Научная статья на тему 'Материя, разум, Бог'

Материя, разум, Бог Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
537
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоров Владимир Кузьмич

Рассмотрены соотношения между материей и разумом с одной стороны, и разумом и антропным принципом с другой, предложена гипотеза комплементарности этих категорий и обсуждены некоторые следствия, вытекающие из принятой гипотезы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материя, разум, Бог»

песнопений в крюковом письме // Церковное пение. 1909. №3.

22 Цветков П.В. Краткий исторический очерк церковного пения // Братское Слово. 1910. № 8.

23 Нотные расшифровки см. подробнее: Beljaev V. Early Russian Polyphony // Studia Memorie Bartok Sacra.

Вис1арез1Аес1ез Асас1ет1ае 8аеп1агит Нипделсае, 1956. С.307-336.

ВОРОБЬЕВА Наталия Владимировна, аспирантка кафедры дореволюционной отечественной истории Омского государственного университета.

в к Федоров МАТЕРИЯ, РАЗУМ, БОГ

Омскии государственный РАССМОТРЕНЫ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МАТЕРИЕЙ И РАЗУМОМ - С ОДНОЙ технический университет СТОРОНЫ, И РАЗУМОМ И АНТРОПНЫМ ПРИНЦИПОМ - С ДРУГОЙ, ПРЕДЛОЖЕНА ГИПОТЕЗА КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ ЭТИХ КАТЕГОРИЙ И ОБСУЖДЕНЫ НЕКО-УДК 321.1 ТОРЫЕ СЛЕДСТВИЯ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ПРИНЯТОЙ ГИПОТЕЗЫ.

1. Материя и Разум

Эволюцию Материи и Разума Вселенной нельзя понять и воссоздать с помощью одной теоретической модели. Чтобы описать их эволюцию необходимо применять две или более теоретические модели. То одна из них, то другая будет более подходящей при некоторых условиях.

Эволюция Вселенной с момента ее возникновения и в дальнейшем на любом этапе ее развития связана с нарушение устойчивости. Везде можно выявить неустойчивость как имманентный фактор и движущее начало. Неустойчивость является источником неопределенности и порождает как неопределенность поведения, так и неопределенность отображения и самоотображения. Неустойчивость в благоприятных для ее развития условиях может расти как снежный ком, порождая новые и новые области неопределенности.

С другой стороны, неустойчивость является средством адаптации к изменяющимся условиям существования Вселенной. Взаимодействие подсистем Вселенной является дезорганизующим, организующим и переформирующим факторами. Упорядоченность и хаос в эволюции Вселенной не противостоят, а дополняют друг друга. И как следствие - на это указано в [1 ] - Разум (Сознание) и Материя являются также дополняющими друг друга категориями и на определенном этапе развития Вселенной начинает проявляться то свойство Материи, которое оформилось как Разум.

Разум идентифицируется с разумом человечества поскольку современная наука не располагает данными о существовании иных Разумных Существ. Все основные свойства наблюдаемой Вселенной, в том числе и такие, как формирование стабильных космических систем (галактики, звездные системы, планеты) являются необходимыми и достаточными условиями для возникновения и развития жизни вплоть до высших разумных форм. Анализ основных свойств Вселенной привел к формулировке слабого и сильного Антропного принципа в космологии. Формулировка слабого Антропного принципа: Вселенная такова, какова она есть для того, чтобы на определенном этапе ее развития могло появиться мыслящее существо. Формулировка сильного Антропного принципа: Вселенная в целом и Разум в частности отождествляются с следствием реализации «замысла» некой надприродной причиной -Творцом.

Иными словами, как слабый, так и сильный Антропный принцип указывает на то, что для правильного анализа состояния наблюдаемой Вселенной недостаточно знать только фундаментальные физические законы; принципиально важно учитывать существование самого наблюдателя.

Формулировка Антропного принципа с диалектической точки зрения вполне естественная. Классическая космология полностью исключила наблюдателя из вырабатываемых ею понятий и принципов. Так, например, возникли представления о бесконечной и однородной Вселенной. Неклассическая космология, связанная с открытием расширения Вселенной, реликтового излучения, разделяет идею активного наблюдателя и Антропный принцип представляет конкретную форму реализации активного наблюдателя [2,3].

Итак, в Антропном принципе четко выражена идея о том, что вся наша Вселенная приспособлена Для существования Разума. Вселенную можно сравнить с засеянным полем, в каждой точке которого созданы необходимые предпосылки для возникновения и развития Разума. Разум всегда находится в принципиальном неравновесном состоянии с окружающей Материей.

Эволюция Материи носит характер консервации энергии во все более сложных материально-энергетических структурах. Ядерная и атомная формы существования Материи представляют собой такие структуры, созданные при возникновении Вселенной; они устойчивы и не разрушаются при любых превращениях Материи, генетически были заложены в «зародыше» Вселенной, а затем однозначно обеспечили и обусловили развитие Вселенной. Возникновение Разума также генетически заложено в «зародыше» Вселенной.

Посредством Разума делается возможным преобразование и выделение все большей части «законсервированной» энергии, которая без Разума могла сколь угодно долго оставаться «косной», «мертвой». Сущность Бытия (Эволюции) Вселенной есть ее энергопреобразование. Предел лавинообразного нарастания энергопреобраэования Мира (планеты звездные системы Галактики Вселенная) отсутствует; в идеале такая тенденция имеет конечной точкой энергопреобразование Вселенной, то есть создание новой структуры Вселенной из заканчивающей свое развитие Вселенной современного цикла и переход Вселенной из одного цикла в другой цикл развития. Разум есть средство или орудие диалектического самопреобразования и самоорганизации Вселенной с момента начала своего развития.

Изложенная концепция взаимодействия Материи и Разума не укладывается в теорию возникновения Вселенной, известной как теория «Большого Взрыва и расширения Вселенной», где главным атрибутом является абсолютный хаос начального состояния. Главный недостаток этой теории заключается в том, что она не может в принципе объяснить наличие вращения всех объектов, спиральную структуру подавляющего числа Галактик, долгосрочное нарушение второго закона термодинамики во всем объеме Вселенной, когда хаотичное состояние переходит

в упорядоченное, причем появляются структуры одного и того же типа.

Кроме того, следует подчеркнуть, что в рамках теории «Большого Взрыва» даже не предпринималось попытки указать механизм формирования сингулярного состояния Вселенной и указать те причины, которые повлекли «Большой Взрыв» сингулярного состояния Вселенной.

Гипотеза автора заключается в том, что начало творения Вселенной произошло при распаде вращающегося Большого Нейтронного Тела (БНТ). Последовательный Распад вращающегося БНТ и его осколков удовлетворительно объясняют процесс расширения Вселенной, ядерную и атомную структуру вещества, зарядовую симметрию, отсутствие антивещества, вращение объектов (звезды, планеты) и систем (звездные системы, Галактики), возникновение спиральных, именно спиральных, структур Галактик, второй закон термодинамики (переход от более упорядоченного состояния к менее упорядоченному состоянию).

Ключевые фазы и энергетические характеристики распада БНТ, когда часть нейтронов превращается в протоны, электроны, нейтрино, когда из осколков распада совместно возникают ядра водорода и ядра более тяжелых элементов, а затем и атомы, когда при истечении вещества в дискретные моменты времены образуются спиральные рукава будущих Галактик и т.д., в этой статье не рассматриваются.

Не исключено, что следствия теории «Большого Взрыва» и следствия теории «Распада Большого Нейтронного Тела», начиная с некоторого временного этапа развития Вселенной, будут совпадать. Например, наличие реликтового излучения может следовать как из одной теоретической модели, так и из другой.

Механизм формирования БНТ и его распад («зародыш» Вселенной) предусмотрен Разумом предшествующего цикла развития Вселенной. Разум человечества должен подготовить последующий цикл развития Вселенной! Теперь пришел черед Разуму человечества конструировать Бытие Мира, включая тот будущий «зародыш» будущего Разума, который примет эстафету от Разума человечества. Залогом этого служит антропный принцип развития Вселенной. Разум современного цикла развития Вселенной может заложить иные принципы, отличные от существующих в «зародыше» Новой Вселенной и Нового Разума.

2. Разум и Бог

Действительность бесконечна и неисчерпаема в познании ее устройства и причинно-следственных связей. Отражение этой бесконечной перспективы имеет своим завершением всеобъясняющую Первопричину - Бога. Бог есть завершение и конечная точка идеальной абстракции, противопоставляемой человеческим сознанием реальной конкретности Бытия. Наличие идеи Бога необходимо обусловлено тем, что в действительности, в реальности Бог не существует [4, 5].

Однако современная Вселенная (Материя) имеет начало во времени, и современный Разум также имеет начало во времени. В рамках принятой гипотезы механизм творения изложен в первой части: Разум предшествующего цикла развития Вселенной сотворил Вселенную современного цикла и передал эстафету современному Разуму. И только в этом смысле для Разума человечества Богом является Разум предшествующего цикла развития Вселенной, а современный Разум станет в будущем Богом для Разума последующего цикла развития Вселенной. Вот поэтому можно заключить, что Бог есть, потому что Бога нет; Бога нет, потому что Бог есть.

Современная религиозная парадигма включает постулат о том, что Бог познается Человеком через Человека (пророк, пастор, священник и т.д.) Отсюда следует, что Бог существует в религиозном представлении постольку, по-

скольку существует Человек. Знание (Наука), полученная Разумом человечества, и Вера в Бога есть диалектическая пара. Сущность Веры - в дополнении Знания его отрицанием. Сущность Знания - в дополнении Веры ее отрицанием. Отсюда следует вывод: неверующих людей нет, есть люди, полагающие себя неверующими, но и верующих людей нет, есть люди, полагающие себя верующими. И естественное состояние людей - становиться то в ряд верующих, то в ряд неверующих.

Религиозная мораль - идеал поведения человека, справедливость-идеал общественных отношений. Идеал поведения человека и идеал общественных отношений противоположны реальности. Само наличие идеалов обусловлено тем, что реальность Человека не устраивает, Человек с реальностью неуравновешен. Здесь проявляется неустойчивость психического состояния Человека, а неустойчивость, как уже было неоднократно указано, ведет с необходимостью к развитию. Человек обязан находиться в неравновесном психическом состоянии по отношению к реальности Бытия для своего развития от детства к старости и самосовершенствования. Идеалы служат источником психического развития Человека и человечества в целом.

Разум, абстрактное мышление резко расширяет сферу источников ощущений - эмоции возникают опосредованно через искусство, науку, средства массовой информации и т. д. - и вследствие этого резко расширяется сфера энергопреобразования Мира. Энергозатраты мыслительных процессов ничтожны, а энергопреобразовательные следствия их огромны. Иначе говоря, Разум есть вечный двигатель второго рода, посредством которого оформится окончание современного цикла развития Вселенной и одновременно будет положено начало следующего цикла ее развития. Затратив минимальные усилия в соответствии с принципом наименьшего действия, Природа получит максимальный результат.

Силу, сотворившую Мир, можно назвать Богом, Мировой Энергией, Абсолютной идеей, Природой. Суть не в названии, а суть в том, что Человечество есть порождение этой силы, ее орудие и ее часть. В жестокой борьбе за существование как вида с другими видами животного мира планеты Человечество как создание Бога уяснило в начале своего пути, что есть Бог. Идея о существовании Творца вначале примитивная, затем все более и более абстрактная, возвысила Человечество над остальным миром. С идеей Бога возникает Закон Поведения и Мораль. Стадо двуногих существ трансформировалось в Разумное Человечество.

Разум на планете может иметь внеземное происхождение, Разум может существовать в иных Галактиках, человечество может оказаться побочной ветвью развития Разума, но это ничего в принципиальном плане не меняет. Не человечество, так другие Разумные существа в иных звездных системах развиваются и идут к тому же результату. Разум будет существовать и развиваться, пока не достигнет Главной Цели и не получит Главный Результат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоров В К. Хаос и неопределенность в нелинейных системах. Омский научный вестник. Вып. 3, июнь 1998, с. 12.

2. Чернавский Д.С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики. УФН, т. 170, №2,2000, с. 68.

3. Гивишвили Г. В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? Вопросы философии. 1995, №2, с. 37.

4. ВеллерМ. Все о жизни. С-Пб., Нева, 1999,748 с.

5. Кант И. Критика чистого разума. Симферополь, «Реноме», 1999, 461 с.

Автор приносит благодарность О.Н. Степано- ФЕДОРОВ Владимир Кузьмич, доктор технических наук, вой за обсуждение и полезные замечания, которые профессор кафедры теоретической и общей электротехни-улучшили содержание статьи. ки Омского государственного технического университета.

к с патронов НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ Сибирская автомобильно. ОБЩЕСТВА! КОЛИЧЕСТВЕННАЯ

дорожная академия _ т.

ОЦЕНКА_

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРИВОДИТСЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ ПОНЯТИЯ УДК 316.3:51-77 -НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЩЕСТВА" И РАССЧИТЫВАЕТСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ РЯДА СУБЪЕКТОВ РФ И РОССИИ В ЦЕЛОМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ.

В июне 2001 года патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявил, что нравственное здоровье русского народа с каждым годом ухудшается и необходимо принимать меры для преодоления негативных тенденций. В выступлении Алексий II обозначил такой термин, как "Нравственное здоровье общества" (НЗО). Встал вопрос о формализации этого термина для проведения исследований по оценке состояния общественных образований и прогнозирования их развития.

Понятие НЗО включает в себя большое количество процессов и явлений, происходящих в обществе. Чтобы количественно оценить значение этого показателя, потребуется специальный математический аппарат и соответствующие статистические данные.

Для расчета уровня НЗО России выбрано 40 показателей (табл.1), именно такой статистической информацией обладает сегодня Госкомстат России. Все 40 показателей в той или иной мере формируют нравственный облик нашего общества (преступность, культура, заболевания алкоголизмом и прочие).

Для количественного определения НЗО в субъектах РФ статистические данные представлены в меньшей степени. Для оценки НЗО в регионах взято восемь параметров (табл.2)

В основу метода построения интегрального показателя "уровень НЗО" положен известный в статистике индексный метод объединения разномерных показателей. На его основе формируется интегральная характеристика, охватывающая все рассматриваемые показатели. По значениям каждого из показателей формируются балльные оценки, характеризующие различные аспекты нравственного здоровья. Подавляющее число отобранных показателей имеет однозначную, позитивную и негативную интерпретацию, то есть более высокое числовое значение показателя свидетельствует о качественном приращении (в лучшую или худшую сторону) характеристики уровня НЗО.

Показателям, имеющим негативное значение (число всех зарегистрированных преступлений), даются отрицательные баллы (-), показателям, имеющим положительное значение (число посещений театров) - положительные баллы (+). Далее строится шкала диапазонов реальных значений по каждому из показателей. Диапазоны определяются исходя из минимальных и максимальных значений данного показателя.

Диапазоны разбиваются на 10 равных интервалов, где каждый интервал соответствует определенному количеству баллов, равному номеру интервала (от 1-го до 10-го). Сумма балльных оценок по всем показателям, выведенная в соответствии с 10-балльной градуировочной шкалой, и составляет индекс "уровня НЗО".

НЗО =£ь*м,

1=1

где: I - номер показателя;

N - число показателей;

Ц - весовое значение каждого показателя;

М| - балльная оценка, соответствующая значению 1 - го показателя.

Существует оригинальный метод нахождения весовых коэффициентов Ь; в уравнениях составных шкально-балльных индексов. Идея метода состоит в констатации корреляционной связи между признаками: одно произошедшее явление влечет за собой другое. Поэтому матрица коэффициентов корреляции 1Чу между всеми показателями НЗО в основном имеет не нулевые коэффициенты. Коэффициенты Ь; находятся по формуле:.

N

Ей

? _ _

М

Понять смысл определения этих коэффициентов несложно: сумма по столбцу Rjj в числителе - это степень общего взаимовлияния одного показателя НЗО на все остальные, общая сумма Rjj в знаменателе необходима для нормирования коэффициентов Ь(1 (Ь,-е 0,1). При таком определении коэффициентов ¿/-диапазон значений НЗО варьируется в пределах от +N до -N.

Расчет уровня НЗО для субъектов РФ по указанной выше методике дал следующие результаты (рис. 1).

На графике четко видны отличия по уровню НЗО у разных субъектов РФ. Также отображена кривая уровня НЗО в целом для России (расчет по 8 критериям).

На следующем графике изображена динамика изменения НЗО России, рассчитанная по 40 критериям (рис.2)

В результате проделанной работы получен количественный показатель нравственного здоровья общества, отражающий все социальные сферы общественной жизни людей и заменяющий собой множество разнородной информации по общественным процессам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регионы России: стат. сборник, в 2 т. Т. 1/ Госкомстат России.-М„ 1999-532 с.

2. Регионы России: стат. сборник, в 2 т. Т. 21 Госкомстат России. -М., 1999-861 с.

3. Российский статистический ежегодник: стат. сборник/ Госкомстат России - М., 2000 г. - 642 с.

4. Социальная статистика России: стат. сборник / Госкомстат России - М„ 2000 г. - 482 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.