Научная статья на тему 'Медиакритика в современном образовательном пространстве'

Медиакритика в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1012
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКРИТИКА / ДИСКУРС / КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ / MEDIA CRITICISM / DISCOURSE / CONSTRUCTION OF REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильина Ольга Владимировна

Обосновывается необходимость введения курса медиакритики на факультете журналистики. Научная и методическая новизна предлагаемого курса заключается в сочетании дискурсивного и лингвокультурологического подходов. Предполагается, что изучение основ медиакритики позволит студентам выработать критический взгляд на содержание СМИ и понимание того, по каким правилам это содержание конструируется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Criticism in the Modern Education

The article deals with the media criticism as a special course at the Faculty of Journalism. The scientific and methodological novelty of the course is a combination of discourse-analysis and “language & culture” analysis. The author suggests that the study of the media criticism will enable students to develop a critical view of the media content and an understanding of typical media discourse practices.

Текст научной работы на тему «Медиакритика в современном образовательном пространстве»

гарантий, что цензура не будет введена вновь. Главной гарантией могло бы стать учреждение Общественного вещания и разгосударствление газет, но этого не произошло. Таким образом, цензура государства оказалась замененной цензурою собственника, а кроме того, государство по-прежнему влияет на медиа-сферу через государственную и коммунальную печать. Медиа-собственность так и не стала прозрачной, а антимонопольное законодательство так и не стало работать.

Украина переживает сложные времена своего становления. Украинские журналисты еще не пользуются правами и свободами, как их коллеги в цивилизованных странах. Идет период становления демократической прессы. Существование плюрализма мнений в украинских медиа не дополнены и не обеспечены независимостью газет и телерадиоорганизаций.

Таким образом, можно назвать несколько основных угроз свободе слова в Украине. Во-первых, это невозможность для медиа быть прибыльными, то есть экономически независимыми, во-вторых, убийства и избиения журналистов, в-третьих, судебные преследования, особенно по делам о защите чести и достоин-

ства, в-четвертых, административное давление (проверки и санкции со стороны налоговой инспекции, пожарной охраны и других служб). К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в Украине еще не существует таких важных составляющих для создания гражданского общества как свобода слова и независимые медиа.

Список литературы

1. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. 188 с.

2. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. М., 1998. 256 с.

3. Гелд, Д. Глобалізація / Антиглобалізація / Д. Гелд, Е. МакГрю. Киев, 2004. 180 с.

4. Емельянов, Г. В. Проблемы обеспечения безопасности информационного общества / Г. В. Емельянов, А. А. Стрельцов // Информац. общество. 1999. Вып. 2. С. 15-17.

5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000. 606 с.

6. Химанен, П. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель / П. Химанен, М. Кастелс. М., 2002. 224 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 243-248.

О. В. Ильина

МЕДИАКРИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Обосновывается необходимость введения курса медиакритики на факультете журналистики. Научная и методическая новизна предлагаемого курса заключается в сочетании дискурсивного и лингвокультурологического подходов. Предполагается, что изучение основ медиакритики позволит студентам выработать критический взгляд на содержание СМИ и понимание того, по каким правилам это содержание конструируется.

Ключевые слова: медиакритика, дискурс, конструирование реальности.

Развитие технических средств передачи В такой ситуации журналисты должны осоз-массовой информации, появление новых тех- навать ответственность, возложенную на них, и нологических возможностей сделало массме- должны уметь критически осмыслить свою про-диа мощным инструментом воздействия на фессиональную деятельность. Именно медиа-массовое сознание. Именно через СМИ человек критике сегодня отводится важная роль в осмыс-получает сегодня большую часть информации лении, оценке и совершенствовании профессио-

об окружающей действительности. Сформиро- нальных журналистских норм и ценностей. ванное таким образом представление о мире Традиционно выделяют три разновидности воспринимается человеком как реальность. медиакритики: академическую, профессио-

нальную и массовую1. Академическая медиакритика - это исследование массмедийных процессов, опирающееся на использование научных методов и приемов и адресованное как ученым, так и журналистам. Профессиональная медиакритика - это своего рода профессиональная рефлексия, журналистская самокритика, способствующая совершенствованию журналистского мастерства, осмыслению профессиональных норм и ценностей. Массовая медиакритика адресована широкой аудитории и может рассматриваться в рамках медиаобразования общества. Такого рода журналистские критические тексты должны просвещать читателя, зрителя, слушателя, должны помогать человеку самостоятельно интерпретировать медиатексты, «выбирать наиболее подходящие каналы и форматы коммуникации, осуществляя тем самым на практике право на свободу самовыражения и информацию»2.

Медиакритика, как и литературная, театральная критика, кинокритика, может быть рассмотрена в рамках более широкого понятия - критики в целом. Пограничный характер критики, ее положение между историей и философией, наукой и публицистикой, наукой и искусством подчеркивают многие исследо-ватели3. Известный российский ученый и телекритик Анри Вартанов писал, что «критика и средства массовой коммуникации (СМК) находятся в тесной связи друг с другом»4. Мы рассматриваем медиакритику как часть публицистики и как часть профессиональной деятельности журналистов. Однако мы осознаем научно-публицистическую природу любой критики и понимаем, что качественные материалы журналистов с их яркой публицистичностью со временем могут стать частью научного знания.

В данной статье нам бы хотелось рассмотреть возможность включения медиакритики в образовательный процесс на факультете журналистики. На наш взгляд, курс медиакритики может объединить в себе все три вида критики. При этом в основе курса должно лежать обучение мастерству профессиональной медиакритики, которая способствует «самопознанию медиасообществ и развитию внутрикорпоративной самокритики, совершенствованию мастерства творческих работников СМИ и постоянному пересмотру и развитию критериев и норм их профессиональной деятельности в соответствии с развивающимися общественными потребностями»5. Однако обучение должно проводиться с опорой на труды представителей

академической медиакритики, а полученные в процессе обучения знания, умения и навыки могут быть использованы и при написании критических текстов для массовой аудитории.

Круг вопросов, которые могут обсуждаться в курсе медиакритики, невероятно широк. Это разнообразные нарушения работниками СМИ требований профессионализма и этических норм, а также спорные вопросы профессиональной этики: использование вымышленных сюжетов и подставных персонажей, эксплуатация тем секса, насилия и человеческих страданий, публикация скрытой рекламы, подготовка заказных материалов, проблема внутренней цензуры в СМИ и самоцензуры журналистов и многое другое5. Однако проблематика может быть сужена с учетом специфики текущего момента, актуальности тех или иных проблем журналистской профессии, а также с учетом применяемых научных методов и подходов.

Так, на факультете журналистики Уральского федерального университета разработан курс лекций, семинарских и практических занятий, посвященный вопросам конструирования реальности в СМИ.

Цель данной дисциплины - выработать у студентов факультета журналистики профессиональное критическое мышление, критический взгляд на содержание СМИ и понимание того, по каким правилам это содержание конструируется.

В рамках описываемого курса реализуются лингвокультурологический и дискурсивный подходы, для решения отдельных задач используются также идеи и методы стилистического анализа. Объединение дискурсивного и лингвокультурологического подходов определяет научную и методическую новизну курса. Дискурсивный подход позволяет выявить типичные журналистские практики конструирования реальности в СМИ. Метод дискурсивного анализа дает возможность сопоставить типичные способы работы журналистов с информацией и источниками информации и то, как создаются и структурируются смыслы в журналистском тексте, а метод лингвокультурологической интерпретации позволяет описать систему ценностей определенного лингвокультурного сообщества через факты ее отражения в языке СМИ.

На занятиях со студентами не только анализируются случаи необъективного, искаженного конструирования реальности, случаи отступления от профессионализма, но и форму-

лируются правила профессии. Согласно внутренней логике журналистского дискурса (правилам профессии), журналисты ищут новости, значимые для СМИ информационные поводы, а затем стремятся объяснить происшедшие события своей аудитории. И на процесс поиска событий, и на использование разных объяснительных моделей неизбежно влияют идеология, мифология, стереотипы мышления, редакционная политика, формат СМИ и др. Как подчеркивают теоретики журналистики, «популярная... “метафора зеркала”, предполагающая, что новости отражают реальность так же непроизвольно, полно и точно, как зеркало - облик того, кто в него смотрится, оценивается. как профессиональный самообман, которым телевизионные журналисты тешатся в свободное от работы время»6.

Согласно концепции Э. В. Чепкиной, выбор и описание объекта, которому придается статус события или персонажа журналистского текста, и есть «конструирование действитель-ности»7. Соответственно, анализируя конструирование события либо образа персонажа в СМИ, мы используем следующую схему:

- правила выявления объектов;

- правила именования объектов;

- правила описания объектов (приписывания им определенных признаков)7.

Говоря о событии, мы обращаемся к теории повестки дня и рассматриваем правила выбора события, то есть то, какой факт может стать значимым для СМИ и почему. Затем мы изучаем и обсуждаем правила именования и описания события, прежде всего обращая внимание на речевые средства.

Объектом внимания для журналистов, как правило, становятся социально значимые, масштабные события, интересные большей части аудитории. Журналистов также привлекают события, в которых есть конфликт, драматизм, новизна и сенсационность. Практически всегда попадают в повестку дня «вечные темы» (война, выборы, наркомания) и темы, к которым журналисты вынуждены обращаться сезонно или периодически.

Рассматривая конструирование образа персонажа, мы также анализируем практики выбора персонажа, его именования и описания. Персонажами журналистских текстов, как правило, становятся:

- действующие лица событий;

- известные личности (политики, писатели, звезды шоу-бизнеса), обращение к которым

может быть связано с переменами в их жизни, с их участием в масштабном событии (например, в выборах) либо просто с их известностью;

- «простые люди», на примере которых демонстрируются социальные процессы8.

Для номинации персонажей используются имена собственные и имена-характеризато-ры. Характеризующие номинации персонажа обычно указывают на те его социальные качества, которые релевантны для вписывания этих персонажей в смысловой порядок9. Например, при освещении грузино-осетинского конфликта 2008 г. российские СМИ называли грузинских военнослужащих преступниками, а российских военнослужащих - миротворцами: «Наш коллега из “Комсомольской правды” Александр Коц, раненный во время командировки в Южную Осетию, подтвердил: грузинские военнослужащие добивали раненых российских миротворцев» («Российская газета». 2008. 12 авг.).

Мы рассматриваем специфику картины реальности и правил ее конструирования в разных типах СМИ: качественных и массовых, федеральных и региональных.

Покажем, как работает описанная выше методика, на примере анализа практик конструирования религиозного события в СМИ. Рассмотрим практики конструирования праздника Курбан-байрам в качественной (газеты «Известия», «Коммерсантъ» (далее - Ъ), «Независимая газета») и в массовой прессе (газеты «Аргументы и факты» (далее - АиФ), «Комсомольская правда» (далее - КП), «Московский комсомолец» (далее - МК)). Согласно дискурсивно-стилистическому подходу качественная пресса рассчитана на общественную элиту, освещает проблемы политики, экономики, социальной и культурной жизни, соблюдает высокие требования к качеству информации, отличается серьезностью и глубиной анализа, строгим оформлением. Массовая пресса адресована широкой аудитории, отличается меньшей глубиной анализа, упрощением языка и стиля, интересом к частной жизни и сенсациям10.

Практики отбора события. Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.) - это мусульманский праздник жертвоприношения, который отмечается в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря.

И в качественной, и в массовой прессе к празднику Курбан-байрам всегда обращаются преимущественно как к новости: накануне праздника или сразу после праздника. Данное событие обладает так называемой календарной

актуальностью11. Помимо непосредственной, календарной актуальности и новизны на выбор праздника Курбан-байрам в качестве события СМИ влияют и такие факторы, как массовость события, особая культурная значимость, участие в празднике известного лица. Так, массовость события обозначена в следующих фрагментах: «На Курбан-байрам у Соборной мечети ожидается около 100 тыс. мусульман» («Известия». 2 нояб. 2011); «Тысячи мусульман совершают молитву в честь Курбан-байрама» («МК». 26 окт. 2012). Высказывание известного лица также становится важным фактором отбора события для СМИ: «С праздником мусульман поздравил сегодня президент Дмитрий Медведев: “Этот древний праздник обращает верующих к духовным истокам ислама. Прививает уважительное отношение к общим для всех мировых религий высоким нравственным и гуманистическим идеалам: добру, милосердию и справедливости...”» («Известия». 6 нояб. 2011).

Интересно, что в массовой прессе важным является и фактор сенсационности, необычности. Например: «Курбан-байрам отметили стрельбой» («КП». 23 нояб. 2010); «Мусульмане помолятся возле физкультурного комплекса» («КП». 27 авг. 2011).

Практики наименования праздника Курбан-байрам. Преобладают следующие номинации события: «праздник Курбан-байрам», «мусульманский праздник», «праздник жертвоприношения», «древний праздник», «исламский праздник окончания хаджа», «великий праздник». Курбан-байрам в материалах качественной прессы именуется либо нейтрально, либо в высокой тональности, соответствующей религиозной тематике. Высокая тональность создается преимущественно при цитировании поздравлений от официальных лиц. Например: «Позвольте мне сердечно поздравить всех верующих с этим великим праздником!» («Известия». 16 нояб. 2010). В массовой прессе нам встретилась номинация «чужой праздник», формирующая оппозицию «свои - чужие».

Отдельно выделим парадигму имен-характеристик события и его составляющих: «зрелище», «кровавое зрелище», «ритуальное убийство животных», «ритуальное заклание баранов», «публичная резня животных», «провокация». Многие из этих номинаций носят негативно-оценочный либо иронический характер и чаще встречаются в массовой прессе. Например: «Они приходят со своим укладом, со своими законами, со своими баранами. Начало

публичной резне животных положило распоряжение Лужкова, которое разрешало проведение в Москве двух праздников - Ураза-байрам и Курбан-байрам» (Из цитаты Сергея Абельце-ва, члена комитета ГД по безопасности. АиФ. 24 нояб. 2010). Хотя не чужда негативно-оценочная лексика и качественной прессе. Так, лексему «убийство» для номинации ритуального жертвоприношения активно использует и качественная газета «Коммерсантъ»: «За обрядовое убийство барана предлагают 15 суток» («Ъ». 29 нояб. 2011).

Практики описания праздника Курбан-байрам. При описании событие может быть встроено в хронологический ряд с помощью указаний на его предысторию и последствия и на прогнозы дальнейшего развития ситуации12. Например: «Резать баранов в черте Москвы в 2010 году запретил мэр Сергей Собянин, после того как к нему с открытым письмом обратились деятели культуры. Их возмутило, что “многие москвичи, в том числе и дети” вынуждены наблюдать, как животных “убивают и разделывают непосредственно вблизи грузовиков... тут же развешивают забрызганные кровью туши”. Мусульмане же считают принесение в жертву животного в Курбан-байрам одним из важнейших обрядов религии: он символизирует жертвоприношение пророка Ибрахима, которому Аллах ради испытания повелел убить собственного сына, а когда тот приготовился сделать это, дал ему в качестве замены барана» (Баранов к Курбан-байраму начали покупать через интернет // «Известия». 24 окт. 2012). Более объемную, полную, достоверную картину события позволяет сформировать представление разных точек зрения в публикации. Приведем еще пример: «По словам председателя Союза православных братств Леонида Симоновича-Никшича, уличная трансляция мусульманских богослужений вызовет раздражение у православных. Однако с ним не согласен руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский: “Если люди не помещаются в храм, то трансляция - необходимость. Это не повредит межконфессиональным отношениям”» («Ъ». 16 авг. 2010). Слово дают и самим участникам праздника, простым мусульманам: «В такой праздник не должно быть места грубости и насилию, - говорит пришедший к мечети молодой человек Эльдар, - все ведут себя очень вежливо, никто не толкается» («МК». 17 нояб. 2010).

В массовой прессе нередко конструируется противопоставление «свои» - «чужие». В материале «Одним - Курбан-байрам, другим -тарарам.» оппозиция задается уже в заголовке, а в самом тексте в подробностях описаны негативные действия мусульман: «Некоторые празднующие оправились на Тверскую и... били стекла бутиков. Просто так, от молодецкой удали» («КП». 18 нояб. 2010). Оппозиция «мусульмане - православные» часто смешивается с оппозицией «местные жители - мигранты», причем активнее всего это происходит в текстах о Москве. В результате мы получаем парадоксальные противопоставления, типа «мусульмане - москвичи»: «Почему мусульманские праздники каждый раз доставляют москвичам столько неудобств?» («КП». 18 нояб. 2010).

Важным фактором, влияющим на формирование негативного образа мусульманского праздника, является приписывание мусульманам негативно оцениваемых действий: «Общество давно уже делится на своих - местных и чужих - пришлых. Не замечает этого только власть. В минувшую пятницу в Москве на площади трех вокзалов 13 выходцев с Кавказа устроили пляски и стрельбу из оружия. На днях столица наблюдала 70-тысячную молитву практически в центре города на праздник Курбан-байрам. Почему они едут к нам и устраивают здесь свои порядки? А еще грабят, насилуют и убивают, потому что работы не хватает и денег не платят?» («АиФ». 24 нояб. 2010). В тексте выстраивается оппозиция «мы (свои, местные, столица) - они (чужие, пришлые, выходцы с Кавказа)». «Чужим», как целостной, нераздельной группе лиц, приписывается совершение противоправных действий (грабят, насилуют, убивают), происходит сверхобобщение, и в этот общий негативно-оценочный контекст включен и праздник Курбан-байрам.

Но и в массовой, и в качественной прессе есть тексты, свидетельствующие о готовности принять «другого» и подать праздник Курбан-байрам в нейтральном или позитивном контексте: «В понедельник, за день до праздника, около Соборной мечети мало людей. Но видно, что все готовятся к предстоящему празднеству. На стенах висят поздравительные плакаты от Совета муфтиев России. Рядом с ними объявления о продаже традиционной баранины. <...> Рабочие спешно доделывают временный молельный дом. <...> Это лучше, нежели мокрый асфальт на улице» («МК». 16 нояб. 2010).

Можно сделать вывод, что характер практик конструирования события в СМИ частично зависит от типа издания. Установка массовой прессы на сенсационность и развлекательность, действительно, ведет к конфликтной, негативной подаче «другого» и, следовательно, к скандальному конструированию события Курбан-байрам. Такие практики работы журналистов могут стать фактором социальной конфликтности. Качественная пресса отличается большей сдержанностью в оценках события, более последовательно представляет разные точки зрения на проблему. Однако функция социальной оценочности журналистики, ее воздействующая функция не позволяют журналистам всегда сохранять нейтральную тональность.

Таким образом, развитие профессионального критического мышления, развитие навыков критического анализа своих и чужих текстов и практик работы журналистов с информацией - это важные задачи журналистского образования. Предлагаемый курс медиакритики позволит обучить студентов правилам поиска новой актуальной информации и вписывания этой информации в известный социальный порядок с помощью речевых приемов и средств. В рамках курса студенты научатся повышать свою квалификацию и мастерство, осмысливать свой социальный и профессиональный опыт, изучат основные требования, предъявляемые к информации в СМИ - точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения. Все это объясняет необходимость включения медиакритики в образовательный процесс на факультетах журналистики.

Примечания

1 См.: Короченский, А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2003. 40 с.

2 Короченский, А. П. Медиакритика и система медиаобразования // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. Таганрог, 2009. С. 58-69.

3 См.: Борев, Ю. Б. Эстетика. М., 2005. 829 с.; Зись, А. Я. Художественная критика и искусствознание // Методологические проблемы художественной критики / отв. ред. А. Я. Зись. М., 1987. С. 3-40.

4 Вартанов, Ан. Критика и средства массовой коммуникации // Методологические проблемы

художественной критики / отв. ред. А. Я. Зись. М., 1987. С. 295.

5 Короченский, А. П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистских сообществ. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. М., 2004. С. 209-225.

6 Дьякова, Е. Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. Екатеринбург, 1999. 186 с.

7 Чепкина, Э. В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000). Екатеринбург, 2000. С. 103

8 Чепкина, Э. В. Указ. соч. С. 135-138; Ильина, О. В. Практики конструирования образа персонажа в прессе: между тождественностью и самостью // Изв. Урал. федерал. ун-та. 2012. № 2 (101). Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. С. 62.

9 Чепкина, Э. В. Указ. соч. С. 135.

10 Майданова, Л. М. Медиатекст в идеологическом контексте / Л. М. Майданова, Э. В. Чеп-кина. Екатеринбург, 2011. С. 14-21.

11 См.: Колесниченко, А. В. Практическая журналистика : учеб. пособие. М., 2010. С. 24.

12 Чепкина, Э. В. Указ. соч. С. 122.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 248-254.

Ю. А. Ильичева

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИЕЙ (на примере Рязанской области)

Ставится проблема использования мобилизационных технологий региональной оппозицией и их влияния на медиабезопасность в Рязанской области. Тема является актуальной в связи с ростом протестного движения как в стране в целом, так и в Рязани в частности. Автор предлагает варианты решения проблемы, сводящиеся к практике взаимодействия оппозиции и власти.

Ключевые слова: медиабезопасность, мобилизационные технологии, региональная оппозиция, оппозиционная пресса, методы воздействия, речевая манипуляция.

В условиях демократии оппозиция составляет важную часть политического процесса. Используя различные методы, средства и инструменты, она организованно выражает несогласие с политикой правительства или отдельными ее аспектами. В качестве оппозиции могут выступать элитные группы, группы давления, а также массовые акторы - различные социальные и профессиональные группы. По мнению исследователя данной проблемы С. А. Сергеева, «субстратом, основой для политической оппозиции является широкий спектр эмоций, установок, ценностей и взглядов, в большей или меньшей степени отрицающих эмоции, установки, ценности и взгляды, предлагаемые и культивируемые властью. Поэтому исследователь оппозиции не может игнорировать социальные движения, тем более про-

тестного характера, особенно в условиях, когда функционирование политической оппозиции в партийной форме затруднено или блокировано» [8].

Протестное движение ненасильственного характера является наиболее распространенным и приемлемым для общества и выражается в ходе митингов, шествий, пикетов, забастовок, а также различных акций гражданского неповиновения (блокирование транспортных коммуникаций и официальных учреждений, различные символические акции). Все это является результатом мобилизационных технологий, которые использует оппозиция, чтобы побудить общество к взаимодействию с властью.

Мобилизационные технологии как средство «терапии» определенного социума используются в различных сферах человеческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.