Информатика, вычислительная техника и управление
УДК 519.6
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ С ВОЗМУЩАЮЩИМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ
Е.М. Васильев, Н.О. Мельник
В статье рассматривается задача построения математической модели беспилотного летательного аппарата с учётом реальных аэродинамических эффектов, возникающих при его движении в открытом пространстве и затрудняющих стабилизацию аппарата как объекта управления. Получены соотношения, определяющие векторы сил и вращающих моментов, появляющихся вследствие этих эффектов, и с их учётом построена полная модель движения аппарата
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, динамическая модель, возмущающие воздействия
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) относятся к структурно неустойчивым объектам, работа которых в условиях с возмущающими воздействиями представляет собою, в широком понимании, критический режим их функционирования [13]. Для проектирования систем управления, обеспечивающих длительное автоматическое поддержание таких режимов, необходимы соответствующие динамические модели БПЛА, адекватно описывающие поведение аппарата в реальных условиях его движения [4-6]. К наиболее существенным из этих условий относятся турбулентные воздушные потоки и соответствующие опрокидывающие моменты, затрудняющие стабилизацию аппарата при его перемещении в открытом воздушном пространстве.
В работе рассматривается БПЛА вертолётного типа с четырьмя несущими винтами, схема которого представлена на рис. 1.
• -
Рис. 1. Компоновочная схема БПЛА
На рис. 1 обозначены: >ь....>4 - частоты вращения винтов с указанием направлений вращения; иь...,и4 - силы тяги каждого винта; Р - сила тяжести несущей платформы; Ух, ¥у, У2 - векторы скоростей в собственной - подвижной системе координат платформы.
Кинематические соотношения всех физических величин, описывающих движение аппарата в неподвижной ХУ2 и подвижной хух системах координат (рис. 2), задаются уравнениями:
Васильев Евгений Михайлович - ВГТУ, канд. техн. наук, ст. науч. сотрудник, e-mail: vgtu-aits@yandex.ru Мельник Никита Олегович - ВГТУ, студент, тел. (473) 243-77-76, e-mail: vgtu-aits@yandex.ru
x X X x
У = C Y Y = CT У
z Z Z z
(1)
(2)
с помощью ортогонального преобразования С:
е0 • еу е0 • 5у - 50
С = 5 ф- 5 0- е у- е ф- 5у 5 ф- 5 0- 5 у+ е ф- еу 5 ф- е 0 е ф- 5 0- е у+ 5 ф- 5у 5 ф- 5 0- 5 у-5 ф- еу е ф- е 0 где символами с и 5 обозначены тригонометрические функции соб(-) и зш(-), аргументами которых являются угловые координаты платформы аппарата: ф -крен, 6 - тангаж, у - курс (рис. 2).
, х
Z
J,
X
У
Рис. 2. НеподвижнаяХЛ и подвижная хух системы координат аппарата
Матричное уравнение движения БПЛА в декартовых координатах ХЛ представим в виде
тУ = и + Б-Р-F-# , (3)
в котором т - масса аппарата; V - вектор скорости центра масс.
Сформируем компоненты уравнения (3).
и - вектор силы тяги винтов:
ux " 0"
u = Uy = CT 0
_ uz _ Uz _
(4)
4
и2 = киЯ2 = и + и2 + из + и4,
I=1
где ки - коэффициент тяги винта; Я - радиус винта.
Б - вектор дополнительной силы тяги, возникающей при обтекании платформы воздухом в плоскости винтов:
" DX ' ' 0 "
D = Dy = CT 0
_ Dz _ Dz _
Dz = 4ки + VL, у).
Уотн,(х,у) - компоненты скорости центра масс платформы относительно воздуха в подвижной системе координат ху2\
(6)
где Уотн,(Х,7,г) - компоненты скорости центра масс БПЛА относительно воздуха в координатах ХУ2; У(х,т,г) - компоненты скорости центра масс в неподвижной системе координат ХУ2; Ув,х,г,г) - компоненты скорости ветра в координатах ХУ2.
Р - вектор силы тяжести: 0
V ' отн,x V v отн, x VX - Vb, X
V r отн,y = C V v отн,/ = C V/ - Vb,/
V ' отн^ V -7 отн,/ V/ - Vb,z
P =
0
Pz
pz = mg,
(7)
g - ускорение свободного падения.
Е - вектор сил сопротивления воздуха перемещению корпуса БПЛА:
F =
где крххг) - коэффициенты сопротивления воздуха перемещению корпуса; для рассматриваемого аппарата принимаем кРх= кРТ.
Н - сила сопротивления воздуха вращению винтов определяется в соответствии с рис. 3:
Fx ' kF, X ^отн, x IV i-l у отн,x |
Fy = kf ,y V V ' отн,/ , (8)
Fz _ _ kf,z V V ' отн,/ |^тн,/|
E=kH[(DR+V)2-{DR-V)2]=4kHDRV,
или
'Hx' = Cr "V " ' отн,x
н = Hy V ' отн,y
_ H/ _ 0
(9)
¿=1
kH - коэффициент сопротивления воздуха вращению винтов.
Q
QR+V
ОЯ-У 1
Рис. 3. Схематическое изображение действия силы сопротивления воздуха вращению винта
После подстановки (5)-(9) в (3) получаем уравнение движения центра масс БПЛА в неподвижной системе координат:
Vx - Hx 0 Fx
m Vy = C - Hy - 0 - Fy
V/ Uz + Dz Pz Fz
(10)
Уравнение движения для угловых перемещений платформы:
J — + raxJra = Q + G + B , (11)
dt
в котором 3 - матрица главных моментов инерции БПЛА относительно осей х,у,2 платформы:
J =
Jx
0 0
0
J
y
0J
ю - вектор угловых скоростей вращения платформы относительно осей хур.
га x" гаФ ф
га = га y = га0 = 0
га z _ гау > _
Td га - -
J--+ га x J га - изменение момента количества
dt
движения платформы:
d га - -J--+ га x J га =
dt
Jx to x i j к 1
•S3 + га y гaz
_ Jz to z _ Jx га x Jy га y Jz га z J
(12)
откуда
d га - -
J--+ га x J га =
dt
Jx гах + (Jz - Jy)гаугаz = Jy гаy + (Jx - Jz ) гаХгаz Jz to z + (Jy - Jx ) га yга x
Jx <»9 + (Jz - Jy ) га0гау = Jy га0 + (Jx - Jz ) гафгау
Jz гау + (Jy - Jx ) га0гаФ В силу X-компоновки платформы (рис. 1) Jy=Jx. Определим моменты сил в уравнении (11). Q - вращающие моменты относительно осей x,y,z, обусловленные несовпадением частот вращения Qb.--.Q4 винтов и соответственно сил тяги иь....и4:
kuR2 • i cos(45°)'(- ++q2 - Q4 )
0
"Qx i
Q = Qy =
Qz
kHR3 • (- Qf + Q2 - Q2 + Q21
(13)
I - расстояние от центра масс платформы до оси каждого винта (длина несущей балки). Выражение для компоненты Qz получено из рис. 4.
I
kH(QR)
R 2
kH(QR)
Рис. 4. Схема возникновения момента Qz
Из геометрических соотношений, показанных на рис. 4, следует:
' R)-kH(QR)2ii -f
Qz(i,...,4) = kH (QR)2 [l + R) - кн (QR)2 [I - R) =
= кн (QR)2 • R = kHR3Q2.
О - вектор гироскопических и реактивного моментов, возникающих относительно осей х,у и х соответственно:
Gx' J ИМ (-^1 +^2 -^3 + P4) • ®0
G = Gy = J ИМ (P1 -P2 + P3 -^4) • Юф , (15)
Gz _ J ИМ (-P1 + P 2 - P 3 + P 4 )
в котором ^-йм^ - момент инерции вращающихся частей исполнительного механизма, приведенный к оси двигателя.
В - опрокидывающий момент, возникающий из-за несовпадения точки приложения силы сопротивления воздуха поступательному перемещению платформы и её центра масс (рис. 5):
ОО 21 ОО
H+F
J}
h
► V
Центр масс
Рис. 5. Схема возникновения опрокидывающего момента B
B =
" Bx'
B, =
y
0
'К + fy )•h'
-Hx + Fx )• h 0
(16)
где компоненты вектора F в осях x,y определяются из соотношения
" Fx' "Fx '
fy = C Fy
_ Fz _ _ Fz _
Результирующее уравнение движения БПЛА в угловых координатах принимает вид:
J
Ю ф 0 - Ю0 ЮФ
to 0 = - 0 ЮФ • J • Ю0
Ю0 - Юф 0
Qx Gx Bx
+ Qy + Gy + by
Qz Gz 0
(17)
Таким образом, в полном виде уравнения (10) и (17) описывают движение центра масс и вращение платформы вокруг собственных осей рассматриваемого типа БПЛА с учётом аэродинамических эффектов, порождающих:
вектор дополнительной силы тяги, возникающей при обтекании платформы воздухом в плоскости винтов;
вектор сил сопротивления воздуха перемещению корпуса БПЛА;
вектор сил сопротивления воздуха вращению винтов;
вектор опрокидывающего момента, возникающего из-за несовпадения точки приложения силы сопротивления воздуха поступательному перемещению платформы и её центра масс.
Учёт указанных эффектов позволяет повысить адекватность модели и качество проектирования соответствующих систем управления БПЛА.
Литература
1. Змеу, К.В. Моделирование динамики сложного механического объекта [Текст] / К.В. Змеу, М.Н. Невмер-жицкий, Б.С. Ноткин // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. - 2013. -№ 4(17). - С. 82-89.
2. Peña, M. Identification of an Unstable Nonlinear System: Quadrotor [Text] / M. Peña, A. Luna, C. Ro driguez // International Journal of Mechanical, Aerospace, Industrial and Mechatronics Engineering. - 2014. - Vol. 8, №. 2. - P. 307315.
3. Rodic, A. Modeling and simulation of quad-rotor dynamics and spatial navigation [Text] / A. Rodic, G. Mester // Intelligent Systems and Informatics (SISY 2011): IEEE 9th International Symposium. - Subotica, 2011. - P. 23-28.
4. Синтез системы управления квадрокоптером с использованием упрощённой математической модели [Текст] / А.А. Пыркин, Т.А. Мальцева, Д.В. Лабадин и др. // Известия вузов. Сер. Приборостроение. - 2013. - Т. 56, № 4. -С. 47-51.
5. Ситников, Д.В. Система управления движением мультикоптера [Текст] / Д.В. Ситников, В.А. Бурьян, Г.С. Русских // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. - 2012. - № 5. - С. 33-37.
6. Simple GUI Wireless Controller of Quadcopter [Text] / D. Hanafi, M. Qetkeaw, R. Ghazali et al. // International Journal of Communications, Network and System Sciences. - 2013. - Vol. 6, № 1. - P. 52-59.
Воронежский государственный технический университет
+
MATHEMATICAL MODEL OF UNMANNED AERIAL VEHICLE IN CONDITIONS OF MOVEMENT WITH DISTURBING INFLUENCES
E.M. Vasiljev, N.O. Melnic
The article deals with the problem of constructing a mathematical model of an unmanned aerial vehicle, taking into account the actual aerodynamic effects associated with its motion in open space and impede the stabilization device as a control object. The relations defining vectors of forces and torques arising from these effects and their consideration to construct a complete model of the motion of the machine
Key words: unmanned aerial vehicle, dynamic model, disturbing influences