широко применяли морфий в виде инъекций [1].

Понимание опасности, которую таят в себе неконтролируемое потребление наркотических средств, их производство и контрабандное распространение, продиктовало принятие не только мер национального контроля, но и согласованных международных мер.

Первым шагом стало проведение Шанхайской опиумной комиссии, которая проходила в Шанхае с 5 по 26 февраля 1909 г. с участием представителей Китая, России, Италии, Нидерландов, Персии, Португалии и Сиама, на заседаниях которой главным образом обсуждались вопросы, относящиеся к международной торговле опием, высказывались мнения о необходимости регулирования торговли опием и постепенного её ограничения. Это было началом международного контроля за распространением наркотических веществ [4].

Несмотря на то что Шанхайская опиумная комиссия не приняла никаких обязательных норм поведения государств в отношении злоупотребления наркотиками, она положила начало международному сотрудничеству и международному контролю в сфере распространения наркотических средств.

Первая в истории Конвенция о наркотиках была разработана на конференции в Гааге в 1912 г. В ней участвовали двенадцать государств: Россия, Португалия, Персия, Нидерланды, Япония, Италия, Англия, Франция, Китай, США, Германия, Индия [5]. Все участники конференции взяли на себя обязательства принять законодательные акты, направленные на осуществление контроля над производством и распространением опиума-сырца, и ограничить количество объектов, через которые будет осуществляться транспортировка опиума. Также участники конференции обязались взять под правовой контроль производство и торговлю кокаином, морфином, героином, медицинским опиумом и их производными. Вступлением в силу решения Гаагской конференции 1912 г. завершился период становления международно-правового сотрудничества в борьбе с оборотом наркотиков, поскольку ряд принципов, провозглашённых в Конвенции, нашли своё дальнейшее развитие в более поздних международных документах [2].

После окончания Первой мировой войны почти во всех странах мира усилилось потребление наркотических средств, значительно выросли масштабы контрабанды, что внесло свои коррективы в развитие международно-правового контроля за распространением наркотических средств. На созданную по Версальскому мирному договору международную организацию - Лигу Наций был возложен «общий контроль над соглашениями по поводу торговли опиумом».

За двадцатилетний период существования Лиги Наций было принято несколько международных документов, касающихся борьбы с наркоманией и контроля над оборотом наркотических средств. Основными из них являются Женевское соглашение и Конвенция 1925 г., Бангкокское соглашение, Женевская конвенция 1931 г. Эти документы регламентировали производство, ввоз, продажу, распределение вывоза и применение наркотических средств в количестве, определяемом научными и медицинскими потребностями.

Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19 февраля 1925 г., установила, что наркотические вещества могут изготавливаться только для законных потребностей государства, и включила в список (в дополнение к уже определённым в Гаагской конвенции 1912 г.) такие наркотические вещества, как индийская конопля, кокаин-сырец, кокаиновый лист. На основании этого в будущем предполагалась возможность признавать наркотическими вещества, по заключению уполномоченного на то компетентного органа, которые способны вызывать те же вредные последствия, что и вещества, предусмотренные Конвенцией.

Кроме того, Конвенция 1925 г. закрепила порядок осуществления контроля за деятельностью лиц, занимающихся производством наркотических средств, и требования к оборудованию помещений, в которых производятся наркотические средства. В отношении наркотических средств, которые предназначались для международной торговли, Конвенцией был установлен следующий порядок: каждый раз при ввозе или вывозе наркотического средства, предусмотренного Конвенцией, должно было выдаваться отдельное разрешение с указанием наименования вещества, его количества, адресов получателя и отправителя и иных реквизитов. Помимо этого во избежание утечки наркотических средств из законного оборота Конвенция регламентировала порядок транзитных перевозок и хранения наркотиков на складах.

Представляется возможным сделать вывод, что Женевская конвенция 1925 г. впервые ввела систему лицензий и регистрации внешнеторговых сделок, предметом которых являлись наркотические средства.

Позже, 13 июня 1931 г., в Женеве была подписана Международная конвенция об ограничении производства и регламентации наркотических средств (вступила в силу в 1933 г.).

28 июня 1936 г. в Женеве была заключена Конвенция о борьбе с нелегальной торговлей сильнодействующими средствами.

После Второй мировой войны также были приняты международно-правовые акты, регламентирующие оборот наркотических средств. Среди них Протокол о наркотиках, подписанный в Лейк-Саксессе 11 декабря 1946 г., которым вносились дополнения в уже имеющиеся соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах. В частности, в нём затрагивались вопросы, возникшие в связи с роспуском Лиги Наций и передачей её некоторых функций по контролю над наркотическими средствами Организации Объединённых Наций. Кроме того, по инициативе комиссии по наркотическим средствам 19 ноября 1948 г. во время работы третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН был подписан протокол, распространяющий контроль на наркотические вещества, не подпадающие под действие Конвенции 1931 г., в соответствии с которым государства обязались информировать ООН о любом веществе, использование которого может привести к злоупотреблениям [6].

Однако развитие науки, особенно химии и фармакологии, обуславливало быстрое появление новых наркотических препаратов. Их разработка и производство требовали совершенствования существующей формы контроля над ними. В 60-е гг. прошлого столетия во многих странах мира угроза распространения наркотических средств приобрела характер эпидемии [3]. Одной из главных задач комиссии по наркотическим сред-

ствам явилась разработка универсального договора об обороте наркотических средств. В 1961 г. была принята Единая конвенция о наркотических средствах, которая вступила в действие 13 декабря 1963 г..

В связи с пагубным воздействием на организм человека психотропных веществ, наркотических средств амфетаминового ряда, седативно-гипнотических средств и галлюциногенов в январе-феврале 1971 г. в Вене на Конференции полномочных представителей под эгидой ООН была принята Конвенция о психотропных веществах, которая вступила в силу 16 августа 1976 г.

Современную международную базу правового регулирования легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту составляют международные конвенции Организации Объединенных Наций (ООН), резолюции специальных сессий ООН, соглашения и документы ООН, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Совета Европы и Евросоюза, документы стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и иных региональных организаций. Международные документы для государств, присоединившихся к конвенциям, содержат систему обязательных или рекомендованных правил контроля наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту. Важнейшими из них являются конвенции ООН, две из которых были упомянуты нами выше.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. направлена на ограничение производства, распространения, владения, использования и торговли наркотическими средствами исключительно в медицинских и научных целях, а также обязывает участвующие стороны принимать специальные меры в отношении конкретных видов наркотиков, например героина. В 1972 г. был подписан протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., которые подчеркивали необходимость лечения и реабилитации наркоманов. По состоянию на 1 ноября 2009 г. к Конвенции 1961 г. или же к ней с поправками 1972 г. присоединились 186 государств (96% всех стран мира).

Конвенция о психотропных веществах 1971 г. В середине 1960-х гг. в некоторых западноевропейских странах стремительно распространились новые наркотики - психостимуляторы и галлюциногены. Когда выяснилось, что их трудно внести в списки общей конвенции, был разработан и принят новый документ -Конвенция о психотропных веществах 1971 г. Принятой Конвенцией была установлена система международного контроля над психотропными веществами, учитывающая диверсификацию и расширение диапазона наркотических средств, а также устанавливающая контроль за рядом синтетических препаратов.

Конвенция о психотропных средствах менее строгая, чем общая Конвенция по наркотикам. Стороны должны запретить всякое использование тех веществ, которые включены в Список I, «за исключением использования в научных и в очень ограниченных медицинских целях» (ст. 7). Что касается средств, занесенных в Списки II, III и IV, то для них вводится правило, согласно которому они выдаются гражданам только по рецепту врача (ст. 9). Желательно, чтобы стороны не разрешали употребление средств, занесенных в Списки II, III и IV, без наличия соответствующих разрешений.

Конвенция дает лишь рекомендации о запрете использования без соответствующих разрешений. Правила в отношении задержания и конфискации такие же, как и в Единой конвенции по наркотическим средствам 1961 г. Однако «сторона может принимать более строгие или суровые меры контроля, чем меры, предусматриваемые настоящей Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются желательными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения».

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Конвенция 1988 г. предусматривает всеобъемлющие меры против контрабанды наркотиков, в том числе положения, направленные на борьбу с отмыванием денег и хищением исходных химикатов. В качестве главного инструмента международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков она предусматривает отслеживание, замораживание и конфискацию доходов и имущества, полученных за счет незаконного оборота наркотиков; экстрадицию наркокурьеров; их выдачу для судебного преследования. Государства-участники берут на себя обязательства по ликвидации или сокращению спроса на наркотики.

В 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью.

В совокупности все три конвенции представляют собой свод правил, регламентирующих производство, продажу и использование наркотических средств и психотропных веществ, действия стран для предотвращения их незаконного оборота.

Распространено мнение, что основная цель вышеперечисленных международных конвенций заключается в запретах и наказаниях. Приведем извлечения из Конвенции 1961 г., свидетельствующие о том, что первостепенной задачей международных конвенций в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является обеспечение законных потребностей здравоохранения при одновременном противодействии включению опасных веществ в незаконный оборот. Конвенция 1961 г. преследует двойную цель: создать систему административного регулирования легального применения наркотиков, а также обозначить меры против их незаконного использования.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (извлечения)

Стороны, озабоченные здоровьем и благополучием человечества,

• признавая, что применение наркотических средств в медицине продолжает быть необходимым для облегчения боли и страданий и что должны быть приняты надлежащие меры для удовлетворения потребностей в наркотических средствах для таких целей,

• признавая, что наркомания является серьезным злом для отдельных лиц и чревата социальной и экономической опасностью для человечества, сознавая свою обязанность предотвратить это зло и бороться с ним,

<...>

• желая заключить общеприемлемую международную конвенцию, заменяющую существующие договоры о наркотических средствах, ограничивающих

использование наркотических средств медицинскими и научными целями и предусматривающую постоянное международное сотрудничество и контроль для осуществления этих принципов и целей, настоящим согласились о нижеследующем: <...>

Статья 4. Общие обязательства Стороны принимают такие законодательные и административные меры, какие могут быть необходимы для того, чтобы: <...>

с) при условии соблюдения постановлений настоящей Конвенции ограничить исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение. <...>

Статья 19. Исчисления потребностей в наркотических средствах

1. Стороны представляют Комитету ежегодно по каждой из своих территорий в порядке и по форме, предписанных Комитетом, исчисления на разосланных им бланках по следующим вопросам:

а) количества наркотических средств, предназначенных для потребления в медицинских и научных целях;

б) количества наркотических средств, предназначенных для изготовления других наркотических средств, препаратов, включенных в Список III, и веществ, на которые не распространяется настоящая Конвенция.

<...>

Статья 21. Ограничение изготовления и ввоза 1. Общие количества каждого наркотического средства, изготовленного и ввезенного любой страной или территорией в течение любого года, не должны превышать суммы следующих количеств:

а) количества, потребленного, в пределах соответствующего исчисления, для медицинских и научных целей;

б) количества, использованного, в пределах соответствующего исчисления, для изготовления других наркотических средств, препаратов, включенных в Список III, и веществ, на которые не распространяется настоящая Конвенция;

<...>

е) количества, приобретенного в пределах соответствующего исчисления для специальных целей.

<...>

Таким образом, Конвенции ООН по наркотическим средствам и психотропным веществам:

• вводят по всему миру систему административного контроля за их оборотом;

• обеспечивают единый законодательный подход к их обороту в странах, подписавших Конвенции;

• создают препятствия для нелегальной торговли ими;

• служат юридической основой для международного сотрудничества полиции и таможенных служб в вопросе их легального оборота;

• поддерживают систему сбора данных об общемировой наркоситуации;

• предлагают возможности для обмена опытом между странами о новых подходах противодействия нелегальному обороту наркотическими средствами и психотропными веществами, о новых формах злоупотребления и т. п.;

• препятствуют попыткам легализации наркотических средств и психотропных веществ в ряде стран мира.

Поступила 18.04.2013

ЛИТЕРАТУРА

1. АвакянP. й. Наркомания и методы борьбы с нею. - Ереван, 1990. - С. 64.

2. Анисимов Л. Н. Наркотики: правовой режим. - Л., 1972. -С. 10.

3. Аргунов Ю. Н., Габиани А. А. Правовые меры борьбы с на-ркотизмом. - М., 1989. - С. 16.

4. Казакова В. А., Фирсаков С. В. Обзор законодательства зарубежной печати. Проблемы борьбы с преступностью. - М., 1996. -С. 292.

5. Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями. - М., 1993. - С. 39.

6. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами. - М., 1956. -Вып. 13. - С. 350-354.

М. В. АВИЛОВА1, Е. Д. КООМАЧЕВА2, В. К. ЗАФИРАКИ2, К. О. БАРБУХАТТИ1, И. В. КОЛОТОВКИН1

непосредственные результаты хирургическом коррекции стенозов внутренней сонной артерии у больных с мультифокальным атеросклерозом

Кафедра кардиохирургии и кардиологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Российская, 140 — ГУЗ ККБ 4-ЦГХ; 2кафедра терапии № 1 ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. 1 Мая, 167 — ГБУЗ ККБ № 1, тел. 8 (918) 4684835. E-mail: avilova.marija@yandex.ru

В статье обсуждается тактика ведения пациентов с сочетанным поражением коронарных и сонных артерий. Данный вопрос является предметом непрекращающихся дискуссий в связи с неблагоприятным прогнозом и высокими хирургическими рисками осложнений и летальности. Каротидная эндартерэктомия (КЭАЭ) в настоящее время остается золотым стандартом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.