Научная статья на тему 'Маркетинг туризма как направление стратегического территориального управления в северных регионах'

Маркетинг туризма как направление стратегического территориального управления в северных регионах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
171
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг туризма как направление стратегического территориального управления в северных регионах»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 196-198

УДК 338.48

МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ

А. М. Киселева

Туристическая отрасль является общепризнанным элементом современной мировой экономической системы, и в некоторых странах является основной, что влечет формирование и контроль соблюдения норм и правил со стороны государства. Российская туристическая индустрия имеет свои традиции, определяемые культурными, национальными, этническими, территориальными особенностями государства. Собственно, и туризм является особой формой освоения территории. Данный аспект исходит из государственной политики развития региональных туристических комплексов и объективно свидетельствует о роли государства в системах управления региональным туризмом.

Разработка комплексных маркетинговых стратегий в отношении территории проживания местного сообщества является одним из направлений стратегического территориального управления. По мнению Д.А. Визгалова, маркетинг города, во-первых, обеспечивая распространение и расширение влияние территории во внешнюю среду для достижения своих целей, является инструментом повышения конкурентоспособности территории. Во-вторых, маркетинг представляет собой нестандартный, но эффективный инструмент решения насущных территориальных проблем. В-третьих, маркетинг является не просто инструментом территориального управления, а идеологией, которая может способствовать видоизменению всех сфер жизнедеятельности и заставить их работать на выполнение своих задач. И наконец, органы власти, которые призваны создавать благоприятные условиях для жизнедеятельности территории, являются не единственными субъектами маркетинга территории [1].

Систематическое исследование туристской сферы как социокультурного явления в России начинается с начала 90-х годов XX века, обусловленноепоявлением массового выездного туризма. Современная практика развития туристической отрасли в российском государстве свидетельствует об имеющихся в ней многочисленных проблемах. В частности,одна из проблем заключается в отсутствии выверенной, комплексной маркетинговой стратегии на уровне конкретного региона, предусматривающей развитие и продвижение отечественного туристического продукта.

Маркетинг территорий представляет важное направление инвестиционной политики, суть которой заключается в улучшении инвестиционного имиджа территории в глазах потенциальных инвесторов. Одним их видов маркетинга города является маркетинг туризма, который позволяет создавать все больше рабочих мест и стимулировать развитие самых разных отраслей в сфере услуг - от гостиничного бизнеса до транспортной инфраструктуры и индустрии развлечений [2].

Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности территории являются одним из важных стратегических инструментов маркетинга туризма. Это влечет за собой необходимость проведения регулярного мониторинга социально-экономического положения территории, на основе которых должна разрабатываться маркетинговая программа повышения конкурентоспособности территории в туристической сфере. В тоже время данные мероприятия обусловлены практикой стратегического территориального управления, исследованием формирования и развития конкурентных преимуществ территории в условиях нестабильности и неопределенности факторов внешней среды. Инвестиционная активность в данной сфере обусловлена элементами привлекательности территории, такими как ее экономико-географическое положение, благоприятная природно-климатическая особенность территории, архитектурный облик города и рациональная планировка территории, транспортная и досуговая инфраструктура, продукция местных предприятий, и т.д.

_А. М. Киселева. МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО...

По оценке экспертов Strategy Partners Group, среди российских регионов лидерами по конкурентоспособности в туристической отрасли являются следующие регионы:27 российских регионов имеют благоприятные условия для развития развлекательного туризма, среди которых Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский край, Московская, Калининградская, Ленинградская, Нижегородская, Самарская, Ростовская области; 20 российских регионов имеют благоприятные условия для развития делового туризма, включая Москву, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Кемеровскую, Свердловскую и Омскую области, Красноярский край. При оценке конкурентоспособности регионов учитывались наиболее значимые факторы развития туризма. В частности, для развлекательного туризма таковыми являлись природные условия, безопасность, удаленность от ключевых клиентских рынков, уровень развития транспортной инфраструктуры и др. Для делового туризма принимались во внимание деловая активность в регионе, уровень развития гостиничной инфраструктуры, предпринимательская среда и др. Достаточно большое количество российских регионов обладают высоким потенциалом для развития туризма. По прогнозу на 2028 год количество туристических прибытий в регионы РФ при наихудшем сырьевом сценарии развития российской экономики вырастет в 3 раза, при инновационном развитии - почти в 5 раз [3].

Туристическая отрасль является лидером среди других отраслей по степени мультипликативного влияния на экономику. Во многих ведущих экономиках мира туристическая отрасль занимает одну из ключевых, бюджетообразующих позиций. Например, в Китае доля туризма во внутреннем валовом продукте, без учета смежных отраслей, соответствует 167 млрд. долларов, в США туристический бизнес приносит ежегодно 400 млрд. долларов, во Франции - 97 млрд. [4].

К наиболее унифицированным требованиям, которые влияют на развитие туристической отрасли относят:

1) природно-климатическую привлекательность;

2) культурно-исторические ресурсы;

3) качественный стандарт отелей и средств размещения туристов, организация питания и всей сферы услуг, соответствие мировым стандартам имеющейся в районе туристской инфраструктуры, наличие экскурсионных и культурно-развлекательных программ;

4) оперативную транспортную и информационную доступность;

5) политическую стабильность в регионе и гарантию личной безопасности;

6) международную известность и престиж места (имидж территории) [5].

Данные требования определяют сложность развития туристической отрасли в северных регионах, что влечет особый подход к формированию и продвижению туристического продукта. Основными регионами в развитии северного туристического направления являются Архангельская, Вологодская, Магаданская, Тюменская области, республика Коми, республика Саха (Якутия), Корякский АО, Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО Камчатский и Красноярский край и т.д. Основными городами: Анадырь, Архангельск, Великий Устюг, Вологда, Воркута, Каргополь, Магадан, Сыктывкар, Тюмень, Петропавловск-Камчатский и т.д., а также средние и малые населенные пункты. Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республика Карелия входят в зону развития туризма федерального значения.

Особенность природно-климатического, гидроресурсного, гидроминерального ресурсного, биоресурсного, национального, культурно-исторического потенциала, географического расположения формирует интерес к данным регионам, Данную специфику северных регионов следует рассматривать в качестве ключевых традиционных оснований для обеспечения маркетинговых стратегий в сфере туризма, поскольку маркетинг туристической отрасли принимает во внимание наличие и продвижение уникальных предложений территории в виде особенных, присущих только для данного региона, достопримечательностей и объектов.

Отсюда вытекает и туристическая специализация северных регионов, поскольку в маркетинге туризма акцент может быть сделан на экономику, географию, климат, историю, ар-

Историко-культуррые и ткоромическре аспекты развития туристической отрасли в региоре

хитектуру, конкретные достопримечательности, поддержку здоровья, отдых и развлечения. Например, познавательный туризм распространен в Архангельской, Мурманской области, республиках Карелия и Саха (Якутия); экологический туризм - в республике Саха (Якутия), Камчатском и Красноярском краях, Ханты-Мансийском автономном округе; паломничество - в Архангельской области, республике Карелия; этнографический туризм - в Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах[6].

В тоже время, природно-климатические и географические особенности могут одновременно выступать как барьерные факторы, сдерживающие развитие маркетинга туризма на данных территориях. Как правило, северные регионы с рекреационной точки зрения освоены давно, но имеют низкий уровень социальной и туристической инфраструктуры. На развитие маркетинга туризма северных территорий существенное влияние оказывают и уровень экономики региона; транспортная доступность к территории; наличие достаточного количества профессиональных кадровых ресурсов для обеспечения туристической отрасли и т.д. Разработка маркетинговых стратегий в туристической сфере в северных регионах должна быть построена на комплексном учете и балансе положительных и отрицательных факторов исходя из индивидуальных возможностей регионов.

Таким образом, стоит сделать вывод о необходимости концентрации внимания на формирования маркетинговых стратегий в сфере туризма северных регионов. Учитывая достаточный ресурсный, исторический, культурный, национальный потенциал северных территорий и уникальность имеющихся у них туристических продуктов разработка данного направления стратегического территориального управления будет способствовать формированию конкурентных преимуществ каждого региона Севера и повышению привлекательности территорий для жизнедеятельности и инвестиций.

Литература

1. Визгалов Д.А.Маркетинг города. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. - С.11.

2. ВизгаловД. В. Маркетинг города. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. - С.23.

3. Стимулирование развития туризма в российских регионах - новые возможности. -Режим доступа: http://www.strategy.rU/research/2/ (дата обращения 26.10.2015)

4. Государственно-частное партнерство как основа развития туризма. - Режим доступа: http://www.grtribune.ru/northcaucasus/analitics/7808-2011-11-28-05-47-20.html (дата обращения 28.10.2015)

5. География рекреационных регионов. // Туризм в России.- Режим доступа: http://sokolov33.ru /index.php/osnovy-turizma /32-geografiya-rekreatsi on пу^ -rajonov (дата обращения 28.10.2015)

6. Туризм в России. - Режим доступа: http://sokolov33.ru/(дата обращения 28.10.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.