Научная статья на тему 'Творческий портрет медиакритика Ю. А. Богомолова'

Творческий портрет медиакритика Ю. А. Богомолова Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
736
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКРИТИКА / СИНТЕЗ / МЕДИАТЕКСТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КИНЕМАТОГРАФ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышев К.А.

Статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования. Автором рассматриваются основные направления творчества известного российского медиакритика, телевизионного обозревателя и киноведа Ю.А. Богомолова, выявляется значение изучения опыта медиакритиков в современном медиаобразовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий портрет медиакритика Ю. А. Богомолова»

A

Проблемы медиакультуры

Творческий портрет медиакритика Ю.А. Богомолова *

К.А. Челышев, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, филиал Ростовского государственного экономического

университета

Аннотация. Статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования. Автором рассматриваются основные направления творчества известного российского медиакритика, телевизионного обозревателя и киноведа Ю.А. Богомолова, выявляется значение изучения опыта медиакритиков в современном медиаобразовательном процессе.

Ключевые слова. Медиаобразование, медиакритика, синтез, медиатекст, телевидение, кинематограф.

Annotation. The article is devoted to the practical implementation of the synthesis of media criticism and media education. The author considers the main directions of creativity of the famous Russian media criticism, television and film expert Y. Bogomolov columnist, revealed the importance of studying the experience of critics' community in the modern media education.

Keywords. Media education, media criticism, synthesis, media texts, television, cinema.

* исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014) в НОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики». Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».

В современном мире практически каждый человек — телезритель. Телевидение вошло в жизнь, превратившись для многих поколений, уже ставших взрослыми, одним из главных источников информации, важным

Creative portrait of media critic Yury Bogomolov

Kirill Chelyshev, Anton Chekhov Taganrog Institute

средство развлечения, образования, досуга. Наряду с интернетом, ТВ и сейчас продолжает оставаться одним из самых популярных медиа для людей всего мира. Одновременно, по свидетельству Р.П. Баканова, в последние годы в российских СМИ существенно увеличивается и «информационный поток о масс-медиа. Согласно различным социологическим исследованиям, печать по сравнению с ТВ в предпочтениях аудитории постепенно отошла на второй план. Продолжается взаимопроникновение, конвергенция печати и телевидения. В современной российской журналистике медийная критика, используя опыт зарубежных стран, может стать одной из форм не только саморегулирования журналистского сообщества, но и дает возможность аудитории право озвучивать и отстаивать собственные интересы в отношении СМИ. Согласно различным социологическим исследованиям, печать по сравнению с ТВ в предпочтениях аудитории постепенно отошла на второй план. Продолжается взаимопроникновение, конвергенция печати и телевидения. В современной российской журналистике медийная критика, используя опыт зарубежных стран, может стать одной из форм не только саморегулирования журналистского сообщества, но и дает возможность аудитории право озвучивать и отстаивать собственные интересы в отношении СМИ» [Баканов, 2007, с.3].

В этой связи роль трудно переоценить роль медиакритики в жизни современного социума. Выполняя целый ряд взаимосвязанных функций, среди которых — информационно-коммуникативная, познавательная, регулятивная, коррекционная, социально-организаторская, просветительская, коммерческая, медийная критика, по свидетельству А.П.Короченского, представляет собой «единый комплексный, системный феномен. В современных условиях усиливается взаимовлияние и взаимозависимость разнородных средств массовой информации, которые действуют в системе, образуют единый социальный институт» [Короченский, 2003]. А.П. Короченским были выделены три вида медиакритики:

1) академическая, представленная в научных докладах и выступлениях на научных конференций, в сборниках и альманахах. Среди основных изданий данного вида — Вестник МГУ (серия «Журналистика»), периодические печатные издания — журналы «Медиатренды» (Москва), «Журналистика и культура речи» (Москва), альманах «Акценты. Новое в массовой коммуникации» (Воронеж). На страницах данных изданий публикуются результаты исследований филологов, социологов, лингвистов, психологов, политологов и т.п.;

2) внутрикорпоративная или «внутрицеховая», представленная целым рядом профессиональных изданий: «Журналист», «Журналистика и медиарынок», «Медиапрофи», «СреDа». Авторами материалов здесь

выступают, преимущественно, профессиональные журналисты или искусствоведы;

3) массовая медиакритика в многочисленных газетах и журналах. Сюда относятся такие популярные в нашей стране издания, как «Литературная газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Коммерсант» и др. На страницах этих изданий публикуются материалы журналистов, медиакритиков, искусствоведов и т.п.

Безусловно, обращение к проблемам медиакритики трудно представить себе без изучения творчества известных журналистов, медиакритиков, кинокритиков, посвятивших этой области свое творчество. Один из самых известных специалистов данной области в нашей стране — Юрий Александрович Богомолов.

Ю.А. Богомолов учился на киноведческом факультете ВГИКа в мастерской А. Грошева, который закончил в 1965 году. Еще будучи студентом, начал издавать свои первые работы по кинематографической тематике. Успешно защитил диссертационное исследование по искусствоведению в 1970-х годах, работал научным сотрудником Госфильмофонда СССР, заведовал отделом теории и истории журнала «Искусство кино». С 1971 Ю.Богомолов работал в качестве старшего научного сотрудника Института истории искусств (институт искусствознания).

Ю.А.Богомолов внес существенный вклад в развитие отечественной медиакритики. Им написан целый ряд книг по тематике теории и истории кинематографа. Среди них — издания, посвященные Иосифу Хейфицу [Богомолов, 1984], Михаилу Швейцеру [Богомолов, 1987], Роману Балаяну [Богомолов, 1988], Петру Тодоровскому [Богомолов, 1989], Михаилу Калатозову [Богомолов, 1989], Андрею Михалкову-Кончаловскому [Богомолов, 1990] и другим известным деятелям кинематографического искусства.

Предметом изучения в творчестве Юрия Александровича были и аспекты, связанные с проблемными вопросами медиакультуры, медиатекстов и их авторов [Богомолов, 1988], мифологии в искусстве [Богомолов, 1990] и т.п. К примеру, еще в 80-х годах ХХ столетия, «на очередном витке бесконечной дискуссии об экранизации и праве кинематографа на свободный жест по отношению к классическому тексту, Юрий Богомолов выступил на страницах журнала «Искусство кино» с фундаментальной статьей «Как накренить фразу?». И эта статья памятна до сих пор: Ю. Богомолов придал недостающую основательность спору «охранителей» с «волюнтаристами», предложив принципиально иной уровень ученого разговора и исследовав феномен интерпретации как средства выживания культуры, как

необходимого условия ее, культуры, развития, роста и обогащения. Всякое произведение, по Ю. Богомолову, не только заинтересовано, но даже кровно нуждается в новых и новых перетолкованиях» [Энциклопедия, 2011]. И центральное место в этом процессе, по его мнению, занимает автор. По свидетельству М. Трофименкова, автор (в том числе - и кинокритик) для Ю.А. Богомолова выделяется в качестве ключевого персонажа медиапроизведения, неотделимого «от своих фильмов и героев» [Трофименков, 2011].

На протяжении многих лет центральные темы творчества Ю.А. Богомолова — кинематограф, театр, телевидение. В частности, в 1990-х в числе основных направлений работы медиакритика становится телевидение как средство массовой коммуникации, вопросы его становления и развития как одного из важных гражданских институтов. Ю.А. Богомолов рецензирует телевизионные передачи, выявляет их основные тенденции, «предпринимает попытки спрогнозировать ситуацию в развитии отечественного телевидения на несколько месяцев вперед» [Баканов, 2011].

В 1990-е годы, сопровождавшиеся социальными и политическими преобразованиями в России и, одновременно - бурным развитием новых информационных технологий, предопределили трансформационные процессы в подходах к профессиональной медиакритике, способствовали развитию новых направлений и жанров медиажурналистики, подходов к «критико-журналистскому анализу, интерпретации и оценке явлений и процессов в медийной сфере» [Короченский, 2003].

По мнению А.П.Короченского активизация медиакритической деятельности на рубеже ХХ и XXI веков была связана с процессом «пересмотра представлений о характере связи средств массовой информации с аудиторией и обществом в целом, об их редакционной политике, о жанровых формах, тематическом спектре и стиле медийных произведений и характере их презентации в СМИ, о схемах управления печатной и электронной прессой и её финансирования»[Короченский, 2003].

Юрий Александрович Богомолов имеет многолетний опыт телевизионного обозревателя. Начиная с 1993 года его телевизионные обозрения регулярно выходили в «Московских новостях». Р.П. Баканов, характеризуя данный период творчества Ю. Богомолова, выделяет следующие ключевые аспекты, составляющие художественное своеобразие творчества известного медиакритика:

- активное использование средств художественной выразительности: сравнения и метафоры. «Данные приемы», — как считает Р. Баканов, «позволяют в некоторой степени упростить восприятие информации

читателем, а также обогатить ее эмоционально и таким образом воздействовать на аудиторию» [Баканов, 2011];

- четкая постановка проблемы: «большинство материалов содержит в себе несколько проблем, выявленных автором в деятельности российского телевидения. Среди них, можно выделить структуру: главной является только одна проблема, остальные лишь дополняют ее и являются второстепенными. Они выявляются телеобозревателем в результате исследования главной проблемной ситуации» [Баканов, 2011];

- аргументация оценочной позиции. «Как правило, каждый тезис, предложенный в материале, не остается без доказательств. При этом телеобозреватель в аналитических материалах не ограничивается однозначной оценкой освещаемой ситуации. Он рассказывает не только о негативных, но и о позитивных моментах в деятельности телевидения» [Баканов, 2011];

- субъективность взгляда на телевизионный репертуар. Значительное количество ТВ-обозрений выявляет негативные тенденции в деятельности телевидения. Много материалов, в которых соединяется деятельность телевидения и политика [Баканов, 2011];

- народный фольклор и ссылки на классические произведения. По мнению Р.П. Баканова, «анекдоты, притчи, басни, пословицы помогают телеобозревателю создать образы героев публикаций. В подобных материалах портреты получились, в основном, с элементами иронии и с негативной оценкой» [Баканов, 2011].

В конце 1990-х Юрий Александрович был назначен заведующим отделом культуры газеты «Известия», который возглавлял вплоть до 2004 года. Представляя анализ этапа сотрудничества известного российского кинокритика с газетой «Известия» в 1998-1999 гг., Р.П. Баканов отмечает доминирующую аналитическую составляющую материалов Ю.А. Богомолова.

Основные темы творчества Ю.А. Богомолова в данный период -политика в медиасфере, финансовое положение ТВ и другие актуальные проблемы, требовавшие не только четкой постановки проблемы, но и оперативного освещения. Причем, «в отличие от стиля публикаций телеобозревателя в «Московских новостях», в «Известиях» мы отмечаем усиление экспрессии в работах Ю. Богомолова. В значительном их числе предпринята попытка не только проанализировать сложившуюся ситуацию, определить и представить читателям главных игроков в этом сегменте рынка медиа, но и спрогнозировать-моделировать ситуацию к дате выборов» [Баканов, 2011].

С 2004 Ю.А. Богомолов становится телеобозревателем «Российской газеты», еще через год — сотрудником РИА Новости. Пожалуй, трудно назвать центральные издания, так или иначе связанные с проблемами экранных искусств, в которых бы не было репортажей, очерков, статей Ю.А. Богомолова. Его материалы публиковались в газетах «Советская культура», «Литературная газета», «Московские новости», журналах «Искусство кино», «Советский экран», «Киноведческие записки», «Сеанс» и др.

За многолетний труд и вклад в развитие российскую кинематографию, медиакритику и образование во второй половине двухтысячных годов Ю.А. Богомолов был удостоен двух крупных премий в области медиасферы. В 2006 — награжден Премией «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России «За честь и достоинство», в 2008 году — Премией «Ника» «За вклад в кинематографические науки, критику и образование».

Опыт медиакритика Ю.Богомолова представляет особую ценность для молодых современных журналистов. Например, развёрнутую характеристику стилистических особенностей творчества Ю.А. Богомолова представил в ряде своих работ Р.П. Баканов [Баканов, 2001, 2007]. Он отмечает, что этого медиакритика волнуют не только темы современного телевидения, но и проблемы политики, социальной сферы и т.п. Эти вопросы неоднократно поднимаются Ю.А. Богомоловым в прессе и на телевидении, таким образом, «многие телевизионные обозрения расширяют свои границы и порой принимают черты актуального комментария к определенным (как правило, спорным) ситуациям ТВ-деятельности» [Баканов, 2007].

В результате проведенного контент-анализа Р.П. Бакановым было выявлено две основные группы критериев анализа телевизионных передач: к первой группе отнесены критерии, выявляющие творческий уровень федерального телевидения, а ко второй — критерии, определяющие принципы функционирования телевидения как социального явления. Подчеркивая практическую значимость изучения творчества Ю. Богомолова, автор статьи выявляет возможности использования данных критериев в современной телевизионной критике.

Статьи и обзоры Ю.А. Богомолова обращены к самым разным группам зрителей и читателей. Большинство его телевизионных обзоров нацелено на массовую аудиторию. В то же время, глубокие профессиональные знания актуализируют интерес к представленным материалам профессионалов медийной сферы, медиапедагогов, медийных исследователей и т.п. «Ю.Богомолов - кинокритик, поэтому многие его телеобозрения представляют собой не только краткий пересказ программ, но и отдельные мини-рецензии на портреты героев телепередач» [Баканов, 2011].

Наверняка, оценка того, что видят на телевизионных экранах миллионы телезрителей - дело трудное. Здесь нужен высокий профессионализм, глубокие знания. Описание событий, происходящих в медийном мире, тесно переплетаются в творчестве Ю. Богомолова с освещением политических, социальных, нравственных проблем современного общества. Говоря словами Ю.А.Богомолова, «интерес каждого серьезного художника обусловлен процессами, происходящими в современной ему духовной и социально-исторической практике» [Богомолов, 1986]. Этим обусловлена обширная тематика в творчестве медиакритика, четкое обозначение собственной авторской позиции. Об этом свидетельствуют многочисленные «публикации-отзывы на фильмы и публицистические передачи, тематические обзоры телерепертуара минувшей недели, корреспонденции и комментарии к некоторым проектам» [Баканов, 2011].

Жанры, в которых работает Ю.А.Богомолов, многообразны. Это и статьи, и очерки, и кино/телеобозрения, и, рецензии, и творческие портреты, и интервью, и репортажи. «Автор работает как в аналитических (телеобозрение, комментарии, мини-рецензии), так и в информационных жанрах (заметка и интервью)» [Баканов, 2007].

В стиле медиакритика сплетаются ирония и юмор, глубокие знания и философский взгляд на происходящее на экране и в жизни. В статьях используются такие художественные выразительные средства как сравнения и метафоры. М. Трофименков пишет о творческом стиле Ю.А.Богомолова так: «Блистательный критик, одержимый классификационной страстью историк, устало-ироничный телевизионный обозреватель — в одном лице. Объединяет эти ипостаси авторский стиль, восходящий одновременно к критике двадцатых и шестидесятых годов. Телеграфно-лаконичный, отрывочный, «киногеничный», порой — как в книге о Михаиле Калатозове — созвучный поэтике режиссера» [Трофименков, 2001].

О. Кабанова, характеризуя «Хронику пикирующего телевидения» — сборник публикаций Юрия Богомолова, констатирует: «Телекритик — профессия редкая, но чрезвычайно нужная. Телевидение за последние годы превратилось в государство в государстве, причем абсолютно самодостаточное: оно само для себя создает телепродукт, само себя рекламирует (одни передачи в других), само себе ежегодно выдает награды на ТЭФИ и добывает многомиллионные бюджеты для безбедного проживания. Кроме рейтинга для телевидения, кажется, нет судей, но и с рейтингом можно «договориться», вычислить его. Против всесильной машины такой мультиканальной телеимперии один человек — не воин. И чтобы его критика не была дробинкой, с комической важностью, пущенной в слоновью броню телеэфира, она должна иметь какие-то особые собственные

качества.... У богомоловских телеколонок — свой фирменный стиль. Два-три события теленедели связываются между собой обнаруженными параллелями, из этих связей рождается главная тема, для понимания того, что она не сегодня возникла, приводятся соответственные цитаты из классиков. Еще Богомолов любит поделиться услышанным анекдотом, простительная слабость для интеллигента советского происхождения [Кабанова, 2004].

Анализ работ профессиональных медиакритиков, в том числе - и Ю.А.Богомолова, все более активно используются на занятиях по медиаобразованию. Включение медиакритического компонента в содержательную структуру медиаобразования нацелено на решение основных задач медиапедагогики: получение аудиторией новых знаний по теории и истории медиа и медиакультуры; воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов; развитие аналитического мышления, автономии личности по отношению к медиа; развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры; развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов; развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа; развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте; подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе; развитие умений аудитории создавать и распространять собственные медиатексты и т.п.

Учитывая, что непосредственным объектом медиакритики выступает «массовое сознание аудитории (потребителей медийной информации), на которую воздействуют критико-журналистские произведения» [Короченский, 2003], на одно из первых по значимости мест выходит задача развития критического мышления аудитории. Интерпретация и оценочное суждение по поводу того или иного медиатекста (будь то фильм, сайт, компьютерная игра или телевизионная передача) выступают важным компонентом взаимодействия современного человека с миром медиакультуры. Умение самостоятельно рассматривать медиатексты и их составляющие, отделять истинную информацию от ложной, противодействовать манипулятивному воздействию медийной информации выступает важным компонентом медиакомпетентности личности. Под медиакомпетентностью понимается «совокупность умений (мотивационных, контактных, информационных, перцептивных, интерпретационных /оценочных, практико-операционных/деятельностных, креативных)

выбирать, использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007, с.107].

Медиакритике в медиаобразовательном контексте, как отмечает А.П. Короченский, «придаётся расширительный смысл: оно охватывает не только подготовку критико-журналистских публикаций, но прежде всего производимый в ходе образовательного процесса критический разбор содержания медиатекстов и деятельности медийных организаций. Кроме периодической печати, телевидения, радиовещания и сетевой прессы, теоретики медиаобразования включают в число масс-медиа также кино и видео, вследствие чего под медиакритикой подразумевается не только критика СМИ, но также и кинокритика» [Короченский, 2003].

Изучение опыта профессионалов в области медиакритики способствует ознакомлению с жанровой спецификой критических статей, обзоров, рецензий; позволяет ознакомиться с художественным своеобразием и выразительными средствами медиакритики и т.п. Основными формами медиаобразования в этой связи выступает изучение, анализ и обсуждение книг, статей, рецензий; подготовка аналитических обзоров профессиональных текстов разных авторов или исторических этапов развития медиакритики; проведение диспутов, дискуссий, «Круглых столов» по тематике медиакритики и т.д.

Развитие медиакритики в нашей стране - процесс непростой. Среди причин Р.П.Бакановым выделяются: «неготовность медийного сообщества к конструктивной самокритике, игнорирование профессиональной этики, власть рейтинга над содержанием» [Баканов, 2008, с.6]. Тем не менее, именно медийная критика, по мнению Р.П.Баканова, «способствует реализации одной из главных функций СМИ - просвещению аудитории». Этим во многом определяется все более тесная связь медиакритики и медиаобразования, одним из важных аспектов которого выступает изучение творчества профессиональных медиакритиков. В то же время, важной задачей современного медиаобразования выступает расширение участия «академических кругов, ученых, специалистов в различных областях (педагогов, социологов, психологов, культурологов, журналистов и др.), учреждений культуры и образования, общественных организаций и фондов с целью развития медиаграмотности / медиакомпетентности граждан, в создании организационных структур, способных выполнять весь спектр задач медиаобразования в сотрудничестве с медиакритиками» [Федоров, Левицкая, 2015].

Выводы. Итак, в современных условиях медиакритика занимает все более значимое место не только в медиасфере, но и в медиаобразовании. Комплексный характер медиакритики обусловлен взаимовлиянием и взаимозависимостью разнородных средств массовой информации, образующих единый социальный институт. Обращение к проблемам медиакритики тесно связано с изучением творчества известных журналистов, киноведов и медиакритиков, посвятивших этой области свое творчество. Одним из самых известных специалистов данной области в нашей стране является Юрий Александрович Богомолов. Освещение многочисленных проблем, которые объединяет тот или иной материал Ю.А. Богомолова, свидетельствует о четкой постановке задач, которые ставит перед собой медиакритик, подкрепленной четкой аргументацией. Данный подход к изложению материала, сопровождающийся использованием различных художественных приемов обуславливают образность персонажей, представляемых медиакритиком. Интерес аудитории к материалам Ю.А.Богомолова обусловлен широким охватом аудитории, а также глубокими профессиональными знаниями медиакритика. В стиле медиакритика сплетаются ирония и юмор, глубокие знания и философский взгляд на происходящее на экране и в жизни;

Анализ работ профессиональных медиакритиков, активно используется на занятиях по медиаобразованию. Основными формами медиаобразования в этой связи выступает изучение, анализ и обсуждение книг, статей, рецензий; подготовка аналитических обзоров профессиональных текстов разных авторов или исторических этапов развития медиакритики; проведение диспутов, дискуссий, «Круглых столов» по тематике медиакритики и т.д.

Литература

Баканов Р.П. «Книга жалоб» на телевидение. Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991-2000 годов. Казань: изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. 297 с. Баканов Р.П. Критерии анализа телевизионных передач и тенденций развития телевизионного вещания в творчестве телекритика Юрия Богомолова // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки. 2011. № 5.

Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. 256 с.

Богомолов Ю.А. Андрей Михалков-Кончаловский. М.: Союзинформкино, 1990. Богомолов Ю.А. Иосиф Хейфиц. М.: Союзинформкино, 1986.

Богомолов Ю.А. Ищите автора! Искусство быть кинозрителем. М.: Киноцентр, 1988.128 с Богомолов Ю.А. Между мифом и искусством. М.: ГИИ, 1999. Богомолов Ю.А. Михаил Калатозов. М.: Искусство, 1989. Богомолов Ю.А. Михаил Швейцер. М.: Союзинформкино, 1987.

131

Богомолов Ю.А. Петр Тодоровский. М.: Союзинформкино, 1989. Богомолов Ю.А. Роман Балаян. М.: Союзинформкино, 1988. Кабанова О. Смотрящий вместе // Российская газета. 2004. №. 3664.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2003. 284 с.

Трофименков М. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. T.I. СПб.: Сеанс, 2001.

Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла // Инновации в образовании. 2007. № 7. С.107-116.

Федоров А.В., Левицкая А.А. Синтез медиаграмотности и медиакритики в современном мире: результаты международного экспертного опроса // Медиаобразование. 2015. № 3. С.9-31. Юрий Богомолов // Энциклопедия отечественного кино / Под ред. Л. Аркус. http://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=1&e_person_id=106.

References

Bakanov, R. "Complaints" on TV. The evolution of television criticism in the newspaper of the Russian Federation, 1991 - 2000 years. Kazan: Kazan State University Press, 2007. 297 p. Bakanov, R. Criteria for the analysis of television programs and trends of television broadcasting in the works of the TV-critic Yuri Bogomolov // Scientific notes of the Kazan University. Series: The humanities. 2011. № 5.

Bakanov, R. Media newspapers eyes: Practical advice to help beginners media criticism: Study

guide / R. Bakanov. Kazan: Kazan State University, 2008. 256 p.

Bogomolov, Y. Andrei Mikhalkov-Konchalovsky. Moscow: Soyuzinformkino, 1990.

Bogomolov, Y. Between myth and art. Moscow, 1999.

Bogomolov, Y. Joseph Heifetz. Moscow: Soyuzinformkino, 1986.

Bogomolov, Y. Look for the author! The Art of Being moviegoers. Moscow: Film Center, 1988. 128 p.

Bogomolov, Y. Michael Schweitzer. Moscow: Soyuzinformkino 1987. Bogomolov, Y. Mikhail Kalatozov. Moscow: Arts, 1989. Bogomolov, Y. Peter Todorovski. Moscow: Soyuzinformkino 1989. Bogomolov, Y. Roman Balayan. Moscow: Soyuzinformkino 1988.

Fedorov, A. Model development of media competence and critical thinking of students of pedagogical high school media education in the classroom cycle // Innovations in education. 2007. № 7, p. 107-116.

Kabanova, О. Looking along // The Russian newspaper. 2004. № 3664.

Korochensky, A. Media criticism in theory and practice of journalism. Rostov: Rostov State University, 2003. 284 p.

Trofimenkov, M. The recent history of national cinema. 1986-2000. Cinema and context. Vol. I. St-Petersburg: Seance, 2001.

Yuri Bogomolov // Encyclopedia of Russian cinema / L. Arkus (ed.). http://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=1&e_person_id=106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.