Научная статья на тему 'Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы'

Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3912
895
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ И СЕВЕРНЫЙ ТУРИЗМ / РЕЙТИНГ / РЕГИОНЫ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ / ARCTIC AND NORTHERN TOURISM / RATING / REGIONS / MULTIPLYING EFFECT / OPPORTUNITIES / THREATS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лукин Юрий Федорович

Арктический и северный туризм, как операциональные определения, используются в научных публикациях ещё достаточно редко и нерегулярно. На практике туризм становится неотъемлемым сектором экономики, имеет мультипликативный эффект для развития социальной сферы, инфраструктуры, других отраслей. На основе данных первого Национального туристского рейтинга 85 субъектов РФ (2015) впервые составлен рейтинг привлекательности регионов Российской Арктики, анализируются возможности туризма и угрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аrctic tourism: the rating of regions, the оpportunities and threats

Arctic and northern tourism as operational definitions are used in scientific publications more infrequently and irregularly. In practice, the tourism has become an inalienable sector of the economy; it has a multiplying effect for the development of social services, infrastructure and other sectors. The first National Tourist Rating of the 85 subjects of the Russian Federation (2015), the first rating of tourist attractiveness of the regions of the Russian Arctic contributes to the analyzes of the opportunities and threats tu tourism.

Текст научной работы на тему «Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы»

УДК 338.48

DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.23.96

Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы

© Лукин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор, главный редактор научного журнала «Арктика и Север» Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. E-mail: lukin.yury@mail.ru Аннотация. Арктический и северный туризм, как операциональные определения, используются в научных публикациях ещё достаточно редко и нерегулярно. На практике туризм становится неотъемлемым сектором экономики, имеет мультипликативный эффект для развития социальной сферы, инфраструктуры, других отраслей. На основе данных первого Национального туристского рейтинга 85 субъектов РФ (2015) впервые составлен рейтинг привлекательности регионов Российской Арктики, анализируются возможности туризма и угрозы.

Ключевые слова: арктический и северный туризм, рейтинг, регионы, мультипликативный эффект, возможности, угрозы

Агс^ tourism: the rating of regions, the оpportunities and threats

© Yury F. Lukin, Doctor of Historical Sciences, Professor, Editor-in-chief of "Arctic and North" journal, Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov. E-mail: lukin.yury@mail.ru Abstract. Arctic and northern tourism as operational definitions are used in scientific publications more infrequently and irregularly. In practice, the tourism has become an inalienable sector of the economy; it has a multiplying effect for the development of social services, infrastructure and other sectors. The first National Tourist Rating of the 85 subjects of the Russian Federation (2015), the first rating of tourist attractiveness of the regions of the Russian Arctic contributes to the analyzes of the opportunities and threats tu tourism. Keywords: Arctic and northern tourism, rating, regions, multiplying effect, opportunities, threats

Арктический туризм, как концептуальное понятие, а тем более как операциональное определение, признаваемое в парадигме общего туризма и в науке большинством специалистов, пока ещё не получил широкого распространения и чаще всего используется в практической деятельности, в менеджменте. В научной литературе вопросы об учреждении первого в Российской Арктике национального парка (НП), полифункциональной особо охраняемой природной и историко-культурной территории, организации морских круизных маршрутов в НП «Русская Арктика», создании всей его инфраструктуры для обслуживания туристов впервые получили обоснование в фундаментальном научном труде — монографии «Новая Земля» под редакцией П.В. Боярского, опубликованной в 2009 г. [1, с. 237—245].

В числе основных восьми направлений международного экономического сотрудничества в Арктике Д.А. Медведев выделил в своей работе (2015) арктический туризм [2, c. 55—56]. При этом он отмечал перспективность этого направления туризма: «Арктический туризм представляется одним из наиболее спорных, но часто обсуждаемых направлений развития международного экономического сотрудничества. Уникальное историческое, архи-

тектурное, культурное и природное наследие Арктики открывает широкие возможности для привлечения туристов. За последние пять лет отмечается положительная динамика роста турпотока, строятся новые объекты инфраструктуры, создаются рабочие места, формируется полноценный туристско-рекреационный комплекс. Практически во всех крупных аналитических докладах о развитии Арктики за последние годы упоминается важность и перспективность этого направления» [2, с. 55].

А.С. Воробьева (РГПУ им. А. И. Герцена) в своей статье «Арктический туризм в России: проблемы и перспективы» подчёркивала тенденцию роста турпотоков в регионы Арктики, что обусловлено целым рядом причин: пресыщение традиционными видами и потребность в освоении новых, ранее не виданных направлений; рост числа любителей экстремального туризма; рост популярности эксклюзивных туров, включая путешествия на Северный полюс, острова Баренцева моря [3, с. 35]. Здесь фокус её рассуждений с позиций классического менеджмента направлен на удовлетворение возрастающих потребностей людей.

Научную и практическую значимость имеет проект «Стратегия развития Арктического туризма до 2030 года», предложенный Союзом «Северные промышленники и предприниматели», основной разработчик предложений — С.В. Канавин [4]. Отечественные эксперты полагают, что «туризм на территории АЗРФ может стать столь же популярным, как на Аляске, в Канаде, Норвегии, Исландии и Финляндии. Для этого необходимо разработать и реализовать в регионах АЗРФ «Стратегию развития Арктического туризма до 2030 г.», выделить арктический туризм в отдельный туристический продукт как въездного, так и внутреннего туризма» [4]. Мировой и российский опыт показал, что самой эффективной и быстрой формой развития сферы туризма является государственно-частное партнёрство, при котором используются не только средства бюджетов, но и частных инвесторов, способных развивать въездной экотуризм. Целью «Стратегии Арктического туризма — 2030», по мнению промышленников, станет создание современного конкурентоспособного туристского комплекса всех территорий АЗРФ (включая ООПТ), обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения эколого-эсте-тических, познавательных и рекреационных потребностей российских и иностранных граждан и вносящего вклад в развитие системы охраны природных комплексов Российской Арктики. В качестве основных направлений практической реализации мероприятий стратегии выделялись: развитие народных промыслов коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока; событийный и этнографический туризм, создание и развитие этнопоселе-ний; упрощение согласования маршрутов для лыжного и экстремального туризма; согласование вопроса страхования ответственности турфирм; развитие внутреннего (внутригородского)

туризма для городов АЗРФ; научно-экспедиционный и познавательный туризм; экологический туризм; внедрение единой телекоммуникационной системы связи «Электронная Арктика» для нужд туризма. В результате должен появиться и функционировать Арктический туристско-рекреационный кластер — такова выраженная публично позиция отечественного бизнеса.

Понятие арктического туризма введено в практический оборот управления туристским бизнесом. «Если говорить об оценке туристического потенциала регионов России, то здесь все регионы примерно равны друг другу. У каждого субъекта есть богатые природные ресурсы, уникальные исторические и культурные факторы. Но при этом есть и своя изюминка. У кого-то пляжный отдых, у другого, например, арктический туризм», — отмечал, например, Николай Королёв, заместитель главы Федерального агентства по туризму (Росту-ризм), в декабре 2015 г. [5].

Уникальные возможности туристского потенциала Арктики, потребность в интенсивной международной кооперации позволяют в совокупности выделять данный вид туризма как самостоятельный. Арктический туризм невозможно развивать в одиночку, так как обеспечение безопасных турпоездок в экстремальных условиях Крайнего Севера (АЗРФ полностью входит в его состав) представляется капиталоёмким и требующим специфических знаний и компетенции. Не случайно поэтому в 2011—2013 гг. был реализован международный проект «Государственно-частное партнёрство в сфере туризма в Баренцевом регионе» (BART), который трансформировался затем в План действий по развитию туризма в Баренцевом регионе на 2013—2015 годы.

Что же такое арктический туризм? Самый простой ответ на этот вопрос — это туризм, который локализован непосредственно в Арктике, в арктическом регионе. Однако, следуя такой логике, можно выделить также северный, южный, африканский, американский и другие виды территориально ориентированного туризма. Локализация мест проведения туристских маршрутов в том или ином регионе Земли, безусловно, имеет свой смысл привязки к определённой территории, к какой-то стране, имеет право на существование в бизнесе туризма. Однако при этом чаще всё же говорят «Туризм в Африке», «туристская индустрия в Европе»... Было бы логичнее тогда исследовать «туризм в Арктике», «северный туризм» на Шпицбергене или на Севере России, морские круизные маршруты в Арктике.

Если говорить об арктическом туризме, как научно-практической дефиниции, то основаниями для её выделения являются, по моему мнению, во-первых, традиционный имидж самой Арктики, как «Terra Incognita» (лат. «неизвестная земля»), что всегда привлекает, манит, завораживает какую-то часть людей, путешественников, туристов. Во-вторых, уникаль-

ность и особенности туристско-природного и культурно-исторического потенциала циркумполярного пространства, богатство культурного и природного наследия, включая объекты ЮНЕСКО, наличие значительного количества особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и акваторий северных морей. В-третьих, появление и активное продвижение в маркетинге, брендинге туристского бизнеса, в общественном мнении такого сильного и привлекательного бренда, как «Арктический туризм», развитие его как отрасли экономики, приносящей доход. В-четвёртых, международная значимость арктического вида туризма, требующего кооперации ресурсов и партнёрства для его организации, обеспечения безопасности и координации усилий в суровых, нередко экстремальных условиях арктического региона. В-пятых, удовлетворение духовных и иных потребностей, мотивация, психология самого человека, ищущего драйва, сильных впечатлений, желание приобрести особенный турпро-дукт, кардинально отличающийся от привычных поездок в Сочи, Крым или на Кипр. Арктический туризм, даже в морском круизе на комфортабельном судне, в какой-то степени всегда экстремален и психологически проверяет человеческие качества в разных ситуациях. Кроме того, экстремальный туризм позитивно характеризует личность самого туриста в восприятии родных и близких, коллег по работе (были на Северном полюсе, в Арктике, на островах, где живут белые медведи, прошли Северный морской путь, видели птичьи базары...). Всё это вместе взятое и позволяет условно выделить арктический туризм из других видов туризма, как уникальный туристский продукт, пользующийся спросом у потребителей. Этот спрос ограничен главным образом лишь кошельком клиента и транспортной труднодо-ступностью отдельных артефактов и красот природы в Арктике.

Для понимания смысла используемых концептов важно также уточнить основные понятия «туристический» и «туристский», так как в русском литературном языке употребляются оба этих прилагательных как равнозначные. Однако, в федеральном законе от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» используются следующие основные официально-деловые понятия1:

«Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года №132-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 06.02.2016).

туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну; туризм въездной — туризм в пределах территории РФ лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм международный — туризм выездной или въездной;

туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей; туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно; туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [№132-Ф3 ред. от 29.06.2015].

Употребляя деловой язык и официальные концептуальные определения, можно констатировать, что арктический туризм — это внутренний и международный туризм в Арктике, являющийся перспективным сектором экономики России. Арктический туризм определяется как выездной или внутренний для граждан, постоянно проживающих в России; или как въездной для иностранных лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Арктический международный туризм непосредственно локализирует весь регион оказания комплекса туристских услуг не только в Российской Арктике, но и за её пределами. Это и Северный полюс, Шпицберген (норв. Svalbard), Аляска (США), Норвегия, Гренландия, Исландия, Канада, острова и акватории морей Северного Ледовитого океана (СЛО). Такая ситуация объективно предполагает партнёрство, интенсивную международную кооперацию и интеграцию в сфере арктического туризма. В рамках реализации уже упоминаемого выше проекта BART был осуществлён, например, сбор общей информации о развитии туристской отрасли в Баренцевом/Евроарктическом регионе, сделан компаративный анализ (от лат. сomparatius — сравнительный) о туристском потенциале российских и зарубежных северных регионов, определены основные проблемы и перспективы развития регионального туризма, проведены исследования по оценке потребностей и ожиданий участников туристского рынка, принят план первоочередных действий по развитию туризма 2. Несомненно, что туристская деятельность имеет возможности, несмотря на геополитические риски, выступить в Арктике фактором международного партнёрства, технологической модернизации северных территорий.

2 BART. URL: http://www.pomorland.pro/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-proekty/proekt-gosudarstvenno-chast-noe-partnerstvo-v-sfere-turizma-v-barentsevom-regione-bart/ (дата обращения: 10.02.2016).

Имеются все основания методологически и концептуально наряду с арктическим выделить и ещё один концепт — «северный туризм», трактуя его как более широкое понятие по туристским ресурсам, ареалу реализации и предложениям турпродуктов. Северный туризм внутри страны использует туристские ресурсы не только Российской Арктики, но и северных территорий Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока, которые входят в районы Крайнего Севера страны и приравненных к ним местностей, составляя 70% всей территории России. Арктический туризм при этом становится как бы частью северного туризма, так как все сухопутные территории АЗРФ полностью входят в состав Крайнего Севера России. Разделить в менеджменте на практике употребление двух этих условных понятий вызывает некоторые трудности, но это необходимо сделать, учитывая особенности арктического туризма, о которых шла речь выше. Северные туристские маршруты в Каргополь или в Кенозерский национальный парк, Кижи, Вологду, Красноярск, Владивосток при всей своей увлекательности и ценностного восприятия не несут того заряда драйва (мотивации, потребности, эмоции, внутреннего влечения, удовольствия), какой даёт арктический туризм. Различаются цены на тур-продукты северного и арктического видов туризма, имеются другие отличия.

Чтобы разграничивать в туристском менеджменте два этих концепта — арктический и северный туризм — можно и нужно условно договориться о следующем. Условно потому, что для потребителя туристских услуг определяющими факторами является качество сервиса, цена, привлекательность и драйв, о котором уже шла речь выше, а не научное или официальное название того или иного вида туризма. Арктический туризм относится только к Российской Арктике, включая сухопутные территории АЗРФ и акватории северных морей, входящих в СЛО. Северный туризм охватывает все территории Крайнего Севера России, за исключением тех из них, которые входят в настоящее время (2016) в состав сухопутных территорий АЗРФ, определённых указом Президента РФ от 2 мая 2014 г. Естественно, что круиз-ные, экскурсионные маршруты в северных морях, на острова в СЛО определяются исключительно как продукты арктического туризма. Турпродукты, предлагаемые на суше, необходимо уже локализовать по виду территориального туризма.

Очевидно, что при этом возникает острейшая потребность в чётком легитимном и научно-практическом определении объекта исследований, что предполагает уточнение таких понятий, как Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, Российская Арктика, Крайний Север, Север России. Потребность в такого рода операциональных понятиях существует не только в науке, но и в политике, экономике, государственном и муниципальном управлении, праве, организации туризма. Часто приходится сталкиваться с употреблением

указанных концептов без чёткого понимания их смысла и границ применения, что искажает суть предмета. Актуальность разграничение понятий «арктический туризм» и «северный туризм» обусловлена потребностями науки, практики, геополитики.

Арктика и Север как объект междисциплинарных исследований Арктика этимологически происходит от греческого «apKioq», «arktikos» — «северный», «arctos» — «медведь», ассоциируется с созвездием Большой Медведицы, занимает уникальное географическое положение. Это единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу, в состав которого входят акватории морей СЛО, многочисленные острова и архипелаги, а также прибрежные территории трёх материков — Европы, Азии и Северной Америки, вследствие чего этот регион называют ещё «полярным Средиземноморьем». Исчерпывающими основаниями для определения границ Арктики являются несколько взаимосвязанных подходов: 1) Северный Полярный круг — 66°33'44"северной широты. 2) Дифференциация ландшафтов, зонирование, тундра, лесотундра, тайга. 3) Изотерма июля +100; критерии Норденшельда, Визе, величина радиационного баланса. 4) Дискомфортность жизнедеятельности человека в высоких широтах: здоровье, суровые природные условия (низкие температуры, снег, мороз, полярные ночи, ветра, влажность). 5) Внутренние территориально-административные границы регионов, муниципалитетов арктических государств. 6) Этнокультурный ландшафт, права коренных народов, культурно-истори-ческие традиции. 7) Талассократия, выход арктических государств к морскому побережью СЛО какой-то частью своей суши. 8) Удорожание рабочей силы, затраты на производство продукции, износ основных фондов. 9) Качество жизни населения, социальная сплочённость, накопление и использование человеческого капитала.

Арктика даже и в XXI веке остаётся для многих «Terra Incognito» — неизведанной землёй. Хотя здесь точнее говорить не о земле («терра») в прямом смысле, не о земной суше, а о большом водно-территориальном циркумполярном (вокруг Северного полюса) пространстве, значительное время в году покрытом льдом. Если Арктику ограничивать с юга Северным полярным кругом, то тогда её площадь равняется 21 млн км . Если южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры, то в этом случае её площадь составляет около 27 млн км2. При зональном делении высокоширотных территорий используются концепты: Арктика, Субарктика и Гипоарктика. По характеру растительности арктические территории делятся на зоны: лесотундру, тундровую зону и зону полярных пустынь. Тундровая зона включает подзоны южных, типичных и арктических тундр.

Восемь арктических стран занимают более 26% территории земной суши; в них проживает 7,4% от общей численности населения глобального социума (2012); они производят 29,2% от ВВП мира в 77,8 триллиона американских долларов (2014) по базе данных Всемирного банка. Если взять не геополитическое, а только региональное измерение, то численность населения, постоянно проживающего севернее Полярного круга, в целом, невелика: 2,5 млн в Российской Арктике и 2,1 млн в остальных семи странах, вместе взятых (2012) 3. В концептуально-теоретическом плане Арктическая междисциплинарная модель в целом включает: территорию и акваторию Арктики, природно-культурный ландшафт, геополитическое, культурное, экономическое, социальные пространства, и, конечно же, историю открытий и развития арктического региона.

Арктическая зона Российской Федерации, её легитимный статус, состав, границы акватории и суши, порядок внесения изменений пока юридически не определён (2016). Ни в СССР, ни в Российской Федерации, несмотря на постоянные попытки, не удаётся принять соответствующий закон, легитимизировать АЗРФ, включая не только сушу, но и акватории северных морей СЛО, акваторию Севморпути, воздушное пространство. Понятие Арктической зоны РФ появилось по историческим меркам совсем недавно. Оно было установлено 22.04.1989 решением Госкомиссии при Совмине СССР по делам Арктики. Указ Президента России от 2 мая 2014 г. касался исключительно только суши. За его рамками остались в неопределённой ситуации акватории Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова морей.

«Российская Арктика, в моём авторском понимании, — это внутренние морские территориальные воды, исключительные экономические зоны акваторий Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингового морей, континентальный шельф, определяемый в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, акватория Северного морского пути как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации; все как открытые здесь, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане; сухопутные северные территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на побережье северных морей, имеющих выходы к акватории Северного Ледовитого океана, обеспечивающие безопасность российского государства; воздушное пространство».

3 Лукин Ю. Российская Ф Арктика в изменяющемся мире: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. С.28—29.

Рисунок 1. Карта АЗРФ / Лукин Ю.Ф., Ерёмин Э.С., 2011

Крайний Север включает в себя весь арктический регион, а Арктикой называют всего лишь часть северных территорий и акваторий. В государственном управлении СССР—РФ понятие Крайний Север используется с 1930 гг. по настоящее время.

Рисунок 2. Районы Крайнего Севера. У^: http://meridian12.ru/wp-content/uploads/2014/04/север-России.gif

Безусловно необходимо чёткое правовое разграничение концептов Российская Арк-

тика, АЗРФ, Крайний Север, Север России, понимание их функций, совершенствование практики правоприменения. Тогда будет понятнее, какие территории относить к арктическому, а какие — к северному туризму, как лучше управлять ими. Арктика, как яркая и далёкая звезда, всегда манила к себе путешественников, туристов, героев, романтиков, полярников, ученых, предпринимателей, военных, завораживала, замораживала и не отпускала от себя уже никогда. Северным территориям страны, включая сухопутные территории АЗРФ, в настоящее время нужны не только законы, но и новые рабочие места, современная инфраструктура, социальная стабильность и сплочённость, экономический рост, практический переход к «зелёной экономике». Становление туризма как отрасли экономики может оказать в перспективе позитивное влияние на социально-экономическое развитие Российской Арктики.

Национальный рейтинг по туризму: место регионов Российской Арктики Туризм в XXI в. становится важнейшей отраслью глобальной экономики. Более одного миллиарда туристов каждый год совершают путешествия в другие страны. Благодаря этому туризм стал ведущим экономическим сектором, на долю которого приходится 10% глобального ВВП и 6% общего мирового экспорта»4. Туризм является ценным источником средств к существованию для миллионов людей, обеспечивая одно из каждых одиннадцати рабочих мест в мире. Эти цифры демонстрируют не только экономическую силу, но и свидетельствуют об огромном потенциале и растущей способности туризма решать задачи социально-экономического роста, инклюзивное развитие и сохранение окружающей среды, на что нацелена деятельность Всемирной туристской организации 5. Экономическая значимость туризма дополняется его глобальным гуманитарным вкладом в развитие добрососедских отношений между странами, в философию добра, понимания мира, огромными возможностями в сфере межкультурных связей и коммуникаций. Подчёркивая значение туризма для России, Н. Андронова, вице-президент UNWTO, отмечала его силу, способную объединить нашу огромную многонациональную страну, стимулировать позитивные перемены в интересах всех россиян, создание новых рабочих мест, инвестиционные проекты. «При этом, согласно мировым трендам, развитие внутреннего туризма очень сильно стимулирует развитие въездного туризма. Потому что страны, которые развивают у себя внутренний туризм, и где люди знают и любят свою Родину, про-

4 Один миллиард туристов — один миллиард возможностей: Послание по случаю Всемирного дня туризма 2015 года Генерального секретаря Всемирной туристской организации Талеба Рифаи. URL: http://www. khorsun.ru/16/01/1710/27184/ (дата обращения: 08.12.2015).

5 Всемирная туристская организация (UNWTO) является специализированной структурой ООН, способствует развитию туризма в качестве движущей силы экономического роста и социального прогресса, стремится к продвижению туризма в качестве инструмента для достижения Целей тысячелетия ООН. В состав UNWTO входит 156 государств, 7 территорий и около 450 ассоциированных членов. URL: http://www.worldtravelbiz.ru/news/286479 183 (дата обращения: 08.12.2015)

двигают, открывают новые объекты, программы, становятся интересны людям из других стран. Как говорится, «полюби себя сам и тебя полюбит весь мир» [5]. Для понимания роли арктического туризма в экономике страны представляет интерес сравнительный анализ деятельности субъектов РФ в этой сфере.

Национальный рейтинг по туризму 85 субъектов РФ подготовил и впервые опубликовал в декабре 2015 г. центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» [5]. Количественная и качественная оценка регионов производилась по 9 критериям: 1) Уровень развития туристского бизнеса (на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма). 2) Оборот туристских услуг (количество рублей заработанных в сфере туризма — на каждого жителя региона). 3) Популярность региона у россиян (по количеству ночёвок в гостиницах). 4) Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах). 5) Туристская уникальность (рейтинг достопримечательностей и курортов — по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам). 6) Экологическое «здоровье» региона. 7) Криминогенная ситуация (количество преступлений на тысячу жителей). 8) Развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры. 9) Популярность региона как туристского бренда в интернете (количество запросов в поисковых системах; количество публикаций на русском и английском языках). В исследовании учитывались мнения представителей экспертного сообщества, специалистов медиа-группы «Отдых в России» (одноимённый журнал, информационные порталы «Российский туризм» и «Инвестиции в туризм»). По каждому из критериев — на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики — было проведено соответствующее ранжирование и подготовлены 9 таблиц и сводная. Первое место давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. В первую группу рейтинга вошли 16 регионов, набравшие более 50 баллов и занявшие места с 1 по 16, включая Краснодарский край, Санкт-Петербург, Москву, Крым, Московскую и Калининградскую области, Карелию, Татарстан, Приморский край и др. Развитие туризма в них является приоритетным направлением. Во вторую группу национального рейтинга вошли 49 субъектов РФ, набравшие от 30 до 50 баллов. В этой группе три региона входят в АЗРФ полностью всей своей территорией: Мурманская область, ЯНАО, Чукотский АО. Ещё 4 субъекта РФ имеют в АЗРФ свои муниципальные образования: Красноярский край, Якутия, Архангельская область, Коми Республика). К третьей замыкающей группе рейтинга относятся 20 регионов, набравших менее 30 баллов, в том числе НАО.

Туристский рейтинг регионов Российской Арктики с добавлением отдельных сопряжённых субъектов Севера России, примыкающих своим побережьем к северным морям (за исключением сухопутного ХМАО), составленный на базе первого национального рейтинга по туризму (2015), выглядит следующим образом:

Таблица 1

Субъекты РФ и муниципальные образования, входящие в состав балл Место в сухопутных территорий АЗРФ по указу Президента РФ от 2 мая арктичес-

2014 г. №296, сопряженные районы Крайнего Севера России ком рей-

тинге

Российская Арктика

30 Мурманская область

38 Красноярский край: город Норильск, Таймырский Долгано-

Ненецкий муниципальный район, Туруханский район (Игарка) 42 Архангельская область: МО «Город Архангельск», «Мезенский

муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский МР», «Приморский МР», «Северодвинск», острова в Северном Ледовитом океане 52 Чукотский автономный округ

54 Республика Коми: МО городской округ Воркута

58 Республика Саха (Якутия): Аллаиховский улус (район), Анабарский

национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Нижнеколымский район, Усть-Янский улус (район) 62 Ямало-Ненецкий автономный округ

72 Ненецкий автономный округ

Север России

7 Республика Карелия 56,0

18 Камчатский край 49,5

37 Магаданская область 41,0

51 Ханты-Мансийский автономный округ—Югра 34,4

Все регионы АЗРФ находятся в середине Национального рейтинга по туризму, где лидирует Мурманская область. НАО расположился в третьей, замыкающей группе на 72-м месте из 85-ти субъектов РФ. ЯНАО, занимая 62-е место, также не отличается в сфере туризма. Для многих субъектов РФ в третьей группе характерны невысокий уровень жизни, низкие доходы населения, слабо развитая инфраструктура. В этом отношении НАО и ЯНАО имеют более хорошие показатели уровня жизни, чем другие регионы, но менее развитую инфраструктуру и транспортную доступность. Показатели Красноярского края, Архангельской области, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), очевидно, относятся в большей степени не к арктическому, а к северному туризму, учитывая, что указанные субъекты РФ входят в АЗРФ лишь частично, на уровне отдельных муниципальных образований. В управлении туризмом важнейшее значение имеет его мультипликативный эффект. Формирующиеся новые туристские центры становятся региональными точками роста в регионах Севера России. «Туристская сфера, словно зонтик, накрывает много других отраслей экономики, и этот мультипликативный эффект с каждым годом будет значить всё больше. Многие регионы имеют воз-

Место в национальном рейтинге 2015 г.

43.0 1 40,7 2

39,6 3

34,2 4

33,5 5

32.1 6

30,9 7

27.2 8

можность резко прибавить. Вместе с инфраструктурой необходимо восстанавливать репутацию безопасного региона, на что тоже потребуются годы», — считает О.Чижова [5]. Денежные потоки сегодня реально текут следом за туристами. Ключевой проблемой становится транспортная доступность и цена турпродукта, что суперактуально для развития туризма в Арктике (НАО, ЯНАО, Таймыр, острова в СЛО). «Причём здесь важны два аспекта. В первую очередь, цена и величина транспортных расходов в общей стоимости турпакета, которые зачастую являются главным фактором отказа от путешествий по России. Во-вторых, это состояние транспортной инфраструктуры, в первую очередь, придорожного сервиса, обслуживания крупных пассажирских потоков» [5].

Туристский потенциал регионов Российской Арктики

Результаты оценки и сравнительного анализа показывают, что огромный туристский потенциал регионов Российской Арктики пока не используется в полную силу. Благоприятные возможности для развития разных видов туризма имеет Мурманская область, где развиваются: спортивная рыбалка и охота; экологический, водный, горный, минералогический туризм; альпинизм, горнолыжный спорт, дайвинг, пешие, лыжные и велосипедные походы. Здесь можно отдохнуть в диких уголках тайги и тундры, на берегах очень чистых рек. Исторические памятники и музеи есть в Коле, Кировске, Печенге, геологический музей в Апатитах. Возле Умбы, Поноя и Харловки обнаружены несколько древних лабиринтов-вавилонов. На полуострове Рыбачий, в среднем течении реки Поной и на Канозере найдены наскальные рисунки каменного века. Известны саамские памятники на Имандре, Музей саамской истории и быта в селе Ловозеро, священные места саамов: горы, озёра, реки и острова. Основные памятники культуры русских поморов находятся на Терском берегу Белого моря. Самый известный из них — деревянная церковь Успения в селе Варзуга — шатровый храм, характерный для русского северного зодчества, в которой сохранился старинный резной иконостас. С июля 2012 г. в Мурманске ведутся строительные работы по реконструкции пирса дальних линий морского вокзала в рамках реализации проекта «Арктическая гавань» для приёма круизных судов и паромов. В Комплексный план по подготовке к 100-летию города Мурманска на 2012—2016 гг. включены мероприятия на общую сумму более 28 млрд рублей 6. Организацией заходов кру-изных судов здесь занимается Мурманская туроператорская компания ООО «Нордморсервис тревел». Московская компания «Клуб путешествий «Спешиал» проводит морские круизы на

6 У^: http://new.gov-murman.ru/info/news/881/ (дата обращения: 16.12.2015).

зафрахтованных российских судах с 2010 г. Анализ предлагаемых турпродуктов на 2016 год показывает, что в основном преобладают круизы на Гренландию, Шпицберген.

Таблица 2

Даты, круиз Длительность Судно Стоимость

24 мая —1 июня 2016 Шпицберген 9 дней Quest от $ 5 690

13 июня—20 июня «Секреты Белого моря» 8 дней Silver Explorer от $ 9 250

23 июня—5 июля 2016 «Вокруг Шпицбергена» 13 дней Sea Adventurer от $ 7 295

03 августа—16 августа 2016 Морской круиз по 14 дней L' Austral от $ 7 170

Западной Гренландии

Источник: Special клуб путешествий. URL: http://www.specialtravelclub.ru/kruizy/arktika

Special предлагает в 2016 г. также круизы на западное побережье Гренландии, Южный и Северный Шпицберген; 10 круизов вокруг Шпицбергена; 5 круизов на Северный полюс с посещением Земли Франца-Иосифа (стоимость туров от $26 995 до $27 995 на атомоходе «50 лет Победы»); 3 тура по Северному морскому пути (от $19 800 до 29 995) на судах «Капитан Хлебников», «Академик Шокальский»; 1 тур по Северо-Западному морскому пути ($20 695). Какой будет при этом реальный спрос в 2016 г. на эти круизы — покажет время. Стоимость туров для русских групп в Арктике в условиях обвальной девальвации рубля представляется достаточно высокой, рассчитанный на сегмент людей с высоким уровнем доходов. Безусловно, что высокая стоимость морских круизов в зависимости от туроператора, класса судна, комфортности кают и длительности путешествия» объективно сдерживает развитие арктического туризма для многих социальных групп населения внутри России.

В Архангельской области сосредоточено более 10 тысяч памятников архитектуры, археологии, истории и культуры, в том числе 1 421 памятник федерального значения. Реализуются более 150 туристских маршрутов, экскурсий, интерактивных и познавательных программ. Развитие туризма здесь представляется весьма перспективным направлением бизнеса. В 2014 г. на территории региона было зарегистрировано 136 турпредприятий (включая турагентов и туроператоров). Если в 2012 г. Архангельскую область посетило — 338,1 тыс. человек, то в 2013 г. — 379,5 тыс. человек, в 2014 г. — 390,8 тыс. человек. Лидерами по объёму поступлений налогов и сборов от предприятий сферы туризма в 2014 г. являлись Архангельск — 58,5 млн рублей и Северодвинск — 35,2 млн рублей, входящие в состав АЗРФ7. Морские порты Архангельской области в 2015 г. приняли 23 круиза. Развивается сельский, культурный, образовательный, детский, лечебный и другие виды северного туризма, в том числе социального. В 2014 г. были организованы туры по области для 33 тысяч школьников, музеи областного значения посетили более 110 тысяч детей.

7 Информация о состоянии туристской отрасли Архангельской области в 2012—2015 годах. URL: http://www. pomorland.travel/upload/files/statistika_2012_2015_1.pdf (дата обращения: 04.01.2016).

Пользуются популярностью международные туры в национальный парк «Русская Арктика». В 2011 г. «Русскую Арктику» посетили 865, в 2012 — 1005, в 2013 — 688, в 2014 —738 человек [6, с. 123]. Летом 2015 г. здесь побывали 1 225 туристов из 41 страны, что стало рекордом посещаемости за всё время существования учреждения 8. Традиционно больше всего посетителей из Китая — 277 человек или 23 %. Туристы из России составили в общем числе всего лишь 6 %. Из 11 круизов 2015 г. семь было совершено к Северному полюсу с заходом на Землю Франца-Иосифа (ЗФИ) на атомном ледоколе «50 лет Победы»; три — на теплоходе «Sea Spirit» по маршруту Шпицберген — Земля Франца-Иосифа — Шпицберген. Ещё один рейс на круизном судне «Bremen» выполнялся по Северному морскому пути с заходом на мыс Желания Новой Земли и Землю Франца-Иосифа. С целью облегчения оформления иностранных судов с туристами из других стран, прибывающих с туристскими целями на территорию государственного природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа», Ростуризм и Минтранс России добились изменений в части изменений границ Архангельского морского порта, установив его внешний рейд в бухте Северная, заливе Дежнева, острове Земля Александры, на архипелага Земля Франца-Иосифа, что ускорило пограничные процедуры. «Сейчас мы занимаемся организацией в Архангельске постоянно действующего таможенного пункта пропуска. Кроме того, мы прорабатываем потенциальную возможность использования строящегося военного аэродрома на острове Земля Александры в гражданских целях, для доставки туристов», — сообщил директор национального парка «Русская Арктика» Роман Ершов 22.12.2015 .

Настоящими жемчужинами туризма являются объекты включённые в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Из 26 российских культурных и природных объектов ЮНЕСКО три относятся к турпродуктам арктического туризма, а четыре имеют отношение к северному туризму: 1) Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» с 1992 г. 2) Остров Врангеля в Чукотском автономном округе с 2004 г. 3) Плато Путора-на в Красноярском крае с 2010 г. 4) Погост Кижи в Республике Карелия с 1990 г. 5) Девственные леса Коми, Северный Урал, с 1995 г. 6) Ленские столбы в Хангаласском улусе Республике Саха (Якутия) с 2012 г. 7) Вулканы Камчатки в Камчатском крае с 1996 г.

8 Русская Арктика: национальный парк (сайт). URL: http://www.rus-arc.ru/ru/Tourism/Statistics (дата обращения: 02.01.2016).

9 Военный аэродром на Земле Франца-Иосифа рассчитывают использовать для доставки туристов/ Мокров К. URL: http://www.dvinainform.ru/economy/2015/12/22/38887.html (дата обращения: 02.01.2016). Возросшая популярность круизов к русским полярным островам позволяет снизить их стоимость от 300 тыс. до 750 тысячи рубл.

Соловецкие острова и остров Врангеля, расположенные в акватории Северного Ледовитого океана, бесспорно, являются одними из самых привлекательных объектов морского

Рисунок 4. На Соловецких островах: Голгофа на Анзере; каналы, соединяющие озера. URL: http://solovki-monastyr.ru/abbey/revival/; http://fogelman.ru/posts/2013/11/8807?ocom=60228

круизного туризма. Туризм на Соловки начал развиваться ещё в конце 60-годов XX века, когда там был создан Соловецкий музей-заповедник (1967). Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря, включены в состав ООПТ — ФГУ «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». В его оперативном управлении находится более 1 000 объектов культурного и природного наследия в хронологических рамках от мезолита (V тысячелетие до н.э.) до наших дней10. В настоящее время государство проводит модернизацию всей инфраструктуры Соловков, включая ЖКХ. К сожалению, суперпривлекательные ещё в ХХ в. морские круизы из Архангельска на Соловки так и не возрождены до настоящего времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На арктических островах Врангеля и Геральд в Чукотском автономном округе функционирует первый арктический заповедник России (1976). Сюда были завезены овцебыки с острова Нунавик. Здесь же находится уникальное место концентрации родовых берлог белого медведя, колоний белого гуся, стада северного оленя, лежбища моржей.

Рисунок 5. На острове Врангеля — объекте ЮНЕСКО

10 У^: http://www.solovky.ru/reserve/today/ (дата обращения: 28.03.2016).

В развитии арктического туризма далеко ещё не в полной мере используются возможности имеющегося ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Практически, в каждом субъекте Российской Арктики, Севера России имеются свои

потенциальные возможности и перспективы для развития разных видов туризма, используя огромный потенциал ООПТ, как ключевой основы такой деятельности 11.

Таблица 3

№ ООПТ: национальные парки, государственные природные (ГП) заповедники и заказники Дата создания

Российская Арктика

Мурманская область

1 ФГБУ «Кандалакшский государственный заповедник» 1992

2 Лапландский государственный природный биосферный заповедник 1930

3 ФГБУ Государственный природный заповедник «Пасвик» 1992

Архангельская область

4 Национальный парк «Русская Арктика» 2010

5 Национальный парк «Онежское Поморье» 2013

6 Государственный природный заказник федер. значения «Земля Франца-Иосифа» 1994

Ненецкий автономный округ

7 ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий» 1997

8 Региональный природный заказник «Вайгач» 2007

9 Государственный природный заказник федерального значения «Ненецкий» 1985

Республика Коми

10 Национальный парк «Югыд ва» (приполярный Урал) 1994

Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменской области

11 ФГБУ государственный природный заповедник «Гыданский» 1996

12 ФГБУ «Верхне-Тазовский заповедник» 1986

Красноярский край 12

13 Федеральный ГП Заповедник «Большой Арктический» 1993

14 Федеральный ГП Заповедник «Таймырский» 1979

15 Федеральный ГП Заповедник «Путоранский» 1988

Республика Саха (Якутия)

16 ФГБУ ГП Заповедник «Усть-Ленский» (пос. Тикси) 1985

Чукотский автономный округ

17 Национальный парк «Берингия» 2013

18 Федеральный ГП Заповедник «Остров Врангеля» 1976

Север России

Архангельская область

1 Национальный парк «Кенозерский» 1991

2 ФГБУ Государственный природный заповедник «Пинежский» 1974

Вологодская область

3 Национальный парк «Русский Север» 1992

4 ФГБУ «Дарвинский государственный заповедник» 2003

Республика Карелия

5 Национальный парк «Водлозерский» (в Карелии и Архангельской области) 1991

6 Национальный парк «Калевальский» 2006

7 Национальный парк «Паанаярви» 1992

11 Каталог ООПТ России. URL: http://news.zapoved.ru/katalog-oopt/ (дата обращения: 11.02.2016).

12 ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» Большой Арктический, Таймырский, Путоранский и заказник Пуринский находится в Норильске.

8 Государственный заповедник «Кивач» 1931

Республика Коми

9 Государственный биосферный заповедник «Печоро-Илычский» 1930

Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области

10 «ФГБУ «Заповедник Юганский» 1982

11 Государственный природный заказник «Верхне-Кондинский» 1971

Красноярский край

12 Национальный парк «Шушенский бор» 1995

13 Государственный природный заповедник «Столбы» 1925

14 Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» 1976

15 ФГБУ «Заповедник «Тунгусский» 1995

16 ФГБУ ГПБЗ «Центральносибирский» 1985

Республика Саха (Якутия)

17 ГБУ РС(Я) природный парк «Ленские столбы» 1995

18 Государственный природный заповедник «Олёкминский» 1984

Магаданская область

19 ФГБУ «Государственный заповедник «Магаданский» 1982

Камчатский край

20 ФГБУ государственный заповедник «Корякский» (в результате реорганизации 2015 г. входит в Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник 1995

21 ФГБУ «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» 1934

22 Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» 1993

В таблице представлены ООПТ как относящиеся непосредственно к Российской Арктике, так и ООПТ части сопряжённых с АЗРФ субъектов Севера России. Часть указанных выше ООПТ Севера имеет непосредственный выход к морям и перспективы развития морского туризма. Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» имени С.В. Маракова, например, самый большой морской заповедник России. Площадь его охраняемой морской акватории более 3 миллионов гектаров, что равно территории европейской Бельгии. «Командорский» — единственное место в стране, где ежегодно и круглогодично проводятся наблюдения за китообразными13. В числе морских ООПТ к настоящему времени появился вновь созданный в 2013 г. национальный парк «Берингия» общей площадью 1,8 млн га. Под международной охраной находятся двенадцать из пятнадцати китообразных. Гренландский и серый киты распределяются по аборигенной квоте Международной китобойной комиссией коренным жителям Чукотки — эскимосам и чукчам. Известны памятники археологии — «Китовая Аллея», могильник Эквен, жилище «Пайпельгак», но более двухсот всё ещё хранят в себе тайны тысячелетий в ожидании археологов и этнографов. Море постепенно забирает при этом часть материальной культуры14. На побережье Белого моря создан и функционирует НП «Онежское Поморье» (2013).

Главной достопримечательностью северного туризма в Республике Коми по праву считаются «Девственные леса Коми», включающие площади Печоро-Илычского государствен-

13 ГПБЗ «Командорский». URL: http://komandorsky.ru/about.html (дата обращения: 28.02.2016).

14 Сайт парка «Берингия»: http://park-beringia.ru (дата обращения: 06.02.2016).

ного биосферного заповедника и национального парка «Югыд ва», а также их буферные и охранные зоны. Входят в состав первого российского объекта природного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми»15. Республика Коми получила недавно ещё и статус арктического звена в «Серебряном кольце России», представляющего собой систему региональных и межрегиональных маршрутов, имеющих общую стратегию социально-экономического развития и организации туризма и отдыха на территории Северо-Западного федерального округа16.

В Ненецком автономном округе природный заказник Вайгач — единственный в своём роде «священный остров» ненецкого этноса, где коренные народы поклоняются своим божествам, просят у них «разрешения» на промысел рыбы и зверя. Многие святилища Вай-гача имеют более древнюю историю (ненцы заселили остров в X—XI вв.). В течение столетий в этих местах пересекались пути многих народов Севера, Сибири и Восточной Европы. Здесь были обнаружены предметы, датируемые III — II вв. до н.э. Имеется комплекс долин-каньонов, скалистых островов и сложно расчленённых берегов «Вайгачские шхеры». Однако, как уже отмечалось, сдерживающим фактором развития туризма в НАО во многом является низкий уровень развития инфраструктуры, дорожно-транспортной сети. Главным и единственным транспортом, как и во многих других субъектах АЗРФ, остаётся дорогостоящая авиация. Обладая солидным туристским потенциалом Нарьян-Мар пока так и не сумел в полной мере трансформировать его объекты в доступные региональные турпродукты. Позитивные шаги в этом направлении сделаны в 2015 г. Проведены рекламно-информационные туры «Открой свою Арктику». На туристском информационном портале округа появился мобильный туристский путеводитель по НАО, что имеет свои конкурентные преимущества в условиях растущего интереса к самодеятельному туризму, возможность спланировать маршрут с помощью собственного гаджета.

Перманентную работу в сфере северного туризма ведут органы власти и управления Республики Саха (Якутия), где годовой поток туристов составляет пока всего лишь около 150 тысяч человек. Продвижением образа этой республики как региона, благоприятного для туризма, занимается туристский информационно-справочный портал «Хорсун Travel». Его миссия — привлечение наибольшего числа туристов, извлечение прибыли и пополнение местного бюджета через систему налогообложения субъектов туристского бизнеса. Туристов со всего света привлекает природный парк «Ленские столбы», который находится на стыке трёх ботанико-географических районов: Красноярская лесостепь, горная тайга Восточных Саян и

15 Югыд ва. URL: http://www.yugydva.komi.com/?news=778.htm (дата обращения: 28.02.2016)

16 Коми вошла в «Серебряное кольцо России» в качестве арктического звена. URL: http://komiinform.ru/ news/131307/ (дата обращения: 7.03.2016).

подтайга Средне-Сибирского плоскогорья общей площадью 1,3 млн га 17. Привлекательным

проектом Ростуризма и властей Якутии является организация бриллиантовых туров — экс» 18 т

курсионных поездок в регион за счёт покупки ювелирных изделий . Туристы посещают ювелирные фабрики, наблюдают, как ведется огранка драгоценных камней и производство украшений. Бриллиантовые туры будут окупаться при условии, если общая стоимость билета на самолет и проживание (2—3 дня) на одного приезжающего составит максимум 40 тысяч рублей. При этом туристы за бесплатную поездку должны приобрести украшения не менее чем на 200 тысяч рублей. Только тогда поездка окупится. Такой туризм рассчитан по большей части на состоятельных иностранных и отечественных туристов.

В целом, позитивно оценивая имеющиеся стратегические долговременные возможности развития арктического туристского бизнеса, необходимо обязательно учитывать оптимальную ёмкость ООПТ для принятия определённого количества туристов со всего света с позиций экологии. Очень важно не навредить природе, не уничтожить уникальные природные и культурные объекты, учитывая не высокий уровень экологического воспитания и культуры какой-то части туристов. Поэтому администрациями ООПТ вполне обоснованно вводятся разного рода ограничения, регламентируется количество и поведение туристов и паломников. Особого внимания требует посещение импактных районов, горячих экологических точек. Очень важно также обеспечить безопасность самих туристов.

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие туризма на северных территориях, является их труднодоступность, высокие цены на услуги транспорта. До Норильска, например, можно добраться из морского порта Дудинки или прилететь в Норильск самолётом, а оттуда уже на плато Путорана. Час полёта на самолёте на севере региона, где расположен объект ЮНЕСКО «Плато Путорана», ещё совсем недавно стоил 200 тысяч рублей. Кроме того, Норильский индустриально-промышленный район в экологическом отношении является одним из самых загрязнённых, импактных районов Арктики. Однако совсем не так далеко расположен уникальный Путоранский государственный природный заповедник (680 с.ш.), который сочетает в пределах своей территории субарктический и арктический пояс, тайгу, лесотундру и арктическую пустыню. Здесь более 25 тысяч озер, которые составляют самый большой резервуар пресной воды в Сибири после Байкала и очень похожи на норвежские

17 Сайт природного парка «Ленские столбы» URL: http://www.lenskiestolby.ru/posts/view.aspx?id=130 (дата обращения: 06.02.2016).

18 Ростуризм продвигает бриллиантовые туры в Якутию. 02.10.2015. URL: http: //www.khorsun.ru/6/01/1711/ 27215/ (дата обращения: 12.12.2015). Национальный туроператор «Планета Якутия» реализует четырёхдневный турмаршрут «Алмазный путь» в г. Мирный.

фьорды, только среди суши; множество водопадов, в том числе и самый высокий в России (108 м). Привлекательные места для туристов, есть что посмотреть, но затратно.

Возможности и угрозы развития туризма в Арктике и на Севере России Возможности туристской деятельности определяются во многом существующими на рынке услуг реальными предложениями тех или иных турпродуктов и их спросом. На карте-схеме д.э.н., профессора A.B. Шевчука показана локализация и обозначены самые разные виды туризма, которые культивируются в регионах Арктики и Севера России: культурно-исторического, экологического, природного, этнографического, морского, событийно-развлекательного, охотничьего; рыболовные, горнолыжные, лодочные туры; парусные походы, рафтинг — спортивный сплав по горным рекам на надувных судах — рафтах.

Анализируя мнения экспертов, менеджеров, профессионалов в сфере туризма можно выделить несколько стратегических возможностей развития туризма в Арктике и на Севере России (арктический и северный туризм).

1. Громадный туристский потенциал, разнообразие природных и культурных ресурсов для удовлетворения потребностей различных категорий посетителей при создании туристских продуктов, организации туров, круизов, экскурсий.

2. Уникальная флора и фауна сухопутных северных территорий, арктических островов и акваторий Северного Ледовитого океана позволяет реализовать привлекательные туристские

маршруты, морские круизы с демонстрацией диких животных в природных условиях (белые медведи, моржи, птичьи базары и др.).

3. Действующая сеть национальных парков, природных заповедников и заказников, наличие объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО способствует аттрак-тивности (привлекательности) туристских продуктов, развитию въездного туризма.

4. Тенденция роста интереса потребителей к экологическому, этнографическому, спортивному, самодеятельному, морскому и другим видам туризма в Арктике и на Севере России как со стороны иностранных, так и отечественных туристов.

5. Развитие социального туризма в субъектах Российской Арктики и Севера России при обеспечении должного финасирования.

6. Создание Арктического туристско-рекреационнного кластера, включая инфраструктуру сервисного обслуживания посетителей с привлечением сторонних инвесторов; модернизацию существующих туристских объектов, ООПТ всех форм собственности; рекламно-информационное обеспечение, маркетинг и продвижение туристских продуктов на внутреннем и внешнем рынках; содействие интеграции и налаживанию партнёрских связей регионов, городов, туристских операторов, заповедников с российскими и зарубежными туристскими компаниями, другими организациями, заинтересованными в развитии туризма в Арктике (Стратегия развития арктического туризма до 2030 г.).

7. Модернизация транспортной инфраструктуры, автодорог и автотранспорта, морского и речного транспорта, портов и причалов, функционирование оптимальной сети широтных и меридиальных железных дорог на Крайнем Севере, новых аэропортов в Российской Арктике, в том числе двойного назначения, в целом открывает в будущем новые возможности для развития экономики регионов, включая отрасль туризма.

8. Создание в России постоянно функционирующей Национальной Арктической справочно-информационной системы туризма (НАСИСТ): по природным и историко-культурным объектам, ООПТ, туристским маршрутам, морским круизам, картам, сервису и рекламе, — в электронном виде с использованием возможностей спутниковой группировки ГЛОНАСС, космической системы «Арктика», оптико-волоконной связи и ресурсов Федерального агентства по туризму (Ростуризма), действующих туроператоров и турагентств, как отечественных, так и зарубежных.

9. Легитимная система взаимодействия туроператоров и турагентств в Арктике и на Севере России с региональными структурами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрез-

вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пограничными упрвлениями ФСБ России, таможнями Федеральной таможенной службы и другими ведомствами на местах.

10. Мотивация и активность федеральных и региональных органов власти и управления, арктических муниципалитетов, бизнеса, северных социумов в развитии туризма как перспективной отрасли экономики региона, современной инфраструктуры, логистики в Арктике и на Севере России.

11. Для реализации потенциала туризма в отдельно взятом регионе Арктики и Севера России необходимы: оценка возможностей, чёткое представление о наиболее перспективных стратегических ресурсах; разработка программы развития туризма в регионе, внесение изменений в соответствии с реальной ситуацией и вызовами времени; создание привлекательных и востребованных региональных турпродуктов; поиск и првлечение инвесторов; оптимальная и доступная логистика; грамотная маркетинговая политика и продвижение турпродуктов [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В числе угроз, рисков эффективного развития туристской отрасли экономики в Арктике и на

Севере России можно обозначить следующие:

1) Правовая неопределённость, нелигитимность статуса АЗРФ (суша), Российской Арктики (акватории + суша) в настоящее время (2016).

2) Субъекты АЗРФ, имея весомый потенциал для развития арктического туризма, недостаточно используют механизмы рынка и менеджмента для того, чтобы конвертировать имеющиеся ресурсы в ликвидный конкурентоспособный турпродукт, явно уступая регионам юга и средней полосы России.

3) В части субъектов и муниципалитетов АЗРФ отсутствует системный подход и реально выполнимые программы развития туризма, отмечается низкий уровень управления этой отраслью экономики на региональном и муниципальном уровнях, дефицит профессионально подготовленных специалистов.

4) Не всегда грамотно используется отечественный потенциал круизного морского туризма по акватории Севморпути, на Северный полюс, арктические острова в Северном Ледовитом океане, на Соловки в Белом море, остров Врангеля с учётом баланса экологии и экономики, стоимости туров.

5) Актуально не только строительство атомных ледоколов на отечественных верфях, но и поиск инвестиций, проектирование, постройка самых современных судов для туристского

бизнеса усиленного ледового класса, которые можно использовать на морских маршрутах в суровых условиях как Арктики, так и Антарктики в разные времена года.

6) На мировом рынке турпродуктов недостаточно эффективно осуществляется продвижение российских национальных парков, федеральных природных заповедников и других ООПТ, объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

7) Оставляет желать лучшего качество туристского сервиса (классификация отелей, аттестация гидов-экскурсоводов и переводчиков, транспорт) в регионах Арктики и Крайнего Севера России. Не всегда хватает профессионализма, чувства гостеприимства и порядка, гордости за место, где живём.

8) Внутренний спрос, особенно в условиях кризиса, на дорогие арктические турпродукты сдерживает его развитие из-за элементарного отсутствия средств и снижение уровня жизни значительной части населения России. При этом российское государство, его ведои-ства, субъекты РФ пока ещё недостаточно оказывает поддержку социальному, экологическому, культурно-историческому внутреннему туризму в Арктике и на Крайнем Севере России, в том числе для детей, учащейся молодёжи, пенсионеров.

9) На развитии въездного туризма отрицательно влияет длительность процедур, временные ограничения для иностранцев. Посещение иностранными туристами арктических островов, морских портов связано с необходимостью оформления пропуска в пограничную зону, таможенным контролем. Практически не применяется электронная виза, как это практикует, например, Кипр, используя провизы, которые можно получить буквально в течение одного дня по электронной почте.

10) Государством и бизнесом ещё недостаточно вкладывается инвестиций для создания современной инфраструктуры туризма в Арктике и на Крайнем Севере России, в том числе в модернизацию морских портов и причалов, аэропортов, строительство новых современных гостиниц. Регионы, тем более муниципалитеты, не имеют часто для этого необходимых финансовых ресурсов.

11) Допуск туристов на территории традиционного пользования коренного населения Севера несёт вполне реальную угрозу вторжения в его нынешний образ жизни, бытовую культуру, формирования необоснованных иллюзий, рыночной мотивации [7, с. 48].

12) Многие эксперты отмечают отсутствие в целом валидной (надёжной) и проверенной информации о российских туристских продуктах, включая безусловно и Арктику.

Одну из субъективных угроз на ментальном уровне точно подметил В. Иванов: «Для

бурного, динамичного развития внутреннего туризма нам не хватает чувства гордости за ме-

сто, в котором живем, твердости и единства в отстаивании своих интересов, позиций. Мы миримся с нелегалами, которые создают невыносимую конкурентную среду, фирмами-однодневками. Мы не боремся за своё будущее — не хотим готовить специалистов, экскурсоводов, гидов-переводчиков, потому что боимся вкладывать в них деньги, а вдруг они уйдут в другую компанию? Нам не хватаем чувства гостеприимства и порядка, которые должны воспитываться в семьях» [5]. Невысокое качество сервиса на местах, ещё нередко встречающийся низкий уровень профессионализма и управления в сфере отечественного туризма, высокие, не всегда обоснованные, цены сдерживают в целом развитие внутреннего туризма. Упала покупательная способность населения России в условиях двойной девальвации рубля и роста цен. Россияне всё чаще начинают экономить на своём отдыхе. В одном из опросов, проведённом в январе 2016 г., ответы на вопрос «Какие статьи расходов вы сокращаете в певую очередь?» распределились следующим образом: 1) путешествия — 11 875 (36,35% от общего числа голосов); 2) развлечения — 8 606 (26,34%); товары длительно пользования — 2 482 (7,6%)19. Таким образом, принявшие участие в голосовании экономят на одыхе (путешествиях, развлечениях) в первую очередь.

Заключение

Российская Федерация имеет все возможности стать лидером в бережном использовании имеющегося потенциала национальных парков, федеральных природных заповедников и других ООПТ в Арктике, успешно реализуя новую Повестку дня ООН до 2030 г. В докладе GSDR (Global Sustainable Development Report) цели устойчивого развития (SDGs) рассматриваются, как взаимосвязанные системы, как прогресс в направлении одной цели может зависеть и способствовать прогрессу в достижении других 20. Для сохранения и развития туристско-рекреационного природного потенциала Арктики из 17 заявленных ООН особенно актуальны две цели. Goal (цель) 14 а,Ь: Экономия, сохранение и устойчивое использование океанов и морских ресурсов для устойчивого развития. Goal (цель) 15 a, b, c: Защита и восстановление экосистем суши, содействие их устойчивому использованию, устойчивое управление лесами, остановка и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение утраты биоразнообразия21.

19 URL: http://www.kommersant.ru/poll/results (дата обращения: 06.04.2016).

20 Global Sustainable Development Report, 2015 edition. Advance Unedited version. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/1758GSDR%202015%20Advance%20Unedited%20Versio n.pdf (дата обращения: 10.02.2016).

21 Global Sustainable Development Report, 2015 edition. Advance Unedited version. C. 41

) не 1 нише

DU 4 LI IT EDUCATION

et Ml Li EQLULITT

"M"

Hm iff

CLLAh W4IER

¿40 sihiTiTidH

GGDDJDBSAND ICCONOHIC CÜOWIH

# Ü

INHUVATIUN ОНО

INFRASTRUCTURE

1

t 1 ;

t 1 5

• 1 z

1

LLFFEFUW I WATER

1С UFF

10 DhLHO

IRE DJCEC INEQUALITIES

©

i РЕШШ f JUSTICE

X

SUSTAINABLE CITIES I fl ft RES РОЬ SI EL E AmnCGMVlUHllieS I 11 COhSuMPriO.4

Äffli Ш

UPifiT.4FBSHIJS fQH THEfiOALS

GO

THE GLOBAL GOALS

^Vi'ii'iHiPi i«:i ■ i ■■

Рисунок 7. ООН: 17 целей устойчивого развития// Global Sustainable Development Report, 2015 edition.

Несомненно, что такой подход должен стать императивным при организации арктического и северного видов туризма, вовлечении новых турпродуктов в туристскую деятельность, бережно сохраняя при этом окружающую природную и культурную среду Арктики и Севера. Баланс экономики и экологии в сфере арктического туризма не менее важен, чем в других отраслях (добыча углеводородов, транспорт, строительство, энергетика).

В целом же можно сделать общий вывод о том, что эффективная практическая деятельность, качественный сервис в сфере туризма в Российской Арктике — это всё же дело ближайшего будущего во временном интервале от 10 до 15 лет, а может и более того. Многое зависит здесь от наличия спроса на туристские продукты в Арктике, складывающейся конъюнктуры на рынке услуг туризма, объёма инвестиций на развитие инфраструктуры в арктических регионах РФ, позиции российского государства, региональных и муниципальных органов власти и управления, отечественного бизнеса, от эффективной деятельности самих туристских операторов и агентств.

Литература

1. Новая Земля: монография / под общей редакцией П.В. Боярского. М.: Европейские издания— Paulsen, 2009. 410 с.

2. Медведев Д.А. Международное экономическое сотрудничество в Арктике. Арктический экономический совет / Под ред. В.П. Журавеля. М.: АНО ЦСОиП, 2015. 92 с. URL: http://neva. transtec-neva.ru/files/File/2015/documents/news/book-medvedev-arctic-2015.pdf (дата обращения: 09.02. 2016).

3. Воробьева А.С. Арктический туризм в России: проблемы и перспективы // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практ. конф. 30 апреля 2015 г.: в 14 томах. Том 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С.35—36. URL: http://ucom.ru/doc/conf/2015.04.30.05.pdf (дата обращения: 26. 02.2016).

4. Федотовских А.В. Стратегия развития Арктического туризма до 2030 года (19.03.2015). URL: http://-innovation-russia.ru/initiatives/28 (дата обращения: 19.03.2016).

5. Национальный Туристический Рейтинг (№1). Декабрь 07, 2015 // Центр информационных коммуникаций. Журнал «Отдых в России». URL: http://russia-rating.ru/info/9857.html (дата обращения: 08.12.2015).

6. Ершов Р.В. Национальный парк «Русская Арктика» // Арктические ведомости. 2015. № 3 (14). С. 116—123.

7. Геоэкономические процессы в Арктике и развитие морских коммуникаций / науч. ред. д.э.н., проф. С.Ю. Козьменко, д.э.н., проф. В.С. Селин. Апатиты: КНЦ РАН, 2014. 266 с.

References

1. Novaya Zemlya: monografiya / pod obshhej redakciej P.V. Boyarskogo. M.: Evropejskie izdaniya — Paulsen, 2009. 410 p.

2. Medvedev D.A. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo v Arktike. Arkticheskii ekonomicheskii sovet/Pod red. V.P. Zhuravelya. M.:ANO CSOiP, 2015. 92 p. URL: http://neva. transtec-neva.ru/files/File/2015/documents/news/book-medvedev-arctic-2015.pdf (Accessed: 09 February 2016).

3. Vorobeva A.S. Arkticheskij turizm v Rossii: problemy i perspektivy. Nauka i obrazovanie v zhizni sov-remennogo obshhestva: sb. nauch. trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakt. konf. 30 aprelya 2015 g.: v 14 tomakh. Tom 5. Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2015. pp.35—36. URL: http://ucom.ru/doc/conf/2015.04.30.05.pdf (Accessed: 26 February 2016).

4. Fedotovskih A.V. Strategiya razvitiya Arkticheskogo turizma do 2030 goda (19.03.2015). URL: http://-innovation-russia.ru/initiatives/28 (Accessed: 19 March 2016).

5. Nacionalnyj Turisticheskij Rejting (№1). Dekabr 07, 2015. Centr informacionnykh kommunikacij. Zhurnal «Otdyh v Rossii». URL: http://russia-rating.ru/info/9857.html (Accessed: 08 December2015).

6. Ershov R.V. Nacionalnyj park «Russkaya Arktika». Arkticheskie vedomosti. 2015. № 3 (14). pp. 116—123.

7. Geoekonomicheskie processy v Arktike i razvitie morskih kommunikacij / nauch. red. d.e.n., prof. S.Yu. Kozmenko, d.e.n., prof. V.S. Selin. Apatity: KNC RAN, 2014. 266 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.