Научная статья на тему 'Медиаобразовательные технологии как средство создания коммуникативно- речевой среды на уроках риторики'

Медиаобразовательные технологии как средство создания коммуникативно- речевой среды на уроках риторики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGY / МЕДИАНАГЛЯДНОСТЬ / РИТОРИКА / RHETORIC / КОММУНИКА ТИВНО-РЕЧЕВАЯ СРЕДА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ETHICAL EDUCATION / MEDIA PRESENTATION / THE COMMUNICATIVELY-SPEECH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заика Ю. Р.

В статье рассматриваются вопросы использования медиаобразовательных технологий в школе, обосновывается введение понятия «медианаглядность» и определяется ее роль в создании коммуникативноречевой среды на уроках риторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF CREATION OF THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT AT RHETORIC LESSONS

Different issues are covered in the article such as usage of media educational technology at school, introduction of the term «media presentation» and its role in creating the communicative environment at rhetorical lessons.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные технологии как средство создания коммуникативно- речевой среды на уроках риторики»

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ РИТОРИКИ

MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF CREATION OF THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT AT RHETORIC LESSONS

Ю. Р. Заика

В статье рассматриваются вопросы использования медиаобразовательных технологий в школе, обосновывается введение понятия «медианаглядность» и определяется ее роль в создании коммуникативно-речевой среды на уроках риторики.

Ключевые слова: медиаобразовательные технологии, медианаглядность, риторика, коммуникативно-речевая среда, нравственное воспитание.

Наступивший XXI в. диктует учителям необходимость осваивать современные образовательные технологии, способствующие созданию условий для всестороннего развития личности обучаемого.

Риторика - учебная дисциплина, которая, как известно, помогает учащимся овладевать коммуникативной компетенцией, в частности умением общаться. От этого умения зависят успехи каждого человека и общества в целом. В преподавании риторики, предмета практической направленности, необходимо применять современные, сравнительно недавно вошедшие в школьную практику средства наглядности: материалы интернет-ресурсов и средств массовой коммуникации (теле-, радио-, видеоинформация и т. д.), использовать медиаобразовательные технологии.

В настоящее время термин «медиаобразование» активно вошел в парадигму понятийного аппарата образовательной системы (Ю. С. Анайкина, Л. М. Баженова, О. А. Баранов, И. А. Гвоздева, С. И. Гудилина, Л. С. Зазно-бина, А. А. Новикова, Л. Б. Постовая, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, И. В. Челышева и др.). Современными исследователями используются и такие языковые новообразования, как «медиакомпетентность» (О. А. Имано-ва, М. Ю. Хлызова), «медиаграмотность» (А. В. Федоров и другие), «медиакоммуникация» (Н. Луман), «медиакомму-никативная образованность» (Н. В. Змановская), «медиа-текст» (О. В. Бокова и др.), «медиадискурс» (О. В. Бусыгина, Л. В. Васильева, М. А. Банщикова и др.), «медиакульту-ра» (О. Л. Шор, О. В. Сергеева и др.), «медиасистема» (В. В. Петрова и др.), «медиаситуация» (А. А. Мелентьев и др.), «медиа-бизнес», «медиарынок», «интернет-медиа», «масс-медиа» (И. В. Волков, М. Е. Белый, В. В. Кихтан, М. С. Кардумян и др.), «медиатрансформация» (Е. И. Киселева), «медиаконвергенция» (Е. А. Баранова), «медиамен-тальность» (Н. В. Коновалова).

Yu. R. Zaika

Different issues are covered in the article such as usage of media educational technology at school, introduction of the term «media presentation» and its role in creating the communicative environment at rhetorical lessons.

Keywords: media educational technology, media presentation, rhetoric, the communicatively-speech environment, ethical education.

Остановимся на характеристике наиболее распространенного понятия - «медиаобразование». Медиаобразование (англ. Media education, от лат. media - средства) -новое направление в педагогике, изучающее «закономерности массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино и т. д.). Основные задачи медиаобразования -подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1, с. 555].

Медиаобразование определяется Л. С. Зазнобиной как подготовка «обучающихся к жизни в информатизиро-ванном пространстве путем усиления медиаобразова-тельной аспектности при изучении различных учебных дисциплин» [2, с. 63].

Медиаобразование дает возможность обучаемым использовать необходимую медиаинформацию, анализировать ее, интерпретировать и создавать тексты (в том числе и медиатексты), свободно выражая собственное мнение, что способствует развитию личности, увеличивает социальную интерактивность участников медиакоммуни-кации. Поэтому внедрение медиаобразовательных технологий в школьную практику является актуальным для формирования социально адаптированной личности, представляющей весь спектр возможностей и ресурсов информационного пространства и средств массовой информации и коммуникации.

Каким же образом медиаобразование способствует развитию познавательной творческой деятельности учащихся? Современные средства обучения на основе ме-диатехнологий обладают уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Значительно расширился круг наглядных средств, используемых на уроках. Наряду с

традиционными пособиями (таблицы, схемы, звукозаписи, кинофрагменты и т. д.) стали доступны новейшие компьютерные технологии: интерактивные таблицы, анимационные модели, презентации, обучающие программы. С развитием техники совершенствуется и качество наглядного материала. Он становится ярче, динамичнее, мультимедийные технологии позволяют использовать эффекты анимации, представлять модели в динамике. Таким образом, современные средства наглядности позволяют сделать учебный материал более доступным, интересным и увлекательным.

Работа в сфере медиаобразовательных и коммуникативных технологий как в начальных классах, так и в среднем и старшем звене обладает всеми наиболее характерными признаками, свойственными новым педагогическим технологиям. К ним, по мнению Г. К. Селевко, относятся интенсивная подача материала, активная позиция и высокая степень самостоятельности ученика, постоянная внутренняя обратная связь (самоконтроль и самокоррекция), диалогичность, проблемность [3].

Следуя требованиям к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), сформулированным в ФГОС, полагаем, что одной из основных целей использования медиа-образовательных технологий является создание на уроках коммуникативно-речевой среды. Понятие «коммуникативно-речевая среда» включает в себя не просто умение говорить и писать правильно в соответствии с нормами литературного языка, но и умение слушать собеседника, выражать собственное мнение, вступать в дискуссию, иначе говоря - эффективно общаться в разных коммуникативных ситуациях.

Система работы по созданию коммуникативно-речевой среды на уроках риторики опирается на развитие основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать), бегло, осмысленно и выразительно читать, грамотно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли в устной и письменной форме (умения говорить и писать). Не секрет, что наиболее ярко социальный характер человека раскрывается в процессе коммуникации. От того, насколько логично, точно и уместно по отношению к сложившейся речевой ситуации сформулирована коммуникантом мысль, зависит продуктивность процесса общения. Следовательно, коммуникативно-речевое умение излагать свои мысли, а именно создавать текст (устный и письменный), является не просто важным в жизнедеятельности людей, но и крайне необходимым.

Назовем некоторые медиаобразовательные ресурсы и технологии, способствующие созданию коммуникативно-речевой среды на уроках:

• работа с медиатекстом;

• использование видеофильмов, видеосюжетов, аудиозаписей;

• создание и использование анимаций и мультимедийных презентаций;

• создание видеогазет, репортажей и т. п.

На наш взгляд, на уроках риторики наиболее эффективными средствами создания коммуникативно-речевой среды будут являться такие медиаобразовательные технологии, как использование видеофильмов, видеосюжетов, аудиозаписей, а также создание и демонстрация анимаций и мультимедийных презентаций, при этом ведущим методом медиаобразования будет проблемный анализ конкретных речевых ситуаций с целью развития критического мышления обучаемых.

В условиях медиаобразования использование на уроках риторики разнообразных современных средств наглядности обусловливает необходимость ввести понятие «медианаглядность» и сформулировать его рабочее определение. Медианаглядность, на наш взгляд, - это новые в условиях медиаобразования, современные средства наглядности, использование которых будет способствовать более эффективному формированию у школьников коммуникативно-речевых умений, творческого и критического мышления, а также эмоционально-интеллектуального развития. С медианаглядностью в большей степени связана аудиовизуальная наглядность (по классификации Л. М. Зельмановой), которая прежде не предполагала современной динамической иллюстрации (анимации), мультимедийной презентации.

Итак, к «медианаглядности» мы относим прежде всего такие средства наглядности, как видеофрагмент, видеофильм, анимация (динамическая иллюстрация), мультимедийная презентация, аудиофрагмент. Остановимся подробнее на таких средствах медианаглядности, как анимация и мультимедийная презентация, которые недавно вошли в практику преподавания школьных дисциплин.

Анимация (динамическая иллюстрация) - это процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта. Анимация представляет неограниченные возможности по имитации ситуаций, поэтому важность использования данного средства наглядности на уроках риторики очевидна. Красочно оформленный иллюстративный учебный материал с элементами анимации и звуковым сопровождением облегчает восприятие учащимися учебного материала, способствует пониманию и запоминанию его, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулирует познавательную активность школьников.

Мультимедийная презентация - это представление учебного фрагмента не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Основное назначение мультимедийной презентации -организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной и слуховой памяти. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не меняется, однако мотивация учащихся к освоению нового увеличивается и несет большую познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешно-

сти обучения: творческая деятельность ученика немыслима без его интереса к получению новых знаний, без воображения и эмоций.

В связи с тем, что одной из главных задач учителя риторики является помочь обучаемым осмыслить речевую практику во всех ее формах, формирование умения создавать собственные тексты, медианаглядность способствует не только развитию этих умений, но и, что для нас принципиально важно, созданию на уроках коммуникативно-речевой среды. С этой целью с помощью медиана-глядности вводятся элементарные речеведческие понятия, сведения о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д. В процессе работы учащиеся осознают связь языка и действительности, языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни. Именно поэтому особую роль на уроках риторики играют те задачи и упражнения, которые развивают в учениках чувство уместности высказывания. Школьники чаще оказываются перед нравственным выбором: как поступить, что сказать в той или иной речевой ситуации. В качестве медианаглядности используются аудиозаписи (фрагменты сказок, рассказов, детских передач), видеозаписи (фрагменты мультфильмов, кинофильмов, выпусков детского киножурнала «Ералаш»), видеосюжеты (например, инсценировки различных речевых ситуаций, представленные юными актерами школьного театра). Анализируя поведение знакомых героев, школьники учатся строить собственное высказывание, выбирают ту или иную модель поведения в данной речевой ситуации, аргументируя свой выбор [4, с. 61].

Не менее важным является обучение школьников речевым жанрам, освоение нравственно-риторических идей, которые направлены на формирование позитивного отношения к миру, к людям, уважения к ним, воспитания доброжелательности, осмысления общечеловеческих ценностей (в частности, свободного владения родным языком). Медианаглядность стимулирует учащихся анализировать, оценивать общение и выявлять соответствие замыслу высказывания, следование правилам культуры речевого поведения; искать, отбирать, анализировать, оценивать, перерабатывать, обобщать, интерпретировать информацию; создавать речевые жанры, узнаваемые адресатом и отвечающие требованиям к ним; активизирует творческую деятельность.

Покажем на отдельных примерах, как медианаглядность (мультимедийная презентация, видеозаписи и видеосюжеты) способствует созданию коммуникативно-речевой среды на уроках риторики. Заметим, что учащиеся не только работают с подготовленными учителем мультимедийными презентациями и видеозаписями, но и сами создают презентации, видеосюжеты, иллюстрирующие разнообразные речевые ситуации, представляющие различные речевые жанры. Так, на уроке риторики в 6-м классе (тема «Когда молчание - золото?») используется видеофрагмент, подготовленный старшеклассниками. Разыгранная ими в обстановке школьного музея «Русь времен "Слова о полку Игореве"» ситуация обеда кре-

стьянской семьи помогла шестиклассникам определить, в какой обстановке проходит трапеза, намеренно или ненамеренно молчат герои1. Таким образом, создается коммуникативно-речевая среда, помогающая школьникам стать участниками конкретной речевой ситуации и заинтересованно вступить в диалог.

Включенные в урок риторики коммуникативные задачи стимулируют желание, потребность учащихся не только анализировать, но и предвидеть возможный результат собственных речевых поступков [5]. Перед учителем стоит задача - создать проблемную ситуацию, которая подготовит детей к анализу речевого поступка, поможет им сформировать собственное мнение о конкретной ситуации общения.

Для создания проблемной ситуации на уроке учитель дает учащимся такое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося и дается до объяснения усваиваемого материала. Подготовленность ученика к решению проблемной ситуации определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний - основная функция учебной проблемы. Однако следует учитывать, что выдвигаемая проблема должна быть доступной пониманию учащихся, посильной для решения, а формулировка проблемы должна их заинтересовать.

Исходя из вышеизложенного, задача учителя - подобрать к урокам риторики такие видеофрагменты, которые способствовали бы коммуникативно-речевому развитию и нравственному воспитанию личности. Так, на уроке риторики в 5-м классе на тему «Твой голос»2 учитель, обращаясь к видеофрагменту, предлагает учащимся проанализировать компоненты речевой ситуации, что позволяет им понять, в какой мере говорящему удалось выполнить свое коммуникативное намерение, был ли адресант адекватно понят адресатом, состоялось ли эффективное общение.

Обсуждая прямые и косвенные способы выражения речевого намерения, учитель предлагает ученикам посмотреть фрагмент из художественного фильма «Офицеры», где суворовец Ваня, внук генерала Трофимова, увлекшись прогулкой по зоопарку, опоздал из увольнительной и лишился права на следующий выходной. Герою удается сообщить бабушке, что он должен мыть полы. Свидетелем их разговора становится дед, который требует от внука отчета, и тот, стыдясь, чуть не плача, с трудом подбирает слова объяснения. И только после сурового замечания деда-генерала («Извольте вырабатывать командный голос!») Ваня, собравшись, кратко и четко рассказывает правду о своем проступке.

После просмотра фрагмента учащиеся сначала восстанавливают ситуацию общения (где происходило, кто

1 Урок учителя ГБОУ СОШ № 1825 И. В. Кухтинской.

2 Урок учителя ГБОУ СОШ № 1825 М. Э. Сафоновой.

участники, что сказано), а затем анализируют ее (Как следует понимать выражение «командный голос»? Опишите манеру речи, которую можно так назвать. У кого обычно бывают такие голоса? Каких личностных качеств мы, как правило, ожидаем от людей с «командными голосами»? Почему генерал Трофимов требует от внука вырабатывать командный голос? Разве причина его приезда в училище - проблемы Вани с голосом? И так далее).

Рассуждая таким образом, учащиеся приходят к выводу: генерал Трофимов хочет, чтобы его внук умел отвечать за свои поступки. Его речевое намерение - напомнить Ване о необходимости воспитывать в себе умение переносить трудности с мужской твердостью, по-военному. Объяснять это мальчику в данный момент, в присутствии других людей, - все равно что «читать нотацию». И мудрый генерал, по мнению пятиклассников, выражает свое намерение имплицитно, помогая внуку успокоиться, взять себя в руки и достойно понести наказание за проступок.

На примере подобных риторических анализов с использованием видеофрагментов ребята учатся критически относиться к речевым поступкам, различать в речевых ситуациях полутона, оттенки смыслов и чувств, понимают, что прямолинейность и безапелляционность не всегда являются нашими союзниками в общении.

Таким образом, медиаобразовательные технологии (использование видеофильмов, видеосюжетов, создание и использование мультимедийных презентаций, анимаций) являются эффективным средством формирования коммуникативно-речевой среды на уроках риторики. Ме-дианаглядность обеспечивает яркость впечатлений обучающихся, необходимый положительный эмоциональный фон, доступность, полноту и точность учебной информации, позволяет развивать внимание, память и воображение школьников, умение наблюдать, сравнивать, обоб-

щать и делать выводы. Важно, что у школьников присутствуют позитивные эмоции и положительная мотивация к

обучению в целом и урокам риторики в частности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рос. пед. энцикл.: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Больш. рос. энцикл., 1993. Т. 1.

2. Федоров А. В., Челышева И. В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей. Медиа-образование. 2007. № 2. С.52-86.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Нар. образ., 1998. 256 с.

4. Курцева З. И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования. М.: Изд-во МИОО, 2007. 127 с.

5. Курцева З. И. Речевой поступок в педагогическом общении. М.: Баласс, 2010. 224 с.

6. Заика Ю. Р. Аудиовизуальная наглядность как средство создания коммуникативно-речевой среды на уроках риторики // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Междунар. науч. конф. (1-3 февр. 2011 г.) / под ред. Ю. В. Щербининой, М. Р. Савовой. М.: МПГУ, 2011. 149-155 с.

7. Гудилина С. И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») // Образовательные технологии XXI века / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос. акад. образования, 2009. С. 7-21.

8. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмот-ность: учеб. пособие для вузов. Таганрог, 2004.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В БУРЯТИИ (обобщение опыта работы в период 1993-2011 гг.)

CHILDREN PRESS DEVELOPMENT IN BURYATIA DURING THE PERIOD OF 1993-2011

Л. Б. Доржиева

В статье изложены подходы успешного применения развития детской прессы как педагогического феномена, обладающего огромным образовательно-воспитательным потенциалом в развивающемся информационном обществе. Новизна и значимость статьи в том, что представлена авторская система детской прессы как особого социального института, выполняющего по отношению к обществу определенные функции.

Ключевые слова: детская пресса, процесс развития, информационное общество, совместное творчество, интеграция социальных институтов воспитания.

L. B. Dorzhieva

Approaches to successful use of children press development as a pedagogical phenomenon having great educational-bringing up potential in the developing informative society are given in the article. The author's system of children press having some definite functions in society is presented.

Keywords: children press, development process, informative society, joint activity, social upbringing institutes integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.